Звезда чувств удо баер
Наталья Золотарева запись закреплена
Вчера на курсах по арт-терапии проходили. Решила поделиться. Очень полезная штука
Упражнение «Звезда чувств»
Материалы: цветные карандаши и/или фломастеры, лист бумаги А-4
Это упражнение даёт возможность познакомиться со своими основными чувствами, увидеть более широкий спектр чувств, узнать, как работать над беспокоящими чувствами.
Алгоритм:
Сначала нужно выписать те чувства, которые ты испытывал за эту неделю-месяц (от 3 до 5). Затем найти и написать антонимы к этим чувствам.
Потом рисуем круг и делим его на 6-10 секторов (в зависимости от диапазона выписанных чувств)
В одном секторе пишем чувство, которое чаще всего испытываем.
В секторе напротив пишет противоположное чувство. И так по убыванию. Таким образом, подписаны будут все сектора по противоположным парам.
Далее раскрашиваем сектора цветами по своим ощущениям.
Переходим к вопросам после упражнения:
Назови чувства, которые ты нарисовал.
Рассмотри цвета, которыми ты обозначил свои чувства.
Проанализируй, почему именно эти цвета ты выбрал.
Куда хочется смотреть в своей звезде.
Напиши маленький рассказ о своей звезде.Куда меньше хочется смотреть в звезде, какое чувство в себе меньше всего нравится. Посмотри на противоположное к нему чувство и чувства, которые рядом с ним. Возможно, в этом будет ответ: как работать с мешающим чувством
Подумай, как то, что ты нарисовал, связано с твоей жизнью, твоим запросом. Главные выводы напиши.
На рисунок полезно посмотреть спустя время и получить дополнительный инсайт. В этом проявляется долгоиграющий эффект арт-терапии.
Источник
«Звезда чувств»
#арттехники #рекомендую
Продолжаю делиться арттехниками для индивидуальной работы над собой или в качестве подспорья к личной психотерапии. В прошлый раз я рекомендовала юнгианскую технику рисования кругов (или мандал), и сегодня вот тоже рекомендую круг, но уже совсем другой.
Эта техника называется «Звезда чувств». Её автор Удо Баер – педагог, философ и практикующий психотерапевт из Германии, основатель института подготовки арттерапевтов «Мастерская будущего». Техника помогает лучше понять себя и разобраться во внутренних переживаниях, увидеть картину актуального состояния более объёмно, прожить сложные чувства.
Необходимо использовать большой белый лист бумаги, лучше всего А1 (ватман) или большой кусок обоев на их обратной стороне. Нужно нарисовать на этом листе круг (или многолучевую звезду), затем поделить этот круг на 10 (или 8, или 12) секторов.
Далее, по краю сектора напишите какое-нибудь важное для вас чувство. На краю противоположного сектора напишите чувство, которое считаете противоположным первому. Занесите в следующий сектор еще одно важное чувство и снова в противоположный сектор — полярное ему чувство.
Заполните таким образом весь круг или звезду. Раскрасьте одной краской, либо смешанными красками каждое поле в точности тем оттенком цвета, который соответствует вашему чувству, записанному в этом секторе.
Лучше воздержаться от рисования в секторах звезды чувств каких-либо символов, так как в таком случае существует возможность попасть под влияние клише. Сердечки в таком случае легко превращаются в любовь, кресты – в печаль и таким образом заслоняют внутреннее переживание чувства.
Создание звезды чувств может занимать различное время. Иногда выбранные цвета или сочетания получаются неожиданны и поразительны для нас самих. Иногда во время работы над каким-либо чувством возникают актуальные переживания, которые требуют проживания. Работа с чувствами всегда довольно энергозатратна.
Желательно начинать с чувства, которое в данный момент занимает вас больше всего.
Иногда после рисования определённого чувства хочется сразу перейти к противоположному чувству. А иногда встреча с чувством настолько затрагивает, что будет другие чувства, но не «противоположные», а «соседние», близкие. Например, чувство одиночества человек хочет разместить в соседнем секторе со страхом, так как одиночество для него дополняет страх и эти чувства взаимно усиливают друг друга. Или, например, чувство печали, будучи нарисованным и прожитым, вдруг внезапно переходит в чувство злости.
В индивидуальной терапии создание звезды чувств и углубленная работа с ней может занять длительный период. Работа иногда прерывается возникающими актуальными темами и переживаниями, которые могут прорабатываться с помощью других методик и техник, а затем снова появляется потребность вернуться к Звезде чувств. Если же работа идёт единоразово, минимально на технику отводится от 40 минут до нескольких часов.
После завершения работы, важно рассмотреть Звезду чувств со всех сторон.Обратить внимание на то, что привлекает в первую очередь.Какое чувство цепляет больше других и какие чувства соседствуют с ним?
Как, например, в Звезде чувств на картинке, которую я привела, любовь находится между доверием и страхом. Можно заметить, что у Звезды чувств есть правая и левая, или верхняя и нижняя половины. Иногда одна из них кажется позитивнее, другая – негативнее, одна – светлее, другая – темнее, одна кажется дружелюбнее, другая – неприветливее. Можно подумать о том, что разделяет эти части и как их можно соединить, можно ли перейти из одной части в другую?
Можно физически встать на определённые сектора или положить руки так, чтобы прочувствовать каждое чувство по отдельности или связь между ними.
Можно поразмышлять, какая окружающая среда необходима вашему миру чувств? И затем раскрасить пространство вокруг Звезды чувств так, чтобы оно обрело необходимый цвет и форму.
Интересующие чувства также можно поисследовать дополнительно, переведя в другое медиа – например, проиграть их на музыкальных инструментах, подвигаться, сделать объёмную скульптуру и т.д.
В общем, данная техника – кладезь разнообразных возможностей для психотерапевтической работы. Некоторые клиенты вешают звезду чувств на стену у себя дома, другие – возвращаются к ней неоднократно в процессе терапии. Или рисуют новую Звезду чувств, спустя время, чтобы почувствовать изменения в работе над собой.
Кому особенно рекомендую попробовать?
— Т ем людям, которых чувства настолько захлёстывают, что им трудно разобраться, что же они чувствуют, какие чувства для них важны.
Создание звезды чувств поможет лучше ориентироваться в мире своих чувств и развивает способность понимать значение отдельных чувств и их оттенков и не тонуть в море эмоций.
— Тем, кто говорит, что «редко испытывает чувства» и является скорее «человеком рассудка», но, в то же время, хочется познакомиться со своими чувствами поближе. Работая над созданием собственной звезды чувств, такие люди приоткроют дверь в свой внутренний мир, в царство своих чувств.
Если есть желание попробовать, но не хочется или страшно разбираться в одиночку, возможно попробовать в рамках консультации или терапевтической встречи. А если желающих наберётся несколько, возможен групповой формат. Обращайтесь!
Источник
Упражнение «Звезда чувств»
Упражнение «Звезда чувств»
Автор: Удо Баер. Модификация: Ольги Гаркавец
Инструменты: цветные карандаши, лист бумаги А-4
Цель: возможность познакомиться со своими чувствами, увидеть весь спектр чувств, узнать, что чувств гораздо больше, чем клиент предполагает, работа с мешающими чувствами.
Алгоритм:
- Клиенту нужно нарисовать круг и поделить его на 8 секторов.
- В одном секторе клиент пишет чувство, которое чаще всего испытывает.
- В секторе напротив пишет противоположное чувство. Таким образом, должно получиться 4 пары чувств.
- Далее клиент раскрашивает сектора цветами по своим ощущениям.
- Затем переходим к вопросу после упражнения:
- Назови чувства, которые ты нарисовал.
- Рассмотри цвета, которыми ты обозначил свои чувства.
- Проанализируй, почему именно эти цвета ты выбрал.
- Куда хочется смотреть в своей звезде.
- Напиши маленький рассказ о своей звезде.
- Подумай, как то, что ты нарисовал, связано с твоей жизнью, твоим запросом. Главные выводы напиши.
Клиент может забрать рисунок с собой и получить инсайт через время. В этом проявляется долгоиграющий эффект арт-терапии, что результаты приходят даже через время.
Источник
Глава 9. Терапия творчеством: Удо Баер
Удо Баер — немецкий педагог, философ, практикующий психотерапевт, основатель и руководитель «Мастерской будущего» — института для подготовки творческих психотерапевтов.
По мнению Баера, искусство терапевта состоит в первую очередь в том, чтобы выстроить с клиентом такие отношения, которые дают им обоим возможность пойти на риск и заставить «таять» «замороженные» стереотипные модели реагирования (ригидные паттерны поведения, чувствования и восприятия), сделать их более гибкими, подвергнуть сомнению их незыблемость и постоянство и хотя бы ради эксперимента попытаться испробовать новые варианты поведения.
Один из важных источников для развиваемого им подхода Баер считает гештальт-терапию с ее основными положениями о осознавании, принципом «здесь и теперь», тем значением, какое она придает выражению чувств, роли терапевта в поддержке и поощрении этих чувств. Баер считает также важным положение гештальт-терапии о необходимости обращать внимание на внутренние образы и картины, наблюдать за ними и проводить эксперименты.
В процессе терапии творчеством люди проектируют, разрабатывают свои жизненные перспективы, создают свой мир, переделывают и переосмысливают его, рассказывают свою жизнь, продолжают ее творить, что сближает подход Баера с нарративной психотерапией.
Баер (2013) выделяет несколько принципов, которые считает особенно существенными для терапии творчеством.
1. Как правило, люди приходят на терапию, когда не могут самостоятельно справиться со своими жесткими моделями — так называемыми ригидными паттернами — в поведении, чувствовании, мышлении, когда эти их привычные, ставшие стереотипными способы реагирования начинают мешать им жить и даже заставляют страдать. Прежде всего терапевту важно запустить процесс по изменению, «расшатыванию» подобного стереотипа и сопровождать клиента в процессе этого изменения.
При этом предлагаемые психотерапевтические методики и приемы помогают клиенту выразить содержание его бессознательного, изменить его точки зрения, опробовать новые позиции и подходы. Преобразование содержания бессознательного, создание условий для выведения его вовне, оформление его во внешний образ при помощи изобразительных средств — очень важный момент. Но сам по себе он не всегда способен исцелить. Поэтому особенно ценны методики и приемы работы, когда клиент, оформляя свои состояния и чувства при помощи изобразительных средств, начинает активно формировать и проживать происходящие в нем изменения.
2. Иногда психотерапия ограничивается тем, что клиент создает некий образ, а потом терапевт и клиент об этом беседуют. По мнению многих клиентов и терапевтов, «настоящая» терапевтическая работа происходит уже «после» изобразительной работы. Такая позиция не использует в полной мере терапевтические возможности изобразительного процесса. Уже в самом ходе создания образов человек открывает для себя целый веер возможностей самостоятельно расширять границы восприятия и осознавания, пробовать новые способы поведения.
Само собой разумеется, что беседа с клиентом в то время, когда он порождает и созидает образы — важная часть терапевтического процесса, но — только часть. Многие описанные Баером методики являются подтверждением того, что применяемая им психотерапия дает клиентам нечто большее, чем возможность создавать образы, которые потом будут использоваться лишь как «материал» для разговорной терапии.
В такой же степени узколобо и односторонне — делать акцент только на целительную силу рисования или какого-либо другого созидательного процесса. Может быть, для инициации изменения некоторым людям и достаточно только рисования, лепки или другого способа самовыражения, однако большинству людей все же необходимо общение, обмен мнениями с другими, живой контакт и поддерживающее сопровождение.
Сердцевина любой терапии — отношения между клиентом и терапевтом. Терапия происходит и развивается в живом контакте, в межличностном взаимодействии.
3. Терапевты нужны клиентам в трех ипостасях: как питающие, дающие подпитку, как отражающие, дающие обратную связь, как визави (собеседники).
В какой «пище» клиент нуждается, какие отражения он может принять, какого рода визави благотворны и живительны для него — это знает только сам клиент, и только он может быть «последней инстанцией» в принятии решений.
Максимум того, что терапевты, на основании профессиональной и личной способности к вчувствованию в клиента могут сделать, — это в подходящий момент занять «нужную», «правильную» роль. Под «нужной» ролью Баер понимает ту, которую можно назвать исцеляющей и изменяющей застывшие, мешающие адаптивному поведению схемы и стереотипы клиента.
4. Основная установка, которой руководствуется Баер, может быть сформулирована как «уважение компетентности клиента» и обращение к ней. Терапевты, используя все свои знания и способности, могут лишь сопровождать и поддерживать своих клиентов в процессе изменения, подчеркивая их компетентность и обнаруживая те ловушки, которые они сами себе ставят.
Основная терапевтическая установка на компетентность клиента состоит в том, что терапевт не может быть экспертом в жизни клиента: он отклоняет любые формы толкования и трактовки и вместо этого использует те методики и техники работы, которые поддерживают клиента в том, чтобы он сам интерпретировал созданные им образы и при этом открывал и развивал свои собственные истолкования.
Такая позиция не исключает возможности того, что терапевт делится с клиентом своими собственными внутренними образами или ассоциациями по поводу его рисунка, скульптуры и т.п. Предоставлять подобную информацию в распоряжение клиента — существенная составная часть терапевтических отношений. Но терапевт преподносит клиенту эти образы, идеи и мысли четко и недвусмысленно, делая акцент на том, что они его личные, и всегда оставляет за клиентом выбор: принять их или отвергнуть.
Для Баера не существует раз и навсегда принятых толкований значения различных цветов, символов, движений и т.п. Клиенты научили его видеть, насколько индивидуальным может быть, например, значение какого-либо цвета: один и тот же красный цвет может означать для одного человека гнев, для другого — зависть, для третьего — глубокое оскорбление, а для четвертого, наоборот, символизировать радостное ощущение полноты жизни.
9.2. Воплощающий диалог
Существенное содержание любой терапии заключается не только в том, чтобы люди что-то о себе узнавали и что-то для себя открывали, но также и в том, чтобы они в этом процессе учились идти на контакт с другими и находиться в этом живом непосредственном контакте.
Если в диалоге клиента и терапевта используется не только и не столько вербальный язык, а скорее опосредованный язык (то есть коммуникация, общение происходит посредством таких материалов, как краски, газетная бумага, ткань, дерево, глина, пластилин и т.д.), то такой диалог на языке материалов-посредников, на языке творчества Баер называет воплощающим диалогом.
Такой диалог может открывать клиентам новые пути для общения и для развития их коммуникативных способностей, позволяет им испытать, опробовать на деле новые возможности самовыражения, восприятия и обмена информацией.
Под воплощающим диалогом Баер понимает не ту ситуацию, когда клиенты, задействовав свои творческие силы, сначала что-то создают, а уже затем терапевты обсуждают с ними то, что получилось. Воплощающий диалог для него — это процесс, во время которого между терапевтом и клиентом происходит непосредственное общение при помощи изобразительных или других выразительных средств.
Диалог могут сопровождать слова, звуки или движения, но он может быть и бессловесным и ограничиваться только работой с изобразительным материалом.
Баер часто работает в русле творческого воплощающего диалога, так как считает, что он предоставляет прекрасное пространство для экспериментирования и осознавания. В таком диалоге становится более отчетливым то, что происходит между двумя людьми, проясняется, что в данный момент возможно, а что — нет, становится понятным, где диалог открыт, а где он застопорился и т.п. Ригидные модели общения и важные для клиента темы становятся доступны переживанию и наблюдению.
При пристальном рассмотрении воплощающий диалог — всего лишь особая форма того, что мы как терапевты, так или иначе, делаем. Мы находимся в диалоге с клиентом, в состоянии обмена какими-то содержаниями, информацией, мы включены в этот диалог интеллектуально, телесно и эмоционально — и одновременно мы как бы со стороны (или с высоты птичьего полета) наблюдаем за тем, что делаем мы и что делает клиент.
Терапевту особенно важно помнить о том, что в процессе воплощающего диалога клиенту становится видимым его, терапевта, собственный стиль общения, его способ коммуникации, клиент получает возможность вникнуть в эту модель коммуникации, разобраться в ней, а иногда и поспорить с ней.
Кроме того, и терапевт со своей стороны в таком диалоге часто узнает клиента более непосредственно, чем просто в беседе. Терапевт сам участвует в этом диалоге телом, разумом и эмоциями, включается в него своими внутренними образами, представлениями и воображением, и все это реализует в непосредственных диалогических действиях, например, глиной или красками.
Эти двусторонние непосредственные отношения между терапевтом и клиентом часто содержат в себе указания на новые возможности, на выходы из коммуникативных тупиков. Воплощающий диалог — очень хорошая возможность обогатить контакт между терапевтом и клиентом (а тем самым также между клиентом и другими его партнерами по общению), продвигать и поддерживать терапевтический процесс.
Воплощающий диалог используют в работе творческие психотерапевты самых разных направлений. Станет ли он их постоянным «рабочим инструментом», зависит, прежде всего, от особенностей терапевтических отношений: насколько открыто ищется и строится контакт с клиентом.
Ниже приводятся наиболее часто встречающиеся варианты воплощающего диалога.
Подпитывающий диалог.В подпитывающем (питающем) варианте воплощающего диалога терапевт мало прибегает к контрапункту, не предлагает возможностей для столкновений и разъяснения точек зрения, мало отражает, а ведет себя скорее как «кормящий»: рисует, поддерживает и сопровождает, предоставляет клиенту много свободного пространства и предлагает различные варианты развития диалога. Если клиент воспринимает слова и действия терапевта как подпитку и подхватывает их, то из этого получается игра в рисование по очереди со взаимной поддержкой и взаимным побуждением к дальнейшим творческим шагам.
Многие клиенты психически, социально или в духовном плане истощены, «недокормлены». В процессе терапии им просто необходима подпитывающая поддержка. Конечно, нельзя ограничиваться только ею, но в некоторых фазах терапии именно «питание» необходимо в первую очередь.
Отражающий диалог. В терапевтическом процессе терапевты всегда выступают как подпитывающие, отражающиеи визави для своих клиентов. Бывает так, что терапевты выполняют все три функции одновременно и ни одно из этих качеств не преобладает над другими. Но на определенных этапах терапии какая-либо из этих функций может выдвинуться на передний план и стать основной.
Функция отражения особенно важна в начале воплощающего диалога, когда терапевт осторожно приближается к клиенту, старается его «почувствовать» и настроиться на него. Воплощающий диалог, в котором терапевты особый акцент делают на отражении клиента, отзеркаливании его действий, мыслей и чувств, может проводиться не только посредством рисования, но и с помощью других техник.
Диалог в позиции визави. Вступить в воплощающий диалог нужно предлагать клиенту преимущественно в тех случаях, когда на первый план терапевтического процесса выходит тема отношений.Любая проблема, касающаяся отношений клиента с Другими, может проявиться во всей своей полноте в отношениях с терапевтом.
Вследствие этого значимые для клиента темы и модели его отношений становятся видимыми и легко поддаются наблюдению, чувства, которые до сих пор были блокированы, выходят на первый план. В результате диалог клиента и терапевта может превратиться в игровой поиск и испытание новых путей.
Не бывает так, чтобы в воплощающем диалоге «ничего не происходило». Любая остановка и блокада, любое отступление и наступление — все это является частью диалога. По мнению Баера, все, что происходит в таком диалоге, для терапевта всегда является открытием, а порой и неожиданностью.
Иногда терапевт заранее планирует, как будет проводить воплощающий диалог.
Терапия состоит не только в том, чтобы помочь клиентам по-настоящему оживить их эмоции и чувства и развить их возможности и способности к взаимодействию. Терапия состоит также и в том, чтобы предоставить клиенту больший выбор возможностей, научить его различать, где, когда и с кем он может предоставить своим импульсам свободу, а где, когда и с кем лучше этого не делать.
Большинство клиентов уже располагают внутренними «помощниками» для подобной дифференциации, только еще не осознали этого или же не доверяют им. Чтобы клиенты сумели воспользоваться уже имеющимися у них способностями, требуется помощь терапевта – он дает усиленную обратную связь, предоставляет возможности и создает условия для проживания клиентом позитивного опыта, как во время терапии, так и вне ее – в повседневной жизни.
Терапевтическая песочница как возможность построения диалога. Когда нужно помочь клиенту освободить, вывести наружу внутренние образы и воспоминания, Баер рекомендует чаще прибегать к помощи песка. «Вот песочница, погрузи свои пальцы в песок и разреши им поиграть. Позволь своим рукам делать все, что они захотят. При этом старайся воспринимать, что в тебе происходит, замечай, что ты чувствуешь, что ощущаешь, о чем думаешь. Но не придумывай заранее, что ты будешь делать с песком, позволь действовать своим рукам, и пусть все произойдет само собой».
Во время игры с песком у человека возникают образы из детства, он вспоминает сцены игр на песчаном пляже, собирания ракушек, детских ссор в песочнице и еще много другого. Он мечтает и фантазирует при помощи рук и одновременно что-то создает.
Песочницу с ее стимулирующим воздействием и способностью вызывать у людей спонтанную активность Баер использует в работе с клиентами самого разного возраста и с самым широким спектром проблем.
Баер (2013) относит методику «Картины-мазилки» к категории «порогопонижающих», потому что она снижают тот порог стыда и страха, который возникает перед людьми, когда они начинают выражать себя путем рисования, лепки и т.д. Он предлагает клиентам принять участие в эксперименте и попробовать нарисовать картину-мазилку: «…гарантирую вам, что при этом нельзя что-то сделать правильно или неправильно, поэтому вам не нужно специально стараться, вы должны при помощи пальцев и ладоней просто оставлять мазки, следы на листе, можете просто пачкать бумагу. Возьмите себе лист бумаги и тюбики с красками. Выберите те, какие вам нравятся. Все, что похоже на так называемое правильное рисование, – запрещается! Речь идет о том, чтобы просто пачкать бумагу различными красками, оставлять любые следы, позволяя возникнуть какой-нибудь картине».
Сама постановка задачи «создать картину-мазилку» парадоксальна: терапевт просит изобразить картину и одновременно запрещает рисовать – по крайней мере, рисовать так, как это понимается в обычном смысле. Эта методика полна сюрпризов и случайностей, она – как любое создание чего-то изобразительными средствами – не только позволяет возникнуть множеству неожиданных моментов, но и провоцирует их возникновение. Дело в том, чтобы суметь помочь людям устранить внутренние препятствия, убрать сдерживающие факторы, мешающие им выразить себя при помощи изобразительных средств.
Картины-мазилки можно использовать не только в качестве «порогопонижающего» средства, но также и во многих других терапевтических ситуациях. Баер назвает три основных признака, которые во время терапевтического процесса указывают на уместность использования этой методики.
1. Клиент не может назвать конкретную тему, волнующую его, не выделяет «ничего важного», над чем стоило бы поработать. Клиент чувствует себя пустым и «неприкаянным», не имеет представления о том, чем можно заняться на терапевтической сессии. Часто такое состояние клиента является показателем, что за этим «ничего» скрывается очень даже много того, что нуждается во внимании и проработке. В таких случаях Баер предлагает клиенту создать картину-мазилку, и тогда все то, что было под покровом этого «ничего», как правило, выходит на поверхность. Иногда он просто говорит: «Намазюкай тут свое Ничего».
2. Некоторые темы, чувства и конфликты настолько сильно охватывают и блокируют клиента, что обычные пути для их выражения становятся невозможными. Эти темы, чувства и конфликты находятся уже на пороге сознания, но остаются неосознанными: зачастую клиенту трудно ясно мыслить и отчетливо чувствовать, он замечает только, что ему нехорошо, что внутри него какое-то «брожение» и давление, чувствует, что что-то держит его «в плену». Клиент может ощущать также боли или другие телесные симптомы.
В такой ситуации терапевт не может просто оставить клиента пребывать в своем состоянии или начать резко взламывать его блокады. Важно вместе с клиентом найти пути, «навести мосты» между сознанием и бессознательным, создать подступы и подходы, с помощью которых клиент постепенно, шаг за шагом сможет испытать то, что давит на него, что его телесно, душевно и эмоционально будоражит, не дает покоя. В этом могут существенно помочь картины-мазилки.
3. Картины-мазилки могут быть очень полезны и тем клиентам, которые не имеют опыта работы изобразительными средствами и боятся сделать что-то «неправильно», что рождает страх перед рисованием.
После фазы пачканья, мазни и клякс возникает важный вопрос — что клиент видит на своей картине, что он воспринимает. Увиденное часто помогает приблизиться к значимым для клиента темам. Рассматривание картины и последующая беседа помогают найти нужный подход к чувствам и ощущениям клиента.
Иногда на данном этапе терапии этого вполне достаточно. Но иногда можно сделать еще один шаг: дать клиентам возможность продолжить, преобразовать уже начатую картину. Тут, как правило, и начинается самая интенсивная и важная фаза работы.
Картины-мазилки и отпечатки. «Техника отпечатывания»заключается в том, что на картину — когда краски немного подсохли, но еще остаются влажными — кладут лист чистой бумаги и прижимают его. Таким образом, получают отпечаток с «оригинала».
Клиенты могут самостоятельно решить, как поступать с листом для отпечатка: прижимать его к своей картине сильно и плотно или же просто положить поверх картины.
Техника отпечатывания хорошо подходит для того, чтобы превращать одни картины в другие, позволяя скрытому содержанию выйти из тени и отчетливее проявляя различные грани важных для клиента тем.
Чувства
Многие клиенты на вопрос терапевта о чувствах рассказывают о чем угодно, но только не о своих чувствах. А ведь во многих случаях, чтобы выйти из проблемного тупика и найти возможности для изменений и развития личности, необходимо вникнуть в содержание чувств.
Существуют арт-терапевтические методики, которые с самого начала делают главной темой терапии чувства, выдвигая их на первый план.
Картины чувств и скульптуры чувств. Если клиент выбирает темой работы на сессии свое чувство, с которым он не справляется, терапевт предлагает ему: «Нарисуй это чувство» или «Изобрази это чувство в виде какого-то объекта из глины или из газетной бумаги». Часто у клиента после этих слов сразу возникает какой-то образ чувства, или же такой образ может развиться во время в процессе рисования или лепки.
Но иногда для возникновения образа требуется дополнительная помощь: «Закрой на пару минут глаза, почувствуй твое дыхание. Представь себе ситуацию, в которой ты когда-то испытывал страх. (или отвращение, или гордость). Прислушайся к тому, как ты ощущаешь это чувство теперь. Какие ощущения возникают сейчас в твоем теле. Воспринимай все картины, формы, краски, которые возникают перед твоим внутренним взором. »
Такое вспомогательное введение может быть полезным, например, в том случае, когда клиент говорит: «Я хотел бы поработать над чувством отвращения, которое часто ощущаю. Но я не знаю, что мне надо для этого делать, потому что прямо сейчас я не испытываю никакого отвращения». В большинстве случаев чувство только при упоминании о нем уже готово «всплыть на поверхность», и, сконцентрировавшись, его можно вновь почувствовать здесь и теперь.
Расслабление и фантазирование могут сослужить хорошую службу, когда нужно поддержать клиентов в восприятии чувств и облегчить возникновение образов, связанных с этими чувствами. При этом важно не приводить никаких примеров подобных образов, а устроить «путешествие в страну Фантазию» — так, чтобы у клиентов смогли родиться их собственные образы.
Одна из возможностей такого путешествия — описывать внутренний путь по телу: «Ляг поудобней, закрой глаза, наблюдай за своим дыханием. Воспринимай, как ты вдыхаешь, как ты выдыхаешь. Как дыхание происходит само собой. Тебе не надо ничего делать, все происходит само собой. Вдох и выдох приходят и уходят, и твои мысли приходят и уходят, так же, как и твое дыхание. Наблюдай, как дыхание течет и струится через твое тело. Позволь ему течь, позволь ему струиться и двигаться по твоему телу, позволь всему просто происходить.
Теперь положи руку туда, где, по-твоему, находятся твои чувства, где они живут. (некоторые клиенты кладут руку на живот, другие на сердце или на лоб) …ощущай, как дыхание проходит через это место, как оно касается его.
Ощути, какое чувство находится сейчас в том месте, на которое ты положил руку. Может быть, ты чувствуешь его ясно и отчетливо, а может быть, оно смутное, скрыто и только чуть-чуть показывается. Дай себе время, позволь твоему дыханию приходить и уходить, просто воспринимай его. А сейчас ощути внутренним взором, как выглядит это чувство, как выглядит место, в котором оно находится, какие краски там есть и какие формы. Возможно, ты видишь какие-то конкретные картины, а может быть, что-то абстрактное. Позволь твоему дыханию струиться, а картинам — возникать. »
Такое «путешествие в страну Фантазию» помогает большинству клиентов осознать свое чувство (или чувства) и вообразить его таким образом, чтобы можно было его нарисовать или создать в виде скульптуры.
Некоторые клиенты в ходе беседы называют одно или несколько чувств, говорят о них, но при этом совершенно их не испытывают. Часто такое наблюдается в семейной терапии, когда приходят супружеские пары. Они хорошо «натренированы» в спорах по поводу чувств, легко бросаются словами, обозначающими чувства, но в действительности не позволяют себе по-настоящему чувствовать. Если обратить на это внимание супругов, они становятся беспомощны и совершенно не представляют, как же испытывать те чувства, которые они назвали. В таком случае можно предложить следующее упражнение.
Оно снова начинается с расслабления и просьбы сконцентрироваться на дыхании. Когда они расслабились, можно сказать: «Сейчас я буду называть чувства, а вы представляйте себе картины, позволяйте возникать образам, какие хотят возникнуть. Пусть образы-картины возникают и пропадают так же, как ваше дыхание следует ритму вдоха и выдоха. Попробуйте не изменять эти образы, а просто регистрировать их, воспринимать. Неважно, конкретные они или абстрактные. При этом все время оставайтесь сконцентрированными на вашем дыхании. А сейчас я называю первое чувство: ярость. »
На это отводится приблизительно минута или две, время от времени вновь обращая их внимание на течение дыхания: «Снова и снова концентрируйтесь на вашем дыхании, наблюдайте, как вы вдыхаете, как выдыхаете. Как это происходит само собой, как вдох и выдох приходят и уходят. Точно так же позвольте приходить и уходить вашим картинам-образам. Сейчас я назову следующее чувство: тоска. »
Если в то время, как клиенты расслабляются, называются чувства, о которых на сессии уже шла речь, то это почти всегда ведет к тому, что у клиентов образы-представления возникают достаточно легко. Часто они бывают очень неожиданными, но в любом случае впечатляющими.
Затем клиентам предлагается нарисовать возникшие образы или изобразить их каким-либо другим способом. Семейные пары часто бывают очень взволнованы и почти потрясены тем, что и как они смогли узнать друг о друге.
Картины в рамках. Идея методики, изложенной в этом разделе, возникла в процессе изучения того, какие функции выполняет рама вокруг картины. Рамы часто используются для того, чтобы охватить и украсить картину, отграничить ее от окружающего пространства, выделить ее из него. Если рамка подобрана хорошо — она помогает картине, если плохо — может снизить силу ее воздействия. Некоторые художники, понимая значение рамы для картины, сами занимаются созданием рамы, включая ее в свое произведение.
В терапевтическом процессе мы часто сталкиваемся с чувствами, которые пугают клиентов или приводят их в панику. Например, скорбь может представляться столь огромной, что сопровождается морем слез, в котором клиент боится утонуть. Ярость может казаться настолько всеохватной и острой, что, разрешив себе погрузиться в нее, клиент окажется уже во власти страха поранить других.
В таких случаях можно использовать терапевтическую методику «Картина в рамке»,потому что чувства, перехлестывающие через край, нуждаются в ограничении, в обрамлении, то есть в «рамке» — в рамке надежности и безопасности, рамке доверия и защиты.
Терапевт просит клиента взять лист бумаги и нарисовать на нем четырехугольник, тем самым разделяя лист на внутреннее поле, в котором будет создана сама картина и поле обрамляющей ее рамки.
Клиенты решают сами, какой величины должны быть рамка и сама картина и каким образом они должны быть отделены друг от друга. Терапевт объясняет: «Чувство, которое ты воспринимаешь как угрожающее, нуждается в обрамлении, в надежной рамке. Это совершенно нормально для каждого человека: наши чувства нуждаются в безопасности. Я предлагаю тебе нарисовать во внутреннем поле то чувство, которое готово захлестнуть тебя, а в рамке — то, что дает тебе безопасность. Определи самостоятельно, в каком порядке это сделать».
Иногда терапевт помогает клиенту и задает уточняющий вопрос: «Как ты считаешь, какое чувство противоположно тому, которое может поглотить тебя?» Если, например, клиент называет как противоположность страху чувство покоя, то я предлагаю нарисовать его в рамке, а страх – во внутреннем поле. Последовательность рисования определяет, как уже упоминалось, сам клиент.
В процессе терапевтической работы бывает так, что терапевт видит уместность и даже необходимость самому принять непосредственное участие в создании картины в рамке. Работа над картиной таким образом превращается в диалог.
Образ Я
Цветок женской сущности, цветок мужской сущности. Многие люди стремятся познать свою половую идентичность и шаг за шагом, преодолевая трудности, продвигаются по этому пути. Они ищут свою идентичность, борются за нее. Иногда для людей обращение к своему образу Я означает, прежде всего, обращение к своей половой идентичности. Для работы с такими клиентами Баер придумал пластичную графическую форму в виде цветка, представляющего собой в заполненной виде метафору женской/мужской сущности.
Уже само понятие «женская/мужская сущность» вызывает споры между клиентом и терапевтом. Клиенты спрашивают: почему именно сущность, бытие как женщины/мужчины, а не «мужественность –женственность», или «Инь и Ян».
В ответ на эти вопросы Баер подчеркивает, что пользуется именно этим понятием потому, что оно в большей степени, чем другие подобные понятия, выражает социальные, культурные, биографические аспекты контекста жизни человека.
Что касается образа цветка, то Баер просит клиентов в процессе рисования больше думать не о красоте цветов, а об их разнообразии и довериться самой форме цветка, тому, что она, не сковывая их фантазию, даст толчок для раскрытия всех индивидуальных аспектов половой идентичности.
Начиная работу, Баер просит клиентов нарисовать цветок, у которого есть серединка и три лепестка. Можно показать изображение цветка и сказать: «Приблизительный набросок может выглядеть примерно так». Форма, размер и контур цветка и его составляющих могут быть самыми разнообразными.
Во время этого довольно длительного процесса освещаются, исследуются и изображаются различные аспекты женской (мужской) сущности клиента. Из отдельных лепестков постепенно создается целостный образ цветка, подчас с интересными, неожиданными связями между лепестками. Во время этого довольно длительного процесса освещаются, исследуются и изображаются различные аспекты женской (мужской) сущности клиента.
Ниже приводится описание конкретных шагов, которые Баер предпринимает, применяя технику «Цветок женской сущности» (с мужчинами проводится аналогичная работа).
1.После того, как на лист бумаги нанесен контур цветка, терапевт просит клиентку:
«Выбери один из лепестков для создания источника твоего женского бытия, твоей женской сущности. Что является источником твоего женского бытия.
Может ли ты вспомнить женщин, которые были для тебя образцом для подражания.
Есть ли в твоей семье сейчас или были ли в ее предыдущих поколениях женщины, которые являются источником твоего женского бытия.
Кто учил тебя быть женщиной.
Что питает тебя как женщину. »
2.«Теперь создай второй лепесток — тень твоей женской сущности, твоего бытия как женщины.
Что спрятано за твоей спиной, в твоем тылу?
Каковы темные стороны твоего женского бытия.
Что лежит позади тебя, в твоем прошлом. »
3.«Третий лепесток должен называться визави, то есть тот, к кому ты обращаешься своей женской сущностью.
Кто был твоим доверенным собеседником, когда ты была девочкой?
В каком собеседнике (мужчинах и женщинах) ты нуждаешься сейчас, уже став женщиной, и почему?
Чего ты ждешь от него?
Хочешь ли ты получить от него поддержку, или ждешь, что он примет тебя такой, какая ты есть, или тебе необходимо обсудить с ним острые проблемы?»
4.«Серединка, центр цветка — это свободное пространство для создания поля на тему Я как женщина. Оно может быть связью, сцеплением, слиянием всего того, что было тебе важно сейчас, когда ты создавала лепестки. Может быть, эта часть имеет и совершенно самостоятельное, четко очерченное значение. Создай этот центр цветка в соответствии с тем, как ты чувствуешь себя и свою тему Я как женщина».
Каждый шаг методики дает толчок для возникновения множества ассоциаций, историй, диалогов между клиентами и терапевтом, рождает неповторимые телесные ощущения, мысли и чувства. Создавая цветок своей мужской/женской сущности, клиенты проделывают серьезную работу, осознавая свою половую идентичность, а зачастую и находя собственную личностную идентичность. Постепенно возникающая при этом картина цветка оказывается много больше простой суммы ее частей.
Трехчастная форма триптиха предоставляет хорошую возможность для создания связей между опытом, уже имеющимся у человека, между тем, что человек испытывает сейчас, и тем, что он может сделать в будущем.
Триптих как особая художественная форма в изобразительном искусстве, благодаря своему сложному трехчастному строению, имеет свои характерные особенности и возможности. Это композиция из трех самостоятельных частей на общую тему или на единый сюжет. Обычно средняя часть триптиха выделяется большей значительностью содержания и размерами. Чаще всего в центральной его части изображается главное событие, выдвигается главная тема всего триптиха, тогда как боковые части содержат изображения или описания событий (тем), дополняющих, разъясняющих изображенное или описанное в центральной части. Но иногда составные части триптиха «рассказывают истории» слева направо, то есть так же, как мы читаем (например, Рождение Христа — Распятие — Воскрешение).
Варианты работы с терапевтическим триптихом:
1. Терапевт может попросить участников (или участника) сессии начать с центральной части триптихаи отразить в ней свои сиюминутные мысли и впечатления, чувства, образы по прорабатываемой теме.
Этот вариант Баер использует достаточно часто. Центральная часть – это стержень и одновременно «вход» в триптих, это та плоскость, в которой, как в зеркале, отражаются чувства и внутренние образы рисующего, независимо от того, осознаны они или нет. Часто клиент проецирует на центральную часть триптиха то, что лишь смутно присутствует в его ощущениях, о чем он только догадывается, но не может облечь в слова.
Левая и правая части триптиха представляют собой место для дополнений, частных аспектов обсуждаемой темы. Это «боковые входы» в триптих, которые могут расставить в нем совершенно новые акценты и заставить взглянуть на картину в целом под совершенно новым углом.
2. Чаще всего просьбу оформить внешние части триптиха Баер формулирует конкретно. Он предлагает отразить в них полярные аспекты темы: в левой части оформить отрицательные аспекты темы, свои опасения или негативный опыт, а в правой части — свои желания и надежды, то есть положительные аспекты темы.
3. Терапевт может определить качественные характеристики боковых частей следующим образом: левая часть закрепляется за прошедшим опытом, связанным с затронутой темой, в то время как в правой части оформляются аспекты темы, относящиеся к будущему, ожидания и надежды, связанные с ней.
Например, при работе со страхом Баер просит клиентку рисовать только в средней части, а затем говорит: «Нарисуй, пожалуйста, в левой части триптиха картину по теме “Как я обходилась с моим страхом раньше?”». Затем предлагает: «А теперь нарисуй в правой части картину по теме “Как я хочу обходиться с моим страхом в будущем?”».
Как правило, Баер заканчивает работу с триптихом созданием той его части, которая ориентирована на будущее, исполнена надежды, положительна. Эта часть триптиха у большинства клиентов касается усиливающих и дающих силу аспектов темы.
4. В предыдущих вариантах работы с терапевтическим триптихом терапевт просил клиентов начинать с оформления центральной части картины. Если же терапия посвящена работе с противоречивыми или полярными чувствами, то и работу с триптихом терапевт может начать именно с полярностей и попросить клиента в первую очередь оформить внешние стороны.
Такая форма работы с триптихом подходит и для групповой работы, когда клиенты должны самостоятельно оформить и назвать важные для них полярности. Например,
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 2736; Нарушение авторского права страницы
Источник