Жизненный путь исследование содержания эмоциональных проблем
ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ запись закреплена
Методика рисуночных метафор «Мой жизненный путь» представляет собой комплексный способ психологической диагностики и консультирования подростков и взрослых людей.
Методика состоит из двух частей: изображение клиентом своей собственной жизни в виде рисунка, обсуждение этого рисунка с психологом-консультантом.
Предназначена для диагностики эмоционального состояния человека, некоторых особенностей его темперамента и характера, представлений о своей жизни и отношений к ней, выявления личностных проблем, расширения возможных способов их решения, определения целей и планирования путей их достижения.
Методика относится к классу проективных методов диагностики личности.
Методика характеризуется:
— экономичностью (методика компактна, не требует специального оборудования и материалов, относительно проста в проведении, допускает групповую форму, занимает не более 30 минут для получения данных, не требует сложных методов обработки);
— глубиной получаемой информации (методика позволяет выявить индивидуально-психологические характеристики клиента и особенности его сознания, скрытые в обыденном поведении и повседневном общении и не всегда проявляющиеся в условиях традиционного консультирования);
— универсальностью (методика гибка в применении и может использоваться для решения широкого спектра задач общего и профессионального психологического консультирования);
— значительным психокоррекционным потенциалом при консультационной работе с клиентом.
Метафорический характер выполняемых заданий и получаемых результатов позволяет объективировать проблемы клиента, дает ему возможность более свободно и безопасно выражать свои чувства и отношения. Наглядность представлений о содержании и динамике отношений клиента создает условия для лучшего понимания им проблем и творческого их разрешения.
Кроме того, методика:
— облегчает установление контакта с клиентом, позволяет преодолеть барьеры и формальный характер взаимоотношений, является материалом для беседы и позволяет ее эффективно структурировать;
— позволяет удачно распределить роли между клиентом и консультантом, оптимизировать активность клиента и преодолеть его потребительское отношение к консультации.
Методика допускает возможность сравнения различных категорий клиентов между собой, контролировать ход и результаты консультирования, выявлять группы клиентов, нуждающихся в различных консультационных услугах и формах работы.
Процедура проведения методики рисуночных метафор «Мой жизненный путь»
Инструкция клиенту
«Путник шел по дороге, которая называлась «Жизнь». Дорога привела его к перекрестку. Путник остановился, осмотрелся и задумался. По какому пути идти дальше?
Представьте себя на месте этого путника.
О чем Вы думаете?
Что Вы чувствуете?
Перед Вами чистый лист бумаги. Возьмите карандаш и изобразите на листе свою прошлую историю, свое положение в настоящий момент и варианты своей будущей жизни. Используйте свои воспоминания, переживания, фантазии и мечты.
Куда Вы хотите придти?
Что Вы возьмете с собой в дорогу?
С чем встретитесь на своем пути?
Чему Вам предстоит научиться?»
Условия проведения методики
Поскольку результаты методики в значительной мере зависят от внешних условий (поза, рабочая поверхность, характер бумаги, письменные принадлежности) и внутренних условий (состояние, отношение к тестированию), важно придерживаться стандартных условий.
Перед началом тестирования следует познакомиться с клиентом и помочь ему успокоиться.
Далее необходимо вслух прочитать инструкцию к тесту.
Если требуется, прочитать инструкцию повторно.
Можно сказать, что выполнение теста не требует умения рисовать и художественных способностей.
Клиент должен рисовать сидя за столом, либо на специальном — ровном и твердом планшете.
Рисовать необходимо на чистом листе бумаги формата А4 (210х297 мм). Уменьшение площади листа недопустимо по причине ограничения амплитуды графических движений и потери информации о размерах рисунков.
Следует рисовать только простым карандашом или шариковой ручкой. Рисование чернилами, гелем или фломастером нежелательно вследствие потери информации о нажиме и характере линий.
Стирать выполненные рисунки или их детали резинкой не разрешается.
Время выполнения задания не ограничивается. В группе можно следить за процессом рисования и остановить его, когда большинство клиентов закончат свои рисунки. Но торопить клиентов нельзя.
Регистрация показателей поведения клиента в процессе выполнения методики
В том случае, если методика проводится в индивидуальной форме, целесообразно регистрировать показатели поведения клиента в процессе рисования, представляющие собой дополнительный источник диагностической информации:
-Латентный период (продолжительность времени от конца предъявления инструкции до начала выполнения рисования),
-Длительность выполнения задания,
-Паузы, остановки в процессе рисования продолжительностью более минуты,
-Возвраты к уже нарисованным частям изображения,
-Нарушения последовательности рисования от прошлого к будущему,
Спонтанные высказывания клиента, выражающие:
Вопросы и уточнения, самооправдания,
Поиск помощи или оценки, самокритика, извинения,
Критика задания или внешних условий,
Отказ от выполнения задания,
Ведущая рука,
Поза клиента:
Наклон туловища,
Поворот туловища,
Расстояние от руки до туловища,
Прикрывание рисунка рукой,
Вегетативные и моторные проявления напряжения клиента:
Потоотделение,
Покраснение или побледнение кожи,
Тремор, дрожание рук,
Раскачивание туловищем, головой или конечностью,
Покусывание или облизывание губ, грызение карандаша.
При этом проверка и обсуждение полученных сведений с клиентом в форме замечаний и вопросов по тем или иным признакам возможны лишь после окончания процесса рисования.
Интерпретация и обсуждение результатов
Общие принципы интерпретации результатов
Показатели результатов выполнения методики можно условно разделить на две больших категории. К первой категории относятся показатели, характеризующие формальные, графические особенности рисунка, описывающие не столько то, что изображено на рисунке, сколько то, как оно изображено. Показатели поведения клиента в процессе выполнения методики по своим диагностическим характеристикам приближаются к формальным. Ко второй категории относятся показатели, характеризующие содержание изображения.
Формальные показатели в большей степени связаны с устойчивыми индивидуально-психологическими особенностями, чертами темперамента и характера личности, а также с эмоциональным состоянием человека. Содержательные характеристики в большей мере указывают на особенности представлений и отношений человека, конкретное содержание его проблем.
Общие принципы обсуждения результатов
В основе обсуждения результатов методики рисуночных метафор «Мой жизненный путь» лежит принцип аналогии между изображаемыми персонажами и автором изображения. Иными словами, изображение жизненного пути представляет метафорическую модель реального жизненного пути клиента. Термин «метафора» (от греч. metaphora — перенесение) означает образное сравнение, уподобление одного явления другому. Между элементами изображения с одной стороны и лицами, действиями, объектами и событиями подлинной жизни клиента с другой стороны может существовать некоторое соответствие. И если мы в состоянии выявить отношение клиента к тем или иным деталям изображения, то мы можем предположить, что его отношение к аналогичным предметам или явлениям в реальной жизни имеет сходный характер.
Основной стратегией обсуждения результатов методики является выявление целей, проблем и ресурсов клиента через цели, проблемы и ресурсы персонажа. Таким образом, тремя главными задачами обсуждения является помощь клиенту в выяснении:
— собственных целей клиента, того, к чему он стремится, что для него является наиболее важным в жизни;
— содержания проблем клиента, препятствий, того, что мешает ему достичь поставленных целей;
— ресурсов клиента, его возможностей, того, что могло бы помочь ему в достижении целей, способов и вариантов решения проблем.
Содержание обсуждения, не связанное, так или иначе, с данными тремя задачами, может затягивать процесс консультирования и уводить его в сторону, то есть, снижать его эффективность. Поэтому периодически в процессе обсуждения следует задавать себе вопрос: «Какую задачу я решаю?».
В качестве основной тактики является последовательность обсуждения от изображения (метафоры) к реальным переживаниям и поведению клиента. В любом случае сначала с клиентом обсуждаются особенности изображения, затем консультант использует один из показателей изображения для того, чтобы перейти к обсуждению реальных отношений клиента. В этом случае клиент, как правило, не замечает, в какой момент он начал говорить не о том, что изображено, а о том, что он на самом деле чувствует или хочет.
В результате облегчается процесс обсуждения проблем клиента, в том числе и тех, которые при других условиях могли бы сопровождаться негативными или даже болезненными переживаниями.
Использование в начале беседы с клиентом рисуночных метафор позволяет избежать излишней тревоги и сопротивления клиента, поскольку ситуация не воспринимается им как угрожающая. Напротив, опыт показывает, что клиент может испытывать повышенный интерес, удивление и даже радостные чувства, которые повышают его готовность к откровенному обсуждению его подлинных переживаний и отношений.
Таким образом, клиент может не только по-новому увидеть свои проблемы и способы их разрешения за счет подключения фантазии и творческого воображения, но и получить от этого дополнительное удовольствие.
Модель обсуждения зависит от того, какие показатели используются для беседы с клиентом: формальные или содержательные. Однако независимо от модели обсуждение начинается с общих вопросов клиенту, направленные на достройку метафоры. В процессе достройки метафоры консультант уточняет содержание изображения в целом и отдельных его деталей, а клиент активно включается в процесс, актуализирует механизмы фантазии, при необходимости в воображаемом плане дополняет недостающие детали.
В качестве примера помощи клиенту в достройке метафоры можно использовать следующие вопросы:
Какое название Вы могли бы придумать для этой картины? Что выражает это название? Какие чувства оно вызывает?
Что может увидеть и понять другой человек, взглянув на эту картину? Какие чувства и мысли может вызвать у него эта картина? Чему она может научить другого человека?
Если бы Вы рисовали жизненный путь через 10 лет, то чем отличался бы Ваш рисунок от этого? Что исчезло бы? Что появилось бы нового?
Чем отличаются прошлый путь, настоящее и будущее путника? Что общего между ними?
В какой части своего жизненного пути путник наиболее счастлив, переживает радость? Почему? Благодаря каким условиям? Что этому способствует?
Какова цель этого пути? К чему стремится путник? Чего он хочет достичь? Как он узнает, что его цель достигнута?
Что может помешать путнику? С какими препятствиями он может встретиться на своем пути?
Что ему необходимо для того, чтобы достичь поставленной цели? Каковы условия, средства, возможности?
Каков план его маршрута? Не могли бы Вы назвать основные ориентиры, этапы, переходы, остановки?
В чем он наиболее нуждается в данный момент? Карта? Проводник? Аптечка? Инструменты? Снаряжение? Одежда? Еда? Попутчик? Оружие?
Количество, состав и последовательность вопросов не являются стандартными, они могут определяться консультантом исходя из его опыта, привычек, субъективных предпочтений, особенностей изображения, состояния клиента, содержания его проблем и т.д. Достройка метафоры заканчивается, когда консультант выясняет общий смысл изображения и смысл непонятных для него деталей, а клиент вживается в образ. Уже на этом этапе в сознании клиента может произойти понимание некоторых особенностей его поведения, переживаний, отношений и проблем.
Далее начинается обсуждение более конкретных и частных результатов с целью уточнения и углубления понимания.
Интерпретация и обсуждение показателей поведения клиента — ПРИЛОЖЕНИЕ
Источник
Методика «Жизненный путь»
Методика предназначена для диагностики эмоционального состояния человека, некоторых особенностей его темперамента и характера, представлений о своей жизни и отношений к ней, выявления личностных проблем, расширения возможных способов их решения, определения целей и планирования путей их достижения.
Добавить в избранное
Описание
Назначение и сфера возможного использования методики
Методика рисуночных метафор «Жизненный путь» разработана Игорем Леонидовичем Соломиным. Уникальность ее заключается в том, что она разработана отечественным автором и учитывает российские социокультурные особенности.
Методика относится к классу проективных методов диагностики личности. Она характеризуется:
- экономичностью (компактна, не требует специального оборудования и материалов, относительно проста в проведении, допускает групповую форму тестирования, занимает не более 30 минут для получения данных, не требует сложных методов обработки);
- глубиной получаемой информации (методика позволяет вывить индивидуально-психологические характеристики клиента и особенности его сознания, скрытые в обыденном поведении и повседневном общении и не всегда проявляющиеся в условиях традиционного консультирования);
- универсальностью ( методика гибка в применении и может использоваться для решения широкого спектра задач общего и профессионального психологического консультирования);
- значительным психокоррекционным потенциалом при консультационной работе с клиентом.
Метафорический характер выполняемых заданий и получаемых результатов позволяет объективировать проблемы клиента, дает ему возможность более свободно и безопасно выражать свои чувства и отношения. Кроме того методика:
- облегчает установление контакта с клиентом, позволяет преодолеть барьеры и формальный характер взаимоотношений, является материалом для беседы и позволяет ее эффективно структурировать;
- позволяет удачно распределить роли между клиентом и консультантом, оптимизировать активность клиента;
- дает возможность сравнивать различные категории клиентов между собой, контролировать ход и результаты консультирования, выявлять группы клиентов, нуждающихся в различных консультационных услугах и формах работы.
Методика «Жизненный путь» может применяться в психологическом консультировании различных направлений, в том числе, профконсультировании, тренинге, в комплексе психокоррекционных мероприятий, арт-терапии, в образовательных учреждениях для работы с подростками (старше 14 лет).
Содержание теста и особенности работы с методикой
Методика рисуночных метафор «Жизненный путь» представляет собой комплексный способ психологической диагностики и консультирования подростков и взрослых людей. Методика состоит из двух частей:
- Изображение клиентом своей собственной жизни в виде рисунка.
- Обсуждение этого рисунка с психологом-консультантом.
Применение этой методики показало, что она может быть эффективна не только для диагностики, но и непосредственно для консультировании клиентов. Выяснилось, что наглядная форма методики облегчает понимание клиентами своих проблем и способов их решения. Кроме того, метафорический характер методики позволяет преодолеть сопротивление клиентов в процессе обсуждения их личных переживаний, помогает разобраться в содержании их отношений и представлений. Клиенты с готовностью включаются в процесс активного обсуждения результатов. Наконец, методика оказывается очень удобной при работе с людьми, испытывающими трудности в вербализации своих отношений, в частности, с молчаливыми или излишне разговорчивыми клиентами.
Методическое руководство позволяет познакомиться с основными принципами методики и приобрести начальные навыки ее использования. Атлас рисунков клиентов и показательные таблицы к нему, а также приведенные конкретные примеры использования методики дают возможность получить наглядное представление о получаемых результатах.
Источник