Консультация «Знакомим детей с эмоциями. Годы чудес»
Шувалова Валентина Борисовна
Консультация «Знакомим детей с эмоциями. Годы чудес»
«Годы чудес» — так называют учёные первые пять лет жизни ребёнка. В это время закладывается эмоциональное отношение к жизни, к людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию — и это оставляет неизгладимый отпечаток на дальнейшем поведении и образе мыслей человека.
Каждый человек должен уметь слушать другого человека, воспринимать и стремиться понять его. Очень важно прививать и развивать у ребёнка хорошие привычки, манеры, культуру общения. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, осознавать свои чувства и действия в моменты общения с другими. И всему этому надо учиться.
Появившись на свет, малыш начинает свой долгий и не всегда лёгкий путь в нашем мире. Чтобы определиться в нём, найти своё место, ребёнок должен познать этот мир, научиться ориентироваться в нём. Одновременно с познанием окружающей действительности происходит и эмоциональное освоение мира. А эмоциональные реакции строятся на основе эмоционального опыта. Поэтому,необходимо: накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей в процессе восприятия ребёнком объектов и явлений окружающей действительности; развивать познавательное отношение к окружающей действительности; воспитывать в детях уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативу, самостоятельность.
Почему работа в области развития эмоциональной сферы является существенной и актуальной?
1) Эмоции ребёнка, их воспитание — это материал для развития его чувств и свойств личности,а именно: происходит формирование эстетических и социальных чувств личности, личностных свойств, оптимизма, доброты, уверенности в себе, уважения к другим, милосердия, честности,
справедливости, доверия к людям.
2) Различные эмоциональные переживания ребёнка – это естественная составляющая его каждодневной жизни.
3) Так как каждая эмоция имеет физиологическую составляющую, значит работа с эмоциями – это работа по укреплению психологического и соматического здоровья ребёнка.
Поэтому работа над эмоциями важна для всех детей, но особенно для детей у кого есть нарушения развития и здоровья.
Развивать у детей понимание эмоций, развивать эмоциональную сферу можно в интересных совместных со взрослыми играх, упражнениях, этюдах, чтении сказок, потешек, стихов, прослушивании музыкальных произведений, рисовании и лепке, аппликации и т. д. Знакомим детей с «основными эмоциями» : радость, грусть, удивление, страх, интерес, стыд, отвращение. Учим распознавать эмоциональные проявления по различным признакам: по мимике, пантомимике, по интонации, жесту и т. д. Помогаем детям понять, что эмоции делятся на положительные и отрицательные. И, конечно же, обогащаем словарь детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения, их оттенки.
Предлагаем упражнения, игры, этюды …. по развитию у детей эмоций и формированию эмоциональной сферы:
Упражнение «Смешное лицо» — развитие зрительной и эмоциональной памяти.
Выполнение: Взрослый показывает 2-3 разных выражений на лице. Ребёнок должен запомнить их и сказать, что выражало лицо (радость, грусть, гнев и т. д.). Затем ребёнок
показывает, а взрослый угадывает и повторяет.
Игра – имитация «Мартышки» — игра учит воспроизводить выразительные позы и движения.
Выполнение: Взрослый показывает любую позу, фигуру, движение (животного, человека, любого
предмета). Ребёнок запоминает и повторяет. Затем меняются местами. Взрослый оценивает ребёнка
только положительно, помогает ему, подсказывает.
Игра – имитация «Мойдодыр» — игра учит выразительности жестов и мимики.
Выполнение: Взрослый показывает имитацию навыков гигиены (умывание, причесывание, купание
в ванной и т. д.) Ребёнок угадывает и рассказывает, что изобразил взрослый. Затем меняются
Этюды на выразительность движений:
Выполнение: Взрослый задаёт любые вопросы ребёнку, ребёнок молчит, разводит руками,
показывая «Я не знаю», «Ничего не видел». Ребёнок поднимает брови, опускает уголки губ,
поднимает плечи, разводит руки.
2 – «Удивлённые глаза»
Выполнение: Взрослый придумывает разные истории на эмоцию «удивление».Например:
«Коля открывает холодильник, а там на полке сидит кот». Спросить у ребёнка, что бы он почувствовал, если бы увидел кота в холодильнике? (Удивление).Выразительность движений: ребёнок стоит, руки сложены на груди.Мимика лица: брови подняты, глаза расширены, уголки губ опущены, можно сделать круглые, удивлённые глаза из пальцев
большого и указательного.
Выполнение: Взрослый придумывает историю,например: мальчик собирает поделку из конструктора, а как делать дальше не знает «призадумался».Выразительность движений:
Одна рука поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.Мимика лица:
Брови сдвинуты, потираем лоб ладонью, почёсываем затылок.
Рассказать, что у людей бывают разные настроения, можно показать картинки с изображением настроений,назвать их: настроение радостное, грустное, удивлённое, злое.
Можно прочитать стихотворение:
«Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет, без сомненья,
На всех нас настроение.
Кто веселится, кто грустит,
Кто испугался, кто сердит.
Рассеют все сомнения
Знания о настроении.
Выполнение: ребёнок показывает мимикой, пантомимикой, жестом настроения, которые
описываются в тексте. Поговорить, как можно исправить плохое настроение.
Игры на выражение различных эмоциональных состояний.
1 – «Петя испугался»
История: «Петя шёл из школы и увидел маму. Но перед ним огромная лужа, которую не обойти, а у Пети на ногах лёгкие ботиночки.Выразительные движения: представить, что перед вами лужа, поставить ногу на носок, затем быстро вернуть ногу на место. Повторить
это движение несколько раз. Имитировать стряхивание с ног воображаемых капелек воды.
Спросить какие чувства испытывает ребёнок в этой ситуации (страх, обида, неловкость).
2 – «Поссорились – помирились»
Выразительные движения: «поссорились» — взрослый и ребёнок стоят друг к другу спиной,
лица нахмурены, руки за спиной, притопывают одной ногой; «помирились» — поворачиваются лицом друг к другу, улыбаются, обнимаются.
Стишок: Капризуля мальчик Марк, не унять его никак.
Улыбнётся он на миг – засияет солнца лик.
Выполнение: Взрослый и ребёнок по очереди показывают эмоциональные состояния мальчика.Выразительные движения: каприз – брови опущены и сдвинуты, губы полуоткрыты, уголки губ опущены вниз, плечи опущены. Капризная гримаса на лице, поочерёдное движение плечами вперёд и назад. Радость – брови приподняты, на губах улыбка, голова слегка отодвинута назад, плечи раздвинуты. Поговорить, какие чувства испытывает ребёнок к капризуле, капризы это хорошо или плохо?
Игра — драматизация. На примере стихотворения «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Игра формирует у детей представление о хороших и плохих поступках, умению правильно оценивать себя и других, учит видеть положительные и отрицательные качества персонажей.
Взрослый читает произведение 2 – 3 раза. Затем, совместно, обыгрывают каждую ситуацию. Ребёнок сам оценивает и объясняет поступки «что хорошо, что плохо, почему он так думает».
Можно нарисовать круги и, в процессе чтения, закрашивать их,например: хорошие поступки-
розовым карандашом, а плохие – фиолетовым (о цвете карандаша договариваются). Вместе
делать выводы, как лучше поступать и почему?
Вспомните вместе с ребёнком любимые сказки. Предложите вспомнить героев этих сказок.
Спросите, какие герои сказок нравятся или не нравятся, какие чувства испытывает ребёнок к
тому или иному персонажу, какие настроения у героев, какие поступки совершают хорошие или плохие, как можно помучь одному из персонажей и т. д. Предложите ребёнку нарисовать
большое дерево, а на стволе большие дупла. Предложить заселить в эти дупла персонажей сказки. Внизу – того кто меньше всего нравится, чем выше, тем симпатичнее герой для ребёнка. Обязательно помогайте ребёнку, хвалите его.
Надеемся, что предложенные игры и упражнения окажут взрослым небольшую помощь в работе по развитию эмоций и формированию эмоциональной сферы детей.
«Мы вспомним те годы, блокадные годы». Сценарий праздника ко Дню снятия блокады Ленинграда Мы вспомним те годы, блокадные годы» Сценарий праздника ко Дню снятия блокады Ленинграда для воспитанников старших и подготовительных групп.
Консультация для родителей «Как научить ребенка владеть своими эмоциями» Елена Фролова Консультация для родителей «Как научить ребенка владеть своими эмоциями» Елена Фролова Консультация «Как научить ребенка.
Консультация для родителей «Знакомим детей с произведениями Пришвина» Михаил Михайлович Пришвин. (1873 — 1954). Птицы и звери, деревья и травы. Есть у них свой язык, могут разговаривать они, совсем как люди.
Консультация для родителей «Знакомим детей со счётом» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 10» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗНАКОМИМ ДЕТЕЙ СО СЧЁТОМ» ВЫПОЛНИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ.
Консультация для родителей «Знакомим ребенка с ножницами» Уважаемые родители! Обучение детей вырезанию ножницами в детском саду начинается со средней группы, а значит настало время поговорить о.
Консультация для родителей «Знакомим ребёнка с космосом» Консультация для родителей «Знакомим ребёнка с космосом» Космос — это огромное пространство без конца и края, которое окружает нашу планету.
Развивающее занятие для детей 3 класса «Учись управлять своими эмоциями» Развивающее занятие для детей 3 класса «Учись управлять своими эмоциями» Цель: развитие эмоциональной сферы учащихся (в том числе с ОВЗ).
Сценарий выпускного вечера «Школьные годы» для детей с ОВЗ Зал празднично украшен. По углам шары с бумажными голубями. Звучат фанфары Привет вам шлёт страна чудес! Вот-вот откроются ворота, Под.
Консультация «Знакомим детей с трудом взрослых» Исчезающая профессия? С детьми дошкольного возраста я работаю больше 30 лет. Моим первым выпускникам сейчас уже больше 35 лет. Я наблюдаю.
Консультация «Знакомим ребенка с понятием «вес» Знакомим ребенка с понятием «вес» Дошколята обожают всяческие взвешивания и замеры. Именно через деятельность и может состояться знакомство.
Источник
Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с миром эмоций»
Ирина Матвеева
Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с миром эмоций»
Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние других;
обогатить словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, настроения;
дать представление о способах выражения собственных эмоций;
развивать и совершенствовать умение детей распознавать собственные эмоциональные состояния.
Оборудование и материалы: пиктограммы эмоций, презентация «Путешествие в мир эмоций», цветные карандаши, лист бумаги.
Содержание занятия
1. Вводная часть
П. Здравствуйте ребята! Вы знаете, как здороваются цветочки? Давайте поздороваемся: лепестками-пальчиками, глазками, улыбнемся друг другу. Поздороваемся цветочками.
2. Рабочая часть.
Сегодня у нас будет необычное занятие. Мы отправимся в путешествие по стране эмоций. И поможет нам волшебный цветок путешествовать по стране эмоций.
Цветок познакомит нас с эмоциями. Рассматривание слайдов (радость, страх, злость, грусть (слайд 1-8).
Цветок приготовил нам разные задания.
-Как называется эмоция? Найди такую же картинку. (радость, слайд 10)
-Как называется эмоция? Найди такую же картинку. (злость, слайд 11)
-Как называется эмоция? Найди такую же картинку. (испуг, слайд 12)
-Как называется эмоция? Найди такую же картинку. (грусть, слайд 13)
Упражнение «Ласковый мелок»
Каждый из вас сейчас будет рисовать на спине у соседа цветочек,а вы должны угадать, на что похоже нарисованный цветок.
Дети выполняют задание.
-Цветочек поможет нам собрать разные эмоции. У каждого ребенка лежат «Эмоциональные пазлы», дети собирают их, кто первый соберет тот и выиграл.
Беседа «Эмоции всякие нужны, эмоции всякие важны»
Эмоции можно узнавать!
Эмоции можно показать!
Эмоциями можно управлять!
О эмоциях можно рассказать!
— Ребята, как вы думаете, какие эмоции могут подружиться друг с другом, а какие навсегда останутся одни? (используются пиктограммы)
-Бывает ли в нашей жизни так, что мы злимся, обижаемся, грустим и боимся? И что, как вы думаете, чувствуют окружающие вас люди?
Дети рисуют свои эмоции.
Давайте возьмем с собой этот опыт из нашего путешествия. Для этого протяните руки с цветочками. Почувствуйте тепло, которое идет к нам из цветка. Возьмите это тепло в свои ладошки. В наших руках цветы, в которых находится наш бесценный опыт. Поднесите цветок к своему сердцу. Так он останется с нами (все действия производятся с детьми совместно с психологом). Затем психолог благодарит ребят и говорит, что в следующий раз они начнут ближе знакомиться с каждой эмоцией и узнают много интересных историй.
Завершающая часть: ритуал прощания.
П. На этом наше путешествие заканчивается. Расскажите, что вам понравилось. (ответы детей)
— А теперь давайте попрощаемся и скажем «спасибо» друг другу за замечательное путешествие.
Дидактическая игра — этюд на воспитание выражения эмоций. Цель: развивать творческие способности детей, эмоции, воображение, коммуникабельное умение. Задачи: формировать эмоционально-волевые черты,.
Игры для развития эмоциональной сферы дошкольников. При всей кажущейся простоте распознание и передача эмоций достаточно сложный процесс, требующий от ребенка, определенного уровня развития.
Источник