- Используем жесты в публичной речи
- Ритмические жесты
- Эмоциональные жесты
- Указательные жесты
- Изобразительные жесты
- Символические жесты
- Ритмические жесты
- Эмоциональные жесты
- Указательные жесты
- Изобразительные жесты
- Классификация жестов
- Как читать человека. Расшифровка мимики и жестов (4 стр.)
- 3. Жесты и позы
- Ритмические жесты
- Эмоциональные жесты
- Указательные жесты
- Изобразительные жесты
- Символические жесты
- Жест противопоставления
- Жест разъединения, или расподобления
Используем жесты в публичной речи
Согласно исследованиям ученого Альберта Мейерабиан первое восприятие об ораторе в процессе его выступления строится на 7% из вербальных средств, на 38% – за счет звуковых средств (тон, интонация), и на 55% – за счет невербальных средств (жесты, мимика).
В процессе публичного выступления оратор осуществляет коммуникацию. Последняя делится на вербальную и невербальную. Вербальные коммуникации – это все языковые средства передачи информации. К ним относится аргументация, критика, словесные выражения. Невербальная коммуникация – это все неязыковые средства передачи информации такие, как позы, жесты, мимика.
С момента первого упоминания о жестах в научной литературе ученые обнаружили и зарегистрировали более 1000 жестов. Не маленькое число. Оно значительно затрудняет классификацию жестов. Наиболее широкая классификация делит жесты на естественные (неосознанные, т.е. появляющиеся спонтанно, ими обладает каждый человек) и искусственные (осознанные, часто связаны с профессиональной деятельностью человека, например, дирижер, биржевик).
Однако в данной статье будет рассмотрена другая классификация жестов, которая делится на следующие жесты:
Ритмические жесты
Этот вид жестов связан с тактом публичного выступления. Они вступают в речь с паузами, ускорением или замедлением интонации. Когда нужно поставить логическое ударение. Такие жесты мы можем видеть у выступающих по телевизору. Когда человек говорит медленно, спокойно, его жесты не спешны. И наоборот, когда выступающий говорит оживленно, эмоционально, жесты активизируются.
Совет: жестикулируйте для акцентирования внимания.
Эмоциональные жесты
Из самого названия понятно с чем связан этот вид жестов. Они предназначены для эмоционального усиления речи. Используя эти жесты, оратор добавляет выразительности речи. Такими жестами можно изображать радость, грусть, гнев, спокойствие, волнение, восторг, недоумение и т.д. Сложно привести пример такого жеста. Потому как они, как правило, спонтанно проявляются в нашей речи. Но в то же время их можно встретить практически в любом выступлении.
Совет: жестикулируйте для того, чтобы завести аудиторию.
Указательные жесты
С их помощью на сцене мы указываем на что-то. Если во время публичного выступления за вами доска, и вы активно с ней работаете, то все жесты, направляемые на эту доску, являются указательными. Если вам нужно выбрать кого-то из зала для продолжения речи или обратить на кого-то внимание, то вы тоже будете использовать этот вид жестов. Как правило, это движение рукой с вытянутыми пальцами в направлении цели.
Совет: жестикуляция должна быть естественной, следующей естественным импульсам человека.
Изобразительные жесты
Такие жесты являются дополнением к речи выступающего. Это связано со сложностью изложения текста выступления. Иногда легче показать, чем объяснить. Например, вы показываете размер. Если большой, то вы разводите руки в стороны. Если маленький, то вы сужаете ладони друг к другу.
Совет: жесты должны быть открытыми, демонстрировать стремление к контакту, доброжелательность, желание убедить.
Символические жесты
Такие жесты могут передавать глубокое значение и смысл. Достаточно одного жеста, чтобы аудитория поняла оратора без слов, то, о чем бы он хотел сказать. Иными словам получается то, что символический жест заменяет слова. Например, кивок в знак приветствия или поклон как благодарность за аплодисменты.
Совет: жесты должны быть выразительными, украшающими речь.
Источник
Ритмические жесты
Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Понаблюдайте за выступающими по телевидению, посмотрите, как часто говорящий в такт речи размахивает рукой.
Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.
Произнесите, например, пословицы:
«Говорит, что воду цедит»
«Строчит, как из пулемета, сопровождая их ритмическими жестами».
Произнося первую пословицу, мы делаем несколько замедленное движение рукой в правую сторону. При этом и гласные звуки произносятся несколько растянуто. Во втором случае производим частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты.
Эмоциональные жесты
Речь наша часто бывает эмоциональной. Волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство — все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть (ударить) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.
Указательные жесты
Скажите, можно ли выполнить приказания: «Открой то окно», «Эту книгу не бери, возьми вон ту», если они произносятся без жеста? Ответ будет один: «Нельзя!» В таких ситуациях требуется указательный жест. Им говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место — рядом, наверху, над нами, там, подчеркивает порядок следования — по очереди, через одного.
Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим), ногой, поворотом тела.
Некоторые указательные жесты имеют условный характер. Так, когда говорящий показывает себе на грудь — слева, где сердце, говоря: «У него тут (жест) ничего нет», то понятно, речь идет о бессердечном, бесчувственном человеке. .
Бывают случаи, когда расшифровка жеста определяется ситуацией. Вот несколько примеров:
Идет лекция. Один из слушателей, поймав взгляд другого, показывает пальцем место на руке, где носят часы. Догадались, о чем он спрашивает? Он хочет узнать, который час.
Другая ситуация. Ассистент лектора делает ему тот же знак, но жест уже равнозначен словам: «Время истекло. Пора заканчивать лекцию».
Наконец, этот же жест может означать: «Поторопись! Настало время уходить».
Указательный жест рекомендуется использовать в очень редких, необходимых случаях, когда есть предмет (или наглядное пособие), на который можно указать.
Изобразительные жесты
А, теперь, проведем эксперимент. Задайте тому, кто находится сейчас рядом с вами или близко от вас, вопрос: «Что такое винтовая лестница и рябь на воде?» В ответ услышите: «Это лестница вот такая (делается вращательное движение правой рукой по вертикали). А рябь. (волнообразное движение рукой по горизонтали)». Задавайте этот вопрос кому угодно и сколько угодно раз, и вы убедитесь, что почти все без жеста не могут обойтись, хотя уж и не так сложно дать словарную дефиницию (толкование): винтовая лестница — лестница, идущая спиралью, винтообразно; рябь — незначительное колебание водной поверхности, а также легкие волны от такого колебания. Но жест нагляднее, он как бы изображает предмет, показывает его, поэтому и отдается предпочтение жесту, который называется изобразительным.
Изобразительные жесты появляются в случаях:
· если не хватает слов, чтобы полностью передать представление;
· если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает);
· если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно.
Однако, пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя этими жестами подменять язык слов.
Источник
Классификация жестов
Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос, что нужно для хорошего оратора, ответил: «Жесты, жесты и жесты».
Жесты – невербальное средство общения. Они сопровождают звучащую речь, уточняют сказанное, придают выступлению выразительность, эмоциональность. Жесты могут заменять словесное высказывание: кивок головой означает согласие, повороты головы влево-вправо – несогласие, махание кистью руки – прощание.
По своему характеру и по тому, что они обозначают, какую функцию выполняют, жесты делятся на указательные, изобразительные, символические, эмоциональные, ритмические и механические.
Указательныежесты чаще всего уточняют указательные местоимения тот, та, то, этот, там, тут, туда, здесь, сюда. Например: «принеси (указательный жест) тот стул», «открой (указательный жест) это окно», «возьми (указательный жест) ту книгу и положи на эту (указательный жест) полку». Без указательного жеста такие просьбы выполнить невозможно. Если жест отсутствует, то тот, к кому обращаются с просьбой, обязательно спросит: «Какой стул принести?», «Какое окно открыть?», «Какую книгу на какую полку положить?». Некоторые злоупотребляют указательными жестами, часто в разговоре показывают пальцем на то, о чем говорят: «Какой (указательный жест) красивый дом построили»; «Дождь будет, (указательный жест) тучи на небе». Такое использование жеста свидетельствует о недостаточном воспитании человека. Особенно неприличным считается, когда обращаются к кому-то с вопросом или просьбой и показывают на него пальцем. Например: «Ты (указательный жест), мальчик, пересядь в первый ряд»; «Вы (указательный жест) не знаете, где ближайшая аптека находится?»
Изобразительныйжест показывает размер, величину, форму того, о чем идет речь; изображает, как следует выполнять то или иное действие. Например: У меня кончилась (изображается, как чистят зубы). Значит, речь идет о зубной пасте. Ты спрашиваешь, что такое винтовая лестница? Она вот такая (делается вращательное движение правой рукой по вертикали). Конечно, можно сказать: «Лестница, идущая спирально, винтообразно». Но жест нагляднее, он как бы изображает предмет, показывает его.
Изобразительные жесты появляются в случаях: если не хватает слов, чтобы передать описание предмета, состояние человека; если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, неуверенность в том, что адресат все понимает); если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно.
Символическиежесты – условны. Это их отличительный признак. Если изобразительный жест связан с конкретными признаками, то жест-символ связан с абстракцией. Его содержание понятно только какому-то народу или определенному коллективу. Это приветствие, прощание, утверждение, отрицание, призыв к молчанию. Так, россияне при встрече пожимают друг другу руки, а если разделены расстоянием, то соединяют свои ладони и покачивают ими; мужчина может приподнять или снять шляпу и слегка наклонить голову. Актеры, закончив выступление, делают поклон или, прижав руку (руки) к груди, низко кланяются. Такие жесты символизируют сердечное отношение, благодарность, любовь актера к зрителям.
Речь наша бывает эмоциональной. Волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство – все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные чувства, называются эмоциональными.Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях: ударить (хлопнуть) себя по лбу (досада), развести руками (недоумение), указать на дверь (обида).
Ритмическиежесты связаны с ритмикой речи. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи-то, что обычно передает интонация. Например, произнося пословицу «За твоим языком не поспеешь босиком», многие производят частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты. Иного ритма требует пословица «У него слово слову костыль подает». Она сопровождается плавным, несколько замедленным движением правой руки в правую сторону.
Среди жестов есть такие, которые производят неблагоприятное впечатление на слушателей. Так, некоторые имеют привычку время от времени потирать кончик носа, дергать себя за ухо, поправлять галстук, вертеть пуговицу. Эти жесты называются механическими.Они отвлекают слушателей от содержания речи, мешают ее восприятию, надоедают и даже вызывают раздражение.
Источник
Как читать человека. Расшифровка мимики и жестов (4 стр.)
Иногда в общении употребляется взгляд искоса. Он может выражать как интерес к собеседнику, так и враждебность к нему. Заинтересованный взгляд обычно сопровождается чуть приподнятыми бровями или улыбкой, а враждебный – опущенными вниз бровями, нахмуренным лбом и опущенными уголками рта.
Иногда некоторые люди во время разговора прикрывают веки. Такая мимика обычно вызывает только раздражение. На самом деле это движение является подсознательным и выражает желание человека убрать из поля зрения своего собеседника, так как тот ему надоел или наскучил. Кроме того, опуская веки, – человек может выражать свое превосходство над собеседником. При этом он может откинуть голову назад и продолжительно смотреть как бы свысока.
При моргании у такого человека веки закрываются на большее время, как будто он хочет стереть из памяти либо человека, с которым общается. Заметив подобный взгляд у собеседника, нужно что-то изменить в разговоре, чтобы вызвать у него большее расположение.
3. Жесты и позы
Телодвижения характеризуют человека, с которым происходит общение, и могут многое о нем рассказать. Например, жесты и позы раскрывают эмоциональное состояние организма и непосредственные реакции на те или иные слова или действия. Таким образом, по жестикуляции можно судить о темпераменте человека (сильные или слабые у него реакции, быстрые или замедленные, инертные или подвижные).
В движениях тела человека выражаются многие черты его характера, а также степень уверенности в себе, его настрой на общение, отношение к разговору и т. п. В позах и жестах отражаются культурные нормы и условности, свойственные для той или иной местности.
Наконец, жесты могут нести чисто символическое значение, с помощью которого передается информация, дополняющая слова.
Ритмические жесты
Такие жесты связаны с ритмом речи. Например, человек во время разговора определенным образом размахивает рукой. Он может таким образом подчеркивать логическое ударение в предложении, выделять замедление или ускорение речи, обозначать паузы и т. п. С помощью ритмических жестов человек как бы передает интонацию.
Например, если произнося пословицу «Говорит, что воду цедит», и сопровождая ее ритмическими жестами, человек будет делать слегка замедленное движение рукой в правую сторону, при этом его речь будет немного растянутой.
Во время произнесения поговорки «Строчит, как из пулемета» человек будет производить частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, что напоминает рубку капусты.
Эмоциональные жесты
Речь человека обычно окрашена эмоционально. Чувства, наполняющие сердце человека, передаются не только через слова, но и через жесты. Например, волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство проявляются в телодвижениях. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными.
Некоторые из таких жестов стали общезначимыми и закрепились в устойчивых сочетаниях, например поворот спиной к кому-либо, удар кулаком по столу, пожатие плечами, разведение рук и т. п.
Указательные жесты
Так называют жесты, с помощью которых указывается направление действия. Например, указание «эту книгу не бери, возьми вон ту», не может не сопровождаться жестом. Здесь требуется пояснение в виде указания.
С помощью указательных жестов говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает положение (рядом, наверху, над нами, там), подчеркивает порядок следования (по очереди, через одного) и т. д.
В качестве указания можно использовать взгляд, кивок головы, движение руки, пальца (указательного, большого), ноги, поворот тела.
Иногда указательные жесты имеют условный характер. Так, показывая на свою грудь слева, где сердце, и говоря при этом: «У него тут ничего нет», – человек пытается сообщить о бессердечности или бесчувственности другого человека, а не об отсутствии у него конкретного органа.
Порой указательные жесты можно расшифровать только исходя из ситуации. Например, во время лекции один из слушателей ловит взгляд другого человека и показывает ему пальцем место на руке, где носят часы. Таким образом он хочет узнать, который час.
В другой ситуации ассистент делает лектору тот же знак, однако этот жест имеет уже другое значение: «Время истекло. Пора заканчивать лекцию». В третьей ситуации этот же жест может означать: «Поторопись! Настало время уходить».
Указательные жесты используются не очень часто, как правило, в тех случаях, когда есть предмет (или наглядное пособие), на который необходимо указать.
Изобразительные жесты
Такие жесты используются в качестве дополнения к описанию какого-нибудь предмета. Например, объясняя, что такое винтовая лестница или что такое рябь на воде, человек говорит: «Это вот такая лестница. «, – и делает вращательное движение правой рукой по вертикали. Или отвечает: «Рябь – это. «, – и делает волнообразное движение рукой по горизонтали.
Можно провести эксперимент, задав эти вопросы разным людям. Получаемый ответ практически всегда будет сопровождаться жестом. Без него трудно ответить на вопрос, хотя не так уж сложно дать словарное определение винтовой лестницы как лестницы идущей спиралью, винтообразно, и ряби как незначительного колебания водной поверхности или легких волн от такого колебания. Однако жест помогает более наглядно ответить на вопрос. Он как бы изображает предмет, показывает его. Поэтому человек неосознанно отдает предпочтение жесту. Такие жесты называются изобразительными.
Джон Д. Рокфеллер говорил: «Умение общаться с людьми – это товар, и я заплачу за него больше, чем за что-либо другое на свете».
Изобразительные жесты могут появляться в следующих случаях:
– при нехватке слов, способных полностью передать представление человека о чем-либо;
– когда одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность, несобранность, нервозность говорящего, неуверенность в том, что собеседник все понимает и т. п.);
– при необходимости усиления впечатления и желании воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно.
Однако, используя изобразительные жесты, надо помнить, что ими нельзя полностью заменить язык слов.
Символические жесты
К этой группе относятся движения, которые несут конкретное значение, понятное другим людям, например махание рукой при прощании или поклон в знак благодарности. Артист после выступления широко разводит руки, как бы заключая в свои объятья сидящих в зале, или низко кланяется, прижимая руку (руки) к груди, что символизирует сердечное отношение, любовь актера к зрителям.
Другим примером являются поклоны или кивок головы человека, которого представляют как члена жюри и т. п. При этом он встает. Вместо поклона представляемый человек может поднять обе руки вверх, соединив ладони и покачивая руками или просто приветливо помахать рукой.
Учеными было подсчитано, что итальянцы в течение часа обращаются к жестам в среднем около 80 раз, французы – около 20 раз, а финны – только 1–2 раза. Более частая жестикуляция жителей Финляндии считается признаком несдержанности.
Подобные жесты являются условными и называются символическими. Как правило, они имеют вполне определенное значение. Например, при защите человек скрещивает руки, а при непокорности – упирает руки в бока. Чтобы показать свое превосходство, человек заводит руки за голову, а когда он обхватывает руками голову, это говорит о неприятности или беде. Некоторые символические жесты характерны для отдельных ситуаций. Например, резкая отмашка кистью правой руки показывает категоричность собеседника. Такой жест обычно сопровождает фразы типа «никогда не соглашусь», «никто не знает», «нигде вы не найдете», «это совершенно ясно», «абсолютно не об этом» и др.
Другим примером является рука, сжимающаяся в кулак. Данный жест используется при таких выражениях, как «он очень упорный», «какой он упрямый», «в ней чувствуется такая собранность, активность», «он страшно честолюбив». Это жест интенсивности. Он выражает силу, инерцию человека, о котором говорят.
Еще один символический жест – отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед. Это жест отказа или отрицания. Он обычно сопровождает выражениями типа «нет, нет, нет!», «не надо, не надо, прошу вас», «никогда, никогда не буду этого делать!» и т. п.
Символические жесты, как и слова, могут быть очень экспрессивными, придавая речи порой грубоватый, фамильярный характер. Например, щелканье пальцем по шее с правой стороны, что означает «выпить бы», кручение пальцем около виска («из ума выжил, разума лишился») и т. п.
Жест противопоставления
Кисть руки выполняет движение в воздухе «там» и «здесь». Такие движения производят при фразах «ходить туда-сюда», «одно на север, другое на юг», «большие и маленькие» и др.
Жест разъединения, или расподобления
Он применяется, когда понятия должны быть различаемы или разъединены, например при таких фразах, как «это совершенно разные вещи», «это надо различать», «мы это разъединили», «они должны разойтись», «братья разъехались». Эти слова обычно сопровождаются характерным жестом: ладони раскрываются, как бы разъезжаются в разные стороны.
Источник