Психоаналитическая теория эмоций
3. Фрейд основывал свое понимание аффекта на теории о влечениях и по сути отождествлял и аффект, и влечение с мотивацией. Наиболее концентрированное представление психоаналитиков о механизмах возникновения эмоций дано Д. Рапапортом (Rapaport, 1960). Суть этих представлений в следующем: воспринятый извне перцептивный образ вызывает бессознательный процесс, в ходе которого происходит неосознаваемая человеком мобилизация инстинктивной энергии; если она не может найти себе применения во внешней активности человека (в том случае, когда на влечение налагается табу существующей в данном обществе культурой), она ищет другие каналы разрядки в виде непроизвольной активности; разными видами такой активности являются «эмоциональная экспрессия» и «эмоциональное переживание». Они могут проявляться одновременно, поочередно или вообще независимо друг от друга.
Фрейд и его последователи рассматривали только негативные эмоции, возникающие в результате конфликтных влечений. Поэтому они выделяют в аффекте три аспекта: энергетический компонент инстинктивного влечения («заряд» аффекта), процесс «разрядки» и восприятие окончательной разрядки (ощущение, или переживание эмоции).
Фрейдовское понимание механизмов возникновения эмоций как бессознательных инстинктивных влечений подверглось критике со стороны многих ученых (Holt, 1967 и др.).
74 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
Сосудистая теория выражения эмоций И. Уэйнбаума и ее модификация
В начале XX века И. Уэйнбаум отметил тесное взаимодействие между лицевыми мышцами и мозговым кровотоком, откуда высказал предположение, что мышцы лица регулируют кровоток. Воздействуя противоположно на вены и артерии, они усиливают приток или отток крови в мозг. Последнее же сопровождается сменой субъективных переживаний.
В наше время Р. Заянц возродил эту теорию, но в модифицированном виде. В отличие от Уэйнбаума он полагает, что мышцы лица регулируют не артериальный кровоток, а отток венозной крови. В одном из экспериментов (Adelman, Zajonc, 1989) с вдуванием в ноздри теплого и холодного воздуха было показано, что первый оценивается как приятный, а второй — как неприятный. Это было расценено авторами как результат изменения температуры мозга, в том числе и гипоталамуса, обусловленное изменением температуры притекающей в мозг крови.
Эту теорию подтверждает связь знака эмоций с температурой лба, а также корреляция между изменениями температуры крови и эмоционального тона ощущений в зависимости от произносимых фонем. Аделмен и Заянц объясняют это тем, что при произнесении различных фонем активируются различные лицевые мышцы, что приводит к разному охлаждению венозной крови.
По мнению Заянца, в ряде случаев эфферентные сигналы от лицевых мышц могут инициировать эмоциональные переживания. Таким образом, автор частично возрождает теорию эмоций Джемса-Ланге.
Источник
Эмоции (от лат. emoveo – потрясаю, волную), как фон сопровождают любые проявления сознания. Большинство теорий эмоций учитывают активную сторону воздействия эмоций на сознание.
Теория Зигмунда Фрейда связывает эмоции с избытком энергии в мозге. Источником такой энергии является подсознательное, которое проявляет внутреннюю активность (либидо). Конфликтная ситуация, которая не находит решения в поведенческой сфере, запоминается как негативный эмоциональный фон. Надо отметить, что существование избыточной активности подсознательного, связанной с хранением сенсорной информации, трудно объяснимо (носителю информации все равно, что на нем записано). Активность подсознательного можно объяснить тем, что мотивация запускается внешним фактором – сигналом из внутренней среды организма (ткани организма для мозга такая же внешняя среда, как и окружающий мир) (1).
Двухфакторная теория эмоций (Стенли Шехтера) предполагает, что избыток энергии возбуждения придает текущему содержанию сознания соответствующую эмоциональную оценку : «продукты процесса познания используются для интерпретации значения физиологических реакций на внешние события». Например, двум добровольцам вводился адреналин. На фоне развивающегося возбуждения предлагалось чтение текста. В зависимости от содержания текста, испытуемый ощущал радостное возбуждение или угнетенное состояние. Следует отметить, что данная теория, в отличие от теории З. Фрейда, предполагает избыток энергии в нервной системе следствием текущего состояния активирующих систем мозга, в ответ на особенности текущей обстановки. В несколько ином понимании, ту же идею находим у Леонида Викторовича Крушинского, который впервые выдвинул гипотезу об уровне возбудимости мозга как модификаторе поведения животных. Эта гипотеза основывалась на результатах опытов, где искусственное повышение возбудимости нервной системы трусливых и злобных собак введением фармакологических средств приводило к значительному усилению активно- и пассивно-оборонительных реакций (2).
Совершенно противоположный путь к пониманию эмоций намечает концепция эмоционального интеллекта. В контексте проблемы способностей было замечена коммуникативная сторона эмоций – возможность передачи информации мимическими и другими проявлениями душевного состояния. Обращает на себя внимание, что эмоции рассматриваются не только в аспекте врожденных мотиваций, им делегируется возможность ассоциироваться с тем, или иным текущим моментом внешней обстановки (3).
Информационная теория эмоций Павла Васильевича Симонова акцентирует внимание на сенсорной их природе. Однако изложение теории на это прямо не указывает. Акцент эмоционального действа рассматривается в моторной части мозга, где эффективность программы поведения определяет знак эмоций. Тут завуалировано противоречие – информация вначале приходит в сенсорную часть нервной системы, а ее оценка проявляется на выходе, при воспроизведении в памяти наличных программ поведения (4).
В соответствии с биологической теорией эмоций Пётра Кузьмича Анохина, в процессе эволюции эмоции совершенствовались так же как мышцы, зрение и слух. Наиболее развита система эмоций у человека, так как у него наряду с биологическими потребностями, появляются потребности физиологические. Ведущие эмоции с отрицательным знаком сигнализируют организму об отклонениях в его внутренней среде (голод, жажда), что активирует соответствующую программу действий. Завершение целенаправленных действий сопровождается положительным эмоциональным фоном, что закрепляется в памяти животного как «получение награды». Объясняя свою позицию, П.К. Анохин приводит пример, когда хищник в течение многих дней, целенаправленно преследует свою добычу, что сопровождается как негативными переживаниями (чувство голода), так и позитивными (процесс насыщения). Таким образом: «ведущие эмоции участвуют в формировании функциональной системы, определяя вектор, то есть направленность поведения, постановку цели, формирование акцептора результата действия. Ситуативные эмоции, возникающие при оценке отдельных этапов действия, позволяют корректировать поведение и достигать поставленной цели». Как видим, основную информационную нагрузку в биологической теории несет ее знак, который маркирует программу поведения и придает последней определенную направленность (5).
В статье «Эмоции, как архаическая форма сознания» (6) предложена когнитивная теория эмоций, которая разделяет эмоции, программы поведения и знак эмоций. Мозг рассматривается в контексте теории функциональных систем, чем подчеркивается рефлекторный принцип его организации. Энергия внешней среды, через рецепторные аппараты, поступает в сенсорную часть нейронной сети и выходит через моторные участки этой сети (в нейронной сети, в процессе обмена энергией, происходит перекодировка сенсорной информации в поведенческий континуум – рисунок поведения и рисунок внешней обстановки совместно запоминаются). В результате достигается адаптация организма в окружающих условиях (7).
Нейронная сеть имеет многослойную структуру, которая отражает ее эволюцию. В ней прослеживается тенденция к слиянию потоков сенсорной информации. Центры, в которых собирается вся сенсорная информация, представлены гиппокампом (подкорка) и лимбическая система (кора мозга) (8). На уровне сознания смесь всей сенсорной информации ощущается как эмоциональный фон. На уровне ствола мозга, подкорки, афферентные зоны, связанные с одним или несколькими сенсорными анализаторами, запускают безусловные рефлексы, при поступлении в них соответствующего сенсорного рисунка.
Слово это символ, представленный в моторном мозге двигательной программой, а в сенсорном мозге соответствующим образом (звуковым, слуховым). Эмоция – древнее несовершенное слово, которое характеризует внешнюю обстановку целиком. В процессе формирования памяти эмоция-символ запоминается с той или иной программой поведения. По аналогии с речевой функцией, эмоция вызывает определенную поведенческую активность, а поведенческая активность способна порождать эмоцию.
Мимические движения являются зрительным аналогом звуковой составляющей слова, в них отражаются эмоциональные состояния. Например, если из двух обезьян одна заметила опасность, ее мимика способна объяснить происходящее соседке. Самопроизвольные мимические движения, сопровождая определенные эмоции, со временем становятся способными их обуславливать. Смена мимических выражений у животных порождает нечто напоминающее процесс мышления человека, происходящий у последнего с участием речевого аппарата.
Появление эмоций связано с поступлением энергии в кору мозга, когда более низко расположенные участки нейронной сети не могут вывести энергию из-за отсутствия соответствующих программ поведения. Скорость и количество поступления энергии характеризуют силу эмоций. Эффективная программа поведения, с помощью которой выводиться избыток энергии, сопровождается активацией медиаторных систем мозга, что ощущается как положительная эмоция. В ситуации, когда программа поведения реализоваться не может, происходит застой энергии в нейронной сети и эмоция приобретает отрицательный оттенок (в негативном ощущении играют свою роль тормозные процессы, которые нейтрализуют избыток энергии). Например, смерть родственника нарушает стереотип общения и делает привычные программы поведения невыполнимыми. Неразрешимость, создает негативный эмоциональный фон. Решая задачи выполнимые, мы отвлекаемся, в какой-то степени, от неприятных мыслей (церемония похорон, получение наследства). Постепенно активные программы убирают застой энергии из нейронной сети, горе забывается.
Отсюда следует вывод: эмоциональный фон – аналог слова, характеризует сенсорную обстановку, как нечто целое. Консолидируясь в памяти с определенной программой поведения, эмоциональный фон образует с ней, соответственно с рефлекторным принципом, цельное функциональное образование. Знак эмоции характеризует не эмоцию, а указывает на эффективность программы поведения (явление, которое характеризует окончание рефлекса, не может быть его пусковым механизмом).
1. Уэллс Г. Павлов и Фрейд. – М.: Издательство иностранной литературы, 1959. – 606 с.
2. Крушинский Л.В. Эволюционно-генетические аспекты поведения. Избр. Труды, т. 1. – М.: Наука, 1991. – 258 с.
3. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78 — 86.
4. Симонов В.П. Психофизиология эмоций // Основы психофизиологии, гл. 7. – М.: ИНФРА-М, 1998. – с. 143-167.
5. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М.: Медицина, 1975. – 350 с.
6. Карачунский В.А. Эмоции как архаическая форма сознания // Наука. Религия. Общество. № 3. – Донецк: Изд. ИПИИ «Наука і освіта», 2006. – с. 199 – 208.
7. Кратин Ю.Г. Анализ сигналов мозгом. – Л.: Наука, 1977. – 238 с.
8. Виноградова О.С. Гиппокамп и память. – М.: Наука, 1975. – 350 с.
Источник
Психоаналитическая концепция эмоций Фрейда и Рапапорта
Особое место в психологии занимают труды Фрейда, который является основоположником психодинамической традиции. Он открыл новую область научного познания – теорию мотивацию.
В основе классической психоаналитической теории мотивации лежит фрейдовская теория инстинктивных влечений.
В отношении этой теории взгляды Фрейда постоянно трансформировались и развивались. Обобщающее изложение теории психоанализа, сделанное Рапапортом, послужило основным источником теории.
Рапапорт рекомендует не преувеличивать роль инстинктивных влечений в мотивации. Опираясь только на инстинктивные влечения, сложно объяснить эгодетерминированные поведенческие феномены. Например, феномен психологической защиты, феномен когнитивного синтеза и дифференциации.
Влечения не приблизят к пониманию той роли, которую играет в поведении человека внешняя стимуляция.
Рапапорт определяет инстинктивное влечение, или инстинктивный мотив, как побудительную внутреннюю, или интрапсихическую силу, которой свойственны:
– безусловность;
– цикличность;
– избирательность;
– заменяемость.
Эти характеристики определяют побуждающую природу влечений, или мотивов. С другой стороны, познавательное, или исследовательское, поведение в рассматривается как функция внешнего раздражителя. Детерминанты такого поведения не обнаруживают цикличности, избирательности или заменяемости.
По мнению Рапапорта, свойства инстинктивных влечений представляют собой в большей степени количественные, чем качественные характеристики. Это означает, что влечения различаются степенью выраженности каждого из этих свойств.
Инстинктивные влечения также можно оценить с помощью других характеристик:
– интенсивность (pressure) – сила влечения и потребности в выполнении тех действий, в которых влечение репрезентируется;
– цель влечения – действие, к которому подталкивает влечение и которое приводит к удовлетворению;
– объект влечения – то, в чем или посредством чего влечение может достигнуть свой цели или удовлетворения
– источник – физиологический процесс в той или иной части тела, воспринимаемый как возбуждение.
Сложно определить аффект в рамках классической психоаналитической теории. Сложность обусловлена тем, что Фрейд и его последователи широко трактовали данный термин. По мере развития теории они приписывали аффекту разнообразные значения.
В своих ранних работах Фрейд пишет, что «аффект, или эмоция, – это единственная побудительная сила психической жизни». В своих поздних трудах он «уже говорит об аффектах как об интрапсихических факторах, пробуждающих фантазии и желания индивида».
Рапапорт выводит заключение, что лишь одна из теорий, объясняющих механизмы возникновения эмоций, не противоречит эмпирическим данным.
Суть состоит в следующем. Воспринятый извне перцептивный образ служит инициатором бессознательного процесса, в ходе которого происходит мобилизация неосознаваемой индивидом инстинктивной энергии.
Если эта энергия не может найти себе легального приложения она выплескивается вовне через другие каналы в виде непроизвольной активности. Это происходит в том случае, когда инстинктивные требования конфликтны.
Разные виды такой активности – «эмоциональная экспрессия» и «эмоциональное переживание» – могут проявляться одновременно, поочередно или независимо друг от друга.
Человеку присущи постоянные эмоциональные разрядки различной интенсивности. В результате этого психическая жизнь человека насыщена не «чистыми» эмоциями, такими как ярость, страх и т. п., но и широким спектром иных эмоций, от самых интенсивных до умеренных, конвенциональных, интеллектуально-рафинированных.
В литературе рассматриваются три аспекта аффекта: энергетический компонент инстинктивного влечения («заряд» аффекта), процесс «разрядки» и восприятие окончательной разрядки (ощущение, или чувство эмоции).
Реализация аффекта и ее чувственный компонент рассматриваются только в контексте выражения эмоции.
Коммуникативная ценность этих аспектов аффекта была распознана психоанализом лишь после работ Шехтеля.
Рапапорт еще в 1953 году заметил, что «аффект как набор сигналов – столь же обязательное средство познания реальности, как и мышление» При этом «заряд» аффекта оценивается количественной или интенсивностной мерой. Процесс «разрядки» воспринимается или ощущается индивидом в качественных категориях.
Теория Фрейда и психоанализ в целом рассматривали негативные аффекты, возникающие в результате конфликтных влечений. Как реакция срабатывает защитный механизм – репрессия.
Аффект по природе своей является феноменом сознания и не может быть объектом репрессии. В сознание не допускается только идеационный компонент инстинктивного влечения.
Когда срабатывают репрессивные механизмы, происходит сепарация его идеационных и аффективных компонентов.
В результате накладывается запрет на предсознательный катексис его инстинктивных репрезентаций и на употребление ассоциированных с ними вербальных образов.
С помощью механизма репрессии предотвращается конфликт на одном из уровней. Например, между интересом, порожденным либидо, и санкцией суперэго.
Одновременно на другом уровне снижается риск формирования невротической или психосоматической симптоматики.
Если репрессивные механизмы дают сбой возникает конфликт между бессознательным и предсознательным. В результате качественно иной, уже символизированный аффект предстает в сознании.
Этот аффект негативен, потому что порожден конфликтно окрашенным представлением. Он порабощает эго и может стать причиной психического расстройства
Фрейдовское понятие мотива как идеационно-аффективной репрезентации в сознании аналогично понятиям идеоаффективной организации и аффективно-когнитивной структуры.
Другое фрейдистское понятие – «желание» имеет еще большее сходство с понятием аффективно-когнитивной структуры.
Фрейд первым заговорил о желании или о «страстном желании воплощения, как о мотивирующей силе сновидения.
На бессознательном уровне желание представляет собой инстинктивное побуждение, а на предсознательном проявляет себя в виде сновидений и фантазий.
«Желание выступает в роли аффективно-организующего принципа, оно использует механизмы конденсации, замещения, символизации и вторичной детализации, чтобы скрыть истинное содержание сновидения, чтобы выразить себя в форме, приемлемой для сознания» (Фрейд).
Источник