«Злость». Занятие по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
Клавдия Першикова
«Злость». Занятие по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
Цели: расширять представление детей об эмоции «злость»; способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами, снятию негативных настроений, ослаблению агрессивности; учить детей анализировать свою агрессивность и устранять ее через игру и позитивное поведение.
Оборудование: пиктограмма «гнев»; одноцветные бумажные салфетки.
Ход занятия
Психолог. Здравствуйте, дети! Как мы еще умеем здороваться? (Ответы детей)
Пусть каждый из вас тот, кто получит «улыбку» назовет себя по имени и при этом выполнит какое-нибудь действие (движение, но так, чтобы все ребята смогли повторить ваше действие. Я назову свое имя и прохлопаю его в ладоши. Дети продолжают.
Сегодня мы продолжим знакомство с основными человеческими эмоциями. Попробуйте отгадать, о какой эмоции пойдет у нас речь. Для этого послушайте отрывок из стихотворения К. Чуковского «Краденое солнце».
И встал Медведь,
И к Большой Реке
А в Большой Реке
Подошел Медведь тихонько,
Толканул его легонько:
«Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко скорей!
А не то, гляди, поймаю,
Будешь ты, невежа, знать,
Наше солнце воровать!»
Ответы детей
Психолог. Правильно, сегодня речь у нас пойдет о злости, или о гневе. Посмотрите на пиктограмму «Злость». Какое выражение лица должно быть у человека, когда у него злое настроение? (брови нахмурены, рот приоткрыт, растянут в стороны, видны два ряда сжатых зубов). Покажите это настроение друг другу по кругу.
Закройте глаза («Пальминг»).Мысленно продолжите предложение: «Злость – это…». Теперь продолжите это предложение вслух.
Игра «Прорви круг».
Психолог. А теперь давайте поговорим вот о чем. Кто из вас бывал когда-нибудь в ситуации, когда другие дети не принимали вас в игру? Что вы делали в этих ситуациях? Ответы детей.
Психолог. Возможно, бывало и такое,что вы все же насильно хотели включиться в игру: расталкивали детей, отбирали игрушки.
Итак, сейчас мы разыграем эту ситуацию.
Пусть все встанут в круг и крепко сцепятся руками. Один ребенок должен будет остаться за кругом и попытаться прорваться в круг. (Если ребенок оказывается не в состоянии сделать это, психолог следит, чтобы он находился вне круга не более одной минуты. Дети должны впустить его.)
Психолог. Расскажите, что вы чувствовали, когда были за пределами круга. Ответы детей.
Психолог. Мы сейчас будем делать маску гнева. Возьмите салфетки. Щипковыми движениями проделайте в них отверстия так, чтобы получилась маска со злым выражением лица. Попробуйте примерить эту маску. Дети выполняют задание.
Упражнение «Способы избавления от злости».
Психолог. Предлагаю вам несколько способов избавления от злости:
— «собрать» свою злость в мешок;
— улыбнуться, глядя в зеркало.
Упражнение «Тихое озеро» (дети лежат на ковре, звучит аудиозапись)
Психолог. Наше занятие подходит к концу. Вспомните, чем мы сегодня с вами занимались, что нового узнали, и что больше всего вам понравилось. Ответы детей.
Психолог. На прощание я хочу подарить вам теплое прикосновение (Я с любовью тебя глажу, очень радостно мне даже)
1. Пазухина И. А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет.СПб:Детство пресс, 2004
2. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль, 1997
Игры для развития эмоций. Какое разнообразие игр на сайте встречаю каждый день! Очень хорошо, что ими может воспользоваться каждый желающий. Я хочу предложить вашему.
Некоторые принципы общения с агрессивными детьми. Некоторые принципы общения с агрессивными детьми. • Помните, что запрет и повышение голоса — самые неэффективные способы преодоления.
Источник
Психологический тренинг «Знакомство с эмоциями. Гнев»
Елена Негодаева
Психологический тренинг «Знакомство с эмоциями. Гнев»
Данный тренинг я проводила с детьми среднего дошкольного возраста. Для составления тренинга я использовала программу «Цветик – семицветик» Н. Ю. Куражевой
Тема «Знакомство с эмоциями. Гнев»
Цель: Развитие коммуникативных умений и навыков.
Задачи:
— знакомство с эмоцией «Гнев»;
— привлечение внимания к эмоциональному миру человека;
— снять эмоциональное и психическое напряжение;
— развитие восприятия, внимания, мышления.
Материалы: Облако с сердитым выражением, ручка, бумага для заметок с липким слоем, цветные и простые карандаши, сердитые пиктограммы, картинки с изображением веселых, грустных, сердитых персонажей, пособие «Угадай эмоцию», музыкальное сопровождение (Лядов «Баба-Яга», «Подушка-колотушка, «Стаканчик для крика», «Коробочка гнева».
Ход тренинга
I этап. Организационный
Психолог. Давайте встанем в круг.
Легкое облачко в небе плывет,
Нас впереди приключение ждет.
Прежде чем с вами отправимся в путь,
Друга приветствовать ты не забудь.
(Психолог показывает детям сердитое облако)
Облачко «Здравствуйте» вам говорит.
Какое, ребята, оно на вид?
(Дети называют эмоцию облака.)
Сердитое облако нас в гости зовет,
И мы за ним полетели. Вперед!
(Под медленную музыку дети двигаются по комнате)
II этап. Мотивационный
Облако знакомится с друзьями и приглашает поиграть с ним.
III этап. Практический
Посмотрите, ребята, облако у нас сердитое. А как вы думаете почему? Давайте с вами поиграем в игру «Я сержусь, когда…»
1. Задание «Я сержусь, когда…»
Вы будете говорить когда вы сердитесь, а я с помощью этой ручки запишу ваши ответы и приклеим их на облачко.
Психолог: давайте поговорим, когда вы сердитесь. Закончите фразу: «Я сержусь, когда…». Детские ответы записывают на бумаге для заметок с липким слоем и приклеивают на сердитом облачке.
2. Задание «Повтори за мной.»
Можно выполняеть перед зеркалом.
Психолог: когда человек сердиться, злиться что он делает? Покажи, как выглядит твое лицо, когда ты сердишься. Давайте сделаем сердитого притворщика. Очень хорошо у нас получилось!
3. Игра хороводная «Король Боровик». (В. Приходько)
Хоровод. В центре ребенок в шапочке гриба — король Боровик.
Шел король Боровик
Через лес напрямик,
Он ворчал и кричал
И ногами стучал.
Был король-боровик не в духе,
Короля покусали мухи.
Дети (останавливаются и говорят Боровику):
— Эй, король Боровик!
Ты ж хороший старик,
Никого не обижай –
Свои чувства выражай!
Боровик (топает ногами):
— Ох, я злюсь, ох, я злюсь,
Очень сильно сержусь!
— Глубоко подыши (останавливаются, делают дружно два раза вдох-выдох,
улыбнись от души! (улыбаются)
Психолог: Как хорошо, ребята, Боровика мы успокоили, научили его свои
чувства выражать, никого не обижать.
4. Задание «Раздели на группы»
Детям раздаются карточки из пособия «Угадай эмоцию».
Психолог: Давайте посмотрим на эти картинки подумаем, на какие группы мы можем их разделить.
5. Подвижная игра «Вулкан».
Среди детей по желанию выбирается один, который будет исполнять роль вулкана. Остальные дети – туристы, приехавшие на остров Настроения посмотреть на спящий вулкан. Ребенок, исполняющий роль вулкана, сидит в центре круга, изображает, что он спит. Туристы ходят по острову, постепенно приближаясь к вулкану. Вулкан, слыша приближающие шаги, начинает просыпаться (выбрасывает пепел – злиться). Далее вулкан «извергает лаву» — рычит на детей. Туристы должны спрятаться от извергающегося вулкана в заранее обговоренных местах, например, за стульчиками, под столом, на лавочке. Постепенно вулкан начинает успокаиваться: ребенок, изображающий вулкан, снова занимает свое место. Дети – туристы подходят к остывающему вулкану и помогают ему успокоиться (поглаживают, говорят ласковые слова и т. д.)
Игра может повториться несколько раз.
Психолог спрашивает детей: какими еще способами мы можем справиться с нашей злостью?
6. Задание «Больше не сержусь»
Психолог. Чтобы избавиться от злости предлагаю вам ребята несколько способов.
1. «Подушка-колотушка». По ней можно стучать, когда сердишься.
2. «Стаканчик для крика». В него можно кричать, когда сердишься и злишься.
3. «Коробочка злости». Представьте, что мы на что-то рассердились, берем газету и комкаем ее, а потом бросаем в коробочку для злинок и закрываем их там.
7. Прослушивание музыки.
Психолог. Давайте прослушаем произведение Лядова «Баба Яга». Какое настроение у этой мелодии? Вместе с вами я предлагаю изобразить танец Бабы-Яги.
Посмотрите, ребята, у облака поменялась эмоция. Выражает эмоция – радость. Облако улыбнулось.
IV этап. Рефлексивный
Настала пора нам прощаться с облаком
Давайте скажем все «До свиданья!»
Посмотрите на облако.
Эту эмоцию знаем, друзья?
(Дети отвечают хором название эмоции.)
Психолог. Что понравилось вам сегодня, ребята!
С какой эмоцией мы сегодня с вами познакомились?
До свидания, ребята!
Информация для родителей «Справляемся с Эмоциями» Часто причиной истерик и яростных протестов является то, что ребенку трудно регулировать эмоции. Эмоциональная.
Проект «Психологический марафон» (фотоотчёт) Проект «Психологический марафон -Планета детства» в МБДОУ Великооктябрьский д/сад «Белочка» педагог-психолог Симонова В. В. Дата Работа.
Программа работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС до «Давайте дружить!» (психологический тренинг) Пояснительная записка Возраст 5-7 лет является периодом интенсивного развития не только интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы.
Психологический климат в семье Все начинается с семьи. Становление ребенка, его развитие, формирование личности, как известно, во многом зависит не только от материального.
Психологический марафон «Планета Детства» Задачи: -сохранение и укрепление психологического здоровья у всех участников образовательного процесса; психологическое просвещение педагогов.
Психологический тренинг Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального.
Психологический тренинг для педагогов «Мы команда» Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия. Данный тренинг проводится педагогом-психологом совместно.
Психологический тренинг для родителей «Искусство взаимопонимания» Цель: развитие коммуникативных способностей. Задачи: обучение выплескиванию гнева в приемлемой форме; отработка навыка взаимодействия.
Психологический тренинг «Развитие коммуникативных навыков педагогов ДОУ» Заведующему МКДОУ №5 Демешевой И. Р. Тренинг для педагогов ДОУ подготовила и провела педагог — психолог ДОУ Ванян В. В. 22 ноября 2016г.
Психологический уголок в группе для детей с ОВЗ Ребёнок с ОВЗ, находясь в группе, испытывает на себе множество стрессовых факторов: — утренние расставание с родителями; — большое количество.
Источник
Развитие эмоциональной сферы. Знакомство со Злостью
Наталья Чиж
Развитие эмоциональной сферы. Знакомство со Злостью
Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников.
1. Познакомить с эмоциональным состоянием «злость»;
2. Снять эмоциональное напряжение;
3. Научить дошкольников осознавать собственную индивидуальность.
Ход занятия:
— Здравствуйте ребята, мы с вами продолжаем путешествие по Волшебной стране чувств. Давайте вспомним, с какими чувствами мы уже познакомились. (радость, грусть). Молодцы!
— Сегодня мы тоже отправимся, в гости к одному из чувств. Но я вам, как всегда не скажу какое это чувство. Попробуйте догадаться сами. На экране появляется персонаж со злым выражением лица. Дети отгадывают.
— Правильно, мы попали в гости к Злости. Только не пугайтесь, злость сама пригласила нас в гости, поэтому никаких конфликтов не будет.
— Ребята, давайте посмотрим на экран. Перед нами различные персонажи, они испытывают определенные чувства. Давайте внимательно посмотрим и попытаемся определить, что чувствует каждый из них. (Обсуждение).
— Итак, если вдруг кто то разозлился, то мы сможем определить. Сдвинутые брови, сжатые губы, или демонстрация зубов.
— Ребята, а вы умеете злиться? (Работа с зеркалами, дети мимически изображают злость, педагог обращает внимание, что лицо напряжено, оно становится некрасивым, затем дети улыбаются, расслабляются).
— Ребята, скажите, пожалуйста, приятно ли общаться со злыми людьми? Почему человек может разозлиться? А бывают злые люди, как вы думаете, почему они стали злыми, что они делают, как себя ведут? Хорошо ли быть злым? (Обсуждение)
— Ребята, а вы знаете, что такое вулкан? (дети отвечают). Правильно вулкан – очень похож на гору, когда спит, но если он просыпается, то извергает огненную лаву, превращаясь в опасного злодея.
Один из ребят — «вулкан» — садится на корточки в центр круга. Он спит. Затем он начинает тихо гудеть и медленно поднимается — просыпается. Группа помогает ему гудеть глухими утробными звуками — звуками земли.
Затем он резко подскакивает, поднимая руки вверх, как будто выбрасывает все, что ему не нужно, потом опять постепенно засыпает. После того, как ребенок возвращается в круг; ведущий спрашивает у него, что он выбрасывал, — может быть, это были ненужные чувства, мысли, а может быть, что-то другое?
Каких злых сказочных персонажей вы знаете.Дети перечисляют: Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Кикимора Болотная, Кот Баюн и др. Почему они злые? Всегда ли они злые? Или иногда бывают добрыми?
Ну а сегодня к нам пришел в гости один из этих персонажей. Посмотрите на экран. (Изображение Бабы-Яги)
— Здравствуйте, мои дорогие! Слыхала, вы тут про меня говорили. хе-хе-хе…
Злая, я видите ли…Ишь наговариваете на меня. Подумаешь, А с чего мне доброй быть? Кругом грубияны невоспитанные, злодеи и чудовища.
Вот я вам историю расскажу.
Есть у меня один дружок, зовут Злюка — Говорюка. Так вот он настоящий злодей. Все время всем недоволен, ругается, кричит на всех. А если кто то вдруг проходит мимо, то он обязательно в него чем- нибудь бросит. Хи-хи-хи! А если его пригласят в гости, обязательно что-нибудь сломает, с кем-нибудь подерется. Поэтому теперь его никто и никогда не зовет.
Вот такой у меня друг… Конечно, я его и сама немного побаиваюсь. Но ни с ним, никто не дружит ни со мной, поэтому приходится с ним иногда видеться.
Вот только не пойму, что не так то? Ну подумаешь, сломал что то, обозвался…я вообще могу съесть кого-нибудь. Что ж теперь с нами дружить не надо?
Упражнение «Танец Злости»
— Ребята, а сейчас я вам предлагаю представить, что мы с вами тоже злодеи. Как танцует злой человек. (включается специальная музыка и дети танцуют, делая резкие движения, сжимая кулаки, топая ногами, напрягая все тело). После данного упражнения — расслабление
Ну а сейчас, мы с вами оказались в замке злых воспоминаний. Кто оказался в этом замке, вспоминает моменты из личной жизни, когда вы очень разозлились.
Упражнение «Замок злых воспоминаний»
Дети по очереди рассказывают истории из собственной жизни, когда они были очень злыми. Очень важно, чтобы ребенок осознал причину собственной злости.
Итак, с каким чувством мы с вами сегодня познакомились? Правильно, это Злость. Это хорошее чувство или плохое? Вам понравилось сегодняшнее занятие? Что вам запомнилось больше всего? Вам не было страшно?
— Ребята, мы сегодня очень хорошо поработали. Я с вами прощаюсь. До свидания!
Дидактические игры на развитие эмоциональной сферы у детей 5–7 лет «Давайте поздороваемся» Цель: Создать условия для установления доброжелательных отношений в группе. Описание: Рассказать детям о разных.
Развитие эмоциональной сферы в рамках проекта «Радуга эмоций» у детей 3–5 лет Эмоции — это калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая.
Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольника ЗЕРКАЛО. Цель: актуализация опыта и знаний из области эмоциональной сферы. Ход: Один ребенок показывает какую-либо гримасу соседу. Тот,.
Проект «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста» Проект «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста» Решаемая проблема: В настоящее время, заботясь о физическом и.
Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра Ульяновск 2017 Если задаться вопросом, какие психологические проблемы наиболее актуальны для детей нашего столетия, то проблема эмоционального.
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста В современном мире значение проблемы эмоций достаточно велико. Эмоции влияют на все сферы жизни человека. Сегодня же эта проблема как никогда.
Развитие эмоциональной сферы дошкольника посредством театрализованной деятельности Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности Аннотация. В статье рассматривается проблема развития.
Развитие эмоциональной сферы ребенка в театрализованной деятельности Развитие эмоциональной сферы ребенка в театрализованной деятельности. «Театр в детском саду учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях,.
Развитие эмоциональной сферы в речевой области самых маленьких детей В начале Ноября в нашей группе проводилось родительское собрание по теме: » Эмоциональное развитие в речевой области». и эта тема оказала.
Развитие эмоциональной сферы у детей 5–7 лет Эмоции это процесс, который отражает субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Содержание эмоций меняется.
Источник