Способность к моделированию личностных особенностей партнера в общении ведет
а) к конструктивности общения;
б) к созданию преград в общении;
в) к прерыванию общения.
8. Выступление докладчика как представителя общества относится к одному из следующих видов общения:
б) групповому, предметно ориентированному;
в) личностному общению.
К невербальным средствам общения относятся
а) манера поведения, внешний облик;
г) жестика, пантомимика.
Общепринятое расстояние при доверительном общении
а) до одного метра;
б) до двух метров;
в) до трех метров;
г) до пяти метров.
Вариант 3
1. Профессионально важные качества личности журналиста— это
а) умение слушать собеседника;
б) умение поддержать беседу на любую тему;
в) умение находить возражения и контрдоводы;
г) все ответы верны.
2. Журналистская эмоциональность может быть
а) эмоционально уравновешенного типа;
б) радостного типа;
в) радостно — гневного типа;
г) раздражительно — тревожного типа;
д) все ответы верны.
Автором теории коммуникативных актов является
К позитивным и негативным психологическим эффектам массовой информации относятся
а) эпатажность, схематийность;
б) виртуализация, мифологизация;
в) сенсационность, альтруистичность;
г) манипулирование, типизация.
Эффект первичности и вторичности при приеме информации был открыт
Слухи классифицируются по
а) территориальному признаку;
б) временному признаку;
в) количественному признаку;
г) качественному признаку.
Межнациональные слухи относятся к классификации по
а) информационному признаку;
б) характеру формированию;
в) экспрессивному признаку;
г) территориальному признаку.
Структурно — системный анализ входит в группу
а) эмпирических методов;
б) интерпретационных методов;
в) методов обработки данных;
г) все ответы неверны.
Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации были определены
а) Томасом К.У. и Киллменном Р. X.;
Структуру нарратива (коммуникативного события) определил
Ответы на тесты по курсу «Психология журналиста»
Вопрос № | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
б | а | г | |
а | г | д | |
в | в | б | |
г | г | б | |
в | б | г | |
г | б | а | |
е | а | г | |
б | а | б | |
а | а | а | |
б | а | г |
Дата добавления: 2015-04-11 ; просмотров: 21 | Нарушение авторских прав
Источник
4. Эмоциональное и реальное в журналистике
Эмоции от латинского emoveo – потрясаю, волную. Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.
Простейшая форма эмоции, т.н. эмоциональный тип ощущений – непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (вкусовые, температурные и т.д.).
Эмоции человека – это некие устойчивые чувства к предметам, явлениям. Сильное, доминирующее чувство, называемое страстью. Эмоции в творчестве выражают оценки явлениям, событиям.
Реальное то, что существует в действительности. Текст журналистского материала, написанный живо, эмоционально, убедительно затрагивает сердца и души читателей. Чтобы текст стал злободневным, тема должна затронуть сердце и душу автора. Когда сам волнуешься, болеешь душой, радуешься или злишься, текст получится эмоциональным, живым, убедительным.
Эмоциональный ряд присущ художественно-публицистическим жанрам, аналитическим и даже информационным. Трудно представить себе репортаж без эмоции. Методы репортажа – это эффект присутствия и эффект соучастия. И присутствие, и соучастие предполагает отношение автора, эмоции автора. Причем эмоции, основанные, опирающиеся на реальные факты, реальные обстоятельства. Эмоции в журналистике идут от реальности, от многообразия жизненных реалий.
ЭСТЕТИКА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Истончается тонкий тлен –
К нам – на воды и на леса –
Эти вывела облака,
И печальный встречает взор
Отуманенный их узор.
Недоволен стою и тих
Я, создатель миров моих –
Где искусственны небеса
И хрустальная спит роса».
Это стихотворение принадлежит великому мастеру слова, поэту Осипу Мандельштаму. В поэзии Мандельштама, в его творчестве талантливо проявляется эстетическое начало. Эстетика его поэзии в образности, в филигранной отделке стиля, в тематике его поэзии.
1. Мобилизующая сила эстетических ценностей
Все виды и роды эстетической деятельности людей служили собственно мобилизации человеческих сил, человеческого духовного мира. Эстетическая деятельность объективно необходима человеку как инструмент саморегулирования в обществе.
Человек по натуре своей – художник. Он всюду так или иначе стремится вносить в свою жизнь красоту. Человек улавливает проявления всевозможных эстетических сигналов, идущих от объектов природы или от тех или других объектов самой творческой действительности человека. Он впитывает в себя эти сигналы и пронизывает ими продукты своего творчества.
Производство всевозможных эстетических и художественных ценностей всегда имело и имеет значение некоей движущей силы в обществе и отнюдь не выступает только как сопутствующее общественное явление.
Как красота в природе или жизни, будучи воспринята нами, мобилизует наши духовные силы, так и эстетическое начало в орнаменте, музыкальной ритмике или ритмике танца эстетически организует наш духовный мир.
Первоначально эстетические силы сосредоточивались для людей, во-первых, в некоторых природных свойствах различных ритмических явлений, созвучий и т.д. И, во-вторых, сосредоточивались они в ритмике создаваемого человеком орнамента, в ритмике танцев, в творимой людьми звуковой ритмике песен и мелодий.
«…в поэзии принцип ритма ощущается нами как художественный, и мы забываем его простейшие психофизические начала» 23 .
Но ритм только тогда эстетически и художественно действует на наше восприятие, когда он, изоморфно преобразуясь в соответствующие психологические импульсы, способен привести наш духовный мир в состояние, которое мы называем эстетическим настроением.
Люди всегда стремились силой слова, силой рисунка, силой выразительности повлиять на противостоящие им явления природы.
Живопись, литература, журналистика отражают социальные и моральные проблемы человеческого бытия. Поэтому живопись, литература, журналистика являются могущественным средством художественного познания жизни и передают жизненный опыт из поколения в поколение. Раскрывая человеческую жизнь в художественных образах, они становятся подлинным «человековедением». Художественно-познавательная и воспитательная роль живописи, литературы, журналистики очень велика. Познавательное раскрытие действительности, образность и сюжетность этих видов творчества стали рассматриваться в эстетике как главный признак художественности.
Основа творчества, его прочный фундамент – это образ. Но у творческого начала есть и другие средства воздействия. И одно образное воссоздание действительности, одно ее образное познание еще не есть творчество. Если бы творчество сводилось только к образно-познавательной деятельности, то вместо эстетических ценностей мы имели бы лишь образно-иллюстративный придаток к научному познанию мира.
У людей творческих, чутко воспринимающих проявления эстетического начала в природе, в жизни, вырабатывается путь эстетического освоения действительности.
«Красота окружающего мира: цветка и полета ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача» 24 , – писал В. Солоухин.
Недаром художники, писатели, журналисты понимают эстетическое начало, выражаясь словами Шиллера, как «тот вид активности, который сообщается человеческой душе прекрасными созданиями природы и искусства» 25 .
Воспринимая свое образное познание мира не только как познавательную ценность, человек творческий стремится к тому, чтобы структура его произведений становилась для читателей, зрителей и слушателей именно эстетически настраивающим началом.
Эстетическая настройка духовного мира человека является очень важным фактором, не менее важным, чем его познавательная и образно-познавательная деятельность. При таком подходе к творчеству становится понятным, что творчество родилось для удовлетворения сразу двух потребностей человеческого общества: познавательно-образной и эстетически настраивающей.
Источник
Раздел 5. Психология журналистского труда и творчества
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ИМИДЖА ЖУРНАЛИСТА:
ЖУРНАЛИСТСКАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ МОЖЕТ БЫТЬ:
1) эмоционально уравновешенного типа
2) радостного типа
3) радостно-гневного типа
4) все ответы верны
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ЖУРНАЛИСТА – ЭТО …
1) умение поддержать беседу на любую тему
2) умение находить возражения и контрдоводы
3) умение слушать собеседника
4) все ответы верны
К КАКОМУ МОТИВАЦИОННОМУ КОМПЛЕКСУ ОТНОСЯТСЯ ТАКИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ, КАК ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ, ЗДОРОВЬЕ, ПОТРЕБНОСТЬ В КОМФОРТЕ, ДОСТАТКЕ И ДУШЕВНОМ ПОКОЕ:
1) интериндивидный комплекс
2) метаиндивидный комплекс
3) интраиндивидный комплекс
4) ультраиндивидный комплекс
ВНУТРЕННЕ СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ БЫТЬ НЕЗАВИСИМЫМ, СВОБОДНЫМ ПРЕЖДЕ ВСЕГО:
1) от мнений кого бы то ни было
2) от принятых в обществе норм и правил
3) от «массифицированного», «усреднённого» сознания толпы
4) от всего, что мешает его индивидуальному творчеству
СРЕДИ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ОТСУТСТВУЕТ:
4) выражение и коммуникация эмоций
ОТРАЖЕНИЕ В СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА НАИБОЛЕЕ СЛОЖНЫХ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ ОБЪЕКТИВНОГО МИРА НАЗЫВАЕТСЯ:
ВИД МЫШЛЕНИЯ, ОПИРАЮЩИЙСЯ НА НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДМЕТОВ И РЕАЛЬНОЕ ИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, НАЗЫВАЕТСЯ:
ОТ ПРОЦЕССА ЗАПОМИНАНИЯ ЗАВИСИТ(-ЯТ) В СОХРАНЕНИИ МАТЕРИАЛА:
1) только полнота
2) только точность
3) только прочность
4) полнота, точность и прочность
1) непосредственные переживания чего-либо
2) устойчивые эмоциональные отношения к кому-либо или к чему-либо
3) стойкие, сильные, длительные эмоциональные состояния
4) индифферентные отношения к действительности
1) синоним термина «креативность»
2) набор любых действий человека
3) «одухотворенное действие»
4) работа на перспективу
АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ К ПРОДУКЦИИ СМИ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ДВУХ ФОРМАХ
1) статистическая и качественная
2) статистическая и динамическая
3) синтаксическая и стилистическая
4) совокупная и ситуационная
ПЕРВОПРИЧИНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В КОЛЛЕКТИВЕ СМИ ЧАЩЕ ВСЕГО ЯВЛЯЮТСЯ…
1) плохие климатические условия
2) условия труда (например, отсутствие личного кабинета для работы)
3) ограничения творческого характера
4) зависть коллег
Процедура оценивания и критерии оценивания, применяются при использовании данного оценочного средства в соответствии с БРС и технологической картой студента.
Шкала оценивания (0-10 баллов) «0-4 балла» – 60% и менее «5 баллов» – 61-80% «7 баллов» – 81-90% «10 баллов» – 91-100%.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижневартовский государственный университет» Кафедра психологии образования и развития Доклад по дисциплине Б1.Б.8 ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ (шифр и наименование дисциплины) для студентов 3 курса по направлению 42.03.02 Журналистика, профиль«Деловая журналистика» |
Процедура оценивания и критерии оценивания, применяются при использовании данного оценочного средства в соответствии с БРС и технологической картой студента.
Критерии оценивания компетенций (результатов):
1 балл – доклад соответствует теме, но тема раскрыта поверхностно, прозрачна логика рассуждения, встречаются логические ошибки, чтение доклада, наглядные материалы отсутствуют. На вопросы теоретического и практического характера студент отвечает не в полной мере, затрудняется с аргументацией.
2-3 балла – доклад соответствует теме, но есть незначительные отступления, приводится 1-2 весомых аргумента, прозрачна логика рассуждения, чтение доклада, наглядные материалы присутствуют. На вопросы теоретического и практического характера студент отвечает аргументируя свою позицию, однако его аргументы требуют уточнений.
4-5 баллов – доклад полностью соответствует теме, приводится 2-3 весомых аргумента, прозрачна логика рассуждения, приводятся примеры, разъясняющие положения докладчика, доклад рассказывается, не читается, презентация доклада. На вопросы теоретического и практического характера студент отвечает аргументируя свою позицию.
Описание шкалы оценивания:
1 балл – «удовлетворительно» (пороговый балл);
2-3 балла – «хорошо»;
4-5 баллов – «отлично».
Примерная тематика докладов:
1. Журналистика как область творческой деятельности.
2. Современные технологии воздействия и суверенность личности, включенной в массовую коммуникацию.
3. Перспектива применения контент-анализа.
4. Вербальные способы манипуляции сознанием.
5. Толерантность в средствах массовой информации.
6. Функции СМИ и их психологический аспект.
7. Творческая одаренность в журналистике.
8. Модель и нравственность в СМИ.
9. Роль новостей и рекламы в победе на выборах.
10. Патопсихология журналистского творчества.
11. Понятия «бренд», «брендинг» в теории и практике журналистики.
12. Аудитория СМИ: потенциальная, реальная, базовая.
13. Факторы, препятствующие организации диалоговых отношений СМИ и аудитории.
14. «Мазохистская» зависимость от СМИ.
15. Философия новостей как определение субъективной линии поведения редакции.
16. Игрореализация как новое явление для современной отечественной массово- коммуникационной практики.
17. Роль СМИ в выявлении общественного мнения.
18. Психологические особенности представителей различных социумов как потребителей Интернет-информации.
19. Возрастающий консерватизм морали СМИ.
20. Проблема статической и динамической адаптации личности к продукции СМИ.
21. Журналистика в стиле on-line.
22. Роль массовой коммуникации в процессах психо-социальной адаптации.
23. Убеждение, внушение, заражение – основные формы воздействия на аудиторию.
24. Особенности журналистской памяти.
25. Способность журналистского предвидения и прогностическая мыслительная деятельность.
26. Принцип социальной ответственности СМИ.
27. Мотивы обращения к СМИ.
28. Влияние гендерных стереотипов на характер восприятия информации.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижневартовский государственный университет» Кафедра психологии образования и развития Реферат по дисциплине Б1.Б.8 ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ (шифр и наименование дисциплины) для студентов 3 курса по направлению 42.03.02 Журналистика, профиль«Деловая журналистика» |
Процедура оценивания и критерии оценивания, применяются при использовании данного оценочного средства в соответствии с БРС и технологической картой студента.
краткость изложения содержание научных трудов, литературы по определенной научной теме; объем реферата — 10-15 стр.; количество изученных источников – 15-20; соблюдение научного стиля и ГОСТа при оформлении литературы; публичная защита реферата.
Шкала оценивания (0-9 баллов):
9 баллов — студент продемонстрировал умение кратко изложить содержание научных трудов, литературы по определенной научной теме; объем реферата — 10-15 стр.; количество изученных источников – 15-20; соблюдение научного стиля и ГОСТа при оформлении литературы. При защите реферата студент отвечает на вопросы теоретического и практического характера, аргументирует свою позицию.
5 баллов — студент продемонстрировал умение кратко изложить содержание научных трудов, литературы по определенной научной теме; объем реферата – 8-9 стр.; и/или количество изученных источников – 10-14; и/или несоблюдение научного стиля и/или ГОСТа при оформлении литературы. Студент отвечает на вопросы теоретического и практического характера, аргументирует свою позицию, однако его аргументы требуют уточнений.
3 балла — студент продемонстрировал слабое умение краткого изложения содержания научных трудов, литературы по определенной научной теме; и/или объем реферата — менее 8 стр.; и/или количество изученных источников – менее 10; не соблюдение научного стиля и ГОСТа при оформлении литературы. Студент отвечает не в полной мере на вопросы теоретического и практического характера, затрудняется с аргументацией.
0 баллов — студент не продемонстрировал умение краткого изложения содержания научных трудов, литературы по определенной научной теме; и/или объем реферата — менее 8 стр.; и/или количество изученных источников – менее 10; не соблюдение научного стиля и ГОСТа при оформлении литературы. Студент не отвечает на вопросы теоретического и практического характера.
1. Война на телеэкране: психологический контекст.
2. Имидж власти на телеэкране.
3. Насилие на телеэкране.
4. Психологические особенности аудитории региональных СМИ.
5. Мифологизация власти на страницах региональной прессы.
6. Явление имиджмейкерства в России.
7. Психопрограммирование и психорегуляция: вгзляд журналиста XXI века.
8. Психологический компонент основных функций СМИ.
9. Личностные и общественные ценности в журналистике.
10. Особенности участия СМИ в удовлетворении потребностей аудитории.
11. Модель мира журналистики. Проблема формирования медиареальности.
12. Проблема психологической информационной безопасности в современной журналистике: причины и последствия.
13. Текст СМИ в ракурсе психологии.
14. Психологические направления создания медиатекста.
15. Закономерности и сложности восприятия медиасообщения.
16. Психология журналистского текста в аспекте прагматики.
17. Особенности и закономерности воздействия массово-информационных текстов.
18. Аудиторный фактор воздействия сообщений.
19. Позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты массовой информации.
20. Психология личности журналиста.
21. Долженствовательная сфера личности журналиста.
22. Создание профессионального образа журналиста.
23. Психология журналистского творчества.
24. Психология общения журналиста с аудиторией.
25. Журналист-источник информации.
Артемьева Г.Н. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования и развития
Источник