Открытое занятие и знакомство с эмоциями по сказке «Маша и медведь» в младшей группе
Марина Захарова
Открытое занятие и знакомство с эмоциями по сказке «Маша и медведь» в младшей группе
Конспект открытого занятия в младшей группе.
ГБДОУ детский сад № 26 комбинированного вида Курортного района
Воспитатель Захарова Марина Владимировна
Знакомство с эмоциями по мотивам русской народной сказки
«Маша и медведь».
Цель: Развитие умения видеть и понимать эмоциональное состояние через мимику и эмоциональный фон детей младшего дошкольного возраста.
— научить распознавать эмоциональное состояние по выражению мимики лица (губы, глаза, брови, щёки).
— развивать умения передавать эмоциональное состояние (страх, радость, грусть, злость) персонажей из сказок с помощью мимики;
— закреплять умения, распознавать и понимать эмоции других;
— развивать зрительное и слуховое внимание; память, логическое мышление, речь, уверенность в себе;
— воспитывать навыки позитивного межличностного общения, умения быть терпимым к чувствам и желаниям друг друга.
Материал и оборудование:
Оформление группы для НОД, столы, стульчики, музыкальная запись для проведения физ. минутки, презентация сказки «Маша и медведь». Набор карточек, смайликов с изображением эмоций 4 большие (10*15) для показа сказки (по 4 карточки (6*6 размер) на каждого ребенка, кукольный театр с персонажами и атрибуты сказки (дедушка, бабушка, Машенька, медведь, короб, ёлки, деревья, дом, ширма, две корзинки для смайликов.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Ребята давайте мы с вами все вместе поздороваемся:
(Руки поднять вверх)
Здравствуй, планета Земля!
(Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, наша большая семья!
(Плавно опустить руки на ковер)
(Описать большой круг над головой, все ребята берутся за руки и поднимают их вверх).
У меня сегодня замечательное настроение и это настроение я хочу передать вам. А вы умеете улыбаться? Давайте друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель: Ребята, а вы рады, что столько гостей у нас сегодня?Дети: Да
Воспитатель: Посмотрите как улыбаются наши гости, у них хорошее настроение. Давайте всем пошлем воздушный поцелуй. А вы пришли с хорошим настроением в детский сад?
Любите, ребятки, сказки?
Вижу, заблестели глазки.
Сядьте, тихо посидите,
Мою сказку посмотрите!
Воспитатель: Тогда давайте улыбнемся друг другу. Молодцы! Я вас всех приглашаю на коврик. Садитесь, а я сейчас расскажу и покажу вам сказку, про Машеньку и медведя. (Показ кукольного театра, используя ширму).
Русская народная сказка «Маша и Медведь»
Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.
Собрались раз подружки в лес — по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.
— Дедушка, бабушка, — говорит Машенька, — отпустите меня в лес с подружками!
Дедушка с бабушкой отвечают:
— Иди, только смотри от подружек не отставай — не то заблудишься.
Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька — деревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек.
Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась (показ карточки страх)
Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит — стоит избушка. Постучала Машенька в дверь — ни кто не отвечает. Толкнула она дверь, дверь и открылась.
Вошла Машенька в избушку. А в той избушке жил большущий мед ведь.Только его тогда дома не было: он по лесу ходил. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, и сначала рассердился, кто это пришел без спроса в дом (показ карточки злость). Но потом обрадовался и сказал. (показ карточки радость)
— Ага,— теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.
Стала Машенька грустить, по своему дому (показ карточки грусть) … стала думать как ей медведя перехитрить.
Приходит раз медведь из лесу,а Машенька и говорит ему:
— Медведь, медведь, отпусти меня на денёк в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.
— Нет,— говорит медведь,— ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу!
А Машеньке того и надо! Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:
— Вот,смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке.Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду! (можно показать карточку сердиться)
— Ладно,— отвечает медведь,— давай короб!
Машенька говорит:— Выйди на крылечко, посмотри, не идёт ли дождик!
Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками по ставила.
Вернулся медведь, видит — короб готов. Взвалил его на спину и пошёл в деревню.
Идёт медведь между ёлками, бредёт медведь между берёзками, в овражки
спускается, на пригорки поднимается. Шёл- шёл,устал и говорит:
— Сяду на пенёк, съем пирожок!А Машенька из короба:
— Вижу, вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок!
Неси бабушке, неси дедушке!
— Ишь, какая глазастая говорит медведь,— всё видит! (показ карточки удивление)
Поднял он короб и пошёл дальше. Шёл- шёл, шёл-шёл, устал— Сяду на пенёк, съем пирожок!
А Машенька из короба опять: — Вижу, вижу!
Не садись на пенёк, не ешь пирожок!
Неси бабушке, неси дедушке!
Удивился медведь (показ карточки удивление) — Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!
Встал и пошёл скорее. Пришёл в деревню, нашёл дом, где де душка с бабушкой жили,и давай изо всех сил стучать в ворота:
А собаки почуяли медведя и бросились на него. Испугался медведь (показ карточки страх, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.
— А бабушка и дедушка подняли крышку,смотрят и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит — живёхонька и здоровёхонька.
Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть. (показ карточки радость).
Воспитатель: Понравилась сказка? А вы переживали за Машеньку.
Физкультминутка Музыкальная (аудиозапись)
Все захлопали в ладошки
Застучали наши ножки
Громче и быстрее.
По коленочкам ударим
Ручки, ручки поднимаем
Завертелись наши ручки
Воспитатель: А сейчас мы с вами как птички полетим и приземлимся за стол. У меня для вас сюрприз, (детям выдаются по 4 карточки с эмоциями- смайликами, на экране картинки по сюжету из сказки «Маша и медведь». Разные ситуации, изображающие эмоциональное состояние героев сказки).
/Дети должны найти и показать карточку соответствующие эмоциональному настроению героя сказки на экране – страх, радость, грусть, злость. / И показать.
Воспитатель: Ребята мы сегодня с вами познакомились с эмоциями, вы большие молодцы. Посмотрите на свои смайлики и выберите, какой вам больше всего понравился. Это вам в подарок. Пусть у вас всегда будет хорошее настроение.
Фотоотчет о совместной деятельности. Объемная аппликация по сказке «Маша и медведь» Цель: Научить детей создавать объемную аппликацию из бумаги. Предварительная работа: Викторина по сказке «Маша и медведь». Цель: закрепить.
Конспект физкультурного занятия в средней группе по сказке «Маша и медведь» Задачи образовательной области «Физическое развитие»: 1. Образовательные. Продолжать формировать умение сохранять равновесие при ходьбе.
Конспект итогового занятия по сказке «Маша и Медведь» в старшей группе Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье». Задачи: Образовательные: — Учить узнавать в окружающих.
Конспект НОД по музыке во второй младшей группе «Маша и медведь» Конспект НОД во второй младшей группе «Маша и медведь» Тема: «Сказка в музыке» Цель: Закреплять пройденный репертуар, активизировав интерес.
Мастер-класс. Изготовление короба для медведя к сказке «Маша и медведь» МАСТЕР – КЛАСС. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОРОБА ДЛЯ МЕДВЕДЯ К СКАЗКЕ «МАША И МЕДВЕДЬ» Короб может потребоваться не только для сказки «Маша и медведь»,.
Новогодний утренник в группе раннего возраста «Маша и Медведь в гостях у ребят» Под музыку «Маленькой елочке» входят дети и встают рядом с елочкой Ведущий: Здравствуйте гости! Здравствуйте ребята! Здравствуй наша ёлочка.
Открытое занятие по ФЭМП в средней группе «Путешествие по сказке «Репка» Занятие в средней группе по ФЭМП на тему: «Путешествие по сказке «Репка» ЦЕЛИ: 1. Образовательная Закрепить понятия о частях суток Закрепить.
Сценарий новогоднего утренника во второй младшей группе «Маша и медведь на Новогоднем празднике». Уважаемые коллеги, представляю вам сценарий новогоднего праздника, разработанный нашим музыкальным руководителем Натальей Васильевной. Может.
Сценарий праздника 8 марта для детей первой младшей группы. «Маша и Медведь». Сценарий праздника 8 марта для детей первой младшей группы. Маша и Медведь. Действующие лица Мама Бабушка Медведь Заяц Маша Атрибуты.
Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковская лошадка). Открытое интегрированное занятие во второй младшей группе Образовательные области: художественное творчество, познание, коммуникация, социализация. Предварительная работа: Просмотр презентации.
Источник
Сказки, которые учат понимать эмоции
Для дошкольника научиться распознавать и проявлять свои чувства — ничуть не менее важный навык, чем, например, освоить чтение. И даётся это умение иногда намного сложнее. Например, некоторые эмоции дети относят к разряду «плохих» и делают вид, что их нет: прячут страхи, обиды, злость… Психологи Ольга и Олег Хухлаевы предлагают сделать мир эмоций ближе и понятнее с помощью сказок. Публикуем отрывок из их книги «Портал в мир ребёнка. Психологические сказки для детей и родителей». Эти сказки вы можете почитать вместе и обсудить.
«Замороженная страна»
Сказка помогает детям понять значимость эмоциональной жизни для человека.
Она особенно нужна тем, кто не привык обращать внимание на свои эмоции.
Нина и Коля очень любили мороженое. Они могли есть пломбир, и рожки, и всякие другие сорта, главное, чтобы мороженого было побольше.
Мама понимала, что мороженое иногда идет у них вместо супа или второго, поэтому иногда пугала их:
— Вот попадете в замороженную страну.
— Нет такой страны, — отвечали ребята. — Англия есть, Франция есть. А замороженной — нету. Мы в волшебство и сказки не верим.
Услышала эти слова злая волшебница:
— Как же это в меня не верят? Надо их наказать.
Заколдовала она пломбир в стаканчике, который дети только что в магазине купили, откусили они по кусочку и попали в замороженную страну.
Нет, не из мороженого там жили люди и не из снега. Просто чувства их были заморожены. Они никогда не радовались, не злились, не грустили и не обижались.
Нина с Колей сначала этого не поняли. Подошли они к детской площадке, а там никто не играет. Пустая она. Зачем играть, если это радости не приносит?
А рядом с площадкой мальчик в кепке кошку мучает. К хвосту консервную банку привязывает. Кошка визжит. Но никто к ней на помощь не приходит. Никто не пожалеет. Ведь никто жалости не чувствует.
Идут дальше дети. Видят, девочка сидит на лавочке. Листы из книжки вырывает, на землю бросает.
— Зачем ты это делаешь? — спросил Коля.
— А мне книги читать не интересно, — ответила она. — Мне ничего не интересно.
Испугались Нина и Коля, что навсегда в этой стране останутся. Обрадовались, что их собственные чувства замёрзнуть не успели. Взялись за руки и выпрыгнули из этой страны прямо к своему дому. Как у них это получилось? Не знаю. Но точно уверена, что если очень сильно постараешься, то всё получится. А вы, ребята, хотите в замороженную страну?
Вопросы для обсуждения:
1. Пугала ли мама Нину и Колю замороженной страной, или она знала, что эта страна существует?
2. Могли бы Нина и Коля остановить мальчика, который мучил кошку? Как?
3. Как незамороженные чувства Нины и Коли помогли им вернуться домой?
4. А ты умеешь прислушиваться к своим чувствам?
«Маша и медведь»
Сказка помогает детям понять, что необходимо проявлять свои чувства, а не скрывать их от окружающих.
Особенно нужна детям, которые стараются не показывать окружающим трудные чувства (страх, злость, обиды), поскольку стремятся быть хорошим и никого не огорчать.
Маша была очень хорошей девочкой, умной и воспитанной, послушной и прилежной. Занималась музыкой и танцами, любила вышивать.
Одна беда была у Маши. Когда её ругали, она из девочки превращалась в палочку. Всё тело будто деревянным становилось, рот не открывался, голова не думала.
А самое скверное — для Маши было неважно. Кто её ругал и за что. Девочка всё равно деревенела. А поскольку она — палочка — не помнила, за что её ругали, то избежать в будущем этих ситуаций ей не удавалось.
Маша всегда старалась поступать правильно. Но всякое случается. Ошибку допустит, её поругают, она тут же в палочку превратится.
Шёл как-то мимо школы медведь. Решил он себе хворосту для печки собрать и обед приготовить. Смотрит — такая палочка красивая стоит. Запихнул он Машу вместе с другими палочками за спину и понёс домой.
А Маша молчит. Она ведь палочка и говорить не умеет.
Стал Миша дома палки перед печкой раскладывать и удивился. Одна из палочек оказалась девочкой.
— Ты кто? — спросил медведь ласково.
— Я— Маша, — ответила девочка. Медведь не ругал её, поэтому она тут же разговаривать научилась.
— Вот чудно, — сказал медведь. — Ты из мультика?
— Нет, я из школы, — ответила Маша. И рассказала о своей беде, как она в палочку превращается.
— Нет, Это не дело, — ответил медведь.— я тебе дам свой ноготь. Повесь его на шею. И когда кто-то ругать тебя начнёт, превращайся в медведь. Ррр… — вот так будешь делать.
Поблагодарила Маша медведя, спела ему песню. И отвёл он её обратно к школе.
А там уже её учителя и воспитатели ждут.
— Куда ты подевалась? — стали кричать они на неё.
Маша ноготь медведя потрогала и зарычала сначала несмело, а потом громко:
— Ррр…
Отошли от неё учителя и воспитатели Не понравилось им, что на них рычат, а не мочла слушаются.
А вот Маше рычать понравилось. Она даже на маму тихонько рыкнула, когда та её за беспорядок в шкафу ругать стала.
Рыкнула и испугалась. Что теперь будет?
Но мама только улыбнулась:
— Маш, ну ты же не медведь. Чего рычишь? Есть же человеческие слова — «я с тобой не согласна», «думаю, что я права», «мне неприятно это слушать».
— Здорово, — сказала Маша. — Так ещё лучше. Когда меня начнут ругать, я буду становиться медведем, который умеет разговаривать.
— Главное, не забывай становиться медведем, — добавила мама. — Если забыла слова, можешь и порычать. Всё лучше, чем становиться палочкой.
Вопросы для обсуждения:
1. Всегда ли справедливо взрослые ругали Машу?
2. Почему она не могла им ответить?
3. Почему мама разрешила Маше иногда порычать?
4. У тебя есть знакомые, которые очень пугаются, когда их ругаются?
Интересно почитать. , : «Портал в мир ребёнка. Психологические сказки для детей и родителей»
Родители ждут от детей успехов — в творчестве, учёбе, спорте. И прикладывают усилия, чтобы развивать интеллект, физические возможности. А вот внутренним переживаниям ребёнка уделяют куда меньше внимания. Но умение справляться с нахлынувшими чувствами, способность наладить отношения с другими людьми — это очень важные навыки: без них жить счастливо вряд ли получится. В необычной книжке три раздела… со сказками: короткие истории помогут научиться проявлять свои чувства, развить навыки общения, усвоить ценности, принятые в семье, — и всё это без назидательных разговоров и скучных «лекций» от мамы и папы.
Источник