Эмоции животных: миф и реальность
То, что животные испытывают эмоции, факт неоспоримый. Однако хозяева со своей слепой любовью и превозношением талантов питомцев порой приписывает им несуществующие чувства. Ученые и зоопсихологи по сей день изучают эту увлекательную область знаний, о которой пока приходится только догадываться. Собаки и кошки за все время проживания рядом с человеком научились не только подстраиваться под него, но и в некотором смысле манипулировать его чувствами. Так, одни эмоции животных вполне реальны, другие же являются обычной игрой на чувствах человека, чтобы получить желаемое. Например, если нужно избежать наказания или выпросить что-либо вкусненькое. Какие же эмоции свойственны животным, а какие приписаны им человеком?
Эмоции животных
Испытывают ли собаки вину и стыд
Испытывают ли собаки чувство вины, бывает ли им стыдно за свои поступки и проделки? Хозяева не раз публиковали в социальных сетях фотографии и видео животных, скромно опустивших глаза над разорванной туалетной бумагой или виноватые мордочки из-за изгрызенных тапок. Таким образом, они пытаются доказать, что животным свойственно чувство вины и стыда. Но так ли это на самом деле?
Доктор Сьюзан Хейзел из Университета Аделаиды провела ряд исследований в этой области. В результате она установила, что собаки не ощущают вины, так как мозг их работает иначе. Виноватый вид питомцев после проделок объясняется тем, что животные в результате тысячелетий проживания рядом с человеком нашли отличный способ избегать наказания. Собаки хорошо чувствуют эмоции хозяев и способны решать несложные проблемы. Набедокурив, животные ощущают гнев хозяина и притворяются виноватыми, увидев это, владелец умиляется и прощает питомца.
Однако домашние питомцы не бесчувственные существа, эмоции животных довольно разнообразны.
Какие эмоции свойственны животным
Согласно исследованиям специалиста по эмоциям и невролога Яаака Панскеппа, эмоции животных могут быть следующими: страх, страсть, гнев, переживания чувства одиночества, жалость, депрессия, скорбь, а также игривость, радость и счастье.
Что касается вторичных эмоций, таких как стыд, вина, ненависть, презрение, смущение, гордость и др., то они свойственны только людям. Дело в том, что подобные эмоции вытекают из довольно сложных размышлений о добре и зле, а также социальном статусе. Естественно, что подобных мыслей у животных нет.
В 1872 году Чарльз Дарвин опубликовал «Выражение эмоций в человеке и животных». Это интереснейшие исследования в области изучения эмоции животных. Основываясь на наблюдениях, ученый описал положения туловища, ушей и шерсти, движение хвоста, формы открытия рта и звуки, издаваемые животными, характерные для той или иной эмоции. По сути, большая часть из них оказалась верной.
В принципе, каждый владелец, внимательно наблюдая за поведением своего питомца способен спокойно распознать его эмоции. К счастью, животные не способны скрывать их, в отличие от людей. Их эмоции прозрачны и чисты, не имеют скрытого подтекста. Как сказал неизвестный автор: «В животном мире тоже есть чувства, и они гораздо глубже чем у людей, ведь исходят от сердца, а не из-за выгоды.» Ну, а тот момент, что домашние питомцы некоторые эмоции выдают за осознанные, манипулируя человеком, говорит лишь об их незаурядных умственных способностях, позволяющих сделать отношения более интересными и понятными человеку.
А какие эмоции животных присущи вашему питомцу? Делитесь с нами в комментариях!
Статья про эмоции животных подготовлена по материалам, взятым из интернет-источников и научных исследований.
Источник
Смех без причины: могут ли животные выражать эмоции?
До недавних пор считалось, что смех и чувство радости присущи только людям. Сейчас выяснилось, что животные тоже обладают способностью смеяться. У кого она есть и что смешит животных, телеканалу «МИР 24» рассказал зоопсихолог Мирослав Волков.
— Какие животные умеют смеяться?
Мирослав Волков: Звуки радости присущи не только людям, а многим видам животных, но эти звуки отличаются от нашего смеха, когда смех – это реакция на юмор, или он может быть истерическим – как реакция на нервозную ситуацию. В целом, те звуки, которые мы подразумеваем под смехом, которые слышим у животных, например, шакалов, собак, койотов, могут разделяться на два типа: первый, когда животное воспроизводит звуки, научившись этому у человека. Эти звуки видоспецифичны, они нам просто напоминают по тембру наш смех, но таковым не являются, например, смех гиен. Кажется, что они хохочут, на самом деле, это просто видовая вокализация, которая никак не связана с реакцией на какое-то событие.
Очень известны крики чаек, которые тоже отдаленно напоминают нам о смехе, но это разные типы звуков, общения и вокализации.
— Кто из животных может издавать звуки, которые максимально похожи на человеческий смех?
Мирослав Волков: Птицы, собаки, дикие животные, которые просто издают звуки, которые мы интерпретируем как похожие на человеческий смех. Чаще всего мы сталкиваемся с собаками и с попугаями. Попугаи наслушались от нас звуковых формаций и пытаются их копировать, а собаки видят, что человеку смешно, и стараются максимально воспроизвести похожий звук, который их владельцы называют радостью, хорошим настроением. В природе можно выявить очень много зверей, голосовой аппарат которых может выдавать похожие звуки.
— Крысы во время игры издают писк разной тональности. Такой смех могут различить только их сородичи?
Мирослав Волков: Понятия «весело» у животных нет. Можно сказать, что они радуются, особенно, у крыс, как в вашем примере, но это все равно не смех, не реакция на юмор, на ситуации. Крысы в цирк не ходят. Этот писк, мурлыканье у котов, щенячий лай являются вокализацией, которая говорит о веселом состоянии духа, но, скорее, это означает, что собаке приятно, весело, она расслаблена, ей хорошо. Все равно это не та реакция, как у нас. Трудно сказать, что это схоже с человеческим смехом как реакцией на хорошую шутку или интересный поступок.
— Многие владельцы собак уверены, что их питомцы умеют смеяться. Можно ли назвать лай определенной тональности смехом?
Мирослав Волков: Безусловно, владельцы собак, кошек и других питомцев могут сказать, что их питомец лучше всех смеется, как человек. Ест много таких видео, но нельзя сказать, что это именно смех, как у человека. Это, скорее, пародия на человеческие звуки, когда питомцы хотят их интерпретировать и воспроизвести, потому что они видят, что такое поведение приятно человеку, соответственно, они будут лай специфический издавать только потому, что владельцу радостно, приятно и эмоционально его разгружает. Если у владельца хорошее настроение, значит, собака будет чем-то вознаграждена, например, какой-то вкусняшкой или кормом, или похвалой, активной игрой и вниманием. Но это не смех.
— Птицы могут смеяться?
Мирослав Волков: Попугаи, чайки, вороны могут смеяться. Есть такой тип поведения как подражание. Эти птицы этим прекрасно занимаются. Попугаи пытаются сказать слова и делают это с успехом, нам кажется, что они вкладывают в это смысл. На самом деле – нет. Это просто воспроизведение звуков, природный механизм, который воспроизводится в домашних условиях или в условиях, близких к общению с человеком, например, в городских районах чайка или ворон может подхватить интересный звук.
— Могут ли быть связаны проявления эмоций у животных и более развитый интеллект?
Мирослав Волков: Интеллект и юмор, может быть, связаны. Эти исследования проводились только на человеке. Мы не можем отследить юмор у животных. Можно сказать, что в одних популяциях что-то кажется смешным, в других – неприличным. Внутри страны в разных слоях общества разный юмор принят. Среди животных все гораздо сложнее. Нам трудно сказать, что они могут посчитать забавным. Скорее всего, они ничего не считают смешным и грустным.
Источник
Есть ли у животных чувства? Что говорит наука
На вопрос о чувствах животных без запинки положительно ответит любой, у кого есть питомец: нам не надо доказывать, что собака грустит, когда нас нет рядом, морская свинка радуется возвращению хозяина, а кошка приходит помурлыкать на колени, когда нам грустно. Ученые же не так уверены в том, что звери способны переживать, и это понятно: в лабораториях животные служат науке чем-то вроде расходных материалов, помогая искать лечение для человеческих болезней. На самом деле споры о том, есть ли у животных чувства, сравнимые с нашими, ведутся не одно десятилетие. Научный обозреватель Vox Брайан Резник резюмируетрезультаты исследований на эту тему.
Когда в 2011 году нейробиолог Пегги Мейсон из Чикагского университета опубликовала работу об эмпатии у крыс, она стала прорывом и заставила ученого сменить область исследований. В своей публикации Мейсон показала, что если одну крысу посадить в клетку и позволить другой бегать поблизости, то «свободная» крыса находит способ открыть дверцу и освободить сородича. Более того, она сделает это, даже если ей предложить вкусное угощение: сначала выручит товарища-крысу, а затем обе разделят десерт. Из результатов эксперимента следовало: если крысы способны на такие формы эмпатии, значит, это может быть распространенной или даже общей чертой у всех млекопитающих, а не только у людей, как мы привыкли полагать.
Выводы Мейсон, разумеется, тут же столкнулись с критикой. Биолог из Оксфордского университета Алехандро Касельник провел ответное исследование, в котором продемонстрировал, что даже муравьи вызволяют своих из заточения в некоторых ситуациях, а ведь у муравьев нет мозга в обычном для млекопитающих смысле слова. По мнению Касельника, говоря об эмпатии у крыс, ученые наделяют их чувствами и эмоциями, которые испытывают сами. Испытывает ли крыса эмоции, выручая товарку, мы не знаем.
Психолог из Американского университета в Вашингтоне Алан Силберберг также уверяет, что Мейсон увидела в своем эксперименте больше, чем должна была. По его мнению, крыса открывала задвижку из эгоистичных соображений, а не ради комфорта другого существа, – просто ей хотелось получить товарища по играм. Силберберг показал, что когда в похожем эксперименте животные не могут играть вместе после вызволения из заточения, интерес крысы-спасателя к сородичу заметно ослабевал. Кроме того, крыса, умеющая жать на кнопку, открывавшую дверцу, будет делать это, даже если это не приводит к освобождению другого животного.
Поток критики, обрушившийся на нейробиолога, не означает, что в ее работу закралась ошибка. Но он подчеркивает главную трудность, с которой сталкиваются все, кто исследует поведение животных: интерпретировать их поступки мы можем как угодно, но с достоверностью установить, что же стоит за ними, практически невозможно. Никто не может усадить крысу на диван и поговорить с ней о ее чувствах.
Исследования, пытающиеся определить, способны ли животные сопереживать, ведутся уже более полувека. В 1959 году нейробиолог из Университета Брауна (США) Рассел Чёрч выяснил, что крыса, обученная жать на кнопку, чтобы получить лакомство, не будет делать этого, если нажатие приводит к тому, что животное в соседней клетке получает удар электрическим током. Тремя годами позже исследователи Джордж Райс и Присцилла Гэйнер провели другой не слишком добрый эксперимент. Одну крысу заключили в «сбрую» и подвесили над полом клетки; боль, причиняемая таким положением, заставляла животное пищать. Другая крыса находилась в соседней клетке вместе с рычагом, который мог опустить страдающую крысу на землю. Согласно публикации, свободные крысы действительно жали на рычаг, чтобы вызволить соплеменниц из их неудобной тюрьмы. Это привело авторов работы к заключению, что поведение животных «могло соответствовать альтруизму».
Как и в случае с Пегги Мейсон, такие выводы подвергались критике современников. Так, в одной из статей, опубликованных в качестве ответа Райсу и Гэйнер, указывалось, что крысы будут жать на рычаг, чтобы вызволить что угодно, что издает неприятные звуки, в том числе неодушевленный предмет. При этом чем противнее звук, тем больше стараются животные, – беспрерывный белый шум заставлял крыс действовать активнее, чем запись писка их товарок. Следовательно, говорили ученые, нельзя считать поведение крыс эмпатией – они просто хотели прекратить звуки.
Тем не менее исследования продолжались, и в 1964 году ученые выяснили, что «большинство макак-резусов предпочтут страдать от голода вместо того, чтобы получить еду, если для этого нужно дать разряд током сородичу». Исследование также отмечало, что животные склонны к большему «самопожертвованию» – именно так квалифицировали их поведение, – если это убережет от страданий знакомых им особей. Эти находки также не смогли убедить научное сообщество в том, что животные способны к эмпатии, пишет Резник: в науке царил бихевиоризм, и любые проявления в поведении зверей биологи объясняли ответом на те или иные стимулы – поощрение, наказание, конкуренция и так далее, но только не эмоциями. Так было до начала 2000-х годов.
В начале двухтысячных генетик из Университета Макгилла (Канада) Джеффри Могил анализировал данные из тысяч экспериментов по определению болевого порога у мышей – это нужно для разработки препаратов для пациентов с хроническими болями. Порог искали так: сковывали грызуна, чтобы он не мог убежать, опускали его хвост в горячую (49°С) воду и засекали время, когда животное выдернет хвост из воды. В результатах опытов Могил заметил странность: оказалось, что у каждой следующей мыши время, которое она соглашалась терпеть дискомфорт, уменьшалось. Ученый заключил, что причина такого последовательного понижения болевого порога в том, что мыши каким-то образом передавали соплеменникам информацию об испытанной ими боли (вынутое из горячей воды животное сажали в общую клетку, из которой и брали следующего подопытного). Это подтвердили последующие эксперименты: выяснилось, во-первых, что эффект снижения болевого порога теряется, если прошедших испытание животных сажать в отдельную клетку, а во-вторых, что мыши будут острее чувствовать стресс, если окружены сородичами, которым тоже больно, причем стресс больше, если мыши ранее были «знакомы».
Макгилл опубликовал описание своих находок в журнале Science, и оно стало первым свидетельством того, что какие-то животные, помимо приматов, могут испытывать так называемое «эмоциональное заражение» – чувство-предшественник эмпатии. Еще один эксперимент канадца тем более можно расценивать как доказательство эмпатии – в нем Макгилл показал, что если заставить одну мышь страдать (подопытным вводили препарат, вызывающий боли в животе), то знакомые с ней мыши будут «навещать» больного, даже если это не сулит им никаких бонусов. При этом любопытно, что таким поведением отличались самки животных, но не самцы.
Ни один из ученых, с которыми общался журналист Vox, не пытался утверждать, что животные способны на «когнитивную эмпатию» – высшую форму сопереживания, при которой человек думает о чувствах других и настраивает в зависимости от них собственное поведение («хочет ли тот, кому больно, чтобы я подошел и утешил его?»). Однако многие исследователи утверждают, что звери вполне могут испытывать менее сложные формы эмпатии.
Эксперименты нейробиологов из Университета Эмори (США) показали, что желтобрюхие полевки (эти зверьки отличаются моногамией, то есть формируют довольно прочные пары в рамках своего сообщества) очень хорошо чувствуют стресс своих сородичей и даже пытаются утешать друг друга. Если одна полевка пережила неприятный опыт, гормоны стресса повышаются не только у нее, но у обоих особей пары. Кроме того, если один из партнеров напуган, второй придет и будет облизывать его, чтобы успокоить, – шаг, на который полевки не идут ради других соплеменников. По мнению исследователей, таким отношениям между полевками способствует окситоцин – гормон, который, как считается, у людей упрощает социальное взаимодействие, заставляя мозг обращать больше внимания на партнера. Нарушения в работе контролирующих окситоцин генов у человека приводят к трудностям в общении, а назальное введение препарата с этим гормоном помогаетаутистам поддерживать зрительный контакт.
Наконец – это менее удивительно, но все же – приматы тоже проявляют чувства, похожие на человеческие. Известный голландский приматолог Франс де Валь, собравший данные о трех тысячах драках между шимпанзе,описал, как обезьяны утешают соплеменников, проигравших в стычке. Особенно заметно такое поведение у родственников.
По мнению некоторых ученых, все это свидетельство того, что мы не такие уж особенные в своих чувствах, как думали прежде. Не то чтобы животные устроены так же, как люди, – просто мы похожи на животных. Де Валь утверждает, что игнорировать проявления эмпатии у других млекопитающих ошибочно: в конце концов, если это чувство так распространено среди людей, оно должно иметь эволюционные предпосылки, а значит, вполне может в менее сложных формах иметься у менее сложных существ. Сложно себе представить, что настолько универсальная для нас черта, как эмпатия, появилась вдруг из ниоткуда на этапе разделения ветвей человека и обезьяны.
Источник