Зарядка для души как развивать эмоциональный интеллект

Зарядка для души: как развивать эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — это способность понимать эмоции, чувства и переживания — свои и чужие. Он позволяет сделать весь спектр эмоций своим помощником для достижения целей и выполнения любых задач.

Мы редко задумываемся о том, что вызывает раздражение, радость или гнев. Человек с развитым эмоциональным интеллектом умеет считывать эти сигналы и реагирует не на поступки и эмоции, а на причины, которые за ними стоят. Даже самые сильные переживания не застилают такому человеку глаза.

Кому нужно развивать эмоциональный интеллект?

Сегодня мир меняется очень быстро: для достижения успеха уже недостаточно быть специалистом в какой-то одной сфере знаний или получить один диплом о высшем образовании. Поэтому как никогда важно развивать так называемые мягкие навыки, среди которых и те, что можно причислить к эмоциональному интеллекту. Это актуально для людей любого возраста, но особенно — для подростков.

Подростковый возраст — время, когда идет активный процесс построения внешних коммуникаций. Если до этого момента мир ребенка был в достаточной степени определен, а практически все проблемы решали взрослые, то в подростковом возрасте человек выходит на новый этап коммуникации и социализации. Он сам начинает принимать решения: с кем ему общаться и кем быть, впервые возникают сложные жизненные ситуации.

Поэтому нужно помочь подростку развивать несколько аспектов одновременно, а именно понимание своих целей, намерений, переживаний и умение выстраивать общение с ровесниками, родителями и другими взрослыми. Этому и способствует хорошо развитый эмоциональный интеллект.

Как это сделать?

Важно понимать, что работа над эмоциональным интеллектом ждет и родителей подростков. В пубертате происходит гормональная перестройка, в результате которой дети становятся очень сложными для коммуникации: кажется, подростки совсем не слышат взрослых, а о передаче опыта речь почти не идет. Здесь потребуется развитый эмоциональный интеллект самих родителей.

Главное, не забывайте: намерения подростка всегда позитивны, какими бы негативными действиями они не проявлялись. Мудрость родителей в этот момент должна заключаться в том, чтобы не реагировать на резкие и, порой, неадекватные действия, а попытаться понять намерения, а также пересмотреть требования, предъявляемые к подростку.

Родительская помощь будет заключаться в выполнении вместе с ребенком заданий для развития эмоционального интеллекта. Вот несколько практик, которые я рекомендую. Предложите выполнить их своему подростку. Кстати, возрастных ограничений у этих практик нет: для многих взрослых они окажутся не менее полезными.

Про понимание себя

Упражнение «Квадрат настроений»

Считывание настроения, в котором находится собеседник, позволяет оценить перспективы общения и быстро подобрать подход. Ниже представлена схема, которая наглядно покажет, почему иногда так сложно наладить коммуникацию и договориться о чем-то.

Фото: из книги «Коммуникация» Виктории Шиманской

Это квадрат эмоций или настроений. Настроение можно определить по двум критериям. Удовольствие — это эмоциональная составляющая. Энергия — физическая. Попробуйте сейчас оценить уровень своей энергии и уровень эмоций. В каком вы секторе?

Кстати, человек может действовать эффективно в любом из четырех состояний, примеры подходящих занятий для каждого находятся внутри цветных квадратов.

Постепенно можно научиться распознавать, в каком секторе настроения находится собеседник, и тогда общаться станет проще.

Про общение со сверстниками

Упражнение «Не обижайся!»

Когда кто-то говорит обидные слова или пытается задеть, важно помнить, что все прозвища, «обзывалки» к реальности никакого отношения не имеют. От того, что тебя назвали слоном, уши или хобот не вырастут. Это всего лишь «кривое зеркало», мимо которого всегда можно пройти, проигнорировав странное изображение. Игнорирование — еще один способ не обижаться и не «подпитывать» своей реакцией обидчика. Чтобы было проще, нужно задать себе вопрос: «Разве мне так важно мнение человека, который это говорит?» После этого полностью отстранитесь.

Фото: из книги «Коммуникация» Виктории Шиманской

Перейти в режим игнора помогает ассоциативная цепочка. Посмотрите вокруг себя. Что вы видите? Например, видите стол, стул, шкаф. Эмоций ноль. И продолжаете — обидчик. Стол–стул–шкаф-обидчик — никаких эмоций. А еще можно представить себе обидчика в какой-нибудь смешной или глупой ситуации, чтобы злиться на него просто не получалось. На самом деле придется еще постараться не засмеяться.

Читайте также:  То чувство когда простили

Про общение с родителями

Слова часто вызывают негативную реакцию только из-за своей окраски, хотя их смысл нейтральный или даже позитивный. Самая яркая реакция обычно бывает на слово «должен»: «ты должен учиться», «должен убраться в комнате», «должен гулять с собакой», «должен слушать, что тебе говорят».

Сказать по правде, никто никому ничего не должен. Ты — никому, но и тебе — никто и ничего. Осознание этого помогает по-новому взглянуть на многие вещи. Вот как можно расшифровать несколько привычных реплик родителей.

1. «Ты должен учиться» = «я беспокоюсь за твое будущее».

2. «Ты должен убраться в комнате» = «тебе будет комфортнее».

3. «Ты должен гулять с собакой» = «твой пес тоже живой, и он по тебе скучает».

Звучит куда более оптимистично! А теперь к каждому «должен» в левой колонке можно написать справа, почему этого стоит хотеть. Например, «Ты должен учиться» может значить «Я хочу хорошо учиться, чтобы в будущем иметь хорошую работу и достойный уровень жизни».

Я уверена, что осознанное развитие эмоционального интеллекта у подростков и взрослых улучшает качество жизни, отношения в семье, кроме того, развитые soft skills — хороший фундамент для успешной жизни ребенка, какую бы сферу деятельности он не выбрал.

Источник

Зарядка для души: как развивать эмоциональный интеллект

Что такое эмо­ци­о­наль­ный интел­лект и почему его нужно раз­ви­вать? Для хри­сти­а­нина любого воз­раста это непразд­ный вопрос, поскольку уме­ние любить и при­ни­мать начи­на­ется с уме­ния сопе­ре­жи­вать ближ­нему, пони­мать, что чув­ствует дру­гой чело­век и при этом сохра­нять свои лич­ные гра­ницы – то есть пока­зать окру­жа­ю­щим, что ваши чув­ства надо уважать.

Во все вре­мена эти навыки жиз­ненно необходимы.

«Не поз­во­ляй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обя­зана трудиться
И день и ночь, и день и ночь»

Эти строчки Нико­лая Забо­лоц­кого знает каж­дый стар­ше­класс­ник. Психо­лог Вик­то­рия Шиман­ская, автор книги «Ком­му­ни­ка­ция», уве­рена, что каж­дая эмо­ция может стать ресур­сом, поэтому раз­ви­тие эмо­ци­о­наль­ного интел­лекта настолько важно. Как тре­ни­ро­вать душу в пони­ма­нии? Подроб­нее читаем в её статье.

«Зарядка для души:

как развивать эмоциональный интеллект»

…Эмо­ци­о­наль­ный интел­лект – это способ­ность пони­мать эмо­ции, чув­ства и пере­жи­ва­ния – свои и чужие. Он поз­во­ляет сде­лать весь спектр эмо­ций своим помощ­ни­ком для дости­же­ния целей и выпол­не­ния любых задач.

Мы редко заду­мы­ва­емся о том, что вызы­вает раз­дра­же­ние, радость или гнев. Чело­век с раз­ви­тым эмо­ци­о­наль­ным интел­лек­том умеет счи­ты­вать эти сиг­налы и реаги­рует не на поступки и эмо­ции, а на при­чины, кото­рые за ними стоят. Даже самые силь­ные пере­жи­ва­ния не засти­лают такому чело­веку глаза.

Кому нужно раз­ви­вать эмо­ци­о­наль­ный интеллект?

Сего­дня мир меня­ется очень быстро: для дости­же­ния успеха уже недо­ста­точно быть спе­ци­а­ли­стом в какой-то одной сфере зна­ний или полу­чить один диплом о выс­шем образовании.

Поэтому как нико­гда важно раз­ви­вать так назы­ва­е­мые мяг­кие навыки, среди кото­рых и те, что можно при­чис­лить к эмо­ци­о­наль­ному интел­лекту. Это акту­ально для людей любого воз­раста, но осо­бенно для подростков.

Под­рост­ко­вый воз­раст – время, когда идет актив­ный про­цесс постро­е­ния внеш­них ком­му­ни­ка­ций. Если до этого момента мир ребенка был в доста­точ­ной сте­пени опре­де­лен, а прак­ти­че­ски все про­блемы решали взрос­лые, то в под­рост­ко­вом воз­расте чело­век выхо­дит на новый этап ком­му­ни­ка­ции и социализации.

Он сам начи­нает при­ни­мать реше­ния: с кем ему общаться и кем быть, впер­вые воз­ни­кают слож­ные жиз­нен­ные ситуации.

Поэтому нужно помочь под­ростку раз­ви­вать несколько аспек­тов одно­вре­менно, а именно пони­ма­ние своих целей, наме­ре­ний, пере­жи­ва­ний и уме­ние выстра­и­вать обще­ние с ровес­ни­ками, роди­те­лями и дру­гими взрос­лыми. Этому и спо­соб­ствует хорошо раз­ви­тый эмо­ци­о­наль­ный интеллект.

Как это сделать?

Важно пони­мать, что работа над эмо­ци­о­наль­ным интел­лек­том ждет и роди­те­лей под­рост­ков. В пубер­тате про­ис­хо­дит гор­мо­наль­ная пере­стройка, в резуль­тате кото­рой дети ста­но­вятся очень слож­ными для ком­му­ни­ка­ции: кажется, под­ростки совсем не слы­шат взрос­лых, а о пере­даче опыта речь почти не идет. Здесь потре­бу­ется раз­ви­тый эмо­ци­о­наль­ный интел­лект самих родителей.

Глав­ное, не забы­вайте: наме­ре­ния под­ростка все­гда пози­тивны, какими бы нега­тив­ными дей­стви­ями они не про­яв­ля­лись. Муд­рость роди­те­лей в этот момент должна заклю­чаться в том, чтобы не реа­ги­ро­вать на рез­кие и, порой, неадек­ват­ные дей­ствия, а попы­таться понять наме­ре­ния, а также пере­смот­реть тре­бо­ва­ния, предъ­яв­ля­е­мые к подростку.

Читайте также:  У мужа уже нет прежних чувств

Роди­тель­ская помощь будет заклю­чаться в выпол­не­нии вме­сте с ребен­ком зада­ний для раз­ви­тия эмо­ци­о­наль­ного интел­лекта. Вот несколько прак­тик, кото­рые я реко­мен­дую. Пред­ло­жите выпол­нить их сво­ему под­ростку. Кстати, воз­раст­ных огра­ни­че­ний у этих прак­тик нет: для мно­гих взрос­лых они ока­жутся не менее полезными.

Упражнение «Квадрат настроений»

Счи­ты­ва­ние настро­е­ния, в кото­ром нахо­дится собе­сед­ник, поз­во­ляет оце­нить пер­спек­тивы обще­ния и быстро подо­брать под­ход. Ниже пред­став­лена схема, кото­рая наглядно пока­жет, почему ино­гда так сложно нала­дить ком­му­ни­ка­цию и дого­во­риться о чем-то.

Это квад­рат эмо­ций или настро­е­ний. Настро­е­ние можно опре­де­лить по двум кри­те­риям. Удо­воль­ствие – это эмо­ци­о­наль­ная состав­ля­ю­щая. Энер­гия – физи­че­ская. Попро­буйте сей­час оце­нить уро­вень своей энер­гии и уро­вень эмо­ций. В каком вы секторе?

Кстати, чело­век может дей­ство­вать эффек­тивно в любом из четы­рех состо­я­ний, при­меры под­хо­дя­щих заня­тий для каж­дого нахо­дятся внутри цвет­ных квадратов.

Посте­пенно можно научиться рас­по­зна­вать, в каком сек­торе настро­е­ния нахо­дится собе­сед­ник, и тогда общаться ста­нет проще.

Упражнение «Не обижайся!»

Когда кто-то гово­рит обид­ные слова или пыта­ется задеть, важно пом­нить, что все про­звища, «обзы­валки» к реаль­но­сти ника­кого отно­ше­ния не имеют. От того, что тебя назвали сло­ном, уши или хобот не вырас­тут. Это всего лишь «кри­вое зер­кало», мимо кото­рого все­гда можно пройти, про­игно­ри­ро­вав стран­ное изображение.

Игно­ри­ро­ва­ние – еще один спо­соб не оби­жаться и не «под­пи­ты­вать» своей реак­цией обид­чика. Чтобы было проще, нужно задать себе вопрос: «Разве мне так важно мне­ние чело­века, кото­рый это гово­рит?» После этого пол­но­стью отстранитесь.

Перейти в режим «игнора» помо­гает ассо­ци­а­тив­ная цепочка. Посмот­рите вокруг себя. Что вы видите? Напри­мер, видите стол, стул, шкаф. Эмо­ций ноль. И про­дол­жа­ете – обид­чик. Стол – стул – шкаф – обид­чик – ника­ких эмоций.

А еще можно пред­ста­вить себе обид­чика в какой-нибудь смеш­ной или глу­пой ситу­а­ции, чтобы злиться на него про­сто не полу­ча­лось. На самом деле при­дется еще поста­раться не засмеяться.

Про общение с родителями

Слова часто вызы­вают нега­тив­ную реак­цию только из-за своей окраски, хотя их смысл ней­траль­ный или даже пози­тив­ный. Самая яркая реак­ция обычно бывает на слово «дол­жен»: «ты дол­жен учиться», «дол­жен убраться в ком­нате», «дол­жен гулять с соба­кой», «дол­жен слу­шать, что тебе говорят».

Ска­зать по правде, никто никому ничего не дол­жен. Ты – никому, но и тебе – никто и ничего. Осо­зна­ние этого помо­гает по-новому взгля­нуть на мно­гие вещи. Вот как можно рас­шиф­ро­вать несколько при­выч­ных реплик родителей.

1. «Ты дол­жен учиться» = «я бес­по­ко­юсь за твое будущее».
2. «Ты дол­жен убраться в ком­нате» = «тебе будет комфортнее».
3. «Ты дол­жен гулять с соба­кой» = «твой пес тоже живой, и он по тебе скучает».

Зву­чит куда более опти­ми­стично! А теперь к каж­дому «дол­жен» в левой колонке можно напи­сать справа, почему этого стоит хотеть. Напри­мер, «Ты дол­жен учиться» может зна­чить «Я хочу хорошо учиться, чтобы в буду­щем иметь хоро­шую работу и достой­ный уро­вень жизни».

Уве­рена, что осо­знан­ное раз­ви­тие эмо­ци­о­наль­ного интел­лекта у под­рост­ков и взрос­лых улуч­шает каче­ство жизни, отно­ше­ния в семье, в дея­тель­но­сти, какую бы сферу они не выбрали.

Вик­то­рия Шиман­ская, док­тор пси­хо­ло­гии, спе­ци­а­лист по эмо­ци­о­наль­ному интеллекту

Фото из откры­тых источников

Источник

Зарядка для души: как развивать эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — это способность понимать эмоции, чувства и переживания — свои и чужие. Он позволяет сделать весь спектр эмоций своим помощником для достижения целей и выполнения любых задач.

Мы редко задумываемся о том, что вызывает раздражение, радость или гнев. Человек с развитым эмоциональным интеллектом умеет считывать эти сигналы и реагирует не на поступки и эмоции, а на причины, которые за ними стоят. Даже самые сильные переживания не застилают такому человеку глаза.

Кому нужно развивать эмоциональный интеллект?

Сегодня мир меняется очень быстро: для достижения успеха уже недостаточно быть специалистом в какой-то одной сфере знаний или получить один диплом о высшем образовании. Поэтому как никогда важно развивать так называемые мягкие навыки, среди которых и те, что можно причислить к эмоциональному интеллекту. Это актуально для людей любого возраста, но особенно — для подростков.

Подростковый возраст — время, когда идет активный процесс построения внешних коммуникаций. Если до этого момента мир ребенка был в достаточной степени определен, а практически все проблемы решали взрослые, то в подростковом возрасте человек выходит на новый этап коммуникации и социализации. Он сам начинает принимать решения: с кем ему общаться и кем быть, впервые возникают сложные жизненные ситуации.

Читайте также:  Как получить эмоции pubg mobile

Поэтому нужно помочь подростку развивать несколько аспектов одновременно, а именно понимание своих целей, намерений, переживаний и умение выстраивать общение с ровесниками, родителями и другими взрослыми. Этому и способствует хорошо развитый эмоциональный интеллект.

Как развивать эмоциональный интеллект?

Важно понимать, что работа над эмоциональным интеллектом ждет и родителей подростков. В пубертате происходит гормональная перестройка, в результате которой дети становятся очень сложными для коммуникации: кажется, подростки совсем не слышат взрослых, а о передаче опыта речь почти не идет. Здесь потребуется развитый эмоциональный интеллект самих родителей.

Главное, не забывайте: намерения подростка всегда позитивны, какими бы негативными действиями они не проявлялись. Мудрость родителей в этот момент должна заключаться в том, чтобы не реагировать на резкие и, порой, неадекватные действия, а попытаться понять намерения, а также пересмотреть требования, предъявляемые к подростку.

Родительская помощь будет заключаться в выполнении вместе с ребенком заданий для развития эмоционального интеллекта. Вот несколько практик, которые я рекомендую. Предложите выполнить их своему подростку. Кстати, возрастных ограничений у этих практик нет: для многих взрослых они окажутся не менее полезными.

Про понимание себя

Упражнение «Квадрат настроений»

Считывание настроения, в котором находится собеседник, позволяет оценить перспективы общения и быстро подобрать подход. Ниже представлена схема, которая наглядно покажет, почему иногда так сложно наладить коммуникацию и договориться о чем-то.

Это квадрат эмоций или настроений. Настроение можно определить по двум критериям. Удовольствие — это эмоциональная составляющая. Энергия — физическая. Попробуйте сейчас оценить уровень своей энергии и уровень эмоций. В каком вы секторе?

Кстати, человек может действовать эффективно в любом из четырех состояний, примеры подходящих занятий для каждого находятся внутри цветных квадратов.

Постепенно можно научиться распознавать, в каком секторе настроения находится собеседник, и тогда общаться станет проще.

Про общение со сверстниками

Упражнение «Не обижайся!»

Когда кто-то говорит обидные слова или пытается задеть, важно помнить, что все прозвища, «обзывалки» к реальности никакого отношения не имеют. От того, что тебя назвали слоном, уши или хобот не вырастут. Это всего лишь «кривое зеркало», мимо которого всегда можно пройти, проигнорировав странное изображение. Игнорирование — еще один способ не обижаться и не «подпитывать» своей реакцией обидчика. Чтобы было проще, нужно задать себе вопрос: «Разве мне так важно мнение человека, который это говорит?» После этого полностью отстранитесь.

Перейти в режим игнора помогает ассоциативная цепочка. Посмотрите вокруг себя. Что вы видите? Например, видите стол, стул, шкаф. Эмоций ноль. И продолжаете — обидчик. Стол–стул–шкаф-обидчик — никаких эмоций. А еще можно представить себе обидчика в какой-нибудь смешной или глупой ситуации, чтобы злиться на него просто не получалось. На самом деле придется еще постараться не засмеяться.

Про общение с родителями

Слова часто вызывают негативную реакцию только из-за своей окраски, хотя их смысл нейтральный или даже позитивный. Самая яркая реакция обычно бывает на слово «должен»: «ты должен учиться», «должен убраться в комнате», «должен гулять с собакой», «должен слушать, что тебе говорят».

Сказать по правде, никто никому ничего не должен. Ты — никому, но и тебе — никто и ничего. Осознание этого помогает по-новому взглянуть на многие вещи. Вот как можно расшифровать несколько привычных реплик родителей.

1. «Ты должен учиться» = «я беспокоюсь за твое будущее».

2. «Ты должен убраться в комнате» = «тебе будет комфортнее».

3. «Ты должен гулять с собакой» = «твой пес тоже живой, и он по тебе скучает».

Звучит куда более оптимистично! А теперь к каждому «должен» в левой колонке можно написать справа, почему этого стоит хотеть. Например, «Ты должен учиться» может значить «Я хочу хорошо учиться, чтобы в будущем иметь хорошую работу и достойный уровень жизни».

Я уверена, что осознанное развитие эмоционального интеллекта у подростков и взрослых улучшает качество жизни, отношения в семье, кроме того, развитые soft skills — хороший фундамент для успешной жизни ребенка, какую бы сферу деятельности он не выбрал.

Источник

Оцените статью