- Не могу думать. Как заставить мозги работать?
- Депрессия отключает голову
- Потеря связи с реальным миром
- Ухудшение памяти и непоследовательность как последствия депрессии
- Другие причины
- Наполни звуковой вектор — включи голову!
- Мышление будущего: девять способов заставить мозг работать на нас
- 1. Отношение к способностям
- 2. Отношение к ошибкам
- 3. Отношение к трудностям
- 4. Отношение к неудачам
- 5. Отношение к чужому успеху
- 6. Отношение к критике
- 7. Отношение к новому
- 8. Отношение к людям
- 9. Отношение к процессу/результату
- Что делать?
- И напоследок.
Не могу думать. Как заставить мозги работать?
Одной из причин неспособности к концентрации внимания может быть депрессия, явная или скрытая. Это состояние, которое бывает только у обладателей звукового вектора. Депрессия появляется у звуковика вследствие длительной нереализации его звуковых желаний, к которым относится познание себя и смысла жизни. Часто эти желания неосознаваемы — просто наступает момент, когда все в жизни кажется бессмысленным и пустым.
«Не могу нормально мыслить. Голова тяжелая, мутная. Только временами бывает прояснение. Сложно общаться, сложно выразить свои мысли. Смотришь на предмет, пытаешься думать, а мыслей нет, или они путаются, вязнут — и страх. Неужели тупею? Иногда накрывает злость или апатия. Может, есть средство для сосредоточенности и концентрации внимания?»
Чаще всего именно обладатель звукового вектора бывает озабочен неспособностью сконцентрировать мысли, потому что работать головой, думать, создавать мыслеформы — это его жизненное предназначение. Когда он обнаруживает, что сосредоточиться ему не удается, это может даже вызвать у него страх потерять контроль над тем, что он считает самым важным — свой рассудок.
Как вернуть ясность мысли? Разберемся с помощью Системно-векторной психологии.
Депрессия отключает голову
Одной из причин неспособности к концентрации внимания может быть депрессия, явная или скрытая. Это состояние, которое бывает только у обладателей звукового вектора. Депрессия появляется у звуковика вследствие длительной нереализации его звуковых желаний, к которым относится познание себя и смысла жизни. Часто эти желания неосознаваемы — просто наступает момент, когда все в жизни кажется бессмысленным и пустым.
Любой человек двигается по жизни только по принципу удовольствия — где хорошо, интересно, туда и идет. Если все кажется бессмысленным, то пропадает мотивация что-либо делать. И это парализует главную способность звукового человека — думать.
Потеря связи с реальным миром
Многие звуковики испытывают трудности с концентрацией мысли в шумном месте, часто для плодотворной работы им необходима полная тишина и уединение, чтобы ничто не отвлекало.
Особенность звуковика в том, что он уходит в себя в неблагоприятных условиях. Тем более это выражено в случае, когда внешний мир оказывает болезненные воздействия. Шумы, крики, ссоры, оскорбительные смыслы воспринимаются звуковым человеком особенно остро и провоцируют его на отстранение.
Специфика этого состояния в том, что чем более звуковик уходит в себя, тем более теряет связь с окружающим миром и тем менее он способен продуктивно мыслить. Его мысли часто становятся бессвязными, приобретают навязчивый характер, не могут прийти к завершению. Выйти из этого состояния помогает понимание особенностей психики звуковика, его задач и осознание того, как устроены другие люди. Это позволяет вернуть способность воспринимать информацию, источником которой является внешний мир, и восстановить мыслительную деятельность.
«Я начал воспринимать информацию на слух, то есть смысл того, что до меня хотят донести. До тренинга по СВП у меня это очень слабо получалось… Я слушал информацию, но у меня в это время была куча несвязных мыслей, которые мне мешают сосредоточится и понять сказанное. В процессе прохождения тренинга, начиная со Звуковых занятий мне стало проще слушать. Начало получаться сосредотачиваться, ненужных мыслей в голове стало намного меньше. Появилась возможность отслеживать причинно-следственную связь. Это очень приятное ощущение, когда ты слушаешь и в это же время понимаешь, о чём говорят. »
«Стал внимательнее и более сосредоточенным. Раньше, бывало, читал книгу, произнося про себя предложения, а смыслы куда-то улетали (вместе с хаотичными мыслями, которые в этот момент скакали с темы на тему), нужно было перечитывать по несколько раз. Или, когда нужно было сосредоточенно сделать какую-то сложную работу, мог уткнувшись в экран просидеть без единой полезной мысли пол часа (с умным лицом, прыгая мышкой с окна на окно, перелистывая страницы и совершая прочие бесполезные действия). Сейчас уже не могу вспомнить, когда это было последний раз…»
Ухудшение памяти и непоследовательность как последствия депрессии
Желания звукового вектора — самые сильные, доминантные. Если они не реализуются, то постепенно подавляются и желания других векторов человека. Возникает состояние, когда не хочется ничего, вплоть до раздражения от любых внешних воздействий или апатия. Так накапливается стресс нереализации и в других векторах, которых у современного городского жителя может быть в среднем от 3 до 5. Например, при наличии анального вектора появляется общая заторможенность, нарушение памяти, так что две строчки не запомнить.
В кожном векторе же, напротив, появляется суетливость, невозможность усидеть на месте. Человек все время порывается сменить деятельность — то сядет, то встанет, то начинает переключать вкладки на компьютере. Мечется, не может сконцентрироваться. Мысль рваная, и никак ее не додумать.
Другие причины
Пытаясь разобраться в причинах неспособности плодотворно думать, важно не путать звуковые проблемы с проблемами в других векторах. Так, одной из причин утраты способности четко мыслить может быть эмоциональная катастрофа у обладателя зрительного вектора.
Такое случается при разрыве сильной эмоциональной связи, при расставании с любимым человеком или в случае утраты. Стресс может быть такой силы, что буквально обессмысливает жизнь. Если с острым стрессом не справиться вовремя, то, как следствие притупления эмоций и отстранения от жизни, человек ощущает постоянную усталость и желание спать. Голова — как пустое ведро.
Любовь, общение придают смысл жизни зрительному человеку. А когда это уходит, то утрачивается и вкус к жизни. При наличии звуко-зрительного сочетания векторов зрительный вектор в тоске и апатии может тянуть за собой в негативные состояния и звуковой вектор, в частности, страдает и звуковая способность концентрироваться. Это больше касается звуко-зрительных женщин, потому что мужчины менее склонны смешивать любовь со смыслом жизни.
Одно из самых тяжелых состояний, при котором может происходить буквально остановка жизни. Человек в своих мыслях настолько зафиксирован на прошлом, на давно ушедших событиях, что не способен целенаправленно мыслить. Все его желания и мысли незаметно подчиняются состоянию пережитой несправедливости, все происходящее искажается и воспринимается через призму обиды.
Наполни звуковой вектор — включи голову!
Но все-таки «главный виновник» проблемы невозможности сконцентрироваться — это звуковой вектор. Когда звуковик обретает смысл — жизни, того дела, которое он делает, — голова включается. Вспомните, как возрастала ваша способность думать, когда вас зажигала какая-то важная идея, мысль. А когда на тренинге «Системно-векторная психология» вы осознаете весь звуковой потенциал, получаете ответы на все важные вопросы, которые до этого не давали спокойно жить, когда появляется сильный интерес к жизни и к людям, — эффект включения будет в разы больше.
Раскрытие смысла, которое происходит на тренинге «Системно-векторная психология», наполняет доминантные звуковые желания, и тогда просыпаются желания в других векторах. Человека буквально «отпускает» — жить, желать, действовать и радоваться каждому мгновению. И, несмотря на значительное усилие, которое человек прикладывает, когда работает головой (это тяжелее, чем копать землю), процесс концентрации мысли на сложных задачах становится продуктивным и начинает доставлять огромное удовольствие.
Эффективность мышления — это то, от чего зависит вся ваша жизнь. Раскройте для себя наслаждение думать и жить в полную силу своих реальных возможностей!
Источник
Мышление будущего: девять способов заставить мозг работать на нас
Мы постоянно замечаем, что люди реагируют на события по-разному. Для одного малейшее препятствие становится непреодолимым, тогда как для другого будто не существует преград на пути к цели. Один ненавидит перемены, другой постоянно пробует что-то новое.
Кэрол Дуэк, американский психолог и одна из ведущих экспертов в области мотивации, считает: дело в том, как мы думаем. Она выделяет два типа мышления: фиксированное и гибкое. В первом случае человек считает свои способности и навыки данностью, не использует возможности для развития, тяжело воспринимает неудачи, а успехи других списывает на то, что им «просто повезло». Люди с гибким мышлением, напротив, не боятся неудач, верят в то, что необходимые черты можно развить, а в успехах других видят мотивацию для роста.
То, к какому типу относится человек, в значительной мере определяет качество его жизни. Хорошая новость заключается в том, что это не врожденная черта: свое мышление можно и нужно менять. Рассмотрим, как это сделать, на примере девяти наиболее распространенных ситуаций и явлений.
1. Отношение к способностям
Фиксированное мышление: таланты, навыки, способности — это данность, полученная нами раз и навсегда. Тем, у кого больше способностей, просто повезло.
Как лучше?
Важно понимать, что наряду с врожденными склонностями есть множество умений, которые мы развиваем самостоятельно. Зачастую упорство и усилия значат больше, чем данный природой талант. «Тот, кто умеет больше, просто научился большему», — так думает человек с гибким мышлением.
2. Отношение к ошибкам
Фиксированное мышление: ошибки — это плохо. Ошибаться нельзя, ведь я буду выглядеть плохо со стороны.
Как лучше?
Ошибки — это неизбежно, ведь не зря говорят, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Люди с гибким мышлением не делают из ошибок трагедии, ведь ошибка — это возможность стать лучше.
3. Отношение к трудностям
Фиксированное мышление: трудности часто приводят к ошибкам, а значит, лучше избегать их, чтобы не оказаться в неловкой ситуации.
Как лучше?
Как и ошибки, трудности — это возможность научиться чему-то новому и стать лучше. Без выхода из зоны комфорта нет развития, ведь движение вперед всегда требует усилий.
4. Отношение к неудачам
Фиксированное мышление: «Ну вот, ничего не получится, лучше вообще все это бросить!»
Как лучше?
«Это только временные сложности, продолжу стараться!» Это может показаться самоубеждением и наигранным оптимизмом, но именно так думают люди с гибким мышлением. Важно помнить, что действительно неисправимых ошибок очень мало: как правило, то, что вначале казалось катастрофой, забудется уже через пару недель.
5. Отношение к чужому успеху
Фиксированное мышление: «Другим повезло больше, чем мне! Ну почему жизнь так несправедлива? Я никогда не смогу добиться такого успеха!»
Как лучше?
Вместо того, чтобы бесконечно сравнивать себя с другими (и не в свою пользу), можно найти в успехах окружающих вдохновение и добрый знак. «Вот чего, оказывается, можно добиться! Если получилось у них, получится и у меня!»
6. Отношение к критике
Фиксированное мышление: обида и неприятие. Критические замечания игнорируются, даже если они могут быть полезны.
Как лучше?
Критика — неотъемлемая часть рабочего процесса. Конечно, не стоит увлекаться самобичеванием, но высказанные в корректной форме критические замечания действительно помогают нам стать лучше.
7. Отношение к новому
Фиксированное мышление: все новое воспринимается как потенциальная неудача, а значит, лучше выбирать привычное и проверенное.
Как лучше?
Привычная обстановка и знакомые задачи, ничего нового. Так спокойно, уютно, тихо… И никакого развития. Не нужно гнаться за переменами ради перемен, но и бояться нового не стоит: это отличная возможность разнообразить свою жизнь и приобрести новые навыки.
8. Отношение к людям
Фиксированное мышление: предпочтение отдается окружению, рядом с которым человек чувствует себя увереннее.
Как лучше?
Анекдоты про «некрасивую подругу» придумали люди с фиксированным мышлением. Не стоит выбирать людей, на фоне которых вы смотритесь выигрышнее, успешнее и умнее. Пусть ваше окружение вдохновляет вас и помогает вам стать лучше.
9. Отношение к процессу/результату
Фиксированное мышление: фиксация на результате. «Результат — это я», а значит, в случае неудачи обесценивается вся личность.
Как лучше?
Вместо того, чтобы с замиранием сердца ждать результата (и бояться, что он окажется недостаточно хорош), сконцентрируйтесь на процессе. «Я сделаю все, что могу, и будь что будет». Помните, что любой результат не характеризует человека как личность, а значит, неудача — не конец света.
Что делать?
Конечно, знать, «как надо» — уже половина дела, но лучше помочь себе перестроить мышление и начать думать по-другому.
- Главным помощником может стать книга ранее упомянутой Кэрол Дуэк «Гибкое сознание». Кстати, для тех, кто читает на английском, есть «Minset — Updated edition» — обновленная версия книги, вышедшая спустя пять лет после появления «Гибкого сознания».
- Полезным будет послушать лекции и подкасты с Дуэк. На русском языке есть только TED Talk. На английском можно найти больше подкастов с ее участием, например, у The Psychology Today, Art of Manliness и Talks at Google.
- Среди российских подкастов можно также отметить «Будет сделано», посвященный личной эффективности.
- Еще примеры книг, заслуживающих внимания — классическая «Как перестать беспокоиться и начать жить» Дейла Карнеги, а также относительно новая «Тонкое искусство пофигизма» Марка Мэнсона.
Адаптивности и позитивному мышлению можно научиться также с помощью следующих модулей на Coursera:
Стоит помнить, что к материалам на тему позитивного мышления стоит подходить очень избирательно, чтобы не потратить время на откровенно некачественный контент.
И напоследок.
Фиксированное мышление — это обида на жизнь, постоянные разочарования, грусть из-за упущенных возможностей и ощущение несправедливости мира. Конечно, развиваться и добиваться успеха в таких условиях довольно сложно.
Люди с гибким мышлением, напротив, уверены в своих силах, принимают взлеты и падения и понимают, что возможностей, которые предлагает мир, великое множество. Таким людям и в самом деле проще стать успешными — но не потому, что им «просто повезло», а из-за способствующего успеху типа мышления.
Важно понимать, что речь идет не только о рабочих достижениях: то, как мы думаем, оказывает решающее влияние на качество нашей жизни, помогает правильно общаться с близкими людьми и налаживать новые связи. Наконец, родители, мыслящие гибко, учат этому своих детей, формируя целое поколение людей, «склонных к счастью».
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Источник