- Понятие о тропах
- Краткий анализ стихотворения «Деревня» («Вновь я посетил…») по плану
- 1. История создания
- 2. Литературное направление
- 3. Род
- 4. Жанр
- 5. Проблематика
- 6. Тематика
- 7. Идея
- 8. Пафос
- 9. Система образов
- 10. Центральные персонажи
- 11. Лирический герой
- 12. Сюжет
- 13. Композиция
- 14. Художественное своеобразие произведения
- 15. Размер, рифма, строфика
- 16. Средства художественной выразительности
- 17. Значение произведения
- 18. Актуальность
- 19. Моё отношение
- 20. Чему учит
Понятие о тропах
В 2016/17 учебном году в «Творческой Мастерской Алкоры» мы будем изучать средства художественной выразительности, которые используются в поэзии, и даже проведем по данной теме новую учебную конкурсную серию под общим названием ТРОПЫ.
ТРОП — это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности.
К тропам относятся такие художественные приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты и ряд других выразительных средств. Ни одно художественное произведение не обходится без тропов. Поэтическое слово — многозначное; поэт создает образы, играя значениями и сочетаниями слов, используя окружение слова в тексте и его звучание, — все это составляет художественные возможности слова, которое является единственным инструментом поэта или писателя.
При создании ТРОПА слово ВСЕГДА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ.
Познакомимся с самыми известными видами тропов.
ЭпИтет — это один из тропов, являющийся художественным, ОБРАЗНЫМ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ.
В качестве эпитета могут выступать:
— прилагательные:
кроткий лик (С.Есенин);
эти бедные селенья, эта скудная природа…(Ф.Тютчев);
прозрачная дева (А.Блок);
— причастия:
край заброшенный (С.Есенин);
исступленный дракон (А.Блок);
взлет осиянный (М.Цветаева);
— существительные, иногда вместе с окружающим их контекстом:
Вот он, вождь без дружин (М.Цветаева);
Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М.Цветаева).
Всякий эпитет отражает неповторимость восприятия мира автором, потому обязательно выражает какую-либо оценку и имеет субъективное значение: деревянная полка — это не эпитет, так здесь нет художественного определения, деревянное лицо — эпитет, выражающий впечатление говорящего о выражении лица собеседника, то есть создающий образ.
В художественном произведении эпитет может выполнять различные функции:
— образно охарактеризовать предмет: сияющие глаза, глаза-бриллианты;
— создать атмосферу, настроение: хмурое утро;
— передать отношение автора (рассказчика, лирического героя) к характеризуемому предмету: «Куда поскачет наш проказник?» (А.Пушкин);
— совмещать все предыдущие функции (как это бывает в большинстве случаев употребления эпитета).
Сравнение — это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.
Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО, КАК БУДТО и подобными. Выражения типа ОН БЫЛ ПОХОЖ НА… нельзя считать сравнением в качестве тропа.
«И стройных жниц короткие подолы, КАК ФЛАГИ В ПРАЗДНИК, по ветру летят» (А.Ахматова)
«Так образы изменчивых фантазий, бегущие, КАК В НЕБЕ ОБЛАКА, окаменев, живут потом века в отточенной и завершенной фразе». (В. Брюсов)
Авторы используют сравнение для раскрытия различных признаков явления или передачи своего отношения к чему-либо.
Олицетворение — художественный прием (троп), при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СВОЙСТВА.
Олицетворение может использоваться узко, в одной строке, в небольшом фрагменте, но может быть приемом, на котором построено все произведение («Край ты мой заброшенный» С.Есенина, «Мама и убитый немцами вечер», «Скрипка и немножко нервно» В.Маяковского и др.). Олицетворение считается одним из видов метафоры (см. далее).
Задача олицетворения — соотнести изображаемый предмет с человеком, сделать его ближе читателю, образно постичь внутреннюю сущность предмета, скрытую от повседневности. Олицетворение является одним из древнейших образных средств искусства.
ГипЕрбола (преувеличение) — это прием, при котором образ создается посредством художественного преувеличения. Гиперболу не всегда включают в свод тропов, но по характеру использования слова в переносном значении для создания образа гипербола очень близка тропам.
» Любовь мою, как апостол во время оно, ПО ТЫСЯЧЕ ТЫСЯЧ разнесу дорог..» (В. Маяковский)
«И сосна ДО ЗВЕЗД достаёт». (О. Мандельштам)
Приемом, противоположным гиперболе по содержанию, является ЛИТОТА ( простота) — художественное преуменьшение. Литотой так же является определение какого-либо понятия или предмета путем отрицания противоположного:: «он неглупый», вместо «он умный», «это неплохо написано» вместо «это хорошо написано»
» Ваш шпиц — прелестный шпиц, НЕ БОЛЕЕ НАПЁРСТКА! Я гладил всё его; как шёлковая шёрстка!» (А.Грибоедов)
» И шествуя важно, в спокойствии чинном, лошадку ведёт под уздцы мужичок в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах… А САМ С НОГОТОК!» (А.Некрасов)
Гипербола и литота позволяют автору показать читателю в утрированном виде самые характерные черты изображаемого предмета. Нередко гипербола и литота используются автором в ироническом ключе, раскрывая не просто характерные, но негативные, с авторской точки зрения, стороны предмета.
МетАфора (перенос) — вид так называемого сложного тропа, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое. Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление явлений с помощью использования переносного значения слов, то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором. Недаром Аристотель говорил, что «слагать хорошие метафоры — значит подмечать сходство».
» Не жаль мне лет, растраченных напрасно, не жаль ДУШИ СИРЕНЕВУЮ ЦВЕТЬ. В саду ГОРИТ КОСТЕР РЯБИНЫ КРАСНОЙ, но никого не может он согреть». (С.Есенин)
«(. ) Исчезал сонный небосвод, опять ОДЕВАЛО ВЕСЬ МОРОЗНЫЙ МИР СИНИМ ШЕЛКОМ НЕБА, ПРОДЫРЯВЛЕННОГО ЧЕРНЫМ И ГУБИТЕЛЬНЫМ ХОБОТОМ ОРУДИЯ». (М.Булгаков )
МетонИмия ( переименовывать) — вид тропа: образное обозначение предмета по одному из его признаков, например: выпить две чашки кофе; радостный шепот; ведро расплескалось.
«Здесь БАРСТВО дикое, без чувства, без закона, ПРИСВОИЛО себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время ЗЕМЛЕДЕЛЬЦА. » (А.Пушкин)
«Вы здесь ВСТРЕТИТЕ БАКЕНБАРДЫ, единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук (. ) Здесь ВЫ ВСТРЕТИТЕ УСЫ чудные, никаким пером, никакой кистью не изобразимые (. ) Здесь вы ВСТРЕТИТЕ ДАМСКИЕ РУКАВА на Невском проспекте! (. ) Здесь вы ВСТРЕТИТЕ УЛЫБКУ единственную, улыбку верх искусства, иногда такую, что можно растаять от удовольствия (. )»(Н.Гоголь)
«Читал охотно АПУЛЕЯ (вместо: книгу Апулея «Золотой осел» ) , а Цицерона не читал».(А.Пушкин)
» Гирей сидел, потупя взор, ЯНТАРЬ в устах его дымился (вместо «янтарная трубка») (А.Пушкин)
СинЕкдоха ( соотношение, дословно — «сопонимание») — троп, разновидность метонимии, стилистический приём, состоящий в том, что название общего переносится на частное. Реже — наоборот, с частного на общее.
«Вся школа высыпалась на улицу»; «Россия проиграла Уэльсу: 0-3»,
На использовании синекдохи строится выразительность речи в отрывке из поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин»: «На восток, сквозь быт и копоть // Из одной тюрьмы глухой // По домам идет Европа // Пух перин над ней пургой // И на русского солдата //Брат-француз, британец-брат // Брат-поляк и все подряд // С дружбой будто виноватой // Но сердеч-ною глядят. » — здесь обобщенное наименование Европа употребляется вместо названия народов, населяющих европейские страны; един¬ственное число существительных «солдат», «брат-француз» и других заменяет их множественное число. Синекдоха усиливает экспрессию речи и придает ей глубокий обобщающий смысл.
«И слышно было до рассвета, как ликовал француз» (М. Лермонтов) — слово «француз» употребляется как на¬звание целого — «французы» (существительное в единственном числе используется вместо существительного во множественном числе)
» Все флаги в гости будут к нам (вместо «корабли» (А. Пушкин).
Определения некоторых тропов вызывают разногласия у литературоведов, поскольку границы между ними размыты. Так метафора, в сущности, почти неотличима от гиперболы (преувеличения), от синекдохи, от простого сравнения или олицетворения и уподобления. Во всех случаях присутствует перенесение смысла с одного слова на другое.
Общепринятой классификации тропов не существует. Примерный свод наиболее известных тропов включает такие приемы создания выразительных средств, как:
Эпитет
Сравнение
Олицетворение
Метафора
Метонимия
Синекдоха
Гипербола
Литота
Аллегория
Ирония
Каламбур
Пафос
Сарказм
Перифраз
Дисфемизм
Эвфемизм
О некоторых из них мы поговорим подробнее в процессе участия в отдельных конкурсах учебной серии «Тропы», а пока просто запомним новый термин:
ТРОП (оборот) — это риторическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. Тропы, помимо поэзии, широко используются в литературных прозаических произведениях, в ораторском искусстве и в повседневной речи.
Источник
Краткий анализ стихотворения «Деревня» («Вновь я посетил…») по плану
1. История создания
Стихотворение «Деревня» Александр Сергеевич начал писать в 1819 году, будучи еще совсем юным. Тогда он находился в Михайловском – материнском родовом имении, где и наблюдал двоякую картину.
С одной стороны, пасторальное уединение, поля, красота природы. С другой – непосильный крестьянский труд, позорное ярмо рабства. Переживания, чувства, искреннее негодование автора отразились в произведении.
Опубликовано оно было только в 1826 году, и то лишь первая, «пейзажная» часть, слегка подкорректированная.
Полный вариант предстал перед публикой лишь в 1829 году. Автор указал другое название: «Уединение», а более привычное современному читателю «Деревня» появилось позже.
2. Литературное направление
Стихотворение относится к двум литературным направлениям.
В нем явно просматриваются черты реализма: описание тяжелого быта крестьян, например.
Однако лирический герой, яро противостоящий сложившемуся жизненному укладу, полностью соответствует требованиям романтизма.
3. Род
По роду это гражданская лирика.
4. Жанр
Жанровая принадлежность «Деревни» – ораторское выступление, рассчитанное на публичное чтение. Но также можно увидеть черты элегии, характерные признаки послания.
Одним словом, происходит частое для пушкинской лирики жанровое смешение.
5. Проблематика
Автор затрагивает очень серьезные, глобальные для общества того времени проблемы. Он обращает внимание прогрессивной публики на рабское, невыносимое положение крестьянства и явно осуждает барство.
6. Тематика
В стихотворении мы наблюдаем смешение разнообразных тем.
Тут есть описание прекрасной природы. Автор красноречиво рисует умиротворенные пейзажи и признается в своей любви к деревенскому уединению, тишине, создающей атмосферу, идеально подходящую для раздумий, неторопливых размышлений.
На этом фоне особенно страшно и чужеродно выступает тема порабощения народа, барского самодурства и беззакония по отношению к крепостным крестьянам.
7. Идея
Пушкин написал это стихотворение, чтобы в ярких красках нарисовать деревенский быт, отобразить неспешно текущее время, но вместе с тем и привлечь внимание к животрепещущему социальному вопросу.
Только через шесть лет, зимой 1825 года, на Сенатскую площадь выйдут декабристы, чтобы требовать отмены крепостного права. Пушкин же поднял эту тему в своем литературном творчестве гораздо раньше.
На молодого поэта во многом повлияли взгляды общественно-политических тайных обществ и кружков, в которые он вступал, еще учась в Лицее. В этом смысле Пушкина смело можно назвать голосом прогрессивной молодежи своего времени.
8. Пафос
Стихотворение сообщает противоречивые эмоции.
С одной стороны – умиротворение, наслаждение мирными пейзажами, спокойствие и ощущение тихого счастья на лоне природы.
С другой – отчаянье, бессильная злоба, гнев, все те негативные чувства, которые вызывает барское отношение к крепостным.
Вообще, «Деревня» представляет собой одну большую, развернутую, мастерски исполненную антитезу. В ней читатель видит четкое противопоставление прекрасного мира, в котором живут крестьяне, их невыносимому существованию.
Так сталкиваются романтизм и реализм в пушкинском творчестве.
9. Система образов
Автор строит свое произведение на явном противопоставлении, что отражается в системе образов.
Сначала перед мысленным взором восхищенного читателя предстает деревенский пейзаж. Здесь царит природная красота, умиротворение, покой.
На таком фоне особенно уродливо выглядит реальность крепостничества:
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Читатель как будто получает пощечину, от которой невозможно отмахнуться. Его глаза раскрываются, и эффект от такого резкого перехода получается поразительный: мало кто не задумается над поднятым Пушкиным вопросом, мало кто не обратит внимание.
Именно так и работает гениальная литература: поэт становится пророком, голосом народа, проводником истины и правды. Рисуя яркие художественные образ, он добивается невероятной силы и мощи слова.
Барство предстает чем-то диким, страшным, ужасающим. Оно довлеет над крестьянами, делая их жизнь невыносимой.
10. Центральные персонажи
Как таковых, центральных персонажей нет, потому что все образы обобщены, что характерно для ораторских выступлений.
Пушкин поднимает проблему и привлекает к ней внимание, но не вводит конкретных действующих героев.
11. Лирический герой
Лирический герой «Деревни» – своеобразная художественная проекция личности Пушкина.
Это его глазами мы наблюдаем печальную и одновременно пугающую, дикую картину, это он передает нам противоречивые, сильные чувства.
12. Сюжет
Сюжетная линия, как таковая, отсутствует.
Автор дает сначала описание деревенского пейзажа, тишины, спокойствия. Рассказывает, как ему тут хорошо, и что он с удовольствием променял свет на такое уединение.
Однако потом резко возникают картины невыносимого положения крестьянства и гневно звучат осуждающие слова по отношению к барству и рабству.
13. Композиция
Композиция явно двухчастная, условно ее можно назвать зеркальной.
В первой части поэт рисует прекрасные пейзажи, наслаждается тишиной и простотой деревенской жизни. Он использует красивые эпитеты, множество прилагательных. Создается статичная картина, в которой будто замерло время: луга, поля, дубравы, «праздная вольность».
Вторая часть дается в резких, яростных лексических конструкциях. Пушкин изображает невыносимый быт крепостных крестьян, их порабощение самодурами-дворянами.
Создается невероятно живой, сильный эффект «кривого зеркала»: прекрасный мир отражается своей ужасной стороной, от которой читатель уже не может отмахнуться, так ярко и резко она представлена.
Используя такой контраст, Пушкин гениально воплощает цель любого ораторского произведения: обратить внимание на существующую проблему и подтолкнуть к действию, вызвать нужные чувства у слушателей.
14. Художественное своеобразие произведения
Язык произведения точный, выразительный, эмоциональный.
Рисуя уединенные пейзажи, автор использует много прилагательных, существительных, тем самым создавая спокойную картину деревенского умиротворения.
Но во второй части лексика резко меняется. Появляются слова с выраженным отрицательным значением («рабство», «невежество», «убийственный позор»).
Кроме того, язык наполняется глаголами, и перед читателем предстает совсем другая, динамичная картина истязания народа, происходящего с попустительства правящей власти.
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворение написано катренами (четверостишиями), всего их пять.
Размер – шестистопный ямб.
В тексте встречаются все возможные виды рифмовки:
- перекрестная (АБАБ),
- опоясывающая (ВГГВ),
- парная (ДДЕЕ).
16. Средства художественной выразительности
Пушкин использовал множество эпитетов: «невидимый поток», «порочный двор», «мирный шум» и т.д.
Встречается много олицетворений: «приветствую тебя, пустынный уголок», «барство дикое, без чувства, без закона, присвоило себе насильственной лозой», «рабство тощее влачится по браздам».
Кроме того, текст наполнен метафорами: «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», «лоно счастья и забвенья».
А вообще, весь текст построен на приеме антитезы: противопоставление прекрасной природы и ужасающего барства.
17. Значение произведения
Произведение стало одним из первых, отражающих политические взгляды юного поэта. Оно имеет огромное значение для понимания всего творчества Пушкина.
18. Актуальность
Стихотворение актуально, потому что вопрос свободы человека поднимается даже в современном обществе, пусть и в других аспектах.
19. Моё отношение
Мне нравится «Деревня», потому что в этом произведении Пушкин красочно изобразил природные картины и вложил целую гамму разнообразных чувств.
20. Чему учит
Оно учит уважительному отношению к свободе другого человека, а также умению наслаждаться спокойствием и уединением.
Кроме того, он учит видеть обратную сторону любого явления.
Источник