Журов груз 200 темперамент

Груз 200. Город солнца, меняющий судьбы. Рецензия

«Мой жених, старший сержант. Горбунов, приедет из Афганистана. и вам за меня отомстит».

После такой фразы в наших головах обычно появляется уверенность в счастливом конце фильма, уничтожении всех его «плохих» героев и очередном восторжествовании добра над злом. Однако Балабанов в какой уже раз рушит наши надежды и говорит нам: «Ребята, хватит жить иллюзиями! Это реальный мир, а не сказка. Извольте посмотреть на один из вариантов, чем все должно закончиться на самом деле». И мы смотрим. А кто не досмотрел, тот не выдержал…
Что мы видим после произнесения Анжеликой слов, стоящих в качестве эпиграфа к этой статье-рецензии? Мы видим грубейшее, самое зверское издевательство над ее искренним желанием увидеть своего жениха, которое безо всякой жалости производит сексуально неудовлетворенный капитан милиции Журов с плохо прикрытым звериным нутром. Помните, как он смотрел на Анжелику, когда она осталась в машине одна? За этот взгляд Алексей Полуян достоин высшей похвалы. Да и жилищные условия сказали своё, чего уж там – комната, еще одна комната, подобие коридора и мать-алкоголичка, живущая без мужа. Подобие кухни я не увидел. Так мы и получаем маменькиного сынка, сексуально неудовлетворенного и оттого психически неуравновешенного, друзей практически не имеющего, воспитанного в индустриальном районе в квартире с изумительным видом из окна и постоянным грохотом – что может быть лучше? Кроме этого, Журов – бывший заключенный, похоже, испытавший в тюрьме сексуальное насилие и после освобождения ушедший работать в милицию. И скажите, много ли таких по стране. Для кого-то жизнь прекрасна, а вот Журов вряд ли такой тезис возьмет на вооружение, и для этого он имеет практически полный боекомплект.
А ведь какое это счастье – делать все, что хочешь с тем, кто остался без папиной защиты. Если похитить сына водителя и сына президента и они одинаково будут умолять о пощаде, то более ужасным насилие похитителя окажется над вторым, как это ни странно. И вот почему: не имеющий власти реальной, но получивший субъективную власть над ее носителем, понимает, что это ненадолго, и потому как можно быстрее постарается извлечь из ситуации оргазм как ментальный, так и физический. В фильме жертва похищения только одна, только это не сын президента, а дочь райкома партии. Но разницы нет.
Предлагаю посмотреть на корни похищения. Началось все, как мы знаем, на клубной дискотеке, после чего инициативу в свои руки взял Валера. А толчок этому дал алкоголь, который сначала сподвиг на танцы, а затем затащил обоих в машину, где выясняется, что он закончился и надо бы достать его на местном хуторе. Нежелание Валеры остановиться в выпивании и спровоцировало дальнейший сюжет фильма. Он пил до того, как сел за руль, и при этом не попал ни в какую аварию. Алкоголик со стажем налицо, плюс работал на Крайнем Севере – там, видимо, и приучили. Он пил и в клубе, зайдя в кабинку туалета, то есть нелегально, после чего попытался скрыть все возможные следы «странного» пребывания в туалете спуском воды, да вот незадача – воды в бачке для слива не оказалось – так что налицо еще и типичная подростковая психология поведения. В заключение, он выпил и в «городе солнца», после чего нейтрализовался – и даже туда он доехал без аварии, но уже чудом. Чудный светоч алкоголь… «Сопляк совсем», сказал в начале фильме про Валеру Артем, однако какой! Фарцовщик, зарабатывает немало, есть машина, и простим парню его тусовочность, которая еще не обязательно является плохой характеристикой человека. Лишь за счет своего труда он и может быть причислен к «золотой молодежи», среди которой он и тусуется, а таким, как Анжелика, все было дано изначально. Отчасти за счет того, что они являются близкими друзьями, и не возникает внутрисообщественный конфликт между двумя находящимися там людьми.
Но оставим Валеру в покое и перейдем к Анжелике, которая своим согласием на предложение Валеры поехать за самогоном неосознанно нажала руками Антонины, жены Алексея, спусковой крючок на том самом роковом ружье. И плевать им, что завтра надо будет ехать на дачу, пусть Анжелика поначалу и препиралась, ведь Валера ее убедил, предварительно расположив к себе.
Что еще привело Анжелику к смерти? Хвастовство. Ох, как усердно похваляется она должностью отца («дешевые понты») в бане («У меня папа — секретарь Райкома партии»; «Дверцу прикрой» — звучит в ответ от Журова) и потом в квартире в Ленинске («У меня папа — секретарь Райкома КПСС. Он всё равно вас найдёт и вас расстреляют»). Таких, как Журов, эти слова ничуть не остановят, а эффект скорее окажется обратным и воистину ужасающим. Ужаснул ли он Анжелику, что подсознательно, что явно? Непременно, ужаснул, и неважно, что Анжелика еще так молода – любая женщина бы на ее месте испытала дикий ужас и страх, в том числе за потерю невинности и чести. Так что вот он, принцип рикошета при вербальной атаке, обеспеченный психологической защитой объекта, в данном случае Журова. Хотя есть вероятность, что мы можем воспринимать слова Анжелики про должность ее отца как угрозу, но из уст хрупкой девушки, представительницы «золотой молодежи», ничего из себя не представляющей — по крайней мере, в фильме она как личность себя не проявила — такая «угроза» звучит смешно и нелепо, неправда ли?
В «Грузе 200» воплотилась тенденция Балабанова не заканчивать ряд фильмов счастливым концом. Так до «Груза 200» он сделал это, скажем, в фильме «Про уродов и людей», а после «Груза 200» в «Морфии» и «Кочегаре». В общем, неудивительно, что Антонина застрелила Анжелику. Дело тут ни в коем случае не в разнице социальных статусов обеих женщин, если вдруг кто-то об этом подумал. Антонина проявила себя как добросердечная женщина, попытавшаяся спасти молодую девушку, но впоследствии это не помешало ей убить Анжелику. Страшно подумать, что было в тот момент в душе Антонины под маской садистского безразличия на лице. Конечно, ей было жалко убивать Анжелику как человека. Но то ультранасилие, проведенное в отношении девушки в квартире – это позор на всю жизнь. Не исключено, что после освобождения из этого ада Анжелика на эмоциях совершила бы самоубийство. В момент своего заключения она об этом думала, и даже не спрашивайте меня, почему я так считаю. Повторяю, она была еще очень молода. И даже если так, то Антонина как более мудреная жизнью женщина убила Анжелику лишь из жалости и ускорив неизбежное, не дав ей больше мучиться на этом свете, закончив ее «непрерывный суицид». Одноименная песня Романа Неумоева, блестяще спетая Егором Летовым, очень кстати вспоминается в связи с этим эпизодом и вообще фильмом. Это была почти эвтаназия, но согласие на нее не было нужно, ведь и без того она оказалась бы панацеей. Однако Анжелика, после всего случившегося все еще боящаяся умереть, умоляет Антонину о пощаде, не понимая безысходности своего положения. С одной стороны, естественно цепляться за жизнь, а с другой, как конкретно в этом случае, глупо. Но увещевания Анжелики убить себя Антонина сочла бы за слабость. Нет, она не бой-баба и она не мужиковатая. Она женщина, знающая себе цену, она способна разбираться в других женщинах и оценивать их. Каждому пожелал бы такой жены, как Антонина. Она ведь еще и хозяйственная, прощающая мужу его пьяные выходки. Она добросердечна, не боюсь повториться. Оттого и убила. Иного выхода у нее не было.
Многие зрители в связи с показанной в фильме молодежью непременно вспомнят словосочетание «поганая молодежь», коим было и название одной из песен группы Гражданская Оборона, и песня эта советская, перестроечная, актуальная в то время. Актуальна она по сути всегда, а почему, объяснять не нужно. Другой вопрос, является ли название песни шуткой или оно сформулировано на полном серьезе. В чем же Балабанов показывает в фильме поганость советской молодежи? Во-первых, это уже описанный эпизод на клубной дискотеке, к нему мы возвращаться больше не будем. Во-вторых, это финальный эпизод в Ленинграде, когда в клубе на концерте молодая публика под песню группы Кино «Время есть, а денег нет» танцует какой-то нелепый и убогий танец в виде беспорядочных подскоков, напоминающий пого, а Валера находит себе «партнера по бизнесу» — сына Артема Славу, тоже тусовочника, что важно. Балабанов не дает нам ответа, помнит ли Валера об Анжелике и о том, что с ней случилось, и оттого мы встречались финальные титры с угнетающими наш нравственный центр эмоциями. Так что же, трагедия произошла из-за поганости Анжелики и Валеры? Однозначного единства в ответе мы здесь не встретим. Кто-то будет оправдывать героев, намекая на их молодость и говоря, что никакой поганости в них нет, ведь для такого возраста данное поведение может быть даже вполне типично, а кто-то скажет, что так им и было надо и что в случившемся виноваты лишь сами герои, а точнее безнравственность, засевшая в их душах. Предоставим решение данного вопроса на суд зрителя и двинемся дальше.
Вторая сюжетная линия связана с Артемом, братом отца девушки Валеры, оказавшимся ввиду поломки машины в «городе солнца». В отличие от Анжелики с Валерой, у него это вышло совершенно случайно. Повезло ли ему? Если примешать идеологический компонент, то действительно повезло. Такое везение, однако, обошлось Артему очень дорого.
Давайте посмотрим со стороны на двух людей, имеющих во взглядах точки соприкосновения, но при этом один теоретик, а другой практик. Речь, естественно, об Артеме и Алексее.
Артем – профессор Ленинградского Университета, преподающий научный атеизм. Иными словами, преподаватель с философского факультета, да и вдобавок член партии, то есть «передовой» член общества. То, что он говорит – в частности, про материю и сознание — не совсем понятно Алексею. Формулировки эти действительно замудренные, сам Артем это понимает и потому старается избегать лишних слов в объяснениях. Однако сама суть философии, которую Алексей выслушивает от профессора университета, противна ему. Он не верит, что Бога нет, и доказывает Артему обратное, вводя его в замешательство, а против реальных фактов не попрешь. Это понимает любой разумный человек, что уж там о выхолащенных университетом и партией материалистах, которые при столкновении с оппонентом из народа потерпят поражение, ведь убедить народ может не теоретик из университета, не только играющий абстрактными понятиями, но и приводящий для них серьезную материальную базу. Говоря про Артема, можно употребить следующие слова: переучился, слишком умный, слишком много рассуждает, больно много философствует, не знает жизни, говорит о несуществующих вещах… и это далеко не предел. В общем, отношение к Артему массового зрителя отчасти Туманная теория — всего лишь слова, не дающие людям ничего практического, то есть пригодного для жизни. До последнего я надеялся, что Артем тайно или в глубине души верит в Бога (этакий антиутопист), но мои надежды разрушились, словно карточный домик. После диалога с Алексеем и окончательного протрезвения он много думает о том, что услышал – находясь у мамы, а потом уже в Ленинграде. Кроткость нрава и недостаток общения с простым народом дал сильную пощечину его философским убеждениям (необязательно наивным) и его душевному спокойствию. Вот что бывает с теми, кто так далеки от простого народа, который в «Грузе 200» прекрасно олицетворил Алексей. Такой собирательный образ, естественно, не без недостатков. Скажем, он любитель выпить, ну и побывал в колонии для совершеннолетних. Зато в Бога он верует и нрав его суров, а таких людей попробуй перемени – скорее, сам же и пострадаешь. Алексей, несмотря на свою грубость в общении с людьми и матерость, оказался очень гостеприимным хозяином. Он не только не прогнал Артема, пришедшего посреди ночи, но и угостил ужином и водкой. А вот вы смогли бы поступить столь же благодушно? Стоило лишь Алексею изложить свою позицию, которую собеседник вовсе не обязан принимать за истину, как она вызвала в душе Артема смятение, которое, однако, разыгралось не сразу. Как говорится, хорошая мысля приходит опосля, то есть когда эмоции после беседы улягутся и можно с сугубо рациональной позиции взглянуть на произошедший диалог. Так же сделал и Артем, по приезду в Ленинград уверовавший в Бога, что выразилось в его походе в храм. Нам неизвестно, остался ли он после этого случая работать в университете и остался ли в партии, однако ясно одно: душа его претерпела радикальные перемены, и все благодаря одному лишь диалогу с представителем народа.
Важное место в фильме занимает «город солнца», коим Алексей именует свой дом с хозяйством, находящийся на окраине хутора Каляево. Хозяин хотел бы построить там что-то нечто утопии (не секту ли?), которая никак не будет связана с политикой. Такая вероломность Алексея является скрытой пародией на замыслы советского руководства, которые, как мы знаем, так и не были воплощены в жизнь. «Город солнца» в своей успешности построения продвинулся бы дальше, чем коммунизм. Но вот вам и антиутопия: Алексей выбывает из игры, Сунька и Журов погибают, и все планы по «счастливому будущему» аннигилируются, ведь в конечном итоге хозяйство осталось за одной лишь Антониной, но она, я уверен, справится. Перед своей смертью «город солнца» затянул в себя Анжелику в качестве невинной жертвы, и это весьма удручающее обстоятельство. Другая антиутопия, произошедшая в реальности, но чуть позже: рухнул Советский Союз. Перед этим обе утопии, показанные в фильме, идеологически столкнулись между собой, но не вступили в конфликт. И оказывается, что более жизненна философия «города солнца», плюс это маленькая по территории потенциальная утопия, в отличие от Советского Союза. Управлять ей проще, следовательно, проживет она дольше. Точнее, прожила бы. Но не сложилось.
Действие фильма происходит в 1984 году, а это конец эпохи застоя, одновременно являющийся и ее пиком. Это передперестроечное время, после которого начались некоторые перемены. И я не думаю, что название «Груз 200» — это исключительно про погибшего жениха Анжелики. Скорее всего, это фильм про разложение тканей внутри мертвеца, который оказался фениксом и начал в конце двадцатого века новый жизненный цикл, но теперь его облик несколько отличен от прежнего.
10 ноября 2012

Читайте также:  Что делать если у девушки пропадают чувства ко мне

Источник

Что хотел сказать Балабанов скандальным фильмом «Груз 200»

Страна: Россия

Жанр: триллер, драма

Год производства: 2007

Режиссер: Алексей Балабанов

Актеры: Агния Кузнецова, Алексей Полуян, Леонид Громов, Алексей Серебряков, Леонид Бичевин

Фильм Алексея Балабанова «Груз 200» – очень тяжелая, давящая и провокационная картина, пропитанная аллегориями.

Фильм отказались показывать на фестивалях в Берлине и Каннах. Он не рекомендован к показу на российском ТВ. Возрастной ценз к показу ленты – аж 21 год. Понять смысл фильма “Груз 200” можно, если знать, что картина основана на реальных событиях. И речь идет не о какой-то одной истории…

История, основанная на реальных событиях

Фильм “Груз 200” во многом символичен. Режиссер Алексей Балабанов вплетал в содержание картины реальные события, которые собирал на протяжении всей жизни.

Балабанов признавался, что переживал милицейский беспредел на себе. Также он был знаком с людьми, которых похищали и насиловали. Знал Балабанов и тех, кого убивали сотрудники правоохранительных органов. В картине режиссер просто собрал концентрат этих историй.

Алексей Полуян в роли Журова, и Анжелика, которую сыграла Агния Кузнецова. Кадр из фильма.

По сути, режиссер создал картину из “паззлов” — из нескольких жутких историй, произошедших в реальности с ним или с его знакомыми. Затем он завернул эту начинку в детективную обертку с разными персонажами. Он был уверен в том, что его искреннюю откровенность поддержат.

У милиционера-маньяка Журова был прототип – Чикатило. И была реальная история девушки – его жертвы, и не одной. Как и его прототип, помогавший милиции, Журов активно искал самого себя. Ближе к финалу режиссер осознанно делает ставку на усиление схожести двух нелюдей, в том числе и на внешней.

Читайте также:  Как чувствуются потуги при беременности

Во всех рецензиях и разборах картины отмечается тот факт, что еще на стадии подготовки к съемкам она вызывала горячие споры.

Главные роли были “заточены” под Сергея Маковецкого и Евгения Миронова. По замыслу режиссера, Миронов должен был выступить в роли капитана Журова, а Маковецкому предназначалась роль профессора научного атеизма.

Прочитав сценарий, оба актера настолько впечатлились его содержанием, что отказались сниматься. Маковецкий вообще порекомендовал Балабанову отказаться от идеи съемок “Груза 200”, хотя в итоге озвучил героя, созданного специально для него. От участия в ленте отказывались и другие актеры, но Балабанов не сдавался.

Когда картина вышла в прокат, она вызвала еще более ожесточенные споры. “Груз 200” пытались заклеймить, присвоив ему ярлык “чернуха”, но российский зритель, тем не менее, фильм Балабанова увидел.

О чем фильм «Груз 200»

В центре сюжета фильма “Груз 200” находятся события в российской провинции – в двух вымышленных городах Ленинградской области.

На дворе стоит 1984 год, в Афганистане разворачиваются военные действия. Профессор научного коммунизма Артем заезжает в гости к матери, и по пути навещает брата Михаила, военного. В гостях у Михаила его племянница и ее жених Валера.

Юноша хочет попасть на дискотеку и пытается уговорить Лизу поехать вместе с ним. Девушка упирается, молодые люди ссорятся, Валера едет один и знакомится на дискотеке с яркой Анжеликой, дочерью крупного чиновника.

Погуляв на дискотеке, Валера решает отвезти Анжелику домой, а по пути заезжает на окраину к знакомому, бывшему сидельцу Алексею, который живет тем, что гонит самогон. В это время в этом же месте оказывается милиционер Журов, который замечает сидящую в машине Анжелику и, убив своего напарника, похищает ее. В убийстве Журов обвиняет столь некстати оказавшихся рядом Валеру и Алексея.

Кадр из фильма.

Анжелика — девушка не робкого десятка. И она представительница “золотой молодежи”. Пытаясь напугать до жути спокойного похитителя, неприглядного и очень вежливого мужчину средних лет, она говорит, что ее отец — секретарь райкома КПСС, а жених служит в Афганистане.

В этот момент из Афгана привозят тела погибших солдат. Жених Анжелики тоже погиб. Узнав об этом, Журов привозит его тело к себе домой, где и держит Анжелику. Вскоре в небольшой квартире появляется еще одно тело…

Читайте также:  Эмоционально психологические здоровьесберегающие технологии

Смысл фильма

Художественное произведение может собирать в себе определенные события. Это необходимо, чтобы иметь под рукой инструментарий для создания системы художественных образов.

Это — экстракт боли режиссера, это — то, на что мы привыкли закрывать глаза, пытаясь спасти собственную психику. Это то, о чем молчит государство, создавая при этом образ “сказочных далей”.

В фильме “Груз 200” имеется определенное государство — не только реальный СССР во главе с Черненко, но и аллегоричное. Помимо государства, в картине есть и другие образы. Разобравшись с ними, можно понять скрытый смысл фильма.

Так, маньяк Журов олицетворяет беспредельную поместную власть, упивающуюся собственным положением. Она совершает действия в своих интересах, не испытывая при этом страха. Журов не боится везти похищенную Анжелику в открытой мотоциклетной коляске и держать ее дома.

Также он не боится стрелять в человека при свидетелях. Не страшится маньяк и привезти себе в квартиру настоящий “груз 200”.

Журов — импотент, что указывает на несостоятельность поместной власти. Смысл этого заключается в том, что сексуальные действия, которые он хотел бы предпринять по отношению к Анжелике, не реализуемы.

Следующий образ картины — государство, воплощенное в образах беспомощных, несчастных родителей Анжелики. Государство в их лице спокойно доверяется маньяку в милицейской форме, а сами при этом ничего не могут сделать — просто страдают.

Также в фильме есть образ коммуниста в лице Артема, который идеологически сталкивается лбами с Алексеем, олицетворяющим религиозный монархизм, и мечтающим построить утопический “Город солнца”.

Артем – городской человек и уважаемый профессор. Алексей живет на отшибе и торгует самогоном. Такое положение вещей на тот момент было вполне реальным. Власть в лице Журова уничтожила Алексея, что также отразило реальный идеологический конфликт.

Кадр из фильма.

Жертвенность Алексея в виде признания в убийствах на хуторе вдохновила Артема, и тот в конце пересмотрел свою позицию. Таким образом, произошедшее в финале фильма “Груз 200” зеркалит трансформацию идеологического сознания людей, живших в то время.

Фарцовщик Валера олицетворяет собой молодое поколение. В конце картины (вторая половина 1984 года) он ушел в никуда с новым знакомым — с сыном Артема. Объяснение этому такое: ребята, вместе олицетворяющие рынок, уходят строить капиталистическое (и даже олигархическое) будущее.

Слабоумная мама Журова олицетворяет образ народа. Уткнувшись в телевизор, она проживает замкнутую жизнь и ничего не замечает вокруг. Она никак не реагирует на груз 200 в квартире, не обращает внимания на выстрелы на стенкой. Убийство (точнее, уничтожение) сына ближе к финалу фильма также проходит мимо нее. Смысл создания этого образа заключается в том, что народ, “обработанный” СМИ, в общем-то, пассивен.

Фоном ко всем страшным событиям картины “Груз 200” звучит веселая, жизнерадостная музыка. Это нагоняет дополнительной жути, а объяснение этому такое: в воображаемой “заэкранной” жизни все прекрасно. А реальность тем временем кардинально отличается от этой сказки…

Согласно задумке Балабанова, фигура, вокруг которой вьется кровавый вихрь, юная Анжелика, олицетворяет собой страну Россию (не путать с государством). На этом фоне все нити системы персонажей сплетаются и становится понятно, что хочет сказать режиссер.

То есть он показывает, как поместная власть издевается над страной, как государственное правительство ничего не может с этим сделать, как капиталистическая молодежь бросает ее на произвол судьбы, и как народ не замечает действий власти, а только одобряет издевательства.

Эта система работает в контексте истории как часы. В это нужно всматриваться и вчитываться: это лежит на поверхности.

На протяжении картины зрителя постепенно окутывает страх. Но, учитывая смысл вышеизложенного и то, что история Журова и Анжелики — далеко не единственная, этот страх имеет совершенно иную природу.

Кадр из фильма.

Смысл концовки

Смысл концовки фильма «Груз 200» также лежит на поверхности.

Ближе к финалу Журов подкладывает в кровать к Анжелике тело ее жениха, прибывшее из Афганистана. Кстати, многим критикам она показалась чересчур жестокой и неуместной. Но режиссер циничен. Аллегория уместна, как минимум потому, что подобная сцена не могла появиться ради самой сцены.

Согласно задумке Балабанова, сама страна оказалась в грузе 200. Она была оставлена даже врагами власти в виде жены Журова — за ненадобностью.

Концовка у картины, с одной стороны, осторожно оптимистичная (атеист Артем приходит в церковь), а с другой — очень двоякая: молодежь под песню Цоя “Мы ждем перемен” уходит в неизвестность, и только несколько лет спустя станет ясно, что представляло собой это будущее. А могло ли быть иначе.

Объяснение концовки такое: стране нужны перемены, но не бездумные. Потому что никто не даст гарантии того, что перемены будут обязательно хорошие.

Смысл названия

Смысл фразы “Груз 200” тесно переплетается со скрытым смыслом всего фильма Алексея Балабанова.

Груз 200 — это оцинкованный гроб, в которых “пачками” перевозили тела солдат, погибших в Афганистане. Эта работа режиссера Балабанова — большая боль о стране, которая стала таковой по причине выпавших испытаний и обстоятельств. Речь идет о стране, которую буквально завалили телами из “груза 200”…

Фильм Балабанова тяжел не только из-за своих образов и даже не из-за сконцентрированных в нем реальных событий. Картина страшна именно из-за своего подтекста, который повествует о глобальном ужасном отношении, и о безразличии людей к собственной стране.

Осознавать это страшно, но нужно. Только так можно обезопасить себя от тех же граблей.

Выбралась ли Анжелика?

Жена Журова не помогла девушке. С одной стороны, здесь все понятно: Анжелика — дочь представителя власти, той самой, из-за попустительства которой народ мучают бесчисленные журовы.

Но с другой – не все так однозначно. И здесь два варианта: учитывая, что Анжелика – это Россия, то она, конечно, выбралась, но в ее сердце навсегда сохранился отпечаток пережитого ужаса. Ее восприятие искажено, и прежней она уже никогда не будет.

Второй вариант: Анжелика до сих пор там. И выберется ли она — зависит только от нас.

Источник

Оцените статью