Средства и методы формирования дружеских отношений старших дошкольников
Тамара Кобякова
Средства и методы формирования дружеских отношений старших дошкольников
«Средства и методы формирования дружеских отношений старших дошкольников»
Выбор средств и методов формирования дружеских отношений дошкольников зависит от ведущей задачи на данном возрастном этапе, от уровня общего и интеллектуального развития детей, от уровня уже существующих взаимоотношений между детьми.
Средства формирования дружеских отношенийдетей можно объединить в несколько групп:
художественные средства, к ним относятся художественная литература, музыка, кино, диафильмы, иллюстрации. Ценность данных средств определяется, прежде всего, их влиянием на эмоциональную сферу личности.
Книга, художественный рассказ помогают детям старшего дошкольного возраста осознать более сложные взаимоотношения и поступки людей. Чтение сказок «Крошка Енот» Л. Муур, «Тигренок, который говорил «Р-Р-Р!» и его друзья» А. Костинского, «Дядя Федор, кот и пес» Э. Успенского, стихов А. Барто «Вовка – добрая душа», С. Михалкова «Мы с приятелем.», «Песенка друзей», «Друзья в походе» способствует формированию представлений о дружбе, о необходимости дружить и беречь дружбу.
Песни А. Шаинского на слова М. Матусовского «Вместе весело шагать.», М. Гладкова на слова С. Козлова «Песенка львенка и черепахи», В. Шаинского на слова М. Танича «Когда мои друзья со мной», Ю. Чичкова на слова Я. Халецкого «Из чего же, из чего же.» эмоционально настраивают детей на дружеские отношения.
Использование художественных средств формирования дружеских отношений дошкольников осуществляется с помощью разнообразных методов: чтения и обсуждения, игровых методов и др.
Чтобы помочь детям осознать значение дружбы со сверстниками, ее ценность,необходимо побуждать их высказываться по вопросам: что понравилось в книге, почему, оценивать поступки героев с точки зрения отношения к ним других персонажей, объяснять, почему герой совершил тот или иной поступок.
этические беседы с детьми. Данные беседы можно проводить индивидуально, с подгруппой в 5-6 человек и фронтально. Содержанием этических бесед могут стать возникшие в группе отношения между детьми, обсуждения нравственных проблем, содержащиеся в художественных произведениях. Беседа должна опираться на жизненный опыт детей, содержать в себе конкретные ситуации, иметь связь с последующей деятельностью детей и практикой их поведения, иметь диалогический характер. Например, воспитатель предлагает детям поговорить о дружбе.Он задает им вопросы:
• Кого вы считаете своими друзьями? Почему?
• Сколько друзей может быть у человека?
• Как вы понимает пословицу «Не имей сто рублей, а имей сто друзей?
• Каким вы представляете настоящего друга?
• Сможем ли мы жить в группе дружно, не ссорится?
• Кто первый уступит во время ссоры?
После обсуждения можно предложить детям проблемные ситуации:
• Ты хотел бы дружить с Сашей, а у него уже есть друг. Как ты поступишь?
• Два твоих друга поссорились. Один из друзей пожаловался на другого. Как ты поступишь?
собственной деятельности детей: игры, труда, художественной деятельности. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, но их объединяет то, что в процессе осуществления деятельности дети вступают в определенные взаимоотношения, учатся согласовывать свои действия. От действия каждого зависит общий успех деятельности, поэтому дети помогают друг другу, вступают в отношения сотрудничества. Воспитатель должен заботиться о том, чтобы старшие дошкольники могли постоянно упражняться в гуманном, заботливом отношении друг к другу, в проявлении взаимопомощи, в совместной деятельности самого разного характера.
совместная художественная деятельность: подготовка и проведение праздников, развлечений, конкурсов, соревнований и других эмоционально насыщенных форм воспитания, включающих в себя разнообразные методы, приемы и средства воспитания.
Ценность данных средств формирования дружеских отношений заключается в том, что дети вместе разучивают песни, стихи, танцевальные номера, готовят инсценировки, вступая друг с другом в отношения сотрудничества, «болея» за общее дело. Эмоциональность, насыщенность праздников, помогает детям лучше узнать друг друга, почувствовать ценность каждого, осознать ценность детского коллектива.
коллективные формыизобразительной деятельности: лепка, рисунок, аппликация, когда несколько детей договариваются между собой, что будут выполнять. Воспитатель использует коллективные формы работы для воспитания доброжелательного отношения детей друг к другу, умения договариваться между собой. Чувство удовлетворения, которое ребенок испытывает от совместной работы и ее результатов, — одно из условий, обеспечивающих проявление дружеских чувств к товарищам.
совместная трудовая деятельность. Совместный труд – это деятельность, предполагающая взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других при общей для всех цели.
Как отмечает Р. С. Буре, при такой форме организации желательно распределять детей на звенья. Каждое звено имеет свое трудовое задание, а внутри звена дети работают «цепочкой». При этом качество и скорость работы одного ребенка, влияет на показатели работы другого. При такой форме организации повышается чувство ответственности за общее дело, между детьми устанавливаются отношения взаимозависимости.
Коллективный труд используется в воспитании детей старшего дошкольного возраста, он является более высокой формой организации труда.В процессе его дети наряду с трудовыми задачами решают и нравственные: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы. При этом воспитатель заранее планирует ситуации, которые помогают детям устанавливать взаимоотношения. Опираясь на имеющиеся представления и умения детей, воспитатель использует опосредованные методы воздействия: вместо прямого указания ставит вопрос, наблюдает, как дети договариваются о распределении работы, какой характер приобретают их взаимоотношения. Если наиболее инициативный ребенок, предлагая свой вариант, не считается с интересами других детей, не принимает их предложения, следует помочь ему понять недопустимость такого поведения, несправедливость по отношению к сверстникам, приучать сдерживать свои желания. И, наоборот, менее активных детей педагог побуждает к проявлению инициативы, помогает им включиться в коллектив, поддерживает их предложения. Этими приемами педагог способствует осознанию детьми важности коллективизма, развитию дружеских взаимоотношений.
О. Журавых отмечает значение совместной деятельности в воспитании у дошкольников эмоциональной отзывчивости, способности понимать сверстника. Использование ситуаций, в которых ребенок действует не один, а вместе с другими детьми, помогает ему повернуться к другому человеку, понять его потребности и стремления, учит согласовывать действия, обращаться с просьбами, предлагать помощь, решать конфликты. Педагог предлагает детям в процессе выполнения совместной деятельности ситуации морального выбора, когда ребенок оказывается «на распутье» перед несколькими одинаково возможными, но разными по своему нравственному смыслу линиями поведения, из которых он должен предпочесть одну. Например, воспитатель говорит ребенку,закончившему свою работу: «Ты можешь пойти поиграть. Но если хочешь, помоги товарищу – у него задание оказалось труднее, чем у тебя. Сам выбери, что станешь делать». Активный эмоционально-нравственный анализ ситуаций, когда детям предлагается высказать свое мнение, объяснить, почему он поступил именно так, а не иначе, позволяет воспитателю сосредоточить внимание на социально-нравственной стороне деятельности детей. Все это влияет на формирование эмоциональной отзывчивости, помогает педагогу сформировать ориентацию ребенка на сверстника, на развитие дружеских чувств.
психологическая атмосфера, которая окружает ребенка в детском саду и дома. Позитивный психологический климат, доброжелательность, гуманность по отношению друг к другу детей и взрослых активизирует процесс формирования дружбы между детьми. Немаловажное значение в развитии дружеских отношений детей имеет педагог, его интуиция, наблюдательность, психолого-педагогическая культура. Воспитатель должен не только рассказывать детям, о том, как нужно действовать вместе, сообща, как помогать друг другу, но и выражать свое личностное отношение к проявлениям дружеских отношений детей,замечать их одобрять: похвалить ребенка за внимание к товарищу, восхититься тому, что ребенок умеет сопереживать, сочувствовать товарищу, радоваться его успехам.
Таким образом, можно выделить следующие средства формирования дружеских отношений дошкольников: художественные средства, труд, художественная деятельность, этические беседы, проблемные ситуации, обсуждение, пример взрослого. Особое место в формировании дружеских отношений детей старшего дошкольного возраста принадлежит игре.
1. Антонова, Т. В. Особенности социального поведения детей в игре // Руководство играми в дошкольных учреждениях [Текст] / Под ред. М. А. Васильевой. — М. : Педагогика, 2006.
2. Воспитание в труде [Текст] / Под ред. Р. С. Буре. – М. : Просвещение, 1987.
3. Журавых, О.Пойми меня: Из опыта работы [Текст] /О. Журавых // Дошкольное воспитание. – 2002.- №2.
4. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Издательский центр «Академия», 2000.
Источник
Классный час «Создание позитивных дружеских отношений»
классный час на тему
Информация для классных руководителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_pozitivnyh_druzheskih_otnosheniy.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:
«СОЗДАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ»
Цели: 1) Познакомить учащихся со способами создания позитивных дружеских отношений с целью взаимопомощи, удовлетворение потребностей в любви, сосуществование в обществе, ради чувства самоуважения.
2) Развивать у учащихся стремление к созданию позитивных дружеских отношений с разными людьми, членами семьи, соседями, преподавателями, сверстниками.
3) Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру и людям.
Оборудование: на доске тема занятия, у каждого учащегося рабочий лист, ручка.
1. Организационный момент. Сообщение темы занятия.
Учитель. Ребята, на прошедших занятиях мы много говорили о том, что в современном обществе слишком много опасностей подстерегает входящего во взрослую жизнь человека. Это и наркотики, и преступные антиобщественные группировки (банды), и многое-многое другое. Подростку нужно всегда быть начеку, чтобы не стать жертвой преступления, либо по глупости втянутым в совершение преступления, а также он должен относиться с большой осторожностью и недоверием к малознакомым людям. Но ведь у человека должны быть друзья, которым он может довериться, поделиться чем-то. Как же определить, кому можно доверять, а кому – нет, кто будет тебе настоящим другом и ни за что никогда не предаст, а кто подведет тебя при первой же возможности? Тема нашего сегодняшнего занятия: «Создание позитивных дружеских отношений».
2. Основная часть.
Учитель. Так можно ли прожить без друзей?
Учитель. Какие друзья важны для вас?
Дети. Преданные, честные, с которыми интересно общаться, проводить вместе время.
Учитель. Какие чувства вы испытываете, когда общаетесь с другом?
Учащиеся. Защищенности, необходимости для кого-то.
Учитель. Каждый человек имеет свои определенные (например, социальные, личные, общественные) чувства и потребности, которые необходимо удовлетворять. Это помогает человеку почувствовать себя уверенным в себе, быть любимым и любить, помогает родным, близким и друзьям уважительно относиться к тебе.
Учитель записывает на доске эти понятия.
Учитель. Что значит, потребность быть любимым?
Дети. Это потребность в людях, которые тебя любят, понимают, заботятся о тебе.
Учитель. Запишем это определение на доске.
Учитель пишет: «Быть любимым – потребность иметь людей, которые заботятся о тебе, помогают, понимают и любят тебя».
Учитель. Что значит, потребность быть необходимым обществу?
Дети. Это потребность в том, чтобы ты был нужен обществу; твое мнение, твои знания были важны и нужны обществу, то есть государству, окружающим людям.
Учитель пишет: «Быть необходимым обществу – потребность во внимании и заботе государства или общества о личной безопасности, правах; потребности в твоих знаниях».
Учитель. Что значит, потребность быть одобряемым?
Ученики. Это потребность в положительной оценке твоих действий, поступков.
Учитель пишет: «Быть одобряемым – потребность в положительной оценке того, что ты делаешь».
Учитель. Испытываете ли вы перечисленные потребности? Какие именно?
Дети. Да, например, потребность быть любимым и не только родными, но и друзьями, когда ты понимаешь, что тебя любят, чувствуешь, что ты нужен кому-то, что ты не один. Или, например, потребность быть одобряемым. Гораздо лучше себя чувствуешь, когда твои поступки одобряют окружающие, восхищаются ими, чем когда ругают тебя за что-то.
Учитель. Реализовываются ли данные потребности в вашей жизни?
Учащиеся. Да. \ Нет.
Учитель. Что помогает вам реализовать их?
Дети. Правильная оценка своих действий, хорошие отношения с окружающими людьми, умение идти на уступки, вежливость.
Учитель. Представьте, если бы на планете был каждый человек сам за себя. Ни у кого не было бы ни друзей, ни подруг, люди были бы холодны и безразличны друг к другу. Что бы было тогда?
Дети. Не с кем было бы поделиться своей проблемой, горем, радостью. Люди бы не понимали друг друга, не могли бы договориться о чем-то мирным путем, могли бы начаться конфликты, войны из-за того, что политики не шли бы друг другу на уступки.
Учитель. Встречались ли в вашей жизни люди, с которыми вы хотели бы подружиться, но они были равнодушны к вам? Расскажите об этом.
Учащиеся. Нет. \ Да. Например, я хотел подружиться с мальчиком из соседнего двора, а он старался со мной вообще не разговаривать, оскорблял меня.
Учитель. Почему он так себя вел?
Дети. Он со всеми так общается, просто грубиян, либо не хотел с тобой общаться. Причины могут быть разные.
Учитель. В дружбе важно взаимоуважение, понимание, взаимная симпатия. Все мы люди разные, у нас разные характеры. Порой люди просто не могут найти взаимопонимания, у них разные взгляды на жизнь, разные интересы. Они не смогут сосуществовать вместе и быть друзьями. В таком случае, если дружба «не клеится», лучше не ругаться и говорить друг другу неприятные слова, а просто остаться знакомыми. Это вас ни к чему не обяжет, и вы не испортите отношение данного человека к себе. Присмотритесь к своим родителям, сколько у них знакомых, а ведь друзьями они считают очень немногих из них. Вспомните, какие отношения у ваших родителей с соседями?
Ученики. Нормальные, хорошие, с некоторыми дружеские.
Учитель. Для чего родителям нужно поддерживать хорошие отношения с соседями, коллегами по работе?
Дети. Для того, чтобы при необходимости обратиться к ним за помощью, советом. Если им будет нужна помощь, то они могут на нее рассчитывать.
Учитель. Вы сами со многими людьми поддерживаете дружеские отношения?
Учащиеся. Да. \ Нет.
Учитель. Вам это помогло как-то в жизни?
Дети. Помогло. Я как-то раз остался дома один. Вечером я пошел выносить мусор и случайно захлопнул входную дверь. Я бы так и сидел под дверью до десяти часов ночи, пока со смены не пришла бы мама, если бы не соседка. Она пустила меня к себе в квартиру до прихода родителей. С этой соседкой я всегда здоровался, иногда помогал ей донести сумки из магазина.
Учитель. Какой вывод можно сделать в данном случае?
Дети. Если ты к людям относишься хорошо, помогаешь им, то можешь рассчитывать на помощь с их стороны.
2. 2. Самостоятельная работа.
Учитель. У вас на столах лежат рабочие листы. Прочитайте задание про себя. Что нужно сделать в первой части задания?
Дети. Перечислить три качества, которые вы хотели бы видеть в друге.
Учитель. Вы должны указать три самых важных для вас качества. Что нужно сделать во второй части задания?
Учащиеся. Из предложенного списка людей выбрать тех, на которых я могу положиться, к которым можно обратиться за помощью.
Учитель. Ответов может быть неограниченное количество. В части третьей задание аналогичное второму, только вариант ответа должен быть один. Приступайте к работе.
Ученики заполняют рабочие листы:
Часть 1. Перечислите три качества, которые вы бы хотели видеть в друге:
Часть 2. Люди, на которых я могу положиться, к которым я могу обратиться за помощью:
– родители, другие члены семьи, родственники;
– взрослый, не являющийся членом семьи;
– учитель, психолог или любой взрослый в школе.
Часть 3. В случае критической ситуации я обращусь за помощью в первую очередь:
– в дежурные службы (милиция, скорая помощь…)
Учитель. Проверим, что же у вас получилось? Итак, какие три самые важные качества вы хотели бы видеть в друге?
Дети. Честность, преданность, желание всегда прийти на помощь и др.
Учитель. Можно ли сказать, что ваш друг обладает этими качествами?
Школьники. Да. \ Нет.
Учитель. Можете ли сказать, что сами обладаете этими качествами?
Дети. Могу. Частично обладаю.
Учитель. Перейдем к части второй рабочего листа. Люди, на которых вы можете положиться, к которым можно обратиться за помощью. Перечислите их.
Дети. Друг, родители, родственники, другие члены семьи, учитель и т. д.
Учитель. Какая помощь вам может понадобиться от этих людей?
Дети. Совет, помощь в каком-то конкретном деле (например, передвинуть стол).
Учитель. Кроме этого, человеку может понадобиться психологическая помощь. У любого человека иногда возникает необходимость выговориться, пожаловаться кому-то на несправедливость и видеть, что человек, которому ты все это говоришь, действительно тебя понимает и сочувствует. Кто-то из перечисленных вами людей обладает качествами, которые вы указали в части первой?
Учащиеся. Да. Друг, родственник.
Учитель. К кому вы обратитесь за помощью в критической ситуации в первую очередь?
Дети. К родителям, другу и т. д.
Учитель. Возникали ли в вашей жизни какие-либо критические ситуации? Как вы с ними справлялись?
Ученики. Да, возникали. Например, я получил в школе «двойку» за то, что подсказал на уроке однокласснику и боялся рассказать об этом отцу, так как он мне тогда не купил бы мопед. У нас с отцом была договоренность: если я в течение четверти не получу ни одной «двойки», тогда он мне купит мопед, я очень расстроился, надо было показывать дневник отцу, а я не знал, как объяснить ему, что «двойка» за подсказку. На помощь мне пришел старший брат. Он объяснил отцу ситуацию и договорился с учительницей, чтобы она дала мне возможность исправить «двойку». Я был очень благодарен старшему брату.
Учитель. Вы уже ребята взрослые, за плечами у вас есть некоторый жизненный опыт. Скажите, почему бывает так, двое малышей выросли в одном дворе, ходили в одну группу в детском саду, вместе пошли в первый класс, до недавнего времени были друзья «не разлей вода», а теперь, когда им уже по 16 лет стали просто одноклассниками. Куда же исчезла их дружба?
Школьники. Они повзрослели. У них сформировались свои взгляды на жизнь. В детстве дружба выражалась в совместной игре во дворе и походах в школу, сейчас стало все сложнее.
Учитель. Верно. По мере их взросления, у каждого возникали и развивались свои интересы, взгляды на жизнь, формировались черты характера. Сейчас они более осознанно будут выбирать друзей. Даже дружба, возникшая в вашем возрасте, со временем может исчезнуть или перейти в приятельские отношения, но может и продлиться на долгие годы. Всю свою жизнь вы будете знакомиться, заводить новых друзей. Давайте сформулируем некоторые правила, как же завести новых друзей? Как надо себя вести?
Дети. Нужно быть дружелюбным, открытым, проявлять самому интерес к новым людям.
Один ученик записывает на доске:
– принимать участие в работе спортивных секций,
кружков, в походах, экскурсиях;
– проявлять интерес к новым людям;
– уметь поддержать разговор;
– не употреблять грубых слов в разговоре,
не ругаться нецензурной бранью.
Учитель. Вспомните, когда вы познакомились со своим другом, что вам в нем больше всего понравилось, привлекло внимание?
Дети. Чувство юмора, вежливость, общительность. Доброжелательная улыбка, опрятный внешний вид.
Учитель. Допишем это в свои правила.
– доброжелательное выражение лица;
– опрятный внешний вид.
Учитель. А какие существуют препятствия для выработки новых дружеских отношений?
Школьники. Стеснительность, замкнутость, страх быть непонятым, отвергнутым, самоуверенность или наоборот недостаточное самоуважение.
Один ученик дописывает на доске:
– смущение, стеснение, замкнутость;
– страх быть отвергнутым.
Учитель. Легко ли вам подружиться с новым человеком?
Учащиеся. Да. \ Нет.
Учитель. Что вам помогает в этом?
Дети. Я веду себя просто, непринужденно, внимательно слушаю собеседника, не перебиваю его, использую чувство юмора.
Учитель. Встречались ли вам такие люди, с которыми с первой минуты общения хочется стать лучшими друзьями? Что в них особенного?
Дети. Они обаятельны, дружелюбны, умеют поддержать разговор, не грубят и не оскорбляют никого, улыбчивы, жизнерадостны.
Учитель. Можно ли сказать такое о вас?
Ученики. Да. \ Нет.
Учитель. Дома подумайте, что мешает вам стать такой же яркой личностью и наладить дружеские отношения с новыми людьми.
2. 3. Анкетирование учащихся.
Учитель. А сейчас вам предстоит ответить на несколько вопросов. Перед вами лежат анкеты. Как их заполнять, вы уже знаете. Фамилию и имя можете не писать. Обводите кружком выбранный ответ.
2. Возраст: _______
3. Я считаю себя общительным человеком.
4. В настоящее время у меня нет верного друга, но я очень хотел бы его иметь.
5. Для меня очень важно знать мнение друга.
6. Родители – мои лучшие друзья.
7. Мне не нужны друзья, я вполне могу обойтись и без них.
8. Когда я поссорюсь со своим другом, то чувствую, что мне без него очень плохо.
9. Своему другу я могу доверить любую тайну.
10. Если друг предложит мне спиртное или наркотик, я попробую.
Учитель. Для чего же нужны друзья?
Дети. Для общения, взаимопомощи, для провождения времени вместе, для удовлетворения потребностей в любви, одобрении и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал адресован педагогам, работающим в старших классах специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида.
консультация для родителей:»Воспитание дружеских отношений в игре».
Творческие игры воплощаются самими детьми. Тем для подобных игр много. Дети подражают быту семьи, строительству новых домов, нашим праздникам. В подобных играх чаще всего их внимание привлекают отноше.
Конспект предназначен для создания позитивных оотношений в группе.
Сценарий мастер-класса, проведенного мной с классными руководителями нашего района. Мастер-класс разработан с использованием интерактивных технологий. Каждый из участников, побывав в роли ученика, мож.
Проблема духовно-нравственного воспитания. Воспитание и социализация. Реализация процесса становления духовно-нравственного сознания ребёнка через систему уроков и внеклассных мероприятий.
Каждый из нас мечтает о человеке, который придет на помощь даже ночью по первому звонку, никогда не предаст, не позавидует, даст хороший совет, не будет обсуждать за спиной, то есть о преданном д.
Источник