Заря прощается с землею настроение

ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. А.А.Фет. «Заря прощается с землёю…»

История написания
Стихотворение написано в 1858 г. Поэт пережил личную трагедию — погибла его любимая, Мария Лазич. Любовь была взаимной, искренней, нежной. Она давала силы поэту пережить жизненные трудности – лишение наследства. Но отсутствие средств не позволило ему жениться на любимой, да и родители девушки не давали за неё приданое. А через несколько месяцев она погибает. Начинается тёмная полоса в жизни поэта. Эту любовь поэт сохранил в душе на всю жизнь.
Род литературы

Лирика пейзажная, философская

Жанр

Лирическое стихотворение о природе.

Литературное направлениеРомантизм + реализм

«Чистое искусство»

Размер стихаЯмб.

Чередование женской и мужской рифмы.

Тема, идея, проблемы
Стихотворение о природе, о её красоте, загадочности. Однако оно навеяно философскими размышлениями о жизни и смерти.Поэт восхищается красотой природы, сменой дня и ночи.

Первая часть наполнена романтизмом, предвкушением какого- то чуда. Однако во второй части, когда природа погрузилась в ночь, автор показал унылую картину леса.

Но поэт выражает надежду, что эта ночь скоро закончится, что заря снова вернётся.

Так и в жизни происходит чередование светлых и тёмных моментов. Нужно верить во всё хорошее.

Художественные средства
Олицетворение: «Заря прощается с землёю, Ложится пар на дне долин…»Деревья « купают» в лучах зари «пышный свой венец».Они «…и землю чувствую родную, и в небо просятся…»
Антитеза: «И землю чувствуют родную, И в небо просятся оне».
Эпитеты: « пышный» венец, земля « родная»
Слова возвышенной лексики: « нега», «вознесён». Помогают передать торжественность момента смены дня и ночи.
Синтаксическое средство — риторические восклицания. Помогают передать чувство восхищения, поражения красотой природы.«Как незаметно потухают Лучи и гаснут под конец!»

«С какою негой в них купают Деревья пышный свой венец!»

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

«Заря прощается с землёю…» А. Фет

Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.

Как незаметно потухают
Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!

И все таинственней, безмерней
Их тень растет, растет, как сон;
Как тонко по заре вечерней
Их легкий очерк вознесен!

Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, –
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.

Из цикла «Вечера и ночи», 1858 г.

Анализ стихотворения Фета «Заря прощается с землёю…»

Тема смерти все чаще и чаще присутствует в творчестве Афанасия Фета, начиная со второй половины 50-х годов 19 века. Причиной столь пессимистических настроений является личная трагедия, которую пережил поэт, связанная с потерей любимой девушки. Тем не менее, некогда светлая и радостная пейзажная лирика Фета приобретает оттенок грусти, в нее вплетаются философские размышления, в которых автор все чаще и чаще затрагивает тему жизни после смерти. И в этом нет ничего удивительного, так как в потустороннем мире поэт надеется воссоединиться с возлюбленной, чего ему так и не удалось сделать на земле.

Подобные настроения характерны и для стихотворения «Заря прощается с землею…», которое было написано в 1858 году. В нем автор в присущей для себя лирической манере описывает закат, используя множество метафор, которые придают повествованию особое очарование. Восторгаясь увиденным, поэт не может сдержать своего удивления и восклицает: «Как незаметно потухают лучи и гаснут под конец!». Первая часть стихотворения, наполненная романтизмом и неким предвкушением чуда, плавно сменяется мрачной и унылой картиной погруженного во тьму леса, тень которого «растет, как сон».

Такой контраст не случаен, так как жизнь поэта фактически можно разделить на две части. В первой из них, до гибели Марии Лазич, много света, надежд и искренних чувств. В этот период Фет, уже успевший познать вкус несправедливости и лишившийся наследства, все же не падает духом и продолжает верить в то, что жизнь действительно может быть прекрасной. Тем более, если она наполнена взаимной любовью, которая дает поэту силы с честью преодолеть многие жизненные трудности. Однако отец Марии Лазич вынуждает поэта сделать непростой выбор, который заключается в том, чтобы жениться на избраннице или же оставить ее в покое. В итоге поэт, не имеющий средств на то, чтобы содержать семью, оставляет свою возлюбленную, которая через несколько месяцев трагически погибает. С этого момента начинается темная полоса в жизни автора, резко контрастирующая с относительно безмятежной и счастливой юностью.

В стихотворении Фет выражает надежду, на то, что заря прощается с землей не навсегда и, «словно чуя жизнь двойную», обещает вернуться. Нечто подобное испытывает и сам поэт, рассчитывая на встречу с любимой уже в другой жизни, хотя и понимает, что подобные надежды лишены всякого смысла.

Источник

Афанасий Фет — Заря прощается с землею: Стих

Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.

Как незаметно потухают
Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!

И все таинственней, безмерней
Их тень растет, растет, как сон;
Как тонко по заре вечерней
Их легкий очерк вознесен!

Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, —
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.

Анализ стихотворения «Заря прощается с землею» Фета

Фета всегда связывал жизнь человека с окружающей природой, умел найти в ней удивительно точные аналогии. Очень часто его произведения в жанре чистой пейзажной лирики содержали скрытые намеки на личную жизнь поэта, которые были понятны далеко не всем. Одним из примеров является стихотворение «Заря прощается с землею…» (1858 г.). В нем в образной форме описана личная трагедия Фета, связанная с потерей любимой девушки. Мучительная смерть М. Лазич тяготила поэта на протяжении всей жизни. Осознание собственной непоправимой ошибки обострилось после женитьбы Фета на М. Боткиной (1857 г.).

Автор предается размышлениям, наблюдая за угасающим днем. Картина погружающейся в темноту природы сначала вызывает лишь чувство умиротворения. Постепенно возникает ощущение непоправимой утраты. Последние лучи солнца «незаметно потухают», но даже этими остатками света стремятся в полной мере насладиться деревья. «Их легкий очерк» представляет собой прекрасную, но очень печальную картину на фоне прощальной зари.

В последней строфе появляется мысль автора о «жизни двойной», прямо указывающей на положение самого поэта. Деревья чувствуют свою связь с земным миром, но в мечтах хотят унестись в небеса вместе с солнечными лучами. Несбыточность такого желания очевидна. Прощание с земной жизнью означает только смерть, а загробное существование под большим вопросом.

После свадьбы с М. Боткиной Фет с горечью понял, что его стремление к обеспеченной жизни ставит крест на личном счастье. Отныне ему придется самому вести «жизнь двойную». В реальном мире он должен быть любящим и преданным жене семьянином, а в мечтах постоянно возвращаться к единственной девушке, которую он любил. Свое настоящее и будущее поэт представлял в образе погруженного во мрак леса. Скорее всего, жена догадывалась, что брак был заключен отнюдь не по любви. К тому же она видела, что в творчестве мужа появляются какие-то туманные намеки о несбывшихся надеждах и мечтах.

Впоследствии Фет неоднократно обращался к этой теме и развивал ее дальше. К старости он все чаще будет думать о своей смерти, как о возможном переходе в другой мир, в котором наконец-то сможет встретиться с возлюбленной. Вера в бессмертие души помогала ему справиться с ощущением вины. Фет надеялся, что у него еще будет возможность раскаяться в совершенной ошибке и заслужить прощение.

Источник

Анализ стиха «Заря прощается с землею» Фета

Стихотворение А.А. Фета «Заря прощается с землею» наполнено искренними и нежными чувствами, в нём смешались чистая любовь к природе и печаль.

Сочинение, а также краткий и полный анализ «Заря прощается с землею» можно использовать на уроке литературы в 6–7 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.

Текст стихотворения «Заря прощается с землею»

Александр Александрович Фет

Заря прощается с землею

Заря прощается с землею,

Ложится пар на дне долин,

Смотрю на лес, покрытый мглою,

И на огни его вершин.

Как незаметно потухают

Лучи и гаснут под конец!

С какою негой в них купают

Деревья пышный свой венец!

И все таинственней, безмерней

Их тень растет, растет, как сон;

Как тонко по заре вечерней

Их легкий очерк вознесен!

Как будто, чуя жизнь двойную

И ей овеяны вдвойне, –

И землю чувствуют родную,

И в небо просятся оне.

Краткий анализ произведения

Фета всегда связывал жизнь человека с окружающей природой, умел найти в ней удивительно точные аналогии. Очень часто его произведения в жанре чистой пейзажной лирики содержали скрытые намеки на личную жизнь поэта, которые были понятны далеко не всем.

Одним из примеров является стихотворение «Заря прощается с землею…». В нем в образной форме описана личная трагедия Фета, связанная с потерей любимой девушки.

  • История создания – стихотворение написано в 1858 году.
  • Тема стихотворения – размышления о красоте и загадочности природы.
  • Композиция – произведение состоит из четырёх строф, в которых последовательно показаны чувства лирического героя, наблюдающего вечерний закат. Это и состояние предчувствия чуда, и унылая картинка ночного леса. В центре внимания находятся деревья, которые у поэта изображены как живые. Они чувствуют свою связь как с небом, в которое устремлены их вершины, так и с землёй, в которой находятся их корни.
  • Стихотворный размер – четырёхстопный ямб; рифмовка перекрёстная, использовано чередование женской и мужской рифм.
  • Жанр – лирическое стихотворение.
  • Эпитеты – “пышный венец“, “двойная жизнь“, “лёгкий очерк“.
  • Олицетворение – “заря прощается с землёю“, “купают деревья пышный свой венец“.
  • Сравнение – “тень растёт, как сон“.
  • Метафора – “потухают и гаснут лучи“.

Стихотворение о природе, о её красоте, загадочности. Однако оно навеяно философскими размышлениями о жизни и смерти. Поэт восхищается красотой природы, сменой дня и ночи.

Анализ стиха «Заря прощается с землею»

Я думаю, что начать нужно с истории написания произведения. Стихотворение “Заря прощается с землёю, было написано в 1858 году, в тот год, в который погибла его любимая, Мария Лазич.

С ней, у Афанасия Афанасьевича Фета была взаимная и нежная, дающая силы пережить ему еще одну трагедию — лишение наследства. Однако свадьбы так и не состоялось, по причине нехватки средств на это мероприятие, да и родители Лазич не давали приданное за неё.

С гибелью девушки, в жизни поэта началась чёрная полоса. С первых строк прослеживается основная антитеза — вечерняя заря над землею и темнеющие туманные долины. В последующих строфах эта антитеза продолжает своё развитие:

В этом стихотворение небо и земля открываются друг другу, весь мир здесь открывает свои границы, словно показывая суть мироздания. В тоже время, природа у Фета живет своей особой жизнью, которую не каждому удастся увидеть. Только человек с высшей степенью духовного развития, сможет постичь суть этой жизни и её тайны.

Как и в любом другом стихотворение Фета, здесь невозможно найти сравнений с какими-то национальными или политическими темами, потому что их нет. Основным стремлением поэта является передать красоту и неповторимость подмеченного им момента. Стихотворение написано из строф с перекрёстной рифмой.

  • В первой строфе мы видим общее описание природы, Фет не подмечает никаких особых деталей происходящего, мы видим только общую картину происходящего. В ней же появляется лирический герой, или же созерцатель, и те предметы к которым приковано его внимание, а именно лес и вершины.
  • Во второй строфе отбрасывается нейтральность описания. Поэт любуется происходящим и страстно описывает происходящее. В этой строфе происходит олицетворение некоторых предметов, путем употребления слова “купает”.
  • В третьей строфе описывается изменения в природе, преображения деревьев описывается как нечто таинственное и мистичное, нереальное и чудесное. Четвертая строфа вносит философские мысли в это стихотворение. Деревья представляют собой олицетворенный противников — земля и небо.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, самым распространенным в русской поэзии, и самым нейтральным. Строки чередуют мужские и женские окончания. Это чередование отображает двойственный смысл, как “двойственность жизни”.

В заключении можно сказать, что это стихотворение, так как же и многие другие от этого автора, простое на первый взгляд, однако скрывает в себе глубокий смысл, философию жизни. Так же здесь очень точно переданы случайные, таинственные и красивые моменты природы, в лучших традициях Афанасия Афанасьевича Фета.

Подробный анализ стихотворения

История создания

В год написания стихотворения Фет ушёл в отставку с военной службы и поселился в Москве.

Стихотворение “Заря прощается с землёю…” создано уже зрелым мастером, поэтом-лириком, умеющим видеть красоту природы и сопоставлять чувства человека и явления окружающей жизни. Оно вошло в цикл “Вечера и ночи” и было включено в сборник “Вечерние огни”.

Тема

Основная тема – это рассуждения поэта о жизни и красоте природы, которые навеяны картиной заката: лес ещё недавно был освещён лучами солнца, но вскоре они потухли и деревья скрылись во мраке. Фет изображает, как смену дня и ночи “переживают” деревья.

Они как живые чувствуют свою связь и с небом, простором над их кронами, и с землёй, в которой находятся их корни. И эта “двойная жизнь” сопоставима с человеческим существованием. Человек так же привязан к родной земле и часто устремлён в небеса – мечтами, творчеством, надеждой, верой.

Композиция

Это стихотворение, состоящее из четырёх строф, описывает ощущение чуда от заката и впечатление о лесе, погружённом в ночной сон. В последней строфе чувствуется надежда на то, что жизнь продолжается. Стихотворение построено на антитезе: вечерняя заря и туманные долины, огни и мгла, Земля и Небо.

Жанр

Это лирическое стихотворение, сочетающее в себе элементы пейзажной и философской лирики: поэт описывает природу, с её помощью высказывая свои взгляды на вопросы жизни и смерти, а также рассуждает о собственной судьбе.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом; рифмовка перекрёстная с чередованием женской и мужской рифмы. Поэт передаёт своё представление о двойственности жизни человека. В произведении прослеживаются черты импрессионизма.

Средства выразительности

Фет использует в произведении мало выразительных средств, но все они работают на художественный замысел, это делает стихотворение поразительно ёмким.

  • Эпитеты – “пышный венец“, “двойная жизнь“, “лёгкий очерк“.
  • Олицетворения – “заря прощается с землёю“, “купают деревья пышный свой венец“.
  • Сравнение – “тень растёт, как сон“.
  • Метафора – “потухают и гаснут лучи“.

Кроме того, свою важную роль выполняет возвышенная лексика (“нега, венец, вознесён, оне”), с помощью которой поэт показывает, насколько торжественным он видит момент перехода дня в ночь.

Риторические восклицания помогают ему выразить восхищение красотой окружающего мира – “как незаметно потухают лучи и гаснут под конец!“, “с какою негой в них купают деревья пышный свой венец!”

Сочинение о стихе Заря прощается с землею

Тема смерти все чаще и чаще присутствует в творчестве Афанасия Фета, начиная со второй половины 50‑х годов 19 века. Причиной столь пессимистических настроений является личная трагедия, которую пережил поэт, связанная с потерей любимой девушки.

Тем не менее, некогда светлая и радостная пейзажная лирика Фета приобретает оттенок грусти, в нее вплетаются философские размышления, в которых автор все чаще и чаще затрагивает тему жизни после смерти. И в этом нет ничего удивительного, так как в потустороннем мире поэт надеется воссоединиться с возлюбленной, чего ему так и не удалось сделать на земле.

Подобные настроения характерны и для стихотворения «Заря прощается с землею…», которое было написано в 1858 году. В нем автор в присущей для себя лирической манере описывает закат, используя множество метафор, которые придают повествованию особое очарование.

Восторгаясь увиденным, поэт не может сдержать своего удивления и восклицает: «Как незаметно потухают лучи и гаснут под конец!». Первая часть стихотворения, наполненная романтизмом и неким предвкушением чуда, плавно сменяется мрачной и унылой картиной погруженного во тьму леса, тень которого «растет, как сон».

Такой контраст не случаен, так как жизнь поэта фактически можно разделить на две части. В первой из них, до гибели Марии Лазич, много света, надежд и искренних чувств. В этот период Фет, уже успевший познать вкус несправедливости и лишившийся наследства, все же не падает духом и продолжает верить в то, что жизнь действительно может быть прекрасной.

Тем более, если она наполнена взаимной любовью, которая дает поэту силы с честью преодолеть многие жизненные трудности. Однако отец Марии Лазич вынуждает поэта сделать непростой выбор, который заключается в том, чтобы жениться на избраннице или же оставить ее в покое.

В итоге поэт, не имеющий средств на то, чтобы содержать семью, оставляет свою возлюбленную, которая через несколько месяцев трагически погибает. С этого момента начинается темная полоса в жизни автора, резко контрастирующая с относительно безмятежной и счастливой юностью.

В стихотворении Фет выражает надежду, на то, что заря прощается с землей не навсегда и, «словно чуя жизнь двойную», обещает вернуться. Нечто подобное испытывает и сам поэт, рассчитывая на встречу с любимой уже в другой жизни, хотя и понимает, что подобные надежды лишены всякого смысла.

Читайте также: Анализ стихотворения «Я тебе ничего не скажу» А. А. Фета.

В реальном мире Фет должен быть любящим и преданным жене семьянином, а в мечтах постоянно возвращаться к единственной девушке, которую он любил. Свое настоящее и будущее поэт представлял в образе погруженного во мрак леса.

Скорее всего, жена догадывалась, что брак был заключен отнюдь не по любви. К тому же она видела, что в творчестве мужа появляются какие-то туманные намеки о несбывшихся надеждах и мечтах.

Впоследствии Фет неоднократно обращался к этой теме и развивал ее дальше. К старости он все чаще будет думать о своей смерти, как о возможном переходе в другой мир, в котором наконец-то сможет встретиться с возлюбленной.

Вера в бессмертие души помогала ему справиться с ощущением вины. Фет надеялся, что у него еще будет возможность раскаяться в совершенной ошибке и заслужить прощение.

Источник

Читайте также:  Ава с надписью нет настроения
Оцените статью