Жалость чувство предосудительное цвейг

Нетерпение Сердца С. Цвейг

В романе Стефана Цвейга — «Нетерпение Сердца» — не-прикрытым образом показан весь насущный трагизм пороков Души, которые на первый взгляд – не-значительны и воздушны. Таких пороков, которые съедают всю первозданность Духа человеческого. Один из них – само-обман, несущий за собой (нитью) фальшь – к окружающему миру.
За главную, он берет очень сложную тему: чувство сострадания – истинного и малодушного, живущего в каждой, даже самой алчной – Душе. Причем, эту тему он затрагивает настолько подробным и проникновенным образом, что не-вольно теребит твое нутро.

События разворачиваются то постепенно, то – громко и резко, от чего вздрагивают клетки Сердца. В своем романе Цвейг повествует о юноше, который, из-за дурной глупости, а после — из явственной жалости к хрупкой девушке с парализованным ногами — уделяет ей (и всей ее семье) практически все свое свободное от службы — время. День за днем эта любезность перерастает в тяжкую ношу – ответственности, за каждый сделанный жест. Юноша понимает, что со-страдает — всецело, мучительно. Здесь возможен вопрос: со-страдает – как именно? Испытывая, просто напросто — жалость (унизительное подобие со-переживания), или ощущая душевное со-участие в чужом страдании? Каждому из нас не-редко нужно признаться себе: зачастую мы испытываем лже-со-страдание к тем, кто ранен Судьбой. Нам кажется, что мы очень ярким и, самое главное – искренним! – образом страдаем вместе с мучениками. И будто творим великое благо – со-переживая Сердцем. Да, это не-мало, но и не-много. Часто в наших силах сделать больше для мучеников, чем просто пожалеть. Мы можем: дружить (дарить свое внимание, окружать интересом), вдохновлять — со-участием, держать на плаву – тонко-тонко, но очень значимо совместной, одной на двоих — верой. Мы можем их Любить, в конце концов (Любить – вносить смыслы). «Все-таки стоит обременить себя тяжкой ношей, если другому от этого станет легче.»
Мы не-находим времени, сил (?). Мы находим отговорки – в пользу себя (Эгоизм – скудность Души). « — ведь нельзя же помочь всем…
— Но попытаться надо, ведь для этого и живешь, только для этого.»
Обделенные в чем-либо Люди очень не-выносимы, что обусловлено вынужденной ограниченностью, которая перечеркивает всякую радость к Жизни. Так устроена психика человека: если мы лишаемся чего-то важного, что позволяло беззаботно жить – автоматически (в подкорках сознания) мы лишаемся основного смысла существования. И справиться с этой сломаностью Души – титанический труд, который под силу – не-каждому.
Цвейг отчетливо пытается донести, что чувство сострадания имеет очень мощную энергетику: силой ли мысли, жаром ли Сердца, переходящем в громкость слов, движением ли руки), – способная или вознести, или основательно разрушить – именно тех, к кому мы обращаем свое со-страдание. В тебе механически заключает всю свою шаткую веру тот, кто позволил приблизиться к его миру мук и страха. «Кого однажды жестоко ранила Судьба, тот навсегда останется легко ранимым.»
Со-страданием можно увлечься: лелея его и взращивая, таким путем — восхваляя себя. Но в самый хрустальный момент — испугаться трудностей, обусловленных не-избежным чувством ответсвенности. Да, мы страшно боимся взвалить на себя ответственность. Не-редко, едва заслышав ее запах – мы убегаем, всей своей не-счастной Душонкой пытаемся высвободиться из этой грузной ноши, которую можно именовать «Душа мученика». Страх перед ответственностью зачастую перекрывает всякие муки совести (здесь еще «спасает» пресловутый Эгоцентризм), и, быть может – алчность. «Можно бежать от чего угодно, только не от самого себя.»

В нас сполна хватает обособленности и узости, но слишком не-хватает такого благородного умения (и главное — стремления!), – как способность принести себя в жертву тем Людям, которые обречены на сильные страдания, не-ведомые нам – здоровым и цветущим. « В этом мире важно не то, как берутся за дело – смело или робко, – а то, чем все это кончается. Но есть два рода сострадания. Одно – малодушное и сантиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья; Но есть и другое сострадание – истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая сделать все, что в человеческих силах, и даже свыше их. Если ты готов идти до конца, до самого горького конца, если запасешься великим терпением – лишь тогда ты сумеешь действительно помочь Людям. Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда.»

Вероятно оттого, что мы не-можем до конца прочувствовать их мучений – мы и не-способны понять, насколько не-выносимо трудно быть! – ограниченным?! Может, стоит иногда отвлечься от себя и постараться встать на место других – вот так искренне и точно — что бы вспоминать о таких важных вещах, как – помощь ближнему и взаимопонимание.
«Никакая вина не может быть преданна забвению, пока о ней помнит совесть.»

Читайте также:  Гарри поттер монстры высасывающие радость

Источник

“Роман Стефана Цвейга “Нетерпение сердца”. Сострадание истинное и мнимое.”

Скачать:

Вложение Размер
muhametzyanova_kamilla._neterpenie_serdtsa.doc 138 КБ
neterpenie_serdtsa_03_.ppt 253 КБ

Предварительный просмотр:

Городская научно-исследовательская конференция школьников

Секция: русская филология

Тема: “Роман Стефана Цвейга “Нетерпение сердца”

Сострадание истинное и мнимое.”

ученица 8 А класса

МБОУ гимназия № 90

Трошина Надежда Яковлевна

МБОУ “Гимназия № 90”

  1. Введение. Цели и задачи…………………. ………. …3
  2. Краткое содержание романа………………………………………5
  3. Характеристики главных героев…………………………………..6
  4. Сравнительный анализ сострадания……………… …………….9
  5. Великие люди о сострадании ……………………… ……………..11
  6. Заключение…………………………………………… ……………12
  7. Литература……………………………………………… ………….13

положительно оценил явление сострадания. Он характеризовал его как источник счастья, как то, что способствует лучшей работе ума и дает внутреннюю силу. [1] Он так же обозначил 3 типа сострадания:

  • Направленное на родственников и любимых, основанное на привязанности.
  • Направленное на страдающих существ и основанное на жалости к ним.
  • Беспристрастное, основанное на понимании и уважении. [2]

Преподобный Иоанн Дамаскин относил сострадание к одному из неудовольствий:

«Неудовольствие бывает четырех видов: горесть, грусть, зависть, сострадание. Горесть есть неудовольствие, производящее потерю голоса; грусть — неудовольствие, стесняющее сердце; зависть — неудовольствие, испытываемое по поводу чужих благ; сострадание — неудовольствие, испытываемое по поводу чужих несчастий. »

Сострадание – особое качество души человека, готовность без раздумий оказать помощь ближнему.
Энциклопедия эзотеризма

  • Сострадание – это внешнее выражение деятельной внутренней любви к ближнему.
  • Сострадание – это готовность прочувствовать и принять на себя боль другого человека, физическую или душевную.
  • Сострадание – это чуткость и внимательность к окружающим, неподдельное уважение к их интересам и их переживаниям.
  • Сострадание- это умение при любых условиях действовать так, чтобы не причинять вреда окружающим людям.
  • Сострадание даёт возможности – к проявлению лучших человеческих качеств.
  • Сострадание даёт любовь – к людям.
  • Сострадание даёт понимание – библейских заповедей.
  • Сострадание даёт освобождение – от озлобленности и равнодушия.
  • Сострадание указывает дорогу – к общему благу через благо каждого человека.
  • Сострадание даёт радость – от сознания собственных возможностей в помощи окружающим людям.

Проявления сострадания в повседневной жизни

  • Библия. Многое в ней говорится о сострадании; особенно выделено сострадание в Евангелии от Луки.
  • Волонтерство и благотворительность. Люди, по зову сердца помогающие слабым, немощным, старикам, детям-сиротам – проявляют сострадание к ним.
  • Межличностные отношения. Человек, которому свойственны умение сочувствовать неприятностям близких и готовность помочь в беде любому из окружающих людей – проявляет сострадание.
  • Военные действия. Умение видеть солдатах неприятеля не только врагов, но и людей – это проявление сострадания.

Как развить в себе сострадание

  • Религия. Каждая религия учит сопереживанию и состраданию; проникаясь верой, человек взращивает в себе сострадание.
  • Чтение духовной литературы. Чем более духовно богат человек, тем легче он проявляет сострадание к окружающим.
  • Благотворительность. Участвуя в благотворительных акциях, человек воспитывает в себе умение сострадать неблагополучию.
  • Интерес и внимательность к людям. Будучи внимательным, проявляя искренний интерес к окружающим людям, человек воспитывает в себе умение сострадать им.
  • Самосовершенствование. Воспитать в себе сострадание – это значит сознательно отказаться от равнодушия и всех проявлений эгоистичности.

Крылатые выражения о сострадании

Что для огня дождь, то для гнева сострадание.

Сострадание – это не чувство; это скорее благородное расположение души, готовое к тому, чтобы воспринять любовь, милость и другие добродетельные чувства.

Сострадание примешано ко всем добродетелям, какими только может обладать человек.

Чаще всего сострадание — это способность увидеть в чужих несчастьях свои собственные, это — предчувствие бедствий, которые могут постигнуть и нас.

Сострадание исцелит больше грехов, чем осуждение.

— Генри Уорд Бигер —

Слово «С.» передает два разных понятия, не всегда строго разгранич. в Свящ. Писании: «сопереживание страдающему или разделение с ним скорби (греч. сюмпатейн, «сочувствовать») и «соучастие в страданиях, переносимых другим лицом» (греч. сюмпасхейн, «страдать вместе»; по-русски можно перевести как «сострадание»). В Синод. пер. др.-евр. и греч. слова, обозначающие эти понятия, передаются по-разному см. Милосердие см. Внутренности (3) (см. ниже):

1) в 3Цар 2:26 др.-евр. глагол гитана употреблен в значении «переносить страдания вместе с к.-л.» (в Синод. пер. — «терпел»). Царь Соломон пощадил священника Авиафара, враждебно действовавшего против него, поскольку тот переносил бедствия, в т.ч. связ. с войной, вместе с Давидом, его отцом («сострадал» Давиду). Другие места ВЗ говорят о С. в значении «соболезновать», «сожалеть»: «Ибо кто пожалеет о тебе, Иерусалим? И кто окажет сострадание к тебе?» (Иер 15:5 ; здесь в оригинале употреблены глаголы хамаль — «смилостивиться» и нуд — «жалеть», ср. Наум 3:7 ). С. может быть заповедано Богом, но также и запрещено Им (Иер 48:17; ср. Иер 16:5 . В обоих случаях употреблен глагол нуд — «жалеть»);
2) в НЗ С. означает, в первую очередь, глубочайшее единение со Христом, включающее в себя подлинное соучастие в Его жизни, причастность к Его пути через страдания к прославлению. Страдающий вместе со Христом имеет обетование вместе с Ним и прославиться (Рим 8:17,18; 1Пет 4:13) . Кто принимает «участие в страданиях Его», тот уже на земле становится соучастником воскресения мертвых (Флп 3:10) и небесного утешения (2Кор 1:5,7) . Страдающим вместе со Христом уже в земной жизни даруется отблеск той славы, причастниками к-рой в полной мере они станут тогда, когда «приидет Сын Человеческий во славе Своей» (Мф 25:31) . С. Христу (в Синод. пер. — «страдание вместе со Христом») — не только внутр. переживание отдельного человека, но и осознание им своей причастности к Телу Христову — Его Церкви, поэтому оно проявляется в С. ближним — «членам тела Христова» (1Кор 12:26) . Оно происходит ради благовестия (2Тим 1:8; 2:3) . Христос сострадает Своей общине (Церкви) во время ее преследований (Евр 10:32-34) ; но и община разделяет страдания каждого своего члена (1Кор 12:26) . Путем взаимного С. братство учеников Иисуса достигает совершенства. Так исполняют ученики закон Христов (Гал 6:2; ср. Мф 16:24,25) . (см. Ученики см. Крест, распятие на кресте см. Следовать за кем-либо ). Сказанное выше проясняет смысл слов НЗ о С. как о сочувствии. Христос «может сострадать нам в немощах наших», потому что был «подобно нам, искушен во всем», но не совершил греха (Евр 4:15) . Понимание Им нашей природы и Его действенное участие в наших нуждах, имеющее спасит. значение, тесно связаны между собой. Поэтому апостол и призывает христиан к подобному же обращению друг с другом: они должны постоянно проявлять С. и сочувствие к нуждам своих ближних (1Пет 3:8) . см. Страдание, страдать .

Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994.

См. также в других словарях:

  • сострадание — выражать сострадание, чувствовать сострадание.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. сострадание гуманность, милосердие, соболезнование, сердобольность, участие, сочувствие,… … Словарь синонимов
  • СОСТРАДАНИЕ — СОСТРАДАНИЕ, сострадания, мн. нет, ср. Сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека. Испытывать глубокое сострадание к кому нибудь. Из чувства сострадания. Вызвать, возбудить сострадание в ком нибудь.… … Толковый словарь Ушакова
  • сострадание — с Mitleid n 1, Mitgefühl n 1 (к кому л. mit) относиться с состраданием к кому л. Mitleid mit jem. haben … Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  • СОСТРАДАНИЕ — СОСТРАДАНИЕ, я, ср. Жалость, сочувствие, вызываемые чьим н. несчастьем, горем. С. к сиротам. Сделать что н. из сострадания. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
  • СОСТРАДАНИЕ — инстинктивное участие в боли и страдании другого человека; в буддизме и у Шопенгауэра оно приравнено к общему переживанию, потому что страдание относится к осн. субстанции действительного; см. Страдание, Любовь к ближнему. Философский… … Философская энциклопедия
  • сострадание — я; ср. Сочувствие, жалость, вызываемые чьим л. страданием, несчастьем. Испытывать глубокое с. к кому л. Вызвать, возбудить в ком л. с. Сделать что л. из сострадания. Большой толковый словарь русского языка. 1 е изд е: СПб.: Норинт. С. А. Кузнецов … Толковый словарь русского языка Кузнецова
  • сострадание — с. compassion f, commisération f; pitié f (жалость) вызывать сострадание susciter la compassion испытывать сострадание éprouver de la compassion сделать что либо из сострадания faire qch par compassion … Большой французско-русский и русско-французский словарь
  • сострадание — • бесконечное сострадание • глубокое сострадание … Словарь русской идиоматики
  • сострадание — с. compassione f, commiserazione f, compatimento m; pietà f вызвать сострадание muovere a compassione; impietosire vt … Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  • сострадание — Греческое слово sympathia двояко проникло в русский язык: как калька (sym – со, pathos – страдание, ia – ие) и как заимствование (симпатия), и теперь в современном языке существует два равноправных синонима – сострадание и симпатия … Этимологический словарь русского

В романе Стефана Цвейга — «Нетерпение Сердца» — неприкрытым образом показан весь насущный трагизм пороков Души, которые на первый взгляд – незначительны и воздушны. Таких пороков, которые съедают всю первозданность Духа человеческого. Один из них – самообман, несущий за собой (нитью) фальшь – к окружающему миру.
За главную, он берет очень сложную тему: чувство сострадания – истинного и малодушного, живущего в каждой, даже самой алчной – Душе. Причем, эту тему он затрагивает настолько подробным и проникновенным образом, что невольно теребит твое нутро.

События разворачиваются то постепенно, то – громко и резко, от чего вздрагивают клетки Сердца. В своем романе Цвейг повествует о юноше, который, из-за дурной глупости, а после — из явственной жалости к хрупкой девушке с парализованным ногами — уделяет ей (и всей ее семье) практически все свое свободное от службы — время. День за днем эта любезность перерастает в тяжкую ношу – ответственности, за каждый сделанный жест. Юноша понимает, что со-страдает — всецело, мучительно. Здесь возможен вопрос: со-страдает – как именно? Испытывая, просто напросто — жалость (унизительное подобие со-переживания), или ощущая душевное со-участие в чужом страдании? Каждому из нас не-редко нужно признаться себе: зачастую мы испытываем лже-со-страдание к тем, кто ранен Судьбой. Нам кажется, что мы очень ярким и, самое главное – искренним! – образом страдаем вместе с мучениками. И будто творим великое благо – со-переживая Сердцем. Да, это не-мало, но и не-много. Часто в наших силах сделать больше для мучеников, чем просто пожалеть. Мы можем: дружить (дарить свое внимание, окружать интересом), вдохновлять — со-участием, держать на плаву – тонко-тонко, но очень значимо совместной, одной на двоих — верой. Мы можем их Любить, в конце концов (Любить – вносить смыслы). «Все-таки стоит обременить себя тяжкой ношей, если другому от этого станет легче.»
Мы не-находим времени, сил (?). Мы находим отговорки – в пользу себя (Эгоизм – скудность Души). « — ведь нельзя же помочь всем…
— Но попытаться надо, ведь для этого и живешь, только для этого.»
Обделенные в чем-либо Люди очень не-выносимы, что обусловлено вынужденной ограниченностью, которая перечеркивает всякую радость к Жизни. Так устроена психика человека: если мы лишаемся чего-то важного, что позволяло беззаботно жить – автоматически (в подкорках сознания) мы лишаемся основного смысла существования. И справиться с этой сломаностью Души – титанический труд, который под силу – не-каждому.
Цвейг отчетливо пытается донести, что чувство сострадания имеет очень мощную энергетику: силой ли мысли, жаром ли Сердца, переходящем в громкость слов, движением ли руки), – способная или вознести, или основательно разрушить – именно тех, к кому мы обращаем свое со-страдание. В тебе механически заключает всю свою шаткую веру тот, кто позволил приблизиться к его миру мук и страха. «Кого однажды жестоко ранила Судьба, тот навсегда останется легко ранимым.»
Со-страданием можно увлечься: лелея его и взращивая, таким путем — восхваляя себя. Но в самый хрустальный момент — испугаться трудностей, обусловленных не-избежным чувством ответсвенности. Да, мы страшно боимся взвалить на себя ответственность. Не-редко, едва заслышав ее запах – мы убегаем, всей своей не-счастной Душонкой пытаемся высвободиться из этой грузной ноши, которую можно именовать «Душа мученика». Страх перед ответственностью зачастую перекрывает всякие муки совести (здесь еще «спасает» пресловутый Эгоцентризм), и, быть может – алчность. «Можно бежать от чего угодно, только не от самого себя.»

В нас сполна хватает обособленности и узости, но слишком не-хватает такого благородного умения (и главное — стремления!), – как способность принести себя в жертву тем Людям, которые обречены на сильные страдания, не-ведомые нам – здоровым и цветущим. « В этом мире важно не то, как берутся за дело – смело или робко, – а то, чем все это кончается. Но есть два рода сострадания. Одно – малодушное и сантиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья; Но есть и другое сострадание – истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая сделать все, что в человеческих силах, и даже свыше их. Если ты готов идти до конца, до самого горького конца, если запасешься великим терпением – лишь тогда ты сумеешь действительно помочь Людям. Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда.»

Вероятно оттого, что мы не-можем до конца прочувствовать их мучений – мы и не-способны понять, насколько не-выносимо трудно быть! – ограниченным?! Может, стоит иногда отвлечься от себя и постараться встать на место других – вот так искренне и точно — что бы вспоминать о таких важных вещах, как – помощь ближнему и взаимопонимание.
«Никакая вина не может быть преданна забвению, пока о ней помнит совесть.»

«Очень часто книга, производящая глубокое впечатление на юный ум, составляет эпоху в жизни человека»

Свою исследовательскую работу я посвятила роману Стефана Цвейга «Нетерпение сердца».

Однажды открыв сайт «100 самых значимых литературных произведений», я прочитала читательские отзывы об этой книге. Отклики были неоднозначными, но все читатели сходились во мнении, что роман – это одно из лучших психологических произведений. Это и побудило меня взяться за эту книгу.

Мой литературный багаж еще совсем невелик, и Стефана Цвейга я открыла для себя впервые, но эта книга поразила меня своей проникновенностью, вызвала во мне столько эмоций, чувств, переживаний. Увлекшись чтением, я полностью уходила в мир героев, сопереживала и плакала, искренне негодовала вместе с ними, злилась и с замиранием сердца ждала дальнейшего разворота событий. Книга прочитана, а эмоции и вопросы остались.

Взяв за основу сюжет романа «Нетерпение сердца» я поставила перед собой цель : выяснить, что же такое сострадание: наивысшая благодетель или же проявление тщедушия и слабости? Сколько в этом чувстве доброты, а сколько эгоизма? Является ли сострадание продуктивным чувством и для того, кто сострадает и для того, кому сострадают? И где границы, у которых надо остановиться в своем сострадании?

Предметом исследования стали два героя романа Антон Гофмиллер и доктор Кондор. Для достижения цели мне необходимо было решить следующие задачи:

1. Узнать словарную статью слова «сострадание»

2. Как великие люди определяют, что такое сострадание

3. Прочитать критические статьи о произведении Цвейга

4.Проанализировать черты характеров главных героев романа.
5.Исследовать типы сострадания.

6.Выяснить: какое сострадание является истинным, а какое мнимым.

Источник

Читайте также:  Чувствую как кишечник сокращается
Оцените статью