- Значение органа чувств слух
- Развитие органа слуха и равновесия.
- Строение, функции и особенности органа слуха человека
- Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»
- Строение органа слуха
- Что такое орган слуха и равновесия
- Функции органа слуха
- Особенности органа слуха
- Удивительные возможности слуха человека
- Значение слуха в нашей жизни
Значение органа чувств слух
Орган слуха и равновесия осуществляет восприятие звуков, линейных, угловых ускорений и земного притяжения. Состоит из трех частей: наружного уха (ушная раковина, наружный слуховой проход и барабанная перепонка), среднего уха (полость, где находятся слуховые косточки, слуховая труба) и внутреннего уха (костный и перепончатый лабиринты).
Ушная раковина образована эластическим хрящом, переходящим в хрящ наружного слухового прохода, покрытым кожей. В коже с волосами, сальными железами присутствуют особые видоизмененные потовые железы (церуминозные), выделяющие ушную серу, которая обладает бактерицидными свойствами. Барабанная перепонка толщиной 0,1 мм состоит из соединительнотканной пластинки, покрытой снаружи многослойным плоским эпителием, а изнутри — слизистой оболочкой, в составе которой эпителий представлен одним пластом кубических или плоских эпителиоцитов.
Среднее ухо выстлано слизистой оболочкой, полость его соединяется с внешней средой при помощи слуховой (евстахиевой) трубы, имеющей однослойное эпителиальное покрытие. Кубический эпителий трубы при хронических воспалительных процессах может трансформироваться в многослойный плоский. В слизистой оболочке и костных стенках среднего уха проходят ветви (лицевого, языкоглоточного, блуждающего) нервов. С помощью слуховой трубы выравнивается давление в среднем ухе, что улучшает звукопроведение.
Внутреннее ухо располагается в каменистой части височной кости, включает костный и перепончатый лабиринты, формы которых повторяют друг друга. Перепончатый лабиринт — это замкнутая система трубочек, мешочков, заполненная жидкостью — эндолимфой. Между перепончатым и костным лабиринтами находится перилимфатическое пространство, заполненное перилимфой. Перепончатый лабиринт делится на слуховую (улитка) и вестибулярную (орган равновесия) части. Последняя состоит из трех полукружных каналов и двух отолитовых органов — эллиптического и сферического мешочков.
Развитие органа слуха и равновесия.
Источником развития перепончатой части внутреннего уха являются слуховые плакоды — парные утолщения эктодермы на уровне развивающегося заднего мозгового пузыря. На 3-й неделе эмбриогенеза происходит впячивание материала слуховых плакод в подлежащую мезенхиму с образованием слуховых ямок. В дальнейшем материал слуховых плакод полностью погружается во внутреннюю среду и отшнуровывается от эктодермы. Возникают слуховые пузырьки. Каждый слуховой пузырек имеет стенку из многорядного эпителия и полость, заполненную эндолимфой.
В дальнейшем пузырек перетягивается на две части: вестибулярную (маточка с полукружными каналами) и мешочек с закладкой улиткового канала. Позднее улитка разрастается и отделяется от мешочка. Внутренняя выстилка всех этих образований состоит из глиального эпителия. На характер дифференцировки клеток оказывает индуктивное влияние контакт эпителия с эмбриональным слуховым нервным ганглием, который подразделяется на ганглий преддверия (вестибулярный) и ганглий улитки (слуховой ганглий). В определенных участках маточки, мешочка, ампул полукружных каналов, а также в улитке образуются рецепторные зоны, содержащие чувствительные клетки, специализированные на восприятие звуковых, гравитационных и вибрационных раздражителей.
Происходит это на 3-м месяце эмбриогенеза. Клеточный состав, структура и функция эпителия неодинаковы в различных участках улиткового канала. Гистогенез эпителия вестибулярного аппарата характеризуется образованием желатинообразного тела — купола гребешков и особых кристаллов — отолитов. Параллельно с гистогенезом эпителия перепончатого лабиринта изменяется окружающая лабиринт мезенхима, в результате редукции которой образуются перилимфатические полости.
Источник
Строение, функции и особенности органа слуха человека
Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»
Ухо человека – сложный орган, который помогает поддерживать связь с внешним миром и дает человеку информацию о его расположении и перемещении в пространстве. Оно состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего. Уникальное строение органа слуха обеспечивает: прием, передачу звука и преобразование энергии колебания в нервный импульс.
Строение органа слуха
Звуки окружают человека с самого рождения. Выделяются 3 отдела органа слуха:
- наружное ухо;
- среднее ухо;
- внутреннее ухо.
Наружное ухо – видимая часть органа. Оно представлено ушной раковиной и наружным слуховым проходом. Раковина – хрящ воронковидной формы, покрытый кожей. На ее поверхности находятся разные образования: ямки, завитки, возвышенности. Они помогают улучшать качество звука, делают его более громким и направляют в слуховой проход.
К раковине присоединяются волокна ушных мышц. В процессе эволюции человек утратил возможность «шевелить ушами», чтобы точнее локализовать звуки, эти мышцы работают у редких «счастливчиков». Кожный покров раковины имеет сальные и потовые железы.
Наружный слуховой проход — извилистый канал, длина которого составляет чуть больше 2 см, а диаметр – до 0,7 см. В нем звуковой сигнал продолжает усиливаться и передается в среднее ухо. Проход выстлан кожей, имеющей сальные и серные железы. Ушная сера – желтоватая субстанция, которая обеспечивает увлажнение канала и защиту от инфекционных агентов. При скоплении и уплотнении она образует пробки, нарушающие движение барабанной перепонки. Это может привести к возникновению кондуктивной тугоухости.
Описывая строение органа слуха, анатомы указывают, что наружная часть канала имеет хрящевые стенки, а контактирующая со средним ухом – костные. Структуры среднего и внутреннего уха располагаются в теле височной кости.
Барабанная перепонка — это тонкая мембрана, покрытая снаружи кожей, изнутри – слизистой. У маленьких детей она имеет отверстие, из-за которого среднее ухо контактирует с внешней средой и более уязвимо для инфекции. Оно закрывается к 3 годам.
Среднее ухо представлено полостью, объем которой составляет чуть более 1 кубического сантиметра. В ней расположены три маленькие слуховые косточки, которые соединены между собой в цепочку:
Они названы так по своему сходству с предметами обихода. Стремечко соединяется с окном преддверия. Среднее ухо также связано с носоглоткой посредством евстахиевой трубы.
Внутреннее ухо – самое причудливое образование органа слуха человека. Оно состоит из:
- преддверия (вестибулюма);
- улитки;
- полукружных каналов.
В состав органа слуха входит только улитка. В ней содержится лимфатическая жидкость, натянуты волокна (основная мембрана). Каждое из волокон похоже на маленькую струну и «откликается» (резонирует) на звук определенной частоты. Этих волокон около 25 тысяч. На стенке канала улитки находится рецепторное поле, которое состоит из нервных (волосковых) клеток — Кортиев орган. Гибель волосковых клеток может привести к нейросенсорной тугоухости.
Что такое орган слуха и равновесия
Ухо человека отвечает не только за восприятие и дальнейшую передачу звуковой информации. Внутреннее ухо относится к органу слуха и равновесия. Это сложное образование, в котором волна механических колебаний, как морской прибой, распространяется в лимфатической жидкости и колышет отростки нервных клеток, формируя электрический импульс. Этот сигнал несет информацию о громкости, продолжительности, высоте звука в мозг.
Другая часть внутреннего уха – орган равновесия (вестибулярный аппарат). Он состоит из: преддверия, находящихся в нем трех полукружных каналов, маточки и мешочка. Преддверие – полость округлой формы с диаметром около 5 мм. Оно находится между каналами и улиткой. Каналы взаимно перпендикулярны и в месте соединения с преддверием имеют расширения – ампулы. Каналы заполнены эндолимфатической жидкостью.
Маточка и мешочек – поля нервных клеток, которые воспринимают различные раздражения. Смена положения тела регистрируется рецепторами маточки и вызывает рефлекторную реакцию мышц, помогая человеку сохранять равновесие. Вибрация улавливается окончаниями мешочка.
От органа в головной мозг идет преддверно-улитковый нерв.
Функции органа слуха
Говоря о функциях органа слуха, физиологи описывают их в соответствии с анатомическими образованиями. Так для каждого отдела есть свои специфические задачи:
- ловит звуки и направляет их далее (наружное ухо);
- передает звуковую волну (наружное и среднее ухо);
- защищает от инфекций, громких звуков, повреждений внутренних отделов (наружное ухо, барабанная перепонка);
- трансформирует энергию звука в электрическую (внутреннее ухо).
Функции слуха эволюционно тесно связаны с оповещением об опасности и коммуникациями в сообществе. Чтобы надолго сохранить способность слышать долго, необходимо соблюдать простые правила профилактики снижения слуха.
Особенности органа слуха
Органы слуха у человека парные. Что это означает? Человек может слушать одновременно правым и левым ухом. Бинауральный слух дает больше информации о звуке и усиливает его при определенных условиях.
Если источник механических колебаний находится на одинаковом расстоянии от правого и левого уха, громкость сигнала увеличивается на 50%. Значит, при одностороннем нарушении компенсация с помощью слухового аппарата даже небольшой мощности существенно улучшает качество жизни.
- ощущение объемного звучания;
- представление о расположении источника.
Это помогает избегать опасности (например, приближающегося автомобиля) и выделять полезные звуки из всего фонового шума, беседуя с одним человеком в шумном помещении.
При возникновении любых проблем со слухом, необходимо срочно пройти диагностику слуха на профессиональном оборудовании. Если обратиться за помощью вовремя, то появляется шанс на полное восстановление слуха.
Удивительные возможности слуха человека
Особые возможности связаны с адаптацией органа слуха и коркового отдела анализатора при травме, одновременном воздействии нескольких звуковых волн способностью «достраивать» разговор на основе имеющегося опыта.
Развитие височных областей коры мозга происходит постепенно в ответ на сигналы извне. Физиология органа слуха такова, что при повреждении коркового отдела анализатора окружающие нейроны могут взять на себя «обязанности» погибших клеток. Это явление носит название нейропластичность. Ее запас особенно велик у детей в раннем возрасте, что говорит о важности слуховой стимуляции для развития мозга и слуха.
Взрослые люди не обладают такой способностью, но опыт общения позволяет им восполнять информацию, которая теряется при разговоре – например, при плохой телефонной связи, беседе в шуме. Это достигается за счет усиленной работы нейронов височных областей и приводит к быстрому утомлению.
А как реагирует ухо на очень громкие звуки? Доказано, что после воздействия таких сигналов у человека развивается временное снижение слуховой чувствительности. Это так называемое постстимульное утомление. Для полного восстановления требуется до 16 часов. Такой механизм должен защищать орган слуха от повреждения, но люди, долго слушающие громкую музыку, непроизвольно «делают погромче» и вредят здоровью.
Звуки-фантомы – еще один феномен, описывающий работу органа слуха. Порой человек «слышит» низкие звуки, хотя в действительности их нет. Особенность колебаний мембраны улитки приводит к «появлению» звуков низкой частоты, в то время как источника сигнала отсутствует. Такие колебания, особенно громкие, обладают интересной способностью маскировать звуки высокой частоты до их полного исчезновения.
Органы слуха – сложные и хрупкие образования. Внимательное отношение к их состоянию позволит сохранить здоровье и предотвратить развитие ряда тяжелых заболеваний.
Орлова Наталья Михайловна
Более 4000 подобранных и настроенных аппаратов. Участник Международного семинара аудиологов в Дании.
Источник
Значение слуха в нашей жизни
Доклад профессора Себастьяна Хота, заведующего аудиологического
отделения ЛОР-клиники при университете Гейдельберга (ФРГ). Симпозиум «Позиция отоларингологии на переломном этапе германского здравоохранения», 20 марта 2004 г.
С. Хот входит в редколлегию Германского аудиологического журнала.
Значение слуха в нашей жизни
Если спросить рядового человека, от чего он скорее может отказаться — от зрения или от слуха, то окажется, что большинство людей считают зрение гораздо более важным, и скорее готовы смириться с потерей слуха, чем с потерей зрения. И лишь поработав какое-то время в области аудиологии, понимаешь, что в такой драматической ситуации более правильный выбор — сохранение слуха. Я лично убедился в этом на примере пациента, который уже много лет ничего не видел, а потом постепенно начал терять слух. Он переживал именно то, о чем в свое время сказал Эммануил Кант: «Невозможность видеть отделяет человека от вещей. Невозможность слышать отделяет человека от людей».
Попытка противопоставить друг другу наши органы чувств приводит нас к важному основополагающему открытию: эволюция никак не могла позволить себе снабдить живое существо маловажным или совершенно бесполезным органом чувств. В нашей речи имеются очень меткие выражения, в которых по воле случая содержится больше истины, чем в научных открытиях. Например, полноценный индивидуум «имеет при себе все пять чувств». Между прочим, мы, люди, можем быть очень жестоки по отношению к своим видовым собратьям, которые обладают сенсорным дефицитом! Тем не менее, наши пять чувств не являются равноценными. Изучение обоняния, вкуса, осязания, зрения и слуха в разных сферах нашего существования ведет к выявлению определенной закономерности. Слух имеет большее значение для основополагающих признаков человека, как социального существа, по сравнению с любым другим чувством. Он служит для предостережения об опасности, для приема информации, для овладения знаниями, для социальной коммуникации, и может вызывать очень сильные эмоции.
Еще во времена охоты на мамонтов.
Обзор «технических характеристик» человеческого слуха позволяет сделать вывод о его феноменальных способностях. Объективности ради заметим, что зрительная система превосходит его, например, в скорости обработки информации. Если периферийный слух способен обрабатывать примерно 800 Кбит/с, то зрение превосходит его в 1000 раз. Однако слух превосходит зрение, прежде всего, по чувствительности и динамическому диапазону.
Чувствительность слуха на пороге слышимости с энергетической точки зрения соответствует восприятию 10-ваттной электрической лампочки с расстояния в 1000 км. Динамический диапазон слуха охватывает интенсивность звука, различающуюся на десять в двенадцатой степени! Это соответствует весам, на которых без всякого переключения диапазона измерений можно взвесить и песчинку, и трактор, причем с высокой точностью. Индустрия пользуется лозунгом «создать невозможное» при рекламе гораздо менее мощных продуктов. И не следует забывать о том, что природа вложила эту потрясающую систему обработки сигнала в корпус из прочнейшего материала под названием «височная кость».
Значение слуха для нашей жизни во всей его полноте лучше всего выразил немецкий психиатр и философ Карл Ясперс: «Нас делает людьми то, что мы говорим друг с другом». Ни использование орудий труда, ни вертикальная походка, ни мощный мозг не выделяют нас, в конечном счете, среди других живых существ. Эта честь принадлежит использованию дифференцированной речевой коммуникации. А потому, при всей нашей скромности, мы все же вынуждены признать, что венцом творения является homo audiologo. Вначале было слово.
Каким образом в процессе эволюции возникла устная речь? Не только наш слух, но и слух многих животных приспособлен не столько к обработке непрерывных сигналов, сколько к определению временных изменений параметров этого сигнала. Уже в стволе мозга, то есть, в относительно периферийной части слухового пути, находятся группы нейронов, которые преимущественно отмечают начало и конец акустического раздражителя. А потому сигналы, изменяющиеся во времени, привлекают больше внимания, чем непрерывные раздражители.
Мы не станем вдаваться в дискуссию о целях эволюции. Однако именно это свойство, в сочетании с все возрастающей мощностью центральной обработки, позволило нашим предкам использовать для коммуникации акустические сигналы с временной модуляцией. Причем мы научились не только слышать их, но и произносить. Ученые считают древнейшим доказательством использования примитивной речевой коммуникации организованную охоту на крупных зверей, которая проводилась еще 300 000 лет назад. Поначалу речь служила вовсе не для того, чтобы воспевать красоты природы, она компенсировала физическую слабость человека. Дифференцированная организация, с одной стороны, расширяла власть социального индивидуума, а с другой стороны, нуждалась в дифференцированной коммуникации. Разумность отдельно взятого индивида является необходимым, но не достаточным условием для добывания мамонта. Успех зависит от способности многих договориться между собой.
«Замороженная речь»
На протяжении истории нашего развития слух превратился в важнейший входной канал нашего мозга. Большую часть знаний, накопленных в мозгу, мы приобрели благодаря речевой коммуникации. Как только мы овладеваем устной речью, в процессе чего мозг проводит огромную и уникальную работу, мы можем расширять свои знания и без слуха, читая книги и журналы. Но даже речь, воспроизведенная в письменном виде, в конечном счете, восходит к первоначальной акустической информации. В определенной степени ее можно назвать «замороженной устной речью». Хотя глаз может за одну и ту же единицу времени справляться с большим количеством информации, но самым эффективным источником информации все же является слух.
С одной стороны, слух является самым интеллектуальным из наших органов чувств. Это доказывает, например, часто цитируемое лингвистическое родство немецкого, английского и голландского слова «глухой» (taub, deaf, doof). С другой стороны, слух — очень эмоциональный орган чувств. Слуховая система имеет тесную связь с лимбической системой, частью мозга, которая придает эмоциональную окраску поначалу нейтральным ощущениям. В особенно жестокой форме это проявляется при тиннитусе, где ощущение не имеет под собой физического раздражителя. Слушание музыки может возбудить такие чувства, которые, с точки зрения эволюционной биологии, связаны с распознаванием звуков и голосов, важных для выживания, и могут активировать систему физиологического поощрения, находящуюся в gyrus cinguli. Врожденный или рано приобретенный недостаток слуха влечет за собой не только когнитивные и интеллектуальные, но и тяжелые эмоциональные и социально-психологические дефекты развития.
Эмоциональный орган чувств
«Я живу как отверженный», — писал 32-летний Людвиг ван Бетховен под давлением быстро прогрессирующей глухоты в своем «Хейлигенштадтском Завещании». — «О, вы, люди, которые считают меня враждебно настроенным или мизантропом, как несправедливы вы ко мне, ведь вы не знаете тайной причины моего поведения. О, как жестоко я сталкивался с вдвойне трагичным опытом моего плохого слуха, и все же я не находил в себе силы сказать людям: говорите громче, кричите, ведь я глухой. Как мог я признаться в слабости того из своих чувств, которое должно быть присуще мне даже в большей степени, чем другим; чувства, которым я когда-то владел в огромном совершенстве. В таком совершенстве, которое было присуще мало кому из представителей моего ремесла. Когда я вступал в общество, меня охватывал жгучий страх, так как я опасался дать заметить свое состояние. «
Нужно ли говорить, что подобный горький опыт вынесли все люди, столкнувшиеся с глухотой, независимо от того, способны ли они написать «Лунную сонату» или нет.
Итак, слух является нашим социальным органом чувств. У новорожденного уже через 48 часов отмечается превосходная реакция на голос матери. Два родственных индивидуума «прекрасно понимают друг друга». Речь связывает людей воедино. Отсутствие речевого обмена в гораздо большей степени, нежели разница в культуре, религии или цвете кожи, ведет к недоверию и предрассудкам, вплоть до неосознанного отторжения людей из другого географического региона. Примечательно, что наши современники, чересчур подверженные этой ошибочной умственной деятельности, обычно не владеют иностранными языками. Очень трудно понять «инородца», гораздо проще избить его.
Опора социальных структур власти
Речь также является важной опорой социальной иерархии и структур власти. «Слушаться» кого-то — это совсем иное действие, нежели внимательная обработка акустических сигналов, исходящих от доминирующего представителя вида. Это слово указывает на переход от сообщения к овладению. «Если бы коровы умели говорить, у нас не было бы скотобоен». Это изречение Бертольда Брехта свидетельствует о том, что дифференцированный обмен мнениями укрепляет власть индивидуума. Роман «Гессенский почтальон» Георга Бюхнера (Мир хижинам, война дворцам!) или листовки братьев Шолл были для власть имущих гораздо опаснее, чем вооруженное сопротивление. Во время политических переворотов захват радиостанций является гораздо более важным делом, нежели овладение складами с боеприпасами и амуницией. Мы гораздо раньше начали передавать речь на большие расстояния с помощью технических средств, чем изображения. Не только потому, что это проще было реализовать, а потому, что это было важнее. Передача новостей в первую очередь основывается на звуке, изображение в большинстве случаев является избыточным.
Важнейшая форма слуха: слушание
Важнейшая, и вместе с тем труднейшая, а также очень часто недооцениваемая форма социального слуха — это слушание. Парадоксально, но современному «информационному обществу» присущ общий недостаток, который выражается в том, что многие из «новых средств коммуникации» скорее препятствуют, чем способствуют межчеловеческой коммуникации. Интернет и всевозможные электронные средства развлечений (например, аудио-плееры) приводят к обеднению контактов между людьми, а мобильные телефоны все чаще используются для замены письменных контактов. Похоже, что информация вытесняет коммуникацию в табели о рангах.
Я попытался рассказать о некоторых аспектах слуха, кажущихся мне наиболее значительными. Позволю себе привести еще одно замечание, которое я принимаю очень близко к сердцу. В начале моего выступления я пообещал, что ничего не скажу о переломном этапе в германском здравоохранении. Но это не совсем так. В мои намерения входило показать, что человек, как социальное существо, вместе с потерей слуха переживает душевную гибель. В настоящее время клиническая аудиология стоит перед дилеммой. Мы имеем технику кохлеарной имплантации, которая может преодолеть глухоту, но вынуждены отказывать в ней пациентам из-за ее дороговизны. Для того, чтобы лица, от которых зависит решение о финансировании, в полной мере понимали необходимость этой операции, нужно, чтобы они осознавали тугоухость или глухоту во всей полноте ее проявлений. Даже если глухота не причиняет боли и от нее невозможно умереть.
Источник