Психология власти и закон отрицательной селекции
Нередко мы удивляемся: как на высоких должностях оказываются люди, которые не отличаются умом, сообразительностью или морально-волевыми качествами? А здесь нет ничего странного: просто в действие в их случае вступил закон отрицательной селекции.
Комплекс неполноценности
В поисках ответа на вопрос, почему к власти приходят люди, которых вряд ли можно назвать «совестью нации», обратимся к психологии. По мнению Зигмунда Фрейда, желание властвовать — это один из видов невротического помешательства, происходящего от чувства беспомощности и страха перед окружающим миром. Более того, австрийский психоаналитик утверждает, что властному человеку нужна жертва, которую он находит в подчиненном, образуя с ним садомазохистическую пару.
Альфред Адлер и вовсе пишет, что в основе стремления к власти лежит такое патологическое явление, как «комплекс неполноценности». Психика человека, избавляясь от травмирующего опыта, например, постоянных унижений, запускает механизм сверхкомпенсации, который выражается в навязчивой потребности иметь превосходство над другими.
Однако по Адлеру такое стремление часто оказывается неудовлетворенным, и человек, достигший власти, все свои комплексы начинает проецировать на окружающих, порождая новые проблемы.
Еще один классик Эрих Фромм отмечал, что
«в психологическом плане жажда власти коренится не в силе, а в слабости. В ней проявляется неспособность личности выстоять в одиночку и жить своей силой. Чем больше стремление к власти – тем в большей степени проявляется зависимость индивида от других».
«Естественный отбор»
Дарвинская теория «естественного отбора», применимая в биологии, удачно характеризует и модель социальной системы нашего общества. Главная задача в условиях жесткой конкуренции – выжить. Иногда любой ценой. В этом случае моральные аспекты, мешающие приспособляемости индивида к новым условиям, уходят на второй план, а зачастую и вовсе превращаются в рудименты.
Социолог Питирим Сорокин, впервые применивший термин «отрицательная селекция», ломку личности рвущихся к власти людей связывает с потерей «чувственной культуры». По его мнению, «потребность в удовольствии настолько нарушает ментальное и моральное равновесие, что разум и нервная система множества людей не могут выдержать огромного напряжения». Противостоять деградации можно только обладая твердыми убеждениями и моральными принципами. Но если у человека нет нравственного мерила, отсутствуют представления о правах и нормах, то, что тогда может удержать его от пренебрежения интересами других? «Ничего, кроме желаний и вожделения», – отвечает Сорокин.
На крючке
Современные социологи, исследуя феномен «отрицательной селекции» власти, приходят к выводу, что это не столько деградация, сколько искусственно проводимая кадровая политика, в свое время успешно апробированная спецслужбами. В практике спецслужб давно используется способ подсадки агента «на крючок», когда последнему предъявляется компромат, а вместе с ним и способы манипуляции. В политике место агента занимает коррумпированный чиновник или делец с криминальным прошлым. Наличие компромата делает его управляемым и послушным. Вряд ли можно говорить о моральных или профессиональных качествах такого «руководителя». Еще более показательны в этом плане марионеточные правительства, пришедшие к власти после «цветных» революций.
Чтобы нижестоящие были хуже
«Отрицательную селекцию» многие властители, а за ними и нижестоящие чиновники намеренно проводили в реалиях верховной власти. Задача – ослабление нижестоящей иерархии. Этим чиновники старались убить двух зайцев: оказаться в выигрышном положении по сравнению с нерадивыми подчиненными и устранить возможных конкурентов в борьбе за место под солнцем. По мнению Дмитрия Седова из Фонда стратегической культуры, эти процессы характерны для многих тоталитарных систем управления, в том числе советской.
Дух коллективизма
Несмотря на то, что в отрицательной селекции на первый план выходят индивидуальные цели, это в большей степени коллективистское явление. Достигший власти уже не столько хозяин своих личных интересов, сколько заложник продвинувшей его системы. При доминировании в обществе либеральных ценностей коллективизм «отрицательной селекции» проявляется слабо, но в условиях тоталитаризма он раскрывается сполна.
По мнению Питирима Сорокина, «в периоды острых социальных катаклизмов самыми приспособленными оказываются не лучшие, а средние, способные слиться с массой в ее инстинктивных мотивах и не дистиллированных разумом побуждениях». Такие условия благоприятствуют появлению диктатора, который, становясь перед выбором между отказом от моральных принципов или политическим фиаско, предпочитает первое.
Жажда власти
По мнению нобелевского лауреата по экономике Фридриха Хайека, главный лозунг любого тоталитарного режима – «цель оправдывает средства». Он выделяет три критерия, при соблюдении которых может успешно реализоваться диктатор:
1. Чем более образован и интеллигентен народ, тем сложнее от него добиться единодушия. Следовательно, диктатор должен искать поддержки в слоях населения с низким моральным и интеллектуальным уровнем и по возможности насаждать примитивные инстинкты и вкусы как можно более широким слоям масс.
2. Поддержку лучше искать среди людей легковерных и послушных – тех, кто готов принять любую систему ценностей. Заявлять о своих взглядах нужно часто и громко.
3. Людей легче объединить на основе негативной, а не позитивной программы, поэтому необходимо постоянно апеллировать к человеческой природе.
Один из американских экономистов оценивая возможность нахождения во власти людей, кому противна сама власть, пессимистично заметил, что вероятность этого приблизительно равна вероятности того, что человек, известный своей добротой, получит место надсмотрщика на плантации.
Источник
Властолюбие, виды властолюбия
2 — Власть над умами людей
Жаждой власти над умами людей одержимы идейные властолюбцы, стяжатели идей.
«Пусть не я буду владеть миром, но идеи, рождённые мной». Очередной идеолог разрабатывает очередную тухлую идеологию, и за ним бегут толпы одурманенных фанатиков. Что такое фанатизм, если не маниакальное желание навязать людям свои убеждения. Если нельзя убедить человека в своей правоте, значит, надо применять другие методы воздействия, например, психотронное оружие (где моя шапочка из алюминиевой фольги?), психотропные препараты, ритуалы для введения в изменённые состояния сознания. А если и эти методы не работают, надо уничтожать несогласных.
Фанатики-идеологи не всегда бывают жадными до материальных вещей. Сталин не было хапугой, и священник Георгий Гапон отдавал нищим последнюю рубашку и последние ботинки. Зачем материальные богатства, когда у тебя власть над умами людей.
«Во всём облике Гапона сквозил фанатизм, и чувствовалось, что этот человек не задумается, если ему придётся шагать через трупы». (Б. Георгий Гапон // Новый путь. — СПб., 1906. — № 98 (9 мая). — С. 2.)
Георгий Гапон, по всей видимости, мнил себя лидером нового рабочего союза, был убит или, как утверждают его убийцы, «казнён» по приказу центрального комитета партии социал-революционеров. «Зло пожирает само себя».
Знакомая ситуация. Организация создана трудами и усилиями многих людей. Вдруг появляются молодые, резвые, амбициозные ребята и норовят перехватить инициативу у основателей этой организации. Инициативы у них хорошие, они горят желанием помочь обездоленным и несчастным людям, только рядом с такой инициативностью бок о бок идёт амбициозность и честолюбие, наглость и неуважение к людям. Такие «активисты» скорее развалят то, что создано другими людьми. А если и сделают что-то хорошее, то их деятельность будет сопровождаться подковёрными играми, интригами, цель которых — захватить власть, при этом травмируются очень многие социально неадаптированные люди.
«Спасение человечества» может выглядеть так: одних людей превращают в паразитов, других – в доноров, сгибающихся под тяжестью непосильной ноши, которую на них взвалили горячие, «человеколюбивые» активисты. Это не про них ли написано в Библии?
«Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! (Мф.23:1-7)
Идеи, идеологии – те самые идолы, которым нельзя поклоняться.
“Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой” (Втор.5:8-9).
На алтарь идей приносят человеческие жертвы, где же тут любовь к ближнему? Если младостарческая община занимается травлей священников, где тут христианство? Младостарец – властолюбец, мечтающий владеть умами людей.
«А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.» (Мф. 23:8-10)
3 – Власть над чувствами людей
Вспомните форумных троллей, как они выводят человека из себя, доводят до белого каления и злорадствуют. Чему радуются? «Ты в моей власти, ты не владеешь своими чувствами, твоими чувствами владею я». Тролль наслаждается своей властью над вами. Если вас бесят форумные тролли, значит, вы не владеете собой — задумайтесь об этом.
Публичные личности жаждут славы и восхищения, ради аплодисментов готовы на всё. У них буквально на лбу написано: «Восхищайся мной». Если кто-то не проявит к ним ни грамма внимания, станет их личным кровным врагом до конца дней, даже если он об этом и не узнает.
Тот, кто играет чувствами других людей и получает от этого удовольствие, – властолюбец. Человек, говорящий: «Я могу заставить людей плакать, смеяться и ликовать» — властолюбец. Тот, кто говорит: «Я дарю людям радость», — властолюбец. Истинную радость человек может обрести только сам и с Божьей помощью. Любая искусственная радость — насилие над человеком. Например, в Пасху все должны радоваться! Что значит «должны радоваться»? А если человеку плохо, если у него горе, как ему радоваться? Через силу? И что это будет за радость такая?
Социум навязывает людям правила эмоционального поведения: сейчас ты должен радоваться, сейчас праведно гневаться, на могилах скорбеть, перед начальником заискивать. Не поддавайтесь эмоциональному диктату, не расшатывайте себе нервную систему. Если вы будете изображать фальшивые чувства, то станете эмоционально неустойчивым, истеричным. Вообще, истерика говорит о том, что человек подвергается эмоциональному насилию или подчиняется эмоциональному диктату, изображает «чувства по требованию» — выглядит это довольно-таки неестественно, наигранно, натужно — не все из нас хорошие актеры, не все могут натурально изобразить фальшивые чувства.
Никто не имеет права требовать от вас проявления тех или иных чувств. И вы сами не требуйте этого от других: не требуйте от озлобленного человека, чтобы он проявлял дружелюбие, от печального не требуйте веселья.
Сейчас в интернете много статей о манипуляциях на чувстве вины. Цель манипуляции — вызвать у человека чувство вины и заставить его делать то, что вам нужно. Жертва манипуляции «отрабатывает карму», покупает индульгенцию, совершает добрые дела «во искупление грехов». Добрые дела совершаются из любви, из сострадания, тогда они совершаются легко и радостно. А доброе дело, совершаемое «во искупление грехов», не приносит никакой радости и никакого облегчения.
Есть и другие манипуляции на чувствах людей. Например, на страхе. Людей очень часто запугивают, тогда ими легче управлять.
Можно не манипулировать, а действовать из благих побуждений — пытаться поднять кому-то настроение. Но правильно ли это?
Чувства даются человеку для того, чтобы помочь разобраться с тем, что происходит в его душе, в его жизни. Искажая чувства человека, вы не даёте ему разобраться с самим собой. Вот если бы вы могли объяснить ему, почему он испытывает те или иные чувства, — это было бы дело.
Бодрящие лозунги «не грусти», «не унывай», «не вешай носа» никому ничем не помогли. То же относится и к призывам «не злись», «не ворчи». Вы подавляете свои чувства, загоняете их глубоко внутрь, а их нужно вытаскивать наружу и тщательно с ними разбираться. Чувства, эмоции — наши помощники, а не враги.
Полагаю, что эмоциональные властолюбцы обожают играть в «ролевые игры», для них «весь мир – театр, и люди в ней — актёры» (Вильям Шекспир, комедия «Как вам это понравится»). Они получают удовольствие от того, что могут дёргать людей за чувственные струны. Раньше лицедеев не уважали за то, что они променяли человеческий облик на лживые бесовские маски, за то, что они разжигали в людях страсти. Лицедеев хоронили за оградой кладбища. Сейчас к актёрам другое отношение, но лично для меня, актер – тот, кто помогает людям разобраться с их чувствами, и ни в коем случае не играет чувствами людей.
4 – Управление потребностями и желаниями людей
Большинство людей не знает, чего хочет. А тот, кто гордо заявляет: «Я знаю, чего хочу», может сильно заблуждаться на свой счёт. Наши желания могут быть навязаны нам родителями и социумом. Людей программируют с самого детства, и люди следуют заложенному в них жизненному сценарию, и при этом чувствуют себя несчастными и неудовлетворенными.
Хорошо, если человек остановится и задумается: «Чего я хочу на самом деле?» Таким человеком труднее манипулировать.
Потребительское общество не всегда обслуживает настоящие потребности людей, многие потребности оно создаёт искусственно. Искусственные потребности — это искажение истинных потребностей. Свои истинные потребности мы не сознаем, искажённые потребности воспринимаем как что-то естественное, а в них ничего естественного нет, по большей части они противоестественны.
Многие властолюбцы желали бы управлять потребностями и желаниями людей, чтобы заработать деньги на продаже своих товаров и услуг, или чтобы заставить людей работать на свою фирму. Раньше было проще — можно было запугать ленивого раба побоями и пытками. В наше гуманное время запрещено физически воздействовать на людей, например, бросать сотрудников в аквариум с пираньями, также не поощряется запугивание работников увольнениями и штрафами. Работников пытаются «мотивировать», то есть так воздействовать на человека, чтобы у него возникло желание работать по своей воле. Воздействие на уровне желаний — это очень тонкое воздействие на человека и очень опасное для человеческой психики. Тот, кто управляет желаниями людей, может сделать с ними всё, что угодно, даже довести до самоубийства. «Группы смерти» в соц.сетях работают на этом уровне – управление потребностями и желаниями подростков.
«Как заставить человека захотеть того, что вам нужно» — тема очень древняя. Слово «мотивация» придумали недавно, но на самом деле «мотивировать» рабов пытались ещё в далёкой древности — древнеримские и древнеегипетские рабовладельцы много чего интересного придумали на этот счёт. Рекомендую сатирическую книгу историка Джерри Тонера «Как управлять рабами». Джерри Тонер написал эту книгу от имени вымышленного персонажа — римского патриция Марка Сидония Фалкса. Исторический материал изложен в очень увлекательной форме, в виде «вредных советов».
«Как заставить любимого человека хотеть тебя» — вопрос из той же седой древности, и методы воздействия на «любимых» мало изменились, и в наш «просвещённый век интернета и гаджетов» не гнушаются пользоваться «чёрной магией». Насколько эгоистичны желания женщины, настолько неэтичны методы. Женщина хочет неограниченной власти над мужчиной – владеть его телом, чувствами, мыслями, желаниями, ну, и, конечно, кошельком. А чтобы всё это получить, с чего она начинает свою экспансию? Правильно, с желаний. Владеешь потребностями и желаниями человека, владеешь всем человеком.
5 – Власть над телами людей, социальными процессами
Это то, что обычно понимают под властолюбием – жажда управлять людьми, не видя в них личностей, а видя в них лишь послушных исполнителей, социальный инструмент.
Людей используют как орудия производства и для сексуального удовлетворения. Человек просто вещь, функциональная единица, социальный инструмент, домашний робот, пушечное мясо, налогоплательщик, покупатель и производитель товара, сексуальная кукла. Обезличенный человек. Вещь, удобная для употребления. Никто не считается с желаниями и потребностями человека, если только он не выступает в роли покупателя. Какие потребности могут быть у вещи?
Рабовладельческий и крепостной строй закончились в конце 19-го века, но к людям по-прежнему относятся как к рабочей скотине.
В детстве я ходила в спортивный клуб и видела надпись на здании: «Здоровье нации — залог повышения производительности труда». Этот лозунг меня коробил: «Что же мы — не люди, а рабочий скот?»
Утилитарное отношение к человеку упорно внедряется в наше сознание: «Каждый член общества должен приносить пользу». Вопрос «зачем рождаются больные люди-инвалиды» может задать только человек, отравленный утилитарными идеями. А не зачем! Просто рождаются. Чтобы жить.
Люди самоотверженно трудятся, приносят пользу, «служат другим, забыв себя». А теперь представьте, что все люди себя забудут, кто и кому тогда будет служить? На таких «о себе забывающих» очень удобно ездить. Ведь далеко не все люди забывают о себе, некоторые очень даже хорошо о себе помнят, но забывают об остальных. В современной литературе по «саморазвитию» можно встретить установку: «Я – король, а вы — мои слуги». Люди с таким самовосприятием твёрдо убеждены в том, что все вокруг должны им подчиняться и служить. Так называемые «альфа-самцы» и «альфа-самки», а по-простому – самодуры.
Некоторые женщины, выйдя замуж, растворяются в муже, служат только ему, своему кумиру, забывают о своих увлечениях, подругах, родителях, полностью исчезают как самостоятельные личности, а потом удивляются, почему мужья их ни во что не ставят.
«Тогда Иисус говорит ему: Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу одному покланяйся, и Ему одному служи» (Мф. 4:10)
Удивительно, что в наше время барско-холопские отношения кто-то считает нормой. Видимо, крепостное иго долго нам будет аукаться.
Деспотичные родители приучают своих детей подчиняться им без возражений и сопротивления. Воспитание детей больше похоже на дрессировку животных. Дети вырастают с «комплексом жертвы», не умея защищаться и даже не подозревая о том, что у них есть такое право – возмущаться, сопротивляться и защищаться. Забитые люди, которые свою забитость и подчиненность принимают за смирение и послушание. Послушание совершается по доброй воле с легкостью и радостью. Если человек внутренне протестует, то никакого послушания нет, а есть насилие над собой. Человек не испытывает никакой радости и легкости, наоборот, он ощущает себя придавленным.
Вспомните сказочный персонаж Золушку. Она порхала как бабочка, выполняя домашнюю работу, была ласкова и приветлива со всеми. Придя в замок на бал, она не жалась у стены, а танцевала вместе со всеми, вместе с принцем. Она не думала: «Я, замарашка, не достойна танцевать с принцем». Как бы сказали современные психологи, Золушка не страдала от «комплекса жертвы», «комплекса неполноценности» и «потери ощущения самоценности своей личности».
Вспомните также и мачеху. Она не запрещала Золушке ехать на бал, не внушала ей, что та не достойна танцевать с особами царской крови. Не такой уж и ужасной была эта мачеха.
А теперь посмотрите на деспотов, подавляющих своих детей, супругов, подчинённых. Цель подавляющего воздействия — отжать человека к стене, чтобы он скромненько стоял в сторонке, потупив очи, и не вздумал танцевать вместе со всеми, потому что танцевать на балу могут только «избранные».
Как же не похожа Золушка на униженных, забитых, услужливых женщин. И её мачеха, кстати, сказать, не лишала Золушку её дворянского звания и достоинства. Если внимательнее посмотреть на европейский эпос, то в нём мало чинопочитания и раболепия, а больше рыцарского долга и чести.
Современные психологи вместо «раб» и «хозяин» используют понятия, которые я считаю более правильными, «жертва» и «агрессор», и, соответственно, их взаимоотношения – насилие одного над другим. Вернёмся к сказке о Золушке. Мачеха и её дочери были «агрессорами», но Золушка не стала «жертвой». Поэтому образ Золушки так притягателен: можно, находясь среди агрессоров, не превратиться ни в жертву, ни в агрессора.
Гуманное общество или негуманное, а рабы и хозяева до сих пор остались, только методы подчинения стали более тонкими и изощренными. Все цивилизации, построенные рабским трудом, рухнули. Боюсь, что нашу цивилизацию постигнет та же участь.
Какой бы строй правления люди не придумали, он всё равно становится тоталитарным. Почему? Потому что тоталитаризм сидит внутри нас, внутри каждого человека.
Люди смотрят на окружающих как на средство удовлетворения своих потребностей. Сексуальное удовлетворение — не исключение. Властолюбивые люди часто бывают и сластолюбивыми. Сексуальная развращенность людей — это ещё и показатель их властолюбия, деспотизма.
Ещё один признак властолюбия, самый верный, и самый явный — это грубость. Властолюбцу мало подчинить человека, ему надо ещё унизить его, показать своё превосходство, точнее, доказать, что у него есть право командовать другими.
Наше хамство, неуважение к людям – показатель того, насколько мы властолюбивы.
Ещё надо добавить, что властолюбцы такого уровня интересуются политикой, социологией, историей. Им необходимы знания в области социологии для контроля над семьей, группой, сообществом. Такой тип властолюбца мечтает управлять не только людьми, а социальными процессами.
6 – Власть над силами природы
Кто-то сказал глупую фразу: «Природа — не храм, а мастерская, и человек в ней – работник», и из нашей жизни исчезли радость, красота и вдохновение. Природа из дивного сада превратилась в загаженный, запыленный, захламленный цех, а человек — в придаток машины. Природа превратилась в ресурс для потребления, и человек превратился в ресурс. Природные ресурсы истощаются, и человеческие ресурсы истощаются. Человек потерял связь с природой и, как следствие, потерял связь с самим собой, со своим телом.
Наука, исследующая природу, и наука, покоряющая природу, — это не одно и то же. Наука, покоряющая природу, стоит очень близко к оккультизму.
Жажда власти всё превращает в оккультизм: и науку, и искусство, и религию.
Если бы человек не покорял природу, а взаимодействовал с ней, у нас была бы совсем другая цивилизация. Только тот, кто взаимодействует с природой, делает удивительные открытия и изобретения.
«Люди, вопреки воле Божией, хотят землю превратить в рай, уничтожить зависимость свою от природы, заставить ее с покорностью раба служить не только их нуждам, но и прихотям; но мудрость Божия на каждом шагу посмеивается над ребяческими усилиями нашими, направленными к сей цели, — и это для того, чтобы мы не привязывались к земле, не гордились нашими успехами и изобретениями в житейских делах, и помнили, что жизнь на земле дана нам не для блаженства, невозможного здесь, а для приготовления к вечности» (еп. Виссарион (Нечаев) «Гордость»,4-е изд. СПб., 1899, из статьи Ю. М. Зенько «Душевные состояния в христианской психологии» http://www.bogoslov.ru/text/321631.html)
7 – Власть над духовным миром
Желание управлять духовным миром, миром невидимых и неосязаемый сущностей — это уже явный оккультизм. Мы всё время общаемся с духовным миром, не такой уж он невидимый и неосязаемый, вот только желание подчинить себе эти невидимые силы ничего хорошего не сулит. Во все времена люди боялись колдунов, магов, чародеев, потому что чувствовали опасность, исходящую от них. Опасность в том, что в тебя вселят демоническую сущность, и ты станешь куклой в её руках.
Властолюбец всегда подчинится другому властолюбцу, более могущественному или занимающему более высокое социальное положение. Если такового не найдется среди людей, то его место займет демоническая духовная сущность, и властолюбец будет исполнять волю демона. Властолюбие сидит в каждом человеке, не так просто от него избавиться, поэтому демон при случае обязательно найдёт ваше слабое место и прицепится к вам как паразит. Не стоит заигрывать с духовным миром, ходить к гадалкам и экстрасенсам, это не безопасное занятие. Ещё хуже – наводить на людей порчу, приворот, отворот и морок.
Инквизиторов, сжигавших ведьм, принято осуждать. Но я скажу несколько слов в их защиту. Раньше, в средневековье, люди не видели разницы между физическим убийством человека и наведением порчи на смерть. Какая разница, как вы убиваете человека, топором или бесовской силой, и в том, и в другом случае вы являетесь убийцей. А убийство человека каралось смертной казнью. Но поскольку доказать обращение к невидимым духовным силам невозможно, то возникали злоупотребления, и впоследствии судебная практика перестала рассматривать дела, связанные с колдовством, тем более, считалось, что преступники получат своё возмездие, если не в этом мире, так в другом. У ведьм и колдунов, на заметку экстрасенсам-целителям, рождаются психически нездоровые дети и внуки. Роды колдунов постепенно вымирают. Если колдовством занималась женщина, то страдать будут потомки женского рода, если мужчина, то исчезать будет мужская линия рода. Такие представления о возмездии не лишены оснований.
Людей заманивают в оккультные секты неким «тайным знанием», дающим власть над людьми, силами природы и духовными миром. А властолюбец, как уже говорилось, сам становится рабом. Колдуну только кажется, что он повелевает демонами, на самом деле, это лукавые, хитрые демоны используют колдуна в своих целях. В конце концов наступает полная одержимость, когда оккультист уже не владеет собой, его могут толкнуть под поезд, заставить выпрыгнуть из окна, убить другого человека и себя самого – и он не сможет этому сопротивляться, его воля полностью парализована.
***
Желание подчинить чужую волю своей воле — это желание демоническое. Это, по сути, насилие над чужой волей (необязательно человеческой). Бог создал человека свободным и дал ему право выбора. Бог убеждает, оберегает и никого не принуждает. Когда человек избавляется от демонического желания подчинять и принуждать, он становится свободным, по-настоящему свободным. Пока мы не достигли такого состояния, мы будем одержимыми и зависимыми. Хочешь владеть вещами, станешь рабом вещей. Хочешь владеть рабами, станешь рабом своих страстей. Хочешь управлять духовным миром, станешь бесноватым. На ваше насилие вам ответят таким же насилием. Как аукнется, так и откликнется.
«Надо по капле выдавливать из себя раба» (из письма писателя А. П. Чехова к издателю и журналисту А. Ф. Суворину). Выдавливать из себя нужно и властолюбца. Раб и властолюбец – две стороны одной медали. Рабом становится властолюбивый человек. Поэтому не спешите «освобождать порабощённое человечество», вы всего лишь поменяете местами рабов и хозяев, и всё вернётся на круги своя.
Мы обладаем властью только над самими собой, а с остальными нужно договариваться.
Из-за нашей жадности и властолюбия мы испытываем зависть и гнев: «Я не получил того, чего хотел. Я зол, я зол, я очень зол». А имея много богатств и власти, человек боится их потерять – отсюда постоянное беспокойство.
“Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут” (Мф.6:19-20).
Источник