- Якорение в психологии и основы НЛП
- Заякоривание в роли технологии НЛП
- Применение и установка якоря. Как их разрушить?
- Как происходит самоякорение?
- Техника якорения: сама творю… свою жизнь!
- Что такое эффект якорения
- Какие виды якорей бывают
- С чего начинается процесс якорения
- Якорение: как долго работают якоря
- Урок 5. Якорение, результативность и управление состояниями
- Результативность
- Техника SMART
- 7 принципов хорошо сформулированного результата
- Якорение в НЛП
- Концепция «стимул-реакция»
- Принципы якорения
- Работа с состояниями
- Состояния и способности
- Ассоциации и диссоциации
- Изменение состояний
- Стратегии и моделирование
- Применение стратегий
- Моделирование стратегий и принцип АДАВ
- Проверьте свои знания
Якорение в психологии и основы НЛП
Якорение – это понятие из психологии, являющееся элементом НЛП. В частности якорь является стимулом, провоцирующим ассоциативный контакт на уровне эмоций.
Нейролингвистическое программирование не стоит относить к определенной науке. Это совокупность из нескольких техник, которые использует практическая психология. Использоваться данные техники могут:
- психотерапевтами и тайм-менеджерами;
- адвокатами, лекторами и тьюторами;
- работниками СМИ и писателями.
Разумеется, топ-менеджеры и трейдеры заверяют, что им знакома техника НЛП, и они умеют ей пользоваться. В реальности под нейролингвистическим программированием понимаются коммуникативные умения, при помощи которых можно повлиять на мнение других людей, принимающих решение.
Данная методика активно используется практикующими психологами во время лечения тяжелых душевных состояний, чтобы избавить пациента от страхов после психотравмы.
В основе НЛП находится когнитивная психология, которая исследует особенности того, как развивается память, эмоции, ощущения, мышление, фантазия и восприятие.
Заякоривание в роли технологии НЛП
В тот момент, когда конкретная эмоция, связанная с переживанием, превращается в стимул для осуществления определенного действия, эта эмоция становится якорем. Данный процесс на практике будет работать на бессознательном уровне, и чаще всего его не замечают.
Якорь – это определенное внутреннее и внешнее представление, запускающее воспроизведение другого. У каждого из нас в жизни есть множество имен, воспоминаний, важных моментов, событий, вещей, даже ароматов и вкусов. Это и есть якоря, использующиеся психологами, чтобы перепрограммировать индивида.
Вот элементарный пример: воссоздайте в памяти момент, когда вы оглядывались посреди улицы на голос незнакомца, выкрикивающего ваше имя. Случается так, что человек отзывается на другое имя, которое для него дорого. В этой ситуации, имя – это якорь. Также в роли якоря бывает песня, фильм, дата календаря, картинка и прочее.
Как данный нейролингвистический метод используется на практике? Предположим, что на прием к психологу пришел человек с арахнофобией. Разумеется, здесь негативное состояние и плохой якорь – пауки. Чтобы избавить человека от фобии, психолог должен найти источник страха. Но как поднять тему о пауках, когда он начинает паниковать только от мысли о паукообразных гадах? Надо создать приятную ассоциацию, например, птица-феникс, которая не боится ни одного смертоносного паука. Психолог поможет остановить страх за счет одного слова «феникс». Вот яркий пример, как можно манипулировать человеческим сознанием.
Применение и установка якоря. Как их разрушить?
Даже у самых мощных якорей есть собственный жизненный цикл. Якорить можно долго или кратковременно. Якорь с кратковременным эффектом утрачивает собственную значимость, если его периодически не подкреплять, а долговременный может вполне остаться на все время. Самостоятельно себя заякорить без каких-либо умений и познаний нельзя. Принято считать, что данный процесс был проведен успешно, если 3 воспроизведения якоря подряд проявили чистую реакцию, одинаковую в каждом воспроизведении.
Начинаться создание якоря должно тогда, когда у человека эмоциональный настрой на пике. Якоря могут быть разными:
Наиболее выраженный эффект проявляют комплексные якоря, на которые можно посмотреть, услышать и в то же время почувствовать.
Кроме того, в психологии есть термин «коллапс якорей». Применяется подобная техника в той ситуации, когда у индивида есть негативный якорь. Суть представленного феномена заключена в полностью противоположной эмоции, а после в одновременном их запуске. В итоге разрушаются оба якоря, и появляется нейтральное восприятие.
Как происходит самоякорение?
Отыскать наглядный пример, как мы сами проводим якорение себя, легко. Давайте вспомним, когда вы покупали смартфон. При этом начальная обстановка дел не предусматривает, что вы отлично понимаете в девайсах, а пошли проконсультироваться в магазин. Продавец показал наиболее дорогой и лучший телефон. Приходя в последующие магазины, вы уже не станете искать лучшую модель, а будете спрашивать тот первый вариант, который вам пришелся по вкусу и, скорее всего, возьмете именно его.
Мы неосознанно применяем якоря во время воспитания детей. То, что в детском возрасте провоцировало хорошую эмоцию, по определению разрешено ребенку. И в обратную сторону: чего мы с детства опасаемся, или что вызывало у нас слезы – это под запретом для ребенка.
Учитесь управлять своими эмоциями с помощью курса Викиум «Эмоциональный интеллект«. Когда эмоции под контролем, легче принимать удачные решения в любой сфере жизни и достигать цели.
Источник
Техника якорения: сама творю… свою жизнь!
Чудесная все-таки вещь – техника якорения! Небольшая подготовка, и можно легко переключать себя в любое состояние. Надо – и ты работаешь. Еще миг – и порхаешь в восторженных эмоциях. Легко входишь в ситуацию успеха, сосредоточенности или иное эмоциональное состояние. Почему эмоциональное? Да потому что именно эмоции в большей мере определяют нашу жизнь. Но сейчас не об этом, а о том, как быстро настраивать себя на нужное действие или настроение. И тут все просто. Ответ – техника якорения…
Что такое эффект якорения
Самый простой способ понять якорение – примеры!
Если ходить на экзамен в «счастливой одежде», то сдать предмет на высокий балл легче.
Кружка кофе перед работой, и отличный день гарантирован…
Специальные кроссовки и музыка «для пробежки»…
Касание бортика корта перед серьезной игрой (у спортсменов) – путь к победе.
Так вот. Одежда, кофе, музыка, обувь и касание – это все якоря.
С их помощью человек быстро входит в нужное ресурсное состояние, оставляет за спиной все ненужные в данный момент мысли, идеи, эмоции.
Есть даже определение, в котором говорится, что:
якорь – любая привязка, вызывающая определенное эмоциональное состояние.
Какие виды якорей бывают
Итак, якорь чаще всего – это хорошо. Поэтому использовать метод якорения в жизни можно и нужно. Простая техника позволяет повысить собственную производительность, продуктивность, снижает уровень повседневного стресса и позволяет быстро переключаться из одного настроения в другое.
Всего в тайм-менеджменте выделяют 4 типа якорей:
- Визуальные. Цвет, яркость освещения, образ, картина – любое зрительное впечатление, отзывающееся в памяти приятным или отрицательным моментом.
- Аудиальные. Музыка, пение птиц, тембр голоса, шум моря, треск дров в костре – все, что может ассоциироваться со значимыми памятными событиями.
- Кинестетические. Касания, массаж, холод или тепло, тягучесть или вязкость, жесткость или нежность – сюда относят кожную, тактильную память, с которой связана эмоция.
- Обонятельные. Все виды запахов и ароматов – от предгрозового воздуха до пряностей и парфюма.
Очень хорошо действуют комплексные якоря: не просто кофе, а горячий кофе с запахом корицы из любимой кружки.
Кстати, специализация в технике якорения очень важна. Ведь если выход в ресурсное состояние – основная цель, то нужно четко градировать место и время действия. Вряд ли кому-то понравится выпасть в рабочую сосредоточенность на пляже у моря только от одного запаха кофе. А вот если «рабочий» кофе – это определенный сорт и только конкретная кружка, то один запах не сможет сработать в виде простого якоря.
Итак, якорь должен быть:
- комплексным;
- специализированным;
- понятным;
- вызывающим стойкие ассоциации.
И сразу, конечно, возникает вопрос: а можно ли сформировать себе нужный якорь. То есть, чтобы якорение возникло не под действием спонтанного состояния, а по собственному желанию?!
С чего начинается процесс якорения
Механизме якорения памяти базируется на одном из двух моментах:
В формировании якоря участвуют обе компоненты в той или иной степени, но интересна взаимосвязь:
Чем сильнее эмоциональная составляющая, тем меньше повторений требуется для постановки якоря!
Якорение состояний выполняют по следующему пошаговому алгоритму:
- Выбирают и входят в необходимое ресурсное состояние – эмоциональный подъем, рабочая сосредоточенность, оптимизм, уверенность, креативность.
- Фиксируют себя в нужном эмоциональном настрое на некоторое время.
- Одновременно выполняют привязку – через действие, выбранный «якорь» или память. Память необходима для создания более сильного эмоционального состояние. В качестве воспоминаний можно использовать реальные случаи или же аналогичные ситуации из кино или книг.
- Выбирают якорь. На пике эмоций и памяти создают нужную привязку – к картинке, музыке, вкусу.
- Повторяют ситуацию и снова связывают ее с нужным якорем.
- Проверяют привязку попыткой вызвать нужное состояние при помощи выбранного и зафиксированного в памяти якоря.
Иногда проще делать наоборот!
В работе, на отдыхе, в походе, на свидании – или еще где – замечаете за собой классное эмоциональное состояние и привязываете его к себе с помощью мелких деталей. Если брать расслабленное состояние на отдыхе, то это может быть шум воды, запах солнца и вкус ананаса. Иногда достаточно поймать себя на мысли: «Как же мне классно!» И связать эту мысль с перечисленными выше компонентами. Тогда в следующий раз для отдыха и комфорта достаточно будет обеспечить себе водоем, солнце и ананас, чтобы максимально расслабиться и качественно отдохнуть.
Причем это может быть даже не берег океана, а летний водоем в пригороде – эффект сохранится.
Приемы якорения – это также:
- специально фиксируемые привычки: послушал любимую песню и пошел работать;
- приметы и ритуала – для якорения на экзаменах используют пятак под пяткой и «халява приди»;
Якорение: как долго работают якоря
Хороший сильный якорь действует всю жизнь. Поэтому при искусственном создании якорей стоит внимательно подходить к форме и сущности привязке. Иначе в какой-то момент времени может наступить дискомфорт.
Очень важно – было, но повторюсь – создавать сильно специализированные привязки к эмоциям и настрою, чтобы входить в ресурсное настроение не случайно, а только в действительно нужный момент времени.
Источник
Урок 5. Якорение, результативность и управление состояниями
Любая деятельность человека в современном мире, если она направлена на развитие себя самого и улучшение жизни, это постоянное стремление к оттачиванию навыков, повышению эффективности и результативности и т.д. И огромную роль в этом процессе играют такие вещи, как мотивация, эмоциональные состояния, а также особенности нервных и мыслительных процессов.
При чём здесь НЛП? Немногие знают, что популярные на сегодняшний день методы повышения личной продуктивности уходят своими корнями именно в нейролингвистическое программирование. Данной теме и посвящён настоящий урок «Якорение, результативность и управление состояниями».
Содержание:
Из этого урока вы узнаете об уникальных техниках, применяющихся в психологии и в НЛП, и направленных на улучшение личностных характеристик человека. К этим техникам относится работа с состояниями, распознавание мыслительных ловушек, техника SMART, якорение и некоторые другие приёмы. Интересны они ещё и тем, что их могут успешно применять люди совершено разных категорий: мужчины, женщины, подростки, бизнесмены, домохозяйки, руководители, исполнители и т.д. Именно поэтому материал данного урока будет интересен всем, кто занимается саморазвитием и настроен на улучшение своей жизни.
Результативность
Начиная этот раздел, следует сказать о том, что результативность в жизни, прежде всего, подразумевает умение человека общаться с окружающими, т.е. имеются в виду именно навыки человека как коммуникатора. И основоположники НЛП в своих изысканиях отметили, что у всех лучших коммуникаторов есть нечто общее — это три особых качества, позволяющих сделать любую коммуникацию максимально эффективной.
Три качества мастеров коммуникации:
1 | Любой успешный коммуникатор чётко определяет направление своей коммуникации и ставит перед собой конкретные задачи, которых нужно добиться посредством общения. |
2 | Хорошо развитая сенсорная острота позволяет успешному коммуникатору всегда находиться в состоянии присутствия, выявлять характерные поведенческие реакции окружающих и получать обратную связь об эффективности своей коммуникации. |
3 | Успешный коммуникатор обладает прекрасной гибкостью в поведении, что позволяет ему всегда иметь возможность менять своё поведение и приспосабливать его для более продуктивного общения. |
Но если о сенсорной остроте и гибкости поведения мы уже говорили в предыдущих уроках, то вопрос определения целей мы должны рассмотреть более подробно. Одной из наиболее эффективных техник при постановке целей коммуникации является техника SMART.
Техника SMART
Само слово «smart» переводится с английского как «умный», «интеллектуальный». Постановка целей по технике SMART подразумевает несколько основных моментов, заключённых в самой аббревиатуре:
- S – Specific (специфичность)
- M – Measurable (измеримость)
- A – Attainable (достижимость)
- R – Realistic (реалистичность)
- T – Timeable (временная определённость)
Чёткая постановка целей является важнейшим условием для достижения успеха в любой сфере деятельности. Но, к сожалению, 95% всех людей, даже зная об этом, не делают этого, и все их труды направлены на реализацию целей оставшихся 5%.
Именно техника SMART даёт возможность не просто поставить цели, а разработать подробный план действий по их достижению, основной особенностью которого является именно определение желаемых конкретных результатов. Ведь именно их формулировка отвечает на многие вопросы, которыми характеризуются любые планы по достижению чего-либо, и существенно увеличивает шансы на успешную реализацию.
Затем сознание человека активирует все необходимые ресурсы (навыки, способности, умения) для достижения намеченного и человек может извлечь максимальную выгоду абсолютно из всего окружающего, что находится в его доступе в настоящий момент времени.
Конечно, это лишь краткая и вводная информация о технике SMART. Более подробно познакомиться с данной методикой вы можете вот здесь.
Теперь же следует поговорить ещё об одной важной составляющей результативности – о принципах хорошо сформулированного результата. Всего их семь.
7 принципов хорошо сформулированного результата
Зная о том, какой важностью обладает хорошо сформулированный результат, можно выявить основные принципы, которым он должен соответствовать:
Положительная формулировка
Результат, сформулированный в положительном ключе, оказывает на человека гораздо большее мотивирующее воздействие, нежели сформулированный отрицательно. Этому способствует то, что подсознание человека всегда отбрасывает любые частицы «не» в утверждениях. Формулировка результата должна описывать именно то, чего мы хотим достигнуть, а не то, чего мы хотим избежать или от чего хотим избавиться. Также не следует осуществлять формулировку с использованием отрицаний.
Проще говоря, если у вас есть желание избавиться от привычки кушать много сладостей, то не следует говорить себе: «Я планирую перестать есть сладкое», а нужно говорить, например: «Я начинаю заботиться о своём здоровье и есть только здоровую пищу». Дело в том, что проговаривая про себя положительно сформулированный результат, человек формирует в своём сознании определённое видение себя, уже достигнувшим этого результата. И это видение будет в значительной степени способствовать тому, что требуемый результат будет достигнут, т.к. нервной системе будут посылаться соответствующие сообщения.
Сенсорное описание
После того как результат правильно сформулирован, нужно постараться осознать свои ощущения, связанные с его достижением. Сенсорные ощущения (звуки, картинки и т.п.) являются подтверждением достижения результата и создают его карту, т.е. отражают всё то, что мы будем испытывать, когда достигнем желаемого.
Они действуют на уровне нервной системы и посылают нашему разуму особые сигналы. А это уже станет основополагающим фактором при определении нашего внутреннего состояния, формирующего необходимое поведение, посредством которого мы будем достигать поставленных задач.
Инициирование и контроль результата
Одновременно с тем, что нашему собственному контролю подвластны наши мысли, реакции и эмоции, мы не можем оказывать прямого воздействия на мысли, реакции и эмоции окружающих людей. Но из этой ситуации есть выход – это косвенное изменение других людей, осуществляемое через изменения себя.
Мы можем изменить свои собственные программы таким образом, чтобы лишить других возможности использовать их привычные программы. Правильно сформулированный результат находится в тесной взаимосвязи с теми процессами, появлению которых мы можем способствовать, которыми мы можем управлять и которые можем поддерживать.
Соответствие контексту
При формулировке результата необходимо учитывать то, что он должен соответствовать максимальному количеству аспектов жизни человека. Если этого не учитывать, то результат, который мы формируем, получается поверхностным и не отражает всех особенностей будущих изменений.
Вторичная выгода
Любое поведение человека должно быть в соответствии именно с позитивными ценностями и положительными результатами. Если оно этим требованиям не соответствует, то и поддерживать его не следует. В НЛП это называется вторичной выгодой.
Например, если человек ест много сладостей, значит, он получает от этого определённую выгоду, а если бы не получал её, то и не ел бы сладости. Поэтому получается, что если изменения в поведении не предоставляют человеку альтернатив по достижению вторичных выгод, то они, скорее всего, продлятся не долго.
Учёт ресурсов
Для достижения любого результата человеку необходимы ресурсы. Из этого следует то, что правильно сформулированный результат должен подразумевать наличие определённых ресурсов, которые человек может сам обеспечить и сделать частью успешной реализации своего плана. Если человек не может прочувствовать свой результат, значит, он не принял во внимание необходимость наличия ресурсов.
Экологичность результата в контексте целой системы
Учитывая то, что НЛП как наука о взаимодействии человека с окружающим миром подразумевает под собой максимальную согласованность, изменения любых показателей системы человека должны быть синхронизированы с другими частями общей системы и находиться с ними в гармонии. Иначе говоря, формулируя результат, человек должен учитывать не только себя, но и остальных людей. А если выгода будет получена в ущерб чему-то другому, то она не сохранится.
Подытоживая раздел о результативности, можно отметить, что максимальное соответствие всем вышеупомянутым критериям является гарантией того, что любые перемены (какой бы сферы жизни они не касались) произойдут успешно и окажут положительное влияние на то, на что они направлены, включая взаимодействие человека не только со своим внутренним миром, но и с внешним миром и окружающими его людьми.
Следующей важной техникой в НЛП, которой следует уделить особое внимание, является якорение.
Якорение в НЛП
Якорением в НЛП называют естественный процесс, когда один элемент какого-либо переживания воссоздаёт всю гамму связанных с ним переживаний. На самом деле этот процесс является неотъемлемой частью жизни человека, но происходит подсознательно и обычно остаётся незамеченным. Именно по этой причине якорение является очень мощной техникой, если научиться его грамотно применять.
О якорях также нужно сказать отдельно. Под словом «якорь» в НЛП имеется в виду какая либо внешняя или внутренняя репрезентация, способствующая воспроизведению другой. Жизнь любого человека наполнена якорями и их можно распознать абсолютно во всём, а НЛП показывает, как это сделать. Причём, осознанное якорение может служить на благо человека, выявляя самые лучшие грани личности и создавая предпосылки для развития новых идей и принятия новых решений.
Первым, что стоит рассмотреть, говоря о якорении, является концепция «стимул реакция».
Концепция «стимул-реакция»
Сама данная взаимосвязь впервые была обнаружена советским учёным Иваном Павловым, который занимался изучением рефлексов собак. В своих опытах он обнаружил, что при виде, запахе или вкусе мяса у собак возникает слюноотделение. Предлагая собакам мясо, он стал сопровождать этот процесс звуком колокольчика. После некоторого периода такой практики слюноотделение у собак стал вызывать один лишь звук колокольчика, т.е. это звук стал якорем.
Выработка рефлексов у людей, в большинстве случаев, требует определённой доли сочетания самого стимула и его подкрепления, т.к. желаемая реакция закрепляется через систематическое положительное подтверждение. Так, например, это подтверждение может выражаться в похвале, одобрении, дружеском рукопожатии и т.п. И повторяться оно должно до того момента, пока нужная реакция не закрепится. В среднем, процесс закрепления занимает 25-30 дней, после чего реакция становится автоматической и рефлекторной.
Что же касается самого якорения, то оно отличается от концепции «стимул-реакция» тем, что позволяет настроить связь с одной попытки. Общение между людьми характерно тем, что во время него люди всегда осуществляют якорение, используя слова, а также визуальные/звуковые сигналы для того чтобы передать информацию, вызвать эмоции, воспоминания и т.д. Этот процесс называется вербальным якорением. А сами якоря могут быть нескольких видов. Их можно использовать, как по отдельности, так и в комбинациях.
Виды якорей:
- Визуальные – то, что человек может видеть (жесты, выражения лица, позы).
- Аудиальные – то, что человек может слышать (определённым образом произнесённые слова, имена, музыка).
- Кинестетические – то, что человек может почувствовать физически (прикосновения).
- Олфакторные – якоря на запах.
- Густаторные – якоря на вкус.
- Пространственные – включают в себя все вышеперечисленные и связывают эмоциональное состояние человека и пространство, в котором он находится.
- Скользящие – увеличивают интенсивность одного конкретного состояния.
Процесс якорения основывается на четырёх принципах.
Принципы якорения
Как уже говорилось, якорение, в отличие от принципа «стимул-реакция», может произойти с первой попытки, а якорь может сохраняться на долгие годы. Производить якорение необходимо, опираясь на слеующие принципы:
Первый принцип: уникальность. При установке якоря нужно выбирать уникальный стимул, т.е. стимул, не использующийся в повседневной жизни часто. Например, обычное рукопожатие нельзя назвать уникальным стимулом, но какое-то необычное прикосновение, которое человек сразу же подметит, можно.
Методично и технично применяя методы якорения, можно научиться моментально вызывать у людей (и даже у себя) определённые эмоциональные состояния или менять их, тем самым более точно понимая окружающих (и себя) и улучшая своё взаимодействие с ними (и самим собой).
Но успешный коммуникатор должен знать не только, как заякорить человека и вызвать в нём определённые переживания, но и уметь работать с эмоциональными состояниями. Об этом мы и поговорим в нижеследующем разделе.
Работа с состояниями
Состояние – это то, как человек ощущает себя в мире; физиологическое явление, на которое влияют эмоции человека и его образ мышления. Всегда, когда человек что-то переживает внутренне, это выражается внешне в особенностях его поведения и состояния.
Состояния могут различаться по продолжительности, интенсивности переживаний и степени их осознанности. Нужно также знать, что спокойное состояние способствует более гармоничному процессу мышления, а наиболее интенсивное, наоборот, затрудняет его и отнимает большее количество энергии.
Также все состояния отличаются отдельными эмоциями, которые, в большинстве случаев, описывают при помощи кинестетических терминов. Состояния человека меняются постоянно. Но он не может находиться в одном и том же состоянии весь день. Любые хорошие состояния всегда сменяются не очень хорошими, но и плохие состояния всегда сменяются хорошими.
Важно отметить, что, несмотря на то, что состояния обычно вызываются внешними факторами, оказывать влияние, на которые мы, казалось бы, не имеем возможности, в действительности же мы сами их создаём. И одной из основных особенностей НЛП является то, что оно позволяет развить способность влиять на свои состояния и состояние окружающих.
Состояния и способности
Ко всему прочему, состояния оказывают непосредственное влияние на способности человека. Например, ученик может превосходно репетировать выступление с докладом, находясь дома в одиночестве, но, как только он выйдет на публику, всё то, что он репетировал, потеряет всякий смысл, если им овладеет страх публичных выступлений.
Любые наши способности могут повышаться или понижаться в зависимости от наших состояний. Это и способность к обучению, и способность к публичным выступлениям, и работоспособность и т.д. Всегда, когда перед вами стоит какая-либо задача или необходимость выполнить какую-то работу, задавайте себе один основополагающий вопрос, который задаст темп для всей последующей деятельности: «В каком состоянии я должен находиться, чтобы справиться с этим быстро и легко?»
Здесь же стоит добавить, что нередко ключевое состояние закладывается ещё в самом детстве, и со временем становится настолько привычным сочетанием ощущений, мыслей, переживаний и чувств, что человеку начинает казаться, что образ действий, который подразумевает его ключевое состояние – это единственный вариант.
Но как только человек осознаёт своё ключевое состояние и вообще то, что оно у него есть, у него появляется возможность оценить это состояние с критичной точки зрения и понять: эффективно ли оно, устраивает ли оно его, можно ли его заменить на более лучшее и нужно ли это делать?
А как может человек описать свои внутренние состояния и различия между ними? Для этого используются ассоциации и диссоциации.
Ассоциации и диссоциации
Ассоциации и диссоциации – это два способа, при помощи которых человек может воспринимать мир. Различие между ними состоит в том, что иногда человек чувствует себя вовлечённым в события полностью, а иногда воспринимает их с позиции наблюдателя. Ассоциируя, человек чувствует, исходя из непосредственного опыта, а диссоциируя, чувствует, думая об этом опыте.
Человек ассоциирует, когда:
- Находится в состоянии «здесь и сейчас»;
- Поглощён процессом того, что делает;
- Воспринимает происходящее с первой позиции;
- Переживает гамму ощущений в собственном теле.
Ассоциации эффективны для:
- Получения удовольствия от жизни;
- Получения удовольствия от воспоминаний;
- Применения знаний и навыков на практике;
- Концентрации внимания.
Человек диссоциирует, когда:
- Думает о действии;
- Отстранён от того, что делает;
- Оценивает себя со стороны;
- Чувствует течение времени;
- Отстранён от физических ощущений.
Диссоциации эффективны для:
- Анализа полученного опыта;
- Обучения на основе жизненного опыта;
- Контроля течения времени;
- Отступления в ситуациях, представляющих потенциальную или прямую угрозу.
Ещё одним важным навыком является умение изменять состояния.
Изменение состояний
Навык изменения состояний и способность самостоятельно производить выбор своих чувств являются важнейшим условием для обретения личностной свободы и счастливой жизни. Но нужно понимать, что эта личностная свобода не подразумевает того, что человек больше никогда не будет переживать отрицательных эмоций, но он сможет их ясно осознавать и корректировать свою реакцию. И не следует считать негативные состояния чем-то плохим, т.к. они являются неотъемлемой частью жизни любого человека.
Любые состояния связаны с тем, как мы мыслим. Несмотря на то, что некоторые люди разграничивают тело и разум, на самом же деле они являются одной системой. А эмоциональные состояния, в свою очередь, связаны со многими процессами: мыслительными, физиологическими, нейрохимическими и т.д. И перемена какой-то одной составляющей влечёт за собой изменение целой системы.
Пребывать в негативных состояниях, конечно, не очень хорошо, но винить себя за это – ещё хуже. Осознайте своё состояние – это дорога к переменам. Осознайте возможность выбора – своё состояние можно изменить. И для этого существует не один практичный способ: состояние можно изменить на физиологическом уровне, либо на мыслительном.
Ниже мы приводим краткое описание методов изменения состояний:
Прерывание
Прерыванием называется процесс выхода из негативного состояния и перехода в нейтральное. Оно очень эффективно, когда требуется вывести себя или другого человека из острого негативного состояния.
Ресурсное заякоривание
Ресурсное заякоривание подразумевает намеренное создание якоря, который поможет выходу из негативного состояния и вхождению в позитивное и более эффективное. Ресурс, который будет служить якорем, зависит от особенностей ситуации. Само заякоривание можно вызвать физически или ментально. Лучше использовать оба направления.
Важно знать, что интенсивность состояния влияет на эффективность применения якоря. Сам же якорь должен соответствовать всем требованиям, которые мы рассматривали выше. После того как якорь установлен, его необходимо проверить, наблюдая за реакцией человека (или своей) и изменениями в поведении.
Применение цепных, стековых и коллапсирующих якорей. В случаях, когда не срабатывают предыдущие приёмы или разница между текущим состоянием и требуемым очень велика, применяются цепные, стековые и коллапсирующие якоря:
- Цепные якоря подразумевают проведение человека через цепочку состояний.
- Стековые якоря предполагают соединение нескольких состояний на одном якоре.
- Коллапсирующие якоря — это процесс применения двух разных якорей для создания одного состояния из двух.
В течение дня человек всегда переходит из одного состояния в другое. И довольно часто какого-то одного якоря не хватает, чтобы изменить негативное состояние. Именно тут и нужно применять цепные, стековые и коллапсирующие якоря. Но нужно всегда следить за тем, чтобы цепочки якорей не привели к другим отрицательным состояниям. Только так можно определить наиболее эффективную последовательность и придать ей нужное направление. Не следует пренебрегать и фантазией – можно составлять свои последовательности и цепочки.
Обновление прошлого
Обновление прошлого – это процесс изменения укоренившихся ограничивающих убеждений и поведения. Чаще всего эта техника используется, когда требующая решения проблема тянется из прошлого.
Конечно, рассмотренные нами техники изменения состояний включают в себя гораздо большее количество нюансов и особенностей, но их описание требует написания отдельной серии статей. Здесь же мы показываем лишь возможность научиться влиять на свои состояния и состояния окружающих, используя знания об основных методах их изменений. Попробуйте на досуге потренироваться в этом, пытаясь воздействовать на себя или кого-то из окружающих, применяя описанные нами простейшие основы, и вы увидите, что они очень эффективны.
И в заключительной части нашего занятия мы немного побеседуем о том, что такое стратегии и моделирование в НЛП.
Стратегии и моделирование
Стратегия в НЛП – это особая манера поведения, рассчитанная на достижение требуемого результата. Стратегии относятся к сфере внутренних репрезентаций и включают в себя и сами представления человека, и нужные результаты. Человек всегда применяет стратегии, обдумывая и планируя любую свою деятельность.
Стратегии состоят из следующих основных компонентов:
- Результаты.
- Системы представления.
- Субмодальности систем представления.
Для того чтобы получить необходимый результат, нужно знать и сами системы представления, и их особенности. Но, кроме этого, не менее важным является и знание последовательности применения всех составляющих. Формирование стратегий — процесс очень быстрый и очень часто протекает бессознательно. А одни и те же стратегии могут быть применены в совершенно разных областях. К примеру, стратегия поведения в конфликтной ситуации может быть применена, как в споре с коллегой по работе, так и при общении с хулиганом на улице.
Стратегии подразделяются на пять основных категорий:
1 | Стратегии принятия решений (то, как человек принимает решения). |
2 | Стратегии мотивации (то, как человек мотивирует свои действия и поступки). |
3 | Стратегии реальности (то, как человек определяет реальность и формирует свои убеждения). |
4 | Стратегии обучения (то, как человек усваивает получаемые знания). |
5 | Стратегии памяти (то, как человек запоминает). |
Любые различия между людьми обусловлены различиями в их стратегиях. Помимо этого, стратегии и их изменение всегда приводят к глобальным переменам в жизни человека. Кроме того, стратегии — это то, что работает абсолютно всегда и везде.
Применение стратегий
Грамотная работа со стратегиями, как уже было сказано, влечёт за собой мощные перемены, ощутимые и для самого человека, и для его окружения. Изменение стратегий — это изменение реакций, а, следовательно, способов поведения и получаемых результатов.
Стратегии можно применять:
- В обучении – для повышения эффективности процесса.
- К мотивации – для поиска наилучших способов мотивации.
- В продажах – для увеличения объёмов продаж.
- В принятии решений – для повышения личной продуктивности.
- К здоровью – для улучшения состояния организма.
- В терапии – для избавления людей от многих проблем.
- К убеждениям – для формирования более конструктивных убеждений.
- Во многих других сферах жизнедеятельности.
Говоря об НЛП, нужно заметить, что любые техники НЛП – это стратегии. А сами стратегии формируются по особому принципу, называемому АДАВ. Об этой технике моделирования мы также должны сказать несколько слов.
Моделирование стратегий и принцип АДАВ
АДАВ – это главный шаблон, по которому моделируются стратегии в НЛП. Аббревиатура АДАВ означает:
- А – Анализ.
- Д – Действие.
- А – Анализ.
- В – Выход.
Это означает, что моделирование любой стратегии начинается с того, что нужно проанализировать требуемый результат и всё, что с ним связано, т.е. сопоставление текущего состояния с тем, которого нужно достичь и определение разницы между ними. Далее производятся действия, направленные на сокращение этой разницы.
После этого проводится анализ полученного состояния и оценка различий между тем, что было и тем, что стало. Если нужный результат достигнут, и различий между тем, чего требовалось достичь, и текущим состоянием больше нет, то можно производить выход. Если же различия остались, то следует пересмотреть стратегию и смоделировать её заново.
Всегда, применяя технику АДАВ, нужно задавать себе основополагающие вопросы: «Чего я стремлюсь достичь? Какого результата?», «Что я должен сделать, чтобы результат был достигнут? Каких действий требует достижение нового состояния?», «Достиг ли я того, чего хотел? Сделал ли я всё, что было нужно? Осталась ли какая-то разница между тем, чего я хотел и между тем, что есть в настоящий момент?».
Только постановка подобных вопросов и точные ответы на них сделают любую стратегию максимально эффективной и способной дать результат. И принцип АДАВ – лучшее для этого решение.
В заключение же самой статьи хочется ещё раз сказать, что техники повышения результативности, работы с состояниями, использования и моделирования стратегий являются ключом к распознаванию многих негативно влияющих на жизнь человека программ, их изменению и замене другими – эффективными, практичными и улучающими жизнь человека и его взаимодействие с окружающим миром и находящимися в нём людьми. Применяйте их, внедряйте в свою жизнь и получайте от этого удовольствие.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Далее предлагаем пройти экзамен по теоретической части курса.
Источник