- «Что такое зависть?» Сочинение ОГЭ по Л. Куклину
- Зависть: как губительный яд превратить в средство мощной мотивации?
- Что такое зависть
- Чувство или эмоция
- Плохо или хорошо
- Причины перехода эмоции в патологию
- Признаки
- Какая бывает зависть
- Мужская и женская
- Последствия
- Как избавиться
- От собственной зависти
- От зависти окружающих
- Возрастные особенности
- До 6 лет
- 7-10 лет
- 11-17 лет
- 18-30 лет
- После 30 лет
«Что такое зависть?» Сочинение ОГЭ по Л. Куклину
Вариант сочинения 1:
Зависть – это негативные эмоции, вызванные чьим-либо успехом. Они разъедают душу завистника, заставляют совершать некрасивые поступки.
Чувство зависти очень знакомо герою рассказа – Севке Зайцеву. Найдя утерянный портфель и заглянув в тетрадки, он догадывается, что хозяин портфеля – умный и старательный мальчик. А когда Зайцев убеждается в собственной правоте, то выдаёт вспыхнувшую зависть словами о том, что «гаду» Брянцеву «везёт» (предл. 34-39). Всё Севкино дальнейшее поведение подтверждает, что он ослеплён этим чувством: завистник рвёт тетрадки, а затем, обнаружив сложный приборчик, над которым, видимо, долго трудился хозяин, разбивает его вдребезги (предл. 42, 54-56). В своём желании сделать гадость незнакомому ему мальчику Севка вызывает недоумение и презрение.
По-моему, на земле очень много бед происходит из-за зависти. И мне кажется, что она не может быть белой или чёрной. Зависть всегда черна.
Вариант сочинения 2:
Зависть – это чувство, при котором человек испытывает муки от того, что кто-то успешнее его. Думаю, поэтому она порождает злобу и ненависть.
Обратимся за доказательствами к тексту Л. Куклина. Найдя чужой портфель, Севка, даже не зная, что в нём, пинает его, что уже вызывает недоумение: зачем же так обращаться с чужой вещью? Когда же в сумке обнаруживаются дневник и тетрадки отличника, он демонстрирует злобу и ненависть. «Как в лихорадке» рвёт Зайцев тетрадку, злорадствуя, рифмует фамилию неизвестного ему мальчика («Брянцев-Поганцев»). Сложный приборчик, сделанный, по-видимому, руками умного ученика, вызывает ярость у этого завистника. Злоба и ненависть изменяют его даже внешне (предл. 54-56).
Признаки зависти настолько очевидны, что Грише открывается весь смысл Севкиного поведения (предл. 67, 68). В своём желании навредить успешному мальчику Севка отвратителен.
В литературе Древней Греции Зависть – это мифическое существо. Греки представляли её грязной, уродливой старухой, живущей в смрадной пещере. И покидала своё жилище Зависть, с раздвоенного языка которой капал яд, только для того, чтобы сделать гадость людям. Там, где она проходила, вяли цветы и травы и зловоние окутывало всё вокруг.
К сожалению, многие из нас испытывают чувство зависти. И те, кто позволил ей поселиться в своём сердце, сами становятся похожи на этого мерзкого персонажа греческих мифов.
Вариант сочинения 3:
Зависть – отвратительное болезненное чувство, которое основывается на собственных неудачах, но вызвано успехами других. Это желание, чтобы кто-то не имел того, чего не имеет завистник. Зависть толкает людей на поступки, вызывающие омерзение.
Так, в рассказе Л. Куклина Севка, который, «унижаясь, часто слёзно канючил, выпрашивая у учителей оценки повыше», обнаруживает потерянный портфель. Мальчишка сразу объявляет его хозяина двоечником, но оценки в тетрадках свидетельствуют об обратном – это сумка отличника. Что делает ленивый Севка? Рвёт тетради, разбивает сложный приборчик, над которым трудился неизвестный ему Брянцев. Завистник с радостью бы стёр все успехи отличника, потому что сам он ничего не умеет и ничего не достиг (предл. 40, 58). Злоба и зависть душат мальчишку.
Одноклассник Гриша, наблюдавший за Севкой, делает правильный вывод: его приятель завистливый и злой человек (предл. 67-69).
Завистлива и мачеха из сказки «Морозко». Зависть толкнула её даже на то, чтобы отправить родную дочь в зимний лес за подарками, как у падчерицы, однако это погубило мачехину дочку.
Я уверена, что в самой зависти уже заложено наказание человеку.
Вариант сочинения 4:
Зависть – это недоброе чувство, которое испытывает человек, видя превосходство другого. Она вызывает самые тёмные желания, страсть обладать тем, чего у тебя нет. Завистники могут желать зла объекту своей зависти и вредить ему.
В тексте Л. Куклина школьник Севка демонстрирует все неприятные проявления этого чувства: пренебрежительность («математики-фанатики» (предл. 44), заносчивость («мы ему не слуги» (предл. 28), злобу («Вот гад!» (предл. 38), гнев («рванул тетрадку» (предл. 40). Эти отвратительные эмоции вызвали у него пятёрки в тетради незнакомого ему сверстника. А что мешало Севке учиться так же?
К сожалению, сделать гадость другому, более успешному человеку, всегда проще, чем победить собственную лень.
Неспроста древние греки считали, что Зависть – мифическое существо – улыбается только тогда, когда видит чужие беды.
Действительно, это чувство способно толкнуть на низкое, недостойное поведение.
Вариант сочинения 5:
В моём понимании зависть – это чувство, которое свойственно душевно нищим людям, не умеющим ценить то, что у них есть, и мечтающим получить то, чем обладают другие. Зависть часто идёт рука об руку с мелочностью, недоброжелательностью, алчностью.
Давайте посмотрим, как в тексте Л. Куклина ведёт себя завистливый Зайцев. Отличные оценки незнакомого ему школьника вызывают ярость, он действует, словно в «лихорадке» (предл. 42): рвёт найденную тетрадь (предл. 40), разбивает приборчик (предл. 58). Трудно не согласиться с тем, что такое поведение можно назвать только отвратительным.
В нашей школе однажды произошёл случай, который, очевидно, тоже был продиктован завистью. Накануне показательного выступления кто-то залил краской пуанты моей подруги, талантливой балерины. Мы так и не смогли найти того, кто это сделал, но это был поступок злого и завистливого человека!
Я уверена, что с завистью можно бороться. Нужно работать над собой, не желать зла другим и стараться дорасти до уровня того человека, который превосходит тебя в чём-то. Только так можно избавиться от этого крайне неприятного чувства.
Вариант сочинения 6:
Я думаю, что зависть – это желание иметь то, чем обладают другие, чувство досады, вызванное превосходством кого-либо. Завистливый человек способен совершать дурные поступки.
Именно это чувство испытывал Зайцев, герой текста Л. Куклина. Сам он «ленился учиться», а чужие успехи вызывали у него гнев. Он ни с того ни с сего начал ругать хозяина сумки (предл. 38, 39, 44, 46), зачем-то разбил прибор (предл. 58). Что завистник исправил таким поведением? Разве он стал лучше в глазах одноклассника или в своих собственных? Конечно, нет!
Также зависть не только разрушила дружбу Мишки Ромашова и Сани Григорьева – героев романа В. Каверина «Два капитана», но и сделала несчастным одного из них – завистника Мишу.
Думаю, данные примеры должны научить нас искоренять в себе это чувство. Не зря в народе говорят: «Лишнего пожелаешь – последнее потеряешь». Надо уметь ценить то, что имеешь, тогда и жизнь будет прекрасна.
Текст для работы: По Л. Куклину
(1)Одноклассники возвращались домой из школы.
(2)– Ха! (3)Смотри! – ткнул пальцем в землю Гриша. (4)– Сумка.
(5)– Подумаешь, сумка! – не останавливаясь, на ходу кинул Севка. (6)– Кто-то напомоечку нёс, да не донёс, по дороге кинул. (7)Сейчас мы её.
(8)И он с разгону, хорошим полновесным ударом классного форварда сильнонаподдал сумку, словно это был футбольный мяч.
(9)– Ой-ё-ёй! – невольно присел он, скривившись, и схватился за ногу.
(10)– В ней что-то лежит. (11)Тяжеленное!
(12)– А что там внутри может быть, как ты думаешь? – с любопытством спросилГриша.
(13)– Да барахло всякое. (14)Железяки ненужные. (15)Я же говорил – на помойку несли.
(16)– Давай посмотрим. – нерешительно предложил Гриша.
(17)– Ну давай. – не слишком охотно согласился Севка Зайцев и затрещал молнией.
(18)Самым удивительным в ней оказалось то, чего никак не могли, прямо-таки не ожидали увидеть ребята: сумка была набита нормальными школьными учебниками!
(19)Севка, который ленился учиться и, унижаясь, часто слёзно канючил, выпрашивая у учителей оценки повыше, сначала вытащил из сумки дневник.
(20)– Ага! (21)Дневничок. (22)Ученика школы 12 Владимира Брянцева!
(23)– Это же рядом! – обрадовался Гриша. (24)– Специализированная школа с математическим уклоном. (25)Может, в школу отнесём?
(26)– Ещё чего! – буркнул Севка. (27)– Он будет забывать, а ты будешь относить?
(28)Мы ему не слуги!
(29)Он вытащил тетрадку по математике и стал её листать. (30)Потом вытянул из сумки вторую тетрадь, третью. (31)Он явно хотел в чём-то убедиться.
(32)Гриша ждал.
(33)– Ишь ты. – хмыкнул Зайцев. (34)– Одни пятёрки. (35)Надо же! (36)Везёт людям! (37)И по физике, и по математике. (38)Вот гад! (39)Отличничек-горчичничек!
(40)А мы вот сейчас. твою тетрадочку с пятёрочками. – и он рванул тетрадку так, что она неровно, наискось, разорвалась пополам.
(41)– Зачем ты? – испуганно вырвалось у Гриши.
(42)– Подумаешь. – как в лихорадке бормотал Зайцев, кроша тетрадку на мелкие обрывки.
(43)– Школа. с математическим уклоном. (44)Математики-фанатики. (45)А из этой тетрадочки. – он вырвал двойной листок с крупно поставленной пятёркой и надписью красными чернилами: «Очень хорошо!», – из этой тетрадочки мы кораблик сделаем. (46)Поплыли твои пятёрочки, Брянцев-Поганцев.
(47)В зелёной спортивной сумке отыскалось ещё нечто загадочное, непонятное.
(48)Крышка, укреплённая на хитроумных шарнирчиках, отскочила неожиданно легко.
(49)Под нею теснилось сложное переплетение тончайших проводков, сияли слепящими звёздочками капельки спайки, пестрели крохотные разноцветные цилиндрики с мелкими цифровыми индексами на боках.
(50)– Знаешь, по-моему, это какой-то командный блок. – задумчиво сказал Гриша.
(51)– Я похожие видел на выставке детского технического творчества. (52)Интересно,
как он работает?
(53)Вдруг Севка вырвал приборчик из Гришкиных рук.
(54)– Приборчик-проборчик. (55)Как работает. – зашипел он, и сквозь его
бледные, узкие губы на Гришу полетели капельки слюны. (56)– Не будет он больше работать, этот твой приборчик!
(57)«Не надо!» – хотел было крикнуть Гриша, но не успел. (58)Коротко и сильно размахнувшись, Зайцев швырнул приборчик под ноги на серый, исчерченный мелом асфальт. (59)С негромким печальным хрустом тот разлетелся на мелкие части.
(60)– Зачем ты так? – поморщившись, словно проглотил что-то горькое, тихо спросил Гриша. (61)– Он ведь старался, изобретал.
(62)– Подумаешь, изобретатель-бумагомаратель! – отмахнулся Севка. (63)– А чего он? (65)Так ему и надо. (66)В следующий раз не будет сумку забывать.
(67)«Да он просто-напросто завистливый! – как будто в глубинах Гришкиного мозга щёлкнуло реле, и сразу осветилось то, что раньше было непонятным. (68)– Завистливый и злой. (69)И злыми завистники бывают от того, что их мучают не только собственные неудачи, но и успехи других».
Источник
Зависть: как губительный яд превратить в средство мощной мотивации?
Секира души, губительный яд для сердца, самая отвратительная страсть, низость натуры, подруга пустых душ, сестра соревнования, мать беззаконий… Каких только метафор об этом чувстве нет в трудах древних и современных философов и писателей! Зависть хоть раз испытывал каждый человек. Только для одних это всего лишь кратковременная эмоция — укол, боль от которого проходит быстро, а ранка остаётся практически незаметной. А вот для других она становится настоящей патологией, разъедающей душу и требующей вмешательства психологов, а иногда — и психотерапевтов.
Что такое зависть
Это достаточно ёмкое понятие, поэтому определений можно найти огромное количество.
Самое простое лексическое значение, объясняющее его суть: зависть — это желание иметь то, что есть у другого (по словарю Ушакова).
Более научное и ёмкое определение: это социально-психологический комплекс различных форм поведения, чувств и эмоций, который возникает по отношению к более успешному в материальном и нематериальном плане человеку.
Психология рассматривает зависть как негативное чувство, вызванное достижениями другого человека, способствующее развитию тревожного состояния и в большинстве случаев разрушающе действующее на личность.
Чувство или эмоция
Многие интересуются, чем по своей сути является зависть — это чувство или эмоция? Психология даёт на этот вопрос чёткий и однозначный ответ: в разные моменты она может быть и тем, и другим.
Когда это эмоция?
Если зависть возникает спонтанно, неосознанно, как реакция на какую-то конкретную ситуацию (объект), длится недолго и проходит без негативных последствий для личностных структур. Её сложно контролировать и скрывать. Она может испортить настроение, но опять-таки — лишь на короткий период времени. Однако нужно иметь в виду: чем чаще она появляется, тем больше рискует перерасти в негативное и разрушающее чувство.
Пример. Женщины испытывают такую эмоцию, когда видят на незнакомке красивые туфли, брендовую сумочку или кольцо с бриллиантами. Они могут воскликнуть: «Какая прелесть! Хочу такие же!». Они думают об этом какое-то время, но при этом не желая зла их обладательнице и не истязая себя бессонными ночами навязчивыми мыслями.
Когда это чувство?
Если зависть осознаётся человеком, является длительным состоянием и разрушающе действует на личностные структуры. Она никуда не уходит, но её можно скрыть под маской равнодушия, так как в социуме её воспринимают как сугубо отрицательную и даже унизительную черту. Завистливых людей в обществе не жалуют. Описываемое чувство не может испортить настроение, потому что отравляет всю жизнь. Если не бороться с ним, может стать патологией, требующей вмешательства психолога или психотерапевтического лечения.
Пример. Женщина завидует конкретной знакомой, которая может позволить себе каждую неделю менять туфли, имеет целую коллекцию шикарных украшений и брендовых сумочек. Тогда как у неё ничего этого нет. Поначалу она испытывает лишь негативные эмоции при виде каждой новой вещи. Но со временем они перерастают в непреодолимое желание иметь такие же. Это становится навязчивой мыслью, оборачивается ненавистью к обладательнице роскоши, приводит к депрессии и бессоннице.
Испытав однажды в сердце неприятный укол зависти, нельзя дать перерасти кратковременной эмоции в сильнейшее и разрушающее личность чувство.
Плохо или хорошо
Многим этот вопрос покажется слишком очевидным. Конечно, это плохое чувство! Оно портит настроение, заставляет желать зла другим, не даёт продуктивно думать и спокойно спать по ночам. Негативные последствия можно перечислять бесконечно. Однако психология зависти рассматривает и положительное её воздействие на личность. Оно заключается в мотивации.
Психически здоровый индивид с адекватной самооценкой, в котором проснулось желание иметь то, что есть у другого, начинает задаваться «правильными» вопросами:
- «Почему у него это есть, а у меня нет?»;
- «Что он сделал для того, чтобы иметь это?»;
- «А могу ли я так же?»;
- «Что мне нужно для этого сделать?» и т. д.
Включается соревновательный дух, появляется мотивация сделать так же и даже лучше. Подобная ситуация часто наблюдается среди коллег. Один занимает достойную должность, и у других на это возникает естественная, но разная реакция. Кто-то начинает завидовать по-чёрному, злорадствуя, распространяя неприятные слухи и устраивая интриги. Это плохо, так как отравляет жизнь и завистника, и окружающих. Некоторых же это подстёгивает, и они пытаются повторить его успех: работать качественнее, не опаздывать, больше проявлять себя. Это позитив, так как способствует карьерному и личностному росту. Только от человека зависит, как он воспримет собственное желание иметь то, что есть у других.
Причины перехода эмоции в патологию
Чтобы справиться с завистью, которая становится разрушающей патологией, необходимо докопаться до её истоков. Ни одно чувство не возникает в человеке просто так, из ниоткуда. Все они взращиваются на какой-то почве. Поэтому первый шаг на пути к избавлению от отравляющей напасти — выяснить причины. Провоцирующими факторами чаще всего становятся следующие обстоятельства.
Фрустрация
Невозможность удовлетворения собственных потребностей, несоответствие желаний и возможностей. В психологии является одной из сильнейших психотравм. Вызывает сильную агрессию против того, у кого такая проблема отсутствует. Последствия — депривация, неврозы и эгодистония. Например, один из друзей каждый год ездит отдыхать на море. Второй в силу своего финансового состояния не может себе это позволить и начинает завидовать.
Нужда
Является источником фрустрации, которая впоследствии развивается в патологическую зависть. Недостаток денег, финансовая несостоятельность, низкий социальный статус заставляют человека сравнивать себя с другими — богатыми, успешными, стоящими у руля власти. Как отмечают психологи, на сегодняшний день слишком явное расслоение общества, которое активно муссируется СМИ, — причина большинства психологических расстройств.
Недовольство внешним видом
Внутренние комплексы из-за собственной внешности присущи более чем 75% людей. Кто-то стесняется формы носа, другие ненавидят свою фигуру, третьи вообще не могут смотреть на себя в зеркало. Причины: врождённая патология (уродства, наследственность) или приобретённая психотравма (надуманные комплексы вследствие внушения родителями, сверстниками, мужем и т. д.). Такие люди способны сильно завидовать тем, кто подходит под общественные стереотипы красоты.
Отсутствие личных достижений
Иногда люди, имея достаток, семейное благополучие, нормальную внешность, начинают ощущать в себе пустоту. Вроде всё есть, но потенциал так и остался нерастраченным. Можно было бы сделать более успешную карьеру, уехать в город покрупнее или за границу, отдать ребёнка в спорт и т. д. Начинается сравнение с бывшими одноклассниками, сослуживцами, соседями, родственниками — и возникает зависть.
Субъективизм
Человек круглосуточно варится в своих мыслях. Часто, акцентируясь на проблемах, не видит позитив, происходящий в жизни. Например, если на работе не удаётся занять высокую должность и зарабатывать больше, все силы бросаются на закрытие этой бреши. Даже если в семье всё отлично, все здоровы, никто не ссорится, дети делают успехи в школе или спорте — всё это отходит на второй план. Объективная картина жизни отсутствует. Возникает зависть по отношению к тому, кто добивается карьерного роста. Хотя, скорее всего, у последнего тоже есть свои трудности, но в другой сфере — разногласия с женой, болезнь родителей, непонимание с детьми-подростками и т. д.
Детская психотравма, особенности воспитания
Самая частая причина зависти. Полностью овладевает человеком, если в детстве родители:
- хвалили его только при достижении определённого успеха (если закончил четверть с отличием, победил в соревнованиях и т. д.);
- наказывали за малейшую провинность, говоря обидные слова и применяя физическое насилие;
- заставляли постоянно ограничивать себя в желаниях;
- убеждали, что богатство и власть — это всегда плохо;
- вторгались в личное пространство, контролировали каждый шаг;
- утверждали, что за счастье всегда придётся платить слезами и болью;
- поддерживали пессимистические настроения.
В результате такого воспитания отсутствует умение искренне радоваться жизни, формируются глубокие внутренние комплексы и искажённая система ценностей. В то время как другие, веря в успех, делают карьеру, создают благополучную семью, реализуют свой потенциал. Само собой разумеется, возникает ревность к чужим достижениям и зависть.
Если причиной зависти является психотравма, от неё придётся избавляться с помощью психотерапевта — возможно, даже через гипноз. Он позволяет выявить пробелы в воспитании и отношении родителей и подкорректировать искажённые установки. Если проблема — в низкой самооценке и внутренних комплексах, с ними поможет справиться психолог. Все остальные моменты можно устранить самостоятельно.
Это интересно! В 2009 году японские учёные из Национального института радиологии (остров Хонсю) провели ряд исследований под руководством доктора медицины и кандидата наук Хидехико Такахаси. В результате они заявили, что нашли участок мозга, отвечающий за зависть и злорадство. Это передняя часть поясной извилины. Примечательно, что именно она играет главную роль при возникновении болевых синдромов.
Признаки
Зачем знать признаки зависти?
Во-первых, они позволят держать под контролем собственное поведение. Если вы наблюдаете у себя 3 или 4 проявления из списка, предлагаемого психологами, необходимо задуматься и уже начинать предпринимать срочные меры. Во-вторых, с их помощью легко распознать завистливого человека в вашем окружении. Помните, что это чувство, разрушающее не только изнутри, но и наносящее вред тем, на кого оно направлено. От таких людей нужно дистанцироваться, держаться подальше и избегать с ним близких контактов.
О том, как завистник обнаруживает себя, подробно рассказывает кинесика (наука о позах, жестах и мимике):
- натянутая улыбка, не имеющая ничего общего с той ненавистью (неприязнью), которая затаилась в душе;
- отсутствие радостного блеска в глазах;
- застывшая маска на лице вместо живой и искренней мимики;
- наклон головы в сторону, позволяющий не смотреть в глаза собеседнику;
- прищуривание глаз даже при хорошем зрении;
- руки — возле рта, словно прикрывают его, чтобы не сказать лишнего;
- закрытая поза (нога на ногу, руки, спрятанные за спину или в карманы);
- наклон корпуса в сторону, противоположную от собеседника, — отстранение от него;
- скованность и сдержанность движений.
В плане поведения, поступков и межличностного общения завистливые люди часто:
- строят интриги против тех, кому завидуют;
- распространяют о них лживые, порочащие слухи;
- нарочно сближаются с ними, выдавая себя за подруг и друзей, чтобы разузнать подробности личной жизни и использовать против объекта зависти;
- сами никогда не открываются, не делятся своими проблемами;
- при открытой конфронтации уходят в сторону, так как знают собственную несостоятельность;
- склонны к суициду.
Психотерапевты называют десять психических расстройств личности и поведения, которыми чаще всего страдает завистливый человек:
- невроз;
- обсессивно-компульсивное расстройство;
- расстройства настроения (аффективные патологии);
- поведенческие синдромы;
- эмоциональные расстройства;
- инфантилизм;
- пассивная агрессия;
- невропатия;
- истерия;
- ананкастное расстройство личности.
При наличии любого из этих диагнозов требуется психиатрическая помощь. Однако до такой запущенной формы патологию можно не доводить, если знать, какие симптомы являются предвестниками подобных расстройств:
- постоянная раздражительность, нервозность, беспричинная агрессия;
- скрытность, уход в себя;
- неискренность, лживость;
- резкая смена настроения;
- депрессия;
- равнодушие, апатия, безынициативность;
- синдром хронической усталости и др.
Зная, как распознать истинную зависть, можно бороться с её внутренним развитием и не дать перерасти в патологию. Видя, как она проявляется в окружающих, можно оградить себя от негатива, исходящего от них.
Какая бывает зависть
В психологии выделяют следующие её виды.
В зависимости от чувств, которые вызывает:
- белая — мотивирующая, не враждебная, когда не желаешь другому человеку зла, а просто хочешь добиться того, что есть у него;
- чёрная — разрушающая, агрессивная, когда изнутри сжигает желание зла тому, кому завидуют, способна навредить окружающим.
Многие психологи считают, что нельзя называть белую зависть хорошим и положительным чувством. Да, она не приводит к таким печальным последствиям, как чёрная. Иногда даже заставляет человека добиваться желаемого, мотивируя и настраивая на лучшее. Однако она всё же причиняет боль, способна понизить самооценку, ухудшает настроение, может стать причиной депрессии. Молчаливое переживание негативных эмоций внутри себя, когда они не находят выхода, может привести к серьёзным расстройствам личности и поведения.
Некоторые психологи соотносят белую зависть — с краткосрочной эмоцией, а чёрную — с длительным и всеразрушающим чувством.
В зависимости от длительности в психологии выделяют:
- краткосрочную (ситуативную) зависть-эмоцию;
- длительную (патологическую) зависть-чувство.
В зависимости от формы проявления английский философ XVII века Ф. Бэкон разводил такие понятия, как:
- публичная зависть, которая является мотивацией для политических решений и изменений в обществе и открыто объявляется;
- частная (приватная) — личное достояние одного человека, чаще всего скрывается.
В зависимости от мощности разрушительного действия:
- в рамках нормы — все в какой-то момент желают то, что есть у других, это зависть, которую хоть раз испытывал каждый человек (максимально похожа на эмоцию, но проявляется гораздо реже);
- пограничная — кратковременная, но часто возникающая, особенно в отношении какого-то определённого предмета или конкретного человека (нечто среднее между эмоцией и чувством);
- патологическая — практически постоянная, негативно сказывающаяся на здоровье, трансформирующая личностные установки, меняющая поведение и требующая психотерапевтического лечения.
Немецкий философ и социолог Макс Шелер в отдельную группу выделял бессильную (экзистенциальную) зависть. Он считал её одной из самых тяжёлых форм. Она направлена на конкретного, но не знакомого человека, с которым никогда не устанавливался личный контакт. Чаще всего её объектами становятся публичные, известные люди, имеющие яркую внешность и добившиеся положения в обществе. Может закончиться плачевно для обеих сторон. Для завистника — патологическим расстройством личности. Для того, кому завидуют, — интригами, слухами, публичными скандалами и даже физической расправой.
Мужская и женская
О гендерных особенностях зависти следует сказать отдельно.
У мужчин
Имеет соревновательный, но достаточно глубокий характер. Это заложено в них природой: они на подсознательном уровне стремятся быть во всём первыми и побеждать соперников. Соответственно, желание становится отличной мотивацией для достижения поставленных целей. Но так происходит только у психически нормальных людей. Если зависть накладывается на уже имеющиеся психические расстройства (даже самые лёгкие), внутренние комплексы или детские психотравмы, возникают серьёзные проблемы — деструктивные расстройства личности и неадекватное поведение по отношению к объекту зависти. Причём мужчины обычно решают противоречия с помощью физической силы и манипулирования.
У женщин
Часто является эмоцией, как у маленьких детей. Но это лишь в том случае, если под прицелом оказывается незнакомый человек. Если же это касается кого-то из близкого окружения, она превращается в глубокое и разрушающее чувство. Интриги, слухи, скандалы — вот оружие, которое завистливая женщина пускает в ход в таких случаях. Поэтому нередко женские коллективы называют серпентарием — там каждая пытается побольнее «укусить» более успешную коллегу, дискредитировав её в глаза других.
С этим же связано утверждение, что дружбы между представительницами прекрасного пола не бывает, так как обычно её разрушает зависть подруги: «Она красивее меня», «У неё муж заботливый», «Начальник к ней относится лучше» и т. д. На самом деле всё не так плохо. Выплеснув негативные эмоции, женщины обычно успокаиваются и мирятся между собой.
Единой классификации зависти ни в психологии, ни в психотерапии нет. Для того, чтобы её создать, необходимы дополнительные исследования.
Последствия
Всем полезно знать, к чему приводит патологическая зависть, чтобы осознать весь тот вред, который она оказывает буквально на все сферы жизни.
Влияние на физическое здоровье:
- постоянно поднимается давление — развивается гипертония;
- гипергидроз;
- тахикардия, аритмия, сердечно-сосудистые заболевания;
- одышка;
- проблемы в работе нервной системы;
- образуются мышечные зажимы;
- нарушается функционирование пищеварительного тракта, что может привести к развитию гастрита и образованию язв;
- патологически низкий болевой порог (связано как раз с тем, что за зависть и боль отвечает один и тот же участок головного мозга).
Один из японских нейробиологов выдвинул предположение, что патологически завистливые люди чаще остальных становятся раковыми больными. Статистика это подтверждает, но нужны дополнительные научные исследования.
Последствия для психического здоровья:
- бессонница;
- невротические расстройства;
- навязчивые мысли;
- склонность к суициду;
- различные расстройства личности и поведения;
- глубокая депрессия;
- неврозы, психопатия;
- разрушение системы моральных ценностей и личностных установок.
Помимо всего этого, стоит учитывать разрушение межличностных отношений. У завистливого человека нет настоящих друзей, так как в определённый момент, когда они добиваются чего-то большего, становятся объектом его неуправляемой желчи и злобы. Такие люди теряют со временем способность радоваться за других и дистанцируются от окружающих. Социальная дезадаптация, замкнутость, аутизм — вот последствия этого всеуничтожающего чувства.
Как избавиться
От собственной зависти
Уже одно желание избавиться от зависти к людям — первый правильный шаг на этом пути. Далеко не все способны признаться сами себе в том, что они испытывают это чувство. Если вы осознали данную проблему — отлично. Без этого момента дальнейшие действия могут оказаться бесполезными.
Выяснить причину
Постараться выяснить и по возможности устранить провоцирующий фактор. Если самостоятельно сделать это не получается (в случае с детской психотравмой, например), обратиться за помощью к психотерапевту.
Заняться аутотренингом
Чтобы побороть в себе зависть, психологи советуют выписать на отдельный лист бумаги все те негативные последствия, которые она несёт с собой. Это должно мотивировать на её активное и скорое устранение.
Контролировать себя
Наблюдая за собой со стороны, ловить себя на мыслях и поступках во время приступов зависти. В чём она проявляется? Проанализировав самые яркие и частые признаки, научиться самоконтролю. Поднимаются гнев и раздражение — выпить маленькими глотками стакан воды. Хочется сказать гадость в адрес того, кому завидуете, — уйти из компании, общения, подышать свежим воздухом. Не дают покоя навязчивые мысли — переключиться на что-то позитивное, что доставляет радость (шоппинг, просмотр сериала, общение с любимым). Способов самоконтроля много — нужно лишь научиться ими пользоваться.
Измениться
Чтобы побороть негативные проявления, нужно научиться мыслить в позитивном ключе:
- «У меня нет такой потрясающей сумочки от Gucci, как у неё? — Зато я люблю и любима!»;
- «У соседей такое взаимопонимание в семье, а мы со своим постоянно ссоримся? — Зато у нас трое милых детишек!»;
- «Коллеге снова дали повышение, а я уже третий год сижу на одном месте? — Зато я люблю свою работу и с удовольствием хожу на неё!».
На каждый предмет зависти необходимо находить противовес. Это не даёт акцентироваться на негативных моментах, а выделять позитивные и гордиться ими.
Составить программу действий
Если зависть никак не оставляет, мешает есть и спать, разрушает изнутри, значит… надо её удовлетворить! Но не через ненависть к тому, кто обладает заветным предметом (успехом), а через реализацию мечты, какой бы несбыточной она изначально не казалась. Хочется такой же Land Rover, как у коллеги? Узнайте стоимость, какой бы пугающей она ни была. Рассмотрите все возможности приобретения: кредит, в долг, НЗ, покупка б/у, вывоз из-за границы и т. д. Рассчитайте, как вы сможете заработать нужную сумму и последовательно двигайтесь к своей цели. Мотивация и вера в то, что всё достижимо, помогут искоренить злые и разрушающие мысли.
Развивайтесь
Самодостаточные и уверенные в себе люди редко испытывают зависть. Как только у них появляется желание что-то иметь, чего-то добиться, они ставят перед собой цель и последовательно идут к ней. Поэтому при наличии склонности к этому негативному чувству психологи рекомендуют постоянно работать над собой, самосовершенствоваться, развиваться. Сосредоточие на том, что действительно важно, отвлечёт от раздражительности и ненависти. Что конкретно можно использовать для этого:
- тренинги личностного роста;
- аффирмации;
- медитацию, йогу;
- арт-терапию;
- групповые занятия у психолога.
Не миритесь с завистью. Узнавайте разные способы, как с ней бороться, и не сдавайтесь до тех пор, пока от неё не останется и следа. Иначе она разрушит вас изнутри и сделает жизнь невыносимой, имея свойство разрастаться и заполнять собой всё пространство.
От зависти окружающих
Как реагировать на зависть?
Одно дело, если её источник — совершенно не знакомый человек, с которым и точек-то пересечения практически нет. Но что делать, если завидует тот, с которым приходится регулярно общаться, а ещё хуже — если это кто-то из родных и близких? Психологи в таких случаях дают следующие советы:
- выяснить, кто из окружения является патологическим завистником;
- по возможности, дистанцироваться от него: если общаться, то только на нейтральные темы;
- не делиться с ним успехами;
- просить у него помощи — такой приём обезоруживает и показывает, что вы обычный человек со своими проблемами, которому не нужно завидовать;
- не опускаться до выяснения отношений.
Если данные меры не возымели никакого эффекта, если чувствуете, что чужая зависть растёт и превращается в открытую злобу и неприкрытую враждебность, не нужно вступать в конфликт. Но и оставлять это на самотёк тоже нельзя. Идеальный вариант в таких случаях — обратиться за помощью к специалисту: к семейному, школьному или штатному психологу. Исходя из ситуации, он подскажет, что делать и как правильно себя вести.
Возрастные особенности
Психологи отмечают, что для каждого возраста характерны разные проявления зависти.
До 6 лет
Детям младшего возраста свойственно чувство зависти, но оно проявляется как кратковременная неконтролируемая эмоция: «Хочу такую же игрушку!», «Хочу тоже в зоопарк!», «Похвалите меня тоже!». Если это превращается в назойливость и навязчивую мысль, виновато неправильное воспитание или наличие психотравмы. Если вовремя не оказать ребёнку психотерапевтическую помощь, это скажется на формировании патологических паттернов поведения и может развиться в нервно-психическое расстройство личности.
7-10 лет
В младшем школьном возрасте дети уже начинают осознавать, что испытываемое чувство зависти — отрицательное. Поэтому стараются его скрывать. При правильном воспитании и грамотно сформированных к этому моменту личностных ценностях при возникновении негатива (злости, раздражения, ненависти) ребёнок пытается обуздать нахлынувшие эмоции. Они ещё только учатся этому, так что не всегда получается. Взрослые должны это понимать, не ругаться, не кричать и не наказывать. Работа должна вестись через разъяснительные беседы. Отлично помогает в таких случаях арт-терапия — через рисунки, танцы, сказки или ролевые игры.
Что нужно делать родителям, чтобы ребёнок не вырос завистливым:
- Принимать его таким, какой есть.
- Проявлять безусловную любовь, а не только тогда, когда он её заслужит.
- Прощать шалости и незначительные провинности, не быть слишком строгими.
- Не возвеличивать в ранг добродетелей и приоритетов бедность, жертвенность, самоограничение, самоистязание.
- Не воспитывать отношение к богатству как к чему-то греховному, отрицательному и злому.
- Уважать личное пространство: не трогать его телефон, не проверять карманы, не заходить в комнату без стука.
- Радоваться каждому малейшему успеху.
- Препятствовать наивной вере в «сглаз», не пропагандировать страдания как неизбежную плату за успех.
- Прививать оптимизм и жизнелюбие.
Чем внимательнее будут родители к проявлениям зависти у детей, тем меньший вред она нанесёт формирующейся личности.
11-17 лет
Зависть обостряется именно в пубертатный период, когда на фоне полового созревания подросток пытается самоутвердиться и вырваться из-под опёки родителей. Её предметом может стать всё, что угодно, начиная с внешних данных (моя подруга красивее меня) и заканчивая обладанием новомодных гаджетов (ему родители купили iPhone последней модели, а мне нет). Так как в этом возрасте всё воспринимается гиперболически и как личная обида, нередко подобные переживания приводят к печальным последствиям:
- воровству (если у родителей нет возможности купить желаемое, то, что есть у всех остальных);
- суициду (часто из-за внутренних комплексов по поводу внешности);
- девиантному поведению (чтобы компенсировать собственную несостоятельность и ущербность, для демонстрации показного равнодушия);
- развитие лицемерности, когда подросток учится скрывать свои истинные (постыдные) эмоции и делать вид, что у него всё хорошо.
Взрослые должны замечать такие моменты, быть к ним готовыми и правильно реагировать. Наиболее частая ошибка родителей — тут же удовлетворять желания подростка: купить тот самый iPhone, разрешить сделать тату на видном месте, оплатить пирсинг и т. д. Это не выход, потому что зависть в таких случаях будет распространяться и на другие предметы, станет масштабной и приведёт к поклонению перед миром денег и вещей. Нужно уделять ребёнку больше времени, избавить от одиночества и внутренних комплексов, всеми возможными способами поднять самооценку. Подросток, который чувствует любовь и поддержку родителей, сумеет обуздать собственные негативные порывы и справиться с этим трудным периодом.
18-30 лет
Этот возрастной период психологи выделяют отдельно, утверждая, что именно он становится настоящим фундаментом для всевозможных форм зависти. Если в пубертатный период по окончании полового созревания и нормализации гормонального фона юношеский максимализм проходит, то здесь этого ждать не приходится. Согласно статистике, именно с 18 до 30 лет людям свойственно испытывать жгучую, порой невыносимую зависть.
Это связано, во-первых, с самоопределением в жизни. Кому-то богатые родители покупают место в престижном вузе, а кто-то, имея отличный аттестат, вынужден поступать в учебное заведение на порядок ниже. Некоторые вылетают из родительского гнезда и начинают самостоятельно обустраивать свой быт, а других продолжают опекать и контролировать взрослые. Все эти факторы являются благодатной почвой для взращивания зависти к более успешным и удачливым сверстникам.
Вторая причина — межличностные отношения между полами, оформление семьи. Кто-то начинает встречаться ещё со школьной скамьи, женится, покупает квартиру, заводит детей — всё отлично. У других личная жизнь идёт наперекосяк: один партнёр сменяет другого, никакого постоянства, несчастная любовь — о каком тут семейном счастье может идти речь. Особенно страдают от этого девушки, которые стремятся получить статус замужней женщины как можно быстрее и завидуют подругам, успевшим кого-то окольцевать.
И, наконец, именно в этом возрасте большую роль играет внешность. При устройстве на работу молодых кадров часто отдаётся предпочтение не только коммуникабельным и образованным, но и тем, кто красив, хорошо одет, ладно скроен. Люди с врождёнными физическими недостатками и внутренними комплексами нередко оказываются за бортом. И начинает таиться в душе обида — начало всеразрушающей и патологической зависти.
Тем, кто страдает от зависти в этом возрасте, психологи настоятельно советуют заниматься саморазвитием и обращаться за помощью к профильным специалистам.
После 30 лет
В этом возрасте чувство обострённой зависти начинает затухать у тех, кто добивается поставленных целей и уже имеет определённое положение в обществе. У тех же, кто так и не смог справиться со своими комплексами, переходит в статус патологии и психического расстройства. После 40 лет люди, обретая жизненный опыт, уже умеют контролировать свои чувства и эмоции, поэтому редко обращаются за помощью с такой проблемой.
Зависть может быть разрушающей, если становится патологией и подчиняет себе все стремления человека, отравляя его жизнь и душу день ото дня. В этом случае с ней надо бороться любыми способами, привлекая собственные внутренние ресурсы или прибегая к помощи со стороны. Нужно помнить, что она также может нести в себе положительный заряд, если мотивирует двигаться вперёд и достигать вершин. Именно к такой её ипостаси и нужно всем стремиться.
Источник