Журналы по психологии эмоциональный интеллект
На современном этапе развития психологической науки все больший интерес представляют исследования, посвященные эмоциональному интеллекту. Однако взаимосвязь эмоций и интеллекта до сих пор широко обсуждаемая проблема.
Основой эмоционального интеллекта выступает социальный интеллект (Э. Торндайк, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк), а также внутриличностный и межличностный интеллект (Х. Гарднер). Социальный интеллект- это совокупность способностей, определяющая успешность социального взаимодействия. Включает в себя способность понимать поведение другого человека, своё собственное поведение, а также способность действовать сообразно ситуации. Внутриличностный интеллект часто определяют как ту часть личности человека, что отвечает за способность к рефлексии, самоанализу, самопознанию, а межличностный интеллект – в некотором роде противоположность внутриличностному [6].
С.П Деревянко считает, что, безусловно, есть сходства между социальным и эмоциональным интеллектом, однако существуют и различия. Общим между ними является «общение», а главное отличие — это направленность общения. Эмоциональный интеллект направлен на выработку и понимание собственных эмоций относительно ситуаций межличностного общения, а социальный интеллект ориентирован на межличностное взаимодействие. Актуализация эмоционального интеллекта происходит в сфере эмоционального общения, а социального интеллекта в сфере межличностного общения [6].
Введению термина «эмоциональный интеллект» в научных обиход предшествовало постепенное изменение точки зрения на соотношение эмоциональных и познавательных процессов. В 1990 году Дж. Мейер и П. Сэловей первыми употребили термин «эмоциональный интеллект» как компонент социального интеллекта включающий в себя способность отслеживать собственные чувства и чувства окружающих людей, видеть в них отличия, и использовать полученную информацию для управления мышлением и действиями [1].
Д. Гоулман считает, что эмоциональный интеллект – это совокупность факторов, которые позволяют личности чувствовать, мотивировать себя, регулировать настроение, контролировать импульсивные проявления, удерживаться от фрустрации и, таким образом, добиваться успеха в повседневной жизни [1].
Р. Риджио, С. Мёрфи и Ф. Пирозолло утверждают, что развитость социального и эмоционального интеллекта наблюдается у лидеров и именно эти два вида интеллекта позволяют таким людям действовать успешно в любой ситуации [2].
В отечественной психологии первой употребила термин «эмоциональный интеллект» Г.Г. Гарскова [2]. По её мнению, анализ эмпирических теорий в области психотерапии и психокоррекции показывает, что введение термина «эмоциональный интеллект» увеличивает их объясняющую силу. Историко-научное обоснование его введения заключается в доказательстве того, что понятие эмоционального интеллекта имплицитно присутствует в ряде общепризнанных теорий, оказавших влияние на психологическую науку [1].
Познавательные процессы образуют схожие состояния между эмоциональным и интеллектуальным, поэтому каждая эмоция — это «единство переживания и познания», а также интеллектуальный процесс не может происходить без участия тех или иных эмоций. (С.Л. Рубинштейн) [6].
По мнению О.И. Власовой, эмоциональный интеллекта – это эмоционально-когнитивная способность, которая заключается в эмоциональной сензитивности, осведомленности и способности к управлению эмоциями, позволяющими человеку контролировать чувство психического здоровья, душевной гармонии и благополучности личной жизни [1].
Д.В. Люсин указывает на то, что эмоциональный интеллект – это не когнитивная способность по аналогии с пространственным или вербальным интеллектом. Он считает, что эта способность к распознаванию эмоций и управлению ими тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, то есть с интересом к внутреннему миру людей, склонностью к психологическому анализу поведения, с ценностями, приписываемыми эмоциональным переживаниям [6].
Как совокупность эмоциональных, коммуникативных и регуляторных свойств личности эмоциональный интеллект определяет М.А. Манойлова. Выделенные свойства обеспечивают понимание и регуляцию как своих собственных эмоций, состояний и чувств, так и личностное развитие человека [3]. Она полагает, что эмоциональный интеллект – это интегративное понятие, которое включается в себя не только интеллект и эмоции, но и волю. При этом воля выступает как средство подчинения эмоционального интеллектуальному. По ее мнению, структура эмоционального интеллекта представлена двумя взаимосвязанными аспектами: внутриличностным и межличностным (социальным). Первый аспект включает: осознание своих собственных чувств, самооценку, ответственность, активность, уверенность в себя и так далее, второй — это совокупность коммуникативности, эмпатии, уважения к людям, открытости, умения работать в команде [1].
Д.В. Люсин, отталкиваясь от существующих моделей эмоционального интеллекта, предложил свою. Он считает, что эмоциональный интеллект — это не только способность к понимаю своих и чужих эмоций, но и управление ими. Способность к пониманию эмоций, по его мнению, означает способность человека распознавать эмоции, идентифицировать их, а также понимать причины их вызвавшие. К способности управления эмоциями он относит возможность контроля своих эмоций, а также умение при необходимости вызвать ту или иную эмоцию [6].
О.В. Живица указывает на то, что эмоциональный интеллект — это способность человека оперировать информацией, которая содержится в эмоциях. Она считает, что люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта могут учитывать эту информацию и наиболее эффективно ее использовать.
Структура эмоционального интеллекта достаточно дискуссионная проблема в психологии. Первая модель была предложена Дж. Мейером и П. Сэловеем. Они определили ее как модель способностей. Согласно этой модели, в структуру эмоционального интеллекта входит три типа способностей, каждая из которых имеет определённые компоненты:
— способность к идентификации и выражению эмоций (способность к идентификации и выражению своих эмоций, способность к идентификации и выражению эмоций других людей);
— способность к регуляции эмоций (способность регулировать свои эмоции, способность регулировать эмоции других людей);
— способность использовать эмоции в мышлении и деятельности (способность к гибкому планированию, перенаправленное внимание, творческое мышление, мотивация) [3].
Позже модель была доработана с учетом новых знаний об эмоциональном интеллекте, и в настоящее время, она включает четыре компонента:
- Идентификация эмоций – способность идентифицировать, адекватно выражать и воспринимать эмоции;
- Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности – способность использовать свои эмоции для направления внимания на наиболее важные события, способность вызывать определенные эмоции, необходимые для повышения эффективности деятельности, способность использовать различные стороны настроения для анализа разнообразных точек зрения на решаемую проблему;
- Понимание эмоций – способность понимать различные эмоции, связи между эмоциями, переходы, причины;
- Управление эмоциями – способность контролировать эмоции, и уметь выбирать эмоции в зависимости от ситуации [3].
Дж. Эйверилл, уточняя роль эмоций в понятии эмоционального интеллекта, вносит несколько предложений по данному вопросу, которые, так или иначе, присутствуют в теории Дж. Мейера и П. Сэловея:
— для каждой эмоции характерны свои особенности, которые биологически обусловлены;
— простые эмоции могут образовать определённые комбинации, так формируются комплексные эмоции;
— эмоции можно регулировать, но не видоизменять в корне принципы их проявления [1].
К. Изард предлагает интегративную модель эмоционального интеллекта, ключевым моментом которой является связь нескольких специфических способностей в интегративный показатель эмоционального интеллекта. В целом данный подход близок к модели способностей, которую разработали Дж. Мейер и П. Сэловей, хотя и не учитывает важный компонент – сознательную регуляцию эмоций [1].
К.В. Петридес и Э. Фёрнхем предложили несколько иную модель, которую они считают более широкой – эмоциональный интеллект как способность и эмоциональный интеллект как черта. Авторы утверждают, что характер модели определяется не столько теорией, сколько используемыми методами измерения конструкта. Эмоциональный интеллект как черта связан с оценкой устойчивости поведения в различных ситуациях, поэтому для его измерения могут применяться опросники. Эмоциональный интеллект как способность относится к традиционной психологии интеллекта, поэтому для его измерения наиболее адекватны задачи, подобные задачам интеллектуальных тестов [6].
Еще одна попытка структурировать феномен эмоционального интеллект – модель Д. Гоулмена. По его мнению, составляющие эмоционального интеллекта:
- Самосознание – умение адекватно оценивать свои силы и способности;
- Саморегуляция – способность контролировать эмоции, чтобы они не мешали текущей работе;
- Мотивация – способность использовать глубинные склонности и предпочтения для достижения цели;
- Эмпатия – способность понимать то, что испытывают другие люди, умение ставить себя на их место;
- Социальные навыки – умение считывать эмоции во взаимоотношении между другими людьми [1].
Р. Бар-Она в структуре эмоционального интеллекта выделяет следующие составляющие:
- Познание самого себя;
- Наличие навыком межличностного общения;
- Способность к адаптации;
- Умение управлять стрессовыми ситуациями;
- Преобладающее настроение [3].
Интересен подход, разрабатываемый О.В. Живицей к определению компонентов эмоционального интеллекта. По ее мнению, эмоциональный интеллект — это совокупность трех компонентов. Первый, осознание своих эмоций. Только понимая свои эмоции и позволяя им быть, человек может регулировать своё состояние. Второй — управление собой. Его реализация предполагает следующий алгоритм:
— осознание своей эмоции;
— определение цели в конкретной ситуации (понимание каких именно результатов хочет человек добиться);
— определение эмоционального состояния в котором будет более эффективным результат при достижении цели;
— выбор способа достижения нужного эмоционального состояния;
— достижение необходимо состояния, используя выбранный способ.
Третий компонент эмоционального интеллекта — осознание эмоций других людей. Управление эмоциями других людей осуществляется по тому же алгоритму, что и управление собственными эмоциями, но к нему добавляются ещё два этапа:
— осознание эмоций другого человека, её вербализация;
— применение техник управления эмоциями для оказания помощи в достижении желаемого эмоционального состояния другого человека [4].
Э.Л. Носенко считает, что признаками эмоционального интеллекта являются составляющие «Большой пятёрки»:
- Добросовестность — свидетельствует об умении достигать цели;
- Открытость новому опыту — с одной стороны, способствует стрессоустойчивости, а с другой стороны, является признаком и предпосылкой креативности;
- Эмоциональная устойчивость — обеспечивает умение преодолевать возникшие трудности, не поддаваясь фрустрации при их возникновении;
- Дружелюбность — является одним из признаков умения сдерживать свои эмоции в общении с другими людьми, воспринимать их такими, какие они есть;
- Экстраверсия — предпосылка общительности, которая принадлежит к признакам межличностного интеллекта [1].
Нельзя не отметить роль социальной поддержки в формировании и развитии эмоционального интеллект. Именно она облегчает личности адаптацию к новым социальным условиям и стимулирует его личностное и эмоциональное развитие [5].
Итак, в настоящее время не существует общепринятой модели эмоционального интеллекта как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Важность изучения эмоционального интеллекта ни у кого на современном этапе развития науки не вызывает сомнения. Общепринята точка зрения на то, что люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта могут быть более успешными в жизни, чем индивиды обладающие низким. В зарубежной психологии преобладает смешанный подход к определению эмоционального интеллекта, основанный на выделении интегративных компонентов. В отечественной психологии доминирует точка зрения, согласно которой основа эмоционального интеллекта — способности. Однако исследователи выделяют разные детерминанты, стимулирующие его формирование и развитие.
Источник
Эмоциональный интеллект — 26 книг
IQ — это для лохов, теперь в моде EQ !
ISBN: | 9785916576849 |
Год издания: | 2013 |
Издательство: | Миф, Манн, Иванов и Фербер |
Язык: | Русский |
Американский психолог, признанный эксперт в области эмоционального интеллекта Дэниел Гоулман утверждает, что наши эмоции играют в достижении успеха в семье и на работе гораздо большую роль, чем это принято считать.
Но что же такое «эмоциональный интеллект»? Можно ли его измерить? Чем отличается «обычный» интеллект от «эмоционального» и почему обладатели первого зачастую уступают место под солнцем обладателям второго? Как научиться справляться с унынием, гневом, вспыльчивостью, депрессией и стать успешнее?
Обо всем этом автор подробно рассказывает.
Для кого эта книга
Эта книга будет полезна студентам, преподавателям, родителям, а также всем, кого интересуют вопросы психологии, касающиеся семьи и карьеры.
Почему мы решили издать эту книгу
Эта книга — от гуру психологии, одного из создателей термина «эмоциональный интеллект». Именно благодаря Гоулману он приобрел огромную популярность.
Книга впервые издана в 1995 году, но до сих пор остается бестселлером. Она переведена на 40 языков, и в одних только Соединенных Штатах продано более 5 миллионов экземпляров. Мы уверены, что российского читателя книга также заинтересует.
Подробный анализ проявлений эмоционального интеллекта, множество примеров, в том числе из жизни автора.
Американский психолог, признанный эксперт в области эмоционального интеллекта Дэниел Гоулман утверждает, что наши эмоции играют в достижении успеха в семье и на работе гораздо…
ISBN: | 978-5-9614-6744-4 |
Год издания: | 2018 |
Издательство: | Альпина Паблишер |
Язык: | Русский |
С детства нас учат сдерживать, подавлять или игнорировать свои эмоции: злиться или завидовать — плохо, грустить или ревновать — неправильно. Однако умение распознавать эмоции — и свои и чужие — позволяет адекватно реагировать на них. Поэтому так важно развивать свой эмоциональный интеллект: те люди, которые умеют принимать взвешенные решения в стрессовых ситуациях, могут правильно реагировать на критику и способны к сопереживанию, успешнее как в личной жизни, так и на работе. В своей книге известный специалист в области личностного роста Джилл Хэссон учит, как справляться с ситуациями, когда эмоции вас переполняют, как определять эмоциональные нужды окружающих и как не попадать в эмоциональные ловушки других людей.
С детства нас учат сдерживать, подавлять или игнорировать свои эмоции: злиться или завидовать — плохо, грустить или ревновать — неправильно. Однако умение распознавать эмоции — и…
ISBN: | 978-5-9614-5793-3 |
Год издания: | 2016 |
Издательство: | Альпина Паблишер |
Серия: | Harvard Business Review: 10 лучших статей |
Язык: | Русский |
Harvard Business Review — ведущий мировой деловой журнал с многолетней историей. В новой книге серии «Harvard Business Review: 10 лучших статей» собраны лучшие работы мировых специалистов по вопросам эмоционального интеллекта и лидерства за всю историю журнала.
Какие личностные качества должны быть у хорошего руководителя? Почему так важно прислушиваться к мнению коллег? Как обуздать свой темперамент и не дать характеру испортить карьеру? Как развить собственный EQ и поднять на новый уровень эмоциональный интеллект сотрудников?
Эти и другие вопросы, необходимые для успешного личного профессионального развития подробно описаны авторами данного сборника.
Harvard Business Review — ведущий мировой деловой журнал с многолетней историей. В новой книге серии «Harvard Business Review: 10 лучших статей» собраны лучшие работы мировых…
ISBN: | 978-985-531-260-5 |
Год издания: | 2011 |
Издательство: | Новополоцк : ПГУ |
В работе представлены проблемы, которые связаны с изучением эмоционального интеллекта (совокупность интеллектуальных способностей к обработке эмоциональной информации). Рассматривается эволюция представлений об эмоциональном интеллекте. Приводятся характеристики компонентов в рамках модели способностей. Дан анализ гендерные различия в сфере эмоционального интеллекта. ООбозначен вопрос его взаимодействия с другими психологическими феноменами, а также проблема его прогностической ценности.
В книге раскрывается авторская концепция эмоционального интеллекта, представляющая собой интеграцию модели способностей и смешанных моделей.
Монография адресована студентам психологических специальностей, аспирантам, научным работникам и всем интересующимся исследованиями в области общей психологии и психологии личности.
В работе представлены проблемы, которые связаны с изучением эмоционального интеллекта (совокупность интеллектуальных способностей к обработке эмоциональной информации).…
ISBN: | 5-9614-0173-1 |
Год издания: | 2005 |
Издательство: | Альпина Бизнес Букс |
Язык: | Русский |
Автор, один из ведущих экспертов Европы в области менеджмента, всесторонне рассматривает феномен лидерства и показывает пути, которые могут улучшить способность руководителя понимать самого себя, мотивировать и поддерживать своих подчиненных. Анализируются такие проблемы, как естественная человеческая тенденция сопротивляться переменам; взаимодействие рационального и иррационального в поведении руководителей; жизненный цикл руководителя и преемственность руководства; утрата энтузиазма и апатия служащих; деструктивные стили руководства.
Манфред Кэ де Ври детально исследует характеристики эффективного лидерства и выделяет навыки, отличающие эффективного руководителя. Показывает, как компании могут оценить лидерские способности потенциальных кандидатов и развить навыки лидерства в тех, кто уже занимает руководящие должности. Книга содержит практические упражнения и анкеты, которые помогут оценить положение дел в компании, вскрыть опасные симптомы и предотвратить появление серьезных проблем.
Переводчик: М. Шалунов
Автор, один из ведущих экспертов Европы в области менеджмента, всесторонне рассматривает феномен лидерства и показывает пути, которые могут улучшить способность руководителя…
Источник