- Зависимость эффективности деятельности от уровня эмоциональной напряженности
- Методическая разработка практического занятия по психологии для специальности «Лечебное дело». Тема: Эмоциональные процессы и состояния ЛД 2017
- «Балашовское медицинское училище»
- Методическая разработка
- План занятия
- Продолжительность: 4 часа (2+2)
- Виды нарушений эмоционального состояния пациента. Общение с пациентом, имеющим нарушение эмоционального состояния.
Зависимость эффективности деятельности от уровня эмоциональной напряженности
Среди эмоциональных состояний выделяют эмоциональную напряженность, характеризующуюся повышенным уровнем активации (возбуждения).
Эмоциональная напряженность может оказывать на эффективность деятельности как положительное, так и отрицательное действие. По данным Е. А. Иванова и др., эмоциональная напряженность перед прыжком с парашютом увеличивает мышечную силу, но расстраивает моторную координацию.
В состоянии эмоциональной напряженности активизируются спонтанные речевые проявления; резко возрастает количество привычных речений, слов-«паразитов», клише. Эти привычные речения артикулируются в более высоком темпе, чем в речи, происходящей в обычном состоянии, что приводит к изменению темпа артикулирования. Существенно возрастает количество некоммуникативных жестов, сопровождающих речь, факт появления которых не осознается говорящим. Наличие затруднений в выборе слов и в формулировании мыслей, с одной стороны, и активизация спонтанных проявлений, с другой стороны, приводят к резким колебаниям общего темпа речи на отдельных участках речевой цепи, с чем, в известной степени, связаны и колебания частоты основного тона».
Источник
Методическая разработка практического занятия по психологии для специальности «Лечебное дело». Тема: Эмоциональные процессы и состояния ЛД 2017
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Балашовское медицинское училище»
Методическая разработка
занятия по психологии
(раздел «Общая психология»)
Эмоциональные процессы и состояния
форма: практическое занятие
продолжительность: 4 часа
для групп 2 курса специальности
Составлена на основании рабочей программы преподавателя
Методическое обоснование темы
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования для специальности «Лечебное дело» предусмотрено теоретическое изучение понятий по теме «Эмоциональные процессы и состояния», которая, является очень важной в процессе изучения курса психологии, поскольку проблемы эмоциональной стабильности и саморегуляции, ее особенностей в процессе взаимодействия, весьма значительны для специалистов профессий системы «человек-человек».
Для того чтобы теоретически изучить понятия и закрепить полученные знания, создать мотивационную основу практической ориентации в собственной индивидуальности и личностных особенностях окружающих в программе обучения психологии запланированы одно теоретическое занятие (2 часа) и два практических занятия (4 часа) по данной теме.
Практические занятия проводятся сразу после теоретического по данной теме, чтобы обеспечить качественное закрепление теоретических знаний, развивать познавательную активность учащихся, стимулировать их стремление к самопознанию, формировать адекватную ориентацию во внутренней психической реальности и саморегуляцию поведения.
Для проведения занятия используется личностно-ориентированная модель обучения и воспитания с использованием элементов дискуссии и проблемного обучения.
План занятия
Для групп 2 курса всех отделений
Учебная дисциплина: психология (общая)
Форма занятия: практическое
Продолжительность: 4 часа (2+2)
Тема: «Эмоциональные процессы и состояния»
Обобщить, закрепить теоретические знания по теме; проконтролировать уровень их усвоения;
Дать представление об эмоциональном обеспечении поведения, зависимости здоровья, эффективности деятельности от уровня эмоциональной напряженности;
Сформировать представление о прикладном аспекте получаемой информации;
Ознакомить с некоторыми методиками психодиагностики эмоциональных процессов и состояний.
Развивать познавательную активность;
Продолжать развивать эмпатийное отношение к индивидуальным личностным особенностям окружающих;
Развивать способность к обобщению и категоризации получаемой информации;
Развивать навыки психодиагностики, самонаблюдения, саморегуляции.
Воспитывать стремление к активному восприятию и переработке полученной информации;
Продолжать воспитывать уважительное отношение к личности;
Воспитывать стремление к взаимопониманию и самосовершенствованию.
об эмоциональных процессах и состояниях в целом;
о видах, механизмах, функциях эмоций
о видах, чувств, их классификации;
о роли и месте эмоциональных процессов в психической деятельности человека;
об эмоциональном обеспечении поведения;
о зависимости здоровья, эффективности деятельности от уровня эмоциональной напряженности;
о зависимости эмоций и работы;
об эустрессе и дистрессе;
о стрессе в деятельности средних медицинских работников.
классификация эмоциональных состояний человека;
эмоциональные особенности и свойства личности;
определения, функции и механизмов эмоциональных процессов и состояний.
ориентироваться в разнообразии эмоциональных процессов и состояний;
выделять эмоциональные проявления в поведении.
Эмоции, чувства, аффект, страсть, фрустрация, стресс, дистресс.
Эмоциональные процессы и состояния
Психологические аспекты работы по специальности
Практическая профессиональная деятельность
Основные этапы организации и проведения занятия
Формулировка темы. Определение целей занятия.
Фронтальный контроль исходного уровня знаний студентов
по теме занятия
Подведение итогов исходного контроля
Сообщения студентов по теме занятия
Самостоятельная работа (решение ситуативных задач по новому материалу, практическая психодиагностика)
Собеседование для контроля усвоения информационного
Подведение итогов занятия. Выставление оценок
Проверка исходного уровня знаний.
Ответы на вопросы студентов по домашнему заданию.
Самостоятельная работа студентов (решение ситуативных задач, практическая психодиагностика)
Подведение итогов занятия. Выставление оценок
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПО САМОПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ
Цели самоподготовки: по информационному материалу теоретического занятия составить понятие об эмоциональных процессах, их месте в ряду других психических феноменов, и их основных характеристиках.
Изучить теоретический материал по теме занятия.
Проверить успешность усвоения основных понятий темы, пользуясь заданиями (см. далее).
Записать возникшие вопросы по теме, с тем, чтобы выяснить их у преподавателя.
Подготовить сообщение по одной из тем:
Классификация эмоциональных состояний человека
Эмоциональные особенности и свойства личности
Определения, функции и механизмов эмоциональных процессов и состояний
Виды, механизмы, функции эмоций
Виды чувств, их классификация
Роль и место эмоциональных процессов в психической деятельности человека
Эмоциональное обеспечение поведения
Зависимость здоровья, эффективности деятельности от уровня эмоциональной напряженности
Зависимость эмоций и работы
Эустресс и дистресс
Стресс в деятельности средних медицинских работников
Вопросы для проверки усвоения основных понятий темы.
Можно ли, наблюдая за поведением человека, точно определить, какие эмоции он испытывает? Обоснуйте свой ответ.
Является ли знание о физиологических изменениях в организме достаточным для определения эмоционального состояния человека? Почему?
Что утверждает теория Джемса-Ланге?
По каким критериям эмоциональные явления разделяются на аффекты, собственно эмоции, чувства и настроения?
Как объясняется возникновение эмоций в когнитивных теориях?
В чем состоит регулирующая функция эмоций?
Чем отличается стресс от дистресса?
Какие основные эмоциональные состояния Вы можете назвать? Опишите их.
Ответы на эти вопросы Вы можете найти в информационному материалу теоретического занятия.
Годфруа Ж. Что такое психология? М. «Мир», 2012.
Немов Р. С. Психология. М. «Просвещение», 2014.
Хрестоматия по психологии эмоций. Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М. изд-во МГУ, 2012.
Селье Г. Стресс без дистресса. М. «Прогресс», 2014.
Творогова Н.Д. Психология (Курс лекций) М; 2015.
РАБОТА НА ЗАНЯТИИ
ЗАДАНИЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
1. Какие три аспекта выражения эмоций Вы знаете?
В следующих пунктах заполните пропущенные места:
2. Сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, называются.
3. возникают в результате обобщения эмоций, имеют отчетливо выраженный предметный характер, отличаются устойчивостью.
4. Отрицательное эмоциональное переживание, вызванное блокировкой какого-либо стремления, невозможностью достичь желаемого называется.
5. Фазы синдрома общей адаптации: . . ..
В следующих пунктах выберите один или несколько правильных ответов:
6. К функциям эмоций относятся:
б) категоризация стимулов
д) порождение мотивов.
7. Отрицательные эмоции возникают, когда имеющаяся в наличии информация:
8. К факторам, определяющим возникновение эмоций, относятся :
а) характер получаемой информации
б) вероятность удовлетворения потребности
в) степень внимания к информации
г) уровень умственного развития.
9. Интенсивность эмоций зависит от:
а) восприятия данной информации
б) уровня бодрствования
в) анализа получаемой информации.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИИ
Задание 1. Функции эмоций.
Представьте себе человека, полностью лишенного всех эмоций.
Как протекали бы его психические процессы?
Как он воспринимал бы окружающий мир?
Какие трудности возникли бы в процессе воспитания такого человека?
Смог бы он сформироваться в полноценную личность?
Какие проблемы он бы встречал при общении с другими людьми?
При обсуждении этой гипотетической ситуации выявляется важность эмоций и необходимость выполняемых ими функций для нормального течения душевной жизни.
Задание 2 . Формы переживания.
Какие эмоциональные явления описаны в приведенных ниже литературных отрывках?
а) Ей отрадно было думать, что она не лучше, как прежде думала, а хуже, гораздо хуже всех, всех, кто только есть на свете. Но этого мало было. Она знала это и спрашивала себя «что же дальше?» А дальше ничего не было. Не было никакой радости в жизни, а жизнь проходила. Наташа, видимо, старалась только никому не быть в тягость, никому не мешать, но для себя ей ничего не нужно было. Она удалялась от всех домашних.
б). Пьеру захотелось тоже говорить. Он выдвинулся вперед, чувствуя себя воодушевленным, сам не зная еще чем, и сам не зная еще, что он скажет. Он ожесточился против сенатора, вносящего эту правильность и узость воззрений. Пьер выступил вперед и остановил его. Он сам не знал, что будет говорить, но начал оживленно.
в) — Разбойники, что делают! — закричал офицер, оборачиваясь к Пьеру. Лицо офицера было красно и потно, нахмуренные глаза блестели. — Беги к резервам, привози ящики! — крикнул он сердито.
г) Пьер хотел что-то сказать, взглянул на нее странными глазами, выражения которых она не поняла и опять лет. Он физически страдал в эту минуту: грудь его стесняло и он не мог дышать. Он знал, что ему надо что-то сделать, чтобы прекратить это страдание, но то, что он хотел сделать, было слишком страшно.
Пьер вскочил с дивана и, шатаясь бросился к ней.
— Я тебя убью! — закричал он, и схватив со стола мраморную доску с неизвестной еще ему силой, сделал шаг к ней и замахнулся на нее. Пьер почувствовал увлечение и прелесть бешенства. Бог знает, что сделал бы Пьер в эту минуту, если бы Элен не выбежала из комнаты.
Обоснуйте свой ответ.
По каким параметрам различаются эти переживания?
Каковы субъективные различия?
По каким внешне наблюдаемым признакам можно судить об эмоциональном состоянии другого?
Задание 3. Деструктивные аспекты эмоций.
Всегда ли аффективная реакция является деструктивной?
Какой биологический смысл заложен в механизме аффективной разрядки?
В каких случаях эмоции нарушают нормальное протекание деятельности, а в каких — наоборот способствуют ей? (В качестве примера предлагается подробно рассмотреть реакцию тревоги).
Задание 4. Внешние проявления эмоций.
Как Вы думаете, какую эмоцию испытывает человек, который:
а) Сидит понурившись, плечи опущены, руки бессильно свисают, голова склонена, неподвижный взгляд устремлен в пол, голос глухой, речь немного замедлена.
б) Поза напряженная, руки лихорадочно перебирают край одежды, взгляд бегающий, речь отрывистая, быстрая, голос громкий, иногда срывающийся.
в) Сидит неподвижно, немного подавшись вперед, тело напряжено, взгляд неотрывно устремлен на собеседника, говорит почти шепотом или громкими отрывистыми междометиями.
Достаточно ли приведенной информации, чтобы точно определить эмоцию?
Задание 5. Опишите внешний вид человека при различных эмоциях, так, чтобы Ваши товарищи смогли догадаться, какую эмоцию Вы имеете в виду. (Причем, описывать нужно только в терминах положения и физических характеристик тела, нельзя говорить «печальное выражение лица», нужно описывать: брови приподняты и надломлены, углы рта опущены вниз и т. д.).
Как Вы думаете, почему возникают затруднения при соблюдении этого ограничения?
Проводится в форме беседы-обсуждения основных понятий темы.
Преподаватель оценивает не просто усвоение формулировок, но понимание материала и возможность проблематизации, дает обратную связь об активности студентов на занятии.
Источник
Виды нарушений эмоционального состояния пациента. Общение с пациентом, имеющим нарушение эмоционального состояния.
Маниакальное состояние или мания. В основе этого расстройства эмоциональной сферы лежит повышенное настроение, достигающее патологической степени, которое зависит не столько от внешних, сколько от внутренних факторов. Депрессивное состояние.Для него характерны симптомы, прямо противоположные тем, которые встречаются при маниакальном состоянии. Эйфория. У здоровых людей — это состояние довольства, блаженства, благодушия. У больных — патологически приподнятое настроение, не адекватное ни окружающей действительности, ни физическому состоянию больного. Дисфория — (дис-разлад) — расстройство, при котором наблюдается немотивированное тоскливо-злобно-раздражительное настроение. Начинаются эти расстройства внезапно, без видимого повода и также неожиданно заканчиваются. Эмоциональная лабильность (подвижность, легкость, неустойчивость). В норме повышенная эмоциональная возбудимость свойственна детям, особенно в дошкольном возрасте. Эмоциональная лабильность бывает и при неврозах. Амбивалентность — двойственность, противоречивость эмоций с одновременным сочетанием, например, любви и ненависти к одному и тому же человеку. Элементы, такой двойственности, умеренно выраженные, имеют место и у здоровых людей. Неадекватность эмоций. К частым симптомам нарушения чувственной сферы относится неадекватность эмоций. Пережнвания при этом не соответствуют случаю, вызвавшему их. Эмоциональная тупость. В результате некоторых тяжелых психических заболеваний наступает опустошение эмоциональной сферы, развивается эмоциональная тупость.
Зависимость здоровья, эффективности деятельности от уровня эмоциональной напряженности. Эустресс и дистресс.
Эустресс — состояние человека, способного чувствовать вокруг себя наличие проблем и быть в состоянии решить их; положительный стресс, стресс наоборот.
Дистресс (от греч. dys — приставка, означающая расстройство + англ. stress — напряжение) — стресс, связанный с выраженными негативными эмоциями и оказывающий вредное влияние на здоровье.
Дистресс — разрушительный процесс, ухудшающий протекание психофизиологических функций. Дистресс чаще относится к длительному стрессу, при котором происходят мобилизация и расходование и «поверхностных», и «глубоких» адаптационных резервов. Такой стресс может переходить в психическую болезнь (невроз, психоз).
Виды стресса. Стресс в профессиональной деятельности медицинской сестры. Профилактика стресса.
Стресс — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).
ЭустрессПонятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».
ДистрессНегативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.
Эмоциональный стрессЭмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма — разлаживаться.
Психологический стрессПсихологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами.
Стрессоры: вызванные условиями труда (эмоциональный контакт с пациентом, контакт со смертью, уменьшение зарплаты, монотонность); по личным причинам, провоцируемые администрацией ЛПУ, при общении с пациентами и родственниками, при общении с коллегами.
Сублимация (изменение среды пребывания в эмоционально воздействующей среде), смена деятельности, средства вытесняющего воздействия, коррекция своего поведения, самокоректировка личности, медикаменты.
Источник