Эмоциональная холодность – это состояние, при котором человек не испытывает никаких эмоций. Ему не плохо и не хорошо, он не возбужден и не спокоен – ему «никак». Альтернативное название – эмоциональное истощение (выгорание).
Не стоит путать эмоциональную холодность с психическим бесчувствием. Во втором случае человек ощущает весь спектр чувств и эмоций, но не может объяснить их, совладать с ними. Это изматывает и часто приводит к суициду.
Интересно! В группу риска по развитию синдрома эмоциональной холодности попадают люди социальных профессий: врачи, психологи, педагоги.
Эмоциональная холодность может развиться на фоне другого психического расстройства эмоциональной сферы и на фоне другой патологии. Например, эмоциональная холодность наблюдается при депрессии или деперсонализации, травме головы, гормональных нарушениях, соматических заболеваниях. А также синдром эмоциональной холодности может возникнуть при систематическом, продолжительном влиянии стрессовых факторов. Чем чаще человек испытывает нервное напряжение, перенапрягается физически, психически или интеллектуально, тем выше риск эмоционального истощения.
В том случае, если речь идет об эмоциональном расстройстве, которое сформировалось еще в детстве, причины у мужчин и женщин немного отличаются. Однако есть и общие предпосылки: эмоциональная холодность наблюдается у людей, выросших в неблагополучных семьях. Примеры деструкций в семье:
Другие причины эмоциональной холодности мужчин и женщин рассмотрим подробнее.
Причины эмоциональной холодности у мужчин:
Причины эмоциональной холодности у женщин:
Обратите внимание! И у мужчин, и у женщин эмоциональная холодность может быть связана со спецификой типа нервной системы. Например, флегматики и интроверты более сдержанны, чем экстраверты и холерики.
Сами больные описывают эмоциональную холодность как потерю интереса к чему-либо. Резко или постепенно они утрачивают способность радоваться и получать удовольствие, отказываются от любимых занятий, общения с друзьями.
Другие признаки эмоциональной холодности у мужчин и женщин:
По инерции человек продолжает ходить на работу, он неплохо выполняет свои обязанности. Однако ему это не приносит былого удовольствия. Постепенно состояние ухудшается, человек становится нетрудоспособным.
План реабилитации зависит от причины эмоциональной скупости. Если это реакция на стресс, то нужно просто дать себе отдохнуть, выспаться, уехать на пару дней за город, и все само пройдет. В остальных случаях нужно серьезное лечение и зависит оно от типа первичного расстройства или другого нарушения.
Лучше не рисковать и обратиться к психологу. Если пока такой возможности нет, то обратите внимание на эти советы:
С разрешения клиентки рассказываю ее историю. В 21 год она познакомилась с молодым человеком. Все было хорошо, но их отношениям мешала одна особенность девушки – эмоциональная холодность в общении. Она не могла называть своего партнера ласковыми словами, не могла выразить свои чувства, она редко обнимала его, быстро убегала со встреч и даже не оглядывалась. А его каждый раз мучил один вопрос: «Что я сделал не так? Чем ее обидел?».
Со временем молодой человек осмелился поговорить на эту тему, он поделился с девушкой тем, что теплые слова, объятия важны для него. Она пыталась, но каждый раз для нее это было как насилие. При этом, как рассказывала сама клиентка, ее переполняли теплые чувства, проблем с этим не было, была проблема с выражением чувств. Причем это распространялось только на позитивные эмоции, с негативом в силу условий развития (проблемное детство) она была знакома более чем хорошо.
Что же стало причиной такого поведения? Многое:
Клиентка хотела преодолеть это, «разморозиться». Через год были заметны первые результаты. На что была направлена работа? Во-первых, девушка вела дневник эмоций и чувств, ежедневно практиковалась в выражении своих эмоций. Сначала она писала молодому человеку записки или СМС (так было проще), потом пробовала говорить это при встрече. Он терпеливо ждал, поддерживал и помогал. В итоге с каждым разом это звучало все увереннее и теплее (сначала из-за неловкости это и правда выглядело то грубо, то лживо, то нелепо).
Во-вторых, девушка работала над сепарацией от родителей, повышением самооценки и избавлением от комплексов. Если коротко, то она училась принимать и любить себя. Это и было самым важным в реабилитации.
Нельзя недооценивать роль молодого человека. Он умел любить (ему повезло с семьей больше) и принимал эту девушку. Он и показал ей, как можно выражать теплые чувства. Ее резкость, холодность и грубость исчезли. Сейчас она продолжает свой путь по сепарации и самопринятию (это займет еще долгие годы), но проблема с выражением чувств уже ушла.
Эмоциональная холодность – это неспособность отвечать эмоциями на позитивные послания (слова, жесты, эмоции) других людей. Эта особенность мешает строить личную жизнь, карьеру. Без социального взаимодействия невозможны развитие и самоактуализация личности. Эмоциональная скупость – это проблема, ответ на деструктивные условия воспитания или защитная реакция на стресс. Человек не готов пускать кого-то в свое сердце, он заставляет всех играть в свою игру. Так или иначе, с этим можно и нужно бороться.
Источник
А. А. Плоткин (1983) показал, что как у мужчин, так и у женщин распространены эмоциональные типы, при которых доминирует либо радость и страх, либо радость при равенстве страха и гнева. Одинаковую предрасположенность женщин к гневу и страху можно объяснить с позиций К. Изарда (2000), считающего, что склонность к страху может уравновешивать предрасположенность к гневу, удерживая индивидов от агрессивных поступков и конфликтов или переводя их в более «мягкие» формы (например, в косвенную вербальную агрессию, которая, по данным П. А. Ковалева, преобладает именно у женщин).
У мужчин наиболее распространенной является структура, в которой гнев и радость преобладают над страхом. Эти данные согласуются с имеющимися в литературе данными о большей выраженности у мужчин прямой физической и вербальной агрессии (П. А. Ковалев, 1996).
Застенчивость. По данным В. Н. Куницыной (1995), в категорию застенчивых чаще попадают женщины, чем мужчины (соответственно 30 % женщин и 23 % мужчин).
Однако Ф. Зимбардо (1991) отмечает, что в Японии и на Тайване гораздо больше застенчивых мужчин, чем женщин. В Израиле, Мексике, Индии, наоборот, более застенчивы женщины, а в США эти различия отсутствуют.
Половые особенности эмпатийности. По некоторым данным, женщины более склонны к эмпатии, чем мужчины (J. Sidman, 1969). Во время просмотров слайдов или прослушивания рассказов реакции девочек отличались большей эмпатией (Hunt, 1990). Большую склонность девочек к сопереживанию по сравнению с мальчиками выявила и М. Л. Бутовская (1997). Женщины более склонны плакать и говорить о своих бедах в ответ на рассказы других о своих неприятностях (Eisenberg, Lennon, 1983). Меньшая эмпатийность мужчин проявилась в одном исследовании (J. Connors, P. Heaven, 1990) по отношению к больным СПИДом. Мужчины более склонны считать этих больных девиантными, некомпетентными людьми, которые недостойны сострадания и поэтому заслуживают социального дистанцирования.
И. В. Грошев (1997) выявил некоторые половые различия в эмоциональных качествах, связанных с эмпатией у студентов-медиков (табл. 4.2). Как видно из таблицы, у студенток-медиков все эмпатийные характеристики выражены больше, чем у студентов-медиков.
Особенность | Мужчины | Женщины |
Отзывчивость | 4,58 | 4,80 |
Чуткость | 4,51 | 4,77 |
Жалостливость | 4,36 | 4,61 |
Сострадание | 4,24 | 4,57 |
Сожаление | 4,20 | 4,46 |
Нэнси Айзенберг и ее коллеги, изучавшие эмпатию у детей 10-12 лет (N. Eisenberg, 1989; N. Eisenberg, Shell, Pasternack et al., 1987), полагают, что большая эмпатийность девочек этого возраста проявляется потому, что они морально созревают раньше, чем мальчики. Большую же эмпатийность женщин по сравнению с мужчинами объясняют (Tavris, 1992) их гендерными ролями (заботливость первых и властность, независимость, соперничество вторых), а также соответствующим этим ролям воспитанием детей (Block, 1973). У девочек поощряется выражение эмоций, а у мальчиков формируется установка на подавление их выражения. Игра девочек с куклами развивает эмпатийную экспрессию, а «мужские» игрушки ее не развивают. Д. Блок предполагает, что у мужчин вследствие этого имеется менее богатый опыт в сфере эмпатийной отзывчивости, и в результате они просто не знают, как реагировать на эмоциональный дискомфорт другого человека.
К. Н. Суханова (2001) получила данные, согласно которым мужчины больше нуждаются в эмоциональном участии (100 % и 60 %), женщины же чаще сохраняют эмоциональную безучастность в отношениях (60 % против 40 %). Эти на первый взгляд парадоксальные данные не выглядят таковыми, если учесть, что мнение о большей природной эмпатийности (как частного проявления большей эмоциональности) женщин некоторыми исследователями ставится под сомнение. Многое в обнаружении эмпатийных различий между мужчинами и женщинами зависит от используемых при их выявлении критериев. Айзенберг и Леннон (Eysenberg, Lennon, 1983) установили, что чем менее очевидно, что тест измеряет уровень эмпатии, тем меньше выявляется половых различий. Так, существенные различия наблюдались при использовании шкал, где обследуемый должен был сообщить, насколько эмпатийным он стремится быть, небольшие различия — при использовании шкалы, где надо было сообщить о своих чувствах после переживания эмоционально насыщенной ситуации, а при использовании физиологических показателей или мимических реакций различий вообще не было найдено.
Т. П. Гаврилова (1977) показала, что формы эмпатийного поведения — сопереживание и сочувствие — по-разному проявляются у детей разного пола. Сопереживание взрослым и животным чаще наблюдалось у мальчиков, а сочувствие — у девочек. По отношению же к сверстникам все оказалось наоборот: сопереживание чаще выражалось девочками, а сочувствие — мальчиками. В целом же и те и другие чаще сочувствовали, чем сопереживали.
Как показано В. Д. Еремеевой и Т. П. Хризман (2001), эмпатийная реакция девочек и мальчиков определяется видом эмоциогенного стимула. Когда девочки слышат детский плач (в магнитофонной записи), то у них резко активируются центры слуха, зрения, моторные и задние ассоциативные зоны мозга, у мальчиков реакция значительно менее выраженная. Картина меняется, когда звучит глагол «плачут». У мальчиков реакция указанных зон коры выражена отчетливо, а у девочек — слабо. Авторы объясняют более сильную реакцию девочек на плач по сравнению с реакцией на слово тем, что плач для женщин является самым важным биологическим сигналом. Плач — это ведущая коммуникация матери и ребенка.
Вина и совестливость. Фактор пола оказывает сильное влияние на переживание вины: у мужчин оно выражено слабее и они гораздо реже говорят о переживании вины, чем женщины. (Л. В. Куликов, 1997; В. С. Савина, 2001).
Это нашло подтверждение и в моем исследовании совестливости, проведенном с помощью разработанного опросника: у мужчин величина совестливости оказалась равна 4,7 балла, а у женщин — 7,2 балла.
Различия по тревожности (эмоциональной стабильности). Факт большей тревожности и нейротизма (влекущих к эмоциональной лабильности, нестабильности) лиц женского пола по сравнению с лицами мужского пола обнаружен во многих исследованиях (см. например, работы Л. П. Баданиной, 1996; В. Д. Кузаковой, 1975; А. И. Винокурова, 1996). Различия между лицами разного пола по тревожности и нейротизму выявлены в исследовании, проведенном мною совместно с дипломницей Н. А. Герасимовой на школьниках старших классов (рис. 4.5 и 4.6).
Рис. 4.5. Половые различия по личностной тревожности
Рис. 4.6. Половые различия по нейротизму
Однако, несмотря на большую тревожность, женщины в большей степени, чем мужчины, способны к ее подавлению (К. Д. Шафранская, 1973).
Л. П. Баданина (1996), связывает большую тревожность девочек с тем, что они с большей осознанностью, чем мальчики, воспринимают роль школьника. Различны у мальчиков и девочек в разном возрасте и доминирующие причины тревожности (автор называет их видами тревожности). У девочек школьная тревожность доминирует в 7-9 лет, а в 10 лет уступает свое место самооценочной тревожности. У девочек младших классов на фоне меньшего количества невротических реакций, чем у мальчиков, наиболее часто отмечается неустойчивость настроения, капризность, плаксивость, грусть, тоска, застенчивость, боязливость, подверженность страхам, повышенная обидчивость. У мальчиков 7 лет доминирует межличностная тревожность, школьная тревожность преобладает в 8-9-летнем возрасте. При этом уже в 9 лет показатели самооценочной тревожности у мальчиков начинают выравниваться с показателями школьной тревожности. На фоне большего количества невротических реакций у мальчиков младших классов наблюдается агрессивность, драчливость, гиперактивность.
Нельзя не отметить, однако, что в приведенных выше исследованиях обследуемыми были либо младшие школьники, либо старшие школьники и взрослые. Между тем у школьников пубертатного возраста, по данным Н. В. Бирюковой с соавторами (1976), происходит инверсия: большую тревожность обнаруживают уже не девочки, а мальчики (рис. 4.7).
(а — высокий нейротизм; б — низкий нейротизм)
Рис. 4.7. Нейротизм у школьников разного пола
Проблемная озабоченность (беспокойство). Большая тревожность и нейротизм лиц женского пола проявляется и в их большей проблемной озабоченности. С. Арчер (S. Archer, 1985) установила, что 42 % девушек обеспокоены невозможностью совместить в будущем семью и работу. Среди юношей лиц с такой обеспокоенностью не было. Семьдесят пять процентов юношей ответили, что их ничего не беспокоит, в то же время среди девушек таких оказалось только 16 %.
По данным А. Г. Грецова (2000), проблемная озабоченность практически по всем аспектам жизни выражена больше у девочек, чем у мальчиков (табл. 4.3).
Аспекты жизни | Лица мужского пола | Лица женского пола |
Будущее | 2,90 | 2,99 |
Отношения с родителями | 2,65 | 2,82 |
Отношения со сверстниками | 2,61 | 2,74 |
Школа | 2,52 | 2,65 |
Свободное время | 2,45 | 2,58 |
Другой пол | 2,34 | 2,40 |
Собственное «Я» | 2,17 | 2,46 |
В книге «Жизненные проблемы. » (2000) отмечается, что для девочек проблемы, связанные с собственной личностью и будущим, имеют большее значение, чем для мальчиков. К. Муздыбаев (1999) пишет, что у мужчин степень надежды выше, чем у женщин, т. е. они с большим оптимизмом смотрят в будущее. Однако имеются и другие данные. Тот же К. Муздыбаев выявил, что у петербургских студенток надежда выражена больше, чем у студентов, а К. Снайдер и его соавторы (C. Snyder et al., 1996) не нашли различий в диспозиционных надеждах у американских студентов. Очевидно, дело не в полоролевой принадлежности, а в конкретных условиях жизни.
Завистливость. По данным Н. Е. Серебряковой (2001), применившей оригинальную методику выявления зависти по отношению к успехам другого в различных жизненных ситуациях, у женщин завистливость выше, чем у мужчин, исключая карьеру; здесь различия между мужчинами и женщинами не выявлены (рис. 4.8).
(1 — адаптивность; 2 — конфликтность; 3 — карьера; 4 — достижение успеха; 5 — работа; 6 — жилье)
Рис. 4.8. Проявление зависти к достижениям другого в различных жизненных сферах
Ревность. Мужчины больше всего ревнуют, когда их партнерша занимается сексом с кем-либо еще. Женщины испытывают наибольшую ревность, когда их партнер эмоционально привязывается к другой. Психологи считают, что эти различия отражают обеспокоенность мужчин по поводу достоверности их отцовства и потребность женщин в заботе со стороны партнера (Buss, 1994). Однако вряд ли дело только в этом.
Обидчивость. В отношении обидчивости существенных половых различий, по данным П. А. Ковалева, не выявлено.
Источник