- Урок «Гигиена органов чувств» план-конспект урока на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Памятка «Гигиена органов чувств» 2 классе
- Правила гигиены зрения: правильный уход за глазами для детей и взрослых
- Понятие гигиены зрения
- Как защитить глаза
- Режим труда и отдыха
- Правильное освещение
- Соблюдение правил чтения
- Соблюдайте осанку и положение тела
- Работайте за компьютером правильно
- Делайте упражнения для глаз
- Соблюдайте правильное питание
- Берегите зрение от ультрафиолета
- Смотрите телевизор правильно
- Будьте внимательны, дорогие родители!
- Своевременно посещайте врача
- Профилактика и своевременное лечение
- Какие последствия могут быть при несоблюдении правил?
- Когда идти к офтальмологу?
Урок «Гигиена органов чувств»
план-конспект урока на тему
Конспект урока и презентация по теме «Гигиена органов чувств».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 21.12 КБ |
презентация часть 1 | 2.82 МБ |
презентация часть 2 | 2.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Гигиена органов чувств.
Обобщающий урок по предмету: здоровье и охрана безопасности жизнедеятельности.
Цель: актуализировать и углубить знания учащихся по теме гигиена органов чувств.
— актуализировать знания учащихся о видах органов чувств;
— формировать представление о правилах ухода за органами чувств (глаза, кожа, уши, язык, нос)
— актуализировать знания детей о том, что такое гигиена.
— продолжить развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), через выполнение практических заданий в ходе урока;
— развивать внимание, восприятие учащихся путём работы с презентационным материалом;
— продолжить работу по развитию памяти учащихся кратковременной и долговременной, обогащению словарного запаса.
— прививать у учащихся аккуратность и бережное отношение в своему организму, к органам чувств в частности.
Место проведения занятия : кабинет
Продолжительность занятия: 40 минут
Материально-техническое обеспечение занятия: ноутбук, проектор.
Методическое и дидактическое обеспечение занятия: цветок с карточками-органы чувств, закрытые пластиковые стаканчики с кусочками лимона, чеснока и кофе, соль, сахар, лимонная кислота, одноразовые ложки, МР3 записи – морской прибой, звуки леса, шум города.
Мы друг другу сказали:
И как будто светлее на улице стало.
Этим словом здоровья мы всем пожелали!
А вроде совсем ничего не сказали.
-Давайте улыбнёмся друг другу и начнём наш урок. Сегодня к нам на урок пришёл гость. Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте, кто же это.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Дети : Айболит. (Слайд 2)
Учитель: Правильно. Сегодня у нас в гостях Доктор Айболит. Посмотрите ребятки, он принёс с собой цветок. (цветок с лепестками – «органы чувств» закреплён на магнитной доске). Этот цветок не простой, он волшебный. С помощью этого цветка мы вспомним, какие органы чувств есть у человека.
А вы помните, для чего нам нужны органы чувств? С помощью органов чувств мы познаем окружающий мир, различаем предметы по запахам, окраске, форме, звукам.
Доктор Айболит: Ребята, вы же знаете, что здоровье – это великая человеческая ценность. Природа наделила человека огромными возможностями. Но воспользоваться ими можно, если человек умеет правильно ухаживать за своим телом. Поэтому, мы с вами сегодня поговорим не только о органах чувств человека, но и о том, как правильно ухаживать за ними. Ребята, а как по- другому называется уход за своим телом, содержание его в чистоте.
Учащиеся: личная гигиена (Слайд 3 )
Доктор Айболит : Правильно. Гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте.
Учитель: А теперь, давайте вспомним, какие органы чувств есть у человека. Отгадайте загадку:
На ночь два оконца
А с восходом солнца
Сами открываются. (глаза) (Слайд 4)
Учитель переворачивает лепесток цветка «Глаз – зрение» на доске.
Правильно, глаза являются органом зрения. Зрение помогает нам воспринимать окружающий мир.
Доктор Айболит: (Слайд 5)
Правила гигиены органа зрения
К глазам необходимо относиться бережно. Глаза могут заболеть, если в них попадёт грязь, которая является рассадником многих заболеваний. Грязь заносится в глаза, когда мы их трём грязными пальцами, когда вытираем их грязным полотенцем, спим на грязной подушке.
- Надо пользоваться чистым полотенцем, спать в чистой постели, не тереть глаза руками.
Большое значение имеет для сохранения зрения освещение. При плохом освещении глаза напрягаются и очень быстро утомляются. А при очень ярком, могут заболеть.
- Не читать, рисовать, играть при плохом освещении.
- Не находиться на ярком солнце без солнцезащитный очков.
Нужно беречь глаза от попадания в них пыли и песка, от повреждения острыми предметами.
- Беречь глаза от травм и попадания инородных предметов.
Чтобы зрение оставалось хорошим, нельзя много смотреть телевизор, нельзя сидеть близко у телевизора, сидеть прямо перед экраном, а не с боку. Во время просмотра телепередач должен быть включён свет.
Учитель: А теперь давайте дадим отдохнуть нашим глазкам.
Гимнастика для глаз
Учитель: Продолжим. У меня есть для вас ещё одна загадка. Назовите орган слуха. Дружно, хором! Это — . (ухо) (Слайд 6)
Учитель переворачивает лепесток «Ухо – слух».
Учитель: Правильно ребята, это ухо – это орган слуха. Сейчас закройте пожалуйста глаза. Я включу вам запись звуков, а вы расскажете, что вы услышали, где побывали.
Игра «Где мы находимся?» (дети закрывают глаза. Учитель ставит МР3 записи: звуки леса, звук морского прибоя, звуки города и просит детей после прослушивания рассказать где они находились).
Доктор Айболит: (Слайд 7)
За ушами нужно тоже бережно ухаживать.
Правила гигиены органа слуха
- Никогда не кричи никому в ухо, и не слушай долго громкую музыку
- Никогда не ковыряй в ушах острыми предметами, ты можешь повредить барабанную перепонку.
- Мой уши каждый день или используй гигиенические ушные палочки.
- В случае болезни обязательно обращаться к врачу
Учитель: Отгадайте, а о каком органе чувств мы сейчас поговорим.
Меж двух озёр стоит утёс,
В нём две пещеры, это — . (нос) (Слайд 8)
Правильно нос является органом чувства обоняние. Обоняние — это способность человека чувствовать запахи.
Учитель переворачивает лепесток «Нос-обоняние».
— Определить, что лежит в стаканчике. (Детям раздаются пронумерованные стаканчики с перфорированной крышкой. Внутри лежат 1. ЛИМОН 2. ЧЕСНОК 3. КОФЕ. Ученики по запаху должны определит, что находится в стаканчиках.)
Доктор Айболит: (Слайд 9) А теперь давайте посмотрим какие правила нужно соблюдать, чтоб сохранить наш орган обоняния.
Правила гигиены органа обоняния
- Нельзя резко вдыхать пахучие вещества
- Необходимо регулярно проветривать помещение.
- Особенно опасна для здоровья человека пыль, поэтому важна ежедневная влажная уборка.
- Учитель: А теперь немного отдохнём и наше тело разомнём. Физкультминутка
Учитель: Что ж, продолжим наш урок. Наш следующий орган чувств отгадайте.
Но его не проглотишь.
Всегда он в работе,
Когда мы молчим. (язык) (Слайд 10)
Учитель переворачивает лепесток «Язык — вкус».
Учитель: Правильно, это язык. Он является органом вкуса. Благодаря ему мы можем понять, что мы едим. А давайте сейчас проверим как работает наш язык.
Практическое задание. Учитель просит учеников определить на вкус сладкое (сахар), солёное (соль), кислое (лимонная кислота или лимон).
Доктор Айболит: (Слайд 11) Вы ребята молодцы. А теперь я расскажу вам о правилах гигиены органа вкуса.
Правила гигиены органа вкуса
- Не употребляй слишком горячую пищу.
- Соблюдай режим и рацион питания.
- Мой руки перед едой.
- Не бери в рот незнакомые растения.
- Содержи в порядке полость рта.
- Соблюдай правило «Когда я ем — я глух и нем».
Учитель: Ну что же, на нашем цветке осталось перевернуть только один лепесток.
Тело сверху прикрываю,
Пот наружу выделяю,
Температурой руковожу. (Кожа) (Слайд 12)
Учитель: Кожа – орган осязания. Кожа защищает тело человека от различных повреждений. Через кожу удаляются вредные для организма вещества. А давайте проведём небольшой эксперимент.
Задания на тактильное восприятие.
1. «Тепло\холодно». Дети закрывают глаза. Им предлагают потрогать бутылки с водой тёплой и холодной водой и определить где и какая.
2. « По ладошке побежала белка\ёжик». Учитель проводит по ладони ученика поочерёдно мягкой кисточкой, кисточкой для клея /или щетиной / и спрашивает: «Кто побежал по ладошке? Белочка или ёжик?»
Доктор Айболит: (Слайд 13) За кожей необходимо ухаживать: содержать в чистоте!
Правила гигиены органа осязания
- Личная гигиена. Ежедневные водные процедуры
- Гигиена одежды. Одежда должна быть проницаема для воздуха и влаги, а главное она должна быть чистой.
- Необходимо беречь кожу от ожогов, обморожений и других травм.
- Не трогай незнакомые растения, они могут быть ядовитыми и вызвать раздражение кожи.
- Не трогай незнакомых животных на улицах.
5. Подведение итогов
Учитель: Ну вот мы и вспомнили с вами все органы чувств человека. (Слайд 14) Все лепестки нашего волшебного цветка открылись. А замечательный Доктор Айболит рассказал нам какие правила мы должны соблюдать, чтоб сберечь наши органы чувств. Ребята, давайте поблагодарим его и пообещаем соблюдать все эти правила.
Источник
Памятка «Гигиена органов чувств» 2 классе
Митрохина Ольга Александровна
Памятка «Гигиена органов чувств» 2 классе
«Перспективная начальная школа»
«Гигиена органа вкуса»
1. Не употребляй слишком горячую пищу.
2. Соблюдай режим и рацион питания.
3. Мой руки перед едой.
4. Не бери в рот незнакомые растения.
5. Научись оказывать первую помощь при отравлениях.
6. Содержи в порядке полость рта.
7.Соблюдай правило: «Когда я ем — я глух и нем».
«Гигиена органа осязания»
1. Кожу надо содержать в чистоте.
2. Мыть тело 1–2 раза в неделю с мылом и мочалкой.
3. Обязательно мыть руки, лицо, шею, ноги и подмышечные впадины.
4. Умываться то холодной, то горячей водой.
5. Носить чистое бельё.
6. Содержать в чистоте и подстригать ногти.
«Гигиена органа зрения»
1. Не трогай глаза грязными руками.
2. Остерегайся острых предметов.
3. Не наклоняй голову близко к книге, расстояние должно быть около 30 сантиметров.
4. Не читай в транспорте.
5. Не читай лежа.
6. Не смотри долго телевизор, и не сиди часами за компьютером.
7. Не читай при плохом освещении и береги глаза от яркого света и вспышек.
8. Выполняй упражнения для отдыха глаз.
«Гигиена органа слуха»
1. Никогда не кричи никому в ухо, и не слушай долго громкую музыку в наушниках.
2. Отрегулируй дома нормальную громкость телевизора, радио, музыкального центра.
3. Никогда не ковыряй в ушах острыми предметами, ты можешь повредить барабанную перепонку.
4. Мой уши каждый день или используй гигиенические ушные палочки.
5. Нельзя долго находиться там, где громкость звуков превышает 50 децибел.
«Гигиена органа обоняния»
1. При выполнении лабораторных работ с пахучими веществами, нельзя резко их вдыхать, а нужно лёгкими движениями руки направлять воздух к носу.
2. Необходимо регулярно проветривать помещение.
3. Особенно опасна для здоровья человека банальная пыль, поэтому важна ежедневная влажная уборка.
4. Курение и даже пассивное вдыхание табачного дыма очень вредны для органа обоняния, так как разрушают чувствительные клетки
5. Никогда не ходи с мокрыми ногами или в сырой одежде. Одевайся так, чтобы не замёрзнуть и не перегреться.
6. Старайся не общаться с людьми, которые чихают и кашляют.
7. Чаще ешь свежие овощи и фрукты, особенно лук, чеснок, лимоны – в них содержатся вещества, которые помогают организму побороть простуду.
8. Никогда не нюхай незнакомые вещества и порошки.
Картотека игр «Личная гигиена» в старшей группе С самого начала пребывания малышей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) педагог учит их самостоятельно выполнять простейшие гигиенические.
Конспект занятия «Личная гигиена» Тема: «Личная гигиена». Задачи: Образовательные: расширить представление о значении чистоты кожи, об уходе за кожей лица, за волосами, о.
Дошкольная гигиена Дошкольная гигиенаРаботникам дошкольных учреждений знание морфофункциональных особенностей организма ребёнка особенно важно, так как именно.
Гигиена слухового и зрительного анализаторов Гигиена слухового анализатора Слуховой анализатор – это второй по значению анализатор в обеспечении адаптивных реакций и познавательной.
Игротека «Чистота и гигиена» Цель: пропаганда и укрепление навыков личной гигиены Интегрируемые области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое.
Конспект занятия «5 органов чувств» Интегрированное занятие в подготовительной группе Интеграция проходит по следующим областям: социально-коммуникативное развитие, речевое.
Консультация для родителей «Гигиена детей» Здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребёнка чувствительный к воздействиям внешней среды. Большое значение в охране и укреплении.
Проект «Гигиена и здоровье» с детьми дошкольного возраста 3–4 лет УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ДЕТСКИЙ.
Тематический час «Что такое гигиена» Тематический час «Что такое гигиена» Цель: закрепление знаний детей о культуре гигиены; формирование положительного отношения к здоровому.
Занятие по валеологии для детей средней группы «Гигиена» Цель: 1. вызвать интерес к выполнению культурно-гигиенических мероприятий, побудить детей к постоянному их соблюдению; 2. закрепить знания.
Источник
Правила гигиены зрения: правильный уход за глазами для детей и взрослых
САМЫЙ ДЕЙСТВЕННЫЙ И БЕЗОПАСНЫЙ СПОСОБ ОСТАНОВИТЬ ПРОГРЕССИРУЮЩУЮ МИОПИЮ (близорукость) У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ — ЭТО ОРТОКЕРАТОЛОГИЯ (НОЧНЫЕ,ОК ЛИНЗЫ). С 2013 ГОДА КОРНЕОРЕФРАКТИВНАЯ ТЕРАПИЯ ВКЛЮЧЕНА В ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ , КАК САМЫЙ БЕЗОПАСНЫЙ СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ МИОПИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
Содержание
Для хорошего зрения нужно постоянно соблюдать несколько несложных правил гигиены за глазами. Эти требования одинаково важны для взрослых и детей. Правила просты, под силу каждому человеку и не требуют много свободного времени.
Понятие гигиены зрения
Гигиена глаз включает целый комплекс мероприятий, который направлены на сохранение здоровья органов зрения и улучшение их функций. Главное в этом деле – системность. Выполнять действия раз в неделю не имеет никакого смысла.
Как защитить глаза
Эти основные правила помогают сохранить хорошее зрение как можно дольше и вовремя предупредить возможные осложнения.
Режим труда и отдыха
Комнаты нужно регулярно проветривать, чтобы в помещениях не скапливался затхлый воздух. Нагрузки на зрение необходимо чередовать с отдыхом. Это особенно касается детей и подростков.
Врачи-офтальмологи называют следующие нормы для зрительных нагрузок за компьютером, которые зависят от возраста:
- 5-7 лет – не больше 40 минут;
- 8–11 лет – до 50 минут;
- 12–13 лет – до 70 минут;
- 14–15 лет – до 90 минут;
- от 16 лет и старше – до 100 минут.
По прошествии этого времени желательно давать глазам отдохнуть, например, делать гимнастику в течение 5 минут.
Старайтесь каждый день гулять на свежем воздухе, особенно перед сном.
Правильное освещение
Рабочий стол желательно размещать перед окном, так чтобы поверхность была хорошо освещена. Основной источник искусственного света должен быть на потолке, а дополнительный – прямо на рабочем месте. Свет не должен попадать прямо в глаза или создавать тень на книгах и тетрадях.
Источники освещения при чтении необходимо располагать немного сзади, словно из-за плеча. При письме у правши свет должен падать слева, а у левши – справа. Тогда кисть не будет отбрасывать тень на бумагу.
По яркости свет должен быть максимально приближен к естественному. Желательно использовать лампы желтого цвета до 60 Вт.
Соблюдение правил чтения
Читать нужно только при правильном освещении. Света должно быть достаточно, чтобы вы видели даже мелкий шрифт без напряжения глаз. Но освещение не должно быть слишком ярким, так как это тоже вредно для зрения. Категорически не подходят для чтения люминесцентные лампы.
Текст желательно располагать на ровной поверхности, на расстоянии примерно 30 см от глаз, под углом 20-30 градусов от поверхности стола.
Не читайте на ходу или в транспорте. При постоянной тряске глазам приходится перестраиваться каждую секунду, поэтому органы зрения сильно напрягаются.
Соблюдайте осанку и положение тела
Привычная поза для письма, чтения и работы за компьютером формируется с детства. Поэтому следить за тем, как ребенок сидит, нужно с ранних лет. Положение головы над столом не должно быть ниже 30-50 см. Если человек наклоняет голову слишком низко, это способствует развитию близорукости.
Важно сидеть с прямой спиной, опустив ноги на пол. При чтении предплечья должны опираться на рабочий стол, а волосы не падать на глаза и не отбрасывать тень на текст.
Для правильного положения тела нужно использовать подходящую мебель. Желательно купить стул и стол, которые регулируются по высоте. Это особенно важно в детском возрасте.
Работайте за компьютером правильно
При работе за компьютером монитор должен находиться на расстоянии примерно 50-60 см. Это важное правило для сохранения здоровья глаз.
Не стоит сидеть за компьютером при плохом освещении. Это касается и другой техники, например, смартфонов или планшетов. Желательно сделать невысокую контрастность на мониторе, а в телефоне и планшете активизировать функцию фильтра голубого цвета.
Чтобы смягчить нагрузку на глаза при длительной работе за компьютером, можно приобрести специальные очки. Их нужно носить, пока вы сидите перед монитором. Очки для компьютера продаются во многих магазинах оптики.
Делайте упражнения для глаз
Старайтесь делать упражнения для глаз регулярно (как минимум утром и/или вечером), это занимает всего несколько минут:
- часто поморгайте около минуты;
- посмотрите вдаль 1 минуту, а затем сфокусируйте взгляд на кончике носа и медленно посчитайте до 10, опять посмотрите вдаль и закройте глаза;
- кончиками пальцев помассируйте похлопывающими движениями надбровные дуги, область под глазами и возле висков;
- закройте глаза, а затем быстро поморгайте в таком положении;
- медленно проводите взглядом прямую линию от потолка до пола, упражнение нужно повторить 3-4 раза;
- закройте глаза ладонями и отдохните 1 минуту.
Особенно полезна зрительная гимнастика после длительного просмотра телевизора, уроков, выполнения домашнего задания, работы за компьютером или любой другой нагрузки на органы зрения.
Соблюдайте правильное питание
Следите за тем, чтобы в вашем меню было достаточно продуктов с витамином А. Помните, как в детстве нам говорили кушать морковку «для зрения»? А ведь это правда, в ней достаточно много витамина А, который очень полезен для глаз. С этой целью также стоит есть брокколи, тыкву, зеленые овощи, персики, шиповник, дыню, молоко.
Берегите зрение от ультрафиолета
Старайтесь беречь глаза от негативного воздействия солнечных лучей. При отдыхе возле воды или в горах, а также при яркой солнечной погоде нужно надевать солнцезащитные очки, лучше даже с поляризацией. Кроме того, нельзя смотреть на солнце без очков, это может привести к ожогу сетчатки.
Смотрите телевизор правильно
Смотреть телевизор нужно в хорошо освещенной комнате. Не стоит садиться очень близко к экрану или ложиться на пол. Расстоянием до экрана должно быть не меньше 2 м.
Просмотром телевизора лучше вообще не увлекаться. Если смотреть телепередачи и фильмы с утра до вечера, глаза подвергаются огромной нагрузке.
Будьте внимательны, дорогие родители!
Часто дети не говорят о том, что стали хуже видеть. Обращайте внимание, если ребенок:
- стал низко наклоняться к столу, чтобы читать или писать;
- сопровождает чтение движениями головы;
- часто прищуривается при чтении и письме;
- нередко трет глаза;
- близко смотрит телевизор или садится к монитору;
- быстро устает при занятиях, которые сопровождают зрительные нагрузки.
Если вы наблюдаете один или несколько таких признаков, стоит записаться на осмотр к врачу.
Своевременно посещайте врача
Одно из основных правил гигиены зрения – регулярные посещения офтальмолога. Кроме того, обращаться к врачу важно при появлении жалоб на зрение и ощущении дискомфорта в области глаз.
Помните, что многие проблемы со зрением не определить без профессионального оборудования. А если постоянно откладывать обращение к врачу, последствия могут быть необратимы.
Профилактика и своевременное лечение
При склонности к ухудшению зрения для профилактики полезно использовать глазные капли и витамины, назначенные врачом. Также пригодятся безопасные методы коррекции зрения:
- Купите ночные линзы – нужно носить только во время сна, а днем снимать и наслаждаться хорошим зрением.
- Пройдите курс аппаратного лечения – безболезненно и не отнимает много времени, подходит взрослым и детям.
В комплексе эти методы дают эффективный результат. Вы сможете вовремя предупредить проблемы с глазами и улучшить зрение.
Какие последствия могут быть при несоблюдении правил?
Если не соблюдать главные правила гигиены глаз, повышенные зрительные нагрузки могут привести к спазму аккомодации – состоянию, которое напоминает миопию и проявляется через ухудшение фокусировки зрения. Человек плохо видит объекты вдалеке, а вблизи «картинка» четкая. Такая проблема особенно часто появляется у детей и подростков. Если вовремя выявить патологию, ее можно вылечить, но при игнорировании заболевание приводит к стойкому нарушению зрения.
При несоблюдении гигиены глаз человек также рискует получить другие неприятные последствия, например, близорукость. Отношение человека к своему зрению напрямую влияет на то, остановится ли миопия на приемлемых показателях или начнет прогрессировать.
Когда идти к офтальмологу?
Своевременно обращаясь к врачу, вы убережете глаза от серьезных заболеваний и осложнений. Для профилактического осмотра офтальмолога желательно посещать не меньше 2 раз в год. Помимо этого к врачу важно обращаться при любых жалобах на зрение.
Проверить глаза быстрее и проще, чем кажется. Не обязательно ждать в огромной очереди в поликлинике. Записывайтесь на бесплатную консультацию офтальмолога в клинике «Элит Плюс». Берегите свое здоровье, а наши врачи в этом помогут!
Источник