Звери которые не чувствуют боли

Чувствует ли улитка боль: почему наше восприятие других живых существ так ограничено

Я использую в своей научной работе моллюсков, и на этот вопрос мне приходится отвечать регулярно. Как и любые эксперименты на животных, особенно касающиеся их мозга, опыты над морским зайцем Aplysia californica — дело порой брутальное. Аплизия — брюхоногий моллюск, вырастающий за год из небольшой улитки в толстого слизня размером с котенка. Конечно, мы усыпляем своих аплизий раствором магниевой соли перед тем, как проводить над ними какиелибо эксперименты, но человеку в принципе сложно смотреть на вскрытие животного за пределами собственной тарелки и не видеть, что кромсают его самого.

Что на самом деле хочет понять человек, когда спрашивает, больно ли улитке? Ему хочется знать, что бы он чувствовал, если бы сам в этот момент был улиткой. Он представляет себя проснувшимся в теле этого животного, как герой повести «Превращение» Франца Кафки, в полном сознании,но без дара речи. Он пытается увидеть в движениях улитки крик о помощи. Ему чудится страшный экспериментатор со шприцем и ножницами, злорадно хохочущий над его несчастным склизким телом.

Человеческая боль — это сложное субъективное ощущение, и интересует нас не то, как улитка физически реагирует на боль, а то, что она при этом испытывает внутри.

Нет никаких сомнений, что улитка не испытывает ощущений подобных нашим. Она не может пытаться издать крик о помощи, потому что у нее нет голосовых связок, лингвистических центров в мозге и представления о том, что такое помощь. Она не может пугаться экспериментатора, потому что она его не видит, не слышит и не ощущает иначе как в форме набора осязательных стимулов. Ее глаза — два мелких пятнышка, способные максимум отличать свет от темноты. Она не в курсе, как выглядит человеческий мир. Она не понимает, где находится, в привычных человеку пространственных или временных категориях. Наше понятие боли к ней неприменимо, как неприменимо понятие оперативной памяти к утюгу.

Но что-то же улитка испытывает? Она реагирует на то, что с ней делают, именно так, как будто ей больно. Убегает, если ее ткнуть, извивается, если ее держать в руке, выпускает облако фиолетовой слизи, если ее долго дергать или вытащить из воды. Значит, все эти опасные стимулы так или иначе в нее проникают. Что бы я чувствовал, если бы ощущал все эти стимулы?

Фундаментальное ограничение восприятия человеком любых других существ состоит в том, что мы стремимся с помощью наблюдений понять о них то, что наблюдению недоступно. Мы можем судить о других только потому, что они делают. Но интересуют нас не закономерности движения («если столкнуть Серегу в канаву, он издаст громкий звук»), а скрытый от нас мыслительный процесс («если столкнуть Серегу в канаву, он сильно разозлится»). Мы не можем наблюдать внутреннее состояние других людей, зато можем наблюдать внутреннее состояние себя. Поэтому мы представляем, что будет, если в канаве окажется не Серега, а мы сами, и какие при этом мы будем издавать звуки. Проделав такую мысленную операцию, мы осознаем, что Серегу, наверное, не надо толкать в канаву.

Но как быть, когда другое живое существо — не Серега, по всем статьям похожий на меня и, вероятно, размышляющий сходным образом, а морской заяц?

Интуитивно человеку кажется, что тело — оболочка, внутри которой сидит независимое от нее сознательное существо. Мы смотрим из своих глаз, как из перископа, слушаем своими ушами, как микрофонами, наблюдаем за сигналами собственных нервных клеток, как будто сидим в театре и смотрим на сцену. Представляя себя Серегой, человек представляет свою личность в его теле. Точно так же, представляя себя улиткой, человек представляет, что сознательное существо из его мозга переехало в новую оболочку и смотрит другой спектакль — но при этом остается самим собой. Испытывает те же ощущения, думает те же мысли, только ничего не может по этому поводу сказать или сделать. Разумеется, от этого человеку становится страшно.

Но если тело улитки — оболочка, в которую принципиально можно установить человеческое сознание, то почему тогда нас не нервирует убийство бактерий? Те, как и улитки, реагируют на то, что с ними делают: избегают опасных веществ и температур, двигаются в сторону света или, наоборот, от него прячутся и так далее. Но если убегающая от укола улитка наводит нас на мысль о том, что она испытывает боль, то убегание бактерии от кислоты мы объясняем просто особенностями ее строения. На каком именно основании мы решаем, у кого есть взгляд изнутри, а у кого нет?

Читайте также:  Материал по развитию чувства ритма

Раньше люди этот гордиев узел рубили с плеча: человек имеет душу, потому что он подобие Бога, а все остальные живые существа — просто механические устройства. Но мне сложно представить современного здравомыслящего человека, который может посмотреть на шимпанзе или даже собаку и решить, что это роботы, которые не испытывают хотя бы отчасти тех же самых ощущений, эмоций и мотиваций, что и мы. В масштабах всего живого мира эти млекопитающие по своему внутреннему строению от нас почти неотличимы. Нет никаких причин полагать, что они не могут бояться или радоваться, страдать или веселиться, что им не может быть больно или приятно, и что эти чувства они испытывают как-то принципиально иначе, чем человек.

Но где именно пролегает эволюционная граница, на которой механические реакции становятся субъективными ощущениями? Каких животных мы можем понять с помощью своего мышления, а какие нашему воображению принципиально недоступны? У кого из животных есть «первое лицо», точка зрения, понятная сидящему у нас в голове человеку?

Когда студенты спрашивают, больно ли улитке, которую я на лекции тыкаю в жабры, я обычно отвечаю, что нет, потому что иначе она бы выпустила свои фиолетовые чернила. Но это просто отговорка. На самом деле, чтобы понять, больно ли улитке, нужно представлять, откуда берется сознание и в чем оно состоит — а это, возможно, самый неоднозначный вопрос, который вообще стоит перед человечеством.

Исторически считалось, что сознание, оно же субъективность, оно же душа, есть особая материя, независимая от материального тела. Такая философская позиция называется «дуализм», то есть двойственность: есть материальное, а есть сознательное. Главной фигурой в истории дуализма считается Рене Декарт с его знаменитым утверждением: «Мыслю, следовательно, существую». Вышеупомянутую метафору «сцены», на которой сознание наблюдает происходящий в мозге «спектакль», придумал неистовый критик дуализма Дэниел Деннет и назвал именно в честь Декарта «картезианским театром» (Картезий — латинизированное имя Декарта).

Типичный аргумент против дуализма довольно простой. Если сознание независимо от материи, то как оно может на эту материю влиять, заставляя нас что-то делать? Если оно все же влияет на материю, то не означает ли это, что на материю при этом должны действовать материальные силы? А если на материю со стороны сознания действует материальная сила, то разве не делает это материальным и само сознание? Если же сознание никак не влияет на тело, то зачем оно вообще нужно? Если нет влияния, то сознание никак не отражается на работе мозга, никак не меняет хода мыслей, не влияет на память, эмоции, мотивации и движения — ведь сегодня мы хорошо понимаем, что все эти вещи имеют материальную природу. Если сознание ни на чем не отражается, говорят дуалистам их оппоненты, то как вообще оно могло возникнуть в процессе эволюции?

Противоположность дуализму — физикализм, заявляющий, что никакой двойственности нет. Все материально и все состоит из физических объектов, которые двигаются и взаимодействуют друг с другом физическими силами по физическим законам. Сознание, по мнению типичного физикалиста, — это особый, конкретный, физический признак мозга, верховный главнокомандующий, который у разных животных может там быть или не быть, и благодаря которому мозг этого животного может контролировать сам себя. Главная проблема физикализма — это объяснить, как из движения материальных объектов в мозге возникает субъективное ощущение этого мозга. Многие философы считают эту проблему принципиально неразрешимой и называют ее «трудной проблемой сознания».

Я придерживаюсь точки зрения, пограничной между дуализмом и физикализмом, которая ближе всего к философской школе эпифеноменализма (по части изобретения »-измов» философам нет равных). Эпифеноменалисты считают, что сознание — это не отдельно существующее свойство живого, а побочный продукт какого-то другого свойства. Сама работа мозга в определенных обстоятельствах порождает сознание, которое ни для чего конкретного не нужно, а просто есть. Эпифеноменалистов обычно относят к дуалистам, потому что для них сознание и мозг — это разные вещи, и в этом я с ними согласен. Но, на мой взгляд, «дуализм» должен заключаться не в разделении материи и сознания, а в разделении материи и информации*. Это же касается и всей биологии.

Кусок ДНК и нуклеотиды, из которых он состоит, — это материя. Ген, записанный в этом куске, — это информация. На мой взгляд, это то же самое, что дуализм мозга и сознания. Но разве скажет кто-нибудь, что ген не влияет на ДНК? Только благодаря конкретной последовательности нуклеотидов ДНК может исполнять свою функцию, производить белки, копироваться, распределяться между клетками. Только благодаря своей конфигурации материя приобретает осмысленное направление движения. С точки зрения истории жизни на земле конфигурация первична, а материальная форма вторична — ведь до появления ДНК гены жили в другом носителе, РНК, но точно так же заставляли этот носитель двигаться и размножаться. Информация определяет функцию.

Читайте также:  Получится иногда чувствую что маловато пространства

Точно так же и мозг приобретает осмысленность и направление движения за счет своей конфигурации. Причем если конфигурация ДНК — это просто буква за буквой, то конфигурация мозга — это почти бесконечное пространство возможностей. Как мы увидим, на эту конфигурацию влияет каждое событие, происходящее с мозгом за время его существования. Конфигурация мозга, с моей точки зрения, и есть сознание в самом общем смысле, и при желании это понятие можно применять к кому угодно. Вопрос в том, что в силу различий в строении мозга, а значит, и в его конфигурации, у разных животных сознание очевидно ощущает себя по-разному. Это и требует объяснения. Объяснять нужно не что такое сознание, откуда оно взялось и где оно живет (оно живет везде и нигде конкретно), а почему именно наша конфигурация мозга ощущает себя так, как она ощущает, и что вообще значит, что некая система «ощущает себя».

Я согласен с дуалистами в том, что сознание, то есть конфигурацию мозга, можно рассматривать отдельно от самого мозга. Теоретически его можно даже перенести в другой носитель, если только создать искусственный мозг адекватной сложности. Я согласен с физикалистами в том, что, помимо материи, в мозге нет никаких «особых субстанций», как нет никаких особых «генных» субстанций, витающих между нуклеотидами ДНК. С эпифеноменалистами я согласен в том, что решения мозга достигаются физическими способами, а наши субъективные ощущения естественным образом «вырастают» из этих решений.

Но и «картезианский театр» дуалистов, и «трудная проблема сознания» физикалистов мне кажутся надуманными, а в эпифеноменализме мне не нравится полное отрицание какой-либо роли сознания в материальном мире. По-моему, если воспринимать мозг как материю, движимую информацией сквозь время, то меняется само понятие сознания и все вопросы отпадают. Взаимодействуя с окружающим миром, мозг постоянно усваивает информацию, то есть меняет свою конфигурацию. Эта информация не есть сама материя мозга, но неразрывно с ней связана. Вся совокупность этой информации определяет то, что мозг делает в дальнейшем. Наша субъективность тоже продукт этой информации. Как информация в ДНК — это то, что, строго говоря, живет и эволюционирует, так и информация в мозге — это то, что думает и осознает.

Источник

Чувствуют ли животные боль как люди?

Часто можно услышать мнение, что животные имеют больший болевой порог и не так чувствительны к боли, как люди. Однако это ложное убеждение! Любое животное может испытывать боль так же, как и человек. У наших питомцев есть те же механизмы восприятия боли, как и у нас, поэтому при заболеваниях, травмах или после операций они так же страдают от боли.

Наши питомцы не могут говорить, поэтому они не могут вслух пожаловаться на неприятные ощущения. Многие виды животных (например, кошки, грызуны и кролики) хорошо скрывают признаки дискомфорта и болезни, которые могли бы сделать их уязвимыми для врагов. Эта черта унаследована ими от диких предков, которые вынуждены были скрываться от хищников. В природе любое животное, проявляющее признаки болезни, привлекает внимание хищников и легко может стать их жертвой.

Что может вызвать боль у животных?

Она может возникать при любом повреждении тканей и органов:

  • механическом — переломы костей, порезы или хирургические разрезы при операциях, ушибы,
  • химическом — едкие и раздражающие вещества, а также биологические вещества самого организма при воспалении,
  • термическом — ожоги и обморожения.

При воспалениях (отиты, воспаление кожи, артриты, перитонит и др.) появляется боль разной степени тяжести — от умеренной до мучительной (это зависит от тяжести воспаления и его локализации). Увеличение размера внутренних органов (вздутие кишечника, переполнение мочевого пузыря, увеличение размеров печени или почек) также может вызывать сильную боль, в наружной оболочке органов (капсуле или серозной оболочке) расположено большое количество чувствительных нервных окончаний.

Какая бывает боль?

Боль может быть острой и хронической . Острая боль возникает сразу после повреждения и длится до полного завершения воспаления и заживления травмы (обычно до 3 месяцев). Хроническая боль длится дольше, чем нормальное заживление травмы, а также сопровождает болезни и повреждения, при которых полное выздоровление невозможно (например, артрозы, деформации позвоночника и др.).

Читайте также:  Как вы сами себя чувствуете

Распознавание и оценка боли у животных

Часто сложно распознать незначительные признаки боли индивидуальных особенностей каждого животного. Наши питомцы не могут говорить и неспособны пожаловаться на боль ветеринарному врачу, поэтому на владельце животного лежит большая ответственность по распознаванию необычного поведения, которое может быть связано с болью. Владелец проводит со своим любимцем большое количество времени, наблюдает его в обычной домашней среде, во время прогулок и кормления, поэтому хозяину животного значительно легче обнаружить необычное привычках и поведении.

» title=»Боли у животных»/>

Важно, чтобы Вы хорошо знали обычное индивидуальное поведение и привычки своего животного, тогда Вам будет гораздо проще уловить их изменение.

Признаками боли могут быть:

  • Снижение аппетита или отсутствие интереса к еде,
  • Нежелание общаться, животное может чаще прятаться в укромных местах (особенно это относится к кошкам),
  • Снижение активности и подвижности, питомец может отказываться подниматься по ступенькам или запрыгивать на возвышение,
  • Трудности при вставании после отдыха,
  • Ухудшение ухода за собой (кошка может меньше вылизываться, чего шерсть становится спутанной и неопрятной),
  • Изменение «туалетных» привычек, кошка может перестать пользоваться лотком, собака может менять позу при мочеиспускании или дефекации,
  • Изменение позы во время сна (животное лежит только в одной позе или на одном боку, не сворачивается клубочком),
  • Изменение характера — нежелание общаться с людьми или животными, агрессивное поведение.

Любой из перечисленных признаков может быть вызван болью, поэтому если Вы заметили их у своего питомца, следует обратиться к ветеринарному врачу.

Борьба с болью у питомца

Во время проведения осмотра животного ветеринарный врач может оценить присутствие и степень боли, пользуясь специально разработанной для животных шкалой оценки боли. Так же в распоряжении врача есть научные данные о выраженности и длительности болевых ощущений при различных заболеваниях или после проведения операций. В целом, даже после простых операций животные могут страдать от боли в течение 3 дней! Обширные операции, например остеосинтез при переломе или удаление большой опухоли, могут потребовать назначения обезболивающих препаратов на несколько недель.

Чем же опасна боль и почему с ней нужно бороться?

  • Если животное испытывает боль, то стрессовая реакция на нее мешает нормальному восстановлению, в том числе замедляет нормальное заживление ран,
  • Боль ухудшает аппетит, что также замедляет выздоровление,
  • При боли в области грудной клетки ухудшается дыхание, что приводит к недостатку кислорода в тканях,
  • боли животное может постоянно вылизывать, чесать и кусать рану или воспаленный участок кожи, что мешает заживлению, увеличивает риск бактериальной инфекции и даже может приводить к значительному ухудшению проблемы самотравмирования.

Для борьбы с болью (при заболевании или после операции) ветеринарный врач назначит Вашему питомцу подходящий для конкретной ситуации обезболивающий препарат или комбинацию из нескольких препаратов. Однако нужно помнить, что при сильной боли (например, при множественных травмах, после обширных операций, привоспалении поджелудочной железы или желчного пузыря) требуется введение сильнодействующих обезболивающих препаратов.

Во многих случаях обезболивающие препараты необходимо вводить внутривенно с постоянной скоростью в течение нескольких часов или даже суток, естественно это невозможно сделать в домашних условиях. В этом случае ветеринарный врач порекомендует Вам поместить животное в стационар ветеринарной клиники. При стационарном лечении каждого пациента несколько раз в день осматривает специалист (анестезиолог или реабилитолог), оценивает общее состояние животного и степень выраженности боли и на основе этих данных выбирает протокол обезболивания.

В заключение хочется рассказать о немедикаментозных способах борьбы с болью, которые Вы можете самостоятельно использовать дома, это

  1. Снижение веса — это очень важно для улучшения состояния питомцев с заболеваниями костей и суставов.
  2. Обеспечение удобного и теплого мягкого места для сна и отдыха.
  3. Подбор удобного лотка — многим кошкам с заболеваниями суставов или травмами бывает сложно пользоваться туалетным лотком с высокими бортиками, поэтому лучше использовать низкие лотки или устроить наклонный пандус.

По согласованию с ветеринарным врачом после ортопедических операций или травм Вы можете к поврежденной области тела прикладывать холод (лед или хладоэлемент, завернутые в полотенце). Это поможет уменьшить боль и отек.
Также Вы можете обсудить с ветеринарным врачом возможность проводить плавание или несложный массаж для животного с ортопедическими заболеваниями. Часто эти процедуры можно проводить в домашних условиях.

Подытоживая сказанное:

Любое животное может испытывать боль так же, как и человек. Эту боль можно распознать и своевременно лечить, чтобы обеспечить животному выздоровление и комфортную жизнь. Для обеспечения обезболивания ветеринарный врач может назначить препараты для использования дома, однако в тяжелых случаях для эффективного контроля боли необходимо стационарное лечение. Ветеринарный врач так же может посоветовать, какие меры Вы можете предпринять дома, чтобы помочь своему питомцу справится с болью.

Желаем здоровья Вам и Вашим любимцам!

Анестезиолог клиники раденис Григорьева Екатерина Юрьевна.

Источник

Оцените статью