LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Кино, Кинозвезды (444)
- 100 Чудес света (33)
- Аномальные места (63)
- Археология, раскопки, открытия (501)
- Архитектура, замок, крепость, форд (1267)
- Астрология, знаки, планеты (12)
- Биоэнергетика, энергетика вещей, деревьев (25)
- Видео (500)
- Восточная жизнь, интересное (50)
- Время, календари, измерение времени (107)
- Выживание в экстремальных условиях (88)
- Вязание, плетение. (42)
- Гиперборея, Шамбала, Тибет (91)
- Декоративно-прикладное искусство (452)
- Дневник, оформление (382)
- Рамочки для стихов (91)
- Дом, Дача, Обустройство, Полезные советы (370)
- Древние города и страны. Наследие Юнеско (66)
- Древние цивилизации (168)
- Духовность, творчество, интуиция, медитация (531)
- Женщина, красота, мода (980)
- ЖЗЛ. Жизнь Замечательных Людей (211)
- Живопись, (и натюрморты разные) (1012)
- Живопись1 (868)
- Животные (145)
- Загадки, гипотезы, НЛО (339)
- Здоровье, Диета, Очищение (1207)
- Здоровье, медицина (1320)
- Интересно!! (4066)
- История мира, цивилизации, (1521)
- История от Руси до России.Славяне, язычество (554)
- Книги, писатели (644)
- Компьютер (269)
- Космос, Вселенная (516)
- Красивые места Мира! (403)
- Кулинария, Выпечка, Пироги, Торты (916)
- Кулинария, Из мяса, Из Рыбы, Салаты, и пр. (888)
- Культура, Культурология, Нравы (1115)
- Любовь, Семья (575)
- Мистика, Эзотерика, Шаман, Гадание, Гороскоп, Таро (330)
- Мифы, легенды, круги на полях, символы, лабиринт. (180)
- Море, обитатели, тайны. (162)
- Музыка (1228)
- Наука, феномены,сверхвозможности человека (998)
- Парки, Сады (153)
- Педагогика, воспитание, образование (575)
- Плейкаст, клипарт (271)
- Познание мира и себя (453)
- Политика, экономика (407)
- Поэзия, лирика, стихи (733)
- Православие, христианство (158)
- Притчи, цитаты, афоризмы (389)
- Психология. (1807)
- гештальт (27)
- Психотерапия, практики, упражнения, психогимнастик (496)
- Птицы (64)
- Путешествия (448)
- Религии Мира (73)
- Скульптура, памятник (176)
- Спорт (10)
- Ссылки (80)
- Стиихийные бедствия (20)
- Стихи избранные. (158)
- Страны Мира (487)
- Тайны века, загадки, непознанное (1138)
- Танцы, балет (220)
- Тесты (170)
- Технологии, изобретения, (664)
- Тренинг воображения, головоломки, шахматы (253)
- Философия, мудрость (754)
- Фото, природа, пейзаж (367)
- Храмы, Соборы Мира, Монастыри (285)
- Художники, биография (42)
- Цветы, растения, деревья (475)
- Чаепитие. Кофе. Старинная посуда, антиквариат, (113)
- Чувства (423)
- Явления природы, экология (418)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
История чувств, рассказанная через искусство
Понедельник, 24 Февраля 2020 г. 13:49 + в цитатник
История чувств, рассказанная через искусство
Bo4kaMeda 1. Чувства как звери
Фреска «Пять чувств» в башне Лонгторп. Англия, XIII век
© Heritage Images / English Heritage / Diomedia
Одно из самых ранних изображений пяти чувств в европейском искусстве находится в Англии, среди настенных росписей башни Лонгторп, неподалеку от Питерборо. На колесе, которое вращает человек в короне — аллегория разума, — сидят пятеро животных: обезьяна, олицетворяющая вкус, стервятник — обоняние, паук — воплощение осязания, кабан — слуха, петух — зрения. Средневековые энциклопедисты полагали, что некоторые твари наделены намного более развитыми, чем у человека, органами чувств. Список этих чудесных зверей, впрочем, не был жестко зафиксирован: в качестве аллегории зрения мы можем увидеть и орла, и рысь; за обоняние порой отвечает также собака, а за слух — олень.
2. Чувства как действия
Аллегории слуха и обоняния. Миниатюра из манускрипта «Малых трудов о природе». Англия, третья четверть XIII века
British Library / Harley MS 3487, f. 216
Схема чувств из списка трактата псевдо-Августина «О духе и душе». Начало XIII века
Trinity College Library, Cambridge / MS O.7.16, f. 47r
Появившийся в XII веке полный перевод на латынь «Малых трудов о природе» («Parva naturalia») Аристотеля положил начало другой иконографической традиции в изображении пяти чувств: дело в том, что Аристотель прицельно изучал человеческую физиологию пяти чувств и для иллюстрации его тезисов изображения животных подходили мало. В качестве замены им в иконографии появились человеческие фигуры, выполнявшие некое действие, намекавшее на искомый орган чувств. Так, трубящий персонаж олицетворял слух; смотрящийся в зеркало — зрение; нюхающий цветок или пробующий плод — осязание и обоняние соответственно.
3. Чувства как орудие греха или добродетели
Гравюра «Десять заповедей, пять чувств, семь смертных грехов». Аббатство Тегернзее, около 1480 года
Bibliothèque Nationale de France
В гравированном листе конца XV века из аббатства Тегернзее «аристотелевская» иконографическая традиция в некоторых случаях доведена до вполне логичного упрощения: изображается не целая фигура, а только «ответственный» орган (ухо или рука в аллегориях слуха и осязания); более того, иногда они даже вытесняются вторичными атрибутами (музыкальными инструментами или ароматным цветком).
Однако интереснее всего сама композиция этого листа, в которой нашла отражение средневековая концепция пяти чувств как инструмента познания, способного привести человека к греху или же к добродетели. Десять заповедей представляют собой основные правила, которым должен неукоснительно подчиняться верующий христианин, чтобы удостоиться рая; семь смертных грехов — то, чего он должен всеми силами избегать, дабы не угодить в ад; пять же чувств, расположенных между этими полюсами, служат ему опорой в земном бытии, но должны содержаться под неусыпным контролем, поскольку соблазн и, следовательно, грех приходят к человеку именно через органы чувств.
4. Чувства как парочки
Пять чувств. Обоняние
Гравюра Питера Янса Санредама по рисунку Хендрика Гольциуса. 1595–1596 годы
© The Trustees of the British Museum
Пять чувств. Зрение
Гравюра Питера Янса Санредама по рисунку Хендрика Гольциуса. 1595–1596 годы
© The Trustees of the British Museum
Пять чувств. Слух
Гравюра Питера Янса Санредама по рисунку Хендрика Гольциуса. 1595–1596 годы
© The Trustees of the British Museum
Пять чувств. Вкус.
Гравюра Питера Янса Санредама по рисунку Хендрика Гольциуса. 1595–1596 годы
© The Trustees of the British Museum
Пять чувств. Осязание.
Гравюра Питера Янса Санредама по рисунку Хендрика Гольциуса. 1595–1596 годы
© The Trustees of the British Museum
Поскольку в латыни слова, обозначающие пять чувств, мужского рода: visus (зрение), sensus (осязание), odoratus (обоняние) и так далее, — в Средние века их традиционно изображали в виде мужских персонажей. Однако в начале XVI века им на смену приходят женщины — возможно, в силу стремления создать общий визуальный ряд с семью пороками и семью добродетелями, которые всегда представляли в женском обличье. Хендрик Гольциус был первым, кто изящно соединил обе иконографии, придумав изображать аллегории чувств в виде галантных пар; более того, он сплавил воедино аристотелевскую традицию с анималистической: на его рисунках (и на гравюрах, сделанных с них Питером Янсом Санредамом) рядом с предающейся разным чувственным удовольствиям парочкой всегда соседствует соответствующее случаю животное — остроглазая рысь (взгляд), чуткий олень (слух), разборчивая обезьяна (вкус), обладающая тонким обонянием собака или же черепаха в твердом панцире (осязание).
Вместе с тем из средневековых источников эта серия заимствует не только форму, но и скрытое дидактическое послание: морализаторские латинские стихи под гравюрами предостерегают зрителя от соблазнов. Пять чувств снова предстают перед нами как ворота греха: чувство вкуса может привести к обжорству (обезьяна обозначает не только гурманство, но и жадность), зрение — к тщеславию (недаром зеркало также и его атрибут), музыка издавна способствует сладострастию, а разврат ведет к лености (одним из ее символов служит черепаха).
5. Чувства как предметы в натюрморте
Жак Линар. Пять чувств. 1638 год
Musée des Beaux-Arts de Strasbourg
На натюрморте Жака Линара нет ни людей, ни животных. Пять чувств представлены исключительно предметами. На первый взгляд аллегория кажется незамысловатой: зеркало и пейзаж в раме символизируют зрение, цветы в золотом кувшине — обоняние, фрукты — вкус, нотная тетрадь — слух, а бархатный кошель, монеты и карты отвечают за осязание. Однако нарочитая искусственность композиции говорит о том, что за случайным, казалось бы, нагромождением вещей скрывается более глубокий смысл.
В центр картины художник помещает вместительную чашу китайского фарфора, так чрезмерно наполненную фруктами, что кажется, будто спелые персики вот-вот покатятся вниз. По диагонали, в нижнем правом углу, в столь же хрупком, секундном равновесии замерли монеты и соскользнувшие с колоды карты: малейшая встряска — и вся сложная композиция придет в движение, рассыплется на наших глазах. Тему неустойчивости поддерживает и рисунок на чаше — четверо персонажей на легкой лодочке пересекают неспокойные воды в ветреную погоду.
На другой диагонали натюрморта расположены зеркало и картина. Тем самым Линар вовлекает зрителя в мир иллюзий. Открывающийся нам словно в окне пейзаж с затерянными в лесу руинами на самом деле не реально существующее место, а плод воображения художника, дань моде XVII века на неправдоподобные искусственные ландшафты, составленные из самых разных фрагментов. Зеркало, отражающее разломленный гранат и открывающее его скрытую от зрителя сторону, снова говорит об иллюзорности образов и намекает на то, что не стоит доверять первому, внешнему впечатлению.
Все нестабильно, обманчиво, преходяще — вот о чем на самом деле рассказывает этот натюрморт. Цветы обречены на увядание; перезрелые фрукты скоро начнут гнить; азартные игры доведут до разорения (его предвестники — опустевший кошелек и король пик, знак будущих финансовых затруднений). Хрупкая и драгоценная, как китайский фарфор, жизнь есть полное опасностей путешествие по бурным водам, где уверенным можно быть только в одном — в окончании пути, в смерти. За аллегорией пяти чувств у Линара скрывается такой жанр живописи, как ванитас (vanitas), пусть и лишенный привычных атрибутов вроде черепа или песочных часов, но рассказывающий ту же историю: жизнь быстротечна, удовольствия тщетны, смерть неотвратима. В этом бренном существовании у человека есть только одна опора — вера. О ней говорит помещенная на передний план нотная тетрадь, раскрытая на гимне «Laudate Dominum» («Хвалите Господа»). Тело неизбежно рассыплется в прах, но душа спасется молитвой.
6. Чувства как люди, занятые делом
Адриан ван Остаде. Обоняние. Голландия, 1635 год
Государственный Эрмитаж
Адриан ван Остаде. Зрение. Голландия, 1635 год
Государственный Эрмитаж
Адриан ван Остаде. Слух. Голландия, 1635 год
Государственный Эрмитаж
Адриан ван Остаде. Вкус. Голландия, 1635 год
Государственный Эрмитаж
Тема пяти чувств — одна из самых распространенных в голландском искусстве золотого века. Здесь, наряду с традиционными аллегориями и символическими изображениями, в 1620-х годах появляется новая манера трактовать знакомый сюжет — в духе забавных жанровых сценок, где фигурируют представители низших социальных слоев. В известных сериях, написанных Рембрандтом (ныне — в Лейденской коллекции) и Адрианом ван Остаде (ныне — в Эрмитаже), персонажи заняты самыми обыденными делами. Они пьют, поют, покупают очки, ищут вшей; место ароматных роз занимают нюхательные соли или грязные пеленки; изысканные фрукты сменяются бражкой и наваристой похлебкой. Символика уступает место нарративу, аллегория низводится до заурядных, порой комических явлений бытового жанра.
Ян Минсе Моленар. Слух. 1637 год
Mauritshuis, Den Haag
Ян Минсе Моленар. Осязание. 1637 год
Mauritshuis, Den Haag
Ян Минсе Моленар. Обоняние. 1637 год
Mauritshuis, Den Haag
Ян Минсе Моленар. Зрение. 1637 год
Mauritshuis, Den Haag
Ян Минсе Моленар. Вкус. 1637 год
Mauritshuis, Den Haag
Полностью сохранившаяся серия из пяти небольших картин кисти Яна Минсе Моленара на первый взгляд кажется цитированием Остаде. Крестьяне в некоем интерьере (скорее всего, в таверне) занимаются разными вещами, отсылающими к тому или иному органу чувств: пьют пиво, распевают песни, вытирают попу ребенку. Однако персонажи Остаде живут в пространстве картины независимой от зрителя жизнью, тогда как Моленар при помощи взглядов своих героев выстраивает со зрителем прямой диалог, вовлекая его в сцену, делая его непосредственным свидетелем и соучастником. Художнику удается невозможное — передать изобразительными средствами то, что в принципе невидимо (звуки, запахи, тактильные ощущения), и делает он это, заметим, без помощи каких бы то ни было атрибутов (мы не найдем у него ни музыкальных инструментов, ни очков, как у Рембрандта).
Непосредственная реакция его персонажей на чувственный раздражитель, которую он с таким мастерством передает, оживляет картины для зрителя, взывая к его памяти и воображению. Мы почти что можем услышать звуки смеха и песен, окружающие трех гуляк из «Слуха», ощутить вкус напитка, с таким самозабвением поглощаемого крестьянином во «Вкусе», и представить себе тяжелый запах, который так отчаянно пытается отогнать, зажимая нос и размахивая пивной кружкой, молодой папаша в «Обонянии».
7. Чувства как пустая оболочка
Себастьяно Чеккарини. Юные князья Марескотти ди Паррано (Аллегория пяти чувств). 1745 год
Galleria Altomani
Генри Грант Пламб. Пять чувств. 1880-е годы
Дети и котики — беспроигрышный вариант! Картины итальянца Себастьяно Чеккарини (1703–1783) и американца Генри Пламба (1847–1930) разделяют стиль, география и полтора века, однако роднит общая трактовка сюжета. Мы вновь возвращаемся к традиционным атрибутам пяти чувств: зеркало, цветы, часы — вот только всякое иное содержание из этой живописи ушло. Заказной портрет юных принцев и принцесс, красиво расставленных вокруг клавикордов, или же явно от души написанное полотно с пятью котятами, разоряющими викторианский туалетный столик, являются ровно тем, чем кажутся на первый взгляд: красивыми картинками. Они не имеют двойного дна, не несут морализаторских посланий, не служат никаким memento и не обращаются к личному чувственному опыту зрителя. Времена изменились, аллегории перестали быть актуальны.
8. Чувства здесь и сейчас
Олафур Элиассон. Красота. 1993 год
© Olafur Eliasson / Museum of Contemporary Art, Los Angeles / Scottsdale Museum of Contemporary Art
Спенсер Финч. 2 часа, 2 минуты, 2 секунды (Ветер на Уолденском пруду, 12 марта 2007 года). 2007 год
© Spencer Finch / Cisneros Fontanals Art Foundation / Scottsdale Museum of Contemporary Art
Джанет Кардифф. Мотет для сорока голосов. 2001 год
© Janet Cardiff / Museum of Modern Art, New York / Scottsdale Museum of Contemporary Art
Эрнесто Нето. Cai Cai Marrom. 2007 год
© Ernesto Neto / Pérez Art Museum Miami / Scottsdale Museum of Contemporary Art
Рулоф Лау. Соул-Сити (Пирамида из апельсинов). 1967 год
© Roelof Louw / Scottsdale Museum of Contemporary Art
В современном художественном пространстве старинный сюжет о пяти чувствах практически не востребован. Однако в тех редких случаях, когда современное искусство все-таки обращается к этой теме (как на выставке, состоявшейся в 2014 году в Музее современного искусства в Скоттсдейле, США), оно больше не оперирует аллегориями и иносказаниями и даже не взывает к сенсорной памяти, как картины Моленара. Современное искусство пытается апеллировать к органам чувств непосредственно.
Пять «воображаемых скульптур» Джанет Кардифф, Олафура Элиассона, Спенсера Финча, Рулофа Лау и Эрнесто Нето должны, по мысли их создателей, задействовать в зрителе одновременно телесное и ментальное, ощущения и представления: дует производимый вентиляторами ветер, благоухают рассыпанные в сетки пряности, звучит из сорока динамиков сорокаголосный средневековый хорал, мерцает водная стена в темноте, а одну инсталляцию, с рассыпавшимися апельсинами, так и вовсе можно съесть. Вся эта сенсорная вакханалия должна наглядно продемонстрировать, что невозможно свести индивидуальный чувственный опыт всего к пяти знаменателям. Наше осознание пространства, времени, света, звука и прикосновения не только глубоко личностно, но и намного богаче, чем просто поставляемые пятью органами чувств впечатления.
Источник