Соотношение темперамента, характера и способностей. Темперамент и деятельность
Темперамент выступает в качестве индивидной основы различных личностных свойств, прежде всего характера. Свойства темперамента могут облегчать или затруднять формирование у человека тех или иных черт характера. Страстность, активность, энергия холерика, подвижность, живость и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость меланхолика, спокойствие и отсутствие торопливости флегматика — вот примеры тех ценных свойств личности, наклонность к которым связана с отдельными темпераментами. Но не всякий холерик энергичен и не всякий сангвиник отзывчив. Эти свойства надо выработать в себе, а темперамент лишь облегчает или затрудняет эту задачу. Холерику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергию действия, тогда как флегматику легче выработать выдержку и хладнокровие. Поэтому главная задача должна заключаться в том, чтобы путем систематической работы содействовать развитию положительных его качеств и одновременно противодействовать появлению отрицательных.
Темперамент не определяет способности и одаренность человека. Талантливым или бездарным — может быть человек с любым темпераментом. Успешность человека зависит не от его темперамента, а от способностей, знаний, навыков и направленности личности.
Большие способности могут встречаться одинаково часто при любом темпераменте. Среди выдающихся талантов во всякой сфере деятельности можно найти людей с разным темпераментом. Если взять, например, крупнейших русских писателей, то у А.С. Пушкина мы можем отметить яркие черты холерического темперамента, у А.И. Герцена — сангвинического, у И.В. Гоголя и В. А. Жуковского — меланхолического, у И.А. Крылова и И.А Гончарова — флегматического. Два великих русских полководца — А.В. Суворов и М.И. Кутузов — с точки зрения темперамента образуют резкую противоположность. Суворов был типичным холериком, а у Кутузова наблюдались черты, характерные для флегматического темперамента, например медлительность движений, спокойствие, хладнокровие.
Сравнение типов темперамента показывает, что нет хороших и плохих темпераментов, — каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Различия по темпераменту — это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений.
Так, исследования трудовой деятельности показали, что люди с различными типами темперамента могут приспосабливаться к одним и тем же видам деятельности за счет актуализации только им присущих свойств, благодаря которым у них вырабатывается индивидуальная система приемов и способов деятельности. Сочетание свойств темперамента, проявляющееся в поведении и общении человека, определяет его индивидуальный стиль деятельности и общения. Индивидуальный стиль деятельности — это не врожденная характеристика человека. Он может рассматриваться как результат приспособления врожденных свойств нервной системы к условиям выполняемой деятельности, а более широко — к условиям социального бытия.
Вместе с тем в определенных видах деятельности от свойств темперамента может зависеть не только ход их выполнения, но и результат. В тех областях труда, где предъявляются достаточно жесткие требования к темпу или интенсивности действий, индивидуальные особенности динамических проявлений психики могут стать фактором, влияющим на пригодность к деятельности. В некоторых видах деятельности, где требования к качествам психики достаточно высоки, возникает необходимость профессионального отбора по качествам темперамента. Например, в профессиях, требующих высокого темпа реакций (диспетчеры аэропорта, летчики-испытатели и т. п.), необходимо обладать подвижным типом нервной системы. Но в большинстве профессий свойства темперамента не влияют на конечную продуктивность деятельности. Недостатки темперамента могут компенсироваться за счет хорошей профессиональной подготовки, волевых качеств, интересов и других психических свойств.
Источник
Темперамент, характер, способности
Темперамент (лат. temperamentum – соразмерность, надлежащее соотношение частей) – закономерное соотношение устойчивых особенностей функционирования психики, формирующее определенную динамику протекания психических процессов и проявляющееся в поведении и деятельности человека. В истории развития учения о психологии личности выделяются три основные системы взглядов на природу темперамента.
По теории греческого врача Гиппократа и римского ученого Галена, темперамент зависит от соотношения между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме, – кровью (лат. sanquis), желчью (греч. chole), черной желчью (греч. melaina chole) и слизью (греч. phlegma). Предполагая, что одна из них преобладает в организме человека, они выделили соответствующие темпераменты: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический.
И. П. Павлов в основу своей теории положил характеристики основных психических процессов (возбуждения и торможения): их силу, равновесие и подвижность. Сила нервных процессов характеризует нервную систему человека с точки зрения способности выдерживать влияние раздражителей внешней среды.
Уравновешенность нервных процессов указывает на особенности соотношения процессов возбуждения и торможения у человека. Подвижность нервных процессов показывает способность возбуждения и торможения быстро сменяться один другим.
Различные сочетания этих показателей присущи различным типам ВНД человека. В результате различного их сочетания первоначально были выделены четыре типа высшей нервной деятельности: сильный, безудержный, инертный и слабый. В дальнейшем ученый связал свое открытие с понятием темперамента, предложенным Гиппократом, и присвоил им соответствующие названия – сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.
Типы темперамента:
Сангвинический темперамент формируется на основе сильных, уравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих сильный тип ВНД и активный образ поведения. Сангвиникам свойственны активность, энергичность, быстрая и продуманная реакция на события, интерес к значимому и неизвестному. В общении они корректны, эмоционально сдержаны.
В поведении пластичны, легко приспосабливаются к изменяющейся обстановке и условиям деятельности. Холерический темперамент формируется на основе сильных, неуравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих безудержный тип ВНД и экспансивное поведение.
Людям этого темперамента (холерикам) присуща высокая активность, быстрота действий и энергичность. В общении они часто меняют настроение, легко проявляют резкость и вспышки эмоций. Разговаривают обычно быстро, решения принимают мгновенно, сопровождая их активной жестикуляцией и резкими движениями.
Флегматический темперамент формируется у людей с сильными, уравновешенными и малоподвижными нервными психическими процессами, определяющими инертный тип ВНД и размеренное поведение. Внешне это спокойные и несколько медлительные люди с невыразительными мимикой и жестами. Они легко переносят монотонные условия деятельности, основательны в выработке и принятии решений, успешно выполняют сложную однообразную работу. Круг их общения ограничен, речь однообразная и медленная.
Меланхолический темперамент формируется в результате слабых, неуравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих слабый тип ВНД и изменчивое поведение. Меланхолики легко ранимы, остро воспринимают несправедливость, отличаются постепенным вызреванием чувств, значительным влиянием настроения на качество их деятельности. В общении предпочитают слушать других, сопереживать, проявляют бережное отношение к чувствам собеседников, в результате чего очень часто пользуются уважением окружающих.
Характер – совокупность наиболее устойчивых психических черт, проявляющихся во всех видах межличностного взаимодействия человека и выражающих ее индивидуальное своеобразие. Считается, что индивидуальные особенности человека, образующие его характер, в первую очередь зависят от личностной направленности, типа нервной системы и обусловливаются его волей, эмоциями и интеллектом.
Среди черт характера одни выступают в качестве основных, задающих общую направленность его проявления, другие – как второстепенные, проявляющиеся лишь в определенных ситуациях. Их соответствие друг другу рассматривается как цельность характера (цельный характер), а противопоставление как его противоречивость (противоречивый характер).
В разные периоды истории люди по-разному объясняли становление характера человека: исходя из даты рождения (астрология и гороскопы); исследуя отношения между чертами лица и характером (физиогномика); изучая связь между строением черепа и характером (френология); обнаруживая связь между кожным рисунком ладоней и характером (хиромантия); фиксируя связь между строением тела и характером (Э. Кречмер, У. Шелдон).
Способности – соответствие психических особенностей личности требованиям, предъявляемым к ней конкретным видом деятельности. То есть, это психическое свойство личности, отражающее проявление таких ее особенностей, которые позволяют успешно выполнять различные виды деятельности.
Виды способностей:
- Природные (психомоторика, восприятие, память, внимание)
- Социальные (общие и специальные)
- Специальные – применяемые в конкретной деятельности.
- Общие – используемые во всех сферах деятельности человека.
Уровни способностей:
- Задатки – это врожденные особенности психики, позволяющие личности эффективно выполнять конкретную деятельность.
- Склонность представляет собой стремление личности к определенной деятельности.
- Одаренность – способность личности достичь высоких результатов в конкретной сфере деятельности;
- Талант – способность достичь выдающихся результатов в одной из сфер деятельности личности;
- Гениальность – способность достичь выдающихся результатов в конкретной области человеческой деятельности.
Источник
Темперамент и способности
Б. М. Теплов, так определил основные признаки способностей:
· способность есть индивидуальное свойство, которое различно проявляется у разных людей;
· способность есть свойство, связанное с успешным освоением, осуществлением деятельности;
· способности не тождественны знаниям, умениям, навыкам.
Способность — индивидуальное качество, связанное с готовностью к успешному освоению определенной деятельности. [52, 69; 29, 25]
Исследования, проводившиеся с целью ответить на вопрос, существует ли зависимость между уровнем интеллектуальных способностей и свойствами темперамента, в принципе дали отрицательный результат. Это означает, что индивиды с высоким уровнем интеллектуальных способностей могут обладать самыми различными комбинациями свойств темперамента и, напротив, имеющие один и тот же темперамент, обнаруживают различные показатели по тестам интеллектуальных способностей, что говорит о независимости этих характеристик. [49, 111]
Ряд исследователей рассматривает соотношение интеллектуальных и психодинамических особенностей в различных аспектах. Так Русалов В.М. считает, что общие способности (в том числе интеллектуальные) и психодинамические особенности имеют общие природные предпосылки. Они обладают общим динамическим компонентом – общей активностью. Автор выдвинул специальную (темпераментальную) теорию способностей. [46, 16]
Общие способности формируются в деятельности под влиянием задатков. Взаимодействие темперамента и общих способностей осуществляется через активность, которая имеет разное психологическое содержание на темпераментальном и интеллектуальном уровнях индивидуальности. [10, 167]
Некоторые ученые рассматривают психодинамические и интеллектуальные особенности в неразрывной связи. Так, Спирмен определяет темперамент как способность к пониманию отношений (абстрагированию). Хант определяет интеллект как скорость, с которой человек может воспроизводить информацию из долговременной памяти. Я. Стреляу делает вывод о том, что темперамент и способности обусловлены наследственностью. Он экспериментально подтвердил статистически достоверную связь такого показателя темперамента, как подвижность, с гибкостью и быстротой мышления.[49, 110] В исследованиях Голубевой Э. А. отмечено, что свойства нервной системы, являясь природной основой психодинамических особенностей, могут считаться и существенными индивидуально-типологическими предпосылками общих способностей. [8, 70] Лейтес Н. С. рассматривает в качестве компонента общих способностей активность и саморегуляцию. Активность и саморегуляция во взаимодействии образуют разные стороны первоосновы способностей. Свойства темперамента проявляются в:
— быстроте и устойчивости умственной работы;
— стиле занятий и отдыха;
— легкости пробуждения умственной активности;
— напряженности и длительности сохранения интеллектуальной активности.[27, 38]
Говоря о связи между темпераментом и умственными способностями, Я. Стреляу подчеркивает, что роль свойств темперамента сводится прежде всего к влиянию на динамику протекания интеллектуальных процессов. Эта динамика может проявляться в таких характеристиках умственной работы, как скорость актуализации информации, беглости интеллектуальных процессов, устойчивость и переключаемость внимания, прочность запоминания, умственная работоспособность и т. п. в общем, можно сказать, что свойства темперамента проявляются в индивидуальных различиях при выполнении усвоенных операций. [49, 112]
Есть мнение, что когда учебная деятельность соответствует психодинамическим особенностям личности, успешность интеллектуальной деятельности растет. Характер связи между мыслительными операциями и темпераментом на различных возрастных этапах неоднозначно влияет на: индивидуальный стиль умственной деятельности; выработку компенсаторных механизмов и маскировку темперамента; связь с такими процессами, как осознание своей интеллектуальной состоятельности, уникальности, ценности собственной личности.
Таким образом, оказывается, что темперамент и способности имеют много общего. Однако исследования, проводившиеся с целью ответить на вопрос, существует ли зависимость между уровнем интеллектуальных способностей и свойствами темперамента, в принципе дали отрицательный результат, что говорит о независимости этих характеристик. Но существует связь между темпераментом и умственными способностями, которая сводится к влиянию на динамику протекания интеллектуальных процессов. Однако нет в литературе данных о зависимости темперамента и уровня интеллекта. Также не дал результатов анализ мировой литературы за последние 15 лет в базе данных Medline, библиотеке Stanford (highwire. stanford. edu.), из этого следует, что информация по проблеме темперамента детей с нарушением интеллектуального развития отсутствует. А так, как темперамент является базовой характеристикой, причем воспитание и обучение должны строиться с учетом темпераментальных свойств, тем более у детей с нарушением интеллектуального развития. Поэтому работа, которую мы представляем, считается достаточно актуальной, как с практической, так и с теоретической точки зрения.
Источник