Значение жеста что является жестом усиление эмоционального звучания виды жестов

Значение жеста что является жестом усиление эмоционального звучания виды жестов

Жесты напрямую связаны с физиологией и поэтому гораздо труднее поддаются внутреннему контролю, нежели речь. Жест – сигнал стихийный, спонтанный, менее контролируемый говорящим, чем речь. Легче изобразить более гармоничную мимику и высказать нужную мысль, чем сдержать жест.

Жест обычно не контролируется говорящим. Когда же человек ставит перед собой задачу воздействовать на людей в условиях направленного речевого общения, жест не может оставаться случайным, непроизвольным аккомпанементом слова: он призван усилить речь, помочь убедить.

Жесты могут быть ритуальными и эмоциональными.

Ритуальные жесты можно разделить по времени на две культурные стадии: жесты Средневековья и Нового времени. Мы воспроизводим жесты, рождённые в те эпохи, не задумываясь над тем, как они произошли. Эти жесты рождены нашей генетической памятью (поцелуй, рукопожатие, вручение подарков). Жесты, возникшие в феодальные времена, отражали личную преданность вассала своему сеньору. Вассалу полагалось самоотверженно служить своему покровителю либо прекрасной даме. К этому периоду рыцарства относятся следующие жесты:

сеньор легко ударяет рукой по плечу своего вассала или касается мечом плеча воина, посвящаемого в рыцарство, – это означало принятие человека под своё покровительство; вассал при встрече и прощании вкладывает свои обе руки в руки покровителя, а тот обнимает и целует его;

подданный в знак преданности вручает сеньору свою перчатку, тот в знак тесной дружбы надевает ему кольцо, а разрыв отношений символизировался тем, что соперники и враги швыряли друг в друга перчатку и кольцо.

Сохранились многие ритуальные жесты между мужчиной и женщиной, принятые в эпоху служения Прекрасной даме. Мужчина подаёт руку даме как знак восхищения её красотой, целует руку и преклоняет колено в знак уважения к той, которая его достойна. Эти жесты выражали тесный физический контакт, знаки галантности, придуманные мужчинами, отражали и отражают личную преданность и желание служить женщине.

Вторая культурная стадия ритуальной жестикуляции связана с эпохой развития предпринимательства, когда основной ценностью была провозглашена независимость личности. В эпоху равенства исчезают жесты «сверху вниз». Партнёры при общении не заключают друг друга в объятия, не похлопывают по плечу, а прикасаются к руке, к локтю, похлопывают с боку, что обозначает некий баланс, знак равенства. В этом контакте участвуют только кисти рук, человек имеет возможность лавировать. Жесты используются не по вертикали, а по горизонтали. Если культура Средневековья проявляла некоторую сцепленность, контакт тел и рук, то эпоха равенства демонстрирует партнёрские отношения. Идея равенства людей и равенства полов в эпоху Нового времени ограничивает зону физического контакта, подчёркивает автономность личности. Поэтому возникают жесты, которые не требуют физического контакта:

мужчина прижимает руку к сердцу – клятва верности и уважения, как делу, так и лицам (этот жест остался от инаугурации американского президента, что выражает преданность своему народу и желание служить ему);

обе руки прижимаются к груди – этот более эмоциональный жест является выражением искренности;

преклонение на одно колено – служение человеку, обладающему большими достоинствами (в отличие от позы в русской культуре – встать на оба колена – поза поверженного: наличие некоторого дискомфорта);

встреча и прощание скрепляются простым рукопожатием, что обозначает плодотворное сотрудничество в общем деле, а не только личные симпатии;

согнутая в локте, сжатая в кулак рука означает сплочённость и твёрдость в отстаивании своих позиций – традиционный жест демократических лидеров, призывающий к борьбе.

Многие ритуальные жесты были внесены в сферу личных контактов, демонстрируя дружескую дистанцию, что подчёркивает партнёрство либо иерархию.

Ритуальные жесты, принятые со времён гладиаторских боёв, сохранились и сегодня. Когда спортсмен кланяется публике, он делает кивок головой и разводит руки: этот позитивный жест выражает особую любовь к зрителям. То же можно сказать об актёрах, которые посылают воздушный поцелуй и низко кланяются аплодирующему зрительному залу.

Однако говорящий должен соотносить проявление собственных чувств, эмоциональную окраску изложения материала с манерой жестово-выразительной демонстрации. Это позволит избежать несоответствия эмоционального накала и излагаемого материала. Чтобы не получилось так, как описал Н.В. Гоголь поведение учителя истории в комедии «Ревизор»: «Он учёная голова – это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну, покамест говорил об ассириянах и вавилонянах – ещё ничего, как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей богу! Сбежал с кафедры и что силы есть хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский – герой, но зачем же стулья ломать?»

Читайте также:  Физиологические основы эмоции чувств

К эмоциональным жестам относятся патетические жесты. Так, жест – положение стоя, одна или обе руки на уровне плеч, руки слегка согнутые в локтях – рождён в эпоху театральности, античности. Этот публичный жест означает, что оратор предъявляет себя миру и заявляет о своей любви к окружающим его людям. Употребляется он в момент, когда градус страстей достигает апогея, а жест мобилизует всех окружающих.

Жест сверху, с трибуны: рука несколько выше головы (всем известный жест В.И. Ленина) разворачивается в бесконечность и адресован множеству людей.

Жесты позитивные и негативные. Жест – это некий энергетический посыл, направленный во внешний мир. Энергия может идти как положительная, так и отрицательная. Поэтому различают жесты позитивные, негативные и колебания.

Позитивные жесты выражают восторг, восхищение, радость, внимание, одобрение, согласие, благодарность. Открытые руки, ношение документов под мышкой.

Негативные жесты выражают растерянность, смятение, досаду, недовольство, возмущение, испуг, страх и (модальные жесты) – неодобрение, несогласие, недоверие, негативную оценку, оскорбление, угрозу. Так, руки, согнутые в локтях и сжатые в кулаки, приподнятая вверх голова обозначают месть. Руки разведены и сжаты внизу в кулаки – жест бессилия, который обозначает, что человек хочет отомстить за нанесённое оскорбление, но не может этого сделать.

Жест прощания – человек «шлёт своё пока» – рука согнута в локте и поднята вверх, производит движение маятника по горизонтали – жест разделяющий. Этот жест себя скомпрометировал, когда его стали использовать, стоя на Мавзолее, члены правительства для приветствия проходящих мимо людей. Таким образом, они отделяли себя от людей, подсознательно показывая, что идут в разные стороны, так как этот жест – это отрицание, стремление отъединиться от толпы. Жест закрытости – «машинальное прикрытие рта рукой» (Е.М. Примаков сидит на совещаниях, положив локти на стол и прикрыв рот двумя кулаками, а иногда и переплетёнными пальцами.).

Е. Петрова предлагает одну из классификаций жестов обыденного общения:

1. Жесты-симптомы, выполняющие функцию самовыражения: выражают состояние, процессы, модальные (выражают оценку субъектом чего-либо).

2. Жесты-регуляторы: выполняют регулятивно-коммуникативную функцию воздействия на партнёра.

3. Жесты-информаторы: выполняют информативно-коммуникативную функцию.

Чтобы повысить свою коммуникативную компетенцию, можно и нужно сознательно осваивать язык жестов. Рассмотрим некоторые группы жестов, выражающие позиции человека в процессе общения, различные внутренние состояния партнёров по общению.

Жесты-приветствия – рукопожатие – имеют большое значение в деловом общении. Жест-прикосновение (похлопывание по спине и плечу) возможен только при социальном равенстве партнёров.

Жесты-паразиты, как и слова-паразиты, нежелательно использовать в общении (крутить пуговицы, поправлять одежду, переминаться с ноги на ногу и т.п.).

Жесты должны быть органичными и сдержанными, без резких широких взмахов и острых углов. Предпочтительны округлые жесты и скупая жестикуляция.

Источник

Используем жесты в публичной речи

Согласно исследованиям ученого Альберта Мейерабиан первое восприятие об ораторе в процессе его выступления строится на 7% из вербальных средств, на 38% – за счет звуковых средств (тон, интонация), и на 55% – за счет невербальных средств (жесты, мимика).

В процессе публичного выступления оратор осуществляет коммуникацию. Последняя делится на вербальную и невербальную. Вербальные коммуникации – это все языковые средства передачи информации. К ним относится аргументация, критика, словесные выражения. Невербальная коммуникация – это все неязыковые средства передачи информации такие, как позы, жесты, мимика.

С момента первого упоминания о жестах в научной литературе ученые обнаружили и зарегистрировали более 1000 жестов. Не маленькое число. Оно значительно затрудняет классификацию жестов. Наиболее широкая классификация делит жесты на естественные (неосознанные, т.е. появляющиеся спонтанно, ими обладает каждый человек) и искусственные (осознанные, часто связаны с профессиональной деятельностью человека, например, дирижер, биржевик).

Однако в данной статье будет рассмотрена другая классификация жестов, которая делится на следующие жесты:

Ритмические жесты

Этот вид жестов связан с тактом публичного выступления. Они вступают в речь с паузами, ускорением или замедлением интонации. Когда нужно поставить логическое ударение. Такие жесты мы можем видеть у выступающих по телевизору. Когда человек говорит медленно, спокойно, его жесты не спешны. И наоборот, когда выступающий говорит оживленно, эмоционально, жесты активизируются.

Совет: жестикулируйте для акцентирования внимания.

Эмоциональные жесты

Из самого названия понятно с чем связан этот вид жестов. Они предназначены для эмоционального усиления речи. Используя эти жесты, оратор добавляет выразительности речи. Такими жестами можно изображать радость, грусть, гнев, спокойствие, волнение, восторг, недоумение и т.д. Сложно привести пример такого жеста. Потому как они, как правило, спонтанно проявляются в нашей речи. Но в то же время их можно встретить практически в любом выступлении.

Совет: жестикулируйте для того, чтобы завести аудиторию.

Указательные жесты

С их помощью на сцене мы указываем на что-то. Если во время публичного выступления за вами доска, и вы активно с ней работаете, то все жесты, направляемые на эту доску, являются указательными. Если вам нужно выбрать кого-то из зала для продолжения речи или обратить на кого-то внимание, то вы тоже будете использовать этот вид жестов. Как правило, это движение рукой с вытянутыми пальцами в направлении цели.

Читайте также:  Тест эмоционал или логика

Совет: жестикуляция должна быть естественной, следующей естественным импульсам человека.

Изобразительные жесты

Такие жесты являются дополнением к речи выступающего. Это связано со сложностью изложения текста выступления. Иногда легче показать, чем объяснить. Например, вы показываете размер. Если большой, то вы разводите руки в стороны. Если маленький, то вы сужаете ладони друг к другу.

Совет: жесты должны быть открытыми, демонстрировать стремление к контакту, доброжелательность, желание убедить.

Символические жесты

Такие жесты могут передавать глубокое значение и смысл. Достаточно одного жеста, чтобы аудитория поняла оратора без слов, то, о чем бы он хотел сказать. Иными словам получается то, что символический жест заменяет слова. Например, кивок в знак приветствия или поклон как благодарность за аплодисменты.

Совет: жесты должны быть выразительными, украшающими речь.

Источник

Жесты – «сигнальная связь» человечества

Их язык один из самых древних языков в истории

Две тысячи лет назад Марк Туллий Цицерон учил ораторов правильно жестикулировать. Самый древний словарь жестов, судя по всему, принадлежал римскому ритору Квинтилиону, жившему в I веке до н. э.

Национальные изюминки

Тесная связь жестов с речью наложила на них немало расовых, социальных и индивидуальных отпечатков. Национальный характер многих жестов подтверждают красноречивые факты. Так, англичане, итальянцы и русские по-разному машут рукой на прощание. Восточные народы, в отличие от европейцев, в момент приветствия складывают ладони перед грудью, а конголезцы вообще дуют на ладони.

Культурными нормами социума определяется также сила и частота жестикуляций. Английский психолог Майкл Арчил, изучавший язык жестов во время кругосветного путешествия, установил: в течение часового разговора финн прибегает к жестикуляции в среднем один раз, итальянец – 80, француз – 120, а мексиканец –180 раз. Русские отличаются относительной сдержанностью – используют примерно 40 жестов в час. Язык французов и латиноамериканцев наиболее экспрессивен, причем «сигналят» они обеими руками.

Одно и то же выразительное движение означает у разных народов разные вещи.

В Америке «бублик», образованный большим и указательным пальцами, гласит: «Все в порядке» (о’кей), а в Японии он означает просьбу занять монету.

Жесты неискренности часто связаны с левой рукой. Если на Востоке протянуть в ней еду, деньги либо подарок, можно нанести собеседнику оскорбление: левая рука у тех, кто исповедует ислам, считается «нечистой».

Ритуальные жесты

Жесты делят на ритуальные и эмоциональные. Ритуальные жесты в свою очередь можно разделить на две социокультурные группы: жесты Средневековья и Нового времени.

Мы и поныне воспроизводим многие жесты, рожденные в те эпохи, не зная, откуда они взялись. Эти жесты продуцируются нашей генетической памятью. Таковы поцелуй, рукопожатие, вручение подарков.

Жесты, возникшие в феодальные времена, отражали личную преданность вассала сеньору. Слуге полагались верность и самоотверженность по адресу покровителя либо прекрасной дамы. К периоду рыцарства относятся следующие жесты:

– когда сеньор легко ударяет рукой по плечу вассала или мечом касается плеча воина, посвящаемого в рыцари, это означает принятие человека под свое покровительство. Вассал при встрече и прощании вкладывает обе руки в руки покровителя, а тот его обнимает и целует;

– подданный вручает сеньору свою перчатку как символ преданности, а тот в знак тесной дружбы надевает ему кольцо. Наоборот, разрыв отношений символизировался тем, что соперники и враги швыряли друг другу перчатки и кольца.

И в наши дни при официальном и публичном общении многие политические деятели, подчеркивая тесные контакты, обмениваются рукопожатиями, объятиями и поцелуями. Знаменитые лобызания Брежнева с соратниками — типичный знак абсолютного доверия. Что касается современного делового мира, то подобные излияния в нем далеко не всегда уместны.

Сохранились и ритуальные жесты между мужчиной и женщиной, принятые в эпоху служения прекрасным дамам. Он подает руку ей в знак восхищения ее красотой, целует руку и преклоняет колено… Жесты галантности, изобретенные мужчинами, по сей день отражают личную преданность и желание служить женщине.

Вторая культурная стадия связана с эпохой развития предпринимательства, когда основной ценностью провозгласили независимость личности. Почти перевелись жесты «сверху вниз». Партнеры при общении больше не заключают друг друга в объятия, не похлопывают по плечу, а прикасаются к руке, к локтю, похлопывают сбоку, что обозначает некий баланс в общении. Кисти работают не по вертикали, а по горизонтали. Если жестикуляция Средневековья символизировала некую спаянность, контакт тел и рук, то новые времена стали демонстрировать партнерские отношения, подчеркивая автономность собеседников.

Возникают жесты, которые не требуют физического контакта:

– мужчина прижимает руку к сердцу — клятва верности и уважения. Жест происходит от инаугурации американского президента, выражает преданность своему народу и желание служить ему;

Читайте также:  Флуоксетин инструкция при депрессии

– обе руки прижимаются к груди — этот более эмоциональный жест является выражением искренности;

– преклонение на одно колено — служение человеку, обладающему большими достоинствами. В отличие от позы в русской культуре — встать на оба колена: фигура поверженного, наличие некоторого дискомфорта;

– встреча и прощание скрепляются простым рукопожатием, что обозначает плодотворное сотрудничество в общем деле, а не только личные симпатии;

– согнутая в локте и сжатая в кулак рука выражает сплоченность и твердость в отстаивании своих позиций (традиционный жест разных лидеров, призывающий к борьбе).

Когда нынешний спортсмен кланяется публике, он делает кивок головой и разводит руки в сторону — жест, сохранившийся от гладиаторских боев. Актеры очень похоже посылают воздушный поцелуй и низко кланяются аплодирующему зрительному залу, демонстрируя любовь и признательность.

Эмоциональные жесты

Эмоциональные жесты, которые еще называют экспрессивными или модальными, усиливают значение сказанного, отражают наш душевный накал. Известный русский государственный деятель начала XIX века М. М. Сперанский говорил: «Рука может двигаться тогда только, когда ударит в нее сердце».

Тем не менее, говорящий должен соотносить проявление собственных чувств и эмоциональную окраску изложения материала с манерой жестово-выразительной демонстрации. Контроль позволит избежать несоответствия эмоционального накала и излагаемой темы. Чтобы не вышло так, как у Гоголя с учителем истории в комедии «Ревизор». Тот говорил об ассириянах и вавилонянах еще уравновешенно, когда же дошел до Александра Македонского, «сбежал с кафедры и что силы есть хвать стулом об пол»! Так выразил свой восторг перед героизмом Македонского горячий провинциальный преподаватель…

К эмоциональным относятся некоторые театрально-патетические жесты. Например, положение стоя, одна или обе руки на уровне плеч, слегка согнутые в локтях, означает, что оратор предъявляет себя миру и заявляет о своей любви к окружающим. Используется обычно в момент, когда градус страстей достигает апогея и по задумке мобилизует всех собравшихся.

Известный жест Ленина: сверху, с трибуны, рука несколько выше головы разворачивается и указывает в бесконечность, также адресован ко многим.

Другие разновидности жестикуляции

Имеются в арсенале у людей и жесты позитивные, и негативные, и жесты-колебания, и некоторые другие жесты.

Позитивные выражают восторг, восхищение, радость, внимание, одобрение, согласие, благодарность. Это и руки-объятия, и большой палец кверху, и две сцепленные кисти рук, и многие другие.

Негативные символизируют растерянность, смятение, досаду, недовольство, возмущение, испуг, страх, несогласие, недоверие, негативную оценку, оскорбление, угрозу. Руки, сжатые в кулаки и согнутые в локтях, приподнятый вверх подбородок обозначают месть. Руки, разведенные в стороны и сжатые внизу в кулаки — фигура бессилия, гласящая, что человек хочет, но не в состоянии отомстить за нанесенное оскорбление.

Жест прощания – рука согнута в локте и поднята вверх, воспроизводя движение маятника по горизонтали, – разделяющий. Его широко стали использовать, стоя на Мавзолее, члены правительства для приветствия проходящих мимо «товарищей». Таким способом функционеры отделяли себя от людей, подсознательно показывая, что им с ними в этой жизни идти в разные стороны.

Жест закрытости выражается в машинальном прикрытии рта рукой. Так председатель правительства Е. М. Примаков сидел на совещаниях, положив локти на стол и прикрыв рот двумя кулаками, а иногда и переплетенными пальцами.

Обычная фига, «комбинация из трех пальцев» – по сути, защитный жест, отражающий энергетическое, существующее или вероятное, нападение.

Чтобы повысить свою коммуникативную компетенцию, нужно сознательно осваивать язык жестов. Особенно – некоторые группы жестов, выражающие позицию человека в процессе общения, а также различные внутренние состояния говорящих.

Среди них жесты-прикосновения: поцелуй, поглаживание, рукопожатие, объятие, потирание кончика носа и прочие. На выбор подобных жестов влияет статус партнера, возраст, пол, степень знакомства, принадлежность к культуре. Например, рукопожатие при общении мужчин в момент приветствия у немцев и русских используется чаще, чем у англичан и американцев. А похлопывание по спине и плечу возможно только при социальном равенстве партнеров.

Пару слов об этике

Жесты-паразиты, как и слова-паразиты, крайне нежелательно использовать в общении: крутить пуговицы, хватать за рукав, поправлять одежду, переминаться с ноги на ногу и т. п. Вообще жесты должны быть органичными, сдержанными, без резких широких взмахов и острых углов. Предпочтительны округлые «сигналы» и лаконичная жестикуляция. Противная программа действий выдает нервного, закомплексованного человека

Чтобы каждый день выглядеть безупречно в обществе, надо учиться корректно держать себя, следить за своей осанкой и позой.

Этикет не рекомендует указывать пальцем на человека или на какой-либо предмет, во время разговора вертеть в руках различные предметы, барабанить пальцами по столу, хрустеть пальцами, почесываться, рыться в карманах…

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Оцените статью