Формирование у детей старшего дошкольного возраста эмоционально-чувственного восприятия окружающей среды
Надежда Сорокина
Формирование у детей старшего дошкольного возраста эмоционально-чувственного восприятия окружающей среды
Формирование эмоциональной сферы в процессе воспитания и образовательной деятельности детей всегда было в центре особого внимания отечественных психологов и педагогов. Окружающий ребенка мир — основной носитель и среда, в которой происходит присвоение его ценностей. В ней же осуществляется эмоциональное развитие и формируется отношение к окружающему миру, его ценностям, нормам и идеалам общества.
Окружающий мир ребенка — это детство, мир удивительных открытий.Он предстает перед ребенком во всем многообразии: формах, цветах, запахах, вкусах, звуках. Ребенок учится открывать для себя множество явных и скрытых свойств. Поблескивающие разноцветьем акварельные краски, называющиеся медовыми, цветная бумага, из которой можно вырезать квадратики, треугольники, кружки, прямоугольники, овалы – детали, из которых по цвету, форме, величине, можно выстроить самые разнообразные вещи.
Старший дошкольный возраст является возрастом сенситивным для развития восприятия, и интерес ребенка к окружающему миру, необходимо направлять взрослым через внимание на полное осмысленное восприятие и осознание этого мира.
В восприятии и чувственном познании природного мира ребенком, пониманием им красоты окружающей природы, природных объектов и явлений, большую роль играет наблюдение, рассматривание, прослушание издаваемых звуков, определение вкусовых качеств, любование явлениями природы. Эта деятельность ребенком осуществляется, как правило, во время экскурсий, на прогулке, в живом уголке, в непосредственной образовательной деятельности.
Объектами восприятия и познания выступают, как живые объекты — животные (кошка, собака, медведь, черепаха, хомячок, попугай, воробей, дятел и т. д.); так и растения (береза, клен, георгин, роза, подорожник и т. д.); грибы (лисички, боровик, опята); неживая природа (солнце, облако, камни и т. д.); природные явления (снегопад, дождь, гроза и т. д.). Для восприятия и понимания красоты и гармонии природы детям важно наглядно увидеть, прикоснуться и почувствовать это. Они с интересом наблюдают за поведением животных, общаются, играют и ухаживают за ними, но при этом важным является то, что необходимо научить ребят правилам общения с живыми существами (общаться спокойно, не ломать, не принуждать, не забирать себе).
Хорошо развитое восприятие является фундаментом для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Воспринимая объекты природы через средства чувственного познания, ребенок познает окружающий мир. Выделяя воспринимаемые явления из окружающей среды, у ребенка формируется целостный, динамический образ природы. Познание природного мира сопровождается эмоциональными переживаниями. Чувственное восприятие мира, стимулирует ребенка к поисковой деятельности, развивает творческие способности, заложенные в ребенке, формирует ручную умелость, т. е мелкую моторику рук.
Эмоции — это основной мостик, который связывает внутреннюю жизнь ребенка с окружающим миром. Воспитание эмоционально-зрелой личности, ее переживаний и чувств, начиная с первых лет жизни, остается важной педагогической задачей, в определенном смысле даже важнее, чем воспитание ума и привитие ребенку различных навыков и умений. Ведь именно эмоциональное отношение к окружающему миру приводит к цели, на достижение которых будут использованы полученные ребенком знания и умения. Большое место педагога в этом направлении занимает обеспечение эмоционального комфорта дошкольника, что является основой его нормального психического развития, гарантией роста личности, жизни в гармонии с собой и окружающим миром, совершенствовании себя. Все эти достижения необходимы ребенку для эмоционально – чувственного развития.
Таким образом, развитие эмоционально- чувственного восприятия в дошкольном возрасте способствует тому, чтобы ребенок все точнее и глубже осваивает окружающий мир, учится способам взаимодействия с ним.
Формирование интонационной выразительности у детей старшего дошкольного возраста Многие исследователи (Алексеева М. М., Бородич А. М., Максаков А. И., Ушакова О. С.) выделяют воспитание звуковой культуры, как одну из важных.
Формирование мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста Проблема подготовки детей к школьному обучению является в настоящее время одной из актуальных в педагогической теории и практике. Всё больше.
Формирование проектных умений у детей старшего дошкольного возраста Концепция модернизации современного образования определяет обеспечение качества образования как основную главную задачу образовательной.
Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР Папка передвижка для родителей. 1 лист Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР по средствам дидактических игр и упражнений.
Формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста Формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Эмоции — психические процессы, связанные с непосредственной оценкой.
Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста Уже с первого класса школа предъявляет к учащимся довольно высокие требования, и ребенок, впервые переступивший ее порог, должен отвечать.
Методы развития эмоционально — чувственной сферы детей старшего дошкольного возраста. Введение Современный человек достиг невиданных высот. Ему доступны тайны мироздания, он покорил Космос и морские глубины. Но осталась непознанной.
Программа эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста «В мире эмоций» Программа эмоционально – личностного развития детей старшего дошкольного возраста. «В мире эмоций» Педагог-психолог д\с №7: Коурова.
Развитие фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста Фонематического восприятия включает следующие задачи: 1. Исправить произношение звуков или уточнить произношение уже имеющихся; 2. Научить.
Упражнения на развитие чувственного восприятия для детей старшего дошкольного возраста Упражнения на развитие чувственного восприятия «Снежная Королева». Задачи: 1. Закреплять выразительность мимики, пантомимики; 2. Закреплять.
Источник
Развитие эмоционально-чувственной сферы детей старшего дошкольного возраста
Олеся Александровна Плюснина
Развитие эмоционально-чувственной сферы детей старшего дошкольного возраста
Утром проснись и душой улыбнись
Всем улыбку дари, не стесняясь.
До друзей ты улыбкой своей прикоснись,
В путь с друзьями дневной собираясь.
Л. В. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка». Развитие эмоционально – чувствительной сферы детей является одним из условий их успешной социализации. На протяжении дошкольного возраста эмоции детей приобретают глубину и устойчивость. У детей старшего дошкольного возраста формируется умение конструктивно строить взаимоотношения с окружающими, навыки управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения. В состав эмоциональной сферы мы включаем: эмоции, чувства, самооценку, тревожность.
К сожалению, дети чаще выражают и понимают отрицательные эмоции, чем положительные. Но следует заметить, что чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека.
Сущностью эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста является: выражение эмоциональных форм в социальной сфере; чувство долга развивается в эстетических, интеллектуальных и моральных чувствах на психическое и физическое состояние ребенка. Ребенок шестого года жизни – пленник эмоций. Детей старшего дошкольного возраста отличает очень высокая эмоциональность, они ещё не умеют управлять своими эмоциональными состояниями. Но постепенно они становятся более сдержанными и уравновешенными. Интеллектуальные чувства ребенка этого возраста связаны с удовлетворением нарастающей его любознательностью и ненасытной жаждой знаний. Эмоции – специфическая форма отражения окружающего мира. Поэтому они развиваются там, где природа, среда, предметы быта могут удовлетворить эстетическую потребность. Но и этого мало – необходимо целенаправленное включение дошкольникав разные формы деятельности: слушание, наблюдение, игра, пение, рисование. В настоящее время существует много способов работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста: арттерапия (изобразительная, сказка, музыкальная); поведенческая терапия (различного вида тренинги, психогимнастика); игротерапия, мелотерапия, ипотерапия, изотерапия. А что мы знаем о положительных эмоциях: радости и счастье? Об улыбке и смехе? Мы все любим порой посмеяться, но о настоящей пользе смеха мы можем только догадываться. Смех имеет больше пользы, чем мы предполагаем. Вот несколько примеров пользы смехотерапии,для детского организма:
— повышает уровень серотонина в организме, что делает его счастливым;
— укрепляет иммунную систему;
— выступает как метод лечения некоторых психологических заболеваний, расслабляет мышцы;
— успокаивает мозг, содействует положительным мыслям;
— балансирует кровяное давление и помогает пищеварению.
— уменьшает стресс, устраняет тревогу, беспокойство, агрессивность и т. д.
Веселый радостный ребёнок создает вокруг себя атмосферу счастья и прекрасного настроения у окружающих.Улыбнулись — и началась цепная реакция: настроение поднялось, энергия пошла в плюс, метаболическая память начала делать свое дело, рождаются новые клеточки, которые восстанавливают абсолютно все, а главное — работоспособность! И ребёнок создаёт сам себя, как волшебник, с помощью такого прекрасного состояния, как улыбка!
Смех – это настоящая дыхательная гимнастика. Когда мы смеёмся, у нас меняется дыхательный ритм (вдох делается более положительным, а выдох укорачивается, что резко улучшает кровоснабжение органов и тканей – для организма это равносильно прогулке в лесу или кислородному коктейлю. Следовательно, улучшается и самочувствие человека, и его настроение – организм смеющегося вырабатывает гармоны счастья. Исследования, осуществленные экспертами в этой сфере, неоднократно подтвердили, что смех положительно влияет на детскую психику и на гармонизацию развивающей личности в целом. А т. ж. специалисты обследования показали, что смех способствует повышению количества клеток – киллеров, которые убивают вирусы и уничтожают раковые клетки. Положительные эмоции улучшают работу иммунной системы. А т. ж. дети получают заряд положительных эмоций, радость и хорошее настроение в целом.
Установлена зависимость настроения: когда нам очень весело, хочется захлопать в ладоши. А мы знаем, что на ладони и пальцах рук находятся около 1000 биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Энергично хлопая в ладоши, мы активизируем работу печени (безымянный палец, желудка (указательный палец, головы (большой палец) и т. д. Кроме того, на внутренней стороне ладоней расположено множество нервных окончаний, так что аплодисменты профилактика неврозов.
Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников и ее влияние на психологическое благополучие ребенка Добрый день уважаемые коллеги!Хочу поделиться своим мастер – классом для педагогов «Развитие эмоционально – личностной сферы старших дошкольников.
Формирование у детей старшего дошкольного возраста эмоционально-чувственного восприятия окружающей среды Формирование эмоциональной сферы в процессе воспитания и образовательной деятельности детей всегда было в центре особого внимания отечественных.
Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.
Изучение эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Актуальность В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных.
Методы развития эмоционально — чувственной сферы детей старшего дошкольного возраста. Введение Современный человек достиг невиданных высот. Ему доступны тайны мироздания, он покорил Космос и морские глубины. Но осталась непознанной.
Программа эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста «В мире эмоций» Программа эмоционально – личностного развития детей старшего дошкольного возраста. «В мире эмоций» Педагог-психолог д\с №7: Коурова.
Комплекс упражнений для развитие моторной сферы у детей дошкольного возраста с ОНР Важную роль в развитии речи играет тесная взаимосвязь состояния речи и моторной (двигательной) сферы ребёнка, чем лучше у ребёнка развита.
Развитие эмоционально-волевой сферы по средствам песочной терапии у детей дошкольного возраста. Развитие эмоционально-познавательной сферы по средствам песочной терапии у детей дошкольного возраста. «Дети не любят игрушек неподвижных,.
В мире эмоций. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку осознать свои эмоции?Что бы ответить на этот вопрос, мы в нашей группе создали уголок эмоций. Подобрали материал, который.
Занятие на развитие эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста «Настроение и Я» ЗАНЯТИЕ на развитие эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста «НАСТРОЕНИЕ и Я» Подготовила: Михайлова Е. В. Педагог-психолог.
Источник