Журналистская эмоциональность может быть

Способность к моделированию личностных особенностей партнера в общении ведет

а) к конструктивности общения;

б) к созданию преград в общении;

в) к прерыванию общения.

8. Выступление докладчика как представителя общества относится к одному из следующих видов общения:

б) групповому, предметно ориентированному;

в) личностному общению.

К невербальным средствам общения относятся

а) манера поведения, внешний облик;

г) жестика, пантомимика.

Общепринятое расстояние при доверительном общении

а) до одного метра;

б) до двух метров;

в) до трех метров;

г) до пяти метров.

Вариант 3

1. Профессионально важные качества личности журналистаэто

а) умение слушать собеседника;

б) умение поддержать беседу на любую тему;

в) умение находить возражения и контрдоводы;

г) все ответы верны.

2. Журналистская эмоциональность может быть

а) эмоционально уравновешенного типа;

б) радостного типа;

в) радостно — гневного типа;

г) раздражительно — тревожного типа;

д) все ответы верны.

Автором теории коммуникативных актов является

К позитивным и негативным психологическим эффектам массовой информации относятся

а) эпатажность, схематийность;

б) виртуализация, мифологизация;

в) сенсационность, альтруистичность;

г) манипулирование, типизация.

Эффект первичности и вторичности при приеме информации был открыт

Слухи классифицируются по

а) территориальному признаку;

б) временному признаку;

в) количественному признаку;

г) качественному признаку.

Межнациональные слухи относятся к классификации по

а) информационному признаку;

б) характеру формированию;

в) экспрессивному признаку;

г) территориальному признаку.

Структурно — системный анализ входит в группу

а) эмпирических методов;

б) интерпретационных методов;

в) методов обработки данных;

г) все ответы неверны.

Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации были определены

а) Томасом К.У. и Киллменном Р. X.;

Структуру нарратива (коммуникативного события) определил

Ответы на тесты по курсу «Психология журналиста»

Вопрос № Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
б а г
а г д
в в б
г г б
в б г
г б а
е а г
б а б
а а а
б а г

Дата добавления: 2015-04-11 ; просмотров: 21 | Нарушение авторских прав

Источник

4. Эмоциональное и реальное в журналистике

Эмоции от латинского emoveo – потрясаю, волную. Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Простейшая форма эмоции, т.н. эмоциональный тип ощущений – непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (вкусовые, температурные и т.д.).

Эмоции человека – это некие устойчивые чувства к предметам, явлениям. Сильное, доминирующее чувство, называемое страстью. Эмоции в творчестве выражают оценки явлениям, событиям.

Реальное то, что существует в действительности. Текст журналистского материала, написанный живо, эмоционально, убедительно затрагивает сердца и души читателей. Чтобы текст стал злободневным, тема должна затронуть сердце и душу автора. Когда сам волнуешься, болеешь душой, радуешься или злишься, текст получится эмоциональным, живым, убедительным.

Эмоциональный ряд присущ художественно-публицистическим жанрам, аналитическим и даже информационным. Трудно представить себе репортаж без эмоции. Методы репортажа – это эффект присутствия и эффект соучастия. И присутствие, и соучастие предполагает отношение автора, эмоции автора. Причем эмоции, основанные, опирающиеся на реальные факты, реальные обстоятельства. Эмоции в журналистике идут от реальности, от многообразия жизненных реалий.

ЭСТЕТИКА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Истончается тонкий тлен –

К нам – на воды и на леса –

Эти вывела облака,

И печальный встречает взор

Отуманенный их узор.

Недоволен стою и тих

Я, создатель миров моих –

Где искусственны небеса

И хрустальная спит роса».

Это стихотворение принадлежит великому мастеру слова, поэту Осипу Мандельштаму. В поэзии Мандельштама, в его творчестве талантливо проявляется эстетическое начало. Эстетика его поэзии в образности, в филигранной отделке стиля, в тематике его поэзии.

Читайте также:  Что чувствуют при мастопатии

1. Мобилизующая сила эстетических ценностей

Все виды и роды эстетической деятельности людей служили собственно мобилизации человеческих сил, человеческого духовного мира. Эстетическая деятельность объективно необходима человеку как инструмент саморегулирования в обществе.

Человек по натуре своей – художник. Он всюду так или иначе стремится вносить в свою жизнь красоту. Человек улавливает проявления всевозможных эстетических сигналов, идущих от объектов природы или от тех или других объектов самой творческой действительности человека. Он впитывает в себя эти сигналы и пронизывает ими продукты своего творчества.

Производство всевозможных эстетических и художественных ценностей всегда имело и имеет значение некоей движущей силы в обществе и отнюдь не выступает только как сопутствующее общественное явление.

Как красота в природе или жизни, будучи воспринята нами, мобилизует наши духовные силы, так и эстетическое начало в орнаменте, музыкальной ритмике или ритмике танца эстетически организует наш духовный мир.

Первоначально эстетические силы сосредоточивались для людей, во-первых, в некоторых природных свойствах различных ритмических явлений, созвучий и т.д. И, во-вторых, сосредоточивались они в ритмике создаваемого человеком орнамента, в ритмике танцев, в творимой людьми звуковой ритмике песен и мелодий.

«…в поэзии принцип ритма ощущается нами как художественный, и мы забываем его простейшие психофизические начала» 23 .

Но ритм только тогда эстетически и художественно действует на наше восприятие, когда он, изоморфно преобразуясь в соответствующие психологические импульсы, способен привести наш духовный мир в состояние, которое мы называем эстетическим настроением.

Люди всегда стремились силой слова, силой рисунка, силой выразительности повлиять на противостоящие им явления природы.

Живопись, литература, журналистика отражают социальные и моральные проблемы человеческого бытия. Поэтому живопись, литература, журналистика являются могущественным средством художественного познания жизни и передают жизненный опыт из поколения в поколение. Раскрывая человеческую жизнь в художественных образах, они становятся подлинным «человековедением». Художественно-познавательная и воспитательная роль живописи, литературы, журналистики очень велика. Познавательное раскрытие действительности, образность и сюжетность этих видов творчества стали рассматриваться в эстетике как главный признак художественности.

Основа творчества, его прочный фундамент – это образ. Но у творческого начала есть и другие средства воздействия. И одно образное воссоздание действительности, одно ее образное познание еще не есть творчество. Если бы творчество сводилось только к образно-познавательной деятельности, то вместо эстетических ценностей мы имели бы лишь образно-иллюстративный придаток к научному познанию мира.

У людей творческих, чутко воспринимающих проявления эстетического начала в природе, в жизни, вырабатывается путь эстетического освоения действительности.

«Красота окружающего мира: цветка и полета ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача» 24 , – писал В. Солоухин.

Недаром художники, писатели, журналисты понимают эстетическое начало, выражаясь словами Шиллера, как «тот вид активности, который сообщается человеческой душе прекрасными созданиями природы и искусства» 25 .

Воспринимая свое образное познание мира не только как познавательную ценность, человек творческий стремится к тому, чтобы структура его произведений становилась для читателей, зрителей и слушателей именно эстетически настраивающим началом.

Эстетическая настройка духовного мира человека является очень важным фактором, не менее важным, чем его познавательная и образно-познавательная деятельность. При таком подходе к творчеству становится понятным, что творчество родилось для удовлетворения сразу двух потребностей человеческого общества: познавательно-образной и эстетически настраивающей.

Источник

Раздел 5. Психология журналистского труда и творчества

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ИМИДЖА ЖУРНАЛИСТА:

ЖУРНАЛИСТСКАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ МОЖЕТ БЫТЬ:

1) эмоционально уравновешенного типа

2) радостного типа

3) радостно-гневного типа

4) все ответы верны

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ЖУРНАЛИСТА – ЭТО …

1) умение поддержать беседу на любую тему

2) умение находить возражения и контрдоводы

Читайте также:  У меня тоже настроение веселое

3) умение слушать собеседника

4) все ответы верны

К КАКОМУ МОТИВАЦИОННОМУ КОМПЛЕКСУ ОТНОСЯТСЯ ТАКИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ, КАК ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ, ЗДОРОВЬЕ, ПОТРЕБНОСТЬ В КОМФОРТЕ, ДОСТАТКЕ И ДУШЕВНОМ ПОКОЕ:

1) интериндивидный комплекс

2) метаиндивидный комплекс

3) интраиндивидный комплекс

4) ультраиндивидный комплекс

ВНУТРЕННЕ СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ БЫТЬ НЕЗАВИСИМЫМ, СВОБОДНЫМ ПРЕЖДЕ ВСЕГО:

1) от мнений кого бы то ни было

2) от принятых в обществе норм и правил

3) от «массифицированного», «усреднённого» сознания толпы

4) от всего, что мешает его индивидуальному творчеству

СРЕДИ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ОТСУТСТВУЕТ:

4) выражение и коммуникация эмоций

ОТРАЖЕНИЕ В СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА НАИБОЛЕЕ СЛОЖНЫХ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ ОБЪЕКТИВНОГО МИРА НАЗЫВАЕТСЯ:

ВИД МЫШЛЕНИЯ, ОПИРАЮЩИЙСЯ НА НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДМЕТОВ И РЕАЛЬНОЕ ИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, НАЗЫВАЕТСЯ:

ОТ ПРОЦЕССА ЗАПОМИНАНИЯ ЗАВИСИТ(-ЯТ) В СОХРАНЕНИИ МАТЕРИАЛА:

1) только полнота

2) только точность

3) только прочность

4) полнота, точность и прочность

1) непосредственные переживания чего-либо

2) устойчивые эмоциональные отношения к кому-либо или к чему-либо

3) стойкие, сильные, длительные эмоциональные состояния

4) индифферентные отношения к действительности

1) синоним термина «креативность»

2) набор любых действий человека

3) «одухотворенное действие»

4) работа на перспективу

АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ К ПРОДУКЦИИ СМИ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ДВУХ ФОРМАХ

1) статистическая и качественная

2) статистическая и динамическая

3) синтаксическая и стилистическая

4) совокупная и ситуационная

ПЕРВОПРИЧИНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В КОЛЛЕКТИВЕ СМИ ЧАЩЕ ВСЕГО ЯВЛЯЮТСЯ…

1) плохие климатические условия

2) условия труда (например, отсутствие личного кабинета для работы)

3) ограничения творческого характера

4) зависть коллег

Процедура оценивания и критерии оценивания, применяются при использовании данного оценочного средства в соответствии с БРС и технологической картой студента.

Шкала оценивания (0-10 баллов) «0-4 балла» – 60% и менее «5 баллов» – 61-80% «7 баллов» – 81-90% «10 баллов» – 91-100%.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижневартовский государственный университет» Кафедра психологии образования и развития Доклад по дисциплине Б1.Б.8 ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ (шифр и наименование дисциплины) для студентов 3 курса по направлению 42.03.02 Журналистика, профиль«Деловая журналистика»

Процедура оценивания и критерии оценивания, применяются при использовании данного оценочного средства в соответствии с БРС и технологической картой студента.

Критерии оценивания компетенций (результатов):

1 балл – доклад соответствует теме, но тема раскрыта поверхностно, прозрачна логика рассуждения, встречаются логические ошибки, чтение доклада, наглядные материалы отсутствуют. На вопросы теоретического и практического характера студент отвечает не в полной мере, затрудняется с аргументацией.

2-3 балла – доклад соответствует теме, но есть незначительные отступления, приводится 1-2 весомых аргумента, прозрачна логика рассуждения, чтение доклада, наглядные материалы присутствуют. На вопросы теоретического и практического характера студент отвечает аргументируя свою позицию, однако его аргументы требуют уточнений.

4-5 баллов – доклад полностью соответствует теме, приводится 2-3 весомых аргумента, прозрачна логика рассуждения, приводятся примеры, разъясняющие положения докладчика, доклад рассказывается, не читается, презентация доклада. На вопросы теоретического и практического характера студент отвечает аргументируя свою позицию.

Описание шкалы оценивания:

1 балл – «удовлетворительно» (пороговый балл);

2-3 балла – «хорошо»;

4-5 баллов – «отлично».

Примерная тематика докладов:

1. Журналистика как область творческой деятельности.

2. Современные технологии воздействия и суверенность личности, включенной в массовую коммуникацию.

3. Перспектива применения контент-анализа.

4. Вербальные способы манипуляции сознанием.

5. Толерантность в средствах массовой информации.

6. Функции СМИ и их психологический аспект.

7. Творческая одаренность в журналистике.

8. Модель и нравственность в СМИ.

9. Роль новостей и рекламы в победе на выборах.

10. Патопсихология журналистского творчества.

11. Понятия «бренд», «брендинг» в теории и практике журналистики.

12. Аудитория СМИ: потенциальная, реальная, базовая.

13. Факторы, препятствующие организации диалоговых отношений СМИ и аудитории.

14. «Мазохистская» зависимость от СМИ.

Читайте также:  Как успокоится когда у тебя депрессия

15. Философия новостей как определение субъективной линии поведения редакции.

16. Игрореализация как новое явление для современной отечественной массово- коммуникационной практики.

17. Роль СМИ в выявлении общественного мнения.

18. Психологические особенности представителей различных социумов как потребителей Интернет-информации.

19. Возрастающий консерватизм морали СМИ.

20. Проблема статической и динамической адаптации личности к продукции СМИ.

21. Журналистика в стиле on-line.

22. Роль массовой коммуникации в процессах психо-социальной адаптации.

23. Убеждение, внушение, заражение – основные формы воздействия на аудиторию.

24. Особенности журналистской памяти.

25. Способность журналистского предвидения и прогностическая мыслительная деятельность.

26. Принцип социальной ответственности СМИ.

27. Мотивы обращения к СМИ.

28. Влияние гендерных стереотипов на характер восприятия информации.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижневартовский государственный университет» Кафедра психологии образования и развития Реферат по дисциплине Б1.Б.8 ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ (шифр и наименование дисциплины) для студентов 3 курса по направлению 42.03.02 Журналистика, профиль«Деловая журналистика»

Процедура оценивания и критерии оценивания, применяются при использовании данного оценочного средства в соответствии с БРС и технологической картой студента.

краткость изложения содержание научных трудов, литературы по определенной научной теме; объем реферата — 10-15 стр.; количество изученных источников – 15-20; соблюдение научного стиля и ГОСТа при оформлении литературы; публичная защита реферата.

Шкала оценивания (0-9 баллов):

9 баллов — студент продемонстрировал умение кратко изложить содержание научных трудов, литературы по определенной научной теме; объем реферата — 10-15 стр.; количество изученных источников – 15-20; соблюдение научного стиля и ГОСТа при оформлении литературы. При защите реферата студент отвечает на вопросы теоретического и практического характера, аргументирует свою позицию.

5 баллов — студент продемонстрировал умение кратко изложить содержание научных трудов, литературы по определенной научной теме; объем реферата – 8-9 стр.; и/или количество изученных источников – 10-14; и/или несоблюдение научного стиля и/или ГОСТа при оформлении литературы. Студент отвечает на вопросы теоретического и практического характера, аргументирует свою позицию, однако его аргументы требуют уточнений.

3 балла — студент продемонстрировал слабое умение краткого изложения содержания научных трудов, литературы по определенной научной теме; и/или объем реферата — менее 8 стр.; и/или количество изученных источников – менее 10; не соблюдение научного стиля и ГОСТа при оформлении литературы. Студент отвечает не в полной мере на вопросы теоретического и практического характера, затрудняется с аргументацией.

0 баллов — студент не продемонстрировал умение краткого изложения содержания научных трудов, литературы по определенной научной теме; и/или объем реферата — менее 8 стр.; и/или количество изученных источников – менее 10; не соблюдение научного стиля и ГОСТа при оформлении литературы. Студент не отвечает на вопросы теоретического и практического характера.

1. Война на телеэкране: психологический контекст.

2. Имидж власти на телеэкране.

3. Насилие на телеэкране.

4. Психологические особенности аудитории региональных СМИ.

5. Мифологизация власти на страницах региональной прессы.

6. Явление имиджмейкерства в России.

7. Психопрограммирование и психорегуляция: вгзляд журналиста XXI века.

8. Психологический компонент основных функций СМИ.

9. Личностные и общественные ценности в журналистике.

10. Особенности участия СМИ в удовлетворении потребностей аудитории.

11. Модель мира журналистики. Проблема формирования медиареальности.

12. Проблема психологической информационной безопасности в современной журналистике: причины и последствия.

13. Текст СМИ в ракурсе психологии.

14. Психологические направления создания медиатекста.

15. Закономерности и сложности восприятия медиасообщения.

16. Психология журналистского текста в аспекте прагматики.

17. Особенности и закономерности воздействия массово-информационных текстов.

18. Аудиторный фактор воздействия сообщений.

19. Позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты массовой информации.

20. Психология личности журналиста.

21. Долженствовательная сфера личности журналиста.

22. Создание профессионального образа журналиста.

23. Психология журналистского творчества.

24. Психология общения журналиста с аудиторией.

25. Журналист-источник информации.

Артемьева Г.Н. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования и развития

Источник

Оцените статью