Жизнь коллектива должна быть наполнена радостью это принцип

Слагаемые педагогической системы А.С. Макаренко.

I слагаемое – цель воспитания Макаренко.

– Найдите слова А.С. Макаренко, которые определяют это. (Читают).

Воспитание энергичных и идейных членов общества. При этом главная цель – воспитательное влияние на целый коллектив; 2) влияние на данную личность; 3)она должна поставить в гармоническое положение и личность, и коллектив, и воспитателей. Кроме того, цели должны находиться в диалектической взаимосвязи со средствами воспитания. Это и составит, с точки зрения Макаренко, суть педагогической логики.

II слагаемое – принципы воспитательной деятельности Макаренко.

а) Итак, центральный принцип А.С. Макаренко – принцип гуманизма, сущность которого заключается в формуле: «Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему». Этот принцип предполагает безграничную веру в человека, его возможности. Эту веру Макаренко называл «оптимистической перспективой в подходе к человеку» с. 53-54. 1,2,3. т.1.

б) Другим не менее важным принципом Макаренко является то, что «истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость». В этой связи Макаренко выдвигает идею о «системе перспективных линий». Именно эта система помогает учителю намечать перспективные пути своим воспитанникам, вызывать к жизни «завтрашнюю радость».

в) Третий принцип, выдвинутый Макаренко – это «принцип параллельного действия»

– В чем суть этого принципа? (читают слова Макаренко).

1) Сердцевиной всей системы воспитания Макаренко является детский коллектив, его деятельность.

– Что пишет Макаренко об этом? (читают).

Коллектив, с точки зрения Макаренко, является воспитателем личности.

Именно в коллективе реализуются в наибольшей степени все вышеназванные принципы.

Коллектив подчинен закону самоусложнения задач и закону самоактуализации этих задач, которые в совокупности могут быть названы как законы движения детского коллектива.

При организации работы детского коллектива педагог, по мнению Макаренко, должен учитывать:

· Отношение воспитанников к педагогическому воздействию;

· Степень податливости воспитательному воздействию;

· Положение воспитанника в системе внутри коллективных отношений (благополучное, неблагополучное, неустойчивое положение);

· Уровень развития коллектива;

· Нравственный климат коллектива;

· Направленность устремлений различных групп воспитанников;

В результате анализа данных показаний выделяются типологические группы воспитанников:

Вся дальнейшая работа строится с учетом особенностей каждой группы.

«Жизнь детского коллектива должна быть наполнена не радостью простого развлечения и удовлетворения сейчас, немедленно, а радостью трудовых напряжений и успехов завтрашнего дня».

2) – Что способно дать такую радость?

Ответ однозначный у Макаренко труд. Следующее слагаемое наследия Макаренко труд как средство существования, развития коллектива и как средство воспитания.

Трудовое воспитание, по мнению Макаренко, должно переходить в производственное воспитание.

3) Воспитание тесно связано с понятием «дисциплина»

– Что такое дисциплина в понимании А.С. Макаренко? (читают).

Логика дисциплины с точки зрения Макаренко.

а) Дисциплина необходима коллективу для того, чтобы он лучше и быстрее достигал своих целей;

б) дисциплина нужна, чтобы каждый отдельный человек развивался, чтобы воспитывал в себе умения преодолевать препятствия и совершать трудные работы;

в) в каждом коллективе дисциплина должна быть поставлена выше интересов отдельных членов коллектива;

г) дисциплина укрепляет коллектив и каждого отдельного члена коллектива;

д) дисциплина есть свобода, она ставит личность в более защищенное, свободное положение и создает полную уверенность в своем праве, путях, возможностях именно для каждой отдельной личности;

е) дисциплина проявляется не тогда, когда человек делает что-нибудь для себя приятное, а когда человек делает что-нибудь тяжелое, требующее напряжения. Это он делает потому, что убежден в полезности и необходимости этого дела для коллектива и общества.

6) Семью Макаренко рассматривает как важнейшую область, где человек проходит свой общественный путь.

Большое значение Макаренко придавал авторитету родителей.

Главным основанием родительского авторитета может быть только жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Если родители делают свое дело честно, разумно, если перед ними поставлены значительные и прекрасные цели, если они дают себе полный отчет в своих действиях и поступках – это значит у них есть родительский авторитет.

Есть много сортов ложного авторитета.

а) авторитет подавления;

б) авт. расстояния;

г) авт. педаитизма;

7) Для того, чтобы реализовать все вышеперечисленное, нужен очень профессионально подготовленный, глубоко чувствующий ситуацию педагог.

– Что пишет об этом Макаренко? (читают)

Макаренко одним из первых поставил вопрос о совершенствовании профессиональной подготовки учителя, об овладении им педагогической техникой. Он подчеркивал, что нельзя полагаться лишь на талант воспитателя. Успех дела решается по мнению Макаренко, мастерством учителя, основанном на умении, квалификации, владения педагогической техникой. Часто грамотно подготовленный урок не дает нужного эффекта из-за неумения распоряжаться своими эмоциональными ресурсами, управлять душевным состоянием, мобилизовать свои творческие силы.

Макаренко считал, что студентов педагогических вузов надо учить, как стоять, как сидеть, как подняться со стула, как посмотреть на ученика, на весь класс.

«Здесь мы сталкиваемся с той областью, которая всем известна в драматическом искусстве», – пишет Макаренко.

Читайте также:  Как узнать какие у него чувства ко мне

«Педагог не может не играть.. нужно уметь играть…Но нельзя просто играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соединять с этой игрой вашу личность. Это не мертвая игра, техника, а настоящее отражение тех процессов, которые имеются в нашей душе».

И он в полной мере владел педагогической техникой и постоянно продолжал ее совершенствовать.

Так, фразу «подай дневник» Макаренко мог сказать с 31 оттенком.

Многие ситуации, описанные в Педагогической поэме» основаны на хорошо продуманной, спрогнозированной пед. технике.

(Даю ситуацию с Семеном Карабановым. С. 163-165 «Пед. поэмы»).

– Какие элементы педагогической техники использует Макаренко? (жест, тон, взгляд, мнимое безразличие, т.д.)

Итак, давайте подведем итоги.

Можем ли мы говорить, что имеем дело с педагогической системой или перед нами педагогический опыт? (система, но не кабинетная, а вышедшая из опыта, практики, проверенная и подтвержденная опытом).

– Насколько приемлемо педагогическое наследие Макаренко для современной школы?.

Источник

Законы существования коллектива

Особо интересными для изучения модели воспитательного коллектива А.С.Макаренко являются законы существования коллектива. Их было три:

1. Закон системы перспективных линий.

Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить вос­питанников, он называл перспективой. При этом он исходил из положения о том, что «истинным стимулом человеческой жиз­ни является завтрашняя радость». Понятная каждому воспи­таннику, осознанная и воспринятая им перспективная цель становится мобилизующей силой, помогающей преодолевать трудности и препятствия.

В практике воспитательной работы А.С.Макаренко разли­чал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую. Близ­кая перспектива выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития, даже на начальной. Близкой перспективой может быть, например, совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр, интересная игра-соревнование и т.д. Основное требование к близкой перспективе заключается в том, что она должна опираться на личную заинтересованность: каждый воспитанник воспринимает ее как собственную завтрашнюю радость, стремится к ее осуществлению, предвкушая ожидаемое удовольствие. Высший уровень близкой перспективы — это перспектива радости коллективного труда, когда уже один образ совместного дела захватывает ребят как приятная близкая перспектива. Строить близкую перспективу надо не только на принципе приятного, хотя бы в этом приятном и есть элементы полезного. «Надо дать возможность детям стремиться именно к таким удовлетворениям, которые требуют некоторого приложения труда. Жизнь коллектива должна быть наполнена. не радостью простого развлечения и удовлетворения сейчас, немедленно, а радостью трудовых напряжений и успехов завтрашнего дня» [7, с.78-79].

Средняя перспектива, по мнению А.С.Макаренко, заключа­ется в проекте коллективного события, несколько отодвинуто­го во времени. Для достижения этой перспективы нужно при­ложить усилия. Примерами средних перспектив, получивших распространение в современной школьной практике, можно назвать подготовку к проведению спортивного соревнования, школьного праздника, литературного вечера. Среднюю пер­спективу наиболее целесообразно выдвигать тогда, когда в классе уже сформировался хороший работоспособный актив, который может выступить с инициативой и повести за собой всех школьников. Для коллективов на различных уровнях раз­вития средняя перспектива должна дифференцироваться по времени и сложности.

Далекая перспектива — это отодвинутая во времени, наибо­лее социально значимая и требующая значительных усилий для достижения цель. В такой перспективе обязательно сочетаются личные и общественные потребности.

Разрабатывая переход от более близких и личных целей к более ценным и далеким, не следует забывать, что в практической деятельности коллектива эти цели нередко противопоставляются. «Если в коллективе чувствуется это противоречие между целями общими и частными, личными, значит коллектив не советский, значит, он организован неправильно» [7, с.206].

Правильная организация коллектива тесно связана не только с организацией перспектив, но и с претворением личных целей в общественные, причем должна быть полная гармония личных и коллективных целей, у каждого воспитанника не должно быть никакого ощущения противоречия между ними.

Все стремления горьковцев, их новые перспективы были особенно ценны тем, что в них была полная гармония личных перспектив и общественных [11, с.259].

Пример наиболее рас­пространенной далекой перспективы — цель успешного окон­чания школы и последующего выбора профессии. Воспитание на далекой перспективе дает значительный эффект лишь тогда, когда главное место в коллективной деятельности занимает труд, когда коллектив увлечен совместной деятельностью, когда для достижения поставленной цели требуются коллективные усилия.

При построении перспектив А.С.Макаренко замечал: выстроить систему перспективных линий нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее осуществления. Он отмечал, что развитие коллектива и каждого его члена в этих условиях существенно ускоряется, а воспитательный процесс протекает естественно. Выбирать перспективы надо с таким расчетом, чтобы работа закончилась с реальным успехом. Прежде, чем ставить перед учениками трудные задачи, необходимо учесть и общественные нужды, и уровень развития и организованности коллектива, и опыт его работы. Непрерывная смена перспектив, постановка новых и все более трудных задач — обязательное условие прогрессивного движения коллектива.

Читайте также:  Полихудожественный подход как средство развития эмоциональной отзывчивости детей

2. Принцип параллельного действия.

«Советская педагогика есть педагогика не прямого, а параллельного педагогического действия» [7, с.93]. Этими словами Макаренко
ставит на положение закона разработанный им теоретически и проверенный на практике «принцип параллельного действия». Макаренко утверждает, что дисциплинирование отдельной личности и полная свобода отдельной личности не наша музыка. «Советская педагогика должна иметь совершенно новую логику: от коллектива к личности. Объектом советского воспитания может быть только целый коллектив. Только воспитывая коллектив, мы можем рассчитывать, что найдем такую форму его организации, при которой отдельная личность будет и наиболее дисциплинирована, и наиболее свободна. Только в адрес коллектива и должны мы направлять наше «организованное педагогическое влияние» [8, с.424].

Давно установлено, что непосредственное воздействие педагога на ученика по ряду причин может быть малоэффективным. Лучшие результаты дает воздействие через окружающих его школьников. Это учитывал А.С.Макаренко, выдвигая принцип параллельного действия. В его основе — требование воздействовать на школьника не непосредственно, а опосредованно, через первичный коллектив. Сущность этого принципа наглядно представлена на условной схеме, предложенной И.П.Подласым: [14, с.71].

Подласый И.П., опираясь на труды А.С.Макаренко, отмечает, что каждый член коллектива оказывается под «параллельным» воздействием, по крайней мере, трех сил — воспитателя, актива и всего коллектива. Воздействие на личность осуществляется как непосредственно воспитателем (параллель 1), так и опосредованно через актив и коллектив (параллели 2′ и 2). При повышении уровня сформированности коллектива непосредственное воздействие воспита­теля на каждого отдельного воспитанника ослабевает, а воздей­ствие на него коллектива усиливается. Принцип параллельного действия применим уже на второй стадии развития коллектива, где роль воспитателя и сила его воспитательного воздействия еще значительные. На более высоких уровнях развития коллектива возрастает влияние актива и коллектива. Это не означает, что воспитатель полностью перестает прямо влиять на воспитанников. Теперь он все больше опирается на коллектив, который уже сам становится носителем воспитательного воздействия (субъектом воспитания) [14, с.72].

3. Преемственность поколений.

Только тогда коллектив может считаться настоящим коллективом высокого качества, когда между всеми его членами установились дружеские, теплые отношения.

«Тема дружбы младших учеников со старшими — совершенно неизбежная тема, если только вы хотите организовать единый школьный коллектив», — говорил Макаренко. «Надо добиться такого положения, чтобы 8-9-10-летний мальчик смотрел на старшего, на ученика X класса, как на свое заветное будущее, чтобы он его любил. чтобы он видел в нем что-то более высокое, чтобы старший был для него примером» [6, с.494].

С годами практической воспитательной работы Макаренко пришел к заключению, что возраст не является одним из обязательных, определяющих начал в воспитании. Малыши, обособленные в большом детском коллективе от других возрастов, попадают в искусственное состояние, в таком коллективе нет постоянного влияния более старшего возраста, нет преемственности поколений, «морального и эстетического импульса, который исходит от старших братьев, от людей более опытных и организованных и, главное, от людей, которые в известном смысле составляют образец для малышей» [7, с.162].

Объединение детей разного возраста в детских учреждениях дает большой воспитательный эффект. Оно создает более тесное взаимодействие возрастов, естественное условие «постоянного накопления опыта и передачи опыта старших поколений, младшие получают разнообразные сведения, усваивают привычки поведения, рабочую ухватку, приучаются уважать старших и их авторитет. У старших забота о младших и ответственность за них воспитывает качества, необходимые советскому гражданину: внимание к человеку, великодушие и требовательность, наконец, качества будущего семьянина и многие другие» [7, с.11].

Структура коллектива

По структуре А.С.Макаренко различал два вида коллектива: общий и первичный. Первичный был частью общего и представлял собой такой коллектив, в котором отдельные его члены находятся в постоянном деловом, бытовом, дружеском и идеологическом объединении. Именно с него Антон Семенович предлагал начинать воспитательную работу. В учреждениях Макаренко первичный коллектив назывался отрядом, во главе которого стоял командир, который избирался на срок от трёх до шести месяцев. Из существующего множества вариантов и принципов, на которых возможно построение первичного коллектива, Макаренко выбрал возрастной и производственный. Но после, когда сложился дружный коллектив, он создал разновозрастные отряды. Уделяя внимание первичному коллективу, он отмечал необходимость воспитания и через общий коллектив, главным условием существования которого была возможность совместного собрания.

Скелет коллектива у А.С.Макаренко, кроме его структуры, имел и органы самоуправления. В органы самоуправления входил весь педагогический коллектив, под которым он понимал коллектив воспитанников и взрослых. Так получалось из-за того, что Законодательным органом было общее собрание всего педагогического коллектива, где каждый имел право решающего голоса. На общем собрании решались самые важные вопросы жизни коллектива. Существовал также исполнительный орган, куда входили командиры первичных отрядов и председатели комиссий и комиссии во главе с председателем.

Читайте также:  Уровень эмоционального развития младших школьников

По словам А.С.Макаренко, результат всей воспитательной системы – это режим и дисциплина. В коллективах колонии им. М.Горького и детской коммуне им. Ф.Э.Дзержинского она была. Под дисциплиной педагог понимал хорошо организованную жизнь детей, логика которой была в доминировании интересов коллектива над интересами личности. Такая логика начинала действовать в случае, когда личность сознательно выступала против коллектива.

Под режимом А.С.Макаренко понимал метод и средство воспитания. Он считал, что должен быть целесообразным, обязательным для всех воспитанников и точен по времени.

Что касается наказания, то А.С.Макаренко говорил, что воспитание, при правильной организации, должно быть без наказания. А если оно всё-таки применяется, то оно должно применяться без нанесения морального вреда и физических страданий. Суть наказания по А.С.Макаренко – это переживание ребёнка за то, что его осудил коллектив.

Таким образом, основными элементами, положенными А.С.Макаренко в основу модели «воспитательного коллектива» являются:

ö Конституция коллектива, писанные и неписанные нормы жизни и правила поведения, система требований к личности, а также режим;

ö Тон и стиль жизни;

ö Характер отношений в коллективе;

ö Интересы детства.

Многие видные советские педагоги того времени ратовали за трудовое воспитание, отражавшее известную мысль К.Маркса о том, что при разумном общественном строе каждый ребёнок с 9-летнего возраста должен стать производительным работником так же, как и каждый трудоспособный взрослый человек [9, с.197].

А.С.Макаренко тоже находил положительные моменты в трудовом воспитании. По его мнению, в трудовом усилии воспитывается не только рабочая подготовка человека, но и подготовка товарища, т.е. воспитывается правильное отношение к другим людям.

Но А.С.Макаренко не только высказывался за трудовое воспитание, он его применял на практике. Но в его коммуне труд был не ради самого процесса, он носил промышленный характер, дети занимались реальным трудом, видя его плоды и зарабатывая при этом деньги, благодаря чему коммуна ни от кого не зависела в материальном плане и существовала на самоокупаемости.

Что касается потенциала колонии им. М.Горького и детской коммуны им. Ф.Э.Дзержинского, то, по мнению ряда видных учёных, он был огромен. Но, к сожалению, это не было замечено сторонниками преимущественно словесного книжного воспитания того времени, которые сумели с помощью ловких чиновничье-административных маневров загубить живые ростки коммунистического труда, взращиваемые педагогом-новатором. По мнению доктора исторических наук В.С.Хелемендика, само разрушение прекрасного воспитательного коллектива колонии им. Горького было начато именно с того, что к детям обратились с призывом: «Хватит вам быть батраками – беритесь за учёбу…». Это было сказано при том, что, кроме работы, длившейся 4 часа, дети также обучались – тоже 4 часа [17, с.14].

Итак, в результате проведенного анализа литературы по проблеме коллективного воспитания в теории и практике А.С.Макаренко, мы приходим к следующим выводам.

Центральная проблема педагогической практики и теории А.С.Макаренко — организация и воспитание детского коллектива.

Большая заслуга А.С.Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. Важнейшим качеством советского человека является его умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, трудиться и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива.

А.С.Макаренко настойчиво искал формы организации детских учреждений, которые соответствовали бы гуманным целям советской педагогики и способствовали формированию творческой целеустремленной личности. Необходимо создать, считал Макаренко, совершенную систему крупных и небольших коллективных единиц, выработать систему их взаимоотношений и взаимозависимостей, систему воздействия на каждoгo воспитанника, а также установить коллективные и личные отношения между педагогами, воспитанниками и руководителем учреждения. Важнейшим «механизмом», педагогическим средством является «параллельное воздействие»— одновременное воздействие воспитателя на коллектив, а через него и на каждого воспитанника.

Выясняя воспитательную сущность коллектива, А.С.Макаренко подчеркнул, что настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу.

Важнейшим условием, обеспечивающим сплоченность и развитие коллектива, он считал наличие у его членов осознанной перспективы движения вперед. По достижении поставленной цели необходимо выдвигать другую, еще более радостную и многообещающую, но обязательно находящуюся в сфере общих перспективных целей, которые стоят перед советским обществом, строящим социализм.

А.С.Макаренко впервые сформулировал и научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив воспитательного учреждения, и правила его взаимоотношений с коллективом воспитанников.

Искусство руководства коллективом заключается, по мнению Макаренко, в том, чтобы увлечь его определенной целью, требующей общих усилий, труда, напряжения. В этом случае достижение цели дает большое удовлетворение. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера.

Источник

Оцените статью