Живописный пейзаж весеннее настроение

Какой изображали раннюю весну на своих картинах великие русские художники

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Евгений Баратынский. Весна

Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!

Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде под моей ногой
И шумен, и душист.

Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.

Что с нею? Что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка!
С ним журчит,
Летает в небе с ней!

Алексей Плещеев. Уж тает снег, бегут ручьи.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
опять надолго миновала.

Алексей Толстой. Вот уж снег последний в поле тает.

Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зелёный дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждёт;
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет;

Утром небо ясно и прозрачно,
Ночью звёзды светят так светло;
Отчего ж в душе твоей так мрачно
И зачем на сердце тяжело?

Грустно жить тебе, о друг, я знаю,
И понятна мне твоя печаль:
Отлетела б ты к родному краю
И земной весны тебе не жаль.

Ольга Чюмина. Подснежник

Вместе с первыми зорьками алыми
На прогалине чащи лесной,
У берёз, меж сугробами талыми,
Распустился цветок голубой.

Помнит он, как за стужей томительной,
Оковавшей надолго луга,
Солнца луч золотой и живительный
Растопил на полянах снега.

Перед этою силой победною
Зашумели в долинах ручьи,
И с улыбкою нежной и бледною
Лепестки развернул он свои.

И волнуем надеждою сладостной,
Притаясь у подножья корней,
Полуробко он ждёт, полурадостно
Этих солнечных ясных лучей…

Максимилиан Волошин

Звучит в горах, весну встречая,
Ручьёв прерывистая речь;
По сланцам стебли молочая
Встают рядами белых свеч.

А на полянах влажно-мшистых
Средь сгнивших за зиму листов —
Глухие заросли безлистых
Лилово-дымчатых кустов.

И ветви тянутся к просторам,
Молясь Введению весны,
Как семисвечник, на котором
Огни еще не зажжены.

Афанасий Фет

Ещё весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Ещё овраги полны снега,
Ещё зарёй гремит телега
На замороженном пути;

Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте.
Сквозя, березник чуть желтеет,
И соловей ещё не смеет
Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролётных журавлях,
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.

Всеволод Крестовский. Перед весною

Снег лежит ещё на крышах,
Искрясь яркой белизною,
А уж в воздухе к полудню
Отзывается весною…

Так и тянет всё на солнце
Перейти, туда, где тает,
Где с морозцем легким ярко
Солнце щёки припекает.

И идёшь — идёшь и дышишь
Острым воздухом вольнее,
И на взгляд все лица кажут
Как-то лучше и добрее;

И идёшь — и слух щекочет —
Будто звуков детских нега —
Звонкий шелест резвых капель
Хрупко тающего снега.

Каждое полотно, написанное художниками, каждое слово, начертанное русскими поэтами помогают нам обрести гармонию с природой и сладостное предвкушение новой жизни, которую несет с собой весна, пробуждающая природу ото сна.

Удивительный мир русской деревни , с ее трудовыми буднями и зимними забавами отразил в своем творчестве самобытный художник Федор Сычков.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Весна, воспетая художниками

Весна — время пробуждения от зимнего сна. Все оживает, преображается, возрождается. Она несет с собой радость тепла и солнца. Это прекрасное время года. Его воспевали поэты. И, конечно же, оно не могло остаться незамеченным как русскими, так и зарубежными художниками.

Давайте полюбуемся подборкой весенних работ разных живописцев.

Начнем с небезызвестного нидерландского художника, Винсента Ван Гога.

«Ветка цветущего миндаля в стакане»

Ван Гог был поклонником японской гравюры, коллекционировал ее и вдохновлялся. Картина с веткой миндаля получилась в японском духе. Она является символом оживания природы.

И снова картина с миндалем: «Цветущие ветки миндаля».

Читайте также:  Чувство что все против тебя это

Данная картина была написана в честь рождения сына у брата художника, Тео. Цветущая ветка миндаля — символ зарождения жизни и весны заодно, т.к. миндаль — предвестник весны — начинает цвести очень рано.

Следующие картины прекрасного русского художника — И. Левитана.

Данная картина наверняка известна практически всем. Печаталась даже в учебниках по литературе и русскому языку. На картине пригревает солнышко, все постепенно тает, лошадь в ожидании греет свою спину. Зима уступает дорогу весне.

«Весна. Большая вода».

Разлилась река. Скоро появятся почки на деревьях. Голубое небо уже не скрыто серыми облаками.

Архип Иванович Куинджи, великолепный русский пейзажист тоже раскрыл тему весны в своей работе.

Нежная работа в пастельных тонах раскрывает красоту весны. Тает лед, весна идет. На картине присутствует любимое дерево художника — береза.

С.А. Виноградов — русский художник, в чьих работах весна встречается часто.

Картина выполнена темперой. Художник изобразил раннюю весну, снег только начал подтаивать.

Картина написана маслом на холсте. Чистое небо. Чувствуется весенний легкий ветерок.

Яркое небо, старый дом греется в лучах весеннего солнышка. Снег уже практически растаял, начинает расти молодая зелень.

Вот такая подборка весенних работ получилась. Каждый художник воспринимал, чувствовал весну по-своему и выражал это чувство через своё искусство.

Источник

16 апреля. День весенних пейзажей

День посвящён теме весенней природы и её отображению в пейзажах художников. Они точно и достоверно отображают сезонные изменения в природе. Познакомьте детей с картинами известных живописцев на тему «Весна». Интересные занятия для детей от педагогов помогут Вам в этом.

В этих произведениях переданы пробуждение природы и весеннее настроение. Ведь весна – это прежде всего изменения вокруг нас: снег тает, образуются проталины и ручьи, оживают насекомые, первоцветы,прилетают птицы солнце светит ярче и греет теплее.

Слово «пейзаж» пришло к нам из французского языка. В переводе оно означает «местность». Если художник нарисовал городскую улицу – это тоже будет пейзаж. Но чаще всего этим словом обозначают картины, на которых нарисованы виды природы. Конспект беседы с детьми на тему «Что такое пейзаж?» – здесь.

Список дел на день:

2. Хорошим дополнением к этому занятию могут стать музыкальные произведения лучших композиторов, посвящённые весне: «Весна» из цикла «Времена года» Петра Чайковского; «Весенние воды» Сергея Рахманинова; «Весна» Александра Глазунова; «Весенняя кантата» Георгия Свиридова.

3. Составляем вместе с ребёнком описание картины Левитана «Весна». Подробно это занятие описано здесь. А также обсуждаем картинну Саврасова «Грачи прилетели» — много материалов здесь.

3. Читаем ребёнку произведения детской художественной литературы о весне. Хороший список книжек и стихотворений по этой и другим лексическим темам можно найти на МААМ здесь.

4. Систематизируем представления детей о том, какие изменения в природе происходят весной; как называются весенние месяцы и чем отличается каждый из них; какие цветы-первоцветы появляются весной; какие перелётные птицы возвращаются в родные края; какие плодовые деревья радуют художников и всех людей своим цветением.

6. Посмотрим с детьми старые советские мультики, похожие на ожившие пейзажи художников: «Весенние мелодии», «Весенняя сказка».

7. Проводим с ребёнком беседу, в которой обобщаем основные признаки весны, и приступаем к творческой деятельности.

Мастер-классы по весеннему пейзажу для юных художников

Много полезных материалов есть в тематическом разделе «Весенний пейзаж. Рисуем весну с детьми».

Наброски всех деталей на картине можно сделать заранее карандашом, а юный художник раскрасит их яркими красками.

Создать законченный образ расцветающей весенней природы юному художнику поможет техника «сухой кисти».

Передать красоту цветущего сада позволит примакивание ватными палочками. Оно хорошо имитирует цветы на деревьях.

Каждое весеннее полотно, написанное художниками, помогает людям обрести гармонию с природой и то радостное предвкушение новой жизни, которое всегда несёт с собою весна.

Источник

Образ весны в картинах русских художников

Немного истории и терминов

Пейзажем принято называть жанр изобразительного искусства, где основной предмет картин художников — природа. Особое значение здесь имеет построение перспективы и композиции, достоверность передачи атмосферных явлений, изменчивости света и воздуха. История становления русского пейзажа прошла несколько этапов:

  1. Сначала природные сюжеты служили лишь декорациями для икон, изображали среду обитания главных персонажей или являлись сценой жанровых зарисовок и портретов.
  2. Затем долгое время пейзажи были обобщёнными и идеализированными картинками, и только изображение конкретной местности позволило сделать принципиальный поворот в осознании их художественной ценности.
  3. Важную роль сыграл европейский импрессионизм, который сформировал новую эстетическую концепцию — лирический пейзаж. Он облагораживал природу по велению академической науки, и до конца XVIII века авторитет итальянских и французских мастеров считался непререкаемым.
  4. Очарование первых русских пейзажей заключается в целомудренном стремлении достоверно передать все чёрточки и подробности отчего края. Расцвет этого направления пришёлся на XIX век и питался всё большим осознанием любви к родине.

Говоря об источниках вдохновения, нельзя недооценивать роль народного творчества — музыки, песен и стихов.

Это стало эмоциональным стержнем русской живописи того времени. Пейзаж воспринимался не только как природная данность, но и служил иллюстрацией человеческой души, отражал тоску по счастливой, вольной жизни, поиски места в мироздании, иллюзии и надежды. В рисунках Левитана, Саврасова, Куинджи и других знаменитых мастеров человек находил созвучность сокровенным мечтам и безотчётному стремлению на поиски лучшей доли.

Читайте также:  Если дома радость радуйтесь потише рядом ходит зависть

Государственная Третьяковская галерея

В собрании известных пейзажей национальной сокровищницы живописи естественные и неизбежные сезонные изменения — символ постоянного непостоянства природы. Тема приобрела развитие благодаря огромным просторам и разнообразию климата, навеки запечатлев узнаваемые черты родного края. Среди наиболее интересных произведений стоит отметить:

  1. А. Саврасов «Грачи прилетели», 1871.
  2. И. Левитан «Весна. Большая вода», 1897.
  3. А. Венецианов «На пашне. Весна», середина 1820-х.
  4. К. Юон «Мартовское солнце», 1915.
  5. И. Грабарь «Мартовский снег», 1904.
  6. Ф. Васильев «Оттепель», 1871.
  7. А. Пластов «Весна», 1954.

Время прилёта птиц

Картина «Грачи прилетели» рассказывает о самом начале весны, о пробуждении, которое только-только возникло и ещё не оформилось в осязаемую перемену. Неброский обыденный пейзаж сначала даже кажется зимним. Но внимательное изучение деталей приводит к осознанию того, что это всё-таки весна. Рыхлый снег на переднем плане потускнел и стал грязным, тянутся вверх голые берёзы, за ними — чёрное поле и серое, покрытое облаками, небо. Тёмные цвета подчёркивают заурядность пейзажа, но вся эта безрадостность — только кажущаяся.

Вот из-за берёз проступает силуэт деревенской церкви с колокольней, в русской живописи — постоянный символ веры, добра и света. Пейзаж писался с натуры в Костромской области, и до наших дней ещё сохранилась та церковь. При внимательном рассмотрении обнаруживаются признаки грядущей весны: проталина с водой, солнечные блики, освещающие пейзаж. А ещё картина прямо наполнена весенним воздухом — тёплым и свежим.

Алексей Саврасов считался признанным мастером в этой области, и его картины легко узнать по дыханию и чувственности.

Все выводы о наступлении весны подтверждаются главной деталью — грачами. Они возвратились в гнёзда, покинутые прошлой осенью, и облепили ветки ещё голых берёз. Перелётные птицы не оставляют сомнений — они прилетели и принесли на крыльях весну, начало новой жизни.

Подъём воды

Искренне влюблённый в родные края, в полотне «Весна. Большая вода» Левитан запечатлел ежегодное половодье как торжество вечных законов возрождения жизни. Паводок на пейзаже захватил не только часть берёзовой рощи, но и поля, и деревенские дома. Лодка, единственное средство связи с внешним миром, логически завершает композицию. В ней — прозрачный намёк на существование человека, сочетание пробуждения природы с началом крестьянских хлопот.

Золотистая охра весеннего солнца гармонирует с голубизной неба и воды. Это цветовое сочетание — излюбленный приём древнерусских иконописцев, что придавало работам торжественность при изображении обитателей горнего мира — ангелов и святых. Тонкие стволы деревьев тянутся из холода воды к солнечному теплу, расправляют ветки, как потягивающийся человек прогоняет остатки сна и просыпается для новых дел.

Полузатопленные постройки напоминают корабли в неподвижной морской глади, а отражения деревьев и узкая полоса берега вертикально и динамично удлиняют картину. Природа радостно просыпается, тепло и влага возрождают жизнь и приносят надежды на обильный урожай.

Нежные оттенки розового нарядны и энергичны, они окрашивают пейзаж ожиданием чуда, предвосхищают красоту, наполняют оптимизмом и жаждой жизни.

Полевые работы

Картина «На пашне. Весна» представляет обобщённый образ земли русской и считается частью цикла о крестьянском труде, созданного во время жизни Венецианова в Тверской губернии. Ранняя весна, распаханное поле, по краям которого пробивается зелень. Справа теснится кучка деревьев возле старого пня. В центре — нарядно одетая крестьянская женщина, без усилий ведущая двух лошадей с бороной. Она отважно ступает по земле босыми ногами, а улыбающееся лицо обращено к сидящему у пашни ребёнку. Красота — главное определение всего, что есть в картине: женщина, дитя, животные, пейзаж.

Нет упоминания о тяжести крестьянского труда, не видно грязи на наряде героини и рабочих лошадях, пахота даётся с лёгкостью, им не холодно, а младенец не плачет и спокойно играет на голой земле. Художник аллегорически изобразил сказочный образ весны, воплотив его в красивую крестьянку. Молодая, нарядная, с лёгкой поступью, она идёт по всей земле, обновляет мир, успокаивает детей, ведёт за собой силы природы.

Морозы и солнце

В пейзаже Юона «Мартовское солнце», вопреки укутывающему окрестности белоснежному покрывалу, ощущается радость скорого наступления весны. Берёзы и старые грабы нетерпеливо тянутся ветвями к солнечному свету и мечтают о новых зелёных одеждах. Крыши и фасады деревенских домов купаются в обманчивом мартовском тепле и чувствуют, что в игру по-хозяйски вступает весна.

По заснеженной дороге из села выезжают на лошадях двое деревенских детей-подростков. За ними увязался рыжий жеребёнок, а чёрный пёс с радостным лаем догоняет процессию, пытаясь вернуть их домой. Небесная лазурь придаёт всему пейзажу задорную яркость. Скрипучий мороз, но уже чувствуется бодрый весенний дух. Ещё немного, и потекут ручьи, радостно защебечут птицы, появятся на деревьях почки, и наступит долгожданный апрель!

За водой по снегу

В картине «Мартовский снег» Грабарь тонко подметил капризы первого весеннего месяца и голубого снега, доживающего последние недели. Солнечный, но по-зимнему холодный день, тишина разлилась в морозном воздухе. Девушка спешит по воду, несёт вёдра на коромысле, и кажется, что слышны хрустящие звуки снега под её ногами. Колорит русской глубинки чувствуется в практичной одежде героини, в сельских домах на заднем плане, в свободном пространстве, затянутом белым покрывалом.

Читайте также:  Можно ли справиться с депрессией без лекарств

Весеннее солнце начало борьбу со снегом — он разрыхлился и стал ноздреватым, а на тропинке почти растаял. Деревья отбрасывают синеватые тени и намекают, что день плавно переходит в вечер.

Зимнее уныние служит контрастом для грядущего весеннего перерождения и подчёркивает игру света на снегу, напоминает о скором наступлении животворного тепла.

Символы преображения

Серо-коричневые тона картины «Оттепель» навевают холод и печаль, но начало весны ощущается явственно. Тающий снег забирает с собой зимнюю стужу, а размытая дорога знаменует начало новой жизни. В поисках пропитания сюда слетелись птицы, и к ним навстречу идут люди — мужчина и девочка, их лиц не видно. Мир ещё во власти зимы, и снег не хочет уступать просторы весеннему теплу. Высокие деревья на заднем плане ещё обдуваются ветром, а над ними тяжело нависают облака. Справа виднеется ветхий домик, полузасыпанный снегом.

Художнику удалось изобразить сочетание печального и счастливого в жизни, преображение тьмы в свет, стужи в тепло, сна в явь. Избушка ветхая и кривая, но она противостоит ветрам. Чёрные тучи мрачно стелются по небосклону, но за ними проступает благодатный свет. Размытая и скользкая дорога — извилистый жизненный путь человечества, он преобразится с первыми лучами весеннего солнца.

Действующие лица — крестьянин с девочкой. Ребёнок искренне радуется окружающему миру: слетевшимся птицам, холодным лужам, раскисшему снегу. С детским смехом просыпается и оживает природа, а в душе мужчины, благодаря маленькому ребёнку, наступает весна.

Северная Венера

В аллегорическом сюжете полотна Пластова «Весна» нагота естественна: молодая женщина с рыжеватыми волосами в открытом предбаннике одевает девочку. Перламутрово-розовая кожа контрастирует с тёмными бревенчатыми стенами, закопчённой дверью бани и с золотистой соломой на полу. Белые звёзды снежинок вплетаются в волосы женщины и тают на разгорячённом теле. В главной героине воплощается красота молодости, гармония внутреннего богатства и прелести внешней женственности и чистоты.

Она олицетворяет русскую весну, когда земля сбрасывает ледяные покровы на фоне серой пелены туч, мрачного неба и обильного снегопада.

В ведре холодно темнеет вода, блестит начищенный медный таз. Пришлые критики пытались обвинить автора в желании рисовать обнажённое женское тело на фоне нищеты крестьянского быта. Но сильный поэтический образ с божественной красотой утвердил торжество обновления жизни и получил название «Северной Венеры».

Музеи ближнего зарубежья

После распада СССР многие известные пейзажисты и их картины оказались за пределами исторической родины, а россиянам теперь доступны только репродукции. В сборниках украинских музейных коллекций содержатся два весенних пейзажа с одинаковым названием «Ранняя весна», принадлежащие кисти разных авторов:

  1. Харьковский художественный музей. А. Куинджи, 1895.
  2. Полтавский художественный музей. И. Левитан, 1892.

Предвкушение чуда

Мастерское использование Куинджи световых эффектов создаёт реалистичный образ родной земли, наделяет пейзаж «Ранняя весна» особым настроем и эмоциональной силой. Выразительно смотрятся берёзы, передавая игру света и теней, а спокойные краски чистых пастельных тонов жизнерадостны и лиричны. Пробуждение природы средней полосы относится к концу февраля — началу марта.

Ещё не закончилась зимняя стужа, и весна едва начинается. В центре картины — изгиб реки, он подчёркивает перспективу и придаёт глубину. Ледяной покров начал истончаться, у края левого берега и на середине вода заструилась голубыми протоками. Подтаяли снежные пласты на суше, потеряли белизну, а очистившиеся участки земли выглядят по-осеннему уныло. Скорый приход весны выдаёт солнечный свет, заливающий картину.

Это делает ярким лес на линии горизонта и заставляет мягко сиять голубой небосвод с дымчатыми белыми облаками.

Пятна мха на переднем плане радуют взоры нежной зеленью, а голубые краски неба и воды наполняют пейзаж чистым воздухом. Склонённый ствол берёзы в самом центре полотна тянется вверх светлыми ветвями. Они ещё не покрылись зеленью, им долго ждать настоящего тёплого солнца и лета. Но атмосфера картины не оставляет места унынию, ведь предвкушение чудесного — тоже праздник.

Светлая печаль

Левитана заслуженно зазывали мастером «пейзажа мотива и настроения». Художник не любил говорить о картинах, скучал, слушая рассуждения других, а живописью не с натуры не интересовался. В его пейзажах есть литературные черты — заброшенный дворец усадьбы с заколоченными ставнями, старое кладбище, гаснущие лучи заката. Любовь к родной природе проступает в каждом этюде как восхитительное описание тонкой грусти.

На картине «Ранняя весна» снег ещё не растаял полностью, но жёлтая пожухшая трава на переднем плане успела освободиться от его оков. Крытые соломой разномастные постройки бесприютно застыли на фоне тёмной лесной чащи в серо-голубой дымке. Видны белые стволы берёз, зеленеют ели, прозрачная синь неба проблёскивает золотым солнечным пятном. Всё замерло в ожидании тепла. Скоро это зимнее оцепенение сменится весной — птичьим гомоном, россыпью подснежников на лесных опушках.

Изображая пейзаж, живописцы акцентируют внимание на моментах, которые обычный наблюдатель мог и не заметить. Происходит воспитание любви к природе, формируются эстетические запросы. А интерес к картине порождает желание и самому взяться за масло и кисти, написать стихи или песню.

Источник

Оцените статью