Игровые упражнения направленные на эмоционально-личностное развитие детей с ОВЗ.
статья на тему
Эмоциональная сфера является важной состовляющей в развитие детей с ОВЗ,так как никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого человека и управлять своими эмоциями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые упражнения направленные на эмоционально-личностное развитие детей с ОВЗ.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей с ОВЗ, так как никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого человека и управлять своими эмоциями. Не меньшее значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств. Как писал Л.С. Выготский «Эмоции являются центральным «звеном» психической жизни человека, и, прежде всего ребенка». Исследованием эмоций детей с ОВЗ занимались: Д.Б.Эльконин, Л.В.Занков, М.С.Певзнер, Г.Ф.Бреслав и другие. Практика работы с детьми с ОВЗ показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, а способы общения без специального обучения в должной степени не формируются. Эта проблема для детей с ОВЗ является актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане. Дети с ОВЗ – это дети, которым требуется больше внимания со стороны взрослых, нестандартных подходов в обучении и воспитании. Так как, от неумения общаться, незнания, как себя вести, неумения выражать свои чувства, и от отсутствия социального опыта, у детей иногда может возникать «агрессивное» или «странное» поведение. «Особым» детям нужна наша помощь: научить их выражать свои чувства и желания, общаться с людьмивербальным и невербальным способом,посредством символов, жестов, мимики и пантомимики,дать возможность реализовать себя в этом мире. Таким образом, в качестве приоритетного направления коррекционно-образовательной работы, мы решили выделить эмоционально-личностное развитие. Оно заключается: в формировании у ребенка образа «Я», «Я-сознания», умению «быть в мире с собой».Постепенно дети учатся осознавать и контролировать свои эмоции, находить выход из разных негативных эмоциональных состояний, у них накапливается опыт усвоения способов общения со взрослыми и сверстниками, происходит успешная социальная адаптация. Опыт работы в детском доме показывает, что наиболее успешно процесс обучения у детей с ОВЗ реализуется через игровую деятельность, через проигрывание и переживание разнообразных ситуаций. Поэтому, в своей работеэффективной формой для правильного формирования эмоционально-личностного развития детей с ОВЗ, мы избрали коррекционно-развивающие упражнения с использованием игровых технологий.Совместная игра – это уникальный вид сотрудничества, она создает наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития детей. В ней все равны: педагог и ребенок. Не случайно психологи считают, что подлинно доверительные отношения между педагогами и детьми возможны только в игре. Игра учит детей владеть собой, своими мыслями, чувствами, телом и настроением. Через игру происходит развитие всех основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности, формирование элементов социальной активности детей. И чем полнее и разнообразнее его игровая деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления. Для этого нужно обеспечить детям широкие возможности использованиявсех органов чувств, чтобы ребенок мог видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Каждый «особый» ребенок развивается в своем темпе, задача педагога – бережно относится к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста. Принимать ребенка таким, какой он есть, учитывать возрастные, физические и индивидуально-психологические особенности детей. Стремиться к установлениютесных эмоциональных контактов во время игры с каждым ребенком, ставить для себя и для «особого» ребенка реальные цели, учитывать зону ближайшего развития. Основной целью коррекционных игр и упражнений с использованием игровых технологий является: формирование социальных контактов и развитие эмоциональной сферы ребенка, игровыми средствами и тем самым гармоничное развитие его личности в целом. Поставленная цель включает в себя решение следующих задач: — развитие способности понимать, осознавать, выражать свои чувства, эмоциональное состояние на символическом и вербальном уровне;
— формировать умение и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой);
— способствовать освоению позитивных форм поведения, отношения к себе и окружающим;
— развитие самоконтроляв отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
— формировать у детей эмпатию (сострадание, сочувствие);
— коррекция психоэмоционального состояния, нежелательных черт характера и поведения;
— формировать позиции партнерских взаимоотношений детей друг с другом через игровую деятельность.
Коррекционная работа проводится с использованием следующих методов и приемов : имитационные игры, чтение и обсуждения художественной литературы , решение конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них, беседы, выражение своего эмоционального состояния в музыке и рисунке, релаксация, этюды на моделирование эмоциональных состояний, коррекционные игры и упражнения. На занятиях мы используем: пиктограммы, зеркало для каждого ребенка, фотографии детей, индивидуальные карты личностно-ориентированного планирования, мультимедийные презентации, музыкальное сопровождение. Коррекционно-воспитательную работу, направленную на развитие эмоционально-личностной сферы мы разделили на разделы:
Раздел 1.«Я и мое тело». Упражнения по данной теме направлены на обучение детей способности понять и оценить роль наших «умных помощников» — органов чувств – в процессе познания окружающего мира, их значение для развития общения в процессе восприятия, внимания, памяти, двигательной и эмоциональной сферах. Для умения различать свои ощущения мы проводим игры: «Посылка от обезьянки», «Чего не стало», «Угадай-ка»; игры-имитации «Мы обезьянки», «Послушай и угадай, «Правила гигиены»; упражнения «Запомни мое лицо, движение», «Слушай себя» и др.
Раздел 2. «Мой внутренний мир». Полученные знания позволят ребенку подойти к пониманию собственного «Я», передавать свои желания, чувства, средствами пантомимики, осознавать свои физические и эмоциональные ощущения, различать по выразительным средствам общения эмоции и чувства других детей и взрослых. Игры: «Мой портрет», «Домик настроений», «Мой день», «Почему так?»; этюды «Гномики в лесу», «Мы медведя испугались» и др.
Раздел 3. «Я и ты — такие разные». Полученные знания формируют у детей позитивное отношение к своему «Я», к сверстникам, чувство доброты, чуткости, доброжелательности, ощущение сплоченности в группе. Формируем умение преодолевать трудности в общении, благополучно выходить из конфликтных ситуаций, управлять своими настроением при общении с окружающим миром.Игры: «Мы — разные», «Чем мы похожи», «Вспомни имена своих друзей»; упражнения «Угадай эмоцию друга», «Мостик дружбы» и др.
Раздел 4. «Я познаю мир». Полученные знания позволят детям узнать, чем человек отличается от животных и растений, подвести ребенка к пониманию того, как важно любить окружающие природу. Формируют умение чувствовать природу, которая может определять наше настроение, поведение, подражать характерным жестам, движениям, позе, эмоциональным реакциям животных, переносить все хорошее из природы в общение с людьми. Игры: «Времена года», «Загадки про погоду», «Кто как разговаривает», «Чей голос», «Найди свою пару»; этюды «Дует ветер», «Дождик» и др.
Раздел 5. «Мой эмоциональный мир». Полученные знания расширят представления об эмоциях (радость, грусть, удивление и др.), умение понимать свои чувства и настроение других людей по мимике, движениям, жестам, передавать свое эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства. Игры-ассоциации «На что похожа радость?», «Грусть», «Обида»; игры «Азбука настроения», Кривые зеркала», «Подбери маску» и др. Игровые технологии играют огромную роль в формировании эмоционального-личностного развития детей с ОВЗ. Практическая значимость нашей работы отмечается в том, что дети стали более внимательными и доброжелательными друг к другу , у нихулучшилась эмоционально – волевая сфера , наметились положительные сдвиги в поведении и общении. В заключении хотим отметить, что эмоционально-личностное развитие детей с ОВЗ — очень сложный и длительный процесс, требующий целенаправленной, практической работы педагога. Успешное решение этой задачи возможно только при системном подходе, с использованием игровых технологий с опорой на сохранные анализаторы и поэтапным усложнением содержания материала. В результате применения игровых технологий у детейприобретается бесценный опыт в общении. Полученные навыки дети смогут применять в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.
- Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А.. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб, 2010.
- Ротарь Н.В. Карцева Т.В. Занятия для детей с задержкой психического развития.- В., 2014.
- Войтова И.Д., Гуськова М.А., Можейко А.В, Лифанова С.Ю., Фирсова Л.Е. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации/ Под ред. А.В. Можейко. — М., 2010.
Источник
Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
Галина Коновалова
Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка.
Детям с ОВЗ свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему и поэтому эмоциональный контакт со взрослым, потребность в общении с ним у ребёнка в раннем возрасте часто совсем не возникает. В результате дети, поступающие в дошкольное образовательное учреждение, как правило, не владеют способами усвоения общественного опыта. Они не умеют действовать ни по словесной инструкции, ни по подражанию и образцу.
Игра «Волшебный клубочек»
Цель: помочь детям увидеть свои положительные стороны, дать почувствовать, что его понимают
и ценят другие дети, развитие раскованности; тренировка самоорганизации.
Материалы к занятию: клубок ниток, магнитофон, спокойная музыка.
Дети стоят или сидят по кругу. Педагог передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово,
или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т. п.
Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до педагога.
Дети в кругу, каждый говорит по очереди, что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д.
Педагог предлагает несколько игрушек (кукла – коляска, кегли – мяч, кубики – машина, удочка – рыбки и др.). Уточняет как играть этими игрушками. Затем все игрушки складывает в большую коробку и предлагает детям вытащить себе по одной. Затем ребёнок ищет партнера по игре,обращаясь к нему: «Максим, давай поиграем вместе».
Дети стоят в кругу. Педагог предлагает передать друг другу рукопожатие.Начинает педагог: «Я передаю вам свою дружбу, и она идет от меня к Мише от Миши к Кире и т. д. и снова возвращается ко мне.
Вот какие дружные ребята!»
Педагог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх — нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают, что они боятся, или боялись, когда были маленькими.
Выучить «заклинание»против страха:
Раз, два, три, четыре, пять –
Палочку беру опять.
Раз, два, три, четыре,
Буду самый смелый в мире!
(повторить заклинание 3 раза, обвести вокруг себя волшебной палочкой»)
Одному ребёнку завязывают глаза и предлагают догадаться,кто будет к нему подходить: он ощупывает кисти рук, голову, одежду.
Ребенок садится на стул и изображает из себя надутого и обиженного человека. Задача всех участников игры-рассмешить ведущего. (они могут строить рожицы, щекотать, рассказывать смешные истории). Тот кому удалось рассмешить товарища садится на его место.
На ковре раскладываются фишки –смайлики с изображением разных эмоций, детям предлагается найти одинаковые и назвать эмоцию и изобразить её.
Дети сидят или стоят в кругу и молчат. Водящий ходит по кругу, задает вопросы, смешит детей. Все должны повторять движения, мимику и жесты ведущего, но не смеяться и не говорить. Кто первый нарушит правила — водит.
Эмоциональное общение взрослого и ребёнка возникает на основе совместных действий, которые должны сопровождаться приветливой улыбкой и ласковым голосом. Взрослый должен прикоснуться к каждому ребёнку, погладить его, взять за руку.
Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников и ее влияние на психологическое благополучие ребенка Добрый день уважаемые коллеги!Хочу поделиться своим мастер – классом для педагогов «Развитие эмоционально – личностной сферы старших дошкольников.
Игры на развития зрительного внимания у детей старшего дошкольного возраста Игра «Найди пару» Можно смешать между собой разные пары носков, можно вырезать из бумаги пары полосок разной длины, можно подобрать пары.
Конспект подгруппового занятия по развитию личностной сферы для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный замок» Программное содержание: Коррекционно-развивающие задачи: — помочь ребенку осознать свою индивидуальность, помочь понять, что он, как и.
Конспекты занятий в подготовительной группе (6–7 лет) по программе развития социально-личностной сферы ребенка-дошкольника Конспекты занятий в подготовительной группе (6–7 лет) по программе развития социально-личностной сферы ребенка-дошкольника «Я МОГУ! Я ЗНАЮ.
Коррекционно-развивающее занятие по развитию познавательной и эмоционально-личностной сферы у детей 6–7 лет «Разноцветная осень» (коррекционно-развивающее занятие по развитию познавательной и эмоционально-личностной сферы у детей 6-7 лет) Подготовила.
Методы развития эмоционально — чувственной сферы детей старшего дошкольного возраста. Введение Современный человек достиг невиданных высот. Ему доступны тайны мироздания, он покорил Космос и морские глубины. Но осталась непознанной.
Программа эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста «В мире эмоций» Программа эмоционально – личностного развития детей старшего дошкольного возраста. «В мире эмоций» Педагог-психолог д\с №7: Коурова.
Развитие эмоционально-волевой сферы по средствам песочной терапии у детей дошкольного возраста. Развитие эмоционально-познавательной сферы по средствам песочной терапии у детей дошкольного возраста. «Дети не любят игрушек неподвижных,.
Взаимосвязь когнитивной сферы и развития речи детей старшего дошкольного возраста Введение Важность этой проблемы обусловливается большим количеством трудностей нынешнего создания. Формирование когнитивной области весьма.
Эмоционально-экспрессивные игры как средство социально-коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста Актуальность Проблема приобщения ребенка к социальному миру является одной из ведущих в процессе формирования личности. Сегодня проблема.
Источник