Память и её развитие.
материал по информатике
Что такое память, её основные процессы.
Виды и уровни памяти.
Что такое расстройство памяти и от чего оно возникает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_o_pamyati.docx | 23.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Память и её развитие.
Память есть у всех живых существ, но высшего уровня развития она достигла у человека. Память связывает прошлое с настоящим. Осознавать своё «Я», действовать в окружающем мире, быть тем, кем он является, человеку позволяет именно память. Память человека — это форма психического отражения, заключающаяся в накоплении, закреплении, сохранении и последующем воспроизведении индивидом своего опыта. Наша память представляет собой функциональное образование, которое совершает свою работу благодаря взаимодействию трёх основных процессов: запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти процессы не только взаимодействуют, между ними существует взаимная обусловленность. Ведь сохранить можно только то, что запомнил, а воспроизвести — то, что сохранил.
Запоминание. Память человека начинается с запоминания информации: слов, образов, впечатлений. Основная задача процесса запоминания — точно, быстро и много запомнить. Различают непроизвольное и произвольное запоминание. Произвольное запоминание включается, когда перед человеком стоит цель запомнить не только то, что само запечатлелось в его памяти, но и то, что необходимо. Произвольное запоминание активно, целенаправленно, имеет волевое начало.
То, что личностно значимо, связано с деятельностью человека и его интересами, носит характер непроизвольного запоминания. При непроизвольном запоминании человек пассивен. Непроизвольное запоминание наглядно демонстрирует такое свойство памяти, как избирательность. Если поинтересоваться у различных людей, что им больше всего запомнилось на одной и той же свадьбе, то одни легко расскажут о том, кто и какие подарки преподнёс молодожёнам, другие -что ели и пили, третьи — под какую музыку танцевали и т.д. Однако при этом ни первые, ни вторые, ни третьи не ставили перед собой чёткой цели запомнить что-то конкретно. Сработала избирательность памяти.
Стоит упомянуть об «эффекте Зейгарник» (был впервые описан в 1927 г. советским психологом Блюмой Вульфовной Зейгарник (1900-1988): человек непроизвольно гораздо лучше запоминает действия незавершённые, ситуации, не получившие естественного разрешения.
Если мы не смогли что-то допить, доесть, получить желаемое, при этом были близки к цели, то это запоминается основательно и надолго, а успешно завершённое забывается быстро и легко. Причина в том, что незавершённое действие — источник сильных отрицательных эмоций, которые по силе воздействия гораздо мощнее положительных.
Многие учёные занимались изучением приёмов запоминания. В частности, немецкий психолог Г. Эббингауз сформулировал ряд закономерностей запоминания. Он считал, что повторение (опосредованное или прямое) — единственная относительная гарантия надёжности запоминания. Причём результат запоминания находится в определённой зависимости от количества повторений. Закон Эббингауза гласит: число повторных предъявлений, необходимых для заучивания всего ряда, растёт гораздо быстрее, чем объект предъявляемого ряда. Если испытуемый запоминает с одного предъявления (показа) 8 цифр, то для заучивания 9 цифр ему понадобятся 3-4 предъявления. Учёный также подчёркивает значение волевого фактора внимания. Чем выше концентрация внимания на какой-либо информации, тем быстрее произойдёт запоминание.
Однако установлено, что механическое повторение менее эффективно, чем осмысленное запоминание. Направление современной психологии — мнемотехника — занимается разработкой многочисленных приёмов запоминания, базирующихся на принципе ассоциативной связи: перевод информации в образы, графики, картинки, схемы.
Выделяют четыре вида памяти человека в соответствии с типом запоминаемого материала:
- Двигательная память, т.е. способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций (водить машину, плести косу, завязывать галстук и т.п.).
- Образная память — возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. Она бывает (в зависимости от принимающего анализатора) слуховой, зрительной, осязательной, обонятельной и вкусовой.
- Память запечатлевает пережитые нами чувства, особенность эмоциональных состояний и аффектов. Ребёнок, которого испугала большая собака, скорее всего, даже став взрослым, ещё долго будет испытывать неприязнь к этим животным (память страха).
- Вербальная память (словесно-логическая, семантическая) — высший вид памяти, присущий только человеку. С её помощью осуществляется большинство мыслительных действий и операций (счёт, чтение и т.д.), образуется информационная база человеческого интеллекта.
У разных людей в большей степени развит тот или иной вид памяти: у спортсменов — двигательная, у художников -образная и т.д.
Сохранение информации. Основное требование, предъявляемое к памяти человека: хранить информацию надёжно, долго и без потерь. Выделяют несколько уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация:
- Сенсорный (непосредственный) тип памяти. Системы этой памяти удерживают точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Данные сохраняются в течение 0,1-0,5 секунды. Механизм действия сенсорной памяти легко обнаружить: закройте глаза, затем на секунду откройте их и закройте снова. Увиденная вами чёткая картинка сохраняется некоторое время, а потом медленно исчезает.
- Кратковременная память позволяет перерабатывать колоссальный объем информации, не перегружая мозг, благодаря тому что она отсеивает все ненужное и оставляет полезное, необходимое для решения актуальных (сиюминутных) проблем.
- Долговременная память обеспечивает длительное сохранение и применение информации. Ёмкость и длительность хранения информации в долговременной памяти могут быть безграничными. Выделяют два типа долговременной памяти. Первый — на уровне сознания. Человек по своей воле может вспомнить, извлечь необходимую информацию. Второй тип — закрытая долговременная память, информация в которой хранится на уровне подсознания. В обычных условиях человек не имеет доступа к этой информации, лишь с помощью психоаналитических процедур, в частности гипноза, а также раздражений различных участков мозга можно получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, мысли, переживания.
- Промежуточная память находится между кратковременной и долговременной памятью. Она обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов. В бодрствующем состоянии в течение дня человек накапливает информацию. Чтобы мозг не перегружался, необходимо освободить его от излишней информации. Информация, накопленная за прошедший день, очищается, категоризируется и закладывается в долговременную память во время ночного сна. Учёные установили, что для этого требуется как минимум три часа ночного сна.
- Оперативная память — это вид памяти человека, проявляющейся в ходе выполнения определённой деятельности и обслуживающей эту деятельность.
Воспроизведение. Требования, предъявляемые к процессу воспроизведения памяти, — точность и своевременность. В психологии выделяют четыре формы воспроизведения:
- узнавание — возникает при повторении восприятия объектов и явлений;
- воспоминание — осуществляется при реальном отсутствии воспринимаемых объектов. Обычно воспоминания осуществляются посредством ассоциаций, которые обеспечивают автоматическое, непроизвольное воспроизведение;
- припоминание — осуществляется при отсутствии воспринимаемого объекта и связано с активной волевой деятельностью по актуализации информации;
- реминисценция — отсроченное воспроизведение ранее воспринятого и казавшегося забытым. При данной форме воспроизведения памяти более давние события вспоминаются легче и точнее, чем произошедшие в недалёком прошлом.
Забывание является оборотной стороной сохранения памяти. Это процесс, приводящий к утрате чёткости и уменьшению объёма данных, которые могут быть актуализированы в психике . Преимущественно забывание не является аномалией памяти, это закономерный процесс, который обусловлен рядом факторов.
- Время — менее чем за час человек забывает половину только что полученной информации механически.
- Активное использование имеющейся информации — забывается прежде всего то, в чем нет постоянной необходимости. Однако впечатления детства и двигательные навыки, такие как катание на коньках, игра на музыкальном инструменте, умение плавать, остаются достаточно устойчивыми в течение многих лет без каких-либо упражнений. Остаётся на подсознательном уровне, как бы забывается то, что нарушает психологическое равновесие, вызывает негативное напряжение (травмирующие впечатления).
Информация в нашей памяти не хранится в неизменном виде, как документы в архиве. В памяти материал подвергается изменению и качественной реконструкции.
Расстройства памяти человека. Многообразные нарушения памяти весьма распространены, хотя большинство людей их у себя не замечают или замечают слишком поздно. Само понятие «нормальная память» достаточно расплывчато. Гиперфункция памяти связана, как правило, с сильным возбуждением, лихорадочным волнением, приёмом некоторых медикаментов или гипнотическим воздействием. Формой навязчивых воспоминаний называют нарушение эмоционального равновесия, чувства неуверенности и тревожности, создающие тематическую направленность гиперфункции памяти. Так, например, мы постоянно вспоминаем свои крайне неприятные, неблаговидные поступки. Изгнать подобные воспоминания практически невозможно: они преследуют нас, вызывают чувство стыда и муки совести.
На практике чаще встречаются ослабление функции памяти, частичная утрата способности человека сохранять или воспроизводить имеющуюся информацию. Ослабление избирательной редукции, затруднения в воспроизводстве необходимого в данный момент материала (названий, дат, имен, терминов и т. п.) относят к самым ранним проявлениям ухудшения памяти. Затем ослабление памяти может принять форму прогрессирующей амнезии, причинами которой становятся алкоголизм, травмы, возрастные и негативные личностные изменения, склероз, заболевания.
В современной психологии известны факты обманов памяти, имеющих форму крайне односторонней избирательности воспоминаний, ложных воспоминаний и искажений памяти. Обычно они обусловлены сильными желаниями, страстями, неудовлетворёнными потребностями. Например, когда ребёнку дают сладость, он её быстро съедает, а затем «забывает» об этом и искренне доказывает, что ничего не получал.
Искажение памяти нередко связано с ослаблением способности различать своё и чужое, то, что человек переживал в реальной действительности, и то, о чем он слышал, видел в кино или читал. В случае многократных повторений таких воспоминаний происходит их полная персонификация, т.е. человек начинает считать чужие мысли своими. Наличие фактов обмана памяти свидетельствует о том, насколько тесно она связана с воображением и фантазией человека.
Источник
Особенности развития памяти у детей с нарушениями слуха
Трейдинг криптовалют на полном автомате по криптосигналам. Сигналы из первых рук от мощного торгового робота и команды из реальных профессиональных трейдеров с опытом трейдинга более 7 лет. Удобная система мгновенных уведомлений о новых сигналах в Телеграмм. Сопровождение сделок и индивидуальная помощь каждому. Сигналы просты для понимания как для начинающих, так и для опытных трейдеров. Акция. Посетителям нашего сайта первый месяц абсолютно бесплатно .
3. Эмоциональная память запечатлевает пережитые нами чувства, особенность эмоциональных состояний и аффектов. Ребенок, которого испугала большая собака, скорее всего, даже став взрослым, еще долго будет испытывать неприязнь к этим животным (память страха).
4. Высший вид памяти, присущий только человеку, — память вербальная (словесно-логическая, семантическая). С ее помощью осуществляется бо
льшинство мыслительных действий и операций (счет, чтение и т. д.), образуется информационная база человеческого интеллекта.
Первоначально память носит непроизвольный характер – в дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной памяти у ребенка в дошкольный период начинается в процессе его воспитания и во время игр.
Выявление уровня развития памяти на основе методик было проведено с детьми, имеющими нормальный слух и с детьми, имеющими нарушения слуха.
При проведении любого психологического исследования существенным является выделение таких значимых признаков, как степень нарушения слуха, наличие или отсутствие других первичных нарушений и возраст испытуемых. Возраст детей в группах был примерно одинаковым.
Обследование детей и математическая обработка результатов позволяют говорить, что различия по уровню памяти между группами детей не являются статистически значимыми. Полученное процентное содержание детей имеющих разные уровня развития может говорить о том, что грамотно подобранная программа поможет устранить данные различия за недолгий период. Таким образом, это подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 336с.
2. Волкова Е.Ф. Статистические методы экспериментальной психологии. – Новосибирск: НГПУ, 2003.
3. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. – М.: Просвещение, 1983. – Т.5. – 364с.
4. Запорожец А.В. Психология, М.: Учпедгиз, 1953. – 268с.
5. Методика работы с детьми, имеющими нарушения слуха. / Волкова С.Б. М.: Медицина, 2003.
6. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта. / Под ред. Л. П. Носковой.— М.: Педагогика, 1984. — 144с.
7. Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Велби, Проспект, 2005. – 304с.
8. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей / С.Б.Забрамная, О.В.Боровик. – М.: ВЛАДОС, 2003.
9. Психология детства. / Под ред. А. А. Реана – СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003. – 368с.
10. Психология и педагогика: Учебное пособие. / Сост. Романова И.А. – М.: Экзамен, 2004. – 228с.
11. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. — М., 1987.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 712с.
13. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 672с.
14. Эльконин Д.Б. Избранные психологические сочинения. – М.: Педагогика, 1988. – 234с.
[1] Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – с.-157.
[2] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – с.-269.
[3] Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Велби, Проспект, 2005. – с.-64.
[4] Психология и педагогика: Учебное пособие. / Сост. Романова И.А. – М.: Экзамен, 2004. – с.-37.
[5] Психология детства. / Под ред. А. А. Реана – СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003. – с.-169.
[6] Запорожец А.В. Психология, М.: Учпедгиз, 1953. – с.-134.
[7] Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. — М., 1987.
[8] Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – с.-218.
[9] Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. – М.: Просвещение, 1983. – Т.5. – с.-253.
[10] Эльконин Д.Б. Избранные психологические сочинения. – М.: Педагогика, 1988. – 234с.
[11] Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта. / Под ред. Л. П. Носковой.— М.: Педагогика, 1984. — 144с.
[12] Методика работы с детьми, имеющими нарушения слуха. / Волкова С.Б. – М.: Медицина, 2003.
[13] Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей / С.Б.Забрамная, О.В.Боровик. – М.: ВЛАДОС, 2003.
[14] Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей / С.Б.Забрамная, О.В.Боровик. – М.: ВЛАДОС, 2003.
[15] Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей / С.Б.Забрамная, О.В.Боровик. – М.: ВЛАДОС, 2003.
[16] Волкова Е.Ф. Статистические методы экспериментальной психологии. – Новосибирск: НГПУ, 2003.
Источник