Занятия с родителями по эмоциональному развитию ребенка

Формы работы с родителями по социально — эмоциональному развитию детей дошкольного возраста

тт
Формы работы с родителями по социально — эмоциональному развитию детей дошкольного возраста

Цель: поделиться своим опытом, своими формами работы с родителями с другими педагогами по развитию коммуникативных способностей у детей.

«Дошкольное детство» — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от взрослых. В соответствии с Законом «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка».

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Ещё Н. К. Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педагогическим минимумом, привлечение их к работе детского сада». Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н. К. Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет …на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила». Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

Основные направления, используемые мною в работе с родителями:

1. Изучение потребности родителей в образовательных услугах.

2. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Исходя из этих направлений, я осуществляю работу по взаимодействию с семьями дошкольников.

Какие основные задачи я ставлю перед собой в работе с родителями?

• Изучение семей детей

• Привлечение родителей к активному участию в жизни группы

• Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей

• Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии

Для реализации принятых мною задач, я использую разнообразные формы работы с родителями.

• совместные праздники детей и родителей

• школа молодых родителей в буклетной форме

• дни открытых дверей

• участие родителей в совместном творчестве

• посещения на дому

• выполнение индивидуальных поручений

• информационно – просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ)

• информационно – аналитическая (опросы, анкетирование)

3. Конструктивная (информационные уголки, стенды)

4. Выставки, выставки-конкурсы, выставки детского творчества, выставки-ярмарки.

Расскажу подробнее о наиболее часто используемых мною формах работы.

Посещение на дому.

В каких случаях я посещаю семью?

В таких случаях, когда дети требуют особого внимания. Какие же это случаи?

Особого внимания требуют:

• дети, которые имеют неустойчивое поведение, сопровождающееся существенным ослаблением психосоматического здоровья и наличием нарушений в сфере межличностных отношений

• дети с асоциальным поведением (грубость, агрессивность)

• дети, имеющие различного рода неблагополучия личного плана: повышенную тревожность, депрессивность, заниженную самооценку

Посещение семьи ребёнка много даёт для её изучения, установления контакта с ребёнком, его родителями, выяснения условий воспитания.

Эффективное проведение данного мероприятия требует деликатности, такта, высокого уровня наблюдательности, профессионализма.

Иногда важно использовать для этого малейший повод (например, болезнь ребенка). Посещая больного ребенка, я могу выяснить и реализовать свои задачи и в другом плане.

Не задавая прямых вопросов, я могу выяснить:

• микроклимат семейных отношений, культуру общения, атмосферу

• семейный уклад (есть ли традиции, какие)

• организацию режима ребёнка, его игр, труда, занятий.

Работа с трудными семьями.

Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?

Неблагополучные семьи по своему укладу жизни очень разные. Особенно заметны семьи, где есть пьющие родители, ведущие аморальный образ жизни (дети в таких семьях, если они педагогически не запущены, поддаются влиянию)

Другой тип семьи – внешне благополучный, где родители обеспеченные. Дети таких родителей рано начинают осознавать своё особое положение среди других. Воздействие на таких детей и родителей крайне затруднительно.

Читайте также:  После снятия порчи как чувствует себя человека

Этим семьям необходимо оказать помощь в воспитании детей со стороны педагогов, психологов. Я использую наиболее эффективные индивидуальные формы общения, доверительные беседы; привлекаю таких родителей к наблюдению за детьми. Предлагаю посетить психолога, рекомендую почитать соответствующую литературу или статью, заранее для этого подготовленную. Чтобы не обидеть родителей, чтобы они не сочли меня слишком притязательными, я никогда сама не даю советов в личном плане, а рекомендую специалистов или необходимую литературу. Эти семьи наиболее уязвимы, и чем теснее будет налажено доверительное отношение, тем эффективнее будет результат.

День открытых дверей

Эта форма работы позволяет увидеть реальные достижения каждого ребёнка. Я стараюсь в этот день пригласить на просмотр занятий и свободной деятельности детей тех родителей, чьи дети отстают в развитии от других детей или не могут мирно сосуществовать в социуме детей. Родители любят посещать это мероприятие, если их дети задействованы в показе или в выступлении. Поэтому я стараюсь охватить как можно больше детей, организовать такой вид деятельности, где бы участвовали почти все дети. Особое внимание уделяю родителям, чьи дети малоактивны, показываю им, как необходимо привлекать ребенка к деятельности, чем его можно заинтересовать.

Выставки детского творчества

Персональные выставки работ одарённых детей (лепка, рисунок, поделки из разных материалов, аппликация) я использую как образец для подражания. Но наряду с ними использую разные виды работ, в том числе и совместные работы с родителями. Однако, я стараюсь выставлять работы всех детей по очереди, что бы все родители гордились маленькими победами своих детей и не считали своих детей не одаренными. Все дети находятся на разных ступенях развития, поэтому и их достижения различны. Иногда стоит поместить детскую работу низкого качества, чтобы подстегнуть и ребенка и родителей к работе над достижением лучших результатов. При этом, я не забываю давать рекомендации по обучению ребенка тому или иному виду деятельности, над которым необходимо дополнительно позаниматься с ребенком.

Беседа

В беседе я стараюсь затронуть волнующий меня вопрос по поводу воспитания обучения ребенка таким образом, чтобы разговор проходил как бы по инициативе самого родителя. В этом мне помогает знание особенностей самих родителей и их заинтересованности в той ли иной области разговора. Если родитель не идет на контакт, стараюсь переключить разговор на другую тему, не затрагивающую самого ребенка. Иногда, родители сами являются инициаторами разговора, совсем на отвлеченную тему, и тогда я незаметно для них перевожу разговор на их ребенка, начиная с похвалы или демонстрации детских достижений. Индивидуальные беседы сближают родителей и воспитателя, делают их отношения более доверительными.

Консультация

Я часто использую консультацию, как агитацию той или иной деятельности, для привлечения родителей к этой теме. Не секрет, что родители не очень-то любят что-либо читать, поэтому лишний раз стоит напомнить им, что они могут почерпнуть в этой статье. Что бы привлечь к знакомству с подаваемым материалом, этот материал я подаю красочно и ярко оформленным, напечатанным более крупным текстом и не содержащим расплывчатых фраз. Чем больше конкретики, тем эффективнее подача материала.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формирование ценных жизненных ориентаций.

Дидактическое пособие «Подводный мир» Детство-уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Чтобы познакомиться.

Обогащение социального опыта ребенка через реализацию игровых проектов «О правах — играя». Дошкольное детство – не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, развивается личность, это еще.

Источник

Перспективное планирование работы с родителями по социально-эмоциональному воспитанию детей

Елена Сусляева
Перспективное планирование работы с родителями по социально-эмоциональному воспитанию детей

Оформление папки-передвижки «Как правильно общаться с детьми» (для создания эмоционального благополучия в семье). Негативные и позитивные установки.

Консультация «Значение детских фантазий». Выставка детских рисунков «Рисуем музыку».

Групповое родительское собрание «Играют дети, играем вместе» (показ совместных игр на сплочение коллектива, создание благоприятного эмоционального фона в общении взрослых и детей, на снятие психомышечного напряжения, развитие внимания).

Тест для детей и родителей «Рисунок семьи определение эмоционального благополучия ребёнка в семье».

Консультация «Домашние животные, их значение в развитии эмоциональной отзывчивости у детей». Фотовыставка «Наши любимцы»

Консультация «Темперамент — основа поведения ребёнка»

Оформление стенда-памятки «Что нужно знать о6 эмоциональном развитии ребёнка-дошкольника», «Уровни эмоционального самочувствия детей».

Родительское собрание «Сохранение психологичеекого благополучия ребёнка в семье»

Консультация «Что такое мимическая гимнастика?» Фотовыставка «Наше лицо»

Формы работы с родителями по социально — эмоциональному развитию детей дошкольного возраста Цель: поделиться своим опытом, своими формами работы с родителями с другими педагогами по развитию коммуникативных способностей у детей.

Планирование работы с родителями. Развитие этнотолерантности дошкольников при знакомстве с сказками народов Дальнего Востока Тема: «Развитие этнотолерантности старших дошкольников при знакомстве с сказками — историко-культурным наследием коренных народов Дальнего.

Перспективное планирование работы с родителями на 2014–2015 г. в старшей группе Сентябрь. 1. Родительское собрание «Будем знакомы!» 2. Анкетирование родителей. 3. Консультации «Психологические особенности детей шестого.

Перспективное планирование работы с родителями в старшей группе Сентябрь Родительское собрание «Старший дошкольный возраст – какой он?» Цель проведения мероприятия: Познакомить родителей с результатами.

Читайте также:  Эмоционально лабильное расстройство личности у подростков

Перспективное планирование работы с родителями в старшей группе Перспективное планирование работы с родителями сентябрь 1. Родительский уголок: Ко дню знаний праздничное оформление группы; Папка – передвижка.

Перспективное планирование работы с родителями в старшей группе на 2014–2015 учебный год № Мероприятия Сроки Активные формы работы 1 Совместная подготовка к учебному году Август-сентябрь 2 Семинар – практикум «Будь здоровым».

Перспективное планирование работы с родителями в старшей группе Перспективный план по взаимодействию родителей в старшей группе на 2014-2015 учебный год. Анкета «Что вы знаете о своем ребенке?» Родительское.

План работы с родителями по социально-нравственному воспитанию детей сентябрь 1. Анкетирование Анкета для родителей 2. Родительское собрание Тема: «Общение и его роль в нравственном воспитании детей». Цель:.

Примерное перспективное планирование работы с родителями на 2014–2015 год в средней группе Примерное перспективное планирование работы с родителями на 2014-15год в средней группеКонсультации для родителей Консультации 1. «Застенчивый.

Источник

Система организации работы с детьми и родителями по социально-эмоциональному развитию дошкольников
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Эмоционально-положительное, содержательное общение дошкольников с окружающими людьми является сензитивным периодом в социальном развитии и важнейшим условием для дальнейшего успешного обучения в школе.

Скачать:

Вложение Размер
sistema_organizatsii_raboty_s_detmi_i_roditelyami_po_sotsialno.docx 44.57 КБ

Предварительный просмотр:

Система организации работы с детьми и родителями по социально-эмоциональному развитию дошкольников

Работа с дошкольниками

Дошкольный возраст – это тот период, когда начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. В этот период закладывается фундамент будущих гармоничных отношений человека с самим собой и окружающими, происходит адаптация личности к различным социальным ситуациям микро- и макросреды, приобретается опыт социальных отношений, который будет корректироваться во все последующие этапы его жизни.

Возраст от 2 до 7 лет – время, когда происходит минимальная, но значимая для дальнейшего становления, социализация.

Ведущим и определяющим началом социализации является дошкольное образование. Движущей силой социального развития выступает деятельность, в процессе которой в рамках сотрудничества со взрослыми, самостоятельной деятельности путём научения, подражания, идентификации ребёнок приобретает социальный опыт. «Именно через других мы становимся самим собой» – отмечал Выгодский Л.С.

Большое внимание для социализации дошкольников уделяется проблемам формирования эмоционального проявления, которые способны оказывать влияние на положительное или отрицательное поведение личности. Проблема социального самочувствия ребёнка является одной из актуальных. Между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное эмоциональное состояние относится к типу важнейших условий для развития личности.

Приобщение ребенка к миру взрослых людей, к их деятельности, к миру чувств и переживаний – задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Исторический анализ убеждает также в важности и необходимости квалифицированной помощи ребенку со стороны взрослых в сложном процессе вхождения во взрослый мир, т.к. дети испытывают трудности при установлении разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, у них плохо развиты навыки самообладания и самоанализа, знания о рукотворном мире, не развиты умения адекватно выражать свои эмоции. Представление ребенка о социальном мире формируется на основе знаний, которые он получает.

Социальное развитие – это процесс приспособления ребенка к социальной действительности (миру людей), передачи и дальнейшего развития им социокультурного опыта, накопленного человечеством, который включает в себя:

  • культурные навыки;
  • специфические знания;
  • знакомство с традициями, обрядами и правилами;
  • социальные качества, позволяющие человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.

Показателями социального развития являются социальная компетентность (сознательное поведение в различных ситуациях, не противоречащее культурным нормам, потребность добиваться соблюдения этих норм другими), формирование навыков самообслуживания, социальная адаптация, которые возможны при условии целенаправленных воспитательных воздействий.

Планирование и реализация воспитательно-образовательной работы нашего детского сада осуществляется по программе «Радуга» Т.Н. Дороновой, в которой выделяется специальный раздел, способствующий своевременному и полноценному психическому развитию детей», который предполагает работу в овладении базовых свойств личности: самооценки и образа «Я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми. В программе выделяется ряд задач для среднего, старшего возраста. Также дополнительно включены элементы из раздела «Социально-нравственное воспитание» программы «Детство» В.И. Логиновой и практический материал пособия «Я – ты – мы» О.Л.Князевой, включающий эффективные формы и методы работы с детьми.

В системе работы использованы следующие методы и приёмы:

  • традиционные и комплексные занятия на модульной основе конспекты занятий;
  • игры (дидактические, сюжетно-ролевые, коммуникативные);
  • чтение художественной литературы;
  • беседы;
  • проблемные ситуации;
  • экскурсии;
  • наблюдения.

Занятия на модульной основе объединены между собой на основе сюжета, который развертывается на протяжении долгого времени (месяца и более). Этот сюжет делает педагогический процесс интересным для детей и позволяет реализовать принцип обучения в игре, а так же вносит положительную окраску. Модуль включает в себя комплексные занятия по всем видам деятельности. Дети все время заняты (вплоть до бытового разговора и свободной деятельности), педагогический процесс перестает быть «подготовкой к жизни», а становится самой жизнью, жизнью детей, здесь ничего не делается «понарошку», условно, а все происходит в реальности. Деятельность детей приобретает целесообразность, они усваивают знания не потому, что так запланировал педагог, а потому что эти знания совершенно реально понадобятся им сегодня или в ближайшем будущем.

Игра позволяет ребёнку легче устанавливать связь с миром взрослых и с миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления. В игре строятся такие сложные отношения, как концентрированное взаимное внимание, принятие и открытое выражение эмоций (в том числе и негативных), проигрывание разнообразных фантазий и способов отношений к ним.

При организации сюжетно-ролевой игры используются игровые обучающие ситуации, которые развивают коммуникативные умения, формируют творческие способности и воображение в процессе игрового общения. Совместно с детьми продумываем атрибуты для игр, которые помогают войти в предметный мир и учат ориентироваться в его многообразии.

Дидактические игры расширяют и формируют знания об окружающем мире, о различных эмоциональных состояниях.

Коммуникативные игры, этюды, упражнения, психогимнастики, игры-драматизации, проблемные ситуации учат понимать эмоциональные состояния, дают представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), совершенствуют способность управлять эмоциями и чувствами. С помощью этого дети приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности и подготовки его к жизни. Для проведения индивидуальной и групповой работы с детьми по созданию благоприятного психоэмоционального климата в группе сверстников, формированию и закреплению положительных установок в сознании детей используется методическое пособие «Дружные дошколята».

Художественная литература помогает детям познать окружающий мир, обогатить представления о добре и зле, пробудить и развить социальные чувства, углубить жизненный опыт, сформировать задатки мировоззрения и первоначальных основ социальной активности. Произведения Д. Габе «Мама» и «Работа», В. Осеева «Просто старушка», К. Ушинский «Лекарство» и др. заставляют ребенка прочувствовать и задуматься о необходимости быть добрым и заботиться о самых близких людях. В произведениях Е. Серова «Нехорошая история», Я. Тайц «По грибы», Д. Лукич «Четыре девочки» и др. осуждаются отрицательные проявления (эгоизм, лень, жадность, жестокость, обман). Чтобы научить ценить труд и уважать людей труда, используются для чтения и анализа такие произведения: С. Баруздин «Кто построил этот дом», С. Маршак «Откуда стол пришёл?», Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы» и т.п.

Образовательное пространство группы спроектировано и создано как среда социализации посредством интеграции локальных мини-сред, стимулирующих детей к активному взаимодействию с окружающим и презентации себя в сообществе других.

Уголок «Здравствуй, Я пришёл!», используется следующим образом: приходя в детский сад, ребёнок выбирает соответствующий его настроению кружок и вставляет в кармашек под своей фотографией. С его помощью оценивается психологическая, эмоциональная атмосфера в группе, обращается внимание на тех детей, у которых часто бывает плохое настроение и выясняется ее причина. «Экран добрых дел» служит для самостоятельного анализа детьми своих действий, контроля своего поведения в различных видах деятельности. На экране отражены различные виды деятельности с кармашками, где ребенок выбирает деятельность, вставляет свою фотографию и оценивает своё поведение (на прогулке, на занятиях, в игре и т.д.). Мини-музей «Мои друзья» с рисунками детей способствует положительной ассоциации, связанное с понятием «друг – дружба». Уголок «Дружбы», в виде двух дружащих сердечек, помогает разрешать конфликты, ссоры между детьми и мирить их.

Пособие «Моя копилка» представляет собой объёмные «сердечки», «копилки», которые предназначены для сбора фантиков, мелких игрушек, бонусов и т.п., используя их дети могут рассказать о своих предпочтениях.

Использованные методы и приёмы помогают обогатить содержание работы с детьми, развивать способности адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать ценность собственной личности, других людей и выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями.

Профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Преемственность воспитания и обучения в детском саду и семье является непременным условием социально-эмоционального развития ребёнка. Воспитательные усилия должны быть согласованными. Это не означает, что дома и в детском саду должны быть созданы равные условия, так как то, что возможно дома, может быть не разрешено в детском саду и наоборот. Общая тёплая атмосфера и хорошие контакты между взрослыми особенно важны в случаях возникновения проблем у ребёнка. Чтобы заинтересовать родителей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать своими союзниками используются как традиционные, так и новые формы работы.

Одной из эффективных форм работы с родителями является проведение тренингов, которые направлены на оптимизацию детско-родительских отношений, на развитие коммуникативных склонностей ребёнка, познавательных процессов и креативности, произвольной сферы и обучение родителей приёмам развития творческих способностей ребёнка в игровой форме.

Существующая в группе традиция по обмену опытом семейного воспитания позволяет родителям делиться информацией, приводить примеры взаимодействия со своим ребёнком в какой-либо деятельности, рассказывать об интересных ситуациях, о своих успехах и трудностях в воспитании.

Для проведения экскурсий выходного дня детей и их родителей разработана тематика и ее содержание, которые предлагают родителям посетить мероприятия, проводимые в городе (выставки, спектакли, кинофильмы), игры и развлечения для «семейных досугов», организация семейных экскурсий (парк, походы), с целью формирования познавательных потребностей, освоения социального опыта.

На информационном стенде для ознакомления родителей предлагаются памятки на данную тему.

Взаимодействие с родителями воспитанников позволяет лучше узнать индивидуальные особенности каждого ребёнка, помогает взрослым глубже узнать желания и переживания детей.

Эмоционально-положительное, содержательное общение дошкольников с окружающими людьми является сензитивным периодом в социальном развитии и важнейшим условием для дальнейшего успешного обучения в школе.

Источник

Читайте также:  Как называется смена настроения во время месячных
Оцените статью