Зависимость эмоционального состояния водителей от дорожных условий

Титова А. А. Эмоциональный фактор в деятельности водителей
статья на тему

Деятельность водителей связана с опасностью, сложными дорожными ситуациями, ответственностью. Она осуществляется в особых экстремальных условиях. Это влияет на характер, содержание и качество деятельности водителей.

Скачать:

Вложение Размер
статья 20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональный фактор в деятельности водителей. Влияние эмоций на работоспособность и состояние водителей.

Работа выполнена под руководством Горюшинского В. С.

ТГТУ Кафедра «ОПиБД»

«Обстоятельства не правят нами – это мы, сталкиваясь лицом к лицу с обстоятельствами, руководим, выбираем и упорядочиваем.»

Деятельность водителей связана с опасностью, сложными дорожными ситуациями, ответственностью. Она осуществляется в особых экстремальных условиях. Это влияет на характер, содержание и качество деятельности водителей. На водителей действуют перегрузки, вибрации, сильные акустические воздействия и т. д., ситуации риска, которые связаны с боязнью совершить ошибку.

Основной фактор, который вызывает у водителей эмоциональное напряжение – необходимость постоянно оценивать дорожную обстановку, принимать решения в условиях недостатка времени. Степень эмоционального напряжения водителя постоянно меняется в процессе его деятельности. Очень важно быстро и безошибочно действовать даже при эмоциональном напряжении.

Все люди разные. У всех разные способности, характер. В опасной ситуации водитель с твердым характером, уверенный в себе, своих навыках будет действовать точно и быстро. Намного чаще попадают в аварии водители, у которых происходит частая смена настроения.

Очень важно для водителя не поддаваться панике, страху. Нужно быстро и решительно действовать.

Обиды и неприятности не оставляют водителя, когда он садится за руль. Депрессия или возбуждение затрудняют процесс восприятия и обработки информации, что увеличивает ошибочную деятельность водителя. Не следует садиться за руль человеку, пережившему трагедию, не нужно слушать за рулем грустную музыку, новости сообщающие о чем-то плохом. Глубокие эмоциональные переживания могут вызвать рассеянность, невнимание, и как следствие, дорожно-транспортное происшествие.

К явлениям невнимания относятся, прежде всего, состояния рассеянности. Она может быть результатом усталости, бессонницы, головной боли и однообразной деятельности. [1, стр. 19]

Существует феномен пустого взора – человек смотрит в какую-то точку, на какой-то предмет и не видит его, так как он задумался. Это очень опасно для водителей.

В литературе описан еще один, родственный пустому взору феномен, получивший название временного провала или дорожного гипноза. Он заключается в том, что после выполнения какой-то рутинной задачи, длинной прогулки или ведения машины человек не может вспомнить, что делал, когда и какие места прошел или проехал. [1, стр. 26]

Может появиться сонливость. Однообразный ландшафт, монотонный шум двигателя вызывают заторможенное состояние. Его иногда называют сонным опьянением или ступором. Появляется вялость, апатия, отвлеченные мысли, которые не имеют никакого отношения к управлению автомобилем. При этом резко снижается готовность водителя к изменениям дорожной обстановки.

Так же некоторые объекты на дороге могут выглядеть или казаться не такими, каковыми они являются на самом деле. [3, стр. 18]

Дополнительными причинами эмоционального напряжения водителей являются: чувство ответственности за безопасность пассажиров, сохранность груза, частое принятие ответственных решений, скорость движения, не соответствующая скорости потока транспортных средств.

Существуют так же зрительные и слуховые раздражители, которые влияют на эмоции водителя. Например, не отрегулированный свет фар встречных автомобилей раздражает водителя. Из-за громкой музыки водитель часто не замечает работу двигателя, сигналы других автомобилей, сирену спец. машин. Но в дальней дороге она помогает не заснуть за рулем. Так же помогает разговор с пассажирами, негромкое пение. Можно посасывать кислые конфеты или жевать жвачку. Можно проветривать кабину и не допускать повышение температуры в салоне автомобиля. Лучше прослушивать легкую бодрую музыку, спортивные радиопередачи. Но не следует их слушать в городе, так как они сильно отвлекают внимание.

Из-за различных брелков и игрушек, установленных на панели автомобиля, водитель, сам не замечая, становится раздражительнее.

Также очень важны такие параметры, как плохая видимость, неудобное сиденье, частые перепады температуры в автомобиле, недостаточная освещенность дороги в темное время суток, попадание в кабину паров бензина или отработанных газов.

Работоспособность – это уровень функциональных возможностей организма, характеризующийся эффективностью работ, выполняемых за определенный промежуток времени.

Работоспособность зависит от условий работы, половой принадлежностью, состояния здоровья, настроение, и т.д. Эмоции действуют на человека очень сильно. Отрицательные эмоции, например, плохое настроение, вызывают утомлению, чувство страха, неуверенности. Положительные эмоции, наоборот, помогают быстрее войти в рабочий ритм. Но положительные эмоции могут также отрицательно влиять на деятельность водителя. Машина – источник повышенной опасности. Водитель за рулем не должен отвлекаться ни на что. Он обязан сосредоточиться на процессе вождения.

Очень важно за рулем не отвлекаться на посторонние вещи. Например, на сотовый телефон, на пассажиров.

Бывают такие случаи, когда дорожно-транспортное происшествие происходит по вине пассажиров, которые чем-то помешали водителю или отвлекли его от дороги. Некоторые люди стараются доказать, что они знают все лучше, в том числе пытаются показать и навыки вождения у них лучше. Они вводят водителя в стресс и провоцируют аварию.

Не во всех случаях можно контролировать стрессор, но можно научиться контролировать свою реакцию на стресс. Существуют такие техники, которые могут быть эффективными в фокусировании на эмоциях, как глубокое дыхание, тренинг прогрессирующей мышечной релаксации, визуализация. [2, стр. 4 — 5]

Умение контролировать свои эмоции поможет в различных ситуациях. Нельзя позволять другим людям влиять на свои эмоциональные и физиологические реакции, особенно за рулем.

Водителю необходимо знать свои психологические возможности, возможности в управлении автомобилем.

  1. Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 1995. – 352 с.
  2. Хлудова О. В. Психотехники по формированию стрессоустойчивости личности к экстримальным ситуациям: Материалы для тренинга. Тамбов: Изд-во Тамб. Гос. техн. Ун-та, 2004, 48 с.
  3. Девид Майерс «Интуиция», перевод с англ. Малкова И. И. – СПб.: Питер, 2009, 250 с.

Источник

Зависимость эмоционального состояния водителей от дорожных условий

// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2 (60) 2010, с.32-36.

Среди многих проблем автомобилизации важную роль играют взаимоотношения людей, участвующих в дорожном движении: водителей, пешеходов, сотрудников ГИБДД. Это понятно, ибо от взаимоуважения во многом зависит безопасность на дорогах.

Опыт – основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний и умений, навыков [2]. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений. Опытный водитель – это, прежде всего, культура на дороге; сознание и понимание того, что ты не один участвуешь в движении; умение своими действиями не только не создавать помех другим водителям, но и при необходимости помочь им выйти из затруднительного положения.

Большинство ученых считают, что водителей можно разбить на 3 группы:

  1. Предрасположенные или склонные к ДТП.
  2. Нейтральные или индифферентные водители.
  3. Безопасные или надежные водители.

Исследования В.В. Амбарцумяна, В.Н. Бабина, О.П. Гуджояна и А.В. Петридиса показали, что 69% всех водителей не совершают ДТП, 12% совершают ДТП, 12% совершают 33% ДТП, а 19% водителей совершают оставшиеся 67% ДТП. Часть ученых считают, что ДТП может случиться с каждым водителем как результат бессознательных или неконтролируемых действий в опасных ситуациях, в которые может попасть несколько раз в день любой водитель [1].

Непрерывность движения постоянно нарушается дорожными знаками, запрещающими сигналами и участниками движения. Водителю приходится выполнять большое число действий по управлению транспортным средством, но если водитель куда-то торопится, то часть из этих действий оказывается ошибочной. Да, дефицит времени часто является причиной ДТП.

Например, Коноплянко В.И. отмечает следующие ошибки водителей, связанные с дефицитом времени:

  • ошибка в проведении ситуационного анализа (например, водитель при приближении к перекрестку считает, что включенный желтый сигнал светофора смениться на зеленый, но включается красный);
  • неверное принятие решения (например, вместо маневра, единственно необходимого в данной дорожно-транспортной ситуации, водитель применяет экстренное торможение);
  • ошибочность действия (например, принято правильное решение применить экстренное торможение, однако, водитель ошибочно нажимает педаль акселератора, увеличивая, тем самым, скорость) [4].

Перечисленные факторы могут являться следствием психического состояния водителя в данный момент. Поэтому водителю при управлении транспортным средством необходимо длительное время сохранять оптимальное психическое состояние, при котором наиболее быстро и качественно протекает процесс восприятия информации. Отклонения от нормального психического состояния затрудняют процесс восприятия и переработки информации и, тем самым, увеличивают вероятность ошибочных действий водителя.

Психические свойства людей неодинаковы. На психические свойства человека влияют факторы окружающей среды, которые, оказывая влияние на нервную систему, изменяют глубину и скорость протекания психических процессов.

Для понимания индивидуально-психологических особенностей водителя недостаточно только изучения отдельных психических процессов, характеризующих человека как личность. Способности человека – это совокупность врожденных анатомофизиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности [2].

В структуре способностей очень важны творческое отношение личности к выполняемой деятельности, психологическая готовность учиться и трудиться, осознание своих способностей, критичность и самостоятельность их оценки. Способности различных людей к одной и той же деятельности могут иметь различную структуру благодаря индивидуальному своеобразию психических качеств и их сочетаний. Способности человека к профессиональной деятельности водителя транспортных средств в основном определяются следующими качествами:

  1. Хорошим физическим развитием, выносливостью, ловкостью и хорошей координацией движений.
  2. Легкостью образования и изменения двигательных навыков.
  3. Высокой степенью развития функций органов чувств, в особенности органов зрения, слуха и мышечного чувства.
  4. Скоростью и точностью сенсомоторных реакций.
  5. Быстротой и точностью определения скорости движения и пространственных отношений.
  6. Широким распределением, быстротой переключения и устойчивостью внимания.
  7. Хорошей зрительной памятью, высокой степенью готовности памяти.
  8. Настойчивостью, решительностью, смелостью.
  9. Склонностью к технике, техническому мышлению, интересом к профессиональной работе водителя.
  10. Эмоциональной устойчивостью, самообладанием, дисциплинированностью.
  11. Инициативностью и сообразительностью.
  12. Развитым воображением, умением предвидеть и рефлексировать действия других участников дорожного движения.

Психофизиологические характеристики показывают способность водителя воспринимать дорожную информацию, осмысливать ее, принимать решения и своевременно выполнять действия по управлению транспортным средством. Психофизиологические свойства человека определяют особенности психических и физиологических процессов его организма. К этим свойствам относятся восприятие (ощущение), внимание, мышление, память, эмоции, воля, а также личностные качества [1].

Различают ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, вибрационные, двигательные и другие [2]. В процессе движения зрительный анализатор является основным источником информации об окружающей человека обстановке. Если снизить возможность видеть дорожную остановку, то это может повлечь за собой увеличение числа ДТП. Как показывает статистика, большое количество ДТП (до 60%) происходит в темное время суток, несмотря на снижение в это время суток интенсивности движения до 10–15% от её дневной величины [1].

Наибольшее количество ДТП происходит в вечерние часы «пик» – с 16.00 до 21.00 ч. На это время приходится около 38% ДТП, 41% погибших и 39% раненых от общего числа пострадавших за сутки. В период времени с 1.00 до 7.00 ч. из-за низкой интенсивности движения аварийность сравнительно невелика, но она характеризуется особой тяжестью последствий [3].

Можно предположить, что низкая интенсивность движения ночью вызывает у водителя чувство ложной безопасности и самоуверенности. В условиях плохой видимости проявляется постоянный недостаток информации о дорожно-транспортной обстановке. Ночью деятельность водителя затрудняет недостаток зрительной информации. Этот фактор и возникающие при этом отрицательные эмоции утомляют водителя. Можно сделать вывод, что некоторые особенности физиологии зрения должны учитываться водителем при выборе режима движения в условиях искусственного освещения дороги.

Время реакции является важным показателем профессиональной подготовленности и надежности. Каждый водитель должен знать время своих реакций и стараться снизить его. Важнейшим фактором, обеспечивающим надежность водителя, является внимание.

Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном [2]. Внимание водителя может быть отвлечено его действиями, которые не связаны с управлением транспортного средства. Мышление водителя в процессе профессиональной деятельности совершенствуется и оказывает организующее влияние на его действия в различных дорожных условиях и опасных ситуациях. Чем глубже знания человека, тем продуктивнее процесс мышления. Однако сами по себе знания еще не могут обеспечить правильного мышления, если человек не умеет ими распоряжаться. Правильное мышление водителя определяется его специальными знаниями и опытом.

Усвоение правил дорожного движения и запоминания последовательности действий в различных ситуациях будет тем успешнее, чем больше водитель будет связывать правила и действия с конкретными дорожными ситуациями. Хорошо запоминается эмоционально насыщенный и с интересом воспринимаемый учебный материал. Всё, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение. Человек не только воспринимает окружающие предметы и явления, но и воздействует на них.

Большое нервное напряжение часто возникает у водителей в неожиданных опасных и сложных дорожных ситуациях. Многое зависит от опыта водителя. Молодой водитель, для которого каждая такая ситуация возникает впервые, естественно, испытывает большое нервное напряжение, что при недостатке опыта нередко приводит к ошибкам. Есть категория людей, которых называют неуравновешенными или эмоционально неустойчивыми. У них положительные или отрицательные эмоции протекают очень бурно. Сильное нервное возбуждение возникает даже по незначительному поводу. Нередко таких людей можно встретить за рулем автомобиля. Это создает серьезную угрозу для безопасности дорожного движения.

Большое значение для безопасности дорожного движения имеет способность водителя преодолевать эмоциональное напряжение, чувство страха. Каждый человек отличается целым рядом особенностей, совокупность которых составляет его индивидуальность. Для безопасности дорожного движения очень важно, какой человек сидит за рулем, что он представляет собой как личность. Отрицательные черты личности затрудняют деятельность водителя, ведут к ошибкам и ДТП. Водители, допускающие наименьшее количество нарушений, характеризуются не только высокой дисциплинированностью, но и уравновешенностью, рассудительностью, находчивостью, более широкими интересами, высокими нравственными и моральными качествами. Воспитание этих качеств у водителей должно быть первостепенной задачей руководителей всех учебных и автотранспортных предприятий.

Конфликтные ситуации в отношениях между водителями и пешеходами возникают как на обозначенных пешеходных переходах, где чаще могут быть виновниками водители, так и на проезжей части. В последнем случае вина почти полностью ложится на пешеходов. Анализ дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездом на пешеходов, говорит о том, что в большинстве случаев, с технической точки зрения, их можно было предотвратить. Водителю достаточно было снизить скорость перед тем участком дороги, где пешеход может появиться неожиданно.

Рассматривая вопросы взаимоотношения между участниками движения, нельзя не коснуться взаимоотношений между водителями и сотрудниками ГИБДД. От этих взаимоотношений в значительной степени зависит моральный климат на дороге. Водители не всегда знакомы с правами и обязанностями сотрудников ГИБДД. Это незнание часто является причиной разногласий между водителем и инспектором. По роду своей службы сотрудники ГИБДД обязаны принимать все меры для обеспечения безопасности всех, кто находится на дороге. В зависимости от того, как они относятся к своим служебным обязанностям, какими методами добиваются обеспечения безопасности дорожного движения, в значительной мере зависит отношение к ним водителей. Кроме различных мер воспитательного и предупредительного характера, инспектор имеет право налагать на водителей взыскания.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что серьезные причины недостатков в обеспечении безопасности дорожного движения связаны и с главными участниками его — водителями, и с пешеходами, и с сотрудниками ГИБДД.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безопасность дорожного движения : учебное пособие для подготовки и повышения квалификации кадров автомобильного транспорта / В.В. Амбарцумян, В.Н. Бабанин, О.П. Гуджоян, А.В. Петридис ; под ред. чл. корр. Рос. акад. наук, проф. В.Н. Луканина. – М. : Машиностроение, 2008. – 304 с.

2. Гуревич, П.С. Психологический словарь / П.С. Гуревич. – М. : ОЛМАПРЕСС Образование, 2007. – 800 с.

3. Дорожно-транспортные происшествия : нормативные акты, материалы судебной практики, образцы документов / под ред. М.Ю. Тихомирова. – 4-е изд., доп. и перераб. – М. : Изд. Тихомирова М.Ю., 2008. – 284 с.

4. Коноплянко, В.И. Основы управления автомобилем и безопасность дорожного движения : учеб. пособие / В.И. Коноплянко, В.В. Зырянов, Ю.В. Воробьев. – М. : Высш. шк. 2005. – 271 с.

Источник

Читайте также:  Лечение стресса у кур
Оцените статью