Знания чувства навыки поступки

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Задача взрослого – определить, чему, как и когда учить ребенка.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознано. А значит, нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости. Должно появиться желание овладеть нравственным качествам, т.е. важно возникновение мотивов для приобретения нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое формирует социальные чувства (придают окраску и влияют на прочность складывающегося качества).

Знания и чувства порождают потребность и их практической реализации – в поступках, в поведении.

Механизм нравственного воспитания выглядит так:

(знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = Нравственное качество.

Этот механизм имеет объективный характер. Он проявляется при формировании любого качества личности (нравственного или безнравственного). Особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. То есть каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменим. Например, хотим сформировать качество доброты, при этом воспитываем лишь представления о доброте, не вызывая положительного отношения к этому качеству, не вызывая желание овладеть им и стать добрым, или не создаем условия для проявления доброты [3].

Однако механизм нравственного воспитания носит гибкий характер: последовательность компонента может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности) и от возраста объекта воспитания.

Нравственное воспитание может стать эффективным тогда, когда оно строится на выработке у ребенка — в определенной последовательности — основных элементов этого механизма.

Нравственное развитие ребенка — это процесс его постепенного приближения к освоению нормы в каждом из перечисленных видов отношении. Исследователи так определяют нормы взаимодействия, соответствующие перечисленным типам отношений.

В отношениях с близкими людьми суть нравственных норм состоит в умении ребенка заботиться о близких, проявлять чуткость, сочувствие, тактичность, оказывать им практическую помощь.

В отношениях со сверстниками — это умение учитывать и принимать позицию другого, уважать чужое мнение, проявлять готовность к сотрудничеству, оказывать помощь и поддержку.

В отношениях с людьми в общественных местах нравственные нормы связаны с формированием у ребенка элементарного уважения к окружающим, способности спокойно принимать обоснованные требования взрослых, проявлять тактичность, вежливость, оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается [4].

Отношение к самому себе возникает как результат тех требований, которые ребенок способен предъявить к собственной культуре. Здесь содержание нравственных норм включает: адекватную самооценку, сформированность совести, долга, ответственности, умение проявлять заботу о самом себе, наличие навыков самоорганизованности и самоконтроля.

В отношениях с природой суть нравственных норм сводится к умению бережно относиться к природе.

Человеческое «Я», внутреннее содержание личности возникает и формируется не само из себя, а только в процессе общения с окружающими людьми, в котором складываются определенные личные взаимоотношения. И от того, каков характер отношений ребенка с окружающими, во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него.

Личность ребенка развивается в зависимости от социальных условий, а также от того, какую значимость для него приобретает та или иная социальная ситуация и какой смысл приобретают нравственные и другие ценности. В психологии принято социальные условия называть внешнимифакторами места. Внутреннюю позицию ребенка по отношению к внешнему миру, к воздействиям окружающих его людей принято называть внутренним фактором места. Для развития личности имеют значения оба фактора. Одни и те же условия воздействия на разных детей могут породить у них многообразные формы поведения и привести к различным личностным проявлениям. Чтобы добиться одинаково хорошего результата, к каждому ребенку следует искать особый индивидуальный подход.

Читайте также:  Что сделать если у человека нет настроения

Самосознаниепредставляет собой понимание того, что ребенок собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызвано это отношение. Самосознание — это осознание себя и отношение к себе как к физическому, духовному и общественному существу. С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что движущая сила развития самосознания — в «растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений» [1]. К старшему дошкольному возрасту, ребенок становится значительно самостоятельнее, независимее от взрослого, расширяются, усложняются его отношения с окружающими. Это дает возможность для более полного и глубокого осознания себя, оценки достоинства и недостатков как своих, так и сверстников [5].

Как считает Мухина, наиболее явно самосознание проявляется в самооценке,в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности. Самооценка ребенка 5-6 лет в одном виде деятельности может отличаться от его самооценки в других. Критерии, используемые ребенком при самооценке, в значительной степени зависят от педагога. «Оценочное суждение ребенка, утверждает Б.Г.Ананьев [2], непрерывно переплетается с оценочными отношениями к нему со стороны товарищей и особенно воспитательницы».

Развитый ребенок старшего дошкольного возраста знает нормыповедения.Знание норм поведения само по себе еще не обеспечивает нравственного развития личности. У ребенка в практике общения с взрослыми и сверстниками должны сложиться привычки правильного поведения. В привычке представлена эмоционально переживаемая побудительная сила: когда ребенок действует, нарушая привычное поведение, это вызывает у него тревогу, ощущение дискомфорта.

Сформированные привычки обеспечивают то поведение, которое называют хорошим воспитанием. Пяти-шестилетний ребенок уже может быть вежливым, приветливым и доброжелательным в своих проявлениях. Компоненты механизма нравственного воспитания дошкольника, знание норм поведения и привычки поведения не существуют сами по себе. В процессе воспитания ребенка у него вырабатывают эмоциональное отношение к нравственным нормам. В обыденной жизни ребенок реагирует на любое проявление взрослых, сверстников, подростков. Важно, чтобы у него сложилось правильное отношение к пороку, к хулиганству, к хамству. Он должен быть эмоционально обучен ужасаться недостойному поведению людей и желанию не быть «плохим».

Немаловажны мотивы поведения, под которыми понимают то, что побуждает к поступку, к деятельности. Это могут быть потребности и интересы, влечения и эмоции ребенка. Малыш уже имеет представление о деятельности взрослых. Они — сильные, умные, все могут. Взрослые предстают перед ребенком как некий идеал его будущих возможностей.

Огромное значение для развития личности ребенка имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослыми и другими детьми. Потребность в положительных эмоциях — первейшая человеческая потребность. Стремление к положительным взаимоотношениям с взрослыми организует поведение ребенка: он начинает считаться с их мнениями и оценками, старается выполнять устанавливаемые ими правила поведения.

Пяти-шестилетний ребенок во взаимоотношениях со знакомыми сверстниками уже может противостоять сверстникам, если они предлагают ему сказать или совершить что-нибудь такое, что противоречит его знаниям о нормах поведения.

Относясь к взрослым и старшим детям, как к образцу, ребенок в то же самое время притязает на признание со стороны этих взрослых и подростков.

Читайте также:  Романтическое настроение по английски

Ребенок старшего дошкольного возраста не может противостоять взрослому, от которого он ждет признания.

Стремление к самоутверждению стимулирует ребенка к нормативному поведению, к тому, чтобы взрослые подтвердили его достоинства. Однако стремление к самоутверждению в том случае, если ребенок не способен или затрудняется выполнять то, что от него ожидают, может стать причиной его безудержных капризов. Неправильное поведение взрослого по отношению к ребенку — пренебрежение, невнимание и т.д. — провоцирует детские капризы.

Мотивы установления положительных отношений с взрослыми и детьми, а также мотивы самоутверждения и притязания на признание ложатся в основу соревновательных мотивов. Соревновательный мотив дает ребенку острые эмоциональные переживания: в случае промахов и неудач, он расстраивается до слез, для компенсации неуспеха хвастаетчем-либо или бьет успешного; в случае успеха ликует и снова хвастает. Соревновательный мотив стимулирует ребенка к совершенствованию своих способностей и умений и в то же самое время создает у него состояние тревожности.

Нравственные мотивы, стремление вести себя по правилам, принятым людьми, определяют развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста. Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитие личности ребенка.

Дошкольник существо эмоциональное: чувства господствуют над всеми его сторонами жизни, придавая им особую окраску. Его чувства быстро и ярко вспыхивают. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность.

Ревнует же ребенок к старшим братьям и сестрам, к малышу, к своим сверстникам, которым оказывается в данный момент больше внимания. Ревность — мучительное чувство, которое отравляет отдельные моменты жизни ребенка. Но бурно переживаемая ревность, быстро и ярко вспыхнув, столь же быстро угасает.

Ребенок приобщается через взрослых ко всему диапазону чувств человека. Желая получить от близких эмоциональное одобрение, он учится прислушиваться, присматриваться к чувствам и состояниям других людей. Если его доброжелательно учат видеть состояние других людей и выражают благодарность за внимание, он учится сочувствию.Через себя, свои переживания, свою потребность в любви и сочувствии ребенок учится сочувствию к другим.

Завистьвозникает в ситуациях, когда двое или несколько детей начинают притязать на признание, начинают соперничать и стараться опередить в чем-то друг друга. У дошкольника зависть может возникнуть при распределении ролей в игре, в соревновательных ситуациях, в ситуациях, когда кому-то одному из группы детей уделяется большее внимание.

Если оценивать особенности чувств дошкольника, то надо сказать, что в этом возрасте ребенок еще не защищен от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. Его день насыщен эмоциями. Эмоции формируют жизнь ребенка. Устав, он перестает понимать, перестает выполнять правила, перестает быть тем хорошим ребенком, которым может быть. Он нуждается в отдыхе от своих собственных чувств.

Развитие воли ребенка определено формированием у него мотивов поведения. В развитии воли ребенка старшего дошкольного возраста можно выделить три взаимосвязанные стороны: это, во-первых, развитие целенаправленности, во-вторых, установление отношений между целью действий и их мотивов и, в-третьих, усиление регулирующей роли речи.

Выполнение целенаправленных нравственных действий находится у ребенка в зависимости от многих обстоятельств: от трудности задания и длительности его выполнения, от успеха или неудачи при выполнении задания, от меры участия взрослого в организации самой цели.

Читайте также:  Как не испытывать чувство вины за измену мужу

Литература:

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Книга для воспитателей детского сада / Р.С.Буре, Г.Н.Година, А.Т.Шатова и др.; / Под ред. А.М.Виноградовой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1989.

Гаврилова Т.П. Воспитание нравственных чувств. — М.: Знание, 1984.

Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. — 2006. — N 11. — С.45-57.

Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности / Л.Д. Короткова — 2007. — С.15-17

Источник

Механизм нравственного воспитания.

Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников.

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребёнок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определённого набора нравственных качеств.

Нравственное развитие дошкольников – процесс положительных качественных изменений в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения.

Конечно, процесс становления личности и её нравственной сферы не может быть органичен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребёнок, придя в этот мир, впитывает в себя всё человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым.

Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого – определить, чему, как и когда учит ребёнка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.

Методологическую основу нравственного воспитания составляет учение о морали. Мораль – это совокупность норм и правил поведения человека в обществе. Нормы морали – предписания, требования общества к поведению людей. Правила поведения детализируют моральные нормы, предназначаются определенной возрастной группе. Нормы и правила морали выступают в роли регуляторов поведения людей, служат критериями оценки поступков и действий с точки зрения таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость, честь и бесчестие.

Механизм нравственного воспитания.

Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребёнка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечёт за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства продолжают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + +(навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.

Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Источник

Оцените статью