Зацелую допьяна изомну как цвет хмельному от радости пересуду нет есенин

Сергей Александрович Есенин

Сергей Есенин Стихи

Закружилась листва золотая…

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.
И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.
Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.
Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать…
Где ты, где, моя тихая радость –
Все любя, ничего не желать?
1918

Несказанное, синее, нежное…

Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя — поле безбрежное —
Дышит запахом меда и роз.
Я утих. Годы сделали дело,
Но того, что прошло, не кляну.
Словно тройка коней оголтелая
Прокатилась во всю страну.
Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот в лесной обители
Даже слышно, как падает лист.
Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?
Все спокойно впивает грудь.
Стой, душа, мы с тобой проехали
Через бурный положенный путь.
Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.
Принимаю, что было и не было,
Только жаль на тридцатом году —
Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду.
Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,
Так же гнется, как в поле трава…
Эх ты, молодость, буйная молодость,
Золотая сорвиголова!

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.
1924

Выткался на озере алый свет зари…

Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется — на душе светло.
Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
Сядем в копны свежие под соседний стог.
Зацелую допьяна, изомну, как цвет,
Хмельному от радости пересуду нет.
Ты сама под ласками сбросишь шелк фаты,
Унесу я пьяную до утра в кусты.
И пускай со звонами плачут глухари,
Есть тоска веселая в алостях зари.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
1913

Клен ты мой опавший, клен заледенелый

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.
И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.
Ах, и сам я нынче чтой то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.
Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.
Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.
И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.
28 ноября 1925

Загорелась зорька красная
В небе темно голубом,
Полоса явилась ясная
В своем блеске золотом.
Лучи солнышка высоко
Отразили в небе свет.
И рассыпались далеко
От них новые в ответ.
Лучи ярко золотые
Осветили землю вдруг.
Небеса уж голубые
Расстилаются вокруг.
1911–1912

Читайте также:  Женщина без чувства юмора 2016 женщина без чувства юмора 2016

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 26.10.2020. солнышко
  • 25.10.2020. Иван Алексеевич Бунин 150 лет со Дня Рождения
  • 23.10.2020. Раб Божий Дмитрий Смирнов Вечная Память
  • 22.10.2020. Иван Бунин
  • 21.10.2020. Никита Сергеевич Михалков С Днём Рождения!
  • 14.10.2020. С Покрова!
  • 13.10.2020. Дождик
  • 11.10.2020. Небо
  • 10.10.2020. Сергей Александрович Есенин
  • 07.10.2020. тепло и
  • 01.10.2020. Октябрь

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Есенин. Выткался на озере.. о чем стих?

Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется – на душе светло.

Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
Сядем в копны свежие под соседний стог.

Зацелую допьяна, изомну, как цвет,
Хмельному от радости пересуду нет.

Ты сама под ласками сбросишь шелк фаты,
Унесу я пьяную до утра в кусты.

И пускай со звонами плачут глухари,
Есть тоска веселая в алостях зари.

В школьную программу этот стих не входит.

Ну и слава Богу!

Почитал комментарии к стихотворению, о чем этот стих никто не понимает.

Хотя это ясно, как ясный пень.

Во-первых, откуда взялись плачущие глухари, если они не плачут, а токуют и только

весной, а свежие копны бывают только летом и осенью.

Летний это стог или осенний?

Осенний,- потому что здесь есть фата, а свадьбы в селах бывают только осенью.

Почему же все таки есть глухари и они плачут?

Потому что это не глухари, а два соперника за одну девушку — два глухаря.

И проигравшему придется поплакать.

В данном случае, проигравшего эта девушка любит, а под венец ее заставляют идти с

Такие уж нравы, выбирали родители, а не девушка и это может не совпадать.

Почему проигравшему глухарю не плачется?

Потому что, девушка, которую он любит — его тоже любит, ему светло от этой любви

и он ждет эту девушку, хотя она и чужая невеста.

Когда происходит встреча любимых?

На вечерней заре в ночь перед с свадьбой с другим.

У девушки уже есть фата.

Конечно, она придет без фаты — это метафора невесты.

А вот то, что она сама ее сбросит — может обозначать разное, на то он и стих, а

не протокол допроса.

Может это — пусть будет свадьба с нелюбимым, но пусть любимый будет первым

глухарем, а там пусть будет, что будет.

А может это — как в омут с головой — пусть даже не будет свадьбы, пусть ничего

больше не будет, но отлюблю хоть разок, а там и в омут с головой.

А может и без омута, если девушка расскажет — что видела иволга из дупла, то

свадьба сама отменится.

Поэтому и тоска — неизвестно чем дело кончится и сложилось так, что не тебе

решать чем оно кончится, но тоска веселая, потому что девушка пока рядом, пока,

пока ее не отнимет утро.

И сам парень понимает, что он на краю дозволенного —

Хмельному от радости пересуду нет.

Будут эти пересуды или нет неизвестно, может никто и не узнает.

А к первой брачной ночи девушка может приготовить кровь свиньи, которую она и

подложит своему победившему, но не первому глухарю.

Источник

2. Женщины Есенина

Основу творчества Сергея Есенина составляют, прежде всего, его удивительные стихи о Родине, о русской природе.
А о любви и о женщинах поэт писал немного. Вспоминается, волновавшее меня в детстве своей эротической откровенностью , стихотворение Есенина, написанное им в 15-летнем возрасте :

Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется — на душе светло.

Читайте также:  Правила выражения своих чувствах

Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
Сядем в копны свежие под соседний стог.
Зацелую допьяна, изомну, как цвет,
Хмельному от радости пересуду нет.

Ты сама под ласками сбросишь шелк фаты,
Унесу я пьяную до утра в кусты.
И пускай со звонами плачут глухари.
Есть тоска веселая в алостях зари.
/ «Выткался на озере алый свет зари» 1910 г./

Но это одно из немногих, написанных в юности стихолтворений, которое может нас заинтересовать. Другие могут вызвать лишь улыбку., они явно не дотягивают до классического уровня.
Я его очень даже понимаю: Когда любви ещё нет и в помине, нам всем почему-то так хочется изобразить из себя опытного любовника, страдающего от несчастной любви.

И слезы горькие на землю упадали,
И было тяжело и так печально мне,
И все же мы друг друга не поняли.
Умчалась ты в далекие края,
И все мечты мои увяну ли без цвета,
И вновь опять один остался я
Страдать душой без ласки и привета.
И часто я вечернею порой
Хожу к местам заветного свиданья,
И вижу я в мечтах мне милый образ твой,
И слышу в тишине тоскливые рыданья.

/ И слёзы горькие 1913 г./

«Горькие слёзы», «увяну без цвета», «,Страдать душой без ласки и привета», «в тишине тоскливые рыданья». — Полный набор душещипательных штампов!

Позднее, вместе с первыми любовными опытами, к Сергею приходит и большая убедительность его любовной лирики:

МОЕЙ ЦАРЕВНЕ.
Я плакал на заре, когда померкли дали,
Когда стелила ночь росистую постель,
И с шепотом волны рыданья замирали,
И где-то вдалеке им вторила свирель.

Сказала мне волна: «Напрасно мы тоскуем», —
И, сбросив, свой покров, зарылась в берега,
А бледный серп луны холодным поцелуем
С улыбкой застудил мне слезы в жемчуга.

И я принес тебе, царевне ясноокой,
Кораллы слез моих печали одинокой
И нежную вуаль из пенности волны.

Но сердце хмельное любви моей не радо…
Отдай же мне за все, чего не надо,
Отдай мне поцелуй за поцелуй луны.
1915 г.

Красиво, романтично, вполне в духе и стиле поэзии Серебряного века.

Я помню, любимая, помню
Сиянье твоих волос…
Не радостно и не легко мне
Покинуть тебя привелось.

Я помню осенние ночи,
Березовый шорох теней…
Пусть дни тогда были короче,
Луна нам светила длинней.

Я помню, ты мне говорила:
“Пройдут голубые года,
И ты позабудешь, мой милый,
С другою меня навсегда”.

Сегодня цветущая липа
Напомнила чувствам опять,
Как нежно тогда я сыпал
Цветы на кудрявую прядь.

И сердце, остыть не готовясь
И грустно другую любя,
Как будто любимую повесть
С другой вспоминает тебя.

/ «Я помню, любимая, помню» 1925 г./

Любил ли Сергей Есенин женщин? Несомненно любил. Какой русский поэт не любит женщин? Но у того, кто знаком с его личной жизнью может невольно сложиться впечатление, что себя он любил гораздо больше. Уж больно бесцеремонно он обращался с теми, кто связывал с ним свои судьбы.

Свою первую, гражданскую жену Анну Изряднову Есенин бросил в Москве с сыном-младенцем на руках в 1915 году, когда уехал в Петербург.
30 июля 1917 года он обвенчался с известной русской актрисой Зинаидой Райх. От этого брака в 1918 году родились дочь, Татьяна, ставшая журналисткой и писательницей /ум в 1992г./ а 1920 году — сын Константин, ставший инженером-строителем /ум в1986г./.
Зинаиду Райх поэт оставил, когда она вынашивала сына, а дочери было всего 1,5 года.
— Осенью 1921 года Есенин знакомится со знаменитой американской танцовщицей Айседорой Дункан. Он не знал ни слова по-английски, а она не говорила по-русски. Но это не помешало им пожениться и отправиться в мае 1922 года в путешествие.
Германия, Франция, Бельгия, Италия, США.
Айседора танцевала, а Сергей писал стихи и осматривал достопримечательности. Он уже немного изучил английский язык и понимал, что везде за границей его воспринимают лишь как супруга знаменитой танцовщицы. Это его злило, и он потребовал от жены вернуться в Россию. Вернулись они в августе 1923 года и очень скоро развелись. Поездка за границу была ударом по самолюбию Есенина.
В мае 1924 года, после бурного романа с поэтессой и переводчицей Надеждой Вольпин, на свет появился ещё один сын Есенина, Александр, ставший известным математиком и диссидентом. С Надеждой поэт связывать себя брачными узами не стал, а вместо этого незадолго до своей смерти женился на внучке Льва Николаевича Толстого, Софье, которая в 1925 годы работала зав библиотекой Союза писателей. Этот семейный союз был самым коротким в бурной биографии поэта.
Стоит вспомнить такое имя, как Галина Бениславская. Она была литературным секретарём Есенина. В 1920 году он жил в её доме. Потом, почти до самой своей смерти навещал её. В каких они были отношениях? История умалчивает.

Читайте также:  Риск эмоционального выгорания у педагогов

А ещё были случайные связи и бордели и озлобленность то ли на женщин, которые не сумели остановить его моральное падение, то ли на самого себя:

«Сыпь, гармоника. Скука… Скука» Сергей Есенин.

Сыпь, гармоника! Скука… Скука…
Гармонист пальцы льет волной.
Пей со мною, паршивая сука.
Пей со мной.

Излюбили тебя, измызгали,
Невтерпёж!
Что ж ты смотришь так синими брызгами?
Или в морду хошь?

В огород бы тебя, на чучело,
Пугать ворон.
До печенок меня замучила
Со всех сторон.

Сыпь, гармоника! Сыпь, моя частая!
Пей, выдра! Пей!
Мне бы лучше вон ту, сисястую,
Она глупей.

Я средь женщин тебя не первую,
Немало вас.
Но с такой вот, как ты, со стервою
Лишь в первый раз.

Чем больнее, тем звонче
То здесь, то там.
Я с собой не покончу.
Иди к чертям.

К вашей своре собачей
Пора простыть.
Дорогая… я плачу…
Прости… Прости…

Почему поэт не мог обрести счастье даже с женщинами, которые его искренне любили?
КРАСИВЫЙ, ТАЛАНТЛИВЫЙ, ЗНАМЕНИТЫЙ!
От таких женщины без ума.
Но каждая женщина хочет быть счастливой. А счастливой её может сделать лишь
ЛЮБЯЩИЙ, ЗАБОТЛИВЫЙ, ПРЕДАННЫЙ!
Есенин со своими женщинами не утруждал себя быть таким. Они не были главным в его жизни, но лишь на каких-то второстепенных ролях.
Он жил так, как нравилось ему, не принимая в расчёт других.
Грустно, но факт!

Из «ПИСЬМА К ЖЕНЩИНЕ»

Вы помните,
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.

Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел —
Катиться дальше, вниз.

Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму —
Куда несет нас рок событий.
Лицом к лицу
Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.
Когда кипит морская гладь —
Корабль в плачевном состоянье.
Земля — корабль!
Но кто-то вдруг
За новой жизнью, новой славой
В прямую гущу бурь и вьюг
Ее направил величаво.

Ну кто ж из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался.

Тогда и я,
Под дикий шум,
Но зрело знающий работу,
Спустился в корабельный трюм,
Чтоб не смотреть людскую рвоту.

Тот трюм был —
Русским кабаком.
И я склонился над стаканом,
Чтоб, не страдая ни о ком,
Себя сгубить
В угаре пьяном.

Я не обвиняю Есенина. Отношение к женщинам — это его личная ответственность перед БОГОМ. Пусть каждый, вспоминая биографию выдающегося русского поэта, сам делает свои выводы. Лично я сделал:

ЕСЕНИН БЫЛ ЧЕЛОВЕКОМ СВОЕГО ВРЕМЕНИ.
А ВРЕМЯ ЭТО БЫЛО БЕЗБОЖНЫМ И ПОЗВОЛЯЛО ЧЕЛЛОВЕКУ МНОГОЕ, ЧТО СЕЙЧАС НАМ КАЖЕТСЯ АМОРАЛЬНЫМ. ТОГДА ЭТО ВСЁ БЫЛО В ПОРЯДКЕ ВЕЩЕЙ.

Когда я надумал писать свою маленькую повесть об Есенине, я просто устал читать о нём детский лепет. Дорогие авторы называли его ангелом во плоти и всё пытались приделать ему крылышки. Один батюшка пытался занести Есенина в новомученники русские, пострадавшие от большевиков за веру.
Ну как можно не знать Есенина, чтобы писать о нём всё, что сбрендит.
Русский народ всегда любил и любит за русскую его душу, за русский характер его стихов, но не за «ангельский» характер, которого у поэта не было с роду.
С грустью.
/Продолжение следует/

Источник

Оцените статью