Запишите повторяющееся короткое предложение подчеркивающее тревожное настроение лирического героя

Запишите повторяющееся короткое предложение подчеркивающее тревожное настроение лирического героя

повторить термины «лирика», «изобразительно-выразительные средства»,

понять «Что описывают поэты?», «Чем рисуют поэтические образы?», «Зачем, созерцая мир природы, прописывают его в лирических текстах?»

Не привыкайте к чудесам —

Дивитесь ими, дивитесь !

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь!

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам!

Прикладывайтесь к родникам-

Ничто не повториться!

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье,

Всё будет так и всё не так

Через одно мгновенье!

Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Тема урока необычная:

Урок развития речи «Лирика. Что? Чем? Зачем?»

Вы уже прочитали наши цели?

Значит, вам уже известно, что мы должны ответить на ряд вопросов?

Повторение ранее изученного

Ответьте на вопросы самостоятельно, только потом проверьте себя по подсказкам.

— Что такое лирика как род литературы?

Лирика – род художественной словесности, основным признаком которого считается изображение духовной жизни человека, мира его идей, чувств, отраженных в душевном состоянии, субъективном переживании какого-то определенного момента.

— Кого мы называем лирическим героем?

Лирический герой – часто сам автор (Я, Мы и все формы, указывающие на первое лицо); рассказчик (позиция автора).

— Что означает выражение «настроение лирического героя»?

Настроение лирического героя – чувства, переживаемые лирическим героем (воспевающее, восторженное, грустная радость, любование, насмешливое, нетерпеливое ожидание, печальное, прославляющее, радостная грусть, светлое, торжественное, тревожное…(см. словарь настроений) по поводу…)

— Через что лирический герой передаёт свои чувства и настроение?

Через изобразительно-выразительные средства

Изучение нового материала.

Давайте вспомним известные нам изобразительно-выразительные средства .

Что для этого мы должны сделать?

(назвать термины и дать определения)

Олицетворение – троп, состоящий в перенесении человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. Например: О чем ты воешь, ветер ночной, о чем так сетуешь безумно?

Эпитет — художественное, образное определение, вид тропа. Например: веселый ветер,
мертвая тишина, черная тоска.

Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Например: крыло самолета (ср.: крыло птицы, т.е. крыло самолёта похоже на крыло птицы).

Сравнения – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
Например: Грачи мелькали как сеть.

Применим полученные знания на практике.

Найдите указанные изобразительно-выразительные средства в стихотворных строчках.

Какова цель этого задания?

1.Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.

2.Побледневшие звезды дрожали,
Трепетала листва тополей. В. Брюсов

3.Играет ветер тучею косматой,
Ложится якорь на морское дно.

4.Ольха цветет, надеется, зовет,
Еще не зная страшного подвоха.

5.Губы веющего ветра
Ищут, что поцеловать. В. Брюсов

6.По мокрым скверам проходит осень,
Лицо нахмуря!

7.Там, где, словно ожерелья,
Многоцветные каменья
Поднялись над пеной волн. В. Брюсов

8.А неба свод, глубоко-синий, —
Как купол, увенчавший храм!

9. Намокшая воробушком

10.И с каждой буквой из моей строки
Крапивой лезет жгучая досада. К. Спицына

11.Ползут года улиткой склизкой,
Знать, умереть придется здесь. В. Солоухин

12. И звенят-звенят, звенят-звенят запястья… (М.Цветаева).

13. Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке …

Анафора (одинаковое начало строк)

Обратимся к тексту

« Подснежник» Екатерины Серовой. Как вы думаете, чем мы будем заниматься?

Найдите изобразительно-выразительные средства, докажите свою точку зрения. Прокомментируйте выбранные поэтом конструкции предложений.

Подсказка: Изобразительно-выразительные средства выделены цветом, каждый своим.

Работу проведите в тетради, результат сфотографируйте и отправьте учителю на проверку.

Читайте также:  Открытки доброго дня отличного настроения зимнего

1в. Выглянул подснежник в полутьме лесной
Маленький разведчик , посланный весной.

2в. Пусть еще над лесом властвуют снега ,
Пусть лежат под снегом сонные луга,

3в. Пусть на спящей речке неподвижен лед –
Раз пришел разведчик и весна придет .

Где потребуются полученные знания?

Умение определять изобразительно-выразительные средства, настроение лирического героя потребуются при анализе лирического произведения.

При этом «продвинутые» ученики пользуются планом анализа.
(Сохраните его у себя!)

План анализа лирического текста.

Вспомните, о чём надо сказать, чтобы получился рассказ о стихотворении?

1.Что это за стихотворение (автор, название) и какова его тема?

3.Как выражается настроение в стихотворении?

4. Как оно построено?

5.Как звучит стихотворение? (Размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы).

6. Какие приёмы использует автор? (Метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, цветопись, повторы; употребление слов одной семантической группы, определённой части речи; использование предложений определённой конструкции.)

7.Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения?

8.Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателя?

9.Ассоциации, которые вызывают образы, созданные поэтом.

10.Личное впечатление от стихотворения.

При анализе стихотворения удобно пользоваться клише (заготовками).

В стихотворении: (автор, название) говорится о……

Стихотворение пронизано ….. (каким?)настроением. Настроение меняется (как?) на протяжении стихотворения. Стихотворение можно разделить на части, так как ……… Звучание стихотворения создаёт ритм, ассоциации с …..(чем?)

  • стихотворении мы словно слышим звуки (какие?. Через что?) Поэт хочет запечатлеть(нарисовать) словами (что?)…. Для создания настроения автор (поэт) использует (какие ИС?) С помощью звукописи поэт даёт нам возможность увидеть (услышать)…..

Используя …. поэт создаёт образ :….. Лирический герой этого стихотворения представляется мне …… ,ассоциируется с ….

Особенно меня привлекает в стихотворении ……..

Как выглядит анализ стихотворения в готовом виде?

Стихотворение Екатерины Серовой «Подснежник» — весенняя пейзажная зарисовка. В самом названии текста заявлен образ «Подснежника». Автор текста использует сравнения первого весеннего цветка «с разведчиком». Ещё более ярко подчёркивает особенную функцию быть «гонцом весны». Глагол «выглянул» создаёт шаловливо — весёлое настроение, вместе с тем прилагательное «маленький» подчёркивает упорство цветка пробиться сквозь «полутьму лесную». Несмотря на то, что олицетворение «властвуют снега», говорит нам о нежелании зимы уступать весне дорогу.

Настроение меняется, усиливается утвердительный тон повествования «Раз пришёл разведчик, и весна придёт».

Поэтесса Е.Серова использует множественные олицетворения природной картины: прорисованы образы подснежника, весны, снега, луга, речки; метафоры: выглянул подснежник, разведчик, посланный весной.

Звукопись(аллитерация) помогает услышать бурление ручейков, треск льда на речке [гл-л-дснж-к-р-зв-дч-с-с-ш].

Лирический герой этого стихотворения представляется мне обрадованно удивлённым появлению «разведчика весны». Он рад, воодушевлён и уверен (анафора «пусть» троекратное повторение утвердительно ), что весна наступит в срок.

Особенно меня привлекает образ подснежника-разведчика.

Подведём итоги урока.

Итак, тема нашего урока «Лирика. Что? Чем? Зачем?», прежде чем записать домашнее задание, давайте ответим на вопросы, заявленные в теме урока:

— Что описывают поэты?

— Чем рисуют поэтические образы?

— Зачем, созерцая мир природы, прописывают его в лирических текстах?

— Что вам сегодня в новой теме запомнилось?

— Чему вы научились?

— Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

— Как вы их преодолевали?

Домашнее задание: п одготовить выразительное чтение стихотворения К.Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете…».

Источник

Запишите повторяющееся короткое предложение подчеркивающее тревожное настроение лирического героя

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Внимательно и медленно еще раз перечитайте стихотворение. Выпишите сравнения, эпитеты, лексические повторы.

Сравнения: будто как я же, изгнанники
Эпитеты: Нивы бесплодные, вечно холодные, вечно свободные, с милого севера
Лексические повторы: чужды вам страсти и чужды страдания, Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Читайте также:  Коррекция эмоционального развития подростков

Найдите ключевые слова, создающие настроение в первой строфе стихотворения. Что общего и в чём различие в значениях слов «странники» и «изгнанники»?

В первой строфе ключевое слово, создающее настроение — «изгнанники».

Странник — странствующий человек, путешественник, не имеющий определённой цели своего путешествия.

Изгнанник — тот, кто находится в изгнании и лишен возможности жить на родине.

Странник и изгнанник покинули родину, но если странник это делает по собственной воле, то изгнанник вынужден это сделать из-за изгнания.

Странники и изгнанники — объединяющим началом является оторванность от родных мест странников и тех, кто находится в изгнании. Однако изгнанничество — состояние вынужденное.

В чём необычность построения предложений во второй строфе? Какую роль играет перечисление существительных и какие оттенки им придают прилагательные?

Вторая строфа – это перечень риторических вопросов. Каждый последующий отвечает на вопрос: «Кто же вас гонит?»

Существительными «зависть», «злоба», «преступление», «клевета» обозначен мир гонителей. Это «безжалостные», «ничтожные», «коварные» люди.

Каково значение слова «тяготит» в стихотворении? В каких выражениях встречается это слово в современной речи? Проиллюстрируйте примерами.

Тяготит 1. обременять своею тяжестью, своим весом; отягощать. 2. перен . быть в тягость кому-либо; обременять. 3. перен . вызывать тягостные чувства, угнетать; мучить нравственно.

В стихотворении значение слова «тяготит» — от чувства вины тяжело на душе.

Примеры: ноша тяготит; обязанности, заботы тяготят; власть, известие, мысль, обещание, размолвка, одиночество тяготит

Какую роль играют в стихотворении эпитеты?

Эпитеты могут усиливать, подчёркивать какие-либо признаки предмета. Вот и в стихотворении «Тучи»: вечные странники, вечно холодные, вечно свободные (тучи). И мы понимаем, что Лермонтов обращает наше внимание на их постоянный признак: холодные – бесстрастные, спокойные, равнодушные и одновременно свободные, ни от кого не зависимые. Нам бы порадоваться за них, но лирическому герою грустно: эпитеты подчеркнули его одиночество и тоску по Родине.

Способны эпитеты и уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество), например: степью лазурною, цепью жемчужною. И перед нами голубое небо бескрайнее, словно степь, и облака, по цвету и форме напоминающие жемчуг, горошины которого соединяются друг с другом, как звенья одной цепи. И становится ясно, что в отличие от поэта, тучи не одиноки.

Еще эпитеты эмоционально подчеркивают наиболее существенные признаки предмета или оценивают его: клевета ядовитая, зависть ли тайная, злоба ль открытая. Эти эпитеты у Лермонтова встречаются в вопросительных предложениях, когда поэт размышляет над причиной перемещения «тучек небесных», предполагая, что и в их жизни может быть зависть, злоба, клевета. Но мы понимаем, что это есть только в мире людей, в мире природы — другие правила и законы.

Эпитеты также могут выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления. Например, с милого севера. Милым мы называем то, что нам близко, дорого, любимо. «Милый север» — это Родина, такая далекая и такая близкая, от воспоминаний о которой щемит в груди и перехватывает дыхание.

Какова роль пунктуации во второй строфе?

Роль пунктуации во второй строфе — усиление выразительности при помощи риторических вопросов. Вторая строфа состоит из риторических вопросов-обращений, которые – попытка угадать мотив изгнания небесных странниц. Автор перебирает варианты: зависть, злоба, преступления и клевета. Тут явная аналогия с его личностью, именно эти “явления” преследовали поэта всю его короткую жизнь. Поэт испытывает чувство, не доступное тучкам: он страдает, его мучают страсти, горечь от чужой зависти, злобы и клеветы. «Или друзей клевета ядовитая?» – горько звучит риторический вопрос в третьей строфе, ещё более усиленный анафорой (повторением союза «или» в начале строки). Не врагов, а друзей – что может быть страшнее?

Читайте также:  Как плод чувствует запахи

Какие повторы использует Лермонтов в третьей строфе стихотворения? Какое настроение он подчёркивает, применяя этот приём?

В третьей строфе лермонтов использует лексические повторы.
Им чужды и страсти, и страдания. Не случаен повтор слова «чужды». Тем самым автор подчеркивает, что у них разная судьба: тучки и лирический герой «чужды» друг другу. Тучи не способны страдать, так, как страдает и чувствует лирический герой, у туч нет родины – значит, они вовсе не изгнанники. Не случайно автор наделяет их эпитетами «вечно холодные, вечно свободные». Тучи не могут страдать, они свободны от чувства долга, любви к родине. Только тот, кто глубоко любит родину, может переживать горечь изгнания так, как её переживает поэт.

Источник

Запишите повторяющееся короткое предложение подчеркивающее тревожное настроение лирического героя

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10—16.

То были капли дождевые,

Летящие из света в тень.

По воле случая впервые

Мы встретились в ненастный день,

И только радуги в тумане

Вокруг неярких фонарей

Поведали тебе заране

О близости любви моей,

О том, что лето миновало,

Что жизнь тревожна и светла,

И как ты ни жила, но мало,

Так мало на земле жила.

Как слёзы, капли дождевые

Светились на лице твоём,

А я ещё не знал, какие

Безумства мы переживём.

Я голос твой далёкий слышу,

Друг другу нам нельзя помочь,

И дождь всю ночь стучит о крышу,

Как и тогда стучал всю ночь.

Каким термином обозначается образ человека, который говорит о себе «Я» в лирическом стихотворении?

Образ человека, который говорит о себе «Я» в лирическом стихотворении, обозначается термином «лирический герой».

Ответ: лирический герой.

Какую роль в раскрытии главной мысли стихотворения играет образ дождя?

Образ дождя — образ грусти, приближающихся неясных перемен. Неслучайно капли дождя сравниваются поэтом со слезами на лице возлюбленной. Это тоже предвестник чего-то нехорошего, смутно предчувствуемого, но ещё не различимого.

В каких произведениях отечественной любовной лирики присутствуют картины природы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Тарковского?

Стихотворение А. Тарковского можно сопоставить со стихами А.А. Фета и Ф.И. Тютчева, для которых природа – это тоже отражение внутренней жизни человека, его мыслей и чувств.

Лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева «Я встретил Вас…» находится под властью поздней любви. Он уже не молод, поэтому нахлынувшее чувство сравнивает с дуновением весны «поздней осенью»:

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас

Чувство захватило лирического героя целиком, без остатка, он подчеркивает, что жизнь стала какой-то нереальной: «как во сне». Любовь в понимании Тютчева – самое большое потрясение в жизни человека.

В стихотворении А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом» предметы внешнего мира и чувства лирического героя, как и у Тютчева, соотносятся и находятся в движении. По эмоциональному восприятию любовное чувство сродни весеннему пробуждению природы, их сравнение создаёт представление о сильном переживании — радости, счастье, любви:

Я пришёл к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало…

…Что душа всё так же счастью

И тебе служить готова…

Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка − вот почему в любовной лирике часто возникают картины природы.

Источник

Оцените статью