Конспект «Знакомство с малой Родиной»
Инна Андреевна Ветрова
Конспект «Знакомство с малой Родиной»
Конспектобразовательной деятельности в старшей группе: «Знакомство с малой Родиной«.
Разработала воспитатель: Ветрова Инна Андреевна.
Образовательная область: познавательное развитие.
Вид деятельности: образовательная деятельность.
Возрастная группа: 4 – 6 лет
Тема: «Знакомство с малой Родиной«
Цель: формирование первичных представлений о малой Родине.
— формирование познавательных действий.
— развивать познавательный интерес к истории своего народа.
— воспитывать любовь к малой Родине и интерес к традициям, обычаям кубанских казаков. Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества.
рассматривание народных кубанских костюмов,
беседы с детьми,рассматривание дидактического материала на тему: «Жизнь и традиции кубанского народа», загадывание загадок, чтение стихов.
глэчик, макитра,божник, рушник,рубашка-бешмет,кунтуш-куртка,газыри,рубашка–спидница,
Материалы и оборудование: изображения «Кубанская утварь», «Кубанские костюмы»
Ход деятельности:
Воспитатель: Скажите мне, ребята, как зовётся край родной наш, где живём мы с вами дружно? (Дети отвечают на вопрос)
Воспитатель: Правильно, мы живем в Краснодарском крае. Краснодарский край ласково называют Кубанью. Это название произошло от главной реки – Кубань. И живут на ней кубанские казаки.
Рассматривание иллюстраций реки «Кубань»
Воспитатель: Наша Кубань богата традициями, обычаями, обрядами и промыслами, которые сохраняются и бережно передаются из поколения в поколение. Еще, Кубань называют-житница России. Как вы думаете почему?
(Дети отвечают на вопрос)
Воспитатель: Правильно, потому что на Кубани выращивают злаковые культуры, которые поставляются во все уголки России.
Воспитатель: Ребята, хотите узнать, как жили кубанские казаки? (Дети отвечают на вопрос)
Воспитатель: Тогда отправляемся в интересное путешествие. А начиналось все с Указа царицы Екатерины II, которая в далекие времена управляла Россией.
Воспитатель: Она даровала казакам кубанские земли в благодарность за их добросовестную службу. Вот они как выглядели в далекие времена.
Рассматривание иллюстраций «Кубанские казаки».
Воспитатель: На голове у казака кубанка-головной убор, на теле рубашка-бешмет, поверх, которой одевается синий кунтуш-куртка, на ней навешаны газыри, раньше они служили для меры пороха, а сейчас для украшения. Обязательно ремень – украшенный металлическими накладками, на него вешался кинжал, сабля, также надеты шаровары и сапоги.
Воспитатель: Женщина-казачка была одета в нижнюю рубашку–спидницу, рукава и низ которой был вышит крестиком. Наверх надеты блузки и юбки с вышивками и оборками. Замужние женщины носили платок на голове.
Ребята, кто ж казаку был лучшим другом, и быстро мчал, и с поля боя выносил? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, конь. А, знаете, друзья, что у казаков была особая любовь к лошадям. Давайте вспомним, как говорили казаки о лошадях. (Дети вспоминают кубанские поговорки о лошадях)
«Конь казаку – друг!»
«Казак сам не поест – а коня накормит!»
«Казак без коня, что солдат без ружья»
«Без коня казак кругом сирота»
Воспитатель: Молодцы, сколько знаете поговорок о лошадях. Ребята, как вы думаете, как называлось жилище кубанских казаков? (Дети формулируют ответы)
Воспитатель: Хорошо, а дома, в которых жили кубанские казак назывались-хаты или мазанки. А из какого материала строили хаты? (Ребята предлагают варианты ответов)
Воспитатель: Хаты строили из самана. Саман-это строительный материал, который делали из глины, соломы и воды. Месили саман лошади. Хата внутри и снаружи обязательно белилась. Белый цвет – это символ чистоты и опрятности. Крыши крыли камышом и соломой. Пол обмазывали глиной.
Рассматривание иллюстраций «Кубанская хата»
Воспитатель: Как называется строение из прутьев, которое служит для заграждения двора иль огорода? (Дети отвечают на вопрос)
Воспитатель:Верно, хату огораживали вот таким плетнем.
Рассматривание иллюстраций с изображением «Забора»
Воспитатель: Все гости, которые заходили в дом, крестились на правый угол, еще его по-другому называли-красным или божницей, где находились иконы, убранные вышитым рушником. Дети, а что такое рушник (Ответы детей)
Воспитатель:Правильно, так назывались небольшие тканевые полотенца, на которых вышивались узоры. Рушники были украшением кубанского жилища. Их делали из тканей, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью по краю полотенца. Преобладал растительный рисунок, геометрические фигуры, парное изображение птиц. Такие же рушники развешивались по стенам для украшения. Вышивались салфетки, скатерти, занавески.
Воспитатель: В каждом доме была «горка», где хозяйка с гордостью выставляла наиболее ценную и красивую посуду.
Рассматривание иллюстраций «Горка»
Воспитатель:Здесь собраны предметы казачьего быта. Вот, посмотрите и назовите, что это?
Рассматривание иллюстраций «Посуда»
Воспитатель: Верно, это кувшин. Но в те далекие времена он назывался-глечик. Повторите со мной, пожалуйста! (Ребята все вместе повторяют за воспитателем)
Воспитатель: Из чего он сделан, как вы думаете (Дети предлагают варианты ответов)
Воспитатель: Ребята, глэчик изготовлен из глины. В нем хранили молоко, которое долго не скисает. Посмотрите что изображено на этой иллюстрации и назовите, что это?
Рассматривание иллюстраций «Глэчик»
Воспитатель: Правильно, это крупный сосуд, и называется он-макитра. Повторите со мной, пожалуйста! (Ребята все вместе повторяют за воспитателем)
Воспитатель:В макитре квасили капусту, держали варенье. Макитра, как и глэчик, сделана из глины. Ребята, скажите мне, пожалуйста, посуда, сделанная из глины обладала чудесными свойствами, какими? (Дошкольники предлагают варианты ответов)
Воспитатель: Правильно, дети. В глиняной посуде продукты не портились и сохраняли свои ценные качества долгое время, потому что в те давние времена холодильников еще не было. Вот сколько глиняной посуды имелось у казаков.
Рассматривание иллюстраций «Глиняная посуда»
Воспитатель: Казаки, ребята, очень трудолюбивые. Умели всё. И среди них были гончары, и кузнецы, и хлеборобы, и коневоды. Но кто работал хорошо, умел и отдыхать!Давайте поиграем в казачью весёлую игру да под названием «Петух».
Воспитатель с детьми проводит народную казачью игру: «Петух»
Воспитатель: Прекрасный солнечный край! Большая, щедрая земля, гостеприимная для всей России. Трудится кубанский народ, чтобы города, посёлки, хутора были краше и богаче!
Это край чудесный
Там, где синь небес!
И весенний гром!
Это запах хлеба,
Ты, Кубань родная,
Ты на всей планете
Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше историческое путешествие! Что вам больше всего понравилось? (Дети с воспитателем делятся впечатлениями)
Народная кубанская игра «ПЕТУХ».
Из играющих выбирается «казак», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам.Дети двигаются по кругу со словами:
Кто с утра чертей гоняет,
Песни звонкие спивает,
Спать мешает казаку
И кричит «Ку-ка-ре-ку»?
Один из стоящих в кругу кричит по-петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, — забирает кричащего в середину круга.Игра продолжается:
Все коровы во дворе
Размычались на заре.
Не понятно никому,
Почему «Му-Му, Му-Му».
Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг.Игра продолжается:
Вот казак заснул опять,
Но не долго ему спать.
Утка уточек не зря
Учит крякать «кря-кря-кря».
Действие повторяется — казак забирает «утку».
«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».
Я не лягу больше спать,
Вас я буду догонять!
По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки — «воротики», а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.
Конспект занятия по знакомству с государственной символикой «Что мы Родиной зовём?» Цель: Познакомить с главными символами государства (гимн, флаг, герб). ЗАДАЧИ: Расширять представления детей о государственной символике.
Проект «Знакомство с малой Родиной» 1 слайд: Тема проекта: «Знакомство с малой Родиной» «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к.
Конспект занятия «Знакомство с малой Родиной» Цель: воспитание у детей II младшей группы нравственно-патриотических чувств. Задачи: формировать начальные представления о своей малой.
Формирование патриотических чувств при знакомстве с малой Родиной Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию. На тему: «Малая Родина – твое начало». Карамышевой Татьяны Владимировны.
Накопление нравственно-патриотического опыта старших дошкольников с нарушением зрения через ознакомление с малой Родиной Накопление нравственно-патриотического опыта старших дошкольников с нарушением зрения через ознакомление с малой Родиной Нравственно-патриотическое.
НОД по познавательному развитию детей, ознакомление с Малой Родиной «Кубанский край-казачий край» Конспект открытого занятия «Кубанский край – казачий край». Образовательная область «Познавательное развитие» для детей старшей группы.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой с своей малой Родины Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является нравственно-патриотическое воспитание детей. Патриотизм является.
Патриотическое воспитание в детском саду начинается со знакомства с «малой Родиной» quote=Д. С. Лихачев]«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к.
Проект для детей «Мой город Асбест». Знакомство с малой Родиной Актуальность темы У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место,.
Знакомство детей с малой Родиной. Экскурсия по родному селу. “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал” К. М. Симонов Экскурсия.
Источник
Конспект занятия по знакомству детей старшего дошкольного возраста с малой Родиной
Татьяна Межуева
Конспект занятия по знакомству детей старшего дошкольного возраста с малой Родиной
ЦЕЛЬ: формирование знаний детей о родном городе.
— Уточнять представления детей о родном городе;
— Формировать понятие «малая родина»;
— Воспитывать патриотические чувства (гордость за свой город, желание сделать его лучше);
— Прививать уважение и любовь к традициям и обычаям своей малой родины.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: малая родина, город, достопримечательность.Предварительная работа: беседы о городе Раменское, рассматривание фотографий достопримечательностей города, экскурсии по городу, чтение и заучивание стихов о Родине, рисование на тему наш город.
ОБОРУДОВАНИЕ: проектор для показа слайдов, изображение герба и флага России, герба города, карта города, игрушка сердечко, мяч, флажки красного и синего цвета.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Дети сидят полукругом на стульчиках. Выходят три ребёнка и читают стихи:
1 реб. : Родина наша — это страна,
Очень и очень большая она.
Родина наша — это наш дом,
Где мы все вместе дружно живём.
2 реб. : Каждую малую ветку,
Каждый цветок над ручьём
Мы Родиной нашей любимой,
Родиной светлой зовём.
3 реб. : Эту великую землю,
Где мы живём и растём,
Мы Родиной нашей любимой,
Родиной светлой зовём.
Воспитатель: О чём говорится в стихах?
Дети: О Родине!
Воспитатель: Как называется наша Родина, наша страна?
СЛАЙД: КАРТА РОССИИ
СЛАЙД: СТОЛИЦА НАШЕЙ РОДИНЫ МОСКВА
Воспитатель: Россия — какое прекрасное звучное слово. Какими словами можно сказать о Родине? Какая у нас Россия?
Дети: Большая, необъятная, огромная, богатая, любимая, красивая, могучая, непобедимая.
СЛАЙД: ПРИРОДА РОССИИ
Какая Родина красивая!
Остановись и погляди.
Моя земля, моя Россия,
Мы все наследники твои!
Воспитатель: Все знают, что наша страна называется Россия, и, глядя на карту, мы видим какая она большая. У России, как и у всех стран, есть свой флаг, герб и гимн.
СЛАЙД: ФЛАГ, ГЕРБ, ГИМН (Рассматривание флага, герба, слушание гимна (стоя).
Воспитатель: Россия, наша Родина, наша страна. В этой большой стране есть место, где мы родились и живём — это малая родина. Где мы с вами живём?
Дети: В городе Раменское.
Воспитатель: город Раменское – это наш родной край, наша малая родина.
СЛАЙД: ИЗОБРАЖЕНИЕ ГОРОДА.
Наш город Раменское находится в Московской области.
СЛАЙД: ГЕРБ РАМЕНСКОГО РАЙОНА
Воспитатель: Давайте подойдём и рассмотрим карту Московской области. (Находим г. Раменское. Обозначаем флажком на карте).
Появляется герой — путешественник.
Воспитатель: Кто к нам пришёл?
Путешественник: Я путешественник, путешествую по всей стране. В какой город я попал?
Воспитатель: Давайте скажем, ребята, путешественнику, где он находится.
Дети: В городе Раменское.
Путешественник: Здесь я ещё не бывал. Расскажите мне о вашем городе.
Воспитатель: «Мой город – капелька России» таков девиз нашего города Раменское, которому в этом году исполнится 94 года! Это подмосковный город, в котором живут 100 тысяч жителей. Название города происходит от слова «раменье» — опушка, окраина леса.
СЛАЙДЫ: ОЗЕРО «БОРИСОГЛЕБСКОЕ», ТРОИЦКИЙ СОБОР. ФИГУРЫ СКАЗОНЫХ ГЕРОЕВ
Воспитатель: Давайте все вместе с нашим гостем — путешественником отправимся в путешествие по нашей малой родине.
(Дети идут по кругу со словами):
Мы по городу идём,
Все мы весело живём,
Многое нам неизвестно,
Всё нам интересно!
Воспитатель: Давайте остановимся и покажем гостю некоторые места нашего города, достопримечательности.
СЛАЙДЫ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ ГОРОДА:
БОРИСОГЛЕБСКОЕ ОЗЕРО, ДВОРЕЦ СПОРТА «БОРИСОГЛЕБСКИЙ», ГОРОДСКОЙ ПАРК, МУЗЕЙ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ.
Воспитатель: В нашем городе много улиц. Давайте их вспомним, поиграем в игру «Назови домашний адрес».
ИГРА С МЯЧОМ (Воспитатель бросает мяч детям по очереди, те называют улицу, на которой живут).
Поиграли мы немножко
И отправились в дорожку.
Мы по городу шагали,
Много нового узнали.
Но теперь мы подустали
И присели отдохнуть.
На скамеечке сидели
И на улицу смотрели.
Воспитатель: А ещё в нашем городе есть такие учебные заведения,как:СЛАЙДЫ:
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА
СЛАЙД: ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА».
Воспитатель: А это? Наш детский сад. Как он называется?
Воспитатель: Ну вот мы и вернулись в наш детский сад. Мы его очень любим.
Наш город красивый, зелёный, уютный. Давайте скажем нашему гостю, за что вы любите свой город.
ИГРА «ПЕРЕДАЙ СЕРДЕЧКО, И СКАЖИ СЛОВЕЧКО»
1 реб. : Я люблю свой город, потому что он – красивый.
2 реб. : Я люблю свой город, потому что он – зелёный.
3 реб. : Я люблю свой город, потому что он – уютный.
4 реб. : Я люблю свой город, потому что он – чистый.
5 реб. : Я люблю свой город, потому что у него широкие улицы и красивые дома.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Как вы думаете, что надо делать, чтобы и дальше наша малая родина оставалась такой же прекрасной и хорошела бы год от года?
Дети: Любить свой город, заботиться о нём, не мусорить, благоустраивать его, сажать деревья и цветы.
Путешественник: Дорогие ребята! Любите свою Родину большую и малую, старайтесь больше узнать о её истории, берегите её природу, храните обычаи и традиции, живите и трудитесь ради её блага. А я отправляюсь путешествовать дальше. До свидания!
(Воспитатель предлагает детям выбрать красный флажок или синий. Если понравилось путешествие — красный, если путешествие было неинтересным — синий.)
Воспитатель: наше путешествие закончилось, где мы побывали, путешествовали?
Дети: По Родине, по России, по нашей малой родине городу Раменское.
Конспект занятия с элементами музыкотерапии «Путешествие детей в страну Музыка» для детей старшего дошкольного возраста Занятие с элементами музыкотерапии в старшей группе Цель занятия: создание условий для развития самостоятельности и творческой активности.
Конспект оздоровительного занятия для детей старшего дошкольного возраста Задачи: формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата, полноценному развитию.
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Транспорт, профессии на транспорте» ЦЕЛЬ: Уточнить и активизировать словарь по темам: «Транспорт, профессии на транспорте» Задачи: Коррекционно – образовательные: Закрепить.
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на остров Спортландия» Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная. Цели: познакомить детей с различными.
Конспект занятия по конструированию для детей старшего дошкольного возраста «Кошка с котятами» Цель: Изготовить с детьми поделку котят, методом складывания бумаги- оригами. Задачи: Образовательные: Продолжить знакомить детей с домашними.
Конспект занятия по лепке. Барельеф «Рыбка» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Познакомить с приёмом рельефной лепки способами: налепа, сплющивания, вытягивания, процарапывания. Задачи: • Уточнить и систематизировать.
Конспект занятия по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста «Безопасность на дорогах» Цели: — познакомить детей с правилами дорожного движения; — помочь детям понимать дорожную символику и её специфику (на примере дорожных.
Конспект занятия по пластилинографии «Матрешка» для детей старшего дошкольного возраста Конспект направлен на воспитание интереса и любви к народным игрушкам. Будет полезен воспитателям старших и подготовительных групп ДОУ.
Конспект занятия по плаванию для детей старшего дошкольного возраста «Школа матросов» Программное содержание: • Расширять знания и представления о морских профессиях; • Пробуждать любознательность и интерес к деятельности.
План работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей Кубани-своей малой Родины Совсем скоро Краснодарскому краю — 80 лет. Город Краснодар и весь край – в преддверии значимой даты. И, конечно, мы с ребятами не остались.
Источник