Основные подходы к изучению эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологической науке
В психологии еще с начала ХХ в. велись поиски способностей, которые в отличие от традиционно выделяемого общего интеллекта связаны с социально-эмоциональной сферой психики. Такие ведущие специалисты в области изучения интеллекта, как Э. Торндайк, Ч. Спирмен, Д. Векслер, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк утверждали, что люди различаются не только когнитивным способностям, но и по способности понимать других людей и управлять ими, т.е. действовать адекватным и разумным образом в отношениях с людьми [Робертс ].
Наиболее близко к понятию «эмоциональный интеллект» подошёл Г. Гарднер [ ]. Его модель «множественного интеллекта» включает в себя семь основных подвидов (форм) интеллекта, в число которых, наряду с традиционными вербальным и логико-математическим, входит пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический, межличностный и внутриличностный интеллект.
Концепция «множественного интеллекта» Г. Гарднера легла в основу модели эмоционального интеллекта Дж. Мэйера и П. Сэловея в соавторстве с Д. Карузо [модель и]. В 1990 году понятие «эмоциональный интеллект» впервые стало научным предметом исследования. Авторы определили эмоциональный интеллект как способность идентифицировать собственные эмоции и эмоции окружающих и использовать эту информацию для принятия решений.
Конструкт эмоционального интеллекта (или модель способностей) был представлен следующим образом:
1) способность к идентификации и выражению эмоций;
2) способность регуляции эмоций;
3) способность к использованию эмоциональной информации в мышлении и деятельности.
Позже Дж. Мэйер и П. Сэловей [модель и] доработали и уточнили предложенную модель, которая основывалась на представлениях о том, что эмоции содержат информацию о связях человека с другими людьми или предметами. При этом связи могут быть не только актуальными, но и вспоминаемыми, воображаемыми. Изменение связей с другими людьми, предметами приводит к изменению эмоций, переживаемых по этому поводу. Отсюда эмоциональный интеллект трактуется как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений.
После успешной презентации модели эмоционального интеллекта Дж. Мэйера и П. Сэловея, в зарубежной психологии «эмоциональный интеллект» как научное понятие начинает набирать популярность, и уже на основе этой модели начали разрабатываться новые. Наиболее известными являются модели Д. Гоулмана [ ] и Р. Бар-Она [люсин совр ].
В 1995 году Д. Гоулман основал свою модель на ранних представлениях Дж. Мэйера и П. Сэловея, но добавил к выделенным ими компонентам ещё несколько, а именно энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Тем самым он соединил когнитивные способности с личностными характеристиками, включив к этому понятие так называемого «лидерского интеллекта». Д. Гоулман определяет эмоциональный интеллект как «способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей» [ ]. Такая трактовка эмоционального интеллекта приобрела невероятную популярность, его книги «Эмоциональный интеллект» [ ], «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» [ ], разошлись тиражом в несколько миллионов экземпляров. Книги Д. Гоулмена написаны простым и доступным языком, ознакомиться с ними может любой желающий, и для их понимания необязательно иметь знания в психологии. Несомненной заслугой Д. Гоулмена является стимулирование людей к развитию личностных качеств, способствующих достижению успехов в тех или иных сферах деятельности. Тем не менее, очевидно, что среди структурных компонентов эмоционального интеллекта, выделяемых Д. Гоулманом, можно обнаружить не только эмоциональные способности, но и волевые качества, характеристики самосознания, социальные умения и навыки.
Д. Гоулман выделяет 4 структурных компонента эмоционального интеллекта [ ]:
1.Самосознание: эмоциональное самосознание (культура чувств); точная самооценка (самопринятие).
2.Самоконтроль: уверенность в себе; обуздание эмоций (управление эмоциями); открытость (конгруэнтность); адаптивность (новатор); воля к победе (мотивация на достижения); инициативность; оптимизм (позитивность мышления).
3.Социальная чуткость: эмпатия (чувственная); деловая осведомленность (политики); предупредительность (деятельная эмпатия).
4.Управление отношениями: воодушевление; влияние; помощь в самосовершенствовании; содействие изменениям; урегулирование конфликтов; командная работа и сотрудничество.
Модель Ревена Бар-Она даёт очень широкую трактовку понятия «эмоциональный интеллект» [ люсин совр]. Он определяет эмоциональный интеллект как все некогнитивные способности, компетенции и навыки, которые влияют на способность человека совладать с требованиями окружающего мира. Р. Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта:
1.Познание себя: осознание своих эмоций; уверенность в себе; самоуважение; самоактуализация; независимость.
2.Навыки межличностного общения: эмпатия; межличностные взаимоотношения; социальная ответственность.
3.Способность к адаптации: решение проблем; связь с реальностью; гибкость.
4. Управление стрессовыми ситуациями: устойчивость к стрессу; контроль за импульсивностью.
5. Преобладающее настроение: счастье, оптимизм.
На их основе в 1996 году Бар-Он разработал опросник для измерения эмоционального интеллекта, называющийся EQ-i (Emotional Quotient Inventory).
Таким образом, зарубежные учёные задали научное направление для изучения эмоционального интеллекта, его структуры и особенностей.
В отечественной психологии ключевые идеи, способствующие становлению понятия «эмоциональный интеллект», представлены в работах Л.С. Выготского [ ], С.Л. Рубинштейна [ ], А.Н. Леонтьева [Дегтярев ]. Л.С. Выготский пришел к выводу о существовании динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных интеллектуальных процессов: «Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии», – писал он. «Мышление при этом неизбежно превращается в автономное течение себя мыслящих мыслей, оно отрывается от всей полноты живой жизни. » [10, с.70-78]. Единство аффекта и интеллекта, по мнению Л.С. Выготского, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех ступенях развития, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. С.Л. Рубинштейн, развивая идеи Л.С. Выготского, отмечал, что мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального [Руб ].
Однако описанные идеи Л.С. Выготского на современном этапе развития психологии не получили должного развития [Столяр 1999]. В подтверждение этого можно привести слова Д.Б. Эльконина о том, что до настоящего времени существенным недостатком рассмотрения психического развития ребенка является разрыв между процессами умственного развития и развития личности (в том числе и эмоционального) [Пси эм]. А также мнение Е.Л. Яковлевой, которая утверждала, что осознание собственной индивидуальности есть не что иное как осознание собственных эмоциональных реакций и состояний, указывающих на индивидуальное отношение к происходящему [Як].
Современные исследования эмоционального интеллекта представлены в работах И.Н. Андреевой [ ], Д.В. Ушакова [ ], Д.В. Люсина [ ], С.П. Деревянко [ ], В.В. Овсянниковой[ ], О.В. Белоконь [ ] и других.
И.Н. Андреева показывает, что уровень развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте взаимосвязан с индивидуальными проявлениями самоактуализации. Также этот автор отмечает, что высокоразвитый внутриличностный эмоциональный интеллект способствует естественности эмоциональных проявлений и позитивному отношению к себе, которые, в свою очередь, дают возможность устанавливать глубокие и тесные взаимоотношения с другими людьми [Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как фактор].
Д.В. Ушаков указывает на то, что при проведении исследования эмоционального интеллекта следует использовать не опросники, которые лишь затуманивают измеряемые конструкты, а тесты, оценивающие переработку эмоциональной информации в реальном времени [У].
Как и зарубежные психологи, отечественные исследователи часто изучают эмоциональный интеллект в связи с возможностью его влияния на лидерские качества. Так, работы О.В. Белоконь показывают, что имеется связь между эмоциональным интеллектом и деловым стилем лидерства. Лидеры с высоким эмоциональным интеллектом не только способны создавать благоприятный психологический климат в коллективе, но и, в первую очередь, мотивировать сотрудников на выполнение задач организации [Б].
Более подробно остановимся на отечественной модели эмоционального интеллекта, предложенной Д.В. Люсиным [люс. мет ]. Этот автор определяет «эмоциональный интеллект» как совокупность способностей для понимания своих и чужих эмоций и управления ими [Люсин Д. В. Новая методика]. Способность к пониманию эмоций означает, что человек:
— может распознать эмоцию, то есть установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;
— может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для нее словесное выражение;
— понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведет. Способность к управлению эмоциями означает, что человек:
— может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции;
— может контролировать внешнее выражение эмоций;
— может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.
Способность к пониманию и способность к управлению эмоциями могут быть направлены как на собственные эмоции, так и на эмоции других людей. Поэтому можно говорить о внутриличностном и межличностном эмоциональном интеллекте. Эти два варианта предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, однако должны быть связаны друг с другом. По мнению Д.В. Люсина[Люсин Д. В. Новая методика], способность к пониманию эмоций и управлению ими очень тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, т. е. с интересом к внутреннему миру людей, склонностью к психологическому анализу поведения, с ценностями, приписываемыми эмоциональным переживаниям. Эмоциональный интеллект можно представить как конструкт, имеющий двойственную природу и связанный, с одной стороны, с когнитивными способностями, а с другой – с личностными характеристиками. Следовательно, эмоциональный интеллект – это психическое свойство, формирующееся в ходе жизни человека под влиянием ряда факторов, которые обусловливают его уровень и специфические индивидуальные особенности [Люсин совр пр].
Можно указать на три группы таких факторов: когнитивные способности (скорость и точность переработки эмоциональной информации); представления об эмоциях (как о ценностях, как о важном источнике информации); особенности эмоциональности (эмоциональная устойчивость, эмоциональная чувствительность и др.). Модель, предлагаемая Д.В. Люсиным, принципиально отличается от смешанных моделей тем, что в конструкт не вводятся личностные характеристики, которые являются коррелятами способности к пониманию и управлению эмоциями. Допускается введение только таких личностных характеристик, которые более или менее прямо влияют на уровень и индивидуальные особенности эмоционального интеллекта. Не представляется также возможным отождествить эту модель с трактовкой эмоционального интеллекта как черты. Для измерения предложенного конструкта могут использоваться задачи, характерные для интеллектуальных тестов, и опросники. Для измерения внутриличностного эмоционального интеллекта больше подходят опросники, поскольку сомнительно, что внутренний рефлексивный опыт человека можно оценить с помощью задач, имеющих правильные и неправильные ответы. При измерении межличностного эмоционального интеллекта использование задач более уместно, хотя при этом возникают сложные методические вопросы, связанные с определением правильных и неправильных ответов [АВ Дегтярев].
Таким образом, на сегодняшний день эмоциональный интеллект описывают несколько теорий: теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Сэловея, Д. Карузо; некогнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она; теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмена; двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Д. Люсина. При этом, не смотря на то, что все исследователи называют исследуемый ими конструкт «эмоциональным интеллектом» их мнения по поводу психологической сущности исследуемого феномена расходятся.
Дальнейшее развитие концепции эмоционального интеллекта может и должно способствовать пониманию и детальному рассмотрению таких научно-практических проблем, как профилактика, коррекция и реабилитация девиантного поведения, эмоционального выгорания, развитие творческих способностей, социализации личности, повышение стрессоустойчивости и уровня жизни индивида в целом.
Источник
1.1.2. Зарубежные подходы к исследованию эмоционального интеллекта
Термин «эмоциональный интеллект» был предложен 1990 г. Дж. Майером и П.Сэловеем. Однако широкое распространение термина и рост числа научных исследований по проблеме произошел после выхода книги Д.Гоулмана «Эмоциональный интеллект» в 1995г.
В рамках теоретического подхода Дж. Майера, П.Сэловея и Д.Карузо эмоциональный интеллект рассматривается как «способность понимать эмоции и использовать эмоции и эмоциональное знание для повышения эффективности мышления» [190, р.511]. Исследователи предлагают иерархическую модель эмоционального интеллекта: распознавание эмоций, использование эмоций для повышения эффективности мышления, понимание эмоций, управление эмоциями. Авторами рассматриваются проблемы онтогенеза способностей, составляющих эмоциональный интеллект, их развитие от простых способностей к сложным способностям. Дж. Майер и его коллеги подчеркивают, что их подход к эмоциональному интеллекту предлагает рассматривать его как вид интеллекта, направленный на переработку эмоциональной информации. По сравнению с подходами, рассматривающими отдельные аспекты эмоционального интеллекта: восприятие и распознавание эмоций, эмоциональную оценку, взаимосвязь эмоций и мышления, ученые рассматривают свой подход к эмоциональному интеллекту как интегративный.
При обосновании своего теоретического подхода к эмоциональному интеллекту исследователи оперируют понятиями «ментальная способность» — «способность личности справляться с психологическим заданием (таким как решение проблемы), таким образом, чтобы удовлетворять критериям правильности, новизны и скорости» [190, р.510].
К преимуществам модели эмоционального интеллекта Дж. Майера и его коллег необходимо отнести высокий уровень теоретической обоснованности, единство теории и методологии исследования. Критические замечания относятся, прежде всего, к недостаточной экологической валидности предложенного метода исследования эмоционального интеллекта и сведению эмоций к их информационной функции. Предложенная авторами модель в наибольшей степени адекватна для понимания роли эмоционального интеллекта в мышлении, однако, возможно, не позволяет в полной мере понять роль эмоций в межличностном взаимодействии, самореализации личности.
Теоретический подход Р.Бар Она объединяет социальный и эмоциональный интеллект в единую концепцию эмоционального интеллекта.
Подход к эмоциональному интеллекту Д.Гоулмана является практикоориентированным.
Модель эмоционального интеллекта Д.Гоулмана объединяет способности, составляющие эмоциональный и социальный интеллект. Подход к эмоциональному интеллекту Д.Г оулмана ориентирован, прежде всего, на практическое применение концепции эмоционального интеллекта в бизнесе и практической психологии. Д.Гоулманом разработана методика, позволяющая исследовать эмоциональный интеллект руководителей и сотрудников в организации на основе данных самооценочного опросника и экспертной оценки.
Большой научный интерес представляет также подход Р.Робертса, Дж. Мет- тьюиса и М.Зайднера. Р.Робертс и его коллеги [119] выделили общие черты, присущие как эмоциональным, так и когнитивным процессам. В частности, когнитивные процессы, так же как и эмоциональные процессы, нередко протекают очень быстро, и порождают импульсивные решения, которые базируются на извлеченной из памяти схематической информации. Эмоции, также как и мыслительные процессы, являются результатом переработки информации, и ее символической репрезентации. Р.Робертс и его коллеги отмечают, что высокая эмоциональная компетентность в значительной степени обусловлена успешной саморегуляцией личности. С точки зрения Р.Робертса и его коллег саморегуляция осуществляется за счет интегрирования эмоциональных, когнитивных и мотивационных функций личности [119].
Робертс и его коллеги [119] выделяют несколько факторов онтогенетического развития, которые влияют на уровень эмоционального интеллекта: нейродинамические особенности: эмоциональная устойчивость и контроль своего поведения; культурные правила. Культурные правила усваиваются ребенком в процессе социализации и определяют, какие эмоции разрешено переживать и выражать в данной культуре, и как следует регулировать эмоции в различных социальных ситуациях. Эмпирические исследования свидетельствуют, что культура оказывает влияние не только на выражение, но и на переживание эмоций. В исследовании Мескиты и др. [195] с участием респондентов из Японии и США было показано, что влияние культуры на переживание эмоций осуществляется, в том числе, через социальные ситуации, в которых участвует личность, принадлежащая к той или иной культуре.
Робертс и др. представляют собственную модель эмоциональных способностей, составляющих эмоциональный интеллект, и анализирует их роль в социальной адаптации личности. Робертс и др. указывают, что уверенность в своей эмоциональной компетентности, а также эмоциональные знания и навыки, как правило, играют позитивную роль в адаптации. Робертс и др. высказывают предположение, что эмоциональные знания и навыки являются проявлением меры соответствия между личностью и средой. Один и тот же человек может проявлять высокий эмоциональный интеллект в одной ситуации, и низкий — в другой[119]. Однако результаты эмпирического исследования свидетельствуют, что эмоциональный интеллект оказывает позитивное влияние на адаптацию студентов к инокультурной среде. [186]. По-видимому, высокий уровень развития способностей, составляющих эмоциональный интеллект, позволяет личности приобрести новые эмоциональные знания, умения и навыки в новой ситуации и в новой культурной среде. Эмоциональный интеллект может рассматриваться как более значимый фактор межкультурной адаптации, нежели культурная компетентность: согласно выводам Д.Мацумото основа успешной межкультурной адаптации — не система знаний о другой культуре, а мотивация и способности, обеспечивающие успешное приобретение знаний, умений и навыков в процессе адаптации к инокультурной среде. [86].
Роль культуры в эмоциональной регуляции признается и К. Саарни, которая указывает, что на определенном этапе онтогенеза ребенок начинает более сознательно регулировать свою эмоциональную сферу за счет понимания особенностей социокультурного пространства, в котором протекает его жизненный путь [199]. К. Саарни определяет эмоциональную компетентность как «демонстрацию собственной эффективности в межличностных ситуациях, вызывающих интенсивные эмоции» [199, р.127]. К. Саарни выделила восемь взаимосвязанных эмоциональных и социальных навыков, составляющих эмоциональную компетентность. Саарни отмечает, что компетентность предполагает мастерство и ориентацию на достижение цели, а конструктивность избранной личностью цели должна оцениваться в контексте культуры, к которой она принадлежит [199].
В работах К. Саарни показана роль контекста в исследовании эмоциональной компетентности. Исследователь выделяет следующие значимые параметры контекста: объективно заданная дистанция власти между партнерами, степень межличностной близости, публичный или частный характер ситуации и желание личности сконструировать желаемую идентичность в межличностном взаимодействии через получение от партнера подтверждения самопрезентации посредством самомониторинга[199]. К. Саарни рассматривает эмоциональную компетентность как проявление эмоционального интеллекта в определенных культурных и социальных условиях, т.е. эмоциональный интеллект и эмоциональная компетентность соотносятся как процесс и результат [199].
Источник