Живость выразительность эмоциональность речи

Живость, эмоциональность, выразительность речи
Используйте экспрессивный синтаксис!

Одно умение находить «свои», выразительные и эмоциональные слова еще не сделает вашу речь живой, если вы не владеете секретами экспрессивного синтаксиса. Ведь слова надо уметь расставить, выстроить из них такие предложения, которые позволяли бы использовать разнообразные интонации, выделить какие-то части высказывания восклицаниями, подчеркнуть логическими ударениями, наконец, умело расставить паузы… На письме для этого служат знаки препинания, а в устной речи — эмфатическая интонация (от греч. эмфазис — указание, выразительность). Однако и то и другое определяется синтаксическими особенностями высказывания. Ведь синтаксис обладает огромными выразительными возможностями. Коснемся некоторых приемов «поэтического синтаксиса», как часто называют эмоциональные построения ораторской и лирической речи, отличающиеся взволнованной интонацией.

Напряженность и выразительность речи усиливают риторические фигуры. Это прежде всего риторические восклицания: Пышный! Ему нет равной реки в мире! (о Днепре) (Н. Гоголь); Тройка! Птица-тройка! (Н. Гоголь). К ним близки и риторические вопросы, которые представляют собой вопросительные предложения, не требующие ответа:

Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?

Риторические вопросы ставятся не для того, чтобы получить на них ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному предмету, явлению. Вспомним цепочку таких вопросов в стихотворении М. Лермонтова «Смерть поэта»:

Зачем вступил он в этот свет, завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?

В этих строчках использован и другой стилистический прием — параллелизм, то есть одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, что придает речи особую гармоничность. Не случайно и повторение слова зачем в начале каждого простого предложения в этой конструкции: е д и н ο н а ч а т и е (или анафора) также подчеркивает упорядоченность построения высказывания. В параллельных синтаксических конструкциях используется и концовка (или эпифора) — повторение последних слов предложения, каких-то его частей: Милый друг, в этом тихом доме лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме возле мирного огня (А. Блок).

Известен эллипсис — пропуск в предложении слова, которое легко подразумевается из контекста: Я за свечку — свечка в пенку. Я за книжку — та бежать… (К. Чуковский). Сознательный пропуск сказуемого в таких предложениях создает особый динамизм речи, так что «восстановление» пропущенных глаголов было бы неоправданно (ср.: Я взялся за свечку, свечка умчалась в печку).

Особая фигура поэтического синтаксиса — умолчание, т. е. сознательная незавершенность предложения, недоговоренность:

Нет, вам красного детства не знать,
Не прожить вам спокойно и честно.
Жребий ваш… но к чему повторять
То, что даже ребенку известно.

Говорящий как бы дает возможность слушателю задуматься и самому продолжить мысль. Умолчание раскрывает широкий простор для подтекста: на месте паузы можно предположить различный комментарий.

В эмфатической речи используются приемы, нарушающие замкнутость предложения; речь становится прерывистой, незавершенной:

Нет, я хотел… быть может, вы… я думал,
Что уж барону время умереть.

Происходит смещение конструкции, то есть конец предложения дается в ином синтаксическом плане, чем начало:

А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера.
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас,
Да за смиренное кладбище…

Читая выделенные строки, мы замечаем, что после слов модный дом и вечера могло бы оказаться сказуемое (наскучили, надоели и т. п.), но предложение завершается в ином плане — риторическим вопросом. Кстати, в этом отрывке интересны и другие синтаксические особенности взволнованной речи — большой ряд однородных членов, выстроенных по принципу градации, так, что каждый последующий усиливает силу и значение предыдущего. Дважды повторяется обращение — Онегин. Использование обращений также усиливает эмоциональность речи.

Назовем еще ряд стилистических средств экспрессивного синтаксиса. Часто используются вставные конструкции, которые представляют собой попутные замечания, уточнения, добавочные сведения к высказыванию. Например: Поверьте (совесть в том пор у к о и), супружество нам будет мукой (А. Пушкин); И каждый вечер в час назначенный (иль это только снится мне!) девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне (А. Блок).

При употреблении однородных членов предложения, занимающих достойное место в эмоциональной речи, возможно многосоюзие — риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и интонационного выделения перечисляемых понятий: Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи… (А. Пушкин). На фоне этого приема обретает выразительность и бессоюзие — сознательный отказ от соединения союзами перечисляемых понятий. Например:

Был тиф, и лед, и голод, и блокада,
Все кончилось: патроны, уголь, хлеб,
Безумный город превратился в склеп.
Где гулко отдавалась канонада.

В таких случаях за каждой запятой чувствуется выразительная (нередко трагическая) пауза, подчеркивающая перечисляемые слова.

Сильным средством эмоциональной речи является период — гармоническая по форме синтаксическая конструкция, характеризующаяся особой ритмичностью и упорядоченным расположением частей, а также исключительной полнотой и завершенностью содержания. Вспомним строки из онегинского монолога: Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел; когда б мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел, когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, — то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной. Период распадается на две части: в первой интонация повышается, во второй — резко падает. Этим создаются интонационная целостность и гармоничность периодической речи. Период строится из соразмерных, одинаковых в синтаксическом отношении элементов (чаще всего придаточных предложений).

Широко используются так называемые присоединительные конструкции, воспроизводящие устную речь в ее живой непосредственности. Под присоединением понимается добавление к основному высказыванию дополнительных сообщений, пояснений, уточнений, возникающих в сознании не одновременно с основной мыслью, а лишь после того, как она сформировалась. Например: Вопрос о реорганизации производства решать надо, и побыстрее, Дисциплина должна быть одинакова — и для начальниковъ для подчиненных, Познакомиться с проектом всем будет интересно и даже необходимо.

Особая выразительность присуща так называемой парцелляции, понимаемой как членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы (после точки, вопросительного или восклицательного знака). Например: Разные они, наши специалисты. И по образованию. И по опыту. И по характеру, Нужно искать источники прибыли. Искать настойчиво, упорно, терпеливо.

Одним из компонентов, участвующих в экспрессивном насыщении парцеллированных конструкций, является специфическая интонация, то есть такое ритмомелодическое оформление высказывания, которое способствует не только смысловой, но и экспрессивной актуализации отдельных компонентов. В такой конструкции пауза обозначает переход от менее значимой части высказывания к более значимой, при этом наиболее важный компонент оказывается выделенным не только позиционно, но и интонационно.

Ритмомелодическое оформление парцеллированных конструкций (паузы, логическое ударение) подчеркивает естественность речевого членения текста, создает динамичность повествования, повышает его убедительность.

Широко используются в выступлениях так называемые сегментированные конструкции, или конструкции с двойным обозначением, состоящие из двух частей: первая часть (сегмент, то есть отрезок), находящаяся в начале предложения или текста и выраженная, как правило, именительным падежом существительного или словосочетанием во главе с этой формой, называет лицо или предмет, которые во второй части (в последующем тексте) получают второе обозначение в форме местоимения. Например: Чувство времени… оно дает возможность определить, что сейчас нужно делать; Перестройка. Что она показала? Ин ициатива — вот чего нам нередко не хватает.

Как показывают приведенные примеры, сегмент может образовать самостоятельное предложение, может входить в состав последующего предложения, но и в этом случае высказывание членится на две части, которые разделяются паузой, что создает выразительность в устной речи.

Читайте также:  Что делать если чувствуешь запах аммиака

Чтобы показать экспрессивность приема сегментации, проведем небольшой эксперимент, сопоставив три варианта одного и того же по содержанию предложения: Кто такие диссиденты?; Кто они, диссиденты?; Диссиденты. Кто они?

Нетрудно увидеть, что наибольшей выразительностью обладает последний вариант: высказывание, расчлененное на две части, с разделительной паузой между ними, легче и доходчивее воспринимается по этим частям, чем целиком.

В роли сегмента может выступать также инфинитив, например: Помочь каждому лучше определить свое место, свою роль в реорганизации производства — вот к чему призывает автор статьи.

Кроме функции логико-семантического подчеркивания сегментированные конструкции выполняют функций) создания экспрессии. Большое значение при этом имеет своеобразное интонационное и ритмомелодическое оформление сегментированных конструкций. Самостоятельное логическое ударение, возникающее в сегменте, выполняя свою основную — выделительную — функцию, в зависимости от контекста и ситуации приобретает и эмоциональное, психологическое значение.

Источник

Живость, эмоциональность, выразительность речи

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. Н. В.

Гоголь. Учитесь говорить “своими словами”…

В чем секрет слов, которые создают атмосферу непринужденности, воздействуют на чувства собеседников, придают особую выразительность их речи? И с другой стороны, какие слова лишают речь живых, эмоциональных красок? Первое условие живости речи употребление слов, которые стилистически оправданы в определенной ситуации.

Оживляет речь использование слов с яркой эмоционально-экспрессивной окраской. Такие слова не только называют понятия, но и отражают отношение к ним говорящего. Например восхищаясь красотой белого цветка, можно назвать его белоснежным, белехоньким, лилейным. Эти прилагательные эмоционально окрашены: в них положительная оценка отличает их от стилистически нейтрального слова белый.

Эмоциональная окраска слова может выразить и отрицательную оценку называемого понятия (белобрысый говорят

Экспрессивность (от лат. экспрессио выражение) значит выразительный, экспрессивный выразительный. В этом случае к номинативному значению слова добавляются особые стилистические оценки, усиливающие его выразительность. Так, вместо слова хороший мы употребляем более выразительные прекрасный, замечательный, восхитительный и др.

; можно сказать не люблю, но мы порой находим и более сильные слова: ненавижу, презираю, пытаю отвращение. В таких случаях лексическое значение слова осложняется экспрессией. Часто одно нейтральное слово имеет несколько экспрессивных синонимов, различающихся по степени экспрессивного напряжения (ср: несчастье – горе – бедствие – катастрофа; буйный – безудержный – неукротимый – неистовый – яростный).

Яркая экспрессия выделяет слова торжественные, риторические, поэтические. Особая экспрессия отличает слова шутливые, иронические, фамильярные. Экспрессивные оттенки разграничивают слова неодобрительные, пренебрежительные, презрительные, унизительные, вульгарные, бранные.

Экспрессивная окраска в слове наслаивается на его эмоционально-оценочное значение, причем у одних слов преобладает экспрессия, у других слов преобладает экспрессия, у других эмоциональная окраска. Это не трудно определить, доверившись своему лингвистическому чутью. Экспрессивную лексику можно классифицировать, выделяя: 1)слова, выражающие положительную оценку называемых понятий, и 2)слова, выражающие их отрицательную оценку.

В первую группу войдут слова высокие, ласкательные, отчаянные шут-ливые; во вторую иронические, неодобрительные, бранные и др. Мы отбираем в речи слова, сознательно или несознательно подчиняясь условиям общения и стараясь воздействовать на собеседника, учитывая его общественное положение, характер наших с ним отношений, содержание беседы и т. д.

Содержание разговора, условия, в которых происходит беседа, обычно подсказывает нам, какие слова нужно употребить высокие или сниженные, торжественные или шутливые. И речь наша, соответственно получает ту или иную стилистическую окраску. В определенных случаях может быть оправдано и соединение в речи стилистически неоднородных, даже контрастных по своей эмоционально – экспрессивной окраске языковых средств. Смешение стилей, как говорят лингвисты, обычно создает комический эффект, что знаю и ценят юмористы и сатирики.

Что же лишает нашу речь живости? Что делает ее бесцветной, неэмоциональной? Прежде всего неумение находить слова, которые точно передавали бы наши чувства, слова, которые задевали бы за живое?

Это неумение, а точнее, беспомощность в обращении с богатейшими ресурсами родного языка сформировалось, к сожалению, еще в школе, где учат по скверным рецептам писать сочинения, повторять заученные фразы, отвечать по учебнику… Язык любого сочинения может стать выразительным и эмоциональным лишь при условии, что пишущий не будет повторять заученных фраз, общеизвестных книжных формулировок, а постарается найти свои слова для выражения мыслей и чувств. Стиль не будет бесцветным, если автор обратится к эмоциональной, экспрессивной лексике, которая придает языку живость.

Заключение. Развитие мировой культуры выработало основные коммуникативные качества хорошей речи. Конечно, эти качества изменяются, развиваются, поэтому понятия о хорошей речи не во всем совпадают в разные эпохи и у представителей различных классов и мировоззрений.

Я изучила эту тему и уяснила для себя то, что каждый человек должен излагать свои мысли так, чтобы его нельзя было не понять, а именно точно, ясно и просто.

Если речь не ясна, то она не достигает цели. Чтобы речь была точной, слова следует употреблять в полом соответствии с теми значениями, которые за ними закреплены.

Важнейшее условие хорошей речи логичность. Мы должны заботиться о том, чтобы наша речь не нарушала логических законов. Речь это связанное целое, и каждое слово в ней, лю��ая конструкция должны быть целенаправленны, стилистически уместны.

Не для всякого общественного положения, не для всякого места подходит один и тот же стиль, но в каждой части речи, также как и в жизни, надо всегда иметь ввиду, что уместно.

Соблюдение уместности предполагает знание стилей литературного языка. Чистота речи также важна. Если в речи присутствуют слова-паразиты, речевые штампы, канцеляризмы, то это свидетельствует о бедности словарного запаса, о беспомощности говорящего. Требования правильности речи относится не только к лексикеоно распространяется и на грамматику, словообразование, произношение, а в письменной речи на орфографию и пунктуацию.

Соблюдение нормы главное условие культуры речи. Всякое отклонение от литературной нормы препятствует непосредственному и точному восприятию содержания письменной и устной речи. Всякая речь имеет определенное содержание.

Содержательность речи зависит от многих условий, которые влекут за собой многообразие форм подачи материала. Многословие или речевая избыточность может проявиться в употреблении лишних слов в короткой фразе.

Лишние слова в устной речи указывают на нечеткость, неопределяемость представлений автора о предмете речи. Чтобы достичь речевого богатства нужно изучать язык в его литературной и разговорной формах, его стиле, лексике, фразеологии, словообразовании и грамматике. Образность речи создается благодаря употреблению слов в переносном значении.

Существенное значение имеет выразительность речи, которая достигается четким ясным произношением, правильной интонацией, умело расставленными паузами.

Должное внимание следует уделять темпу речи, силе голоса, убедительности тона а также особенностям ораторского искусства: позе, жестам, мимике. Хорошая речь не возможна без соответствующих знаний, умений и навыков. Это все приходит как результат труда.

Изучать и быть требовательным не только к речи других, но и к своей собственной прежде всего.

Роль эмоционально окрашенной лексики в речиЭмоционально окрашенная лексика – это слова, которые помогают передать наше отношение к тому или иному предмету или проблеме. Слова этой лексической категории включают в свое значение оценочный компонент, который может быть как положительным, так и отрицательным. Эмоциональная оценка подобных слов отмечается в толковых словарях с помощью специальных помет (шутл., ирон., пренебр. и другие). Эмоционально окрашенная […].

Сочинение на тему: “Как сохранить чистоту речи? Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами. Проблема канцеляриста. В чем опасность штампов в нашей речи?”Судьбы людей, время, история, культура… Все это чудесно выглядит благодаря языку, средствам общения. Как бы было если бы языка не существовало?! В. Г. Распутин в своих произведениях затрагивает такую важную тему как развитие цивилизации. Все его герои рассуждают о проблеме развития общества. Валентин Григорьевич считает, что нам необходимо сохранять наш язык, ведь это наше культурное […].

О способах введения “чужой” речи в текст (знаки препинания при прямой речи и цитировании)-1 Болычева Е. М., Николенкова Н. В. Основное правило: чужая речь может вводится в текст двумя способами – на правах прямой речи которая функционирует как самостоятельная конструкция и на правах компонента Вашего предложения его главных / второстепенных членов, придаточных частей и т. д.. От того, какой способ выбран, зависит употребление знаков препинания и строчных / […].

Читайте также:  Как научится справляться со стрессом

Правила постановки знаков при прямой речи – Знаки при прямой речи, ПунктуацияПравила постановки знаков при прямой речи Правила постановки знаков при прямой речи & 195. Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно: Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например: Маленькая девочка бежала и кричала: – Не видали маму? М. Горький Если прямая речь идет в строку, без […].

Роль устаревших и книжных слов в речи (публицистической и художественной)Устаревшие слова – единицы языка, которые вышли из активного употребления. Существует два вида устаревших слов. Историзмами называются слова, которые перестали использоваться в речи по причине того, что называемые ими предметы и понятия уже не являются частью их жизни (например, наименования одежды – армяк, зипун и т. д.). Архаизмы называют предметы и явления, которые есть в […].

Определение Стили речиСтили речи (от лат. stilus, stylus остроконечная палочка для пись­ма, манера письма) -системы языковых средств внутри литературно­го языка, разграниченные условиями и задачами общения. Обычно выделяют пять стилей речи: четыре книжных – научный, официально-деловой, публицистический и художественный – и раз­говорный стиль. Иногда разные стили литературного языка могут зна­чительно отличаться друг от друга, но в некоторых языках […].

Стили речиСтили речи – системы языковых средств внутри литературного языка, разграниченные условиями и задачами общения. Обычно выделяют пять стилей речи: четыре книжных – научный, официально-деловой, публицистический и художественный – и разговорный стиль. Иногда разные стили литературного языка могут значительно отличаться друг от друга, но в некоторых языках они оказываются достаточно однородными: стилистические различия еще не выработались […].

Уместность речиУместность речи это такая организация языковых средств, которая более всего подходит для ситуации высказывания, отвечает задачам и целям общения, содействует установлению контакта между говорящим (пишущим) и слушающим (читающим). Речь это связное целое, и каждое слово в ней, любая конструкция должны быть целенаправленны, стилистически уместны. “Каждый из ораторов, отмечал В. Т. Белинский, говорит сообразуясь с предметом […].

Культура речи в рекламеКультура речи в рекламе Все знают, что создателей рекламы часто заботит ее внешний вид, эффектная подача текста. А культура ее исполнения – это, как они считают, вопрос второстепенный. В данном тексте представлена следующая проблема. Она за­ключается в том, что русский язык теряет свою чистоту из-за искажения написания некоторых слов: создатели рекламы, “конструируя” русские слова, вводят […].

Роль имен существительных в речиРоль имен существительных в речи Имена существительные в русском языке – это особый класс слов, которые обозначают предмет в широком значении и отвечают на вопросы – Кто? Что? . Существительные указывают на род, число и одушевленность называемого предмета. Данная часть речи начинает изучаться в 4 классе. Функции существительных в речи Роль существительных в русском языке […].

Использование дидактических игр с мячом в работе с детьми по коррекции речиМетодические рекомендации по использованию дидактических игр с мячом в работе с детьми по коррекции речи Автор: Демидова Любовь Николаевна, учитель-логопед СП ГБОУ СОШ №1 “ОЦ ” детский сад “Василек ” села Кинель-Черкассы Описание работы. В работе раскрывается значение использования дидактических игр с мячом в развитии лексико-грамматического строя речи у детей с речевыми нарушениями. Включение данных […].

Конспект урока педагогики “Эффективные приемы формирования грамматического строя речи у детей”МБДОУ “Детский сад № 17 комбинированного вида “ Конспект урока педагогики “Эффективные приемы Формирования грамматического строя Речи у детей” Воспитатель Замятина Татьяна Юрьевна Г. Нефтеюганск 2015 г. Цель: Обобщение, распространение практических рекомендаций по Формированию грамматического строя речи у детей с общим Недоразвитием речи. (слайд № 2) Задачи: 1. Дать информацию о проблеме формирования грамматического строя […].

Сочинение на тему: ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ С. А. ЕСЕНИНАС. А. Есенин по праву признан одним из луч­ших мастеров пейзажной лирики. Стихи поэта привлекают читателя своей свежестью, непод­дельной искренностью, богатством чувств, нрав­ственным здоровьем и жизнелюбием. В простых и неказистых родных пейзажах ря­занский поэт сумел открыть такое неповторимое очарование, столько новых и созвучных каждо­му простому человеку чувств, что и спустя столе­тие все новые и новые […].

Определение. Что такое Звуки речиЗвуки речи – минимальные незначимые единицы звучащей речи, которые образуются движением органов артикуляции и характеризу­ются акустическими признаками. Поток звучащей речи членится с помощью просодического оформ­ления на фонетические единицы различной длины. Звук-кратчайшая, далее не делимая единица речи. В отличие от других языковых единиц (морфем, слов, предложений), звук сам по себе не имеет значения. Однако из звуков […].

Сочинение размышление: Насколько важной является культура речи?В современной жизни, не отставая от темпа технического прогресса, происходят и культурные, и морально-этические изменения в обществе. Одновременно с этим изменяется и наш язык. Тем не менее, какие бы изменения не испытывало общество или наука, есть некоторые аспекты жизни, которые не должны исчезать или видоизменяться. По моему мнению, к таким вещам следует отнести и культуру […].

Знаки препинания в косвенной речиСлова автора (главное предложение) обычно предшествуют косвенной (чужой) речи (придаточное предложение) и отделяются от нее запятой. Эти части соединяются союзами или союзными словами ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, КАК БУДТО, КТО, КАКОЙ, КОТОРЫЙ, ЧЕЙ, КАК, ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, ЗАЧЕМ, ПОЧЕМУ и др., частицей ЛИ в роли союза. Сравни: Я сказал: “Сегодня похолодает”. – Я сказал, что сегодня […].

Что такое служебные части речиСлужебные части речи – слова, не имеющие собственного лекси­ческого значения (лексически несамостоятельные), служащие для вы­ражения синтаксических отношений между полнозначными словами и предложениями, а также для выражения дополнительных оттенков значения и субъективной модальности. По отсутствию лексического значения и по грамматическим функци­ям служебные слова противопоставлены знаменательным словам. Слу­жебные части речи не изменяются и не являются членами предложения. […].

Части речиЧасти речи – это лексико-грамматические разряды слов, отличающиеся друг от друга рядом категориальных признаков. При выделении частей речи и объединении отдельных слов в один разряд обычно принимают во внимание несколько критериев: 1) семантический – учитывается некое общее и даже обобщенное значение, присущее всем словам данной части речи, как правило, отвлеченное от конкретных лексических значений конкретных […].

Информативная насыщенность речиЭта книжка томов премногих тяжелей А. А. Фет. Всякая речь имеет определенное содержание, так как нет слов, лишенных значения. Однако информативная насыщенность речи может быть разной: одни высказывания значительны, другие никакого интереса не представляют. Содержательность речи зависит от многих условий, которые влекут за собой многообразие форм подачи материала. Многословие или речевая избыточность может проявиться в […].

О культуре речиПроблемы культуры речи В повседневной жизни нашу речь засоряют канцелярские штампы. Это устойчивые словосочетания, которые прочно вошли в наше сознание, они у нас “на слуху”, и нам удобно ими пользоваться. Но что мы имеем в результате? Рассмотрим не­сколько проблем, представленных в тексте. Проблема первая. Большое число канцелярских штампов за­соряет язык, делает речь невыразительной, бедной по […].

Основные критерии правильной речиЗначение культуры речи в жизни общества трудно переоценить. В наше время мы не можем оставаться равнодушными к угрозе оскудения русского языка, утраты им образности, эмоциональности, благозвучия. На ум мне пришли такие слова И. С. Тургенева: “Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык”. Но мы сами же безжалостно портим […].

Звуки речиЗвуки речи – минимальные незначимые единицы звучащей речи, которые образуются движением органов артикуляции и характеризуются акустическими признаками. Поток звучащей речи членится с помощью просодического оформления на фонетические единицы различной длины. Звук – кратчайшая, далее не делимая единица речи. В отличие от других языковых единиц, звук сам по себе не имеет значения. Однако из звуков составляются […].

Читайте также:  Гифки зимний приветик хорошего настроения

Проблема оценки хорошей речи. По тексту О. Б. Сиротининой Меткость разговорного слова не может служить обязательным критерием оценки (ЕГЭ по русскому)Профессор Ольга Борисовна Сиротинина занялась поиском ответа на вопрос, касающийся того, какая речь может претендовать на звание хорошей. Будучи ученым и доктором филологических наук, она взял ответственность на себя за решение задачи, связанной с поиском критериев, по которым оценивается устная речь. Людям свойственно по-разному давать оценку речи. Кто-то хорошо расценивает, как грубо и агрессивно, кто-то […].

Ясность речиЯсною называется речь, которую читатель легко понимает, и которая не возбуждает в нем никаких недоумений. Чтобы ясно выражать мысли, нужно иметь вполне ясное представление о предмете. В частности, вредит ясности речи употребление так называемых двусмысленных выражений. Двусмысленность выражений может зависеть: А) от одинаковых окончаний подлежащего и прямого дополнения. Напр.: груз потопил корабль (как понимать: […].

Сочинение на тему: “Культура речи”“Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)”. Толковый словарь русского языка С. Ожегова Я уверен, что без любви и уважения к родному языку не может быть и разговора о […].

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР В РЕЧИЛексический повтор в речи письменной и устной. ученика говорит о его малом словарном запасе. А лексический повтор в речи писателя или поэта становится средством создания яркого поэтического или прозаического текста. Так в предложениях 18-19 автор использует анафору “Или кабан пробежал близко. Или вдруг в бинокль увидел дятла?” А вот в предложении 23 и 24 автор […].

Определение. Что такое Части речиЧасти речи – это лексико-грамматические разряды слов, отличаю­щиеся друг от друга рядом категориальных признаков. При выделении частей речи и объединении отдельных слов в один разряд обычно при­нимают во внимание несколько критериев: 1) семантический – учитывается некое общее и даже обобщен­ное значение, присущее всем словам данной части речи, как правило, отвлеченное от конкретных лексических значений конкретных […].

Каноны литературной условности речи в произведении “Недоросль”В своем языке Фонвизин преодолевает классические каноны жанровой классификации и литературной условности речи. И здесь, однако, он связан еще во многом с классической манерой. Он еще пишет торжественное “Слово” на выздоровление Павла Петровича специфическим “высоким” языком, не тем, которым он писал сатирические статьи или стихотворения. Он дает еще – по Сумарокову – речевые маски комических […].

О культуре речи по высказыванию ОжеговаЯ считаю, что С. И. Ожегов прав, говоря о том, что “высокая культура речи – это умение точно и выразительно передавать свои мысли бесконечно разнообразными средствами языка”, и уверена, что эта тема очень важна и актуальна в наше время. Люди отличаются от любых других существ тем, что имеют разум. А если мы умеем мыслить, то […].

Синтаксическая степень перехода частей речиВ нашем языке имеются переходы слов одной части речи в другую. Соответственно, эти слова изменяют свое лексическое значение, грамматические свойства. Такой переход частей речи называется транспозицией. Понятие “транспозиция” в основном значении помечает явления использования одной языковой формы или единицы функции другой. Как лингвистический процесс транспозицию ученые рассматривали издавна. Впервые теорию транспозиции разработал Шарль Балли. Позже […].

Правильность речиПравильною называется речь, согласная с законами родного языка и правилами грамматики. Частое нарушение правил грамматики в речи называется безграмотностью. Синтаксическим ошибкам (в сочетании слов) в стилистике усвоено название солецизмов. Солецизмы допускаются, главным образом, вследствие незнания законов родного языка. Весьма часто, напр., допускаются погрешности против правил сокращения придаточных предложений (напр.: вошедши в комнату, мне захотелось […].

Морфология – учение о частях речиИзучение грамматики и одного из ее самостоятельных разделов – морфологии в наше время не утрачивает своей актуальности при обучении в вузе. Наоборот, курсы по изучению русского языка и культуры речи, риторики вводятся Министерством образования в программы высших и средних учебных заведений по подготовке будущих специалистов как технического, так и гуманитарного профилей. На наш взгляд, такое […].

Сочинение на тему: “Как я понимаю смысл слов: “Мы все вместе должны бороться за чистоту русской речи, чтобы не допустить превращение нашего народа в сброд”“Надо воспитывать в себе вкус к хорошему языку, как воспитывают вкус к гравюрам, хорошей музыке”, – говорил Алексей Максимович Горький молодому поколению советских писателей. “Надо вдумываться в речь, в слова”, – убеждал Чехов. “Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово”, – писала Анна Ахматова в нелегкие для России времена. А Тургенев, как всем нам […].

Рассуждение почему диалектные слова все реже встречаются в речи (Гиа по русскому)Русский язык! Какой долгий путь развития прошел он! И сегодня продолжаются языковые изменения: в языке постоянно что-то отмирает и появляется новое. Давайте вслед за Л. Успенским поразмышляем о судьбе диалектных слов, которые отличаются от литературных ограниченностью сферы употребления – территорией распространения. Л. Успенский, автор прочитанного мною текста, поднимает важную тему – отмирание диалектных слов, сближение […].

Морфологический разбор слова: нежный разобрать как часть речиВведите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push(<>); Начальная форма : НЕЖНЫЙ Часть речи : прилагательное Грамматика : единственное число, именительный падеж, качественное прилагательное, мужской род, неодушевленное, одушевленное Формы : нежный, нежного, нежному, нежным, нежном, нежная, нежной, нежную, нежною, […].

В чем причина низкой требовательности к речи?Правописание проверено Базовой основой речевой культуры считается литературный язык. То, в какой степени человеком соблюдаются нормы русского литературного языка, применяемого для общения в современном обществе, выступает в роли основного показателя образованности и культурного уровня человека. Однако у филологов вызывает беспокойство состояние, в котором пребывает современный русский язык. Представители иных наук, связанных с профессиональной деятельностью, подразумевающей […].

Чистота речиЧистою называется речь, состоящая из коренных русских слов и оборотов, которые употребляют для выражения мыслей самые лучшие писатели. Их слог называется современным и литературным. Погрешности против современного литературного слога, вредящие чистоте речи, состоят в неумеренном и неразумном употреблении: А) архаизмов, Б) неологизмов, В) варваризмов, Г) провинциализмов, Д) слов народных (простонародных). Архаизмы Язык каждого народа […].

Оценка контрольных диктантов у детей с тяжелыми нарушениями речиС помощью контрольных диктантов проверяются Навыки правописания, поэтому Диктант оценивается одной оценкой. В контрольной работе, включающей диктант и дополнительное задание (фонетический, грамматические и прочие разборы), ставятся две отметки (отдельно за каждый вид работы). В подготовительном и I классах на проверочную работу отводится не более 20 минут, во II и III классах – не более 35 […].

Стиль речиХудожественный стиль – функциональный стиль речи, который используется в произведениях художественной литературы и относится к книжным стилям. Задача этого стиля – нарисовать художественный образ, выразить авторское отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя. Язык здесь выполняет не столько коммуникативную, сколько эстетическую функцию, формирует особый образный мир, используя специальные выразительные средства. К ним относятся […].

Имя прилагательное как часть речиЧто такое имя прилагательное как часть речи? Имя прилагательное в русском языке – это самостоятельная часть речи, указывающая на признак предмета, выраженного существительным или местоимением. Начальной формой прилагательного является форма единственного числа мужского рода в именительном падеже. В предложениях прилагательные, как правило, выступают в роли определения, но могут употребляться и в качестве сказуемого. Имя прилагательное […].

Источник

Оцените статью