Значимость чувств для человека

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА, ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Исследованиями эмоциональных состояний в разное время занимались такие ученые как Ч. Дарвин (три принципа выражения эмоций), В. Вундт, П.В. Симонов, У. Джеймс и К. Ланге (теория эмоций, в которой отмечается существенная роль органических изменений периферического характера в формировании эмоций), С. Шехтер и Дж. Сингер (эмоции есть следствие познавательной интерпретации многозначной физиологической активации); У. Кэннон и Ф. Бард (таламическая теория эмоций) и другие.

Попытки развести понятия «чувство» и «эмоция» делались давно. Еще У. Мак- Дугалл писал, что «термины «эмоция» и «чувство» употребляются с большой неопределенностью и путаницей, что соответствует неопределенности и разнообразию мнений об основах, условиях возникновения и функциях тех процессов, к которым эти термины относятся». Правда, и ему самому преодолеть эту путаницу не удалось [10].

После многолетней систематической работы над тем, чтобы сделать свои представления по этим вопросам более ясными, У. Мак- Дугалл пришел к выводу, что развести эти термины можно «на основе их функционального отношения к целенаправленной активности, которую они определяют и сопровождают, поскольку эти отношения в обоих случаях существенно различаются» [10].

Он пишет, что существуют две первичные и фундаментальные формы чувства -удовольствие и страдание, или удовлетворение и неудовлетворение, которые окрашивают и определяют в некоторой, хотя бы незначительной, степени все устремления организма. По мере своего развития организм становится способным испытывать целый ряд чувств, являющихся сочетанием, смесью удовольствия и страдания; в результате появляются такие чувства, как надежда, тревога, отчаяние, чувство безысходности, раскаяние, печаль. Такие сложные чувства в обыденной речи называют эмоциями. Мак- Дугалл полагает, что эти сложные «производные эмоции» целесообразно называть чувствами. Они возникают после того, как успешно или неуспешно осуществлены стремления человека. Подлинные же эмоции предшествуют успеху или неуспеху и от них не зависят. Они не оказывают прямого влияния на изменение силы устремлений. Они лишь открывают самосознающему организму природу действующих побуждений, т. е. имеющиеся потребности.

Сложные чувства, по Мак- Дугаллу, зависят от развития познавательных функций и по отношению к этому процессу вторичны. Они присущи только человеку, хотя простейшие их формы доступны, вероятно, и высшим животным [9].

Подлинные же эмоции появляются на значительно более ранних этапах эволюционного развития.

Современных ученых, рассматривающих соотношение чувств и эмоций, можно разделить на четыре группы. Первая группа отождествляет чувства и эмоции или дает чувствам такое же определение, какое другие психологи дают эмоциям; вторая считает чувства одним из видов эмоций (эмоциональных явлений); третья группа определяет чувства как родовое понятие, объединяющее различные виды эмоций как формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, страсти и собственно чувства); четвертая — разделяет чувства и эмоции [6].

Чувства как эмоции. В. Вундт, разделяя объективные и субъективные элементы ощущения, первые обозначил как просто ощущения, а вторые — как простые чувства. Однако даваемая им характеристика последних свидетельствует о том, что речь идет об эмоциональных переживаниях, эмоциях, а не чувствах. Несмотря на это, эмоциональные переживания стали обозначать как чувства, подразделяя их на простые (низшие) и сложные (высшие) [2]. Для многих психологов понятия «эмоции» и «чувства» являются синонимичными, например, для таких, как Иванов П. И. и Шварц А. М. [5, 11].

Читайте также:  Люди которые наигрывают эмоции

Чувства как вид эмоций. А. Н. Леонтьев считает чувства особым подклассом эмоциональных явлений. Он отличает чувства от эмоций их предметным характером, возникающим в результате специфического обобщения эмоций, связанных с конкретным объектом. Возникновение предметных чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений, своеобразных «эмоциональных констант» между человеком и объектом [8].

Эмоциям присущ ряд свойств:

Универсальность. Оно состоит в независимости эмоций от вида потребности и специфики деятельности, в которой они возникают. Надежда, тревога, радость, гнев могут возникнуть при удовлетворении любой потребности. Это значит, что механизмы возникновения эмоций являются специфичными и независимыми от механизмов возникновения конкретных потребностей [9].

Доминантность. Сильные эмоции обладают способностью подавлять противоположные себе эмоции, не допускать их в сознание человека. По- существу об этом свойстве писал А. Ф. Лазурский, обсуждая свойство взаимной согласованности чувствований: «Человек, у которого действие отдельных чувств достаточно между собой согласовано, всецело бывает охвачен известным настроением или эмоцией. Будучи сильно огорчен, он уже не рассмеется внезапной шутке; находясь в приподнятом, торжественном настроении, он не захочет слушать пошлостей» [7].

Суммация и «упрочение». Вл. Витвицкий отмечает, что наиболее сильное удовольствие «или неудовольствие» обычно человек испытывает не при первом, а при последующих предъявлениях эмоциогенного раздражителя. В. С. Дерябин указывает на еще одно свойство эмоций — их способность к суммации. Эмоции, связанные с одним и тем же объектом, суммируются в течение жизни, что приводит к увеличению их интенсивности, упрочению чувств, в результате чего и их переживание в виде эмоций становится сильнее. Характерным для суммации эмоций является скрытость этого процесса: он происходит незаметно для человека, не отдающего себе отчета в том, на чем это основано [8].

Адаптация. Эмоциям, а эмоциональному тону ощущений в особенности, свойственно притупление, снижение остроты их переживаний при долгом повторении одних и тех же впечатлений.

Пристрастность (субъективность). В зависимости от личностных (вкусов, интересов, нравственных установок, опыта) и темпераментных особенностей людей, а также от ситуации, в которой они находятся, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции. Опасность у одних вызывает страх, у других — радостное [6].

Заразительность. Человек, испытывающий ту или иную эмоцию, может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям, общающимся с ним. Вследствие этого может возникнуть как всеобщее веселье, так и скука или паника [6].

Пластичность. Одна и та же по модальности эмоция может переживаться с различными оттенками и даже как эмоция различного знака (приятная или неприятная). Например, страх может переживаться не только негативно, при определенных условиях люди могут получать от него удовольствие, испытывая «острые ощущения» [6].

Удержание в памяти. Ещеодним свойством эмоций считается их способность долгое время храниться в памяти. В связи с этим выделяют особый вид памяти —эмоциональный. Устойчивость эмоциональной памяти хорошо выразил русский поэт К. Батюшков: «О память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной!» [1].

Какова же роль эмоций в нашей жизни? «Отрицательные» эмоции, по мнению Б. И. Додонова, играют более важную биологическую роль по сравнению с «положительными» эмоциями. Не случайно механизм «отрицательных» эмоций функционирует у ребенка с первых дней появления его на свет, а «положительные» эмоции появляются значительно позднее. «Отрицательная» эмоция — это сигнал тревоги, опасности для организма. «Положительная» эмоция — это сигнал возвращенного благополучия. Ясно, что последнему сигналу нет необходимости звучать долго, поэтому эмоциональная адаптация к хорошему наступает быстро. Сигнал же тревоги должен подаваться до тех пор, пока опасность не устранена. Вследствие этого застойными могут оказаться только «отрицательные» эмоции. При этих условиях здоровье человека действительно страдает. «Отрицательные» эмоции вредны лишь в избытке, как вредно все, что превышает норму (в том числе и положительные аффекты). Страх, гнев, ярость повышают интенсивность обменных процессов, приводят к лучшему питанию мозга, усиливают сопротивляемость организма перегрузкам, инфекциям и т. д. [4].

Читайте также:  Эмоций даже если вам кажется

Эмоции или чувства, как и другие психические явления, представляют собой различные формы отражения реального мира. В отличие от познавательных процессов, отражающих окружающую действительность в ощущениях, образах, представлениях, понятиях, мыслях, эмоции и чувства отражают объективную реальность в переживаниях. В них выражается субъективное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности. Одни предметы, явления, вещи радуют человека, он восхищается ими, другие — огорчают или вызывают отвращение, третьи — оставляют равнодушным. Таким образом, отражение в мозгу человека его реальных переживаний, то есть, отношение субъекта потребностей к значимым для него объектам, принято называть эмоциями (чувствами), т.е. другими словами эмоции (чувства) — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей.

Батюшков К. Н. Полное собрание сочинений. Библиотека поэта. Большая серия. 2-е изд. – Москва-Ленинград: Советский писатель, 1964.

Вундт В. Проблемы психологии народов. — М.: «Космос», 1912.

Дерябин В. С. Чувства, влечения, эмоции. — Л., 1974.

Додонов Б. И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности // Вопросы психологии. — 1975. — № 6. -С. 82.

Иванов П. И. Чувства (эмоции) // Психология: Учебник. — Ташкент, 1995.

Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — Санкт-Петербург Москва — Харьков — Минск, 2001.

Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах. — М.: Наука, 1995. -С. 154.

Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. — М., 1971 — http://psyjournals.ru/authors/a1810.shtml.

Мак- Дугалл У. Основные проблемы социальной психологии. — М., 1916.

Мак- Дугалл У. Различение эмоций и чувства // Психология эмоций: Тексты. — М., 1984. — С. 103-107.

Шварц А. М. Чувства // Психология: Учебник. — М., 1948.

Источник

7 способов дать людям почувствовать их значимость

Необходимо уметь давать людям ощущать их значимость – это ключ к хорошим взаимоотношениям. Давая людям почувствовать их значимость, вы укрепляете вашу связь: любовную, дружескую и рабочую. Вы можете использовать описанные в статье способы как для того, чтобы сделать приятно своей второй половинке, так и для того, чтобы укрепить связи в коллективе. Способы универсальны, а цели их применения могут быть самыми разными. Также расширить свой арсенал коммуникативных навыков вы можете на онлайн-программе «Лучшие техники коммуникации».

Персонализация

Каждый человек – уникальная личность. Дайте своему собеседнику почувствовать это. Брайан Трейси говорил, что главный секрет обаяния – дать человеку почувствовать себя на миллион долларов.

Называйте человека по имени, вспоминайте мелкие детали прошлых разговоров, спросите, как проходят его тренировки или работа над новой книгой. Запоминайте особенности человека и показывайте, что помните их. Покажите, что человек не один из тысячи, а один на миллион.

Читайте также:  Некомфортно чувствую себя с парнями

Советуем заняться развитием памяти и научиться запоминать имена, например.

Служение

Один из самых мощных способов. Узнайте, какие потребности есть у вашего собеседника, и попробуйте их удовлетворить, если это в ваших силах. Научите человека чему-нибудь, дайте совет, подскажите. Предложите свою помощь и исполните просьбу.

Помните: служить не значит прислуживать. Вы можете оказывать услуги и разного рода помощь, не принижая себя, а, наоборот, увеличивая свой авторитет. Ведь помогать другим способен только сильный и уверенный в себе человек.

Окажите услугу, и человек обязательно ощутит свою значимость. По крайней мере, для вас.

Вежливость

Очевидно, что если с человеком обращаются грубо и неучтиво, он не будет себя чувствовать значимым. Уважение к собеседнику – необходимость. Без неё вам вряд ли удастся дать ему почувствовать свою значимость.

Ободрение

Время от времени каждый из нас нуждается в ободрении. Окажите поддержку, зарядите человека энергией, скажите ему доброе слово, мотивируйте. Ваш собеседник моментально почувствует себя значимым, если ощутит ваше участие.

Несколько способов подбодрить собеседника:

  1. Дайте понять, что быть не в своей тарелке, не в порядке – это нормально. У человека всегда что-то не так. Всегда что-то могло быть лучше. Всегда чего-то могло не быть. Нужно это принять. Принять и двигаться дальше.
  2. Измените взгляд на неудачи. Неудачи – возможность стать лучше. Это ориентир в вашем развитии. Умейте анализировать свои ошибки и самосовершенствоваться на их основе, а не заниматься самоугнетанием. Умейте сами и учите других.
  3. Укажите на положительную сторону. Пока в одной сфере всё валится из рук, в другой дела идут гладко. Перенаправьте внимание человека на те дела, в которых у него всё хорошо.

Подбодрить человека несложно. Это вряд ли займёт много времени. Но эффект будет ощутимый. Попробуйте.

Признательность

Покажите, что вы признательны человеку, что он для вас многое значит и вы ему благодарны. Дружбу и любовь губит не только плохое отношение, но и безразличие.

Сделайте небольшой подарок, устройте приятный сюрприз. Найдите способ обрадовать дорогого вам человека. Хотя бы просто скажите ему, что он для вас дорог и значим, пусть даже по телефону. Этого будет достаточно.

Внимание

Умейте выслушать человека. Научитесь замечать особенности его поведения, различайте его эмоции, поймите, что ему интересно, а что нет. Развивайте эмпатию. Чтобы люди рассказывали вам больше, чтобы рассказывали самое важное, чтобы до конца открывались вам, иногда достаточно их просто слушать.

Вы должны быть не только талантливым рассказчиком, но и талантливым слушателем. Тогда ваши собеседники будут чувствовать свою значимость.

Заинтересованность

У каждого человека свой уникальный опыт. Каждый человек знает что-то, чего не знаете вы. Видел то, чего не видели вы, и так далее. Каждый человек невероятно интересен – умейте понять это сами и дать понять вашему собеседнику.

Перенимайте опыт своего собеседника. Узнавайте его мнение. Даже если вы не согласитесь с ним, это будет не менее полезным, потому что, критикуя чьё-то суждение, вы формируете своё.

Не забывайте, что каждый человек невероятно интересен. Это выгодно для вас обоих.

Давайте людям почувствовать себя значимым – это легко приятно. И, конечно же, не забывайте и о своей значимости.

Источник

Оцените статью