Упражнения на развитие темперамента
Свой темперамент развивать можно и нужно. Основных направлений развития два: Повышения гибкости эмоционального реагирования, умение менять свой темперамент. Усиление темперамента, повышение внутренней скорости (темпоритма), включение высокоэнергетичных эмоций. Умение менять свой темперамент. К.
Практика «Удары энергии» повышает общую энергетику, способствует развитию здоровой агрессивности, концентрации на цели и умения сосредотачиваться.
Упражнение «Меланхолик» не самое популярное, но и оно бывает полезно для излишне рассудительных, мало эмоциональных людей. Упражнение «Меланхолик» полезно отрабатывать для повышения тонкой чувствительности, внимательности к переживаниям окружающих.
Если вам не хватает истероидных черт и вы хотели бы какие-то из них развить, то посмотрите следующие упражнения: вам более других нужен актерский тренинг и развитие сценического чувства и воображения. Найдите возможность заняться в драмстудии, кружке художественного слова, в группе пантомимы —.
Упражнение «Холерик» полезно в первую очередь для повышения общей энергетики.
Рубка дров — полезное упражнение для выработки уверенности в себе. Рубить дрова на самом деле — не обязательно, достаточно моделировать процесс.
Игрушки нужно убирать. Родители сказали — игрушки убраны, а не напомнили — не убраны. И сколь.
Синтон работает на поддержке и позитиве, постепенно повышая уровень требовательности к участникам тр.
Умение понимать — дорогое и редкое умение. Не понимать — проще: не понравилось сказанное собеседнико.
Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке
Элитная программа саморазвития для лучших людей и выдающихся результатов
Источник
Конспект психологического тренинга «Типы темперамента и характера»
Олеся Гашилова
Конспект психологического тренинга «Типы темперамента и характера»
Сегодня мы поговорим с вами о конфликте. Какой я в конфликте? Все мы знаем, что конфликты происходят в жизни каждого из нас, как бы мы не хотели их избежать.И очень часто мы задаем вопрос: Как бы сделать так, чтобы конфликт не разрушал отношения? Как научится не доводить конфликт до точки кипения? Это очень важные вопросы. Здесь требуются некоторые знания – как мы по-разному подходим к конфликту. Для каждого человека конфликт несет что-то свое и тогда нам, зная это, будет легче ориентироваться, не смотреть на конфликт вообще.
Сегодня я предлагаю вам посмотреть на 5 типов поведения людей в конфликтах и определить свой тип поведения, своих близких, детей, мужей, жен, коллег. То окружение, которое для вас важно и посмотреть, что вы можете изменить, увидеть какие-то очень важные характеристики, как они проявляются в конфликте. Предлагаю об этом сегодня поговорить.
Какой я в конфликте?
I тип называется МАКСИМАЛИСТЫ
Это тип поведения человека в конфликте достаточно жесткий. Девиз этого типа «Я всегда прав». Судя по этому лозунгу, ясно, что человеку в конфликте очень сложно отступать от своих взглядов. Как он сказал, так и должно быть! Максималист считает, что все определяет только он! Ему очень сложно отказаться от своих взглядов. Мы уходим от шкалы «хорошо» или «плохо», мы просто смотрим на это как проявление. Для максималиста в конфликте суперважно настоять на своей точки зрения. Настолько важно, что он даже не слышит других точек зрения.Про такой тип еще говорят: «Ему как об стену горох!». Только его точка зрения! Только его позиция!
I I тип называется БОРЕЦ
Судя по названию: такому человеку очень важно померятся силой. Ему очень важен сам процесс конфликта, кто как проявляется в конфликте. Эти люди очень часто провоцируют конфликт, для того,чтобы понять: что я думаю, что другой человек думает. Он от конфликта испытывает удовольствие. Для него это просто жизнь, ощущение, что жизнь кипит, кипит. Его девиз «Давай поборемся, потом я тебя выслушаю», то есть з двух частей его лозунг. Сначала в первой части — давай поконфликтуем, а вторая часть – когда конфликт уже произошел, когда проявлены все позиции, когда он видит, что соперник достойный – он отвечает, он держит свою позицию. После того, как все это произошло, как выплеснулись эмоции,тогда у него наступает успокоение и он говорит: «Я тебя слушаю». И в этот момент он может услышать оппонента. Отказать такому человеку в борьбе – это глубокое для него разочарование. Если относится к этому с пониманием, то есть отстраненно, не воспринимать это на 100%, а смотреть на это как на игру, то тогда будет все гораздо проще. Дать ему разредится, выпустить пар, сказать свою точку зрения, дать возможность продемонстрировать свою силу и значимость. После этого такой человек скорее всего услышит вас.
I I I тип называется НЕЙТРАЛ
Это человек, который очень четко имеет свои внутренние суждения, мнения, оценки, действительности ситуации. Внутри у него все по полочкам разложено. Кто есть кто, кто прав, кто виноват, то есть он все последовательно внутри у себя пристраивает. НО! Он никогда и никому о этом не говорит. Или говорит крайне редко. И если в коллективе есть две противоборствующих стороны, то и та и другая сторона от этого нейтрала добивается ответа. «Ты за кого?» За Ивановых или за Петровых? Он, как правило, выбирает нейтралитет, не присоединяется ни к одной, ни к другой стороне. Ему сложно проговорить все, у него есть очень много опасений, что если он скажет свое мнение, то случится что-то очень страшное и нехорошее. Он считает, что конфликт – это очень плохо, больно и он предпочитает ни о чем не говорить. Провоцировать его на конфликт, как правило, бесполезно.Его лозунг: «Никому и ничего не скажу». Окружающие его люди всегда пытаются переманить на свою сторону.
IV тип называется МИРОТВОРЕЦ
Его поведение напоминает персонажа из мультфильма известного нам всем кота Леопольда,который всегда говорит: «Давайте жить дружно!» — это и есть девиз миротворца. Все хорошо! И Петровы хороши и Ивановы хороши! Не надо конфликтовать! Эти люди всегда избегают конфликта. Как только где-то возникает напряжение – они хотят его погасить. Если борец с максималистом встречаются и уже дымка, пожар, высказывание жестких точек зрения, то миротворец все время таких людей разнимает, призывает к спокойствию и дружбе. Этим он мешает конфликту проявиться и проявить разногласия, которые назрели, прояснить ситуацию. У миротворца всегда впереди страх, что случится что-то плохое. Этот страх не дает ему увидеть позитивную сторону конфликта. Ведь конфликт ведет к прояснению ситуации. К тому, что после конфликта напряжение спадет.
V тип называется РЕАЛИСТ
Тот человек, который очень четко видит свою позицию и уважает ее. И так же хорошо видит позицию другого человека и так же уважает ее. Он рассматривает две позиции как реальность. У него много самоуважения и уважения к оппоненту.Его девиз: «Я уважаю тебя и себя». Это та позиция, в которой каждому из нас хотелось бы быть чаще, потому что здесь нет кипения страстей, нет накала чувств, обидных слов, разрушительных для отношений моментов. Здесь очень много спокойствия, уважения и уверенности, что мы обязательно договоримся.
Что самое интересное, мы с вами бываем во всех этих позициях. И в нашей жизни мы используем все эти роли. Но одна из вышеперечисленных ролей более нам свойственна. Я предлагаю вам определить свою роль, как вы себя видите, как себя ведете в той или иной ситуации.Для более объективной картины немало важно мнение о нас со стороны: родных и близких, коллег. И обязательно узнаете что-то новое о себе, так как взгляд изнутри на себя он один, а взгляд со стороны – он другой. Знание этих типов поведения дает возможность это видеть и отслеживать. Если вы знаете, что вы борец, знаете, что вам доставляет это удовольствие, тогда просто следите за тем, чтобы не делать больно и обидно другому человеку. Если вы определили, что ваш партнер максималист, задайте себе вопрос – почему я выбрал такого партнера? Возможно, потому что он все умеет решать и решает. Значит, мне так было удобно. Потому что так просто мы не выбираем партнеров.
Так же знание этих типов даст вам возможность более эффективно строить отношения с теми, с кем бы вы хотели их улучшить. Поэтому пользуйтесь, практикуйтесь и применяйте это в своей жизни!
Я желаю вам успехов! Всего доброго!
Конспект психологического тренинга для детей «Избавляемся от своих страхов» Избавляемся от своих страхов. Как научить детей преодолевать свой страх? Я это делаю с помощью психологического тренинга. Мы с детьми учимся.
Конспект психологического занятия с детьми младшей группы «Геометропоезд» Цели: 1. развивать восприятие формы: круг, квадрат, треугольник; 2. развивать умение различать геометрические фигуры по цвету, размеру и.
Конспект психологического занятия с детьми с ОВЗ и их родителями «Домашние животные» Цель: — формирование и развитие социально-коммуникативных навыков. — демонстрация родителям возможных вариантов совместной деятельности.
Конспект психологического занятия «Волшебное путешествие в сказку «Гуси лебеди»» Конспект Занятия Цели: Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение;.
Конспект тренинга для старших дошкольников «Мы разные, но мы вместе» Задачи: 1. Формировать толерантные отношения между дошкольниками, сплоченность и терпимость друг к другу. 2. Развивать коммуникативные навыки,.
Конспект занятия «Игры с игрушками моторного характера «Матрешка — русская игрушка» .
Консультация для родителей «Как правильно воспитывать ребёнка в зависимости от его темперамента?» Консультация для родителей «Как правильно воспитывать ребёнка в зависимости от его темперамента?» Дорогие родители! Знаете ли Вы, какой.
Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения для коррекции темперамента детей дошкольного возраста» Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию темперамента детей дошкольного возраста» Темперамент чаще.
Источник
Тренинговое занятие для старшеклассников по теме «Профессия и темперамент»
Презентация к уроку
Цели:
- Анализ влияния природного фактора на профессиональное становление личности.
- Активизация процесса рефлексии.
Задачи:
- Ознакомить участников с понятием “темперамент” и с учением о темпераментах.
- Определить свой тип темперамента, составить темпераментную формулу.
- Способствовать развитию навыков общения, сензитивности.
Методическое оснащение: портреты Гиппократа (рисунок 1), К.Галена (рисунок 2), И.П.Павлова (рисунок 3), И.Канта (рисунок 4), презентация “Профессия и темперамент”, бланки к тесту (приложение 1), карточки с буквами Х, С, Ф, М, раздаточный материал “Типы темпераментов” (приложение 2).
Гиппократ | И.П.Павлов |
К.Гален | И.Кант |
Подготовительная работа: на доске развешиваются портреты Гиппократа, К.Галена, И.П.Павлова, И.Канта.
Сценарий
1. Рнтуал приветствия.
2. Введение в тему.
Ведущий. У каждого человека имеются индивидуальные врождённые особенности психики. Их нельзя игнорировать при выборе профессии. (Включается презентация.) Древнегреческий философ Эпикур (341-270 гг. до н.э.) говорил: “Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей. необходимые желания исполняя, а также естественные, если они не вредят, а вредные сурово подавляя” [1]. О какой природе это говорится.
Данными от природы, присущими от рождения свойствами психики характеризуется темперамент. Как же мы обозначим тему нашего урока. – Профессия и темперамент.
Зачем людям необходимо знать о темпераменте. – Чтобы понимать и учитывать в своём поведении и поведении окружающих, чтобы учесть свой тип темперамента при выборе профессии. Таким образом, цель нашего урока – анализ влияния природного фактора на профессиональное становление личности.
И в связи с этим задачи, которые мы будем решать:
1. Познакомиться с понятием “темперамент” и с учением о темпераментах.
2. Определить свой тип темперамента.
3. Составить свою темпераментную формулу.
4. Обсудить выбор своей будущей профессии с учётом типа темперамента.
5. Решить психологические задачи на определение типов темперамента.
3. Теоретический блок.
Ведущий. Темперамент (от лат. “соразмерность”, “правильная мера”, “надлежащее соотношение частей”) – это индивидуально-своеобразная, природно обусловленная (т.е. врождённая) совокупность динамических проявлений (доминирующие способы реагирования человека) психических процессов (сила, скорость, возникновение, изменение, прекращение, активность) личности в её сознательной деятельности [2].
Учение о темпераментах было создано уже в античности [6].
Создателем этого учения считается отец медицины, древнегреческий врач Гиппократ (460 – 379 до н.э.) (рисунок 1), жизнь и деятельность которого относится к V веку до н.э. Он предложил названия типов конституции (телосложения) человека [8, с. 250]. | ||||
Учение о темпераментах продолжил римский врач Клавдий Гален (рисунок 2), живший во II в. Он считал, что люди различаются по соотношению четырёх основных “соков” организма [8, с. 251]. | жёлтой желчи | крови | флегмы | чёрной желчи |
К.Гален утверждал, что непропорциональное смешение этих “соков” является причиной различных заболеваний, а оптимальное их соотношение определяет здоровье. | ||||
И до настоящего времени широко известны четыре типа темперамента: | холерик (от греч. “холе” — жёлтая желчь) | сангвиник (от греч. “сангвис” — живая кровь) | флегматик (от греч. “флегма” — слизь) | меланхолик (от греч. “меланхоле” — чёрная желчь) |
Огромное значение для понимания типов темперамента имело созданное учёным-физиологом Иваном Петровичем Павловым (1849 – 1936) (рисунок 3) учение о высшей нервной деятельности. | подвижный быстрый живой | инертный медленный спокойный | ||
Неуравновешенный (безудержный) с преобладанием возбуждения | Уравновешенный (сила и равновесие нервных процессов) | Неуравновешенный с преобладанием торможения | ||
Физиологической основой темперамента является | Активность мозга, ЦНС | Средняя активность | Реактивность | |
тип высшей нервной деятельности (деятельность коры головного мозга. Это природная особенность организма, он наследственно обусловлен, но изменяется под влиянием окружающих условий). | Сильный | Слабый (чувствительный) | ||
Крупнейший немецкий учёный, философ Иммануил Кант (1724 — 1804) (рисунок 4) поделил 4 на 2 группы: темпераменты действий (холерический и флегматический) и темпераменты чувствования (сангвинический и меланхолический, они самой природой ориентированы на особую восприимчивость к чувственным процессам) [5, с. 97-98]. | Темперамент действий | Темпера-мент чувствования | Темперамент действий | Темперамент чувствования |
В “чистом” виде каждый тип встречается редко. Но один тип выражен сильнее, а другие слабее. Поэтому следует говорить не о темпераменте, а о “темпераментной структуре”, которая включает в себя все типы.
4. Изучение темперамента. Тест для определения типа темперамента Жарикова Е., Крушельницкого Е.
Раздаются бланки к тесту (приложение 1). Инструкция: чтобы определить темпераментную структуру, необходимо выразить своё согласие (высокие баллы 10, 9, 8) или несогласие (низкие баллы 3, 2, 1, 0) с приведёнными высказываниями. Если трудно определиться с оценкой, т.е. если в зависимости от обстоятельств бывает и так, и так, ставьте средние баллы – 4, 5, 6, 7. Важно оценить себя как можно объективнее! Имейте в виду, что исследуются некоторые ваши личностные, а не умственные особенности, так что правильных и неправильных ответов здесь нет.
- Перед каким-либо важным для меня событием я начинаю нервничать.
- Я работаю неравномерно, рывками.
- Я быстро переключаюсь с одного дела на другое.
- Если нужно, я могу спокойно ждать.
- Мне нужны сочувствие и поддержка, особенно при неудачах и трудностях.
- С людьми равными я несдержан и вспыльчив.
- Мне нетрудно сделать выбор.
- Мне не приходится сдерживать свои эмоции, это получается само собой.
Сложить количество баллов по вопросам, номера которых указаны в формулах:
Соответствующие символы – М, С, Х, Ф – записать в порядке убывания их значений. Символы с одинаковыми значениями записывают один под другим. Получается так называемая приоритетная формула, например МФХС. Её владельца в первую очередь характеризуют меланхолические черты (М), поэтому его условно можно назвать меланхоликом. Слабее выражены признаки флегматика (Ф), холерика (Х) и сангвиника (С).
4. Основное содержание.
Участники (под музыку) делятся на группы “Х”, “С”, “Ф”, “М” по типам темперамента. Им даётся раздаточный материал “Типы темпераментов” (приложение 2), предлагается изучить информацию и ответить на вопросы: “Какими качествами характеризуется ваш тип темперамента? Что необходимо в себе менять? Какой режим работы благоприятен? Соотносится ли ваш тип темперамента с выбранной профессией?” Затем группы докладывают результаты своей работы всему классу. Организуется обсуждение “Как выбрать профессию с учётом типа темперамента?”
Каждый тип психики больше подходит для одних дел и профессий и меньше для других.
Холерик страстный, порывистый, склонный к резким сменам настроений и эмоциональным вспышкам, движения его резкие, быстрые, напряжённые, не всегда точные и согласованные.
- Положительные качества: энергичность, активность.
- Отрицательные качества: вспыльчивость, несдержанность, не хватает самообладания.
Акцент в самовоспитании: развивать способности считаться с чувствами окружающих, направляя энергию на полезные дела.
Благоприятна цикличная работа с чередованием больших усилий и спокойной деятельности. Можно достичь значительных успехов в работе, где ценят напор и безудержность. Это великолепный водитель, шофёр, лётчик-испытатель, но плохой счётный работник.
Сангвиник быстрый, живой, подвижный, активный, работоспособный, эмоциональный, легко переживает неудачи, быстро приспосабливается к условиям жизни, частая смена впечатлений.
- Положительные качества: отзывчивость.
- Отрицательные качества: поверхностность, нетерпеливость.
Акцент в самовоспитании: доводить начатое дело до конца, критично относиться к результатам своего труда, обращать внимание на качество выполненного задания.
Интересна разнообразная работа с получением новых заданий. Можно достичь успехов в работе, где ценят общительность, мобильность, управление, умение быстро переключаться на другие дела. Это хороший водитель, оператор, диспетчер, инженер, военный, регулировщик и т.п.
Флегматик спокойный, медлительный, с постоянством и глубиной чувств, равномерностью действий, устойчивостью стремлений и настроений, слабостью внешних выражений душевных состояний, с движениями замедленными, но точными, высоко координированными.
- Положительные качества: выдержка, самообладание, невозмутимость.
- Отрицательные качества: безразличие.
Акцент в самовоспитании: развивать активность.
Необходим привычный режим работы. Можно достичь успехов в работе, где требуются усидчивость, скрупулёзность, стабильность ритма. Сложнее, когда работа разнообразна. Это может быть прекрасный бухгалтер, экономист, секретарь, контролёр, программист, ремонтник, слесарь, сборщик, зубной техник, врач, повар, швея, работник музея, нотариальной конторы, информационного центра, планового отдела, архивариус, библиотекарь, корректор и т.п.
Меланхолик тонко чувствующий, легкоранимый, со сдержанными движениями, с глубокими переживаниями, слабо реагирует на окружающее.
- Положительные качества: впечатлительность, отзывчивость.
- Отрицательные качества: утомляемость, замкнутость.
Акцент в самовоспитании: совместная деятельность с успешными людьми.
Подходит работа, требующая тонких ручных умений в сочетании с дипломатичностью в отношениях с людьми. Это люди искусства. Противопоказаны профессии, связанные с неожиданностями и сложностями. Случается, что люди со слабой нервной системой в нормальных условиях, спокойной обстановке хорошо выполняют свои обязанности, но в сложных ситуациях теряются. Это может привести к трагическим последствиям.
Психологические задачи “Определение темперамента”.
Участникам предлагается определить типы темпераментов литературных героев и исторических личностей:
- Невозмутимый тугодум Михайло Семёныч Собакевич (флегматик).
- Непредсказуемый энергичный жизнелюб Ноздрёв, “говорун, кутила, лихач” (сангвиник).
- Импульсивный ревнивец Отелло (холерик).
- Впечатлительный романтик Гамлет (меланхолик).
- Алчно неутомимый барон Мюнхгаузен с жаждой впечатлений (сангвиник) [5, с. 5].
- Всегда спокойный, равнодушный, безвольно-бесцельный лентяй Обломов (меланхолик).
- Мстительный граф Монте-Кристо (холерик).
- Грустно-весёлый, ироничный писатель, сатирик, великий мистификатор Николай Васильевич Гоголь (меланхолик).
- А.П.Чехов, Пётр Ильич Чайковский, И.Ньютон (меланхолики) [5, с. 100].
- Свободолюбивый М.Ю.Лермонтов (сангвиник).
- Наполеон (сангвиник).
- Вспыльчивый, иногда до исступления, бесстрашный, с подвижными манерами А.С.Пушкин (холерик) [5, с. 14; 4].
- Обращённый в себя Виктор Гюго, с преобладанием чувственного начала, с чёрно-белыми контрастами в творчестве: если злодей – так исчадие ада, если герой – совершенство души (меланхолик) [5, с. 249].
- Настойчивый, упорный, скрупулёзный моралист и обличитель “сильных” мира сего Иван Андреевич Крылов (флегматик).
- Великий русский полководец Михаил Илларионович Кутузов, командир роты Астраханского пехотного полка (1762 г.), победитель Наполеона, образованный, исполнительный, предприимчивый, тактичный, умел находить общий язык с разными людьми, особый дар повелевать звучал ласковой просьбой, обаяние ума и благородство характера покоряли в нём людей и помогали при всей его усталости нести груз ответственности (флегматик).
- “Он так Россию полюбил, что и во сне он ей служил”. Русский царь-богатырь Пётр I, кипело в нём ретивое сердце, богатырские мысли сменяли одна другую, продолжительных разговоров он не любил и после некоторого отдыха возвращался к делу (холерик) [9].
- Склонный к взрывам безотчётного непокорства Чарльз Дарвин с самых ранних лет глубоко чувствовал прелесть живой природы и был одержим страстью собирать всякую всячину, от монет и печаток до тритонов и жуков (холерик).
- Великий систематизатор Д.И.Менделеев. Мучивший его вопрос всегда приводил его в возбуждённое состояние (холерик) [5, с. 176; 10].
- Полководец Александр Васильевич Суворов, от рождения слабый с неуравновешенным типом нервной системы. Спартанский режим, физические и психические нагрузки закалили его нервы и тело. И после этого он имел право говорить: “Потомство моё, прошу брать мой пример!” (холерик) [7, с. 111].
6. Рефлексия прошедшего занятия.
Ведущий. Мы выполнили задачи, стоящие перед уроком. Кто является создателем учения о темпераментах. Кто является создателем учения о высшей нервной деятельности. Назовите 4 типа темперамента. Можно ли изменить тип темперамента. Вы довольны полученной информацией, пригодятся ли вам эти знания в жизни.
7. Ритуал прощания.
Ведущий. Вы пополнили копилку знаний о себе, о своём типе высшей нервной деятельности. Благодарю вас за работу. Всего вам доброго.
Литература.
- В мире мудрых мыслей. / Под ред. А.Г.Спиркина. – Алма-Ата, 1962. – 365 с. – С.105.
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1979.
- Галкин В.А. Внутренние болезни. – М., 1980. – 392 с. – С.7.
- Гордин Я. Право на поединок.
- Государев Н.А. Треугольный человек. – М.,1991. – 270 с.
- Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб, 2004. – 509 с. – С.149 -162.
- Иванченко В.А. Тайны русского закала. – М., 1986. – 173 с. – С.111.
- Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник. – М., 2007. – 351 с.
- Новаковский В.И. Рассказы о Петре Великом. – М., 1992. – 64 с.
- Смирнов Г. Менделеев.
Источник