- Предложения и их эмоциональная окраска (интонация)
- § 70. Виды предложений по эмоциональной окраске
- Типы предложений по эмоциональной окраске
- Конспект урока «Виды предложений по эмоциональной окраске»
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
Предложения и их эмоциональная окраска (интонация)
Каждое предложение передает какую-то мысль. При этом предложения также выражают эмоции говорящего или могут произноситься нейтрально.
По эмоциональной окраске предложения бывают:
- восклицательные
- невосклицательные
Восклицательные предложения передают сильные эмоции говорящего, его чувства и отношения к происходящему: радость, взволнованность, огорчение, отчаяние, страх и т.д. В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.
Например: Подожди! Откуда ты это достал?!
Восклицательными могут быть разные предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. При этом они произносятся с подъёмом голоса, а слово, выражающее чувство, выделяется особо.
Какой теплый сегодня день! (повествовательное восклицательное предложение)
Как ты мог этого не заметить?! (вопросительное восклицательное предложение)
Посмотри внимательнее! (побудительное восклицательное предложение)
Невосклицательные предложения — это предложения с нейтральной эмоциональной окраской. В конце невосклицательных предложений стоит точка, вопросительный знак или многоточие.
Например: Сегодня теплый день. Ты чувствуешь дуновение ветерка? Уже вечереет.
Невосклицательными могут быть разные предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.
Я люблю чернику. (повествовательное невосклицательное предложение)
Ты любишь чернику? (вопросительное невосклицательное предложение)
Собери мне, пожалуйста, чернику. (побудительное невосклицательное предложение)
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Источник
§ 70. Виды предложений по эмоциональной окраске
По эмоциональной окраске предложения делятся на восклицательные (эмоционально окрашенные, произносящиеся с особым повышением тона) и невосклицательные (эмоционально не окрашенные).
Восклицательные предложения могут выражать какое-либо сообщение (восклицательные повествовательные предложения), вопрос (восклицательные вопросительные предложения), волю говорящего (восклицательные побудительные предложения).
Например: Как упоительны в России вечера! (В. Пеленягрэ) — предложение по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске — восклицательное; О чём шумите вы, народные витии? Зачем анафемой грозите вы России? Что возмутило вас? (А. Пушкин) — предложения по цели высказывания вопросительные, по эмоциональной окраске — восклицательные; Россия, бранная царица, воспомни древние права! Померкни, солнце Австерлица! Пылай, великая Москва! (А. Пушкин) — предложения по цели высказывания побудительные, по эмоциональной окраске — восклицательные; Вдали ложился мягкий пар, тёплый на вид (Л. Толстой) — повествовательное невосклицательное предложение.
В восклицательных предложениях выражаются эмоции (чувства) говорящего: радость, досада, угроза, восхищение и т. д. В конце предложения ставится восклицательный знак, в вопросительно-восклицательных предложениях в конце возможна постановка вопросительного и восклицательного знаков одновременно.
348. Прочитайте выразительно стихотворения и отрывки из стихотворений. Определите виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Объясните постановку знаков препинания в конце предложений. Всегда ли она оправдана пунктуационными нормами?
1. Много видел я стран и не хуже её —
Вся земля мною нежно любима.
Но с Россией сравнить.
С нею — сердце моё,
И она для меня несравнима!
2. Положил в котомку
сыр, печенье,
Положил для роскоши миндаль.
Хлеб не взял.
— Ведь это же мученье
Волочиться с ним в такую даль! —
Всё же бабка
сунула краюху!
Всё на свете зная наперёд,
Так сказала:
— Слушайся старуху!
Хлеб, родимый, сам себя несёт.
3. Други! сядьте и внемлите
Музы ласковой совет.
Вы счастливо жить хотите
На заре весенних лет?
Отгоните призрак славы!
Для веселья и забавы
Сейте розы на пути;
Скажем юности: лети!
Жизнью дай лишь насладиться;
Полной чашей радость пить:
Ах! не долго веселиться
И не веки в счастье жить!
(К. Батюшков)
349. Найдите в изучаемых вами по литературе стихотворениях В.В. Маяковского примеры на все виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Укажите такие названия стихотворных произведений, в которых уже содержатся восклицательные знаки. Какой можно сделать вывод? Является ли обилие восклицаний особенностью авторского стиля?
350. Используя справочные пособия и интернет-ресурсы, напишите сочинение-рассуждение о роли восклицательного (вопросительного) знака в художественном тексте. Приведите примеры из изучаемых вами произведений.
Источник
Типы предложений по эмоциональной окраске
По эмоциональной окраске предложения могут быть восклицательными и невосклицательными.
Восклицательные предложения – предложения, которые сопровождаются ярко выраженным чувством говорящего.
Пришла весна! Оставьте его! Как же ты попал сюда?!
Невосклицательные предложения – такие, которые не сопровождаются ярко выраженным чувством говорящего.
Типы предложений по структуре
· по количеству предикативных частей – простые и сложные.
Простые предложения – такие, которые состоят из одной предикативной единицы, в нем одна грамматическая основа. Например: Мой брат учитель.
Сложные предложения – такие, которые состоят из двух и более предикативных единиц. Сложные предложения могут быть сложносочиненными, сложноподчинёнными, бессоюзными сложными, есть сложные предложения с разными видами связи.
· по наличию членов предложения – членимые и нечленимые.
Членимые предложения имеют в своем составе члены предложения (Вы любите музыку Чайковского? Утро.). Это предложения, в которых есть хотя бы один член предложения.
Нечленимые предложения не выделяют из своего состава ни главных, ни второстепенных членов предложения. Они состоят из служебных частей речи, междометий, модальных слов. Ах! Конечно. Боже мой. Да. Нет. Спасибо. Ну и ну. Вот те раз.
Следующие структурные типы предложений характерны только для членимых предложений.
· по наличию главных членов предложения – двусоставные и односоставные.
Двусоставные – предложения, в которых грамматическую основу составляют два главных члена предложения – подлежащее и сказуемое. Погасло солнце.
Односоставные – предложения, грамматическую основу которых составляет один главный член, а другой главный член отсутствует не предполагается. Люблю грозу в начале мая. Ночь. Не слышно шума городского. Смеркалось. Подали свечи.
· по наличию второстепенных членов предложения – распространенные и нераспространенные.
Нераспространенные – предложения, в составе которых имеются только главные члены предложения. Пошел дождь.
Распространенные – предложения, в которых наряду с главными есть и второстепенные члены. Быстро темнело. На дамбе зажегся старый маяк (Пауст.).
· по наличию структурно необходимых членов предложения – полные и неполные.
Полные предложения содержат все структурно необходимые члены предложения. Он пишет письмо.
Неполные предложения – такие, в которых отсутствуют структурно необходимые члены предложения. Подошел ко мне, улыбнулся (нет подлежащего, оно структурно необходимо, потому что такого способа выражения сказуемых нет среди односоставных предложений).
Неполноту предложения восполняет контекст, ситуация. Структурная неполнота предложения не является его недостатком, она оправдана речевыми нормами, позволяет лаконично выразить мысль, сконцентрировав внимание на самом важном в сообщении.
· по осложненности – осложненные, неосложненные.
Неосложненное предложение – такое, которое не содержит осложняющих компонентов.
Осложненное предложение – такое, которое содержит какие-либо осложняющие элементы. Предложение может быть осложнено:
а) однородными членами;
б) обособленными членами;
г) вводными и вставными конструкциями.
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Понятие членов предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
3. Подлежащее, его семантика и способы выражения.
4. Сказуемое, его семантика, типы, способы выражения.
1. Члены предложения– структурно-семантические компоненты предложения, связанные синтаксическими отношениями.
Члены предложения делятся на главные и второстепенные. Основанием для разграничения является их участие в создании предикативной основы.
Главные члены предложения составляют структурный минимум предложения, его предикативную основу. Второстепенныечлены предложения не входят в предикативную основу. Основной критерий здесь структурный: главные члены предложения обязательны с точки зрения структуры; с точки зрения семантики они несут минимум информации.
2. Подлежащее– это грамматически независимый главный член предложения, обозначающий предмет речи. Занимает позицию обычно перед сказуемым (это прямой порядок слов). Например: Старикзадумался. Трубка его погасла.
Общий вопрос к подлежащему: о чем говорится в предложении? К типичному подлежащему можно поставить вопрос кто? что?
Способы выражения подлежащего
1. Имя существительное в И.п. или личное М в И.п. Это эталон подлежащего.
Язык растет вместе с культурой (А.Н. Толстой). Я помню чудное мгновенье (А. Пушкин). Молчание всегда красиво, а молчаливый всегда красивее говорящего (Ф. Дост.)
2. Другие М в И.п. (указательные, притяжательные, неопределенные, отрицательные, определительные, вопросительные, относительные). Это кто? Ничто не изменилось. Все смешалось в доме Облонских.
3. Любая субстантивированная часть речи в И.п.: субстантивированное П., Пч, Ч (перешедшее в существительное). Большое видится на расстоянии (Есенин). Осужденные шли в суровом, торжественном молчании. Семь не делится на два.
В роли подлежащего может выступать любое слово, если оно употреблено в значении существительного. Даже неизменяемое слово может иметь окказиональную (случайную) субстантивацию: Завтра не будет похоже на сегодня. Вот раздалося «ау» вдалеке. По – предлог.
4. Синтаксически неразложимые словосочетания (СНС) с одним из слов в И.п.
Прошло два часа (количественно-именное сочетание). Что-то изящное было в его движениях. Один из мальчиков побежал к Левину (Л.Т.). Мы с Печориным сидели на почетном месте (Л.). Множество людей собралось на площади.
5. Фразеологизм. Своя ахиллесова пята есть у каждого человека.
6. Инфинитив. Путешествовать интересно. Инфинитивное подлежащее может быть многословным: Быть простым и сильным – вот линия моей жизни (Ю. Нагибин). Стать летчикомнепросто.
Инфинитивное подлежащее обычно стоит на первом месте в предложении. Может сочетается:
— с оценочным словом на –о (кр. прилагательным): Учитьсяинтересно.
— с существительным: Учиться – наша задача
— инфинитивом: Учитьсячто грести против течения.
— реже – со спрягаемым глаголом:. Учиться всегда пригодится.
3. Сказуемое –это главный член предложения, выражающий предикативный (модально-временной) признак предмета речи и грамматически зависящий только от подлежащего.
Общий вопрос к сказуемому: что говорится о подлежащем?
Частные вопросы: что делает? каков? что такое? и т.п.
Типы сказуемого
Разнообразие типов сказуемого можно свести к следующим: простое глагольное сказуемое (ПГС), составное глагольное сказуемое (СГС), составное именное сказуемое (СИС). В ПГС лексическое и грамматическое значение выражается в одном слове. В СГС и СИС лексическое значение выражается в основной части, грамматическое – во вспомогательной части.
Он учится. Вспмг.часть + инфинитив вспмг.часть + именная часть
Он начал учиться. Он стал учителем.
Второстепенные члены предложения
Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 1295 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Конспект урока «Виды предложений по эмоциональной окраске»
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику Е.А. Быстровой
Автор: учитель русского языка и литературы Чикиш Юлии Витальевны
Образовательное учреждение: Красноярский край, город Ачинск, МБОУ «Средняя школа № 4»
Предмет: русский язык
Программа: Рабочая программа для общеобразовательных учреждений, 5-9 классы. К учебно-методическому комплексу «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией Е.А. Быстровой
Учебно-методическое обеспечение: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./ под ред. Е.А Быстровой.- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Раздел программы: Синтаксис и пунктуация.
Тема урока: «Виды предложений по эмоциональной окраске»
Тип урока: урок повторения изученного.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска
Время реализации занятия: 45 минут
1) углубить понятия об основных признаках предложения;
2) вспомнить и закрепить знания о восклицательных и невосклицательных предложениях;
3) сформировать умение определять предложения по эмоциональной окраске и целям высказывания;
1) обучить постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;
2) обучить организации анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;
3) сформировать способность определять тему, основную мысль текста и его микротемы;
1) развивать коммуникативную компетенцию;
2) развивать аналитические и творческие способности;
3) развивать мыслительную деятельность.
1) показать богатство родного языка;
2) прививать уважение к языку и его истории;
3) воспитывать культуру поведения в обществе, уважение к чужому мнению.
Приемы работы: сравнение, анализ, обобщение, систематизация материала
Формы работы: самостоятельная, групповая, коллективная.
«Невосклицательные и восклицательные предложения»
I.Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке
Учитель начинает урок:
-Здравствуйте, ребята! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. Записываем в тетради число,
Слушают, настраиваются на урок
Личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;
подготовка учащихся к изучению нового материала через создание проблемной ситуации
Чтение текста для записи под диктовку. Один ученик у доски, остальные работают в тетради.
Мир в детстве удивителен и неожидан. Разве вы не замечали, как ласково шепчутся травы в летнем лесу, как весело переговариваются птицы, как точно понимают человеческие слова кошки и собаки? Распахните свою душу навстречу огромному миру!
Почему записанные на доске предложения образуют текст?
Какова тема данного текста?
Назовите основную мысль данного текста.
Объясните знаки препинания во втором предложении.
Назовите вид записанных предложений по цели высказывания.
Прочитайте данные предложения с разной интонацией (выражая радость, сильное удивление, гнев, досаду).
Что вы сейчас выражали?
На ваш взгляд как называются предложения, которые помогают нам выражать свои эмоции?
Отвечают на вопросы:
-Это предложения связаны по смыслу и с помощью языковых средств
В этом тексте говорится об удивительном и неожиданном мире .
Основная мысль заключается в том, что нам нужно обращать внимание на все, что нас окружает, потому что мир наполнен удивительными вещами.
Это предложение сложное.
Повествовательное, вопросительное, побудительное.
В лесу родилась елочка.
В лесу родилась елочка!
Познавательные УУД: понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку)
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение
Личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;
Задание (вопросы) , ориентирующее школьника, на выяснение имеющихся знаний
III. Формулирование темы и цели урока
Цель: самостоятельное определение цели урока.
На ваш взгляд, о чем мы сегодня будем говорить?
Тема урока: «Невосклицательные и восклицательные предложения».
Сформулируйте цель урока.
О восклицательных и невосклицательных предложениях.
Вспомнить, что такое невосклицательные и восклицательные предложения.
Закрепить навык их определения.
Пополнение словарного запаса.
Познавательные УУД: анализировать изучаемые факты с выделением их отличительных признаков
Регулятивные УУД: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; определять цель урока на основе соотнесения того, что уже «мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать»
IV. Работа с учебником (открытие новых знаний)
Цель: После прочтения текста проанализировать, сделать вывод, сформулировать правило правописания знаний)
Самостоятельно изучите материал учебника на стр.92.
Сформулируйте вопросы по материалу учебника и задайте своим одноклассникам.
Как передаем чувства в устной речи?
Как называются предложения, которые выражают сильные чувства и произносятся с восклицательной интонацией?
Какими могут быть восклицательные предложения по цели высказывания?
Как называются предложения, которые мы произносим спокойным тоном?
Познавательные УУД: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений
Предметные УДД: актуализировать знания о восклицательных и невосклицательных предложениях.
Регулятивные УУД: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности.
Цель: здоровьесбережение, активизация внимания
Коллективно выполняют упражнения
Личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника на здоровый образ жизни
V I . Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление. Работа в паре
Цель: Применяя правило, выполнить упражнение учебника
Выполните упражнение 114. Проговорите предложения в парах.
Прочитайте предложения выразительно, передавая чувства мимикой, жестами, интонацией. Повышайте голос на самом важном по смыслу слове.
Одинаково ли вы прочитаете эти предложения?
Какие эти предложения по цели высказывания?
Выпишите их по группам: повествовательные, побудительные, вопросительные.
Чтение предложений в паре.
Повествовательные, побудительные, вопросительные.
Предметные УДД: научиться определять восклицательные предложения по целям высказывания.
Регулятивные УУД: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности;
Цель: Систематизировать знания, полученные на уроке.
Какие предложения по эмоциональной окраске вам известны?
Чем они отличаются?
Какие предложения по цели высказывания могут быть восклицательными?
Восклицательные и невосклицательные предложения.
Восклицательные предложения произносим с восклицательной интонацией, а невосклицательные предложения — спокойным тоном.
И побудительные, и повествовательные, и вопросительные
Регулятивные УУД: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности;
IX. Домашнее задание
Стр. 94 словарный диктант и «Проверяем себя».
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности
В конце урока учитель выводит на экран интерактивной доски анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ
Обучаемые заполняют анкету:
1.Каких успехов вы достигли на уроке?
2. Какие затруднения возникли у вас?
3. С какими заданиями было легко справиться?
4. Какие вопросы у вас возникли в ходе урока? Получили ли вы на них ответы?
5.Что вам необходимо повторить дома?
Познавательные УУД: обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку);
проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию;
строить устные высказывания
Регулятивные УУД: оценивать совместно
с учителем или одноклассниками результат
Личностные УУД: представление о причинах успеха в учебе
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Цели урока:
1) углубить понятия об основных признаках предложения;
2) вспомнить и закрепить знания о восклицательных и невосклицательных предложениях;
3) сформировать умение определять предложения по эмоциональной окраске и целям высказывания;
Задачи:
- Образовательные
1) обучить постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;
2) обучить организации анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;
3) сформировать способность определять тему, основную мысль текстаи его микротемы;
1) развивать коммуникативную компетенцию;
2) развивать аналитические и творческие способности;
3) развивать мыслительную деятельность.
- Воспитательные
1) показать богатство родного языка;
2) прививать уважение к языку и его истории;
3) воспитывать культуру поведения в обществе, уважение к чужому мнению.
Номер материала: ДБ-482771
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Сколько россияне тратят на репетиторов
Время чтения: 1 минута
Путин поручил провести экспертизы учебников для бакалавриата
Время чтения: 1 минута
Конкурс «Учитель года» будет проходить в новом формате
Время чтения: 1 минута
Кравцов призвал создать федеральную систему учета успеваемости
Время чтения: 1 минута
В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19
Время чтения: 1 минута
В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник