Жизнь на земле — скорбь или благо? Радоваться или горевать, когда человек умирает?
Приблизительное время чтения: 6 мин.
В редакцию журнала «Фома» пришел вопрос читательницы:
Не так давно похоронила сразу двоих дорогих мне людей. Начала изучать мнение Церкви о смерти, беседовать с батюшками, читать Писание. И вот какой парадокс: все батюшки меня утешали тем, что — судя по обстоятельствам жизни и смерти – мои, скорее всего, сейчас в раю, что им там лучше, чем здесь, и что Бог никому зла не желает. Но в Писании сам Бог почитает земную жизнь за благо. В Библии об этом говорится во многих местах. «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле». И в 90-м псалме: «Долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое». Получается, жизнь на земле — никакая не скорбь, а благо? Тогда почему батюшки говорят, что надо радоваться, а не горевать, когда христианин отходит к Богу, особенно если это дети до 7 лет — они, мол, точно сразу в рай попадают. Но как же так? Бог обделил одним благом и дал другое?
На вопрос отвечает протоиерей Александр Елатомцев, настоятель храма Рождества Христова в селе Рождествено Московской области
Отец Александр, так жизнь на земле — это скорбь или благо?
Земная жизнь не может быть ничем, кроме блага, по той простой причине, что ее создал сам Бог. И несмотря на все испытания, тяготы и лишения, верующий человек не перестает видеть ее красоту и чувствовать радость — к примеру, в создании семьи, рождении детей… Так что
неправда, что все земные радости — зло, от которого христианство учит нас избавляться.
Но все же неслучайно в погребальных стихирах преподобного Иоанна Дамаскина есть такие слова (в русском переводе): «Какая житейская радость не смешана с горем? Какая слава стоит на земле непоколебимо? Все ничтожнее тени; все обманчивее сновидений: одно мгновение — и смерть все отнимает. Но, Христе, как Человеколюбец упокой того, кого Ты избрал Себе, во свете лица Твоего и в наслаждении красотою Твоею».
Эти слова — напоминание нам, что все земные радости конечны, как и само наше пребывание здесь, на Земле. Но это вовсе не означает, что жизнь — сплошное страдание, заповеди — суровые запреты, а смерть — избавление от мук. А между тем, если попросить современного человека назвать основные заповеди, он начнет перечислять: не убей, не укради, не сотвори себе кумира… То есть люди чувствуют себя настоящими узниками — этого нельзя, того нельзя… А что можно?
На самом деле источник большинства наших страданий в нашем собственном занудстве и неумении радоваться жизни.
Представьте, что вы солдат-срочник перед демобилизацией: вы можете буквально лезть на стенку — до того невыносимым может вам казаться терпеть все тяготы военной службы еще бесконечные несколько дней; а можете жить в радостном предвкушении скорой встречи с близкими. Если уметь радоваться, всю жизнь можно прожить счастливо — и тогда смерть будет не избавлением, а приобретением.
Но как можно — не в идеале, а в реальности — радоваться, когда человек умирает?
Для нас, христиан, смерть — «воскресение из мертвых и жизнь будущего века», а не просто загробное существование. Вот почему смерть мы воспринимаем как радость, как возможность обрести вечную жизнь. Вот и апостол Павел говорит: Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение (Фил 1:21)
И все таки, если земная жизнь — благо, нам же должно быть грустно с ней расставаться…
Да, мы не можем не любить эту жизнь. Как хорошо дышать этим воздухом, как здорово купаться в реке! А какое счастье влюбиться! Вот только при этом всегда в центре должен быть Господь. Но чаще бывает наоборот: блага земной жизни становятся самоцелью и вместо того, чтобы приводить нас к Богу, отводят от Него.
Скажу больше: величайшая ошибка — считать все приобретенное на земле своей собственностью, приписывать все заслуги себе. И человек лежит на смертном одре и сожалеет о том, что оставляет здесь, на земле: о том, что делал, о детях, о доме, о любимой машине…
главная христианская мудрость: живи, радуйся, но не привязывайся к земному.
Это не означает, что не надо привязываться к ближним. Просто надо понимать, что настоящая любовь к ним не обрывается смертью. Любить их — значит надеяться быть с ними и в вечной жизни.
Но там все-таки лучше?
«Там» совсем не обязательно должно быть лучше. И потом, где гарантия, что произойдет наше соединение с Богом? Не факт, что человеку в принципе будет хотеться попасть к Нему. Многие рай представляют какой-то бесплатной харчевней. Мы и правда не знаем, в каких формах будет происходить наше богообщение в раю, но верим, что будем испытывать огромную радость от самого факта пребывания с Ним, общения и большего Его узнавания.
Однако все это справедливо для человека, который на протяжении земной жизни жил со Христом и ждал своего воскресения. А если ему благодать общения с Богом неведома и неинтересна? Неужели вы думаете, что Господь его насильно к себе протащит?
Чем же тогда отличается земная жизнь от загробной?
Главное отличие в том, что здесь душа и тело вместе. Тело без души — труп, душа без тела — призрак. Человек был создан в единстве души и тела, чтобы эти две части никогда не разлучались, чтобы они взаимопроникали друг друга. Разделение души и тела и есть смерть.
Когда человек умирает, душа отрывается от тела и человек испытывает страх и боль, потому что рвутся созданные Богом связи. Но если душа успела полюбить Бога, она знает: ей остался всего один шаг до воскресения.
Но даже радость праведников от встречи с Богом после смерти не полная — и останется такой до Второго Пришествия Христова и всеобщего воскресения, когда не только их души, но и тела почувствуют эту радость. И здесь, на Земле, мы еще можем что-то сделать для своей души, а вот представ перед Богом — уже нет.
Почему же тогда одним Господь дарует долгую земную жизнь, а других забирает быстро?
Это вопрос, на который у нас нет ответа. Действительно, люди часто ломают голову, почему Господь забрал того или иного человека так рано или послал им самим неизлечимую болезнь. Или просят продлить время их жизни здесь, на Земле. Но одно дело, если человек просит об этом, чтобы успеть приложить усилия для спасения души, а другое — если в выпрошенные у Бога дни он продолжит жить, ничего не меняя.
Так что же вы ответите нашей читательнице? Как ей пережить смерть своих близких?
Когда человек теряет близкого и приходит к священнику, его стараются утешить, оказать первую духовную помощь. Но у человека возникают вопросы, и разные священники отвечают на них по-разному. Поэтому по-христиански пережить смерть близкого можно только в одном случае: если дерзнуть все свои вопросы адресовать не батюшкам и не Священному Писанию, а самому Богу. Может быть, именно благодаря этим трагическим событиям произойдет встреча с Ним.
А когда человек встречается с Богом как с живым существом и осознает Его величие, большинство вопросов отпадают сами собой. Мы же чаще всего воспринимаем Бога лишь как некую инстанцию, у нас, к сожалению, огромный дефицит живого общения с Богом.
Именно поэтому опыт веры должен быть сугубо практическим — через церковные таинства. Ведь исповедь, причастие — это инструменты, которые помогают человеку в богообщении.
И нет смысла пытаться помочь усопшим, ставя рюмки на могилки или желая, чтобы земля «была им пухом». Надо налаживать живой контакт с Богом и принимать все события, даже такие скорбные, как потеря близких, — как повод для общения с Ним.
Источник
Жизнь это радость или горе
«Что посеет человек, то и пожнет»- Закон Причины и Следствия- Кармы. Такие и уроки придется проходить в жизни для переосмысления. А оценка своего положения зависит от собственного уровня сознания и мировосприятия в каждый данный период времени. Потому то, что вчера было черным, сегодня реально может побелеть и даже заиграть яркими красками, если человек стал мыслить под другим углом зрения.
ВИКТОР СВОЙ ГОД РОЖДЕНИЯ ПЛЮС ГОД В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ раздели на 2 и умножь на 1222 вот все то что ты сделал со дня твоего рождения -радость остальное неприятность горе неудача ит д , но есть одно? НО ведь при этом присутствует второй человек , КАК НЕ КРУТИ А ВЫХОДИТ ТАК ЗНАЧИТ ГОРЕ И ДРУГОЕ ПЛОХОЕ ТЫ ДЕЛИШЬ НА ДВОИХ
Всё зависит от Вашей реакции на происходящее. Мои соседки реагировали на возврат крымчан в Россию: оптимистка — она недели две назад немного приболела, старушка уже, когда услышала эту весть — выздоровела и забегала как молодая! Пессимистка: Вот, разрушают Украину, разваливают по кусочкам . и заболела.
Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.
Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
Конечно, радости. С каждого мгновения выбирайте радость, а на плохое не обращайте внимание. У меня есть знакомые, которые жалуются на то, что везде плохо, ходят без улыбки. И, действительно, все плохое к ним цепляется. С такими не надо общаться.
Всему своё время. есть время плакать и время смеяться-так написано в одной древней книге мудрости. Мы сталкиваемся то с радостью,то с горем.Но события в мире показывают что горя на земле сейчас больше. Знаете,почему?
Лучше держать золотую середину, гармония, как то — лучше! Если всё время радоваться, то вы рискуете попасть для окружающих в разряд блаженных. если будете всё время горевать, рискуете стать — занудой.
Жизнь-полосатая зебра.Не познав горького.не оценишь сладкого.В страданиях очищается душа.Вспомни притчу о двух людях:у одного стакан до половины пуст.у другого-до половины полон.
Наша память натренирована плохое забывать, помним, в основном, хорошее, Странно, но даже «плохие» времена, по прошествии лет, кажутся чем то таким теплым, ностальгия.
Что ум воспринимает,то и видим. В нас должно быть знание,вечность,блаженство. а мы копаемся умом в прошлом, мыслями в будущем — и все нам кажется плохим и несчастным.
А это у всех по разному. Часто говорят об отношение к жизни,конечно и это играет роль,но. родиться у алкашей или в семье,где детей ждали и любят две большие разницы
зависит от внутреннего настроя.кому-то всегда плохо,даже когда все хорошо.кто-то в самой большой жо.. находит положительные моменты. да здравствуют оптимисты!
Горе как би само приходит и ми ничего неможем сделать, радость в принципе сами творим по поступкам нашим. Значит надо делать так чтоби жить било радостней.
Источник
Радость и горе
Имеются ли у радости корни горя
Мы определились, что для получения более менее объективной картины понятия радости бессмысленно анализировать только свои личные мысли по рассматриваемому вопросу. Это надо делать совместно. Я предложил начать с анализа афоризмов, так как именно они выражают то самое личное отношение человека к рассматриваемому понятию, которое мы анализируем. Возражений не последовало, поэтому в этом ключе мы и начнем.
Я собрал в Интернете небольшую коллекцию афоризмов по рассматриваемому нами понятию. В первую очередь это ресурсы www.aforizm.info и www .letter.com.ua . Я разделили все полученные афоризмы на несколько, на мой взгляд актуальных для нас тем. И первая тема, которой я хотел бы посвятить этот выпуск рассылки, связывает понятия радости и горя. Посмотрим, какие корни из этих афоризмов мы можем, пусть даже и интуитивно (то есть бездоказательно) увидеть.
Афоризмы по теме радости, пропагандирующие покой
Это направление, если так можно выразиться, высказывается автором философом Вадимом Мозговым. Я нашел три его афоризма по этой теме.
Счастье — это покой, а не радость или горе.
Разбавляй радость горем, горе радостью — станешь спокойнее.
Всегда есть причины для радости в горе.
Первый афоризм утверждает, что счастье к радости имеет лишь косвенное отношение. Точно такое же, как и горе. Нет разницы между горем и радостью, это всего лишь взаимодополняющие явления, которые в синергии дают покой, который и является смыслом существования человека. Потому, что именно он дает человеку счастье.
Второй афоризм, указывает на путь достижения счастья, если ты в радости — ищи горе, если ты в горе — ищи радость. Делая так, ты достигнешь покоя, а значит и счастья. Есть цель, есть путь достижения ее. В двух словах изложен смысл человеческого существования.
В третьем афоризме автор явно недоговаривает. Видимо даже самому страшно признаться себе в этом. Продолжение ведь само напрашивается. Всегда есть причины для радости в горе, всегда есть причины для горя в радости.
Вряд ли можно серьезно говорить, что получение счастья возможно за счет целенаправленного поиска бед и несчастий в радости. Извращенная форма понятия счастья. И хотя мы не ставим себе пока цель исследования понятия счастья, косвенно мы его рассматриваем. Даже если покой и может быть для кого-то счастьем, горе, на мой взгляд, даже и в радости не может приблизить к нему.
Вывод, который можно сделать из афоризмов. Не ищите радости, за ней неминуемо последует горе. Гармония и счастье возможно только в их балансе. Чем больше будет радости, тем больше будет горя. И наоборот. В радости счастья будет ровно столько же, сколько и в горе.
Второй вывод. Живи и не рыпайся. Поскольку в результате твоих действий, ты можешь получить либо горе, либо радость. А тебе нужен лишь покой. Именно он даст тебе счастье. Зачем что-то делать? В принципе поиском нирваны занимались многие, но были ли они счастливы, уйдя в нирвану? Кто теперь может сказать.
На мой взгляд, это направление понятия радости и счастья может быть хорошим только для тех, кто в горе. Оно дает им веру в то, что горе временно. Оно со времени уйдет. Ведь основа всего вездесущего покой. Но какова плата за эту веру? Вера в покой предлагает человеку вектор избегания радости, поскольку за ней неминуемо последует горе. Эти афоризмы на подсознательном уровне (те самые корни, которые мы ищем) отдаляют человека от радости жизни, сокращают его устремления к радости, как таковой. Возможно, человек и не огорчается горю, но ведь он и не радуется радости? Он ищет только покой, но будет ли это действительно счастьем? Я не верю в это.
Горе и радость две стороны одной медали
Здесь я хочу предложить Вам несколько афоризмов, которые предлагают человеку веру в то, что горе и радость это две стороны одной медали. Какая Вам выпадет, то Вы и получите.
Любовь — это радость и горе души ради сердца.
Любовь не возможна без радости и горя Вашей души. Переживая и то и другое, Вы воспитываете свое сердце. Но ради этого воспитания, Вы должны смириться с тем, что переживаете сейчас. Ведь это как ходьба пешком, сейчас шаг левой ногой, затем последует шаг правой.
По своей сути данный афоризм очень близок направлению поиску покоя. Абсолютно аналогичен. Разница лишь в цели действия. В первом случае поиск покоя, во втором воспитание сердца. Что это такое, воспитание сердца и действительно ли предлагаемый путь это единственный путь Вам не объясняется. Просто аксиоматически утверждается, что это истина в последней инстанции.
Вы сами должны выбирать так ли это. Что выберите то и получите.
Даже радость входит, злую тень тая.
Разве есть разница между добром и злом. Ведь Вы не можете радоваться злу, Вы радуетесь добру. Следовательно, в радости, вы получаете добро, но должны искать ее тень, причем злую тень. Добра не бывает без зла, зла не бывает без добра.
Более того, Вокруг одно зло. В зле ведь добра нет, а вот поиск зла в добре Вам предлагается. Таким образом в зле зло и в добре также зло. Так что, даже если Вы и в радости, готовьтесь получить зло. Ведь оно везде, даже как тень Вашей радости.
Сильное высказывание. Но почему же мир стоит, почему он не развалился от обилия зла? Зло поддерживает даже радость, а что же поддерживает добро? Перекос в одну сторону. Добра не должно быть в мире по определению…
Смерть — наказание и смерть — избавление; две ипостаси: горе и радость .
Горе и радость, ставится в соответствие с наказаньем и избавлением. То, что горе может быть в наказанье, сомнений не вызывает. Поощрением горе точно быть не может. Но то, что радость дается в избавление, да еще и в аллегорическом сопоставлении со смертью…
А радость это избавление от чего, от этого бренного мира, опять же от вездесущего горя, от человеческого существования или от чего-то еще? Давай те договаривать до конца. Я хочу получить радость, но не хочу избавиться от того, от чего не знаю.
Вывод, который можно сделать. Радость это одна из ипостасей смерти. Причем ипостась избавления. Поиск радости, есть ничто иное, как поиск смерти. Причем этот поиск Вы осуществляете, в целях избавления от чего-то неизвестного, но, по всей видимости, близкого к Вашему существованию в этом мире.
Как Вам такая перспектива? Вы действительно будет искать радость в такой интерпретации? Я не буду. Мир может быть и бренный, но давай те сделаем его хоть чуть-чуть радостней. Зачем нам искать искупление? Или наказание … З а что?
Радость не возможна без страданий
Судьба превращает все радости в горе,
И скорбь нам дарит, что в исходе счастлива.
Вот так по скромному Вам все объяснили, что такое радость и что такое счастье. Все радости, которые были Вами, пережиты в прошлом и будут переживаться в будущем, будут превращены шалуньей судьбой в горести. Так что забудьте про радость, зачем она Вам, в последующем Вы еще пожалеете, что добивались ее.
А счастье познать Вы сможете только в горести, в муках, в страдании. Та же судьба подарит Вам понимание, что только в горе можно найти счастье.
Я даже не знаю, что здесь можно возразить. Ну, если Вы действительно хотите в это верить, пожалуйста. Но мне не то что бы верить, думать в таком ключе не хочется … П оэтому пойдем дальше.
Если бы человек помнил о всех пережитых горестях, в душе его не осталось бы места для радости .
Вы только представьте себе, сколько в мире зла, мучений и страданий. Даже мельчайшие крупицы радости у Вас возможны, исключительно благодаря свойству Вашей памяти забывать. Если бы помнили все, не было бы места в Вашей душе радости. Там в душе есть место только для горести.
В данном случае напрашивается пара вопросов. Если в душе места для радости нет, по определению, то где же оно есть? И почему я должен помнить о горестях и забывать о радостях? А если я буду забывать о всех горестях и помнить только о радостях, останется там, в моей душе место для горести? Или она заполнится радостью?
Так чему верить? Может быть… “Если бы человек помнил о всех пережитых радостях, в душе его не осталось бы места для горести”. Кто мне сможет доказать, что первое истина, а второе ложь? Опять же, каждых выбирает сам.
Радость сближает, а горе сплачивает.
Автор: Бужар (Из книги «Афоризмы»)
Как видим радость скрепить не может. Оно может лишь приблизить. А приблизившись на необходимое расстояние, в дело вступает горе. Именно оно сплачивает нас на достижение чего-то важного в нашей жизни. Чем ярче радость, тем ближе вы сблизитесь, тем скорее наступит горе.
Зачем же тогда сближаться? Я не верю, что достичь чего-то возможно только в горе. По себе знаю, что, достигая чего-то, к чему стремился, получаю радость, а не горе. Так зачем мне верить в обратное ? И так ли уж сплачивает горе?
Тот, кто не знал горести поражения, не почувствует радости победы.
Без горести, не будет радости. Неужели это так? Не испив сполна чаша горя, не получишь радости? А в какой момент закончится эта чаша горести и мне подадут чашу радости? Видимо радость я смогу испытать только на контрасте с горечью. Не будет горечи и радость пройдет мимо меня.
Но как-то грубо все это. А почему так? Вы пытаетесь мне это доказать или предлагаете поверить в это? Доказать не сможете, а верю я в обратное . Горе не приведет к радости, даже если и на контрасте. Оно приручает человека к поражению, отдаляет его от побед. Он теряет веру в себя. А поражение, вовсе не всегда приносит горе. Оно может принести и понимание, и радость от уяснения этого понимания. Не ошибка решения, а эксперимент. Рассчитывал одно, получил другое. У эксперимента не может быть поражений. Есть просто результат.
Краткое резюме по теме радости и горя
Как видим, у человека имеются достаточно глубокие корни горя в понимании им понятия радости. Сформулируем их кратко:
v Горе и радость – две стороны одной медали, между ними нет разницы. Не возможно одно получить без другого. Забудь про радость, забудь про горе, живи покоем.
v Горя в мире больше чем радости. Позволишь себе хотя бы и чуть радости, жди горя.
v Человеку дана одна радость – смерть во избавление.
v Радость не даст счастья, она лишь мгновенье, которое будет трансформировано в горе. И лишь горе даст человеку истинное счастье.
v Радость невозможна без поражений. Лишь они могут привести к счастью.
Это краткое резюме перечисленных афоризмов. Видите эти корни, уважаемый читатель? Видите, что в глубине психики скрывается у человека за занавесой понятия радости? Сомневаюсь, что человек, истинно верующий или верующий неосознанно в такое понимание радости будет когда-нибудь счастлив и сможет испытать великое чувство радости. Он сам себе запрещает это. Он не позволяет себе радоваться даже там, где мог бы. Ведь это лишь мгновенье слабости и расплата за него будет — горе.
Из всего списка афоризмов, которые я смог найти по этой теме, лишь одно высказывает противоположное мнение.
Возможные горести превратить в радости — значит уметь жить.
В этом афоризме радость ставиться целью, смыслом человеческого существования. Радость — это умение жить. Если мы видим в жизни одно горе, не видим радости, мы просто разучились жить. Или же мы не умеем жить. В первом случае надо вспоминать, то, что забыли, во втором учиться жить, искать пути преобразования горя в радость. Ведь именно этот путь уменьшит в мире количества горя и позволит нашим детям жить в более счастливом, более радостном мире.
Я начал тему, предлагаю Вам продолжить. Пишите, предлагайте свои варианты. Подключайтесь к размышлениям. Кто ищет, тот всегда найдет. А под лежачий камень вода не течет.
Афоризмы по теме радости и горя Вы можете найти на страничке:
Рациональность и производительно сть руководят на-
шей жизнью и смертью. Мы знаем, что разрушение —
это цена прогресса, так же как смерть — цена жизни,
что предпосылками удовлетворения и радости являются
отречение и тяжелый труд, что бизнес должен продол-
жаться во что бы то ни стало и что альтернативы
утопичны. Эта идеология принадлежит господствующе-
му общественному аппарату; она — необходимое усло-
вие продолжения его функционировани я и часть его
рациональности.
—————————————————
С этим нельзя не согласиться. Именно эта идеология сейчас общераспростран ена. Вопрос только, где же те люди, не принадлежащие господствующему аппарату, видящие все это и стремящиеся хотя бы как-то, кроме удовлетворения от чувства собственного самомнения, противостоять этому?
Безусловно таких людей не мало, очевидно, что не большинство, но они есть. Я имел в виду другое, а именно то, что согласно данной идиологии радоваться могут люди не понимающие, что со всеми нами происходит. Понимающие понимают, что даже ТЕОРЕТИЧЕСКИ, на данный момент, изменить ситуацию невозможно. Согласно Вашему определению радости -«Радость это форма внутреннего психического состояния, характеризующая ся верой человека в себя, в свои силы и в возможность реализации своих планов в будущем.», возможно ли все это в данных условиях? Мне кажется нет. Подчеркну, что добиваться радости в общепринятых рамках возможно, но выхода за них нет, следовательно и радости для задумывающегося человека нет, потому как в общепринятых рамках (в загоне) может радоваться только животное.
Позиция пессимиста и фаталиста. Радость это состояние души Человека. Это состояние не зависит от того, в каких условиях Человек находится. Где бы и когда он не находился, у него всегда есть выбор Что делать и для Чего делать. До тех пор пока Человек от этого выбора не отказывается, он остается Человеком и у него в душе — состояние радости. Все таки радость это не веселье и праздное прожигание времени.
Источник