- Анализаторы человека – таблица по органам чувств
- Строение анализатора
- Таблица «Анализаторы человека»
- Рецепторы
- Функции
- Что мы узнали?
- Заполните таблицу органы чувств человека
- Анализаторы человека (таблица)
- Строение анализатора
- Таблица «Анализаторы человека»
- Рецепторы
- Функции
- Что мы узнали?
- §12. Анализаторы и органы чувств
Анализаторы человека – таблица по органам чувств
Анализатор – это часть нервной системы, которая воспринимает воздействия внешних раздражителей, трансформирует их в нервный сигнал, передаёт этот сигнал в мозг и там анализирует его. Каждый анализатор связан с каким-либо одним видом воспринимаемой энергии.
Строение анализатора
Учение об анализаторах создано И. П. Павловым. Он впервые рассмотрел анализатор как единую систему, состоящую из трёх частей:
- рецепторный отдел;
- проводниковый отдел;
- центральный отдел.
Рис. 1. Схема анализатора.
Таблица «Анализаторы человека»
Вид анализатора
Орган чувств, в котором находятся рецепторы
Центральный отдел
Затылочная доля коры
Преддверие и три полукружных канала
Височная кора и мозжечок
Теменная доля коры
Наибольшее количество информации в организм поставляет зрительный анализатор. Вторым по значению является слуховой.
Вестибулярный анализатор обеспечивает ориентацию человека в пространстве и чувство равновесия. Его рецепторы находятся внутри головы, в височной кости.
Рецепторы
Рецепторами называют чувствительные клетки, которые имеют свойства воспринимать раздражения и преобразовывать их в нервный импульс. Они находятся в органах чувств. В зависимости от раздражителя, который они воспринимают, выделяют следующие виды рецепторов:
- фоторецепторы;
- хеморецепторы;
- механорецепторы;
- терморецепторы.
Рис. 2. Фоторецепторы человека под микроскопом.
Фоторецепторы воспринимают энергию света и являются частью зрительного анализатора.
Хеморецепторы составляют воспринимающую часть вкусового и обонятельного анализаторов. Они превращают в нервный импульс воздействие химических веществ.
Ощущение вкуса возникает только при растворении вещества в слюне. Если язык высушить и положить на него сахар, человек не ощутит его вкуса пока сахар не будет смочен слюной.
Механорецепторы воспринимают воздействие механических стимулов. Они входят в состав слухового, осязательного и вестибулярного анализаторов человека.
Проводниковая часть анализаторов направляет импульс в центральный отдел. Так, зрительный нерв передаёт нервный импульс от фоторецепторов в головной мозг. По слуховому нерву передаётся в мозг информация от слуховых рецепторов уха.
В центральных отделах анализаторов происходит анализ поступившей информации и формирование ощущений.
Рис. 3. Сенсорные зоны коры мозга.
Именно благодаря тому, что нервные импульсы попадают в различные области мозга, не происходит путаницы в их насыщенном потоке.
Функции
В анализаторах поочерёдно осуществляются следующие процессы:
- обнаружение сигналов;
- различение сигналов;
- передача и преобразование сигналов;
- распознавание сигналов;
- опознание образов.
Цель процессов передачи и преобразования – донести до мозга информацию в удобной форме. Поэтому отбирается только важная информация, ненужная отсеивается.
Опознание образов – это конечная операция анализатора. Человек опознаёт образ, относит его к какой-либо категории, считает важным или несущественным.
Что мы узнали?
Изучая в 8 классе данную тему, мы выяснили строение и функции анализаторов. Любой анализатор состоит из рецепторов, проводящих нервов и участка мозга, где происходит анализ поступившей информации. Анализаторы чувств человека взаимодействуют с памятью, в которой хранятся уже известные образы.
Источник
Заполните таблицу органы чувств человека
Органы чувств
Глаза и кожа — это органы, содержащие миллионы мелких рецепторов, передающих сигналы через нервы в мозг. Они как бы постоянно рассказывают ему о том, что происходит вокруг. Рецепторы глаз реагируют на свет и позволяют нам видеть то, что нас окружает; рецепторы кожи обеспечивают осязание.
Осязание
Прямо под поверхностью кожи находятся миллионы мельчайших рецепторов. Некоторые реагируют на небольшое нажатие, другие — на более сильное давление; есть рецепторы, реагирующие на боль, тепло или холод. Когда ты дотрагиваешься до чего-нибудь, эти рецепторы сообщают тебе, шершавое это или гладкое, твердое или мягкое, горячее или холодное, а может, щекочущее. Частями тела с наибольшим количеством рецепторов являются глаза, язык, губы, пальцы и ступни.
Обоняние и вкус
Это тесно связанные друг с другом чувства: при их помощи мы различаем разные вещества. Расположенные в верхней части носовой полости обонятельные рецепторы обнаруживают их в воздухе; вкусовые рецепторы находятся на языке и определяют вещества в пище и напитках. Обоняние и вкус позволяют нам наслаждаться вкусом пищи и избегать ядовитых веществ.
Слух и чувство равновесия
Уши позволяют нам слышать звуки и помогают сохранить равновесие. Звук распространяется в форме волн — мелкого дрожания воздуха. Внутри уха эти волны раздражают рецепторы, направляющие сигналы в мозг; там они преобразуются в слова, музыку и другие звуки.
Уши помогают нам сохранять равновесие. Внутри каждого уха имеются три полукружных канала, заполненных жидкостью. При поворотах головы эта жидкость также приходит в движение, и рецепторы сообщают мозгу, что голова изменила положение. Тогда мозг посылает приказы для того, чтобы тело продолжало сохранять равновесие.
Заполни таблицу «Органы чувств»
О каких органах чувств говорится в загадках?
Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
Ответ: Язык
У зверушки — на макушке,
А у нас — сбоку от глаз.
Ответ: Уши
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит.
Ответ: Нос
Разгадай кроссворд «Органы чувств»
По горизонтали:
2. Орган, с помощью которого мы видим. Ответ: глаз
4. Способность человека чувствовать запахи. Ответ: обоняние
5. Способность человека чувствовать прикосновение. Ответ: осязание
8. Орган, в который приходит вся информация об окружающем мире. Ответ: мозг
9. Орган, с помощью которого мы дышим. Ответ: нос
11. Орган, с помощью которого мы воспринимаем звуки. Ответ: ухо
12. Способность человека воспринимать цвет, размер, форму предмета. Ответ: зрение
По вертикали:
1. Наука о работе органов человека. Ответ: физиология
3. Наука о сохранении и укреплении здоровья человека. Ответ: гигиена
6. Орган, с помощью которого мы чувствуем вкус. Ответ: язык
7. Наука о строении тела человека. Ответ: анатомия
10. Способность человека воспринимать звуки. Ответ: слух
открыть незаполненный кроссворд>>
Отметь ситуации, которые могут повредить органам чувств.
1 — органам зрения. 2 — органам слуха.
Источник
Анализаторы человека (таблица)
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 713.
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 713.
Анализатор – это часть нервной системы, которая воспринимает воздействия внешних раздражителей, трансформирует их в нервный сигнал, передаёт этот сигнал в мозг и там анализирует его. Каждый анализатор связан с каким-либо одним видом воспринимаемой энергии.
Строение анализатора
Учение об анализаторах создано И. П. Павловым. Он впервые рассмотрел анализатор как единую систему, состоящую из трёх частей:
- рецепторный отдел;
- проводниковый отдел;
- центральный отдел.
Рис. 1. Схема анализатора.
Таблица «Анализаторы человека»
Вид анализатора
Орган чувств, в котором находятся рецепторы
Центральный отдел
Затылочная доля коры
Преддверие и три полукружных канала
Височная кора и мозжечок
Теменная доля коры
Наибольшее количество информации в организм поставляет зрительный анализатор. Вторым по значению является слуховой.
Обонятельный анализатор позволяет различать запахи, его дополняет вкусовой анализатор, с помощью которого определяем вкус пищи.
Вестибулярный анализатор обеспечивает ориентацию человека в пространстве и чувство равновесия. Его рецепторы находятся внутри головы, в височной кости.
которые читают вместе с этой
Осязательный анализатор называют еще кожно-мышечным. Благодаря ему мы чувствуем как приятные прикосновения, так и болевые ощущения.
Рецепторы
Рецепторами называют чувствительные клетки, которые имеют свойства воспринимать раздражения и преобразовывать их в нервный импульс. Они находятся в органах чувств. В зависимости от раздражителя, который они воспринимают, выделяют следующие виды рецепторов:
- фоторецепторы;
- хеморецепторы;
- механорецепторы;
- терморецепторы.
Рис. 2. Фоторецепторы человека под микроскопом.
Фоторецепторы воспринимают энергию света и являются частью зрительного анализатора.
Хеморецепторы составляют воспринимающую часть вкусового и обонятельного анализаторов. Они превращают в нервный импульс воздействие химических веществ.
Ощущение вкуса возникает только при растворении вещества в слюне. Если язык высушить и положить на него сахар, человек не ощутит его вкуса пока сахар не будет смочен слюной.
Механорецепторы воспринимают воздействие механических стимулов. Они входят в состав слухового, осязательного и вестибулярного анализаторов человека.
Проводниковая часть анализаторов направляет импульс в центральный отдел. Так, зрительный нерв передаёт нервный импульс от фоторецепторов в головной мозг. По слуховому нерву передаётся в мозг информация от слуховых рецепторов уха.
В центральных отделах анализаторов происходит анализ поступившей информации и формирование ощущений.
Рис. 3. Сенсорные зоны коры мозга.
Именно благодаря тому, что нервные импульсы попадают в различные области мозга, не происходит путаницы в их насыщенном потоке.
Функции
В анализаторах поочерёдно осуществляются следующие процессы:
- обнаружение сигналов;
- различение сигналов;
- передача и преобразование сигналов;
- распознавание сигналов;
- опознание образов.
Цель процессов передачи и преобразования – донести до мозга информацию в удобной форме. Поэтому отбирается только важная информация, ненужная отсеивается.
Опознание образов и возникновение определенных ощущений – это конечная операция анализатора. Человек опознаёт образ, относит его к какой-либо категории, считает важным или несущественным.
Что мы узнали?
Изучая в 8 классе данную тему, мы выяснили строение и функции анализаторов. Любой анализатор состоит из рецепторов, проводящих нервов и определенной доли коры больших полушарий, где происходит анализ поступившей информации. Анализаторы чувств человека взаимодействуют с памятью, в которой хранятся уже известные образы.
Источник
§12. Анализаторы и органы чувств
214) Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении этой темы.
Чем анализаторы отличаются от органов чувств? Верную ли информацию о внешнем мире дают нам анализаторы?
215) Прочитайте статью «Ощущения. Строение и функции анализаторов» (§48). Закончите таблицу, вписав названия частей анализатора, соответствующие их описанным функциям.
Преобразование энергии внешних раздражителей в систему нервных импульсов | Проведение внешних импульсов в мозг | В первичных сенсорных центрах — формирование ощущений, во вторичных — формирование образов воспринятых предметов в пределах одной можальности, в третичных — в пределах разных модальностей |
Части анализатора
рецептор | проводящие пути | кора головного мозга |
216) Вставьте в текст нужное слово (слова).
Рыбы могут увидеть приближающуюся моторную лодку, услышать её шум, но соединить эти образы в единое восприятие не могут. Это говорит об отсутствии третичных сенсорных зон мозга.
217) Определите, к физическим или психологическим иллюзиям можно отнести следующие. 1) «Увеличение» скорости движения инфузорий во столько раз, во сколько увеличивает микроскоп. (Вспомните формулу скорости: v = S/t, где S – путь (расстояние между двумя точками, которое под влиянием увеличения микроскопа зрительно становится больше) и t – время, которое субъективно не меняется, смотрим мы в микроскоп или нет.)
ОТвет: Физическая иллюзия.
* «Уменьшение» верхнего кружка восьмёрки, если её перевернуть.
218) Укажите, какой из трёх типов иллюзий изображён на картинах а, б, в.
Иллюзия контраста – в.
Переоценка длины вертикальных линий по сравнению с горизонтальными – а.
219) Сформулируйте устно, чем иллюзии отличаются от галлюцинаций. Приведите примеры.
Пример галлюцинации: «искры в глазах».
220) Прочитайте статью «Положение и строение глаза» (§49). Сделайте подписи к рисунку.
3 — сосудистая оболочка
4 — центральная ямка
5 — слепое пятно
6 — зрительный нерв
7 — стекловидное тело
11 — радужная оболочка
12 — ресничное тело
221) Прочитайте §50 «Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней». Заполните следующую таблицу.
Заболеванеи | Причины | Симптомы | Лечение и профилактика |
Конъюктивит | Микробы, вирусы, аллергия | зуд, краснота глаз, боль, слезоточивость | Личная гигиена глаз |
Близорукость | Нарушение гигиены зрения | слабое зрение вдали | Гигиена зрения |
Дальнозоркость | Врожденное или нарушение гигиены зрения | слабое зрение близи | Гигиена зрения |
Катаракта | Травма, отравление ртутю, радиоактивное излучение | помутнение хрусталика | Гигиена зрения |
222) Прочитайте §51 «Слуховой анализатор». Сделайте подписи к рисунку.
1 — ушная раковина
2 — слуховой проход
3 — барабанная перепонка
6 — полукружные каналы
8 — слуховой нерв
9 — преддверие с мешочками
10 — слуховая труба
223) Заполните таблицу «Строение и функции отделов уха».
Отдел уха | Строение | Функция |
Ушная раковина, слуховой провод, барабанная перепонка | Восприятие звука, преобразование звуковых волн в механичекие колебания, защита | |
Среднее ухо | Слуховые косточки (молоточек, наковальня, стремечко) и слуховая труба | Усиление колебаний |
Внутреннее ухо | Костный лабиринт: улитка (орган слуха), поддверие и полукружные каналы ( орган равновесия) | Передача информации о звуке и равновесии к рецепторам |
224) Используя сведения, полученные в 7 классе, об эволюции органов слуха у позвоночных животных (учебник В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс», с. 231–233), дополните таблицу «Эволюция органов слуха у позвоночных животных».
Класс позвоночных | Отделы уха | Приспособление к среде обитания |
Внутреннее ухо | Внутренняя (ушная) и внешняя среда одинаковые — жидкие | |
Земноводные, Пресмыкающиеся | Среднее и внутреннее ухо | Так как внешняя среда воздушная, косточки среднего уха преобразуют колебания воздушной среды |
Млекопитающиеся | Наружное, среднее и внутреннее ухо | Наружное ухо обуславливает появление стереофонического слуха |
225) Допишите, вставив необходимые слова, описание работы спирального органа.
Колебание перепонок круглого и овального окон приводит к колебанию жидкости внутреннего уха.
Колебания воспринимаются расположенным в средней части канала спиральным органом.
Слуховые рецепторы, находящиеся на основной мембране, колеблются вместе с её частями, откликающимися на разную высоту.
Волоски рецепторных клеток касаются покровной пластинки и возбуждаются.
Возникшие возбуждения идут в слуховую зону коры большого мозга.
В височной доле головного мозга происходит осмысливание полученной информации и определение её источника.
226) Прочитайте статью «Гигиена органа слуха» (§51) и заполните таблицу.
Отдел уха | Заболевание, его симптомы и возможные последствия |
Наружнее ухо | Зоболевание наружного слухового прохода, нарушение слуха |
Среднее ухо | Воспаление, боль, заложенность ушнй. Может привести к нарушению подвижности слуховых косточек и потере слуха |
Внутреннее ухо | Тугоухость |
227) Прочитайте §52. Сделайте подписи к рисункам.
2 — преддверие с желудочками
3 — полукружные каналы
3 — полукружны канал
4 — известковые кристаллики
5 — нервные волокна
6 — известковые кристаллики
7 — волоковые клетки
228) Объясните, почему рецепторы вестибулярного аппарата обладают слабой способностью к адаптации.
Слабо выраженная адаптация рецепторов вестибулярного аппарата к изменениям является надежной основой для контроля за положением тела человека в пространстве.
229) Прочитайте §52 и ответьте на вопросы. Почему, если прокатать болт между ладонями обеих рук и между подушечками пальцев, в последнем случае рельеф предмета ощущается лучше?
Количество рецепторов на подушечках пальцах больше.
* Почему опасно вдыхать запах табачного дымы, бензина, аммиака, различных препаратов, употребляемых в химчистке, и других летучих веществ?
Они могут повредить слизистую оболочку носа.
* Из каких компонентов складываются вкусовые ощущения?
* Почему при насморке вкусовые ощущения слабее?
В синтезе вкуса пищи принимают участия многие рецепторы, в том числе и обонятельные.
230) «Боль является сигналом о серьёзном нарушении гомеостаза. Болевые сигналы имеют «высший приоритет» среди всей информации, получаемой человеком. При их появлении происходит торможение других видов деятельности, и запускаются оборонительные программы поведения». Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свою точку зрения.
Да, так как боль является важным сигналом об опасности – нарушении целостности тканей, которые могут угрожать жизни.
Источник