Консультация «Роль положительных эмоций в жизни ребёнка»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Эмоции играют важную роль в жизни ребёнка: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. И от того какие эмоции чаще испытывает и проявляет ребёнок зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 277.75 КБ |
Предварительный просмотр:
(для педагогов и родителей).
«Роль положительных эмоций в жизни ребёнка»
Эмоции играют важную роль в жизни ребёнка: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. И от того какие эмоции чаще испытывает и проявляет ребёнок зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми.
Чтобы ребёнок вырос здоровым и счастливым, чтобы умел радоваться солнцу и успешно прожитому дню, чтобы он был уверен в своих силах и умел бороться с трудностями, окружающая его обстановка должна быть такой, где основной фон составляют положительные эмоции. А так как самыми главными людьми для него являются родители, именно они должны создать эту обстановку в доме и семье.
Создание уюта и обстановки спокойствия и благополучия, которая порождает у детей ощущение тепла, покоя и безопасности – является первым условием их эмоционального благополучия.
Фундаментом эмоционального благополучия ребёнка является – любовь. Безоговорочная, безусловная любовь по отношению к ребёнку, прежде всего со стороны родителей.
Любить ребёнка, безусловно – значит любить его, независимо ни от чего. Независимо от его внешности, достоинств и недостатков, плюсов и минусов. Независимо от того, чего мы ждём от ребёнка в будущем и независимо от того, как он ведёт себя сейчас. Безусловная любовь означает, что мы любим ребёнка даже тогда, если его поведение вызывает у нас раздражение, а порой – отвращение. Ясно, что идеала мы не достигнем, но надо стремиться приблизиться к цели безусловной любви.
Мы все считаем себя любящими родителями и то вполне естественно, мы действительно обожаем наших детей и лучшее подтверждение этому то, что в своей душе мы чувствуем настоящую любовь. Но детям важно лишь одно – как мы проявляем своё чувство.
Хочется остановиться на особо значимых способах выражения любви к детям . Это: контакт глаз, физический контакт, эмоциональное общение и пристальное внимание.
Что же такое контакт глаз ? Это просто значит, что мы прямо смотрим в глаза другому человеку. Вам, наверное, приходилось встречать детей, которые избегают смотреть в глаза при общении. Даже взрослый, чувствует себя неуютно, общаясь с такими детьми. Сверстники также неохотно общаются с ними. А теперь вообразите все неприятные последствия, которые ожидают их в будущем. Чтобы избежать этих последствий, родители должны помнить простую истину. Прежде всего, дети учатся всему у них. Они копируют поведение родителей. Если родители чаще смотрят на ребёнка с раздражением или вообще избегают прямого контакта глаз с ним, он приучается к такой же реакции.
Открытый, естественный, доброжелательный взгляд прямо в глаза ребёнку важен не только для хорошего коммуникативного взаимодействия с ним, но и для удовлетворения его эмоциональных потребностей. Ребёнок использует контакт глаз с родителями для эмоциональной подпитки. Чем чаще родители смотрят на него, стараясь выразить свою любовь, тем больше он пропитан этой любовью и тем полнее его эмоциональный резервуар. А чем полнее его эмоциональный резервуар, тем положительнее эмоции и лучше поведение.
Замечательный способ укрепления эмоционального равновесия ребёнка физический контакт с ним . Ребёнку жизненно необходимы активные проявления нежности объятия и поцелуи. Психологи и медики единогласно утверждают, что для нормального развития ребёнка ежедневно необходимы 20 объятий и до 200 лёгких прикосновений. Физический контакт то не только объятия и поцелуи, то и такие контакты как: прикоснуться к руке, погладить по голове, потрепать по волосам. Хочется заметить, что мальчикам также необходимы нежные проявления любви. По мере взросления их больше привлекает мужская линия поведения, а именно, потасовки, шутливые драки, борьба. Для девочек физический контакт с годами становится важнее и достигает пика в возрасте 12-13 лет.
Каждый ребёнок чувствует себя любимым, проявляет массу положительных эмоций, когда родители, оставив все дела, общаются с ним. Общаясь с ребёнком, как можно чаще улыбайтесь ему, говорите добрые и ласковые слова, хвалите его, свободное время проводите вместе с ребёнком. Вместе играйте, беседуйте с ним, развлекайтесь, трудитесь вместе. Время, которое вы проведёте вместе с ребёнком, для него дороже любой игрушки. В некоторых случаях, больше всего на свете, ребёнку требуется пристальное внимание родителей. Когда мы уделяем пристальное внимание ребёнку — это значит, что мы сосредотачиваемся на нём полностью, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так, чтобы он ни на мгновение не сомневался в нашей любви к нему. Он должен почувствовать себя важной, значимой личностью и то, что он единственный в своём роде. Такое знание очень необходимо в развитии самооценки, что глубоко влияет на способность ребёнка взаимодействовать с другими людьми. Как обеспечить ребёнку пристальное внимание? Если вы заметили, что ребенок ведет себя не так как обычно, например, он очень раздражителен или наоборот молчит, старается уединиться. Найдите время, чтобы побыть с ним наедине и выслушайте все, что он вам будет говорить. Если ребенок молчит, разговорите его. Говорите с ним на отвлеченную тему, которая будет ему интересна. В минуты пристального внимания у вас появляется возможность дополнительного физического контакта и контакта глаз с ним. Ласково смотрите ребенку в глаза и обнимите его, поцелуйте. В такие минуты душа ребенка «оттаивает» и он способен поделиться с вами своими сокровенными мыслями, особенно если его что-то тревожит или угнетает. Пристальное внимание требует от родителей время, а времени, как всегда, не хватает. Что же делать? Определитесь, что в вашей жизни является наиболее важным и первостепенным. Где на этой шкале ценностей находится ваш ребенок. Занимает ли он первое место, второе, третье? И дай бог, чтобы вы не ошиблись. Конечно, это не значит, что вы должны пренебрегать другими аспектами жизни. Просто научитесь разумно контролировать время, которое вы тратите на менее важные ценности жизни. Если ребенок не получит достаточно внимания от родителей, он испытывает беспокойство, потому что чувствует, что все на свете дороже его. В результате он не чувствует себя в безопасности, тем самым нарушается его психическое и эмоциональное здоровье.
Эмоциональное общение, пристальное внимание, соответствующий возрасту физический контакт, постоянный контакт глаз наиболее драгоценные дары, которые мы можем передать нашим детям.
Ребёнок, растущий в доме, где его щедро одаривают этими драгоценными дарами, будет чувствовать себя уверенно и с самим собой и с людьми.
Источник
Эмоция в жизни детей
Валентина Гайворонская
Эмоция в жизни детей
Эмоции — особый класс психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроение, чувства, аффекты, страсти, стрессы.
У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем
друг друга,можем,не пользуясь речью,судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на
совместную речь,деятельность и общение. Замечательными,например,является тот факт,что люди,
принадлежащие к разным культурам,способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения
человеческого лица,определять по нему такие эмоциональные состояния,как радость,гнев,печаль,
Страх,отвращение,удивление. Всё это можно сказать и в отношениях к животным.
«Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений педагога. Эмоции являются«центральным»звеном психической жизни человека,и прежде всего ребёнка» Роль эмоции. Л. Выготский.
Эмоции играют огромную роль в познавательной деятельности ребёнка однако педагогам следует помнить,что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого.
Взрослые познают мир умом,маленькие дети -эмоциями. Для взрослых людей информация первична,отношение вторично. У детей всё наоборот:отношение первично,информация вторична. Эмоционально-чувственное постижение мира имеет первичное значение в развитии познавательной сферы ребёнка,в формирования у него определённого мировоззрения,для развития его личности.
Отношение к миру формируется у ребёнка только в процессе его жизни. Колоссальная роль в этом процессе принадлежит взрослым. Отношению к миру дети учатся у взрослых,часто принимая всё на веру,и не требуя доказательств.
Процесс формирования отношений-сложный процесс. Трудности в первую очередь связаны с тем,что это скрытый процесс. Пока идёт непосредственное формирование. Мы не знаем,какое отношение получаем в результате.
Истинное отношение,т. е конечный результат,проявляется только в действиях и поступках человека. Когда нас радуют действия и поступки других людей,мы не задумываемся о том,как формировалось данное позитивное отношение к чему-либо. Мы начинаем бить тревогу только тогда,когда поступки и действия нас не устраивают,и даже пугают.
Нас начинают мучить вопросы:поему так получилось? Что послужило причиной? В этом случае очень хочется вернуться к исходной точке, когда всё началось и было ещё не плохо, и пройти путь формирования отношений заново. Но вернуться назад и проделать заново путь формирования отношения практически не возможно.Поэтому в работе за школьниками каждому человеку важно помнить следующее: чем бы не занимались с детьми, о чём бы не рассказывали им, что бы мы не развивали в них, всегда и везде интенсивно, помимо нашей с вами вам идёт процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём. И в конечном счёте именно это отношение будет определять, на что в будущем направят ребёнка,его знания и способности: на созидание или на расточительство и разрушение.
Поэтому необходимо создать такие условия для жизни ребёнка, чтобы богатейшая эмоционально-чувственное восприятия мира позволило малышу стать человеком с большой буквы.
ЭМОЦИИ:
— выполняют регулирующую и охранную функции (например, препятствуют осуществлению какой-либо деятельности из чувства страха или отвращения);
— способствуют раскрытию потенциальных творческих способностей;
— пробуждают к определенным поступкам, окрашивают поведение в целом;
— помогают приспособиться к ситуации;
— сопровождают общие (выбор партнёра, привязанности и т. д.) и все виды деятельности;
— являются показателем общего состояния ребёнка, его физического и психологического самочувствия.
Эмоции принимают активное участие в эстетическом воспитании детей.
Среди видов изобразительного искусства живопись более других обращена к сфере человеческих чувств и переживаний. Художники — живописцы, образно отражая предметный мир, передают свои чувства и отношения к человеческим ценностям с помощью различных изобразительных и художественных средств. Счастье, восторг, неутешное горе, радость бытия и многие другие эмоциональные состояния донесли до нас полотна великих мастеров.
Однако ограниченный опыт и возможности маленького ребёнка не позволяют ему самостоятельно постигнуть мир человеческой души, отраженный в произведениях живописи. Для этого ребенку необходим взрослый, который сможет помочь ему проникнуться тем отношением и настроением, которое выражено в произведениях изобразительного искусства, приобщит к способам его постижения.
В последние годы становится всё больше детей с нарушением психоэмоционального развития, к которым относится эмоциональная неустойчивость, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают, так называемые, вторичные отклонения, которые проявляются, например, в устойчиво негативном поведении и т. п. Соответствующим образом организованна работа по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребёнка, но смягчить её и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы. Педагогическую работу важно строить с учётом следующих положений.
1. Системность организации психики ребёнка. (развитие эмоциональной сферы возможно путем воздействия на другие психические процессы ощущения, мышления, воображения и их регуляции).
2. Опора на возрастные возможности и сенситивные периоды дошкольного детства. (Учёт интересов детей, определяемых их возрастом).
3. По этапность педагогической работы.
В журнале «Дошкольное воспитание» № 1, 2003 г. статья «Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности» предлагают задачи и варианты практических мероприятий для каждой возрастной группы.
«Хорошо здоровым быть» сценарий небольшого выступления на родительском собрании. Тема «Здоровый образ жизни» Предлагаю коллегам небольшое выступление на родительском собрании по теме «Здоровый образ жизни» для старшей группы. Хорошо здоровым быть.
Групповое родительское собрание «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни здоровым детям» Цель: Познакомить родителей с основными правилами запрета использования в быту с целью охраны здоровья и безопасности детей. Подготовка.
Конспект коррекционно-развивающего занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп» (эмоция «удивление») Автор: Кароль Юлия Ивановна, педагог-психолог ГУО «Ясли-сад № 397 г. Минска» Задачи: — создать максимально спокойную и доброжелательную.
Конспект выступления музыкального руководителя на родительском собрании. Тема «Дети — цветы жизни.» Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас в нашем уютном музыкальном зале. Мы очень рады видеть вас в стенах нашего уютного.
НОД с воспитанниками 4–года жизни по программе «Югорский трамплин» Тема: «Добрые дела маленьких «лучиков» Цель: создание условий для познавательной и творческой деятельности воспитанников. Задачи: Обогащать представления детей.
НОД с воспитанниками 5-го года жизни по программе «Югорский трамплин! Тема: «Гости из Волшебной страны» Цель: создание условий для познавательной и творческой деятельности воспитанников. Задачи: Обогащать представления детей.
Открытое занятие по формированию знаний у детей средней группы о здоровом образе жизни тема: «Со здоровьем не шути» Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе Тема: «Cо здоровьем не шути…» Воспитатель:.
Правила дорожного движения — важная тема на протяжении всей жизни человека! Правила дорожного движения -неотъемлемая часть нашей жизни. До прихода детей в детский сад,родители показывают малышам светофоры на перекрёстках.
Тема самообразования «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников» Тема самообразования: «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников» «Здоровье — это вершина, которую каждый должен покорить.
Источник