- Урок окружающего мира 1 класс «Наши помощники — память и ум» план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Органы чувств: как они работают
- Алена Герасимова (Dalles) Разработчик сайта, редактор
- Как мы чувствуем
- Глаза — орган зрения
- Уши — орган слуха
- Дистанционные и контактные органы чувств
- Кожа — благодаря ей мы чувствуем боль
- Язык — спасибо за вкус
- Нос — обоняние — мир запахов
Урок окружающего мира 1 класс «Наши помощники — память и ум»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Проект (конспект урока)
Предмет – окружающий мир
Класс -1-й
Особенности данного урока:
Данный урок проводится в I полугодии 1 класса (1-4) по программе «Школа 2100» по учебнику Вахрушева А.А. « Я и мир вокруг», часть 1, урок №10. Уч-ся к данному моменту усвоили связь между своими ощущениями и теми органами чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), которые их обеспечивают. Органы чувств школьники называют словами «глаза», «уши» и т.д.
Урок открытия нового знания.
Тема урока: «Наши помощники – память и ум».
Цели урока:
1. Узнать, всегда ли органы чувств правильно показывают нам мир (1-я линия развития – уметь объяснять мир).
2. Понять роль памяти и ума в расшифровке показаний органов чувств (1-я линия развития – уметь объяснять мир).
3. Научиться правильно соединять показания отдельных органов чувств и пользоваться своей памятью (1-я линия развития – уметь объяснять мир).
4. Развитие интеллектуальных общеучебных умений.
Планируемые достижения: ученик знает, что ум вместе с памятью помогает органам чувств познавать окружающий мир, т. к. органы чувств могут ошибаться, но ум исправляет их показания, сравнивая их со своей памятью.
Оборудование:
1. Узор из геометрических фигур.
2. Рисунок человека с недостающими органами чувств и рисунки отдельных органов чувств.
3. Карандаш или ложка, прозрачный сосуд с водой.
4. Три сосуда с водой разной температуры: горячей (чтобы не обжечься), теплой и холодной.
5. Разрезные карточки, из которых можно собрать целую картинку, для каждой группы ребят.
6. Плакат «Наши помощники – память и ум» из комплекта наглядных пособий («Окружающий мир». 1-й класс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ur._okr._mir._1_kl._nashi_pomoshchniki_-_pamyat_i_um.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир. 1-й класс.
Пасяева Клара Хакимовна
Учитель начальных классов
Высшая квалификационная категория
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №35»
Общий стаж 27лет
Пед. стаж 27 лет
Проект (конспект урока)
Предмет – окружающий мир
Особенности данного урока:
Данный урок проводится в I полугодии 1 класса (1-4) по программе «Школа 2100» по учебнику Вахрушева А.А. « Я и мир вокруг», часть 1, урок №10. Уч-ся к данному моменту усвоили связь между своими ощущениями и теми органами чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), которые их обеспечивают. Органы чувств школьники называют словами «глаза», «уши» и т.д.
Урок открытия нового знания.
Тема урока: «Наши помощники – память и ум».
- Узнать, всегда ли органы чувств правильно показывают нам мир (1-я линия развития – уметь объяснять мир).
- Понять роль памяти и ума в расшифровке показаний органов чувств (1-я линия развития – уметь объяснять мир).
- Научиться правильно соединять показания отдельных органов чувств и пользоваться своей памятью (1-я линия развития – уметь объяснять мир).
- Развитие интеллектуальных общеучебных умений.
Планируемые достижения : ученик знает, что ум вместе с памятью помогает органам чувств познавать окружающий мир, т. к. органы чувств могут ошибаться, но ум исправляет их показания, сравнивая их со своей памятью.
- Узор из геометрических фигур.
- Рисунок человека с недостающими органами чувств и рисунки отдельных органов чувств.
- Карандаш или ложка, прозрачный сосуд с водой.
- Три сосуда с водой разной температуры: горячей (чтобы не обжечься), теплой и холодной.
- Разрезные карточки, из которых можно собрать целую картинку, для каждой группы ребят.
- Плакат «Наши помощники – память и ум» из комплекта наглядных пособий («Окружающий мир». 1-й класс).
- Оргмомент.
- Актуализация знаний и постановка проблемы.
— Где можно хранить одежду? молоко? фотографии? Где вы храните ваши знания, впечатления от праздников и прошлых уроков? (В памяти).
— Мы сохранили в памяти ощущения от прошлого урока: вкус яблока, мандарина, запах духов, радостное настроение и полученные знания. Проверим, как вы запомнили пять наших помощников (на доске рисунок человека без органов чувств; по ходу выполнения задания довершается рисунок человека). Работа в рабочей тетради стр. 23, №4:
-Желтый, круглый, подвижный. Что это? Какой орган чувств помогает вам узнавать эти признаки? – Мячик. Глаза – орган зрения.
-Щебечущий, кричащий, болтливый… — Попугай. Уши, или орган слуха.
— Вкусный сладкий, сочный… — Арбуз. Язык или орган зрения.
Душистая, ароматная… — Роза. Нос, или орган обоняния.
Мягкий, теплый, шершавый. — Свитер. Кожа, или орган осязания.
Вывод: Нас окружает множество предметов. Люди не смогли бы их узнать без органов чувств. Пять наших помощников помогают различать предметы по их признакам.
Работа в группах. Собрать разрезные карточки.
— Что у вас получилось?
— Какие органы чувств помогли вам выполнить задания? (Глаза.)
— Сегодня на уроке мы узнаем о еще двух помощниках, которые помогают нам определить предметы и справиться с трудными заданиями.
— Как вы думаете, что это за помощники? (Дети высказывают предположения.)
3. Совместное открытие новых знаний.
1) На фланелеграфе ряд геометрических фигур. К ним ряд вопросов: «Что изменилось?», «Что лишнее?», «Какая фигура может быть следующей?»
2) Литературная викторина.
Кому принадлежат слова:
«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел» (русская народная сказка «Колобок» — Колобку);
«Несет меня лиса за темные леса» (русская народная сказка «Кот и петух» — коту);
«Битый не битого везет» (русская народная сказка «Волк и лиса» — лисе);
«Свет мой, зеркальце! скажи да всю правду доложи» (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — злой царице);
«Смилуйся, государыня рыбка, вновь старуха к тебе посылает. (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» — старику).
— Что помогло нам справиться с этим заданием? (Слух, память, ум.)
3). – Ск. гласных звуков в русском языке? Перечислите их.
— Что помогло вам справиться с этим заданием? (Слух и память).
Вывод. Итак, мы познакомились с еще одним помощником, дающим возможность нам познать окружающий мир – памятью. Память хранит наши ощущения и знания.
4.Самостоятельное применение знаний.
Рабочая тетрадь, задания 1 и 2, с. 24.
— Проверим вашу память: вспомните и подчеркните правильный ответ (игра «Светофор», задание с признаками и предметами, самостоятельная работа, взаимопроверка).
5. Совместное открытие новых знаний.
Наблюдение за ошибками органов чувств.
- Учитель демонстрирует 2 рисунка, наложенные один на другой: на первом изображен мальчик в карнавальном костюме лисы, а на втором – дерево. Дерево закрывает мальчика так, что видна только маска лисы.
— Кто прячется за деревом? (Лиса.)
Как вы догадались? (Мы увидели голову лисы и поняли, что это она.)
Учитель убирает рисунок дерева и дети видят, что за деревом не лиса, а мальчик в костюме лисы.
Вывод. Наши органы чувств могут ошибаться.
2) Приготовлены три сосуда с водой разной температуры: горячей (чтобы не обжечься), теплый и холодный.
Учитель вызывает ученика к доске и предлагает опустить одну руку в горячую воду, а другую – в холодную.
— Что ты чувствуешь? (Здесь горячая вода, а тут холодная.)
— Опусти обе руки в соседний сосуд (там, где теплая вода). Что ты чувствуешь? (Для первой руки вода кажется холодной, для второй – горячей.)
Вывод . Наш орган чувств (кожа) ошибается, так как в одном и том же сосуде вода имеет одинаковую температуру.
3) Учитель показывает на ложку в стакане с водой.
— Рассмотрим внимательно. Что видят ваши глаза? (Ложка кажется изломанной.)
— Что вам подсказывает ваша память? (Ложка должна быть прямой.)
— Используя ум, подумайте и решите: ложка на самом деле изломанна или она такой кажется. (После ответов детей учитель вынимает ложку из стакана и демонстрирует, что она целая.)
Вывод. Органы чувств могут ошибаться, но ум исправляет их показания, сравнивая их со своей памятью.
4) Учитель показывает рисунок, на котором изображено дерево, а за ним – собачий хвост (можно использовать рисунок в учебнике, с 59.)
— Кто прячется за деревом? (Собака.)
— Как вы догадались? (Мы увидели хвост – нам помогло зрение, потом вспомнили, что такой хвост бывает у собаки – нам помогла память; мы подумали и поняли, что за деревом спряталась собака, хотя ее не видно целиком – помог ум.)
Вывод. Ум вместе с памятью помогает органам чувств познавать окружающий мир.
Работа с плакатом «Наши помощники – память и ум» из комплекта наглядных пособий («Окружающий мир». 1-й класс), основанная на вопросах.
— Что видишь? О чем догадался? Что вспомнил? Почему ты не хочешь потрогать чайник?
6. Самостоятельное применение знаний.
Рабочая тетрадь, задание 3 или 4, с. 25. Выполните задание, используя слова «нам кажется, что…, однако я знаю …, поэтому…» (задание по выбору в группе или по рекомендации учителя).
Работа в группах с взаимным обсуждением и принятием решения.
— Какие органы чувств помогали нам на сегодняшнем уроке? (Зрение, слух, осязание.)
— Какие новые помощники у них появились? (Память и ум.)
— Какие выводы мы сделали? (Органы чувств могут ошибаться.)
— Что исправляет ошибки органов чувств? (Память и ум.)
Органы чувств позволяют нам узнать, что происходит в окружающем мире. Но они были бы бессильны без памяти, хранящей наши чувства и знания, и ум, который позволяет человеку понять то, что происходит вокруг, и даже, что человек не чувствует.
Творческое домашнее задание (по желанию):
- узнать, что умеют делать ваши родители (если будет возможно, принести результаты их труда);
- Принести свои поделки.
Источник
Органы чувств: как они работают
» data-image-caption=»» data-medium-file=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/organy-chuvstv.jpg» data-large-file=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/organy-chuvstv.jpg» title=»Органы чувств: как они работают»>
Алена Герасимова (Dalles) Разработчик сайта, редактор
- Запись опубликована: 26.05.2019
- Время чтения: 1 mins read
Каждую секунду человек принимает из внешнего мира огромные потоки сигналов с самой разнообразной информацией. Приему этой информации и правильным реагированием на каждое происходящее событие предназначены органы чувств человека.
Как мы чувствуем
Органы чувств можно назвать приемными устройствами. Они первыми «узнают все новости» и тотчас же посылают в мозг единственно понятную для него информацию – нервные импульсы, получаемые от рецепторов раздражения того или иного органа чувств.
Мозг, реагируя на полученные сведения, приказывает человеку исполнять то или иное действие: например, человек переходит улицу только на зеленый свет светофора; идет на кухню при ощущении запаха гари закипевшего кофе; при звонке мобильного телефона, включает его и говорит с позвонившим.
Человеческие органы чувств всегда начеку, они регулируют наши действия и обеспечивают их точность.
Приемных устройств – рецепторов – огромное количество, но каждый из них «специализируется» только на одном виде внешнего раздражения, обеспечивая при этом фантастическую чувствительность.
Только 2-3 кванта света уже вызывают зрительные ощущения, донесения о звуке посылаются в мозг при смещении барабанной перепонки всего лишь на десятую часть диаметра атома водорода, всего 2-3 молекулы пахнущего вещества достаточны для ощущения запаха.
Глаза — орган зрения
Все органы чувств удивительно сложны по своей конструкции, но поистине шедевром «приборостроения» природы можно назвать глаз человека. Четырьмя пятыми наших сведений о мире мы обязаны своим глазам.
Оптическая система глаза преломляет лучи света так, что на внутренней оболочке глазного яблока — сетчатке фокусируются изображения предметов. А в сетчатке расположены светочувствительные клетки. 7 миллионов колбочек, собранных ближе к ее центру, трудятся днем, они ответственны за цветовое зрение.
130 миллионов палочек разбросаны в основном по периферии сетчатки и работают в ночное время, создавая черно-белое изображение. Будь в глазу только палочки, мир казался бы нам серым, лишенным всяких красок.
Глазное яблоко неутомимо движется. На чем бы мы ни остановили свой взор, и к какой бы картине его ни приковали, задержка взгляда — явление кажущееся. На самом деле глаза все время скачкообразно перемещается из стороны в сторону, то вверх, то вниз.
В результате изображение на сетчатке непрерывно смещается и таким образом достигается раздражение новых колбочек или палочек. Без этого рецепторы быстро привыкли бы к однообразному световому потоку и перестали бы информировать мозг об окружающих нас предметах. Остановись глаз хоть на минуту, и вскоре в комнате «растают» стены, «исчезнут» столы, шкафы и даже зажженная люстра.
Пять органов чувств
» data-medium-file=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/pjat-organov-chuvstv-893×600.jpg» data-large-file=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/pjat-organov-chuvstv-1024×688.jpg» loading=»lazy» src=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/pjat-organov-chuvstv-893×600.jpg» alt=»Пять органов чувств» width=»893″ height=»600″ srcset=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/pjat-organov-chuvstv-893×600.jpg 893w, https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/pjat-organov-chuvstv-768×516.jpg 768w, https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/pjat-organov-chuvstv-1024×688.jpg 1024w, https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/pjat-organov-chuvstv.jpg 1792w» sizes=»(max-width: 893px) 100vw, 893px» title=»Органы чувств: как они работают»> Пять органов чувств
Уши — орган слуха
Как известно, форпост органа слуха — барабанная перепонка. Колебания воздуха, которые создают звуковые волны, колеблют и эту перепонку. От нее эстафету принимают конструкции внутреннего уха и доставляют ее к рецепторным окончаниям слухового нерва. Отсюда уже не колебания, а нервные импульсы поступают в головной мозг.
Человеческое ухо улавливает звуковые колебания в интервале от 20 до 20 тысяч в секунду. Наилучшая слышимость лежит в диапазоне голоса человека, то есть в пределах от 200 до 3200 гц (колебаний в секунду). Удивительное соответствие органов слуха и голосового аппарата позволяет людям общаться, понимать друг друга.
Человек слышит меньшее число звуков, чем животные. Собака, например, свободно разбирается в звуках с частотой в 40 тысяч герц, кошка — даже в 60 тысяч, а у летучих мышей и дельфинов «звуковой потолок» доходит до 150 тысяч герц. Им, видимо, природа не кажется такой тихой, как нам.
Но зато в своем более узком диапазоне человек умеет гораздо полнее любого животного исследовать, различать и отделять друг от друга всевозможные звуки и звукосочетания. Именно благодаря этой способности слухового аппарата человека стало возможным возникновение и развитие речи.
Дистанционные и контактные органы чувств
Глаз и ухо реагируют на сигналы, которые идут издали, преодолевая разные расстояния, из-за этого слух и зрение называют дистанционными чувствами. Контактными органами чувств называются чувства, воспринимающие раздражение только при контакте с его источником. Это, конечно, относится к осязанию.
Кожа — благодаря ей мы чувствуем боль
Осязательные рецепторы располагаются по всей кожной поверхности тела. Более всего их на пальцах и на ладони. Взяв, например, рукой какой-либо незнакомый предмет, мы даже с закрытыми глазами способны точно описать его форму, определить характер поверхности, вес. Об этом известили нас рецепторы прикосновения и давления.
Любая деформация кожной поверхности заставляет их тотчас же посылать нервные импульсы в головной мозг. Сборщики хлопка, например, умеют на ощупь определять сорт хлопка и степень его зрелости; мукомолы, потрогав зерно и муку, судят о сорте пшеницы.
Кожа исполняет роль термометров, причем одни из них раздражаются только теплом, другие — только холодом. Интересно, что каждый из этих чувствительных приборов имеет свою территорию. Холодовые «термометры» располагаются в коже на глубине 0,17 миллиметра, а тепловые глубже на 0,3 миллиметра. Информирование о внешней температуре жизненно обязательно для регулирования постоянства температуры тела.
Кроме того, в коже заложены болевые рецепторы, не случайно названные «стражниками безопасности». Они начинают работать при действии любого сверхсильного агента, который способен привести к разрушению. Возникшая боль мгновенно обращает внимание на возможную опасность, мобилизует на борьбу скрытые резервы.
Именно «болевые импульсы» заставляют отдернуть руку, при прикосновении к чему то очень горячему или колючему.
Язык — спасибо за вкус
По контактному принципу действуют и вкусовые рецепторы. Скопления вкусовых клеток — вкусовые почки в большом количестве расположены на языке, в миндалинах, на глотке, небе.
Известно, что у передней части языка предназначение реагировать на сладкое, задняя его поверхность воспринимает по преимуществу горькое, кончик языка и боковые стороны — «любители» соленого, а ощущение кислого появляется, когда продукты попадают на боковые поверхности языка. Поэтому, пробуя незнакомую пищу лишь самым кончиком языка, можно не распознать неприятный нам горький вкус.
Во рту располагаются наряду с вкусовыми рецепторами и рецепторы на прикосновение, и давление, а также терморецепторы, усиливающие вкус.
Поэтому температура пищи может изменять вкусовые ощущения. Обжигающий чай или кипящий бульон, вкус их при этой температуре не ощущается. Но стоит им только слегка остыть, как те же самые чай и бульон оказываются более вкусными, – один приятно сладкий, другой – наваристый и соленый. Происходит это потому, что более благоприятной для вкусового ощущения является температура в пределах 15—35 градусов.
Определенное значение для выявления вкуса имеют и пищевые контрасты. Не случайно многие находят нужным слегка присаливать сладкую дыню или мороженое. А физиологи установили, что очень слабый раствор поваренной соли покажется соленым только в том случае, если на другую сторону языка нанести немного сладкого.
Нос — обоняние — мир запахов
Как часто мы говорим: «Вкусно пахнет». Потому что со вкусом неразрывно связано обоняние. Эти рецепторы расположены в слизистой оболочке верхних носовых ходов в двух желобовидных ямках. Общая площадь чувствительной зоны не превышает 5 квадратных сантиметров, но в ней насчитываются миллионы обонятельных клеток.
С помощью электронного микроскопа удалось установить, что на поверхности каждой из них содержится от 6 до 12 подвижных ресничек. Это в десятки раз увеличивает обонятельную площадь.
Для возникновения ощущения запаха необходимо, чтобы присутствующее во вдыхаемом воздухе ароматное вещество растворилось в жидкой слизистой пленке, укрывающей обонятельные клетки. Долей секунды достаточно, чтобы это произошло, и тогда чувствительные нервные окончания, уловив молекулы пахучего вещества, извещают мозг, и возникает ощущение запаха.
Это очень коротко об органах чувств, классифицированных Аристотелем более двух тысяч лет назад, но до настоящего времени представляющих огромный интерес для всестороннего изучения. По сложности они намного превосходят многочисленные приборы, сконструированные человеком.
Изучение биологических «аппаратов», воспринимающих сигналы внешнего мира, важно не только для медицины, но и для возможного использования их принципа действия в технике.
Источник