Жесты: классификация и попытка обобщения
Жесты свидетельствуют об интенсивности переживаний, о качестве и направленности отношений, о культурной и групповой принадлежности. Жесты, как и мимика, могут нести самостоятельную информацию о человеке независимо от его речи. Жесты сопровождают речь или заменяют ее; при этом они говорят об отношении человека к какому-то лицу, событию или предмету. Вот основные классификации жестов.
Термин «жесты» понимается как движения рук или кистей рук, но зачастую используется для обозначения всех движений тела, в том числе мимики, пантомимики (партнер достает определенный предмет, открывает дверь, закуривает и т.п.) В таком случае для обозначения собственно движений рук употребляется термин «жестикуляция».
Жесты рассматриваются как внешние проявления внутреннего состояния человека,
при этом они несут информацию не только о психологическом состоянии человека, но и об интенсивности переживания. В коммуникационном процессе жесты сопровождают речь или заменяют ее, при этом они говорят об отношении человека к какому-то лицу, событию, предмету.
В психологии невербального общения еще не выработана общепризнанная классификация жестов. Известные классификации построены на различных основаниях, но даже собранные вместе, они не позволяют во всей полноте обозначить связи жестов со структурой личности и ее общением.
Согласно самой широкой классификации, жесты подразделяются на естественные (спонтанные) и искусственные (жесты глухонемых, профессиональные жесты дирижеров, биржевиков и др.)
По мнению Т.М. Николаевой, при классификации жестов необходимо учитывать тот факт, что у человека отсутствует возможность запечатления движения в трехмерном пространстве и времени. В процессе коммуникации движение может быть запечатлено только в одной из плоскостей, поэтому для описания жеста следует указать либо орган, выполняющий движение; либо его направленность; либо цикличность, этапность в совершении движения; либо его отношение к положению человеческого тела в пространстве. Эти принципы описания положены в основу словарей жестов.
В соответствии с классификацией известного исследователя невербального поведения А. Штангля выделяются:
- жесты рук: руки, вяло свисающие вдоль тела, — пассивность, недостаток воли; скрещенные на груди руки — тенденция к дистанцированию, известная изоляция, выжидание и др.;
- жесты кистей рук: открытая ладонь обращена вверх — объяснение, убеждение, открытое представление, отдавание; руки спрятаны в карманах — сокрытие неуверенности, потеря непосредственности; рука сжимается в кулак — концентрация, стремление к самоутверждению и др.;
- «игры рук»: пальцы барабанят по столу — демонстрация незаинтересованности; стирающие движения по лбу — стирание нехороших мыслей, плохих представлений и др.;
- жесты пальцев: палец засунут в рот — инфантильная наивность, удивление, рассеянность; палец плотно прижат ко рту — стремление предотвратить всякое проявление, импульс к овладению собой;
- палец касается глаз или ушей — опосредованный знак неловкости, плохое настроение, известная робость и др.;
- рукопожатие: твердое, энергичное, тяжелое, давящее, бесцветное, слабое и др.
В классификации австралийского исследователя А. Пиза представлены наиболее распространенные, с его точки зрения, жесты и действия:
- жесты ладони: открытая ладонь, говорящая о правдивости, честности, преданности; пальцы собраны в кулак и виден только указательный палец — «указующий перст», сила, принуждение к действию и др.;
- жесты кистями и руками: рука, охватывающая запястье, говорит о неоправданных ожиданиях и попытке самоконтроля; скрещенные руки с большими пальцами, направленными вверх — оборонительное или негативное отношение к чему-либо и др.;
жесты «рука к лицу»: «рука к носу» указывает о недоверии к говорящему; потирание глаза — попытка блокировать ложь; почесывание шеи — сомнение, неуверенность и др.; рука поддерживает голову — скука, отсутствие интереса; поглаживание подбородка — принятие решения; потирание тыльной стороны шеи — сигнал неоправданных ожиданий и др.; - барьеры из рук: скрещенные на груди руки с ладонями, сжатыми в кулаки, говорят о враждебном отношении к партнеру; касание предмета, расположенного вблизи другой руки, — стремление к достижению безопасности и др.;
- барьеры из ног: перекрещенные руки и ноги указывают на негативное отношение, попытку защититься от чего-то и др.
Соотношение вербальной и невербальной информации в процессе коммуникации представлено в следующей классификации Н.И. Смирновой:
- коммуникативные жесты, замещающие в речи элементы языка (жесты приветствия и прощания, угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, дразнящие, жесты утвердительные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение и др.);
- описательно-изобразительные жесты, сопровождающие речь и теряющие смысл вне речевого контекста (жесты, обозначающие размер, форму предмета, пространственное расположение объекта и др.);
- модальные жесты, выражающие оценку предметов, явлений, людей (жесты одобрения, неудовольствия, недоверия, неуверенности, растерянности, отвращения, радости, восторга, удивления).
Чтобы подчеркнуть разнообразие информации, предоставляемой жестами партнеру, их подразделяют на следующие группы:
- жестов-регуляторов, выражающие отношение говорящего к чему-либо или к кому-либо (кивок, целенаправленные движения руками и др.);
- жестов-эмблем — своеобразные заменители слов или фраз в общении (поднятый вверх большой палец и др.);
- жестов-иллюстраторов — жесты сообщения, образные картины сообщения («вот какого размера», «вот такой формы», движения руками, соединяющие воображаемые предметы и др.);
- жестов-адаптеров, демонстрирующие специфические привычки человека, связанные с движениями рук (почесывание, поглаживание, перебирание отдельных предметов и др.);
- жестов-аффекторов, выражающие через движения тела определенные эмоции (растерянность, удивление, отвращение, радость);
- жестов оценки получаемой информации (один палец отставлен, остальные под подбородком — критическая оценка; почесывание подбородка — обдумывание предстоящего высказывания; почесывание пальцем спинки носа — озабоченность, сомнение).
Жесты всегда, во-первых, вариативны (даже когда они общеупотребительны — это обусловлено индивидуальными особенностями человека), а во-вторых — многофункциональны. Например, взмах руки может употребляться как знак отчаяния, привлечения внимания или отказа от чего-либо. Кивки головой не всегда означают согласие — часто они лишь показывают говорящему, что его слушают и готовы слушать дальше, и как бы дают разрешение собеседнику продолжать речь, поэтому в групповой беседе говорящий обычно обращает свои слова непосредственно к тем, кто постоянно кивает.
Вариативность и многофункциональность жестов
связаны также с различиями культур, в которых они функционируют: один и тот же жест может быть интерпретирован по-разному. Так, удар по ладони партнера в момент или после произнесения фразы «говорит» египтянину или сирийцу о том, что собеседнику понравилась сказанная шутка, острая фраза, а европеец то же движение рук воспримет как проявление неуважения.
Кроме того, жесты, распространенные в одной культуре, могут вовсе отсутствовать в другой. Например, жест «большой палец правой руки опущен вниз», обозначающий у англичан неодобрение, отсутствует у русских, а жесты почесывания затылка, передающий у русских старание припомнить что-то, у англичан встречается довольно редко.
Такесика — специальная область психологии невербального поведения, которая изучает жесты-прикосновения.
Такесика базируется на двух основных элементах — физическом контакте и расположении тела в пространстве. Физический контакт в виде прикосновений, поглаживаний, поцелуев, похлопываний является важным средством взаимодействия между людьми. Прикосновения формируют у ребенка представления о пространстве своего тела, благодаря им во многом складывается эмоциональный мир ребенка (ласковые прикосновения матери, «формальные» прикосновения врача и т.д.)
Через прикосновения человек выражает самые сильные чувства — любовь и ненависть. Физическое уничтожение человека происходит чаще всего с помощью таких физических контактов, как побои, удары, и психологическое унижение личности также связано с ними (пощечина, принуждение к физическим контактам).
Среди различных компонентов такесики чаще всего рассматривается рукопожатие — одно из самых распространенных прикосновений, принятых в различных культурах. Выделяют следующие виды рукопожатий:
- ладонь, повернутая вниз, на ладони партнера — стремление к доминированию, властное рукопожатие, попытка взять ситуацию под контроль;
- ладонь, повернутая вверх, под ладонью партнера — готовность к подчинению, сигнал тому, чье доминирование признается;
- ладонь ребром вниз (вертикальное положения) — позиция равенства;
- рукопожатие «перчатка» (две ладони охватывают одну ладонь собеседника) — стремление показать искренность, отзывчивость, глубину чувств инициатора рукопожатия; жест, как правило, сопровождается улыбкой и потряхиванием;
- рукопожатие «котлеткой», вялое рукопожатие может служить показателем слабости характера;
- рукопожатие сильное часто является отличительной чертой активных или агрессивных людей;
- короткое, вялое рукопожатие может свидетельствовать о безразличии;
- весьма продолжительное рукопожатие и слишком влажные руки говорят о сильном влиянии партнера, выраженном чувстве ответственности.
В деловой коммуникации следует учитывать разницу во взглядах на рукопожатие у представителей разных культур, поскольку незнание культурной традиции может привести к затруднению в общении. Рукопожатия как знак приветствия более приняты у русских, чем у англичан или американцев. Западноевропейские и американские предприниматели не любят вялых рукопожатий, так как ценят атлетизм и энергичность. Тем не менее у американцев не приняты рукопожатия, если между людьми существует интенсивный контакт, что совершенно не совпадает с этикетом рукопожатий у русских.
В ряде стран Восточной и Южной Азии существуют запреты на прикосновение партнеров друг к другу во время беседы. Например, японцы считают, что касаться собеседника может человек лишь при полной потере самоконтроля либо для выражения своего недружелюбия и агрессивных намерений. В то же время арабы, латиноамериканцы часто касаются друг друга в процессе диалога.
Показатели интенсивности жестикуляции (сила и частота) также определяются культурными нормами. Согласно усредненным данным, на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции один раз, итальянец — 80, француз — 120, а мексиканец — 180 раз.
У представителей одной культуры также наблюдаются различные показатели интенсивности жестикуляции вследствие индивидуальных различий. Чрезмерное жестикулирование отмечается у человека, например, при ослаблении или отсутствии обратной связи со стороны партнера по общению; может быть также выражением беспокойства, неуверенности человека; в ситуации переговоров, сопровождающихся сильными эмоциями, более интенсивно жестикулируют те, кто претендует на лидерство.
Таким образом, жесты свидетельствуют об интенсивности переживаний, о качестве и направленности отношений, о культурной и групповой принадлежности. Жесты, как и мимика, могут нести самостоятельную информацию о человеке независимо от его речи.
Автор: Bлaдимиp Aлександрович Дресвянников, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента Всероссийского заочного финансово-экономического института в Пензе.
Источник
Мимика и жесты
Звучащая речь сознательно или неосознанно подкрепляется мимикой и жестами. По убеждению Цицерона, «каждое движение души имеет свое естественное выражение в голосе, жесте, мимике».
Не только в речи оратора, но и во время всякой беседы в жестах и мимике отчетливо проявляется эмоциональный облик каждого из участников, причем эмоции не только зависят от ситуации общения, но и само общение создается под влиянием эмоций.
Исследования психологов показывают, что эмоции регулируются центрами головного мозга и выражаются в жестах, мимике, движениях тела.
Охарактеризуем важнейшие компоненты неречевого общения.
Мимика — это движение лица, выражающее внутреннее состояние человека. Она передает радость и гнев, сомнение и решимость, презрение и любовь. Благодаря мимике мы узнаем о чувствах, которые испытывает человек. Например, спокойные глаза, приподнятые уголки губ отражают счастье, а печаль — сведенные брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ.
Об удивлении человека дают знать поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные кончики губ, приоткрытый рот. Гнев выражают опущенные вниз брови, изогнутые на лбу складки, прищуренные или расширенные глаза, сжатые зубы, сомкнутые губы. Как видим, многообразна и выразительна «палитра» эмоций, которые влияют на мимику. Умение контролировать свою мимику — это целое искусство. Вспомните, как Л.Н. Толстой сказал об одном из своих героев в романе «Война и мир»: «Видно было, что офицер в совершенстве мог управлять своим лицом».
По мнению специалистов, способность человека к мимике является врожденной, она насчитывает миллионы лет эволюции. Можно указать шесть видов эмоций, которые одинаково отражают человеческие лица в любой точке земного шара, — страх, радость, удивление, гнев, печаль, отвращение.
Однако людям свойственно, а порой и выгодно скрывать свои чувства, что также получает отражение в мимике. Не исключено, что это может быть продиктовано правилами этикета. Например, стараясь не обидеть скучного собеседника, мы слушаем его с «заинтересованным» выражением лица. Это как раз тот случай, когда мимика противоречит истинным чувствам.
Самые мельчайшие оттенки человеческих эмоций способны передать глаза. Как зеркало души они предстают читателям Нового Завета: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло». Оратору нужно следить за тем, как на него смотрят слушатели и как установить визуальный контакт с аудиторией. Так, на лекции студент как правило, внимательно смотрит на профессора, показывая этим свою заинтересованность. Это помогает сосредоточиться на том, что сообщает лектор. При разговоре также необходимо смотреть в глаза собеседнику, иначе это может вызвать у него негативную реакцию.
По выражению глаз можно судить об отношениях между людьми. Деловой этикет не рекомендует ведущему в беседе пристально, в упор смотреть на собеседника. Взгляд должен быть спокойным, доброжелательным. Чтобы не смущать собеседника, следует бросать в сторону взгляды продолжительностью от 1 до 7 секунд.
Современная риторика предлагает такую классификацию в движении глаз.
- Прямой взгляд — взгляд открытых глаз. Он свидетельствует о внимании, уважении к партнеру, равноправии с ним. Это необходимо при деловом общении, в официальной обстановке.
- Прищуренный взгляд — недоверчивый, подозрительный; обычно отражает недоверие, коварство, угрозу. Рекомендуется прибегать к нему в крайних случаях.
- Блуждающий взгляд может обозначать либо интерес ко всему сразу, либо, чаще всего, отсутствие интереса вообще. Иногда в этом взгляде выражается робость, боязнь.
- Взгляд усиленно раскрытых глаз используется для того, чтобы вызвать доверие к себе.
- Косой взгляд свидетельствует о тайном наблюдении за окружающими.
- Для влюбленных и детей характерен взгляд «глаза в глаза», что приводит к рефлекторному расширению зрачков.
- Взгляд «сквозь партнера» указывает на невнимательность, которая вызывает негативную реакцию.
- Взгляд «в глубь себя» отражает задумчивость, погруженность в свои мысли, нежелание разговаривать по какой-либо причине. Человек смотрит на собеседника и не замечает его.
- Взгляд сверху подчеркивает высокомерие, превосходство.
- Взгляд, устремленный в пол, — одна из попыток прервать контакт.
- Настойчивый и пристальный взгляд (в течение 10 и более секунд) воспринимается как проявление враждебности, как вмешательство в личные дела собеседника.
Важным средством человеческого общения являются жесты. Ж е с т ы — это выразительные телодвижения, и прежде всего — движения рук, сопровождающие речь. Они помогают убедительно и наглядно выразить мысль, порой придать высказыванию сугубо индивидуальный характер.
Слушателям импонирует сдержанность оратора в мимике и жестах. Еще при Петре I в «Духовном регламенте», изданном в 1721 г., говорилось, что «не надобно проповеднику шататься вельми, будто в судне веслом гребет. Не надобно руками всплескивать, в боки упиратися, подскакивать, смеяться, да не надобе и рыдать». А.Ф. Кони в статье «Советы лекторам» подчеркивал: «Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно.
Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т.п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова… Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают». По мнению А.Ф. Кони, жест усиливает как эмоциональную, так и смысловую сторону речи.
Но далеко не всеми жестами следует пользоваться. Если оратор теребит свой галстук, поправляет прическу, вертит в руке авторучку, то он применяет механические жесты, совершенно не связанные с содержанием речи. Если жестикуляция не оправдана содержанием речи, то слово ритора теряет свою значимость. Об этом и пословица:
«Языком не расскажешь, так пальцами не растычешь».
По характеру и функциям жесты делятся на указательные, изобразительные, символические, эмоциональные и ритмические.
Указательные жесты обычно служат для уточнения указательных местоимений и наречий: этот, тот, такой, таковой, там, тут, туда, здесь, сюда. Рассмотрим в качестве примера фрагмент из беседы в Русском художественном музее.
- Экскурсовод: Обратите внимание (указательный жест) на эту картину. Она напоминает огромный разноцветный ковер.
- Зритель: Вы имеете в виду картину В.И. Сурикова «Боярыня Морозова»?
- Экскурсовод: Да. Согласитесь, что знаменитый художник принял ряд оригинальных решений. Во-первых, он одел своих героев в яркие национальные одежды XVII века. Во-вторых (указательный жест), эти сани, что увозят мятежную боярыню в ссылку, «разделили» всех персонажей картины на союзников и противников Морозовой. Вот (указательный жест) та правая часть картины, где мы видим крестьян, богомольцев, простых людей, сочувствующих Феодосье Прокопьевне Морозовой. Интересен облик (указательный жест) этого странника, пешком исходившего всю Русь. Он многое видел и знает (указательный жест), такой своеобразный герой с лицом философа-проповедника. По существу это «автопортрет» самого Сурикова.
С помощью изобразительных жестов можно показать размер, величину, форму каких-либо предметов. Например, сельский старожил рассказывает приезжим рыбакам: «В нашем пруду караси водятся. Карась — рыба хитрая. Знаешь, как он клюет»? Изображает широкое кругообразное движение рукой, чтобы показать, как карась тащит по воде поплавок, прежде чем схватить червяка.
Используя изобразительный жест, можно показать, как поливают цветы, чистят обувь, играют в бильярд. Гаев в «Вишневом саде» А.П. Чехова постоянно появляется с жестами, напоминающими игру в бильярд, сопровождая их репликами: «Желтого дуплетом в середину»; «Режу в угол». Изобразительный жест усиливает значение сказанного, помогает «дорисовать» какую-то картину или событие.
Спросите любого водителя автобуса, работающего на горных трассах, что такое серпантин. Шофер ответит, что это извилистая дорога в горах, и при этом обязательно сделает вращательное движение правой рукой по восходящей линии. Жест наглядно показывает предмет, изображает его.
Когда возникает необходимость в изобразительных жестах? Если нужно воздействовать на сознание слушателя, его эмоции, усилить впечатление от описания. Порой оратор не совсем уверен, что собеседник поймет его, и тогда приходится воспользоваться жестами, которые могут быть выразительнее слов, они весьма информативны и убедительны.
Без указательного жеста не обойтись при композиционном анализе картины, архитектурного ансамбля, при работе с географической картой.
Жест оправдан при объяснении схем, таблиц, графиков. Однако нарушением элементарного правила этикета считается ситуация, когда собеседник показывает пальцем на то, о чем говорит: «Какой (указательный жест) сказочный городок из дерева построили в городском парке!» Недопустимо обращаться с просьбой к человеку и при этом показывать на него пальцем. Например: «Вы (указательный жест), юноши, уступите места ветеранам»; «Вы (указательный жест), молодые люди, пройдите к месту массовых съемок фильма».
Отличительным признаком с имволических жестов является их условность. Жесты-символы применяются в ситуациях приветствия, прощания, при выражении благодарности, призыве к определенным действиям — молчать, начинать движение или оставаться на месте (например, в условиях разведки).
Чаще всего жест-символ понятен определенной группе людей (болельщикам на футбольном стадионе, зрителям на театральном представлении). Высоко поднятые руки арбитра, перекрещенные над его головой в виде буквы Х, символизируют окончание футбольного матча, прижатые к сердцу руки артиста, его поклоны зрительному залу «читаются» в театре как признание в любви всем зрителям.
Символические жесты всегда выразительны и по-своему характеризуют человека. Вспомните, как вели себя педагоги, которых представляла по ТВ на «звездной фабрике» ведущая. Педагог по вокалу почтительно кланялся, педагог по сценической речи посылал воздушный поцелуй руками, директор фабрики приветливо махал рукой.
Среди символических жестов выделяются такие, за которыми закреплено строго определенное значение.
Например, закладывание рук за спину — это жест уверенности в себе и чувства превосходства. Психологи советуют использовать этот жест в стрессовых ситуациях. Например, перед вызовом в кабинет зубного врача, перед сдачей экзамена, при томительном ожидании решения жюри, если вы участвуете в каком-либо конкурсе.
Нужно сделать такой жест — и к вам вернется уверенность, исчезнет чувство страха и волнения. Если человек нервничает, стремится оградить себя от опасности, то он инстинктивно скрещивает руки на груди. Это жест самоподдержки, защиты от нежелательных явлений. Руки на бедрах — символ агрессивности, готовности к действию. Мужчины нередко стоят, «уперев руки в боки».
Следует помнить, что жесты рук тесно связаны с мыслями и чувствами человека и могут сообщать важную информацию. Когда на первом съезде депутатов академик А. Сахаров предложил президенту М. Горбачеву проект политического и экономического развития страны, М. Горбачев сделал резкие отталкивающие движения двумя руками вперед. Этот жест сопровождался словами: «Нет, нет, не надо! Не надо, мы сами разберемся!». Это наглядная демонстрация жеста отказа, отрицания.
Если раскрытые ладони рук направлены в разные стороны, то такой жест символизирует разъединение, расхождение: «Это совершенно разные подходы»; «Они не нашли общего языка». Соединенные ладони рук воспринимаются как жест объединения, сложения: «В единстве — наша сила»; «Надо объединить наши усилия». Можете ли вы представить себе митинговую, агитационную, убеждающую речь без проявления эмоций? Эмоциональное состояние оратора передается аудитории, заражает ее. Однако «рука двигается только тогда, когда ударит в нее сердце».
Жесты, которые передают разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными . Некоторые из этих жестов стали общезначимыми, например, развести руками, указать на дверь, хлопнуть (ударить) себя по лбу. Однако к проявлению собственных чувств оратору необходимо относиться с большой осторожностью. Жесты уместны и оправданы в агитационной речи с трибуны, но могут оказаться неуместными при чтении лекций.
В «Ревизоре» Н.В. Гоголя показана комическая ситуация: …Должен вам заметить и об учителе по исторической части… Я раз слушал его: ну, покамест говорил об ассириянах и вавилонянах — еще ничего, а как добрался до Александра Македонского, то… сбежал с кафедры и что силы есть — хвать стулом об пол. Оно конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?
Особое назначение имеют ритмические жесты , которыми оратор подчеркивает не отдельные места своей речи, а весь ее ритм. Известно, что ритм — это чередование элементов речи: ударных и безударных слогов, пауз, однотипных синтаксических конструкций. Благодаря ритму речевой отрезок приобретает смысловую выразительность и легко усваивается. Ритмические жесты обычно усиливают функции интонации, подчеркивая логическое ударение, место пауз, замедление и ускорение речи.
В воспоминаниях о публичных чтениях В.В. Маяковского отчетливо описан ритмический жест у поэта-оратора: «Это преимущественно один жест правой руки, более широкий или собранный снизу вверх и одновременно справа налево, от раскрытой ладони к сжатому кулаку плавно берущим и сжимающим движением. Иногда оно переходит в другое: кулак сжимается, и раскрытая ладонь вылетает прямо от себя и выше плеча». Ритмические жесты обычно используются для указания на логические абзацы, т.е. крупные единицы ритма.
Следует отметить и национальный характер жестов. Язык жестов так же своеобразен и неповторим, как и всякий язык. В странах Европы и остального мира один и тот же выразительный жест может иметь совершенно различное значение. Если русский человек жестом отчаяния показывает пропажу, неудачу, то у хорватов так демонстрируют успех и удовольствие.
Выразительное покручивание пальцем у виска в России означает, что человек выжил из ума или совершил какую-то глупость, а в Голландии таким образом оценивают остроумную шутку или фразу. Рассказывая о себе, европеец показывает на грудь, а японец — на нос. Конечно, самый импульсивный сигнализатор невербального общения — руки человека.
Здесь впереди планеты всей итальянцы и французы. Если француз желает, например, оценить благородный поступок человека или красивую вещь в салоне моды (передать, что это восхитительно и утонченно), он соединяет кончики трех пальцев, подносит их к губам и, высоко подняв подбородок, восторженно посылает воздушный поцелуй. Если же француз потирает указательным пальцем основание носа, он предупреждает «осторожно», «не следует доверять этим людям».
Жесты с таким значением у итальянцев передаются с помощью постукивания указательным пальцем по носу с левой или правой стороны. В Англии такой жест читается как призыв к секретным действиям, а в Голландии имеет значение «нетрезвый человек». Движение пальцев из стороны в сторону в Голландии и Франции означает отказ, а в США, Италии и Финляндии этот жест может означать осуждение, угрозу или призыв прислушаться к чьему-то совету.
Популярной для многих народов является жестикуляция, обращенная к разуму. Если какая-то мысль (идея) кажется глупой, то французы, немцы, итальянцы иронически стучат себе по голове. Кроме того, представители этих наций имеют привычку рисовать указательным пальцем спираль у головы: это воспринимается как «сумасшедшая идея». Интересно, что у испанцев и англичан постукивание себя по лбу означает довольство собой, своим умом. Хотя это выглядит несколько комично, но человеку все-таки приятно оценивать свою сообразительность, смекалку.
Европейцам необходимо знать обычаи исламских стран. На Ближнем Востоке, в Индонезии, Малайзии нельзя левой рукой подавать деньги, подарок, еду. Согласно восточному обычаю, левая рука воспринимается как нечистая, с ней связана дурная слава. Встречаясь с представителями другой национальной культуры, нужно помнить об особенностях невербального языка у разных народов. Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который органически сливается со словом и усиливает его воздействие на слушателей.
Источник