Запоры у детей стресс

Запор у ребенка: при чем тут школа?

Многие уверены, что с диагностикой запора все просто: если ребенок редко ходит в туалет — это и есть запор. Однако сразу возникает вопрос: что значит — редко? Некоторые дети старше года ходят в туалет 1–2 раза в день, для других нормально опорожнять кишечник раз в два дня. Частота дефекаций, несомненно, имеет значение для диагностики запора, но важно обращать внимание и на другие симптомы.

Итак, у ребенка, скорее всего, запор, если:

он ходит по-большому менее трех раз в неделю;

дефекация вызывает у него боль или дискомфорт;

ребенок прикладывает значительные усилия, чтобы сходить в туалет, и тужится вхолостую;

стул плотный, комковатый, большого диаметра (для определения формы и консистенции кала обычно используется Бристольская шкала, для запора характерны первые два типа);

ребенок сознательно удерживает стул, подавляя позывы к дефекации: например, скрещивает и поджимает ноги, а также если поход в туалет /на горшок превращается в сложный ритуал;

периодически отмечается недержание кала, трусы испачканы жидким каловым содержимым — так называемое каломазание, или энкопрез.

У ребенка не обязательно должны быть все перечисленные симптомы. Для диагностики запора у детей старше 4 лет достаточно наличия хотя бы двух за последний месяц. При этом частота дефекации не играет решающей роли: если ребенок ходит в туалет каждый день, но с трудом и через боль — это повод пойти к врачу и начать лечение.

К самым частым причинам запора относят:

Подавление позывов к дефекации. Проще говоря, ребенок хочет в туалет, но не идет. Чаще всего детям некомфортно пользоваться общественным туалетом в саду/школе и они терпят до дома. Иногда дети слишком увлечены игрой и не хотят отвлекаться. Гораздо хуже, если ребенок сознательно удерживает кал из-за того, что боится боли. Это запускает порочный круг, поскольку чем дольше он терпит, тем больнее ему ходить в туалет: объемные каловые массы травмируют слизистую, приводя к появлению трещин.

Изменения в рационе: мало воды и клетчатки, много легкоусваиваемых углеводов. Быстрые перекусы в школе, вечная спешка, отсутствие воды в постоянном доступе — все это ведет к появлению запора во время учебного года. В детском саду режим питания обычно лучше, чем у школьников, но с водой дела иногда обстоят хуже: малыши редко просят пить сами и поэтому обычно получают воду по расписанию, а не по желанию. (Но и тут бывают исключения: например, в самом обычном детском саду, куда ходит мой ребенок, нянечки выносят подносы с кружками во время прогулки, чтобы дети могли утолить жажду прямо на улице, за что я им очень признательна).

Смена привычного образа жизни: каникулы заканчиваются, меняется режим дня, школьники проводят большую часть дня сидя за партой без движения. Кроме того, начало учебного года — это всегда стресс, который сам по себе является мощным триггером запора.

Таким образом, в большинстве случаев запор связан с психологическими факторами, несбалансированной диетой, нехваткой жидкости в рационе и малоподвижным образом жизни. Теперь становится понятно, почему проблемы со стулом у детей так часто сопутствуют началу учебного года. Конечно, у запоров есть и другие причины: например, прием некоторых препаратов или слишком ранняя и неудачная попытка приучения к горшку. В редких случаях запор возникает не сам по себе, а становится проявлением другого заболевания. Чтобы исключить такую вероятность, врачи обращают внимание на так называемые «красные флаги»:

Читайте также:  После температура не чувствуется запах

начало запоров в первый месяц жизни;

кровь в стуле (не всегда кровь — признак серьезного заболевания. При запоре несколько капель крови на поверхности кала могут появиться из-за повреждения слизистой во время дефекации);

плохой набор массы тела и задержка роста;

беспокойство, отказ от еды;

чрезмерное вздутие живота;

пороки развития ануса;

слабость в ногах, изменение походки;

наличие пучка волос над нижними отделами позвоночника (может быть проявлением Spina bifida);

наличие у членов семьи болезни Гиршпрунга и др.

Как бороться с запором?

У каждого ребенка иногда случаются затруднения при дефекации. Если через один-два дня все возвращается к норме — это временный запор. В этом случае поможет коррекция диеты:

следите за тем, чтобы ребенок много пил, организуйте в школе и детском саду постоянный доступ к воде (кулер, бутылки с собой);

ограничьте употребление сладких газированных напитков и соков (кроме яблочного, грушевого и сливового, они обладают небольшим слабительным эффектом);

убедитесь, что в рационе ребенка достаточно пищевых волокон. Они содержатся во фруктах, овощах, отрубях, злаках, сухофруктах и бобах.

Если проблемы со стулом носят хронический характер, ребенок испытывает боль при дефекации и боится ходить по-большому — одной диетой не обойтись, лечение должно быть комплексным и длительным.

Неправильное питание и/или намеренная задержка стула (из-за привычки потерпеть до дома или страха боли) приводят к тому, что в конечных отделах кишечника скапливается большой объем плотного кала. Прямая кишка растягивается и теряет чувствительность — то есть со временем ребенок перестает ощущать позывы к дефекации и задерживает стул уже неосознанно. Новые порции жидкого кала обтекают скопившиеся в прямой кишке твердые каловые массы и выходят наружу через растянутый и неплотно смыкающийся анус. Это приводит к каломазанию. Ребенок не может контролировать этот процесс, а упреки за испачканные трусы только усугубляют его страдания и стресс.

Что делать?

Первым делом необходимо ликвидировать каловый завал с помощью очистительной клизмы. Но стоит помнить о том, что разовое опорожнение кишечника не повлияет на главную причину хронического запора — перерастянутую прямую кишку. Именно поэтому в дальнейшем необходим длительный — в течение нескольких месяцев — прием слабительных препаратов, которые делают стул мягким. За это время тонус кишки и рефлексы нормализуются, ребенок перестанет испытывать боль и бояться дефекаций. Для этой цели обычно используют средства на основе макрогола (полиэтиленгликоля) или лактулозы. Данные слабительные препараты не вызывают привыкания, со временем их постепенно отменяют, и ребенок продолжает самостоятельно ходить в туалет по-большому.

Во время лечения запора:

Уделяйте внимание тому, что ребенок ест и сколько пьет (см. выше).

Сформируйте правильные туалетные привычки: ежедневно высаживайте ребенка на унитаз или горшок приблизительно в одно и то же время — лучше после еды, а детей, посещающих сад/школу и испытывающих трудности при дефекации в общественном туалете — утром, до выхода из дома. Обратите внимание на позу ребенка во время дефекации: ноги упираются в пол (подставку под унитаз), а не болтаются в воздухе.

Узнайте, что именно мешает ему ходить в туалет в саду и школе. Иногда причина кроется в отсутствии туалетной бумаги, дверей на кабинках и так далее — возможно, вам удастся решить эти проблемы с администрацией учебного заведения.

Увеличьте двигательную активность ребенка: запишите его в спортивную секцию, совершайте семейную прогулку перед сном.

Поощряйте успехи ребенка и не делайте трагедии из-за неудач.

Обратитесь за помощью к психологу, если ребенок испытывает сильный стресс и это усугубляет проблему запора.

И главное: оставайтесь спокойной и любящей мамой, вовремя обращайтесь за медицинской помощью и поддерживайте своего ребенка в этой непростой ситуации — и вы увидите, что скоро дело обязательно пойдет на поправку.

Читайте также:  Постоянные перемены настроения причины

Источник

Запоры у детей стресс

На сегодняшний день специалисты делят все запоры по причине их возникновения на два типа: функциональные и органические. Первые встречаются гораздо чаще особенно у детей и возникают в результате нарушения моторики желудочно-кишечного тракта. Стенка кишечника имеет в своем составе гладкие мышцы, которые, непроизвольно сокращаясь, способствуют выведению каловых масс. Работа гладкомышечных волокон кишечника регулируется вегетативной нервной системой, которая нашему сознанию также не подконтрольна.

Постоянные стрессы, которые ребенок испытывает в детском саду, в школе, на улице мешают адекватной работе нервной системы, и перистальтика — движения гладких мышц кишечника, ухудшается, из-за чего возникают функциональные запоры. К сожалению, оградить ребенка от стрессов просто невозможно, ведь в этот период он активно познает окружающий мир, вынужден усваивать много информации и учиться строить социальные отношения с другими людьми. Все это нагружает его нервную систему, которой попросту становится «не до кишечника». Из-за нарушения нормальной дефекации ребенок испытывает не только физический, но и психологический дискомфорт, который опять же является стрессом. Так формируется настоящий порочный круг.

Вопрос о том, что депрессивные состояния могут служить причиной функциональных запоров у детей, очень привлек внимание специалистов. Они стали активно изучать поведение и состояние детей, страдающих от запоров, и сделали достаточно интересные наблюдения, которые ясно дали понять, что состояние нервной системы ребенка и работа кишечника тесно взаимосвязаны. Оказалось, что работа кишечника зависит от отношения ребенка к окружающему миру, людям, к самому себе, то есть от характера. Так, запорам подвержены чаще скрытные, мнительные, ранимые и неуверенные в себе дети, которые склонны к стеснению и отказу себе в пользу окружающих. Нередко эти черты малыши перенимают как раз от родителей.

Дети, которые являются пока несформированными окончательно личностями, наиболее часто подвержены развитию слабовыраженных депрессий, а он часто приводят к задержке стула. Такие депрессивные состояния иногда достаточно трудно распознать, во-первых, потому, что ребенок не всегда может дать адекватную оценку своему состоянию и точно его описать, а во-вторых, такая депрессия проявляет себя только в отдельно взятых случаях. При контакте с родителями, учителями или друзьями такие дети стараются улыбаться, в то время как в одиночестве на их лице появляется грустное выражение. Также дети, подверженные депрессии, отмечают, что эпизодически у них появляется чувство апатии, скуки, равнодушное отношение ко всему или раздражение на окружающих без видимых причин. Иногда малыши становятся «невидимками» в коллективе, мало общаются с другими детьми, не участвуют в активных играх, не веселятся, замыкаются в себе — это тоже явные признаки депрессивного состояния. Ссоры дома, ложный стыд и сдерживание позывов к дефекации часто предшествуют появлению запоров и углублению депрессии. При этом имеется интересная тенденция: практически невыраженные депрессии чаще приводят к развитию запора, чем явные и выраженные депрессивные состояния.

Иногда дети чувствуют себя одинокими и покинутыми, если, например, связь мамы и ребенка первых лет жизни была нарушена, если дети ходят в круглосуточную группу в садике или в группу продленного дня в школе из-за того, что родители много работают. Таки образом, дети испытывают тотальный дефицит родительского внимания и впадают в состояние скрытой депрессии. Именно поэтому так важно поддерживать с ребенком контакт и проводить как можно больше времени вместе.

Очень важно выявить психологическую причину запора и начать работать над ее устранением вместе с командой врачей: психологом, психиатром, педиатром. Чем раньше вы встанете на борьбу с депрессией, тем меньше вероятность того, что она перейдет в «хроническую», и тем выше шансы избавиться от функциональных запоров. В отдельных случаях детям назначают антидепрессанты и ноотропные препараты, но в большинстве случаев, конечно, обходятся без них.

Читайте также:  Что такое органы чувств гистология

Помимо коррекции психологического состояния ребенка нужно скорректировать и рацион его питания. Продукты должны быть богаты пребиотиками — клетчаткой. Это такие компоненты продуктов, которые могут перевариваться только бактериями в толстом кишечнике, улучшая его микрофлору и способствуя избавлению от запоров. Клетчатки много в овощах, фруктах, цельнозерновых продуктах.

Нередко причиной запоров у младенцев становится их основная пища — грудное молоко. В данном случае очень многое зависит от самой матери, рациона ее питания и образа жизни. Однако и некоторые анатомические особенности кишечника ребенка вносят свою лепту в задержку стула у грудничка. Нервная система у детей такого возраста еще не сформирована окончательно, поэтому регуляция работы кишечника может в этот период нарушаться, следствием чего и становятся запоры. Если кормящая мама имеет в своем рационе недостаточно продуктов, содержащих грубые растительные волокна, и грешит употреблением «закрепляющих» напитков, таких как чай или кофе, у ребенка вполне могут возникнуть проблемы со своевременным опорожнением кишечника. Кроме того, недостаток грудного молока, использование несбалансированных питательных смесей, ранний и неправильный прикорм также могут провоцировать развитие запоров у малышей первого года жизни.

Рекомендации кормящей маме при запорах у ребенка

Прежде всего, важно осуществлять грудное вскармливание как можно дольше, поскольку материнское молоко все же является идеально сбалансированной смесью, которая нормализует работу кишечника ребенка. При этом кормящая женщина должна трепетно относиться к своему здоровью, поскольку болезни обязательно будут отражаться на состоянии малыша и работе его желудочно-кишечного тракта. Это в особенности относится к нарушению микрофлоры кишечника кормящей мамы, которое обязательно приводит к дисбактериозу и у ребенка. Мать обязательно должна придерживаться правильного питания, забыть о курении, употреблении большого количества чая или кофе.

В случае необходимости искусственного вскармливания, проконсультируйтесь с независимым специалистом о выборе оптимальной питательной смеси конкретно для вашего ребенка, имеющего определенные особенности работы желудка и кишечника. При этом старайтесь не перепоручать кормление из бутылочки няне или другим членами семьи, ведь ранее мы уже говорили о том, как важен для нормального психического развития ребенка контакт с матерью, формирующийся как раз в процессе кормления.

Важно, чтобы дети первых лет жизни соблюдали определенный режим сна и бодрствования, а также умеренную для их возраста физическую активность. Мама должна выполнять ребенку, имеющему запоры, определенный массаж, уделяя особое внимание животику.

Молочные смеси для грудных детей при запорах

Использование правильных питательных смесей в процессе прикорма или искусственного вскармливания является очень важным лечебным этапом. Как правило, нарушение опорожнения кишечника сопровождается дисбактериозом, что еще сильнее усугубляет запоры. Смеси Нестожен 1, 2, Нутрилон 1, 2 и Нутрилон Омнео содержат в своем составе большое количество пребиотиков. Переваривая их, полезные бактерии начинают активно размножаться и восстанавливать свою нормальную численность, необходимую для оптимизации опорожнения кишечника.

Смесь Сэмпер Бифидус содержит особы пребиотик — лактулозу, которая не только создает прекрасные условия для восстановления собственной микрофлоры ребенка, но и мягко стимулирует работу кишечника. На данный момент идеальной смесью для кормления детей, склонных к запорам, многие педиатры считают Фрисовом, которая содержит клейковину особого растения. Это вязкое вещество увеличивает объем кишечного содержимого, стимулируя таким образом сокращение гладких мышц кишечника, в результате чего опорожнение облегчается. Лактулоза, являющаяся действующим веществом препарата дюфалак — одно из единственных слабительных средств, которое безопасно для беременных женщин и детей первых лет жизни. О лактулозе как о слабительном средстве мы достаточно подробно разговаривали в предыдущих материалах, разбираясь в механизме ее действия, доказанной эффективности и безопасности.

Источник

Оцените статью